Домашний очаг

Что за человек паратов. «Бесприданница»: Сергей Паратов, характеристика

Нужно отметить, что свою знаменитую пьесу «Бесприданница» А. Н. Островский создавал целых 4 года. Премьерный спектакль ее прошел в Московском Малом театре 10 ноября 1878 года. Его ждали с нетерпением, собралось много любителей русской драмы, в их числе был даже сам Ф. М. Достоевский. Но, что самое загадочное, постановка не имела успеха ни у критиков, ни у зрителя - слава пришла к автору уже после его смерти. Публика посчитала, что сюжет о глупенькой обольщенной девице совсем не нов, да и игра актеров, как ей показалось, тоже оставалась желать лучшего.

Паратов: характеристика («Бесприданница», А. Н. Островский)

Однако история создания этой пьесы тоже весьма удивительна, потому как в то время Островский был судьей Кинешемского уезда, и многие темы для своих произведений он брал из резонансных криминальных дел, с которыми ему приходилось иногда сталкиваться. Однажды весь уезд всколыхнуло убийство: местный житель Коновалов убил свою жену.

В этой пьесе бедняга Карандышев действительно убил свою невесту Ларису из-за ревности. Однако убийцей, хоть и не прямым, а косвенным, самым изощренным и жестоким, стал именно барин Паратов. Характеристика его в дальнейшем будет представлена не в самом лучшем виде. И все же надо подробно разобраться с этой историей и узнать, кем же он был на самом деле.

Купи-продай

Безусловно, одним из самых ярких главных героев пьесы стал Сергей Сергеевич Паратов. Характеристика его говорит о том, что это был эффектный молодой барин из судохозяев, лет тридцати. Этот богатый человек жил в основном только ради наживы, и это было главной целью его жизни. Если будет в деле толк, он готов продать все, что принесет ему прибыль. Он сам признается, что чувства жалости у него при этом не возникает, и ничего заветного для него нет. В разговоре с Мокием Парменычем он признается: «Найду выгоду, так все продам, что угодно». Теперь же он готов жениться на очень богатой девушке и в приданое взять золотые прииски.

«Благочестивый» барин

Впервые этот герой появляется в пятом акте первого действия. Цитатная характеристика Паратова указывает на то, что он был одет в обтягивающий черный однобортный сюртук, на ногах его были на голове белая фуражка и дорожная сумка через плечо. Он следит за своим внешним видом, при этом чинно и благородно держится.

Однако, несмотря на то что он барин, он позволяет себе наравне общаться, например, с хозяином кофейни, слугой и т.д. При всем этом Паратов очень щедрый человек. Когда Иван бросился к Паратову, чтобы обмести его веником, тот заплатил ему за эту услугу целый рубль.

Балагур и весельчак

Паратов (характеристика которого отмечает его как человека очень общительного и даже балагуристого) мог говорить поговорками, свойственными для простонародной речи. Сергей Сергеевич ценит свободу личности и никогда не был в зависимости, но теперь он банкрот, так что ему придется завязать со своей беспечной веселой жизнью, променяв их на узы брачных отношений. Он знает, что заплатить за это ему придется недешево - своей собственной свободой. Поэтому именно сейчас он хочет свои последние холостяцкие денечки провести с друзьями как можно повеселее.

Лариса

Люди для Паратова - лишь игрушки, при этом он обходится с ними весьма учтиво, тем не менее ясно одно: он бездушен и бессердечен. Для бедной Ларисы он стал тем кораблем, который называется «Летучий голландец», - встреча с ним обещает морякам лишь верную погибель. По отношению к главной героине Сергей Сергеевич ведет себя слишком легкомысленно и неоднозначно - она задела его амбиции и самолюбие. Узнав о том, что она собирается замуж, он хочет немедленно встретиться и поговорить с ней, хотя при этом четко понимает, что принесет ей этим одни лишь страдания. И тут же в разговоре с Василием он признается, что искренне рад за Ларису.

Конечно, герой не мог не появиться в доме Огудаловых, тем более в самый ответственный момент, перед свадьбой Ларисы. Паратов знает, что он везде желанный гость, весь город от его приезда уже стоит на ушах. При разговоре с ней тет-а-тет он добивается ее признания в любви к нему, ведь Лариса все еще не понимает, что все это лишь льстит его тщеславию и больше ничего.

Заключение

Таков персонаж произведения Паратов. Характеристика его далека от совершенства, но для Ларисы он стал самой большой страстью, идолом и богом, на которого она готова молиться день и ночь. За это она и заплатит своей жизнью. Лариса сама создала для себя этот красивый идеал, а ее герой так искусно носил свою маску, что у нее отпадало всякое желание искать в нем какие-то пороки. А Паратов в очередной раз позабавился с невинной жертвой. Лариса в самом конце неожиданно узнала о его помолвке, и после того, что между ними было, он не сможет на ней жениться, потому как уже закован в цепи обязательств перед другой женщиной...

Паратов Сергей Сергеич – один из главных героев пьесы «Бесприданница», блестящий барин из судохозяев лет 30, возлюбленный Ларисы . Это настоящий кутила, смелый прожигатель жизни, видный и красивый мужчина, ловелас и сердцеед, который, по сути, является охотником за богатыми приданым. В него безумно влюблена Лариса Дмитриевна – молодая и­ красивая бесприданница, которой он вскружил голову, чтобы лишь потешить свое самолюбие. Она в нем видит идеал мужчины и тяжело переживает его отъезд. То, чем восхищается Лариса, не что иное, как обман, пыль в глаза. За внешним лоском героя скрывается отсутствие искренних эмоций. Это прекрасно известно Кнурову и Вожеватову – настоящим хозяевам жизни.

Паратов умеет создать видимость богатства и роскоши. Он напропалую сорит деньгами, тогда как сам в них нуждается. Любой свой поступок он превращает в эффектное и загадочное действо. При этом им движет всего лишь жесткий расчет. Даже издевательство над бедным Карандышевым он преподносит как доблестный поступок. За маской благородства Паратова скрывается желание удовлетворить свои амбиции и прихоти. Ради этого он даже готов растоптать чужую жизнь. Его роль в драме Островского резко отрицательная. С его появлением рушится хрупкий мир главной героини. Одним поступком он погубил не только жизнь бедной Ларисы, но и нив чем неповинного Карандышева, который из ревности убил любимую девушку.

Паратов Сергей Сергеевич — «блестящий барин, из судохо-зяев, лет за 30». Несмотря на производимое впечатление, П. на самом деле персонаж намного более примитивный, чем Лариса и Карандышев. Этот герой тесно связан с типом шикарных прожигателей жизни, красавцев мужчин, бар, оказывающихся в финале искателями приданого, претендентами на руки богатых купчих, чье страстное сердце и привязанность кладет конец их жизненным поискам (Дульчин, Окоемов).

Черты П., которые восхищают Ларису, не представляют ценности в мире Островского. В «шикарности», внешнем блеске таких персонажей драматург видит только позу, в них нет подлинной эмоциональной жизни, нет ясности чувств. Отличаются они от героя типа Карандышева тем, что именно в этой позе они чувствуют себя наиболее удобно, маска стала для них второй натурой. При этом в П. легко сочетается барская иррациональность (способность сорить деньгами, выходки со стрельбой в любимую женщину и т. д.) и простой, неприглядный расчет. Однако умение театрализовать, сделать эффектным и загадочным любой свой поступок, основанное на очень точном ощущении того «амплуа» богатого и рокового барина, в котором он выступает (этого ощущения катастрофически не хватает таким «дилетантам», как Карандышев), дает ему способность даже откровенную низость подать как что-то необычайно благородное. Это проявляется, например, в разговоре с матерью Ларисы о его женитьбе по расчету, а также в эффектных фразах, которыми он пытается отделаться от Ларисы в финале пьесы: «Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?» И цепи, и «гнетущая действительность» — есть только прикрытие неблаговидного поступка и уже не могут обмануть. Для П. в этот момент важно только как можно эффектнее выглядеть, сохранить маску.

Совершая неприглядные поступки, мстя Карандышеву, потешаясь над Робинзоном, которого держит при себе в роли шута, увозя для своей прихоти Ларису прямо с обеда, устроенного ее женихом, П. примыкает к ряду грязных «шутников», способных для собственной прихоти и удовлетворения своих амбиций растоптать чужую жизнь и чувство собственного достоинства.

За эффектной позой П. ничего нет. Он мираж, фантом, созданный воображением Ларисы и отчасти Карандышева. Он пустое место в самых разных отношениях, и это хорошо понимают Кнуров и Вожеватов, противопоставленные ему как подлинные хозяева жизни — человеку, живущему эфемерной, иллюзорной жизнью.

Роль П. в пьесе исключительно отрицательная. Его появление вносит беспорядок в уже более или менее установившуюся жизнь, резко нарушает хрупкое равновесие в душе Ларисы между желанием примириться со своей участью и тоской по яркой и красивой жизни. Для него и из-за него совершаются почти все события в пьесе.

Его речи и поведению присуща своеобразная театральность, умение принять в зависимости от собеседника и обстановки именно тот тон, который представит его в наиболее выигрышном свете: с Кнуровым, Вожеватовым и матерью Ларисы он говорит цинично, прямо сообщая о своих намерениях выгодно продать себя, с Карандышевым в присутствии Ларисы принимает вызывающий тон, демонстрируя превосходство над своим соперником, наедине с Ларисой стремится уязвить и бросить ей вызов почти печоринскими фразами: «Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц... имел ли право Гамлет сказать матери, что она «башмаков еще не износила» — и т. д.

Чем мог он увлечь Ларису, что она в нём нашла?

Сергей Сергеич Паратов – один из главных героев произведения “Бесприданница”, он блестящий барин, из судохозяев, лет за тридцать.

Паратов богатый человек, живущий ради наживы, другими словами, его главной целью является получение прибыли; для этого он продал свои баржи и готов продать всё что угодно, если в этом будет толк для него – прибыль.

“Паратов. Что такое “жаль”, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчёты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски”.

Впервые Паратов предстаёт нам в пятом явлении первого действия. Он одет: “…чёрный однобортный сюртук в обтяжку, высокие лаковые сапоги, белая фуражка, через плечо дорожная сумка…”. В остальных действиях Паратов также следит за своим внешним видом, держится всегда очень строго.

Не смотря на то, что Сергей Сергеич Паратов – барин, он спокойно позволяет себе разговаривать на равных с хозяином кофейни, с его слугой и пр. Паратов щедрый человек (когда Иван бросился обметать веничком Сергея Сергеича, тот заплатил ему рубль).

Паратов общительный человек, с барской речью, иногда он говорит поговорками, свойственными для народной, простой речи.

Для Паратова очень важна свобода личности, он никогда ни от кого не зависел, но так как он женится, ему придётся проститься со своей прежней весёлой жизнью и стать связанным узами брака.

“Паратов. Но достанется оно (счастье) мне не дёшево: я должен проститься с моей свободой, с моей весёлой жизнью; поэтому надо постараться как можно веселей провести последние дни”.

Паратов действительно ни от кого не зависит. Люди для него лишь игрушки, хотя он и ведёт себя с ними довольно хорошо. Тем не менее, он бессердечен и это проявляется в том, что когда он проплывал мимо острова и решил взять с собой человека, который там оказался, он взял его, как игрушку, не стал брать обоих людей, потому что ему нужен был актёр, который бы развлекал его в дальнейшем путешествии.

По отношению к Ларисе Паратов ведёт себя не однозначно. С одной стороны он решает навестить Ларису, хотя должен бы знать, что это принесёт ей страдания, т.е. он не заботится о ней. Но с другой стороны он признаётся Василию, что счастлив за Ларису, за то, что она выходит за муж.

Среди “своего” общества Паратов – желанный гость. Его везде хорошо принимают. Лариса же опять признаётся ему в любви, не понимая его как человека.

Для Ларисы Паратов – это идол, идеал настоящего мужчины. Что-то типа “прекрасного принца на белом скакуне”, о котором все мечтают. На самом деле Лариса любит не Паратова, а идеал, который она сама себе создала. Она видит только “маску”, которую сама на него одела и не хочет заглядывать под неё, чтобы понять Паратова, чтобы осознать его настоящую сущность.