Разное

Что значит милости хочу а не жертвы. Путеводитель по библии

Матфей был сборщиком податей. Из-за этого его занятия люди не любили его, он считался всем известным грешником, врагом на службе у Римской империи. Фарисеи недоумевали: почему Иисус делит трапезу с грешником? Не лучше ли держаться подальше от подобных людей? В ответ на этот вопрос Иисус объяснил, что Он желает встречаться именно с грешниками, как врач - с больными. В заключение Он посоветовал фарисеям внимательно почитать Священное Писание, чтобы понять, что" означают слова Божии, приведённые в книге Пророка Осии: "Милости хочу, а не жертвы" (См. Ос 6, 5).

Почему Бог хочет от нас милосердия? Потому что Ему угодно, чтобы мы походили на Него, как дети на своих отца и мать. Иисус на протяжении всего Евангелия говорит нам о любви Бога Отца к добрым и злым, к праведникам и грешникам: Бог любит каждого человека, не выделяя и не исключая никого. Если Он и отдаёт кому-нибудь предпочтение, то это люди, которые, казалось бы, меньше других заслуживают любви - как в притче о блудном сыне.

"Будьте милосерды, - сказал Иисус, - как и Отец ваш милосерд" (Лк 6, 36). В этом - совершенство (см. Мф 5, 48).

Иисус и сегодня призывает каждого из нас: "Пойдите, научитесь..." Но куда пойти? Кто научит нас понимать, что" значит быть милосердными? Это может сделать только Он, Иисус Христос, Который искал заблудших овец, простил тех, кто предал и распял Его, и умер ради нашего спасения. Для того, чтобы научиться быть милосердными, как Отец Небесный, и совершенными, как Он, нужно смотреть на Иисуса, ибо Иисус есть полное откровение о любви Бога Отца. Он сказал: "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14, 9).

"Пойдите, научитесь, что значит: "Милости хочу, а не жертвы"".

Почему милосердие, а не жертва? Потому что любовь - это абсолютная величина, придающая смысл всему остальному, в том числе и религиозному культу, и жертве. Действительно, наиболее угодная Богу жертва - деятельная любовь к ближнему, которая находит своё самое высокое выражение в милосердии .

Милосердие помогает нам всё время видеть новыми глазами людей, с которыми мы вместе живём, учимся или работаем, не помнить об их недостатках и ошибках; не судить, но прощать нанесённые нам обиды. Более того, забывать о них.

Наша жертва состоит скорее не в долгих ночных бдениях и строгих постах, не в том, чтобы спать на земле, но в стремлении принимать в своё сердце всякого ближнего, оказавшегося рядом, будь он хорош или плох.

Так поступил один человек, работавший в приёмном отделении больницы. Его деревню полностью сожгли "враги". Однажды утром в приёмный покой обратился мужчина, который привёз больного родственника. В последнем дежурный сразу узнал по акценту одного из "врагов". Тот боялся, что его не будут лечить, и не хотел называть своего настоящего имени. Сотрудник больницы, преодолев давно таившуюся в сердце ненависть, не стал требовать у него документов и оказал ему необходимую помощь.

В последующие дни он несколько раз находил способ помочь этому больному. В день выписки "враг", расплатившись в кассе, сказал ему:

Я должен тебе кое в чём признаться.

Не нужно. Я с первого дня знаю, кто ты.

Зачем же ты помогал мне, если я твой "враг"?

Так и у нас милосердие рождается благодаря любви, умению жертвовать собой ради любого человека по примеру Иисуса, отдавшего Свою жизнь за всех людей.

Шёл 2003 год, когда по благословению митрополита Владимира после 80-летнего перерыва под сводами больничного храма во имя св.прпмц.Евгении вновь зазвучали слова молитвы, послышался сокровенный шёпот исповедующихся и добрый, ласковый голос отца Валериана ЖИРЯКОВА - настоятеля храма, - произносящий разрешительную молитву. И хоть о встрече мы договорились заранее, мне пришлось подождать, потому что после вечерней службы батюшка внимательно выслушивал своих подопечных - старушек-блокадниц, - вникая во все их нужды и тревоги. А после исповеди, улыбаясь, размашисто крестил склонённую седую голову, отпуская грехи именем Иисуса Христа. Проводив до порога церкви последнюю исповедницу, о.Валериан предупредил: "Времени у меня немного. В девять часов я пойду по палатам исповедовать тех, у кого нет сил дойти до храма". Итак, милости просим в храм св.Евгении.

История этого храма и общины св.Евгении началась с милости. Это был конец XIX века. Разговорился как-то с нищенкой добрый человек и узнал, что она была сестрой милосердия на Русско-турецкой войне. Дрогнуло сердце этого человека, имя которого знает Господь... и в 1882 году в Санкт-Петербурге появился Комитет попечения о сёстрах Красного Креста. А впоследствии из этого комитета выросла известная по всей России своей благотворительной деятельностью и делами милосердия община святой Евгении. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сначала, в 1883 году, было построено общежитие для 12 сестёр милосердия. Через три года при нём открылись двухгодичные подготовительные курсы сестёр милосердия, и лишь спустя ещё два года была открыта небольшая лечебница для приходящих больных. В 1887 году комитет взяла под своё покровительство внучка государя Николая I Евгения Ольденбургская. А 7 января 1893 года общежитие сестёр милосердия было переименовано в общину св.Евгении. Шло время, община разрасталась. Наконец встал вопрос о строительстве собственной больницы, которая и была построена на углу Старорусской и Новгородской улиц. В нижнем этаже разместилось убежище для престарелых сестёр милосердия им.Императора Александра III, на втором - церковь на 4000 человек во имя св.блг.князя Александра Невского и св.прпмц.Евгении и общежитие для сестёр общины.

Начались трудовые героические будни. Сёстры милосердия, окончившие двухлетний курс, работали в госпиталях, лазаретах кадетских корпусов, дежурили в частных домах и различных лечебницах Петербурга и провинции. Что здесь героического, спросите вы. А надобно сказать, что в 1893-1894 годах сёстры работали в Тульской, Тверской и Воронежской губерниях, где свирепствовала тифозная эпидемия... И это ещё не всё. В 1898-1899 годах сёстры общины были призваны оказывать помощь в губерниях, пострадавших от неурожая, - Самарской, Уфимской. Отряд сестёр был отправлен в Манчжурию. Также сёстры милосердия принимали участие в Русско-японской войне, а позже и в Первой мировой.

Но всё это было забыто после 1917 года. Новая власть пыталась изгладить из памяти народной само понятие христианского милосердия. И вот больница св.Евгении превратилась в "свердловку" - медучреждение для лечения высшего городского партактива. В период Великой Отечественной войны в больнице был устроен госпиталь для лечения офицеров Ленинградского и Волховского фронтов. А в 1990-х годах больница стала обычной горбольницей N 46...

Слава Богу, в наше время в больнице св.Евгении возрождаются добрые традиции. В созданном здесь по инициативе главврача О.Семёновой "Центре медицинской помощи жителям блокадного Ленинграда" проходят лечение тысячи людей, пережившие блокаду, много на своём веку перестрадавшие. В больнице ведётся научная работа: учёные изучают воздействие экстремальных факторов - холода, голода - на организм людей во время блокады и в отдалённом периоде, а также их влияние на последующие поколения.

В 2000 году больнице вернули святое наименование, а в главном корпусе устроится часовня св.Евгении. Кстати, символично, что первое освящение больничного храма состоялось в день памяти св.равноап.Нины 27 января 1900 года, в этот же день в 1944 году была снята блокада Ленинграда. Ныне в храме проходят молебны, совершаются Таинства исповеди, крещения, соборования. В 2000 году приход пополнился выпускниками Воскресной школы Александро-Невской лавры. С их приходом в больнице вновь работает Общество милосердия, сёстры и братья которого оказывают посильную помощь болящим.

Свт.Игнатий Брянчанинов писал: "На суде Христовом потребуется в оправдание милость как деятельное выражение любви, и заслуживает помилования одна милость как опытное доказательство любви. "Милости хочу, а не жертвы" (Мф.9.13), - возвестил грядущий страшный и нелицеприятный Судия. Милость доставит оправдание возлюбившим её, а отвергших - предаст осуждению. Всех делателей своих милость приведёт пред Христом и исходатайствует им у Христа помилование и вечное блаженство". Помните об этом и не скупитесь на дела милосердия.

Адрес: 193144 СПб, Старорусская ул., 3. Тел. 274-19-90

Пересказала Ирина НИКОЛАЕВА

Http://pravpiter.ru/pspb/n194/ta005.htm

В 90‑х годах прошлого века строилась железная дорога Козельск - Сухиничи. На постройку этой дороги и был назначен инженер Beйденгаммер. Он был, как сам о себе говорил, человек неверующий и развратный. Кутила. Был женат и имел дочь, но жене постоянно изменял. Среди постоянных мимолетных увлечений он встретил девушку, которую серьезно полюбил. Он приехал с ней, как с женой (это был т. н. гражданский брак. - Ред.), и поселился в Козельске на время постройки этой ветки железной дороги.

Жена его (он называл ее Даня) была человеком удивительной кротости и влияла на мужа своей светлой личностью. С ней он начал перерождаться. Скоро Даня стала духовной дочерью оптинского старца Иосифа. Когда она шла к старцу, муж сопровождал ее и терпеливо ожидал, сидя на скамейке недалеко от хибарки в скиту…

Иеромонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911)

Скоро постройка дороги окончилась. Инженера командировали на другую стройку - Ростов-на-Дону. Уезжая, он сказал Данечке, чтобы она скорее управилась со своими домашними делами и ехала к нему. Оставшись пока в Козельске, она первым долгом отправилась к старцу, благословилась распродать свою мебель и подготовиться в дорогу. Потом исповедовалась у батюшки, причастилась, пособоровалась и отправилась в дорогу. Во время пути ей надо было сойти; она торопилась выйти и попала под поезд.

Дали знать Вейденгаммеру. Скорбь его была безгранична, он совершенно отчаивался, хотел застрелиться, но мысль: «Ведь Данечка не погребена, кто же будет ее хоронить?» - держала его. Он доехал и похоронил Данечку в Рудневе около церкви (это дача Шамординского монастыря): она особенно любила это место… Теперь он свободен и должен покончить с собой. Но появилась еще одна мысль: «Ведь Данечка так любила старца, пойду ему сообщу».

Рассказал он старцу о ее смерти и при этом признался, что теперь не может жить… Смиренный, кроткий старец необычно твердо сказал: «Ты должен поступить в монастырь в память Дани». «Как же я могу поступить, когда я неверующий развратник?»

«Ты должен это сделать в память Дани», - опять твердо сказал старец. «Я пьяница, курильщик». «Пей, кури, но так, чтобы никто не видел». Он долго и много охаивал себя, и на все это был один твердый старческий ответ: «Все равно, при всем этом ты должен поступить в монастырь!».

И вот он поступает в скит.

Он не мог, конечно, сразу стать настоящим монахом. Изредка только ходил в церковь. Допоздна трудился над планами, если были какие‑либо постройки в Оптиной или Шамордине. Ездил туда на постройки. И в окне его кельи далеко за полночь светился огонек…

А затем было получено известие о его смерти. Подробностей никто не знал, только стало известно, что под конец жизни он сделался истинным монахом.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Эта история, рассказанная монахиней Амвросией (Оберучевой), произошла с родственником жены известного писателя Ивана Сергеевича Шмелева. Она еще раз напоминает нам слова Спасителя: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13) и дает надежду всем, чья жизнь не безупречна в нравственном смысле. Рассказ еще раз подтверждает истину о том, что всякого человека, будь он даже последним злодеем, если он откажется от греха и покается, Господь примет в Свои объятия, как любимого и долгожданного сына. В летописи Предтеченского скита Оптиной пустыни есть несколько записей о Вейденгаммере. В подтверждение сказанного две из них приведем здесь:

«1900. Ноября 13. Понедельник. Поступивший в скит 5 июня сего года послушник Виктор Алексеевич Вейденгаммер происходит из потомственных дворян Московской губернии Рузского уезда. Окончил курс наук в Императорском Московском техническом училище инженер-механиком. До поступления в скит служил старшим ревизором тяги на Средне-Азиатской железной дороге Закаспийской. От роду 57 лет.

1916. Апреля 17. <…> Сегодня вечером последовала внезапная кончина рясофорного монаха о. Виктора (Алексеевича Вейденгаммера), поступившего в скит в 1900 г. Покойный страдал приступами удушья давно, и с ним было уже несколько ударов. Видимо, один из таковых и прекратил его жизнь. О. Виктор приобщался Св. Христовых Таин на Страстной седмице и в Великие Светлые дни находился в высоком духовном настроении. Простота, искренность, доброта, прямодушие, чуждое лицемерия и лукавства, и отзывчивость на всякую скорбь ближнего приобрели ему общее уважение, и он пользовался ото всех любовию и расположением.

Талант, данный ему от Господа, особенно проявлялся в знании им инженерного, архитектурного и технического искусства; в том же деле трудился он неленостно в монастыре и скиту и своими познаниями приносил большую пользу обители. Трудолюбие и высокие его нравственные качества дают твердое основание надежде на блаженное воздаяние ему в вечности. В этом уповании утверждает и то обстоятельство, что почивший после того, как раздался зов Божий в катастрофе с его женою, раздавленною поездом на ж. д., не замедлил порвать с миром, несмотря на вся красная и благая его, предпочтя сим последним «единое на потребу».

Достойно примечания, что гроб с телом умершего, стоявший в храме до пятницы, в удовлетворение просьбы родных, желавших присутствовать на погребении,

не обнаружил никаких признаков тления. Могила покойного - рядом со свежею могилою иеромонаха о. Ираклия. Вечная им память».

Подготовила монахиня Евтропия (Бобровникова)

"Итак, ПОЗНАЕМ, будем стремиться ПОЗНАТЬ Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам, КАК ДОЖДЬ, как поздний дождь оросит землю".

Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая.

Посему Я поражал через пророков и БИЛ их СЛОВАМИ уст Моих, и СУД Мой, как восходящий СВЕТ.

Ибо Я МИЛОСТИ хочу, а НЕ ЖЕРТВЫ, и БОГОВЕДЕНИЯ более, нежели ВСЕСОЖЖЕНИЙ."

"Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,

Пойдите, НАУЧИТЕСЬ, ЧТО ЗНАЧИТ: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию."

Матфея 9:11-13

"Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
ЕСЛИ БЫ ВЫ ЗНАЛИ, что значит: милости хочу, а не жертвы, то НЕ ОСУДИЛИ БЫ невиновных,

Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы."
Матфея 12:5-8

Как видим, Иисус говорит о том, что важно знать и понимать истинное значение выражения "милости хочу, а не жертвы". Это уже указывает на то, что не о буквальном его смысле идет речь. Важно знать истинный его смысл, чтобы в точности исполнить желание Бога, дабы не случилось то, о чем говорит Апостол Павел.

"Ибо мы знаем, что закон ДУХОВЕН, а я плотян, продан греху.

Ибо НЕ ПОНИМАЮ, ЧТО ДЕЛАЮ: потому что НЕ ТО делаю, что хочу, а что ненавижу, ТО ДЕЛАЮ."

Римлянам 7:14-15

Здесь милость противопоставляется жертве и суду. Во всех Писаниях, которые написаны внутри и отвне, – всего по два, одно противопоставляется другому. В ковчеге Завета – в Писании, всей твари по паре – одно чистое, другое нечистое.

"Как напротив зла – добро и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого."

Сирах 33:14

А это все многочисленные образы, означающие одно и то же – напротив смысла буквального смысл духовный. Что же есть жертва, и почему Павел становится жертвою?

"Ибо я уже СТАНОВЛЮСЬ ЖЕРТВОЮ, и время МОЕГО ОТШЕСТВИЯ настало."

2Тимофею 4:6

В жертву приносятся, например, животные, которым Адам присвоил свои имена – обычным словам присвоил иные значения. Жертву необходимо рассечь надвое, и отделить правую часть от левой, и правой частью потрясать пред Господом. Это означает то же самое, что и рассечь камень, скалу, землю, море, или завесу в Храме разорвать надвое, или расторгнуть небеса.

"[Господь] сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.

Он взял всех их, РАССЕК ИХ ПОПОЛАМ и положил ОДНУ ЧАСТЬ ПРОТИВ ДРУГОЙ; только птиц не рассек."

Бытие 15:9-10

"Ты РАССЕК пред ними МОРЕ, и они среди моря прошли посуху, и гнавшихся за ними Ты поверг в глубины, как камень в сильные воды."

Неемия 9:11

"О, если бы Ты РАСТОРГ НЕБЕСА [и] сошел! горы растаяли бы от лица Твоего,

Как от плавящего огня, как от кипятящего воду, ЧТОБЫ ИМЯ Твое СДЕЛАТЬ ИЗВЕСТНЫМ врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы."

Исаия 64:1:2

Итак, жертва есть закрытое Писание, которое необходимо рассечь надвое – осознать, что оно имеет два противоположных смысла – внешний буквальный – ложный, и внутренний, сокровенный духовный – истинный. Ложное понимание нужно принести в жертву, ради понимания истинного.

Пророк и его Писание – одно и то же. Закрывая свои послания, скрывая их истинный духовный смысл в буквальных образах, Пророк как бы хоронит себя и свое Писание в гробу, становится жертвою. Потому, закрывая свои послания, Апостол Павел делает их жертвою, а потому и сам становится жертвою.

"Всякая вещь, подверженная тлению, исчезает, и СДЕЛАВШИЙ ЕЕ УМИРАЕ С НЕЮ."

Сирах 14:20

Жертву эту необходимо будет рассечь надвое, гроб открыть, открыть истинный смысл – воскресить его, воскресить Пророка, а значит Христа, Слово Божие. Принявшие в ум Писание также становятся с ним одно. Выйти из гробов и войти в святый град означает выйти из внешнего буквального понимания и войти в духовное – воскреснуть духовно, перейти от смерти в жизнь.

"И вот, завеса в храме РАЗДРАЛАСЬ НАДВОЕ, сверху донизу; и земля потряслась; и камни РАССЕЛИСЬ;

И гробы ОТВЕРЗЛИСЬ; и многие ТЕЛА усопших святых ВОСКРЕСЛИ

И, ВЫЙДЯ ИЗ ГРОБОВ по воскресении Его, ВОШЛИ ВО СВЯТЫЙ ГРАД и ЯВИЛИСЬ многим."

Матфея 27:51-53

"Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и ВОЙТИ В ГОРОД воротами.

А ВНЕ – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий НЕПРАВДУ."

Откровение 22:14-15

То же самое означает расторгнуть небеса, чтобы имя Господне стало известным – открыть истинный смысл Писаний, чтобы стали известными истинные мысли Божии в Его Слове, а не мысли человеческие самовольно по невежеству туда влагаемые.

Закрытое Писание, его буквальный смысл, назван как жертвой, так и судом. Потому служение смертоносному буквальному смыслу есть служение осуждения. Служение же духовному смыслу, есть служение оправдания. Потому и говорит Иисус, что если бы знали что есть милость, то не осуждали бы невиновных, ибо не были бы служителями осуждения.

"Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, НЕ БУКВЫ, но ДУХА, потому что БУКВА УБИВАЕТ, а ДУХ ЖИВОТВОРИТ.

Если же СЛУЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНЫМ БУКВАМ, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, –

То не гораздо ли более должно быть славно СЛУЖЕНИЕ ДУХА?

Ибо если СЛУЖЕНИЕ ОСУЖДЕНИЯ славно, то тем паче изобилует славою СЛУЖЕНИЕ ОПРАВДАНИЯ."

2Коринфянам 3:6-9

"Так говорите и так поступайте, как имеющие быть СУДИМЫ ПО ЗАКОНУ СВОБОДЫ.

Ибо СУД БЕЗ МИЛОСТИ не оказавшему милости; МИЛОСТЬ ПРЕВОЗНОСИТСЯ НАД СУДОМ."

Иакова 2:12-13

Как суду, который и жертва, противопоставляется оправдание, помилование – милость, так буквальному осуждающему смыслу противопоставляется оправдывающий, освобождающий от суда смысл духовный. Потому Бог и желает, чтобы не буквально люди понимали Слово Его, а духовно – милости хочет, а не жертвы. Это и есть истинное Богопознание, а буквальный смысл уготовленный огню для приношения в жертву, назван всесожжением.

"Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и БРОСАЮТ В ОГОНЬ."

"Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,

Потому что БОГ наш ЕСТЬ ОГОНЬ ПОЯДАЮЩИЙ."
Евреям 12:28-29

"А Господь БОГ ЕСТЬ ИСТИНА; Он есть Бог живый и Царь вечный."

Иеремия 10:10

Истина уничтожает ложь и подобна огню, сжигающему всякое непотребство. Если праведник, знающий правду Божию, обличает кого-то в заблуждении, через откровение истинного смысла Писаний, то это есть милость, которой желает Бог.

"Пусть наказывает меня праведник: это МИЛОСТЬ; пусть ОБЛИЧАЕТ меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои – против злодейств их."

Псалом 140:5

"ВРАЗУМЛЯЮЩИЙ народы неужели не ОБЛИЧИТ, – Тот, Кто УЧИТ человека РАЗУМЕНИЮ?

Псалом 93:10

"МИЛОСТЬ человека – к ближнему его, а МИЛОСТЬ Господа – на всякую плоть.

Он ОБЛИЧАЕТ и ВРАЗУМЛЯЕТ, и ПОУЧАЕТ и ОБРАЩАЕТ, как пастырь стадо свое.

14 Он МИЛУЕТ ПРИНИМАЮЩИХ ВРАЗУМЛЕНИЕ и усердно обращающихся к закону Его."

Сирах 18:12-14

Как напротив суда милость, так напротив проклятия благословение. Бог и Пророки предлагают человеку оба варианта, а человек сам выбирает одно из двух по уму своему и внутренним качествам. Проклятие есть буквальный смысл Писаний, а благословение и благодать – истинное, благое Слово Божие, – смысл духовный.

"ИЗЛИЛОСЬ из сердца моего СЛОВО БЛАГОЕ; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца.

Ты прекраснее сынов человеческих; БЛАГОДАТЬ ИЗЛИЛАСЬ ИЗ УСТ Твоих; посему БЛАГОСЛОВИЛ Тебя Бог на веки."

Псалом 44:2-3

"Во свидетели пред вами призываю сегодня НЕБО и ЗЕМЛЮ: жизнь и смерть ПРЕДЛОЖИЛ я тебе, БЛАГОСЛОВЕНИЕ и ПРОКЛЯТИЕ. ИЗБЕРИ жизнь, дабы жил ты и потомство твое…"

Второзаконие 30:19

"Он ПРЕДЛОЖИЛ тебе огонь и воду: НА ЧТО ХОЧЕШЬ, прострешь руку твою.

Пред человеком жизнь и смерть, и ЧЕГО ОН ПОЖЕЛАЕТ, то и дастся ему."

Сирах 15:16-17

Потому Бог и не судит никого, ибо человек, проглатывая не разжевывая умом закрытое Слово Божие – не рассуждая при этом о его истинном сокровенном смысле, сам избирает и принимает суд, осуждение, лишает себя Божией милости и благословения. Сын Божий – Слово Божие, истинный его смысл, осуждает понимающих Писания ложно, буквально.

"Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню НЕДОСТОЙНО, виновен будет против Тела и Крови Господней.

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

Ибо, кто ест и пьет НЕДОСТОЙНО, тот ест и пьет ОСУЖДЕНИЕ себе, НЕ РАССУЖДАЯ о Теле Господнем.

Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает."

1Коринфянам 11:26-30

"Ибо Отец и НЕ СУДИТ никого, но весь СУД ОТДАЛ СЫНУ,

Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и НА СУД НЕ ПРИХОДИТ, но перешел от смерти в жизнь."

Иоанна 5:22-24

"Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: СЛОВО, которое Я говорил, оно БУДЕТ СУДИТЬ его в последний день.

Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.

И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец."

Иоанна 12:48-50

Бог желает милости и Богопознания, истинного познания Его Слова, духовного его смысла – духа Слова. Дух Слова есть Дух Христов. Буквальное же, плотское понимание Писаний по плоти Слова, Богу неугодно.

"Ибо живущие ПО ПЛОТИ О ПЛОТСКОМ помышляют, а живущие ПО ДУХУ – О ДУХОВНОМ.

Помышления плотские суть СМЕРТЬ, а помышления духовные – ЖИЗНЬ и мир,

Потому что плотские помышления суть ВРАЖДА ПРОТИВ БОГА; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

Посему живущие ПО ПЛОТИ Богу УГОДИТЬ НЕ МОГУТ.
Но вы НЕ ПО ПЛОТИ живете, А ПО ДУХУ, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто ДУХА Христова не имеет, ТОТ [и] НЕ ЕГО."

«Милости хочу, а не жертвы». Иисус цитирует здесь пророка Осию, который так объяснял людям Божий завет: «милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 5:6). Жертвоприношения - важнейший религиозный ритуал, но гораздо важнее - глубокая, искренняя вера и не показная праведность, умение сострадать и стремление помогать людям. Бог хочет, чтобы люди не слепо исполняли, а понимали глубинный смысл Его указаний и запретов.

Иегова - «Бог великий и страшный» (Втор 7:21) , но Он, по словам пророка Варуха, будет по-прежнему «с радостью вести Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею» (Вар 5:5–9). Славя Господа, Псалмопевец выражает уверенность в том, что «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс 84:11).

Придя на землю в иную историческую эпоху, когда борьба с идолопоклонством во многом утратила остроту, Иисус Христос являет Собой Бога кроткого, смиренного, милостивого. Он не призывает безжалостно истреблять внешних врагов, а акцентирует внимание на борьбе человека с собственным несовершенством. В Его устах слово «милость» означает милосердие, умение понимать, любить и прощать не только ближних, но и дальних, не только праведников, но и грешников.

Христос объясняет:«Не здоровые имеют нужду во враче, а больные» (Мф 9:12). «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13) . Он обличает фарисеев и книжников. А на вопрос о том, кого человек должен считать ближним, отвечает: того, кто «сжалился и позаботился о нем» («Притча о милосердном самаритянине»). И подчеркивает в Нагорной проповеди: «Блаженны милостивые» (Мф 5:7).

Милостыня - важнейший акт христианского милосердия, то, что «зачтется» человеку на Страшном суде. «Милостыня человека - как печать у Него, и благодеяния человека сохранит Он, как зеницу ока» (Сирах 17:18). Но творить ее следует от чистого сердца, а не напоказ: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди... У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:1–4).

Фраз.: «блаженны милостивые»; «левая рука не знает, что делает правая»; «трубить» (в смысле «хвастаться»); «трубить на всех перекрестках»; «хранить, как зеницу ока».

Лит.: Уильям Хоуэллс, роман «Милосердие».

А. С. Пушкин, «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в наш жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.