Собственный опыт

Что такое ротонда в архитектуре. Что такое ротонда

В литературных произведениях романтического характера часто местом встречи возлюбленным является ротонда. Это что за здание? Да и постройка ли вообще? В сочинениях начала и середины XIX века в ротонду облачены героини. Похоже, это слово имеет несколько значений. Ведь и в описании архитектуры церквей мы встречаем термин «ротонда». Что же это такое? Мы попробуем это выяснить в данной статье. Ниже мы рассмотрим не только этимологию слова, которое нашло воплощение в парковых беседках и женских манто, но и приведем интересные факты о ротонде, расположенной в Санкт-Петербурге. Какими мифами овеян данный тип здания?

Ротонда - это что такое?

Происхождение этого слова латинское. Rotundus в переводе означает попросту «круглый». И прежде чем ротонда стала архитектурным термином итальянских зодчих, она уже существовала в античных зданиях. В форме окружностей выстроены древнегреческие моноптеры и толосы. Некоторые языческие храмы в Римской империи тоже являются ротондами. В качестве примера можно привести Пантеон. Позже здания, имеющие в своей основе круг, стали использоваться в христианской сакральной архитектуре. Это преимущественно баптистерии, которые раньше были отдельными от храмов постройками, и некоторые церкви. Получается, что ротонда - цилиндрической формы, увенчанное круглым куполом. Но это не совсем так. Мы можем встретить ротонды совсем без стен. Вместо них окружность создают равномерно отстоящие друг от друга колонны. А бывают ротонды совсем без крыши. Так, в греческих сооружениях кровлей служил только портик.

Ротонды в церковной архитектуре

Христианская Церковь при постройке храмов брала за образец античные мавзолеи, которые были в своей планировке круглыми. Первые храмы для верующих были местом поминовения и почитания святых мучеников. Возможно, поэтому и была взята форма пантеонов для планирования церквей. Итальянские зодчие активно использовали в своей работе ротонду. Это повлияло на сакральную архитектуру не только в Южной Европе, но и в Киевской Руси. Мы находим храмы-ротонды XI-XII веков в Галиче, Львове, Владимире-Волынском, Перемышле. Тринадцатым столетием датируются фундаменты круглых церквей в Ужгороде, Нижанковичах, Черниховцах, Столпье. Самая ранняя церковь-ротонда в северной части Киевской Руси была обнаружена в Смоленске. Это храм Немецкой Богородицы, который построили во второй половине XII столетия по заказу купцов-иностранцев. Но эта архитектурная форма довольно быстро прижилась в русской архитектуре. Еще в допетровскую эпоху, когда модно было приглашать строить церкви итальянских мастеров, ротонды появились в московских монастырях. Столетия спустя их можно было встретить повсеместно.

Ротонды в светской архитектуре

Строения в форме идеального круга в римскую эпоху возводились часто как мавзолеи, пантеоны. Поэтому светская архитектура времен классицизма, желая наследовать античные образцы, стала использовать ротонды. Это были мавзолеи, прославляющие павших героев. Как правило, стены таких зданий украшали колонны, а кровлей служил округлый купол. С приходом эпохи романтизма «пантеоны» стали строить в парках. Эти небольшие сооружения стали неотъемлемой частью ландшафтного дизайна. Ротонда в парке не всегда наследовала пантеон. Она могла не иметь стен. Многие парки украшают ротонды в виде стоящих кругом колонн, соединенных невысоким куполом. Но есть и сооружения, напоминающие романтические часовни.

Ротонда в Санкт-Петербурге

Дом на углу набережной Фонтанки и улицы Гороховой скрывает довольно мистический объект. Глядя на типичное для Санкт-Петербурга мрачное здание, невозможно догадаться, что в нем скрыта ротонда. Как оказался этот округлый в прямоугольном доме? Точно ответить на этот вопрос не может никто. Дом был возведен в XVIII столетии, но впоследствии неоднократно перестраивался. Вероятно, ротонда осталась от первоначальной конструкции. Сейчас она как бы спрятана в «футляр» нового дома: купол упирается в чердак, окна выходят во внутренний двор. Из-за своей скрытности ротонда в Санкт-Петербурге овеяна самыми мрачными легендами. Считается, что она является центром мирозданья, некой осью бытия, и здесь в полночь можно встретить Сатану. В 80-90-х годах прошлого века ротонда стала местом посещения не только разного рода эзотериков, но и неформальной молодежи. Тут бывали В. Цой и Кинчев. В последнее время красивую ротонду настолько изгадили вандальскими граффити, что жители дома ввели плату за вход - целых 70 рублей. За эти деньги они реставрируют

Другие значения слова «ротонда»

В архитектуре термин означает конструкцию цилиндрической формы, независимо от того, какую функцию она выполняет: церкви, павильона или беседки. Ротонда - это также название верхней женской одежды в виде просторной накидки. Она была в моде в XVIII-XIX столетиях. В Средние века ротондой называли танец-хоровод. Есть также одноименный термин в типографике. Он означает разновидность готического шрифта.

Что такое Ротонда — беседка прошлого века

Издавна беседка у представителей всех народов мира ассоциировалась с тишиной, уединением и покоем. Однако историки убеждены, что прародительницей увитого плющом гостевого домика была величественная Ротонда.

У каждого из нас с ажурным украшением парка или сада связаны, возможно, не главные, но, безусловно, самые приятные и счастливые минуты дачной жизни.

Приоткрытая со всех боков лёгкому ветерку, и вечернему туману, крадущемуся от сделанного , прогретая теплыми лучиками июльского солнышка беседка позволяет забыть обо всех невзгодах и полностью раствориться в тишине природы.

Всем известно, что утренний чай в беседке пахнет особенно вкусно розой и бергамотом, а еда на свежем воздухе исчезает просто с молниеносной скоростью. Весёлые песни под гитару в компании друзей смогут снова вернуть в далёкое прошлое. А сколько слов было сказано в честь увитого плющом летнего домика, лириками!

Что такое Ротонда

На сегодняшний день наиболее распространёнными материалами для строительства является камень, дерево, пластик. Однако искусственно синтезируемые заготовки, призванные стать украшением сада, уже совсем не похожи на монументальные колоны настоящей прародительницы гостевого домика – величественной ротонды.

Былое, сакральное значение беседки заключалось в том, чтобы скрыть от любопытных глаз первые страстные поцелуи и жаркие признания в любви. Ротонда издавна считалась излюбленным местом отдыха представителей высшего сословия. Как же выглядела беседка наших прабабушек?


Небольшое сооружение архитектуры, чаще всего с куполом в виде крыши, украшенное колоннами и цветами, это ответ на вопрос – что такое Ротонда. Неотъемлемый атрибут дворянской усадьбы 18 века. Несколько десятилетий спустя, под влиянием моды на загородный образ жизни, ротонды сменили ажурные конструкции, демонстрирующие во всей красе платья и наряды гостей.

В XX веке простые навесы и вовсе вытеснили величественные архитектурные сооружения прошлого. На сегодняшний день строительство беседок для дачи практически не ограничивает фантазии ландшафтного дизайнера. Так ротонда снова получила право на существование в парковых ансамблях современности.


Беседка сегодня – это обязательный элемент любого дачного или приусадебного участка. Не следует недооценивать роль малых архитектурных форм даже владельцам небольшого сада – расположенный по всем канонам ландшафтного дизайна гостевой домик очень скоро кустистые растения превратят в уединённый уголок, где хозяев и домочадцев не потревожат любопытные взгляды прохожих и случайных гостей.

Источник — https://сайт/chto-takoe-rotonda.html

РОТОНДА

РОТОНДА

(фр., от лат. rotundus - круглый). 1) круглое здание с куполом, иногда на столбах. 2) верхнее женское одеяние без рукавов.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

РОТОНДА

1) круглое здание с крышей в виде купола или шатра, (нередко стекл.); 2) верхнее дамское платье, без рукавов.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

РОТОНДА

1) круглой формы здание, увенчанное куполом (часто стеклянным) или шатрообразной крышей; излюбленная форма римск. и визант. архитектур, а также эпохи Возрождения; 2) дамск. верхнее платье, длинное, без рукавов.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

РОТОНДА

франц. rotonde , ит. rotonda , от лат. rotundus , круглый. а) Круглое здание с куполом. b ) Верхнее женское платье.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Рото́нда

(ит. rotonda лат. rotundus круглый)

1) архит. круглая постройка, перекрытая куполом, часто с колоннами;

2) женская теплая верхняя одежда в виде длинной накидки без рукавов, распространенная в 19 - нач. 20 вв.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Ротонда

ротонды, ж. [от латин. rotundus – круглый ]. 1. Круглое или полукруглое небольшое здание с куполом (архит.) 2. Верхняя теплая женская одежда без рукавов. Меховая ротонда.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Ротонда

ы, ж. (ит. rotonda лат. rotundus круглый).
1. архит. Круглая постройка, перекрытая куполом, часто с колоннами.
|| Ср. бельведер .
2. Женская теплая верхняя одежда в виде длинной накидки без рукавов (была распространена в 19 - нач. 20 вв.).
Ротондовый - относящийся к ротонде 1, 2, ротондам.
|| Ср. мантилья , пелерина , пончо , тальма .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "РОТОНДА" в других словарях:

    Ротонда - Капитолия. Вашингтон, США. РОТОНДА (итальянское rotonde), центрическое сооружение, круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. Ротонда Джефферсона. Университет шт. Вирджиния, Шарлоттсвилль, США. Ротонда с фонтаном. Площадь Шарля де… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Пантеон, мартирий Словарь русских синонимов. ротонда сущ., кол во синонимов: 6 здание (45) мартирий … Словарь синонимов

    - (итальянское rotonde), центрическое сооружение, круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом … Современная энциклопедия

    - (итал. rotonda букв. круглая),1) круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.2) Длинная женская накидка без рукавов … Большой Энциклопедический словарь

    РОТОНДА, ротонды, жен. (от лат. rotundus круглый). 1. Круглое или полукруглое небольшое здание с куполом (архит.). 2. Верхняя теплая женская одежда без рукавов. Меховая роронда. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

В древнерусском зодчестве

В Московском государстве допетровского периода

  • О том, что приглашённые на Русь итальянские зодчие тоже строили ротонды, стало ясно после того, как началом XVI века был датирован существующий собор Высокопетровского монастыря (арх. Алевиз Новый).
  • Собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря , представляющий собор полуротонду, построен по приказу патриарха Никона в подражание иерусалимскому храму Гроба Господня .

Петровский период

В послепетровском зодчестве

  • В Санкт-Петербургe в форме ротонды выстроена, например, Троицкая церковь .
  • Беседка Некрасова над крутым берегом Волги в Ярославле (1840-е гг.) послужила образцом для ряда подобных сооружений в Ярославле и других верхневолжских городах (напр., беседка Островского в Костроме, 1956)
  • Из архитектуры XIX века известна стальная ротонда Шухова с висячими перекрытиями-оболочками .
  • В Москве форму ротонды имеют наземные павильоны некоторых станций метрополитена (Университет , ВДНХ , Рижская , Алексеевская , Парк культуры и др.).
  • Также в г. Воронеже находится памятник Ротонда - остатки разбомбленого в годы Великой Отечественной Войны вестибюля детской областной больницы, на ул. Бурденко .
  • В Перми одним из «символов города » является ротонда в городском саду (1824 г., архитектор Иван Свиязев , ул. Сибирская, 41)
  • В Новомосковске одной из достопримечательностей является ротонда на Комсомольской улице.
  • В Тюмени находится единственный в Сибири храм-ротонда - Всехсвятская церковь .
  • В городе Боровске Калужской области на центральной городской площади установлена ротонда-беседка. Эта ротонда воздвигнута на месте разрушенного храма.
  • В Волгограде ротонда расположена на центральной набережной города.
  • В Саратове ротонда расположена на набережной города.
  • В Торжке ротонда расположена в центре города на набережной.
  • В Оренбурге ротонда находится в парке Ленина на улице Советской.
  • В Уральске ротонда расположена в Некрасовском садике (быв. Столыпинский бульвар).
  • В Кирове , в архитектуре ансамбля Александровского сада, расположены береговые деревянные ротонды (архитектор А. Е. Тимофеев, 1835 год).
  • В Благовещенске на новой набережной реки Амур построена ротонда со стеклянной крышей, год постройки 2013.
  • В Петрозаводске ротонда, сооруженная в 1995 г. на оси Левашовского бульвара при выходе его к берегу Онежского озера, стала своеобразной композиционной точкой на набережной. Архитектор Н. Н. Овчинников. По преданию, на этом месте, в XVIII веке находился источник, из которого брала воду для умывания императрица Екатерина I, посещавшая наш край вместе с Петром I.На фотографиях начала XX века, запечатлевших Левашовский бульвар, хорошо видно: в том месте, где бульвар «встречается» с набережной, на берегу Онежского озера, расположена небольшая деревянная беседка с двускатной крышей. Беседка, одно из привычных мест отдыха петрозаводчан, сохранялась в городе до 1920-х годов, позже она была разрушена.

В других областях

  • В типографике ротондой называется разновидность готического шрифта .
  • В геометрии пентагональная ротонда - это многогранное тело, составляющее половину икосододекаэдра .
  • Ротондой в средние века назывались танцы, в которых ходят по кругу (см. хоровод).
  • Ротондой также называется особый вид женской накидки-плаща .

Напишите отзыв о статье "Ротонда"

Примечания

Литература

  • Клименко Ю. Г. // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. - СПб.: НП-Принт, 2015. С. 530-539. - ISSN 2312-2129

Отрывок, характеризующий Ротонда

Несмотря на отговариванье Дуняши и няни, княжна Марья вышла на крыльцо. Дрон, Дуняша, няня и Михаил Иваныч шли за нею. «Они, вероятно, думают, что я предлагаю им хлеб с тем, чтобы они остались на своих местах, и сама уеду, бросив их на произвол французов, – думала княжна Марья. – Я им буду обещать месячину в подмосковной, квартиры; я уверена, что Andre еще больше бы сделав на моем месте», – думала она, подходя в сумерках к толпе, стоявшей на выгоне у амбара.
Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы. Княжна Марья, опустив глаза и путаясь ногами в платье, близко подошла к ним. Столько разнообразных старых и молодых глаз было устремлено на нее и столько было разных лиц, что княжна Марья не видала ни одного лица и, чувствуя необходимость говорить вдруг со всеми, не знала, как быть. Но опять сознание того, что она – представительница отца и брата, придало ей силы, и она смело начала свою речь.
– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.
– Я не от себя делаю это, – продолжала княжна, – я это делаю именем покойного отца, который был вам хорошим барином, и за брата, и его сына.
Она опять остановилась. Никто не прерывал ее молчания.
– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.
«Душенька», – повторила она.
«Что он думал, когда сказал это слово? Что он думает теперь? – вдруг пришел ей вопрос, и в ответ на это она увидала его перед собой с тем выражением лица, которое у него было в гробу на обвязанном белым платком лице. И тот ужас, который охватил ее тогда, когда она прикоснулась к нему и убедилась, что это не только не был он, но что то таинственное и отталкивающее, охватил ее и теперь. Она хотела думать о другом, хотела молиться и ничего не могла сделать. Она большими открытыми глазами смотрела на лунный свет и тени, всякую секунду ждала увидеть его мертвое лицо и чувствовала, что тишина, стоявшая над домом и в доме, заковывала ее.

Не только внешний облик, но и дух Санкт-Петербурга сформировался в XVIII веке, известном своими роскошными балами и непрерывными войнами, высоким искусством и дворцовыми интригами, распространением просвещения и самых темных суеверий. Аура мистицизма, присущая этому гламурному веку, пропитала дворцы и особняки, парки и каналы города на Неве.

Эта атмосфера и сегодня накладывает отпечаток на жизнь Санкт-Петербурга, заставляя говорить о нем, как о колдовском, волшебном городе. Странных мест, где происходят удивительные события и появляются потусторонние сущности, в Северной столице много. Но самым мистическим местом считается не дворец или старинное кладбище, а обычный, на первый взгляд, дом. Точнее, то, что находится в доме – Ротонда.


Особняк на Гороховой

Обнаружить Ротонду непросто, хоть адрес этого странного сооружения известен. Находится оно в доме по улице Гороховой, 57 с фасадом, выходящем на набережную Фонтанки (дом № 81). Особняк, построенный в традиционном для конца XVIII века стиле классицизма, неоднократно реконструировался, но фасад с колоннами портика и лепниной остался прежним.

Здание является памятником архитектуры и фигурирует под названием «Дом Яковлева-Евментьева». Купец Савва Яковлев считается застройщиком, но кто был первым владельцем особняка доподлинно неизвестно – Александр Евментьев стал его хозяином значительно позже в 1860 году. При нем дом был частично перестроен, и тогда же, возможно, появилась Ротонда. Евментьев – далеко не последний обитатель особняка на Фонтанке. Известно, что в конце XIX века домом то ли владел, то ли просто в нем жил Андрей Зубов - граф и известный масон. Согласно легендам, именно в этом здании проводился обряд посвящения в масоны.


Архитектурные странности

Сама Ротонда – это не отдельно стоящее здание. Подобное сооружение на Гороховой улице тоже имеется – во дворе особняка купца Усова, его нередко путают со знаменитой Ротондой-лестницей. Но у него совсем другая история и другие странности. Самое мистическое место Санкт-Петербурга находится внутри здания, и представляет собой шесть высоких колонн, завершающихся куполом. Вокруг колонн поднимаются две металлические винтовые лестницы. Одна из них доходит до третьего этажа, и лестничная площадка, украшенная пилястрами, огибает Ротонду по кругу.

Вторая лестница – левая – не ведет никуда и заканчивается небольшой площадкой на уровне второго этажа, где вообще нет квартир. Говорят, в XIX веке стены на Ротонды были расписаны масонскими знаками но во время одного из ремонтов рисунки исчезли. На полу в центре площадки между колоннами есть крышка люка, который тоже никуда не ведет – ход, видимо, все же существовавший в прошлом, залит бетоном.

В помещении Ротонды необычная акустика. С одной стороны, гулкая, давящая тишина, от которой по спине бегут мурашки. С другой – слышно буквально каждое, даже тихо сказанное слово. И звук приходит всегда со спины, как бы обегая Ротонду по кругу и вызывая ощущение шепчущего на ухо невидимки. Снаружи особняка вся эта непонятная, хоть и не лишенная мистического очарования конструкция незаметна, даже купол закрыт чердаком. Кому и зачем понадобилось строить такое странное и совершенно нефункциональное сооружение?


Мифы и легенды Ротонды

Возможно, в XVIII–XIX веках Ротонда, действительно, являлась местом встреч масонов или проведения тайных ритуалов – различные эзотерические и спиритические сообщества тогда были в моде. Однако участники их не имели обыкновения рассказывать о своих занятиях, и дом № 57 на Гороховой улице хоть и пользовался дурной славой, но знаменитым и выдающимся не был.

Ситуация изменилась в 70-х – 80-х годах XX века, когда Ротонда стала местом тусовок различных неформальных молодежных групп. Именно тогда вспомнились старые легенды и родились новые мифы, и этому немало способствовало воображение экзальтированной молодежи, нередко подогретое алкоголем, а то и наркотиками. В настоящее время о мистических свойствах Ротонды ходят невероятные и часто противоречивые слухи. Она считается местом, откуда можно попасть в другой мир или оказаться в четвертом измерении. Кто-то уверен, что туда ведет неприметная дверка на первом этаже, сейчас, правда, наглухо замурованная. Другие утверждают, что вход в иной мир открывается на лестнице. Если идти по ней с закрытыми глазами, то до верха никогда не поднимешься – время словно останавливается. А с небольшой площадки левой лестницы можно увидеть тень седьмой колонны, несуществующей в нашем мире. По этим же металлическим ступеням иногда спускается в наш мир сам Сатана, недаром же другое название Ротонды – Лестница Дьявола.С владыкой преисподней можно даже встретиться и попросить его исполнить желание. Для этого надо подняться ночью по лестнице до самого верха. Только люди, знающие особенности Ротонды, не советуют этого делать, так как можно просто не вернуться в наш мир.

На куполе Ротонды кто-то даже написал предостережение словами из «Божественной комедии» Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Но исполнения желания, особенно если оно связано с делами сердечными, можно добиться проще – достаточно написать его на стене Ротонды. И до недавнего времени ее стены, словно причудливым ковром покрывали разнообразные надписи и рисунки – результат творчества молодежи. Сейчас этих надписей практически не осталось. В Ротонде сделали ремонт, установили на двери кодовый замок, и попасть туда стало непросто. Но те, кому все же удалось проникнуть в необычный подъезд, могут почувствовать всю мистическую атмосферу этого места и, возможно, поверить в самые удивительные легенды Ротонды.