Деньги

Что выбрать честь или бесчестие. Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка

Бесчестие - что такое? Вопрос довольно трудный не только потому, что объяснять придется абстрактное понятие, но еще и потому, что само слово уже практически не используется в живой, разговорной речи. То есть, конечно, его можно услышать, но в таком случае все действо приобретает привкус театральности. Однако разберем понятия «честь», «бесчестие», а также рассмотрим роль морали в отношениях человека и общества.

Что такое честь?

Начинать сразу с бесчестия трудно, потому что бесчестие - это отсутствие чести, таково самое общее определение. Поэтому долг велит сначала конкретизировать, что же такое честь.

Словарь нам дает 6 значений понятия.

  1. Достоинство, вызывающее уважение у самого себя или других людей. Оно может быть морального, социального, профессионального свойства.
  2. То же самое, что и почтение, уважение.
  3. Знак внимания.
  4. Нечто, придающее кому-то особенную значимость. «Этот поступок делает вам честь».
  5. Девственность женщины, ее непорочность.
  6. Обращение к официальному лицу или человеку, который выше говорящего по социальному статусу. У нас в словаре значится как устаревшее. Правда, в Америке до сих пор так к судьям и обращаются. Если не верите, посмотрите голливудский фильм с соответствующим сюжетом.

Естественно, исходя из толкования, бесчестие образует пару только с некоторыми значениями, например, с первым и с пятым. Бесчестие - что такое в данном случае? Все очень просто. Если человек не обладает определенным достоинством, за которое его уважают, то он бесчестный, а точнее, злой, недобрый. Не стоит удивляться, ведь есть же мнение, что зло - это отсутствие добра.

Еще можно сказать, что женщина бесчестна, если она не девственницей выходит замуж. Правда, для западной культуры это уже неактуально, но мир не замкнут на Европе и Америке. К остальным же значениям трудно присоединить бесчестие в качестве антонима.

Определение бесчестия

Теперь мы можем со спокойной совестью дать определение бесчестия. Снова обратимся к словарю.

  1. Поругание чести, оскорбление, позор.
  2. Штраф, который взыскивался с одного человека в пользу другого за оскорбление по решению суда (период 14 - начало 20 в.).

Оба значения считаются устаревшими. Конечно, можно было бы из этого безобидного факта вывести целую теорию, но мы уклонимся от такого соблазна. Надеемся, читателю ясно, что такое бесчестие, определение его довольно простое.

Теневая сторона чести. Случай Марти Макфлая

Иногда честь - это не просто достоинство, которое вызывает уважение у человека или окружающих, а еще и определенная система принципов, принятых в том или ином сообществе, например, воинская, аристократическая или рыцарская честь. Здесь анализировать плюсы и минусы понятий «честь офицера», «честь рыцаря», «честь аристократа» нет смысла, тем более что это давно сделал замечательный немецкий философ А. Шопенгауэр. Скажем только то, что когда честь - это определенная внутренняя система ценностей человека, то проблем нет. Трудности начинаются тогда, когда честь выступает внешним инструментом управления человеком.

Например, в давние времена один аристократ публично оскорбляет другого. Последнему ничего не остается, как вызвать нахала на дуэль. И представьте, что потерпевшую сторону на таком «разбирательстве» убивают. Впору задаться философским вопросом: «Бесчестие - что такое, стоит ли оно жизни?» Тем более когда предмет ссоры пустячный. Но ничего не поделаешь, до сих пор в некоторых культурах честь выше жизни.

Есть и более свежий и близкий пример. В кинотрилогии «Назад в будущее» один из главных героев мучается жуткими комплексами: он боится показаться в глазах окружающих трусом. Но в каждой серии жизнь наглядно демонстрирует Марти, что это не так уж страшно. А в третьей части перед главным героем встает дилемма: жить с осознанием того, что люди считают его трусом (значение слова «бесчестие» вспоминается тут само собой), или умереть героем. И Марти, кажется, делает для себя самый последний выбор.

Такой ли бесчестный у нас мир, как о нем говорят?

Сейчас принято ругать современность. Что и говорить, мир не блещет: бедность, нищета соседствуют с роскошью, причем богатые не стесняются своих капиталов и далеко не все участвуют в благотворительности. Неизменную неправедность жизни делает невыносимой открытость информации. В общем, если хотите узнать, бесчестие - что такое, то посмотрите вокруг. Реальность утопает в нем. Но так ли все плохо? Несправедливость была всегда. Но вместе с тем тот же интернет открывает небывалые возможности для общения людей. Волонтерское движение сейчас в моде, люди помогают животным. Другими словами, есть еще надежда на спасение.

Подводя итог разговору, скажем: лексическое значение слова «бесчестие» сводится к отсутствию чести, как, наверное, читатель уже сам понял.

Григорий Калихман (Дортмунд)

Понятие о чести - более сильный стимул нравственности,

чем всякое уложение о наказаниях.

Анри Сен-Симон

Во время недолгого пребывания М.С.Горбачёва в должности Президента Советского Союза был принят Закон о защите чести и достоинства Президента СССР. Я не слыхал, чтобы в какой-либо демократической стране существовал подобный закон. Недавняя лавина критики, обрушившаяся в прессе на Президента Германии Кристиана Вульфа и приведшая к его отставке, убедительно свидетельствует об отсутствии в ФРГ такого закона.

В противном случае в законопослушной Германии никто бы не осмелился критиковать президента своей страны. Не подлежит сомнению, что президент, как и простой, не облеченный властью гражданин, сам должен блюсти свои честь и достоинство, не прибегая к защите закона. А это всего-навсего означает, что имярек не должен совершать бесчестных и недостойных поступков. Или, говоря другими словами, человек оберегает честь своей должности, а не должность охраняет честь человека.

Понятие о чести и бесчестьи

Честь - одна из основных категорий этики - определяет отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Оказывается, честь - очень сложное понятие. Чтобы определить его, я для начала обратился к Толковому словарю русского языка и прочитал там следующее: «Честь - это общественно-моральное достоинство». Трудно придумать что-либо более непонятное и расплывчатое! Определение, найденное в Интернете, понравилось мне больше: «Честь - это комплексное понятие, связанное с оценкой таких качеств, как верность, правдивость, благородство, достоинство. Трактуется как присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности».

Следует отметить, что понятие «честь» не является общепринятым и застывшим. Оно меняется со сменой общественного строя и социальных условий, не говоря о том, что у разных народов понятия о чести не совпадают, а иногда даже диаметрально противоположны.

Если понятие «честь» трудно поддается определению, то бесчестье - это всегда позор и не просто позор, а позор публичный, который известен тем людям, с чьим мнением данный человек считается. В не столь далеком прошлом обесчещенный человек оказывался выброшенным из своей социальной среды и становился изгоем. От него шарахались как от прокаженного. Вспомним драму М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Там Арбенин говорит князю Звездичу:

Вы шулер и подлец. Подлец, и я вас так отмечу,

Чтоб каждый почитал обидой с вами встречу.

К сожалению, в наши дни слово «бесчестье» так же устарело, как и слово «честь». Когда Алексей Навальный публично назвал партию «Единая Россия» партией жуликов и воров, ни один из беспорочных членов этой «кристально чистой» организации не обвинил Навального в клевете и не вызвал его на дуэль. А знаете почему? Потому что появились современные, более надежные и менее рискованные способы сатисфакции. Например, можно возбудить уголовное дело, а затем осудить, что и было успешно сделано в отношении того же Навального.

Честь в историческом аспекте

Когда-то честь занимала первое место в ряду нравственных символов. Ради сохранения чести люди вызывали друг друга на дуэль, шли на верную смерть и даже кончали жизнь самоубийством. Давайте вспомним русскую классическую литературу, в которой проблема чести играла центральную роль. Например, повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» начиная с эпиграфа (Береги честь смолоду) - это апология чести. Хочу напомнить лишь один эпизод из этой повести. Ее главный герой Петр Гринев, только что чудом избежавший виселицы, должен поцеловать Пугачеву руку. Его слуга Савельич советует: «Плюнь да поцелуй ручку у злодея». Однако Гринев отказывается это сделать, т.к. считает такой поступок несовместимым с дворянской честью. Тем самым он рисковал навлечь на себя гнев Пугачева и в самом деле быть повешенным.

В стихах Пушкина слово «честь» встречается многократно. «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы» - это из стихотворение «К Чадаеву». А вот отрывок из «Евгения Онегина»:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

«Погиб поэт! - невольник чести » - это уже М.Ю.Лермонтов о Пушкине.

Не следует думать, что честь - это чисто русское изобретение. Понятие о рыцарской чести существовало с незапамятных времен. О ней писали Шекспир, Сервантес, Байрон и многие-многие другие. «Честь дороже жизни» - это Фридрих Шиллер. Подобных цитат можно привести очень много, и в то время это были отнюдь не пустые слова.

Честь в наши дни

Советская власть вместе с отменой сословных привилегий упразднила также и такую «дворянскую привилегию», как понятие о чести. Вместо нее ввели термин «революционная необходимость», согласно которому моральным и соответственно отвечающим «кодексу чести» революционера считалось всё, что служит делу мировой революции. А что действительно способствует этому «архиважному» в тот период делу, каждый мог толковать в соответствии со своими представлениями. Такое толкование нередко приводило к совершению страшных злодеяний. В качестве примера можно вспомнить расстрел царской семьи в Екатеринбурге. Само собой разумеется, «бесстрашные революционеры» (Голощеков, Юровский и Ко) прекрасно сознавали, что творят жуткое преступление. Недаром они расстреляли не только Николая II, его жену и детей, но и весь обслуживающий персонал, включая доктора, а потом тела всех казненных тайно бросили в заброшенную шахту. В этом уж точно не было никакой «революционной необходимости».

Уважаемый читатель! Когда ты слышал слово «честь» в последний раз, если не считать обращения к судье: «Ваша честь»? Без труда можно предположить, что в последний раз это слово употреблялось в до боли знакомых лозунгах: «Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи» или: «Труд в нашей стране есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства». А вот что в те времена писал о чести Владимир Высоцкий:

Досадно мне, что слово «честь» забыто

И что в чести наветы за глаза.

С тех пор прошли десятилетия. В повседневной жизни это слово уже давно не встречается и вполне может быть вычеркнуто из лексикона. Честь и бесчестье - такие тонкие материи практически неприменимы к сегодняшнему миру частного бытия или деловой жизни. Деловой человек знает только успех или неудачу, а бесчестье видит лишь в бедности. Именно поэтому коррупция и другие бесчестные деяния получили такое широкое распространение.

Офицерская честь

Честь во все времена считалась важнейшим духовным качеством офицера. Когда-то в российской армии существовала такая краткая, но очень емкая формула: «Жизнь - Отечеству, честь - никому». Петр I, создавая регулярную армию, записал в Воинском уставе свое представление об офицерской чести: «Честь офицера - это внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть. Она является главной драгоценностью офицера...»

Отвлекаясь от всякой «лирики», можно сказать, что честь офицера - это верность присяге и безусловное исполнение воинского долга. И вот здесь возникает до сих пор не решенная моральная дилемма. Что является высшим приоритетом для офицера: следовать собственному представлению о чести и достоинстве или выполнить приказ командира, который далеко не всегда соответствует кодексу чести офицера. Как правило, выполняется приказ, который, как известно, является законом для подчиненных. За несоответствие собственному представлению о чести следуют (или не следуют) угрызения совести, а за несоблюдение приказа - трибунал. Так что выбор существенно упрощается: приходится выбирать не «из двух зол», а «из одного зла».

Честь и служба в тайной полиции

В царской России служба в тайной полиции считалась несовместимой с дворянской честью. Занятие сыскным делом, подслушивание и подглядывание были унизительны для подлинных аристократов. Потомственные дворяне служили в тайной полиции очень редко, хотя эта служба хорошо вознаграждалась, причем не только деньгами, орденами и поместьями, но и титулами. Там в основном служили люди не обремененные титулами, как например, Александр Христофорович Бенкендорф, известный как многолетний гонитель Пушкина и по совместительству начальник тайной канцелярии при Николае I. Зато за свою верную службу он получил титул графа.

Изменились времена, изменилось представление о чести и изменилось отношение к службе в тайной полиции. При советской власти служба в «органах» стала лучшей рекомендацией к занятию высших партийных и государственных должностей. В качестве примера можно вспомнить Ю.В.Андропова, Э.А.Шеварднадзе и, наконец, В.В.Путина.

Честь женщины


Какой-то умник сказал, что женская честь - величайшее мужское изобретение. В домостроевские времена под честью женщины понимали нравственное поведение перед замужеством, а после него - поддержание чести семьи и домашнего очага. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что такое представление о женской чести так же устарело, как представление о чести вообще и месте женщины в обществе. И все-таки понятие о чести женщины, чести дамы дошло и до наших дней, причем хранить эту честь не в последнюю очередь должен мужчина. Здесь уместно вспомнить еще один эпизод из «Капитанской дочки». Петр Гринев после подавления Пугачевского восстания был заподозрен в предательстве и в дружеском общении с Пугачевым, вместе с которым он ездил в Белогорскую крепость. Гринев мог бы легко оправдаться, если бы сказал, что ездил к своей невесте, дочери коменданта крепости Миронова, которую капитан Швабрин преследовал своими домогательствами. Однако даже под страхом позора и сурового наказания он не решился упомянуть имя Марьи Ивановны, чтобы ее не опозорить и не втягивать в судебное разбирательство. Замечательно написал об отношении мужчины к чести женщины Генрих Гейне:

Если ты связан интимно с дамой,

Имя дамы храни упрямо!

Ради нее - если дама дворянка,

Ради себя - если дама мещанка.

Честь и политика

Мне всегда казалось, что эти два понятия столь же несовместимы друг с другом, как материя и антиматерия. Однако недавно я узнал, что в 2011 году Нельсон Мандела (которому, кстати, недавно исполнилось 95 лет) возглавил «Список мировых лидеров с безупречной репутацией». Оказывается, существует и такой, в высшей степени удивительный список, хотя мне и не удалось с ним ознакомиться. Любопытно было бы знать, есть ли в этом списке хоть одна знакомая фамилия. Само собой разумеется, я имею в виду советских и постсоветских лидеров.

А в заключение хочу подчеркнуть, что честь нельзя поднять или увеличить - ее можно только сохранить или потерять.

Дата публикации: 23.11.2016

Пример: Итоговое сочинение на тему "Разум и чувство" по произведениям "Капитанская дочка" и "Судьба человека".

Введение (вступление):
Понятие чести строится, в первую очередь, на самоуважении и верности моральным принципам. Именно оно является критерием оценки своих и чужих поступков. Потерять честь, значит предать самого себя, переступив через нравственность.
Жизненный путь человека не прост, часто люди сталкиваются с выбором, который ставит на чашу весов честь. Как же принять решение в эту сложную минуту?

Тезис: Я думаю, что выбор напрямую будет зависеть от того, какую ценность имеет честь для самого человека.


Аргумент (пример из литературы):
В подтверждение своих слов мне хочется обратиться к повести А.С Пушкина «Капитанская дочка». Сюжет произведения разворачивается на фоне пугачевского мятежа. Во время захвата Белогорской крепости, Петр Гринев оказался в очень непростой ситуации. Встретившись лицом к лицу с Пугачевым, герой, как и многие другие, столкнулся с выбором: предать отчизну или же быть казненным. Петр колебался, но чувство долга восторжествовало в нем над «слабостию человеческою», и герой ответил атаману, что присягал государыне императрице и никому другому служить не может. Пугачев был поражен искренностью юноши и помиловал его.
Но среди захваченных были и те, кто предпочел бесчестную жизнь достойной смерти, в их числе и Швабрин Алексей, который, как мне кажется, путал гордость с самолюбием, считал себя героем, однако, как выяснилось, понятие чести было чуждо этому человеку.


Примеры выбора между честью и бесчестием описаны и в рассказе Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен к фашистам во время Великой Отечественной войны. И случилось русскому солдату услышать разговор двух людей. Один из них, Крыжнев, грозился своему взводному, выдать его немцам. Видимо этот человек хотел выслужиться перед фашистами, чтобы добиться их снисхождения. Ради того, чтобы попытаться сохранить свою жизнь, Крыжнев предпочел быть предателем. Андрей не смог терпеть такой подлости и ночью задушил труса.
Вскоре Соколов и сам оказался перед непростым выбором. Устав от издевательств над пленными, он плохо отозвался о фашистах. Но среди «своих» нашелся доносчик. После этого Соколова вызвал комендант Мюллер. Андрей понимал, что обратно живым не вернется и решил достойно встретить смерть. Он отвечал на вопросы фашиста, показывая, что не боится его. Возможно, другой человек упал бы немцам в ноги, чтобы вымолить пощаду. Однако этот русский солдат был непоколебим, твердо отказался пить за победу немецкого оружия, тем самым только усугубляя ситуацию. Боевой дух Андрея поразил Мюллера, и он решил оставить пленного в живых.

Заключение:
Подводя итоги, мне хочется сказать, что в любой ситуации люди руководствуются своими ценностями. Для одних - это собственное достоинство, а для других комфорт, безопасность и пусть подлая, но все таки жизнь. Тот, для кого дорога честь, всегда примет решение в ее пользу. Совершив низкий поступок, такой человек потеряет самоуважение, станет сам себе противен. А жить, осознавая все свое ничтожество, сможет далеко не каждый. Поэтому в самых сложных ситуациях, человек чести предпочтет умереть, нежели пойти на подлость.

Дорога чести

Что такое честь и куда ведет её дорога? Какими качествами обладают люди, идущие дорогой чести? Попробую ответить на эти вопросы. Я думаю, честь - это образ жизни, основанный на совестливости, благородстве, правдивости и мужестве. Мне думается, что если ребёнок с колыбели впитает в себя эти качества, то его жизнь пойдет по правильной дороге.

Именно по этой дороге шел герой повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев. Провожая на военную службу, старший Гринёв просит сына беречь честь. Молодой человек, неукоснительно следуя завету отца, служит родине, мужественно защищая Белогорскую крепость. Приехав на место службы в Оренбургскую губернию, юноша знакомится с семьей капитана Миронова. Сам начальник крепости, его жена и их дочь Маша, которая очень ему понравилась, радушно принимают Гринёва. Петр начинает дружить с разжалованным за кровавую дуэль офицером Швабриным, который за глаза наговаривает на Машу Миронову разные нелицеприятные вещи. Вскоре выясняется, что Швабрин сам влюблен в девушку. Офицера одолевает сильнейшая ревность и зависть к более счастливому сопернику. Швабрин жестко критикует стихи, написанные Петром для Маши, и оскорбляет её честь, намекая на продажность девушки. В этом поступке, я думаю, начинает проявляться истинное лицо Швабрина. Он предстает перед нами в образе бесчестного, лживого и завистливого человека, который не имеет представления о чести. Как человек благородный и честный Гринёв не мог вытерпеть такого оскорбления, поэтому вызвал противника на дуэль, которая, к счастью, закончилась лишь легким ранением оскорбленного юноши. Дальнейший захват Белогорской крепости отрядом Пугачева еще раз показал истинные лица героев повести. Ни капитан Миронов, ни его помощник, ни сам Гринев не захотели присягнуть лжеимператору, поэтому были приговорены к казни. Они до конца были верны долгу чести. Петра спасло от виселицы лишь то, что Пугачев признал в нем своего благодетеля, некогда милосердно подарившего ему заячий тулупчик. А вот Швабрин, напротив, предательски переходит на сторону врага, его даже назначают главным в крепости. В отсутствии Гринева Швабрин истязает Машу, пытаясь заставить её выйти за него замуж. Узнав об этом, Петр, несмотря на опасность, мчится из далекого Оренбурга на спасение любимой. Поступить иначе ему не позволяет совесть и уважение к памяти погибшего капитана крепости. Я думаю, что именно за свое благородство, честность и мужество Гринев получил самое лучшее, что может быть для человека: счастье, взаимную любовь и незапятнанную совесть. Швабрин же за свою трусость, ложь, лицемерие и бесчестие был предан строгому суду.

Сравнивая жизненный путь этих двух героев, невольно приходишь к выводу, что образ идущего дорогой чести Гринева может послужить прекрасным примером для подражания.