Без сучка и задоринки.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. задоринка задорина, искорка, шероховатость Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
ЗАДОРИНКА, задоринки, жен. (спец. разг.). уменьш. к задорина. ❖ Ни сучка, ни задоринки или без сучка, без задоринки (погов.) очень гладко, без всяких неприятностей и помех. Спектакль прошел отлично, без сучка, без задоринки. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
I ж. Какой либо недостаток, порок. II ж. разг. 1. уменьш. к сущ. задорина 2. ласк. к сущ. задорина Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Задоринка, задоринки, задоринки, задоринок, задоринке, задоринкам, задоринку, задоринки, задоринкой, задоринкою, задоринками, задоринке, задоринках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Без задоринки. Разг. Гладко, без помех. Ф 1, 195; БТС, 320. Ни задоринки ни вылька. Пск. О гладкой, ровной поверхности чего л. СПП 2001, 41 … Большой словарь русских поговорок
задоринка - Искон. Уменьшит. ласкат. к задорина тж., суф. производному от задор «задранное место» (от задирать «рвать, поднимать вверх»). Ср. ни сучка ни задоринки … Этимологический словарь русского языка
Одной из главных премьер нынешнего парижского театрального сезона стал чеховский "Платонов" в театре "Комеди Франсэз", постановка знаменитого Жака Лассаля. Вообще, русские авторы и режиссеры с афиши главного французского театра в последние годы не исчезают. Из Парижа – РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
У Жака Лассаля спектакли всегда идут как по маслу, без сучков, но и без задоринки. Деликатный французский мастер готов подвергнуть критическому анализу любую, сколь угодно устойчивую традицию исполнения той или иной классической пьесы. Но пересматривает канон господин Лассаль всегда не в пользу концептуального радикализма или современного звучания, а в духе аристократической толерантности. Режиссер будто печально наблюдает за жизнью и предлагает изящные, полные сдержанного драматизма спектакли-акварели (пусть они и идут три с лишним часа, как новый парижский "Платонов"). Его спектакли не могут потрясти до глубины души. Но после них приятно в рассеянности прогуляться по улицам, предаваясь ленивым размышлениям о призрачности сущего. О том, что театр – место необязательное, но приятное во всех отношениях.
Честно говоря, я не перестаю изумляться, когда вижу на зарубежных афишах "Платонова". Ранняя, фактически неоконченная пьеса без названия защищена именем Чехова, но не она это имя прославила. Гений только подбирается к своей гениальности, еще не вполне чувствует свободу перед правилами театра своего времени. В России история деревенского учителя Миши Платонова привлекает режиссеров не столько сама по себе, сколько возможностью войти в чеховский мир с непарадного подъезда. Но за бугром и парадный-то не слишком затоптан. Вот, правда, буклет спектакля с гордостью сообщает, что этой постановкой Жака Лассаля "дом Мольера" завершает свой чеховский цикл, который начался еще в 50-е годы. Так что если не напомнить, никто и не поймет, что это была целая программа.
О том, что русская тема стала для нынешнего директора "Комеди Франсэз" Марселя Бозоне очень важной, можно не напоминать, все-таки дела наших дней. Пару лет назад Андрей Смирнов ставил здесь тургеневский "Месяц в деревне". Вскоре после этого Анатолий Васильев сделал в "Комеди Франсэз" "Амфитрион" Мольера. Правда, обе постановки были приняты критикой и публикой весьма сдержанно. Зато "Лес" Петра Фоменко, выпущенный в прошлом сезоне, оказался очень успешным, его даже продлили на этот сезон, что случается далеко не с каждым спектаклем – в текущем репертуаре Зала Ришелье, главной сцены единственного репертуарного театра Франции, обычно не больше четырех-пяти названий. (Сейчас руководство театра вместе с директором Чеховского фестиваля Валерием Шадриным уже подумывает о московских гастролях "Леса" в будущем году.) Так или иначе, но русская усадьба по версии Тургенева и Островского сменилась чеховской.
Если вспомнить, что несколько лет назад Жак Лассаль в "Комеди Франсэз" ставил "Дон Жуана", и весьма удачно, то остается предположить, что в "Платонове" он как раз и увидел не просто русскую, но и деревенскую вариацию знаменитейшего героя. Точнее, Дон Жуана с точностью до наоборот. Ведь это женщины в пьесе сами буквально вешаются на шею учителю, а он, замученный то ли жизнью, то ли собой, не знает, куда от них бежать. Платонов в исполнении Дени Подалидеса – совсем не роковой сердцеед, а изрядно помятый, лысоватый мужчина, не подлаживающийся под окружающих. Импульсивный, довольно-таки невоспитанный, махнувший на себя рукой. В общем, на фоне высшего деревенского общества – mauvais ton. В чем притягательная сила такого Платонова, так и остается загадкой (актер, правда, очень хороший). Его с жаром бросаются спасать, а получается, что губят. Жак Лассаль хитро увернулся от этого вопроса. "Интерес женщин к Платонову можно сравнить с интересом режиссера к пьесе Чехова,– объясняет режиссер.– Это пьеса-монстр, дерзкая, провокационная, взрывная".
Монстр монстром, но сам спектакль обошелся без явных провокаций, с культурными чеховскими реминисценциями. Кисейный задник с размытым пейзажем и нежными, цветущими белым ветвями деревьев напоминает о фантастически разросшемся вишневом саде. О докучливой музыке за сценой хочется воскликнуть: это наш знаменитый еврейский оркестр! А женщины слоняются и пошатываются от скуки, будто Елена Андреевна из "Дяди Вани". Про световую партитуру говорить ничего не буду, но за нее можно простить любые общие места или длинноты – чего стоит небрежно брошенная кучкой гирлянда фонариков, нежно-желтая гроздь света на фоне синеющего вечернего пейзажа. В деревне маленький праздник, и Платонов увозит Софью Егоровну на плавно скользящей лодке по невидимому зрителю озеру, точно принц из балетной феерии.
Текст тоже журчит, как волшебная вода. Где же еще будут так внимательны к языку и звучанию автора, как не в "Комеди Франсэз". Французская театральная традиция покоится на слове, а "дом Мольера" – бастион этой традиции. Но вот и афиша следующей премьеры, буквально через неделю. "Басни" Лафонтена. Прекрасно. Но в постановке Боба Вилсона! Повелителя цвета, теней, линий, формы, режиссера-дизайнера, бесконечно далекого от уютного басенного морализаторства, низводящего в театре слова до обесцвеченной композиции звуков и интонаций. Рисковые все-таки в "Комеди Франсэз" руководители.
В прошлом номере вы читали о том, что такое фразеологизм, а сегодня я расскажу вам о значении
и происхождении некоторых распространенных идиом.
«Ни пуха, ни пера» ; пожелание удачи. Оно звучит перед экзаменом, перед свиданием и т.д. А
изначально «ни пуха, ни пера» желали уходящим на охоту охотникам. Оно основано на боязни спугнуть
удачу, и построено на отрицании.
«Без сучка, без задоринки» ; хорошо выполненная работа. Зародилось это выражение в среде
плотников и столяров. Изначально так говорили о хорошей доске, на которой нет сучков и задоринок,
то есть шероховатостей. А затем уже выражение перешло на качество работы.
«Битый час» ; длительный отрезок времени. Возникло это выражение в России, в середине
пятнадцатого века, когда здесь только появились часы. Битым часом называли период от одного боя
часов до другого.
«Голая правда» ; это выражение появилось благодаря мифу. В Древней Греции существовала
легенда о богине по имени Истина, она носила роскошные одежды, и в этом ей постоянно завидовала
другая богиня, Ложь. И вот однажды Истина купалась в источнике, а Ложь в это время украла всю ее
одежду. С тех пор Ложь прикрыта красивым нарядом, а Истина ходит голой.
«Жив, Курилка!» ; в восемнадцатом веке была распространена игра, которая называлась
«курилка». Заключалась она в следующем: люди садились в круг и передавали друг другу горящую
лучину и приговаривали: «Жив, жив, Курилка, не умер. Ножки тоненьки, душа коротенька».
Проигрывал тот, у кого лучина гасла и начинала куриться.
«Квадратура круга» ; это математическая задача, которая предлагает при помощи линейки и
циркуля построить квадрат, площадь которого будет равна площади заданного круга. В эпоху
античности было найдено несколько приблизительных решений. А в 1882 году было доказано, что
точного решения эта задача не имеет. С тех пор так называют проекты, обреченные на провал.
«Мелкая сошка» ; на севере России словом «соха» называли небольшие общины в несколько
домов. А самые маленькие общины называли мелко сошкой. Со временем так стали называть и
выходцев из этих общин. А уже потом этим выражением начали называть мелких чиновников.
«Ни рыба, ни мясо» ; в восемнадцатом веке зародилось новое религиозное движение,
протестантизм. Протестанты жили бок о бок с католиками и во многом были с ними не согласны, шла
постоянная вражда. Следуя заветам христианства, ели мясо, а другие; рыбу. А тех, кто не
придерживался ни одной из вер, в шутку говорили: «Ни рыба, ни мясо». А сейчас так называют
человека, не имеющего своей выраженной жизненной позиции.
«Потемкинские деревни» ; после завоевания Крыма, императрица Екатерина II захотела посетить
обретенные земли. Губернатором этих земель был Потемкин. После войны эти земли сильно
пострадали, и вместо того, чтобы привести в порядок села, Пот;мкин приказал сделать красивые
декорации и перевозил их по мере продвижения Екатерины, нарядить крестьянами своих людей и
перегонял с места на место одно и то же стадо коров. Было ли так на самом деле; неизвестно. Но на
память об этой легенде нам осталось выражение «Потемкинские деревни», так говорят о масштабных
проектах, которые, по сути, являются обманкой, ширмой.
Подозрительность и скептицизм некоторых заикающихся прямо поразительны.
Рядом дневников, бодрых статеек, бесед, рассуждений коллектив старается выработать правильное отношение в подобных случаях.
Еще интереснее вопрос о запинках, о так называемых сучках и задоринках. Индивидуальная речь, которую дает своим участникам коллектив, не гарантирует от запинок с абсолютной строгостью. Да и было бы совершенно несправедливо лишать бывшего заику права на... запинку, того неписаного права, которое широко использует каждый говорящий. Мыслима ли человеческая речь без единой задоринки, спотыкания, повторений? В жизни этого не бывает. С полным правом можно было бы спросить каждого боящегося запинок: «Позвольте, а ноги вы всегда ставите правильно, не спотыкаетесь? Что было бы с движениями ног, если бы всегда о них думать!» Но заикающийся привык считать запинки, свои и чужие. Этой привычкой он обязан родным и знакомым, печальникам и скорбникам по поводу его речи. Коллективист Л. в своем выступлении на тему о запинках откровенно признался, что, слушая одного из лучших ораторов, он интересовался исключительно формальной стороной речи и насчитал в ней в течение сорока минут восемьдесят три запинки. Оратор, которого слушал наш коллективист, никогда не заикался и известен в стране как лучший трибун. Что же говорить о посредственных ораторах!
Серия бесед должна умерить подозрительность нашего коллективиста. Не думать о запинках, которые не есть заикание. Дело не в них, а в общем самочувствии. Речь не может журчать, как ручей, или шипеть, как граммофонная пластинка. Речь чересчур гладкая, без единой запинки, производит неприятное впечатление, как заученная, многократно повторенная, неискренняя. Речь должна строиться на глазах у публики, слушателя, собеседника. А строительство - импровизация - невозможно без сучков и задоринок. Не гладкая, «причесанная» речь волнует аудиторию. Речь, чтобы быть убедительной, должна исходить от взволнованного человека и производить впечатление волнующее. Апатичиый и вялый оратор никого не убедит и себя усыпит. С этим почти соглашаются, но возражают против предварительного волнения у оратора или актера. И это неверно. Одаренный оратор или актер, еще до выхода на сцену или трибуну, испытывает легкое волнение - перед мощью и красотой человеческого слова. И это относится даже к закаленным ораторам или актерам, чувствующим счастье своего дарования и ответственность вместе с тем! Так что запинки и некоторое волнение перед и во время речи, особенно в ответственных случаях, вполне законны у выздоравливающего от заикания, как они законны у всякого человека. Лучше черкать на бумаге, чем устно. И перед докладами и большими выступлениями рекомендуется тщательная подготовка с пером в руках. Но и в этом случае отдельные запинки неизбежны и вполне оправданны.