Деньги

Цирковые тайны или как делается это. Детский праздник: цирк своими руками

Рассказывать о цирке – дело не такое уж и простое. Рассказывать о цирковых жанрах и уж тем более о номерах,
аттракционах, целых программах – просто неблагодарная и бессмысленная затея. Ведь для зрителей цирк – это прежде всего зрелище. И сами посудите, как можно рассказывать о зрелище? На то оно и ЗРЕЛИЩЕ, чтобы смотреть его!
Вот и я хотел бы не столько рассказать, сколько показать вам на одном из многочисленных примеров пёстрого моря цирковых номеров, как всё это делается. Хочу, чтобы вы поближе увидели «кухню» нашего цирка. Чтобы тоже стали очевидцами необыкновенного и самого обыкновенного, привычного, ничем, собственно не выделяющегося на фоне нашей повседневной жизни, весьма прозаического, процесса создания номера и результата того, что было выстрадано и рождено.
Но прежде, позволю себе коротенькое отступление.
Как-то раз в цирке после представления кто-то из зрителей задал вопрос одному артисту: « Ну, вот вы два часа в день репетируете свой номер, десять минут выступаете с ним на манеже и всё? А когда же вы всё-таки работаете?»
............
Нужны ли дополнительные комментарии к этой реплике?.........
Не стану докучать банальными истинами, что цирк это отвага, риск, это красота, сила, ловкость и т.д.
Прежде всего, цирк - это ТРУД!

Ещё цирковые артисты и работники говорят так: « Цирк - это диагноз!»
А я бы ещё сказал: «Цирк - это образ жизни!»
И не десять минут выступления плюс два часа репетиции, а все двадцать четыре часа в сутки отдают себя любимому делу мастера чудес - труженики цирковой арены. И тогда на залитом огнями манеже мы видим результат этого труда, который остаётся для каждого из нас волшебным праздником, фейерверком чудес.
Помнится, когда-то я уже упоминал о тех, кому прямо не терпится после представления, хоть одним глазом заглянуть за кулисы и стать, хоть на короткое время очевидцем всего того, что происходит там.

Вот и давайте зайдём туда, - за форганг (артистический выход на манеж). Возможно тогда и откроется нам тайна рождения циркового номера хотя бы часть всего того, что до сих пор было скрыто от нашего взора.

Итак, знакомьтесь! Любовь Тимохина – артистка, дрессировщица, создатель, руководитель и исполнитель номера «СОБАКИ-БАЙКЕРЫ»

Вот на примере небольшого фрагмента из жизни этой артистки и её номера мы и узнаем, как всё это делается. Несмотря на свои молодые годы, Люба – артистка с почти двадцатилетним стажем работы в цирке. Сюда она пришла, если можно сказать, случайно. До этого Люба закончила профтехучилище и немного проработала на швейной фабрике. Безусловно была у неё и неплохая спортивная подготовка. Ещё в детстве девушка занималась художественной гимнастикой. Так, что без участия спорта в её жизни, возможно и не решилась бы Любовь выбрать себе жизнь переполненную романтикой странствий и постоянного кочевья. А позже так и случилось, Люба стала женой тоже молодого, начинающего циркового артиста. Дальше всё и пошло по накатанной прямой. Вместе с мужем начала репетировать, а позже и была введена в работу номера «Акробаты-роликобежцы»

Как и у многих, жизнь всегда готовит неожиданные повороты судьбы. Сия чаша не миновала и нашу героиню. Брак оказался не прочным и вскоре им пришлось расстаться.

Тогда и появилась у молодой артистки возможность творчески реализовать себя.Люба самостоятельно стала готовить новый номер.
И вот тут хочу сделать коротенькое отступление.
В цирке много разножанровых номеров. Жонглёры и гимнасты, эквилибристы и вольтижёры, наездники и каскадёры, фокусники и дрессировщики. На то это и цирк, чтобы поражать нас, зрителей, калейдоскопом разных по плану и сложности номеров и целыми аттракционами. Всегда так было, и, на первый взгляд, может показаться, что ничего нового здесь не найдёшь. НО! В том-то и квинтэссенция циркового разнообразия, что каждый номер не просто должен, а ОБЯЗАН быть уникальным, неповторимым, отличаться оригинальностью, быть запоминающимся и не похожим на другие номера подобного жанра.
А вот это не так-то и просто!
Трюк плюс великолепная актёрская подача, плюс интересный сюжет и ещё множество-множество разных плюсов - вот секрет успеха и путь к нему.
А с чего начинается сама работа?
На первый взгляд, всё очень просто. Как говорил Великий Микеланджело, - «Чтобы сделать красивую скульптуру, достаточно взять глыбу мрамора и отсечь от неё всё лишнее и ненужное». Примерно то же самое и в цирке при создании номера. Но это теоретически. А практически?

В начале, как обычно, рождается идея. Затем, как и всё новое, цирковой номер появляется на бумаге в виде сценарной заявки.
А после беготня по кабинетам циркового департамента, ожидание всевозможных совещаний и заседаний, защита своего детища перед строгим и неподкупным Худсоветом. Надо доказывать, убеждать, настаивать и вновь исписывать сотни листов бумаги, и вновь доказывать порой даже самые что ни на есть прописные истины. В ответ, как правило, - равнодушное: « А нужен ли нам ещё один номер такого жанра?» или « Замысел хороший, но у нас нет денег» или ещё – «Такое сделать просто невозможно и нереально! Это будет только напрасная трата времени и всё тех же денег».

И вот, доказав, убедив и переубедив многочисленных чиновников, что номер будет готовиться без отрыва от основной работы, что животные, реквизит и костюмы будут приобретены за свой счёт, ты заставляешь неподвижный маховик бюрократической машины всё-таки раскручиваться в пользу задуманного. Начинается подготовительный и репетиционный процесс. Тебя не понимают, а порой и просто мешают, создавая всякий раз какие-то надуманные препятствия, связанные, то с временем репетиций, то с обеспечением кормами и необходимым реквизитом, а то и специально и целенаправленно, чтобы загубить саму идею на корню.





Часы слагаются в дни, дни в недели, недели в месяцы. И месяцы эти кажутся долгими годами буквально каторжной работы.
Возможно, так и есть. Ведь порой и годы уходят на подготовку и наработку нового трюка. И такое бывает!
Опять позволю себе коротенькое отступление от темы. В театре от артиста требуется только одно -ИГРАТЬ РОЛЬ! Все остальные организационные и вспомогательные работы делают соответствующие цеха: над сложным гримом поработает художник-гримёр, декорации и всю бутафорию изготовит оформительский цех, костюмы и обувь тоже есть кому делать. И всем этим процессом руководит заведующий постановочной частью. Это его «головная боль». Перед спектаклем костюмер принесёт в грим-уборную готовый, выутюженный костюм и ещё поможет одеться, если у костюма слишком много сложных деталей, гримёр и парикмахер поработают над причёской и лицом. И всё! Пора на сцену являть своё мастерство на суд зрителя.В цирке же всё не так! Артист здесь в своём номере, как говорится, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». То есть он и сам себе костюмер, и бутафор, и гримёр, и зав. постановочной частью.



А кроме этого ещё и врач-ветеринар, если надо, и многое-многое другое. Ведь партнёры-то по номеру необычные, а существа весьма крутого нрава. Подготовить группу кавказских овчарок, которых в народе именуют Волкодавами, - вещь не шуточная! Да и нет пока ещё таких номеров в цирковой системе. В этом – тоже неповторимость задуманного.


А ведь цирк - это ещё и быт. Представьте себе жизнь в чужом городе, в казённых и не всегда благоустроенных стенах общежития для артистов, где всё те же вопросы, а порой и проблемы, с которыми мы с вами сталкиваемся на каждом шагу: двое детей, школа, где учится старший сын, уход за младшим сынишкой, стирка, поход по магазинам и рынку, да и о досуге порой не грех подумать. И всё это на те же самые плечи ложится.


Раньше, когда я только начинал свою цирковую карьеру, мне было ну уж явно непонятно, почему цирковые артисты живут так замкнуто, почему не посещают театры, библиотеки, не любуются местными историческими и архитектурными достопримечательностями. Ведь по роду деятельности это – вроде, чуть ли не их обязанность. Прожив определённый кусок жизни в цирке, я стал понимать причину этого. Правда и сейчас не оправдываю и не поддерживаю их в этом. Всё-таки артист – существо творческое и труд его прежде всего должен оставаться интеллектуальным. Без этого ну никак нельзя!


И опять работа!
Так жаркое лето сменяет золотая осень. Ей на смену приходит суровая белоснежная зима, а позже и красавица-весна звонкой капелью возвещает о своём прибытии.
Остаются считанные недели до долгожданной и такой волнительной минуты, когда перед взыскательной комиссией (после всего описанного выше) предстанет Люба с результатами своего труда. А после будет ещё более важное и ответственное испытание для неё - выступление перед зрителями.


Остаётся верить и надеяться, что оно пройдёт с успехом. А как ещё может быть иначе?! Ведь столько труда, и энергии, и бессонных ночей, и напряжённых дней было потрачено на подготовку номера и прожито с этим!
Уверен, этот светлый день придёт! Обязательно придёт! Будут аплодисменты, первые букеты цветов, поздравления и дружеские пожелания. Будет в жизни этой целеустремлённой артистки праздник.
Вот только жаль, радостные минуты так быстро проходят, а серые будни встречаются всё чаще и чаще. Такова жизнь! И тут уж ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. Мы сами её себе выбрали.



ПОЛНОСТЬЮ ЖЕ УЖЕ ГОТОВЫЙ И ВЫПУЩЕННЫЙ НА ЗРИТЕЛЯ НОМЕР, ФАКТИЧЕСКИ РОЖДЁННЫЙ НА ВАШИХ ГЛАЗАХ, ВЫ СМОЖЕТЕ УВИДЕТЬ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ В YOU TUBE.
http://www.youtube.com/watch?v=esbES6BfvOs&list=FL-PEYlaqvCxMDUJwGcBzoKQ&feature=mh_lolz

***********************

ПОСЛЕСЛОВИЕ

**************************

В 1970 году вышел на экраны художественный фильм Глеба Панфилова «Начало». В главных ролях Инна Чурикова и Леонид Куравлёв.

Там был такой эпизод. Съёмочная площадка. Снимается сцена казни Жанны Д"Арк. Но героиня совсем не настроена и не готова к съёмкам. Всё время ей что-то мешает. Она не может сосредоточиться. Режиссёр нервничает, массовка ждёт. Ждут все вспомогательные службы. Но снять сцену так и не удаётся. Проходят часы, а результат - всё тот же. И тогда режиссер ухищряется сделать одну из своих «провокаций». Когда героиня, перечислив всё и всех, кто ей мешает сосредоточиться, объясняет, что мешают ей ещё и руки, режиссёр даёт команду «Пилите руки!». Артистка успокаивается, собирается и играет именно так, как и требовалось. Снято! И когда съёмочная группа начинает разбирать все свои приборы и декорации, кто-то из массовки спрашивает режиссёра, сколько на экране будет идти эта сцена? « Двадцать пять секунд» - отвечает тот.
Вот так и подготовка номера в цирке, - недели, месяцы, а порой и годы, ради десяти минут выступления на манеже. Но всё-таки, какие это десять минут! Стоит ли ещё что-то добавить к сказанному?


Цирк любят многие дети. Они часто смотрят представления в цирке и сами мечтают выступать на арене. В качестве хорошей идеи можно предложить организовать для детей праздник, который будет посвящен тематике цирка. Можно даже не сомневаться, что всем деткам понравится такая развлекательная программа. Тем не менее, необходимо заранее продумать интересный сценарий для цирка, где будет много увлекательных конкурсов, которые понравятся участникам праздника.

Для проведения торжества предлагается выбрать просторный зал, в котором смогут поместиться все участники. Чтобы создать праздничное настроение, необходимо украсить зал соответствующими декорациями. Хорошо, чтобы они были яркими. Например, цветными воздушными шарами. Вести праздник должен человек, которому будет доверена роль ведущего. Также одному из взрослых необходимо поручить роль клоуна. Для правдоподобности необходимо подобрать соответствующий яркий костюм клоуна. Мероприятие начинается, и в зале появляется ведущий.

Ведущий:
– Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами собрались на веселый и интересный праздник! Посмотрите на зал, в котором мы находимся. Обратите внимание на декорации. Что это вам напоминает?

Дети:
– Цирк!

Ведущий:
– Все верно! Да, это цирк! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, в мир цирка! Кто из вас любит цирк? А кто ходил на цирковые представления?

Дети:
– Я! Я! Я!

Ведущий:
– Вижу, что все дети любят смотреть представления в цирке. Тогда точно вы не будете скучать во время нашего сегодняшнего праздника. В программе у нас сегодня много интересных игр. Также мы узнаем многое про актеров и животных, участвующих в представлениях. Мы начинаем наш праздник!

Звучит музыка.

Ведущий:
– Дети, без кого невозможно представить цирк? Кто сможет нас развеселить? Кто носит яркие и смешные костюмы?

Дети:
– Клоун!

Ведущий:
– Конечно же, это клоун! Давайте же позовем его на наш веселый праздник! Кло-ун!

Все дети зовут клоуна. Под веселую музыку в зале появляется клоун.

Клоун:
– Здравствуйте, ребята! Меня кто-то звал? О, как много деток! У вас так весело! Так, у вас сегодня праздник?

Ведущий:
– Здравствуй, клоун! У нас сегодня праздник, посвященный цирку! Кто, как не ты, должен стать гостем на этом празднике! Мы рады видеть тебя здесь, приглашаем принять участие в нашем веселом празднике. Посмотри, как детки радуются, что ты пришел к нам!

Клоун:
– Да, вижу всеобщее веселье. Это очень радует меня. Как давно я не бывал на таких праздниках! О, горе, я разучился танцевать! Что же мне делать?! Как же может работать клоун в цирке, который не умеет танцевать? Что же теперь со мной будет?

Ведущий:
– Не переживай, Клоун. Сейчас детки покажут тебе, как нужно танцевать, они научат тебя этому. Правда, ребята?

Дети:
– Да!

Далее сценарий для цирка предполагает проведение конкурса. Для этого потребуется веселая музыка. Для участия в конкурсе приглашается несколько детей. Под веселую музыку они должны показать, как нужно танцевать. При этом клоун будет повторять за детьми движения, которые они будут показывать.

Ведущий:
– Посмотрите, как хорошо получается у ребят и у Клоуна! Он уже скоро научится танцевать!

Клоун:
– Посмотрите, детки, я вспомнил, как танцевать! Спасибо вам большое! Теперь все детки приглашаются танцевать со мной, водить хороводы! Присоединяйтесь!

Звучит музыка и все детки начинают водить хороводы, танцевать вместе с Клоуном.

Ведущий:
– Ребята, а вы знаете, кто еще участвует в представлениях цирка?

Дети:
– Акробаты, гимнасты!

Ведущий:
– Правильно, дети. Гимнасты и акробаты ставят очень красивые номера, которые можно увидеть в цирке. Давайте с вами проведем конкурс, который позволит нам узнать, кто из вас самый умелый и ловкий. Этот конкурс позволит вам стать на время гимнастами и акробатами.

После этого сценарий для цирка включает проведение интересного конкурса. Для этого необходимо подготовить небольшую веревку. Она раскладывается ровно на полу. Для участия в конкурсе приглашаются несколько детей. В соответствии с этим необходимо подготовить столько же веревок. Каждый участник должен будет пройти по веревке, которая лежит на полу. Тот, кто сделает это лучше всего, получает приз.

Ведущий:
– А теперь предлагается еще один интересный конкурс, для участия в котором приглашаются детки.

Затем сценарий для цирка включает проведение еще одного конкурса, для чего необходимо пригласить несколько желающих детей. Для этой игры необходимо подготовить круги, вырезанные из картона. Они должны быть одного цвета. Эти круги раскладываются на полу, располагаясь рядом друг с другом. Участники поочередно должны будут пройти по кругам. При этом на пол нельзя наступать. Тот участник, который быстрее всех справится с заданием, становится победителем.

Ведущий:
– Какие вы молодцы, так ловко перемещаетесь! А теперь предлагается более сложный конкурс.

Далее сценарий для цирка включает проведение еще одного конкурса. Для этого необходимо приготовить такие же кружки из картона, но они должны быть разных цветов. Потребуется много таких кружков. Пока звучит музыка, все дети танцуют. Как только музыка прекращается, ведущий называет цвет. Далее дети должны будут найти кружок такого цвета и встать на него. Сделать это необходимо, пока ведущий считает до трех. Те дети, которые не встали на кружки правильного цвета, выбывают из конкурса. Так игра продолжается в несколько этапов. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник, который и становится победителем.

Ведущий:
– Дети, а кто еще принимает участие в представлениях в цирке?

Дети:
– Животные!

Ведущий:
– Правильно! А кто из вас назовет, какие именно животные принимают участие в представлениях?

Дети называют животных.

Ведущий:
– Все, правильно. А теперь давайте проверим, узнаете ли вы животных, которых будет показывать ваш друг, Клоун!

Затем проводится конкурс, входящий в сценарий для цирка, в котором принимает участие Клоун. Также необходимо пригласить несколько детей. Клоун будет показывать разных животных, например: лошадь, кролика, тигра, льва и других. При этом показывать животных необходимо без слов. Дети должны будут отгадать, каких именно животных показывает Клоун. Тот участник конкурса, который угадает больше всего животных, становится победителем. Ему Клоун дает награду. Можно подобрать небольшой сувенир в виде животного, которое участвует в представлениях, показываемых в цирке зрителям.

Ведущий:
– Детки, а теперь давайте с вами поиграем в интересную игру. Мы с вами будем показывать, что именно делают разные животные, как именно они себя ведут.

Затем сценарий для цирка включает в программу проведение еще одного конкурса, связанного с животными, участвующими в представлениях. Для этого приглашается несколько участников. В шляпу клоуна необходимо положить листики бумаги, на которых будут нарисованы разные виды животных – кролик, лошадь, медведь, морской котик, собачка, кошечка, лев и другие. Каждый участник должен будет вытянуть листик бумаги, развернуть его. То животное, которое будет нарисовано, необходимо показать:

– лошадка – показать, как скачет лошадка;
– кролик – показать, как прыгает кролик;
– кошечка – показать, как кошечка мурлычет;
– собачка – показать, как быстро бегает собачка;
– лев – показать, как рычит лев.

Ведущий:
– Молоды, детки, вы очень хорошо и точно показали, что именно делают эти животные. А теперь все животные приглашаются танцевать!

Звучит музыка, и дети танцуют в роли животных, которых они показывали.

Ведущий:
– Мы с вами увидели, что детки очень хорошо показывают животных, которые работают в цирке. А вот узнают ли они их голоса? Для этого давайте проведем интересный конкурс, который называется «Узнай голос животного».

Для проведения следующего конкурса, необходимо подготовиться. Потребуются записанные на телефон или магнитофон голоса разных животных. Включая запись, дети должны будут послушать ее и далее назвать животное, голос которого они услышали. Так конкурс продолжается, пока дети не угадают всех животных.

Ведущий:
– Мы с вами показывали животных, угадывали их голоса. А как насчет того, чтобы нарисовать всех, кто участвует в цирковых представлениях. Итак, для участия в конкурсе приглашаются дети, которые любят рисовать и хотят показать нам, как красиво они умеют делать это?

Затем сценарий для цирка предполагает проведение конкурса, в котором необходимо будет рисовать. Для данного конкурса необходимо приготовить бумагу, можно ватман, а также маркеры. Каждый участник получает маркер и ватман. Дети должны будут нарисовать всех, кто участвует в цирковых представлениях – акробатов, клоунов, разных животных, дрессировщиков и так далее. После того, как рисунки будут готовы, конкурс завершается. Победитель определяется голосованием всех зрителей. Ребенок, который набрал больше всего голосов, становится победителем и получает приз. Для этого можно подобрать, например, набор красок или карандашей.

Ведущий:
– Дети, кто знает и скажет, как называется человек, который дрессирует животных?

Дети:
– Дрессировщик!

Ведущий:
-Правильно! Именно дрессировщик показывает нам красивые и зрелищные представления с участием разных животных. Чтобы понять, как работает с животными дрессировщик, объявляется следующий конкурс на звание лучшего дрессировщика.

Далее в сценарий для цирка входит еще один конкурс, который называется «Лучший дрессировщик». Для участия в нем приглашается несколько деток, которые желают стать дрессировщиками. Для проведения конкурса потребуется приготовить мягкие игрушки, например, собачку, кошечку, зайчика, львенка, тигренка. Дети должны будут станцевать с игрушками, представляя себя дрессировщиком того вида животного, который им достался. Чтобы сделать конкурс интереснее, можно предложить взять мешок, в который сложить все мягкие игрушки. Далее каждый ребенок, участвующий в конкурсе, должен будет вытянуть одну игрушку, которую и будет «дрессировать».

Ведущий:
– Дорогие дети, участники и зрители нашего праздника! Мы с вами интересно провели сегодняшний день. Мы побывали в цирке, где стали на время актерами. Мы вспомнили, какие именно виды животных принимают участие в представлениях. Вы не скучали?

Дети:
– Нет!

Ведущий:
– А как насчет нашего друга Клоуна. Клоун, ты не скучал во время нашего праздника!

Клоун:
– Нет, мне было очень весело с ребятами. Они очень веселые и к тому же они мне очень помогли – именно благодаря им я вспомнил, как нужно красиво танцевать.

Ведущий:
– В завершение я предлагаю всем спеть веселую песенку вместе с клоуном.

Звучит музыка, все дети поют песню. Для этого лучше всего выбрать детскую музыкальную композицию, которая известная детям. После этого веселое праздничное мероприятие, посвященное цирку, завершается.


* В расчетах используются средние данные по России

Общий обзор циркового бизнеса

На сегодняшний день в России существует всего один крупный негосударственный цирк - знаменитый цирк Никулина на Цветном бульваре в Москве. Это крупное коммерческое предприятие, приносящее огромный доход: одних только налогов с него взимается не менее $750000 в год.

Существуют, конечно, и другие частные цирки, размером поменьше, как правило, не имеющие собственных (особенно таких крупных) помещений и гастролирующие по всей стране. Разумеется, доходность такого цирка на порядок меньше, однако и пропорциональны ей и затраты.

Однако, в настоящее время в нашей стране существует немного экземпляров частных цирков, и нельзя говорить ни о какой наполненности рынка.

Открытие частного цирка, с учетом вышеприведенных факторов, может стать весьма прибыльным бизнесом при грамотной организации дела. Причем для человека творческого и активного это дело может стать не только работой, но и способом самореализации.

Что нужно для создания собственного цирка?

Прежде всего следует определиться, какой из двух разновидностей будет создаваемый вами цирк - стационарный или нестационарный. Стационарный, или обычный цирк функционирует в собственном помещении.

Оно должно быть достаточно вместительным - ведь кроме собственно арены 700-метровой площади требуется место для размещения не менее 500 зрителей, а лучше - 1000.

Само собой, арена (манеж) должна бать строго 30-метровой в диаметре - это стандартный размер, принятый во всем мире. Кроме того, цирк должен быть оборудован всеми возможными специальными приспособлениями - полусферическим куполом, противопожарными объектами, защитными конструкциями, клетками для животных (если, конечно, номера с животными предусмотрены программой и цирковой политикой), буфетом, рекреационными площадями гримерными помещениями и многим другим.

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Общая площадь здания, полностью оборудованного и приспособленного под открытие цирка стремится примерно к 10-12 тыс. кв. метров. Его постройка и оборудование обойдется не в такие большие по сравнению с доходностью суммы - всего порядка нескольких миллионов долларов.

Конечно, не у всех начинающих бизнесменов могут оказаться в наличии такие средства. Поэтому в таком случае придется остановиться на втором варианте - нестационарном цирке, или, как его еще называют шапито. Он не нуждается в возведении здания и представляет собой цирк на колесах.

Помещение цирка шапито - временная, сборно-разборная конструкция, возводящаяся посредством нескольких высоких стоек-мачт, на которые натягивается брезентовый полог. Таким образом, получается большой шатер, способный вместить несколько сотен зрителей, внутри которого сконструирована стандартная 30-метровая арена.

Стоимость такой конструкции относительно невелика - до $1000000, но работает цирк-шапито только в теплый сезон.

Кроме того, существует еще один вариант передвижного цирка - нестационарный сборный манеж, поверх которого натягивается тент от дождя и солнца.

Разумеется, сезон работы такого цирка еще более ограничен. Однако этот конструкт обойдется всего в сотни тысяч долларов.

Выбор жанра и основные направления работы цирка

Успех в цирковом мастерстве заключается в разнообразии номеров. В наши дни наиболее востребованными жанрами циркового искусства являются клоунада, фокусы (престидижитация или манипуляции, иллюзионизм и т.п.), пантомима, музыкальная эксцентрика, акробатика, эквилибристика и номера с дрессированными животными.

Разумеется, охватить весь спектр номеров в одном цирке, а особенно в шапито, невозможно. Главное - найти собственную нишу и комбинировать два-три жанра по одной или две репризы за одну программу (спектакль).

Каждая реприза должна разделяться с другой короткой интермедией - номером, не требующем технической подготовки арены. Интермедия может быть комедийной или танцевальной (хотя иногда встречаются и другие типы), но и при этом не быть частью номера, и, как правило, не иметь никакого отношения к смыслу всего спектакля.

Главным или, как минимум, одним из главных номеров программы может стать клоунада. Это один из наиболее старых и эффектных жанров, способный "вытянуть" на себе весь спектакль. Часто именно с клоунадой ассоциируется сам цирк, его атмосфера.

Не менее важной частью циркового представления является показ фокусов. Фокусы подразделяются на два типа: престидижитационные (манипуляционные), т.е. основанные на пресловутой "ловкости рук" и иллюзионные, требующие специальных технических приспособлений.

Пантомима идеально подходит для не очень длинных, но концептуально важных в смысле общей канвы и идеи представления номеров, служащих связующим звеном между последующей и предыдущей репризой.

Эквилибристика, акробатика и жонглирование - жанры, подходящие как для интермедий, так и для самостоятельных номеров. Каждый из них может стать визитной карточкой цирка и его "изюминкой".

Конечно, основным номером может стать выступление с участием дрессированных животных. Пожалуй, именно дрессура, наравне с клоунадой, может быть основным номером спектакля. Ингода эти жанры объединяются - т.е. клоуны выступают с дрессированными собаками, кошками и другими животными. Но есть повод задуматься о моральной, и, если можно так выразиться, трендовой стороне таких номеров.

Известно, что в наше время все большую популярность набирают цирки (в основном именно частные), которые не используют животных в своих программах. Ярким примером такой политики может служить канадский Cirque du Soleil (фр. "Цирк Солнца"), кстати, с годовым оборотом в $600 млн. На самом деле, вовсе необязательно использовать животных для привлечения зрителей.

Кроме того, это сможет стать "фишкой" именно вашего цирка, но одним из наиболее положительых факторов является уважение со стороны организаций, занимающихся защитой животных вкупе с немалым сокращением расходов на их (животных) содержание.

Еще один фактор, который, возможно, повлияет на ваш выбор: если в планах бизнеса есть выступления за пределами страны, то нужно знать, что в большинстве стран (по крайней мере, европейских и североамериканских) выступления с животными категорически запрещены и даже могут приравниваться к жестокому обращению с ними.

Кадровая политика частного цирка

Хотя вопрос подбора кадров в шоу-бизнесе вообще является достаточно сложным и трудно решаемым, к цирковому искусству это почти не относится. Конечно, как и в других областях начинающему цирку трудно найти артистов "с именем", смотреть на которых люди будут приходить в любой цирк. Но это не беда - во-первых, с ростом доходности вашего цирка появятся и профи - ведь, как известно, лучшие артисты уходят туда, где больше предложат. А для начала, так как в основном в цирк требуются молодые и энергичные люди, можно набрать и штат начинающих артистов и даже хорошо подготовленных непрофессионалов.

В данном случае главное - заработать себе имя и вместе с ним высокие прибыли. Для начала можно предложить артистам небольшую заработную плату: порядка 25-30 долларов за спектакль. Когда дело пойдет в гору, вы сможете зарабатывать и на "звездах" требующих даже и 100 тысяч долларов в год.

Раскрутка и окупаемость цирка

На самом деле, у частного цирка, если дело поставлено грамотно, есть все шансы окупиться очень быстро. Дело в том, что общий тренд (не только циркового бизнеса, но экономики в глобальном смысле этого слова, а сферы услуг, развлечений и т.п. - особенно) таков, что для удовлетворения все более требовательного и взыскательного потребителя (в нашем случае, зрителя) требуется открытие именно небольших предприятий, более чутко реагирующих на потребительские запросы.

Классическим примером могут служить зарубежные мини-рестораны семейного типа всего на 4-5 столов, еда в которых намного качественнее и вкуснее любого массового общепита и многие другие "семейные" предприятия - пекарни, парикмахерские, мини-маркеты и т.д.

Поэтому небольшой цирк-шапито как нельзя лучше удовлетворяет существующему тренду.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Что касается именно раскрутки, пиара бизнеса, то следует сделать упор на телевизионную рекламу - ни печатная, ни интернет-реклама не дает такого эффекта. Не стоит, однако, забывать и про обычные афиши и т.п. средства - они проверены временем и обычно действуют безотказно.

Относительно ценовой билетной политики, можно привести лишь примерную статистику, т.к. в нашей стране цены на билеты в цирк обратно пропорциональны расстоянию до Москвы. Но, в общем и целом, цена в 120-150 рублей в небольших городках, вдвое больше - в городах покрупней, втрое больше - в городах-миллионщиках и в 5-6 раз больше в Москве и Санкт-Петербурге вполне нормальна и позволяет окупить расходы и нивелировать разницу. За рубежом (естественно, в странах Западной Европы, Центральной Европы и Скандинавии) нормальной ценой билета считается в среднем 30-40 евро.

Так что при хорошем расчете цирковой бизнес может окупиться в самый минимальный срок.

5468 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 341601 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Собираетесь устроить детский праздник или день рождения ребенка на природе, но не можете придумать сценарий? Праздник для детей может быть, например, на тему цирка - подойдут любые конкурсы на меткость, ходули своими руками, а также шоу мыльных пузырей.

Приглашаем вас в цирковой балаган! У нас будет не современный цирк, а шапито. Такой, как раньше, когда артисты ездили в кибитках по разным городам и устанавливали свои шатры на центральных площадях. Все они были одной командой и помогали друг другу. Настоящий цирк - это не только веселье, но и умение делать реквизит, и тренировки по оттачиванию своего мастерства, и забота о зрителе.

Игры и конкурсы, приведенные здесь, объединены темой цирка. Но все они универсальны - вы можете пофантазировать и применить их к любому детскому празднику. Главное - чтобы тема праздника нравилась вашему ребенку и принималась с восторгом.

Настоящему жонглеру необходимо уметь создавать свой реквизит. Не забывайте, что наш цирк бродячий и мы всё делаем сами.

Обычные мячи слишком легкие и совершенно не годятся для настоящих артистов. Поэтому мы сделаем не только мячи, которые можно подбрасывать по несколько сразу и учиться жонглировать, но и эспандеры для тренировки мышц кисти руки.

Нам понадобится:

  • воздушные шарики
  • небольшие пакеты
  • наполнитель (зерно, бобовые, кукуруза, мука, сахар, соль, земля, песок, опилки)
  • стаканчики, консервные банки и т.п.

  1. Чтобы сделать один мячик, возьмите два воздушных шарика и отрежьте от них хвостики.
  2. Засыпьте в целлофановый пакет столько наполнителя, чтобы ваш будущий мяч хорошо помещался в руке. Выпустите лишний воздух и завяжите пакет.
  3. Теперь сожмите пакет, придавая ему круглую форму. Затолкайте этот кулечек в один из шариков, а другой шарик наденьте с противоположной стороны. Окончательно придайте ему круглую форму - и мяч готов. Можно начинать состязания.

Мячик легко сделать и из старого носка. Возьмите носок, отрежьте ту часть, которая когда-то грела пальцы. Наполните получившийся мешочек гречкой или рисом и сшейте, пряча швы внутрь и придавая вашему будущему мячу форму шара. Таким мячиком и в футбол дома поиграть можно, и на ощупь он очень приятный.

Меткий стрелок. Возьмите несколько стаканчиков или пустых консервных банок. Расставьте их в ряд или выстройте из них пирамиду. Дети могут кидать мячики по очереди, стараясь сбить банки.

Качаем мышцы. Когда игры закончились, можно приступать к тренировкам. Для этого пусть ребенок возьмет мяч и мнет его в ладошках. Если делать это долго и часто, руки станут сильными.

Жонглирование. Теперь можно учиться жонглировать. Пусть малыш возьмет два мяча и подбрасывает их в воздух друг за другом, ловя и перекидывая из одной руки в другую. Когда будет получаться безукоризненно, можно добавить третий мяч, а потом и четвертый. Всё зависит только от упорства юного циркача.

Переходим к опасным трюкам. Мы будем учиться так же, как это делают воздушные гимнасты и эквилибристы.

Они ходят высоко над нашими головами по тоненьким канатам, да еще совершают прыжки и всевозможные пируэты, заставляя зрителей замирать от восторга. Все эти упражнения были бы невозможны, если бы не способность человека удерживать равновесие. Вот этому нам и предстоит на учиться.

Нам понадобится:

  • консервные банки (лучше прочные квадратные)
  • 2 веревки
  • резинки
  • шило или консервный нож
  • цветная бумага
  • баллончик с краской
  1. Чтобы изготовить простейшие ходули, потребуется наш любимый цирковой реквизит - консервные банки. Предварительно оклейте их цветной бумагой или покрасьте краской из баллончика.
  2. В каждой банке, немного отступив от края, пробейте два отверстия с противоположных сторон. Проденьте в них веревку так, чтобы оба ее конца входили внутрь банки. Завяжите веревку и натяните. Узел окажется внутри.
  3. Получились настоящие ходули. Ходить на них трудно и опасно (попробуйте сами!), поначалу детям потребуется страховка.

Для детей помладше можно взять невысокие банки, например, из-под рыбных консервов, а вместо веревок прикрепить резинки по обхвату стопы малыша. Получатся забавные тапочки-ходули.

Любое цирковое представление заканчивается ярким финальным шоу. Шоу мыльных пузырей - что может быть более запоминающимся! Тем более что мы сами научимся делать и раствор для мыльных пузырей, и палочки. И даже попробуем выпустить гигантские мыльные пузыри. То-то все удивятся, когда увидят это прозрачное, переливающееся всеми цветами радуги чудо!

Для раствора:

  • 1 л дистиллированной воды (можно взять кипяченую)
  • глицерин
  • 25 г желатина
  • 250 мл средства для мытья посуды, шампуня или жидкого мыла
  • 100 г сахара

Для фигурных палочек:

  • деревянные палочки (острые концы лучше отрезать)
  • синельная проволока

Для больших палочек:

  • длинные палочки
  • веревка (лучше бечевка или шерстяная)
  • бусина или гайка
  • скотч

Раствор нужно сделать заранее, чтобы настоялся, - хотя бы за ночь до представления. Хранится же он довольно долго.

  1. Желатин поставьте набухать с небольшим количеством воды. Потом желатиновый раствор нагрейте (не доводите до кипения!), положите сахар и размешайте. Остудите, в теплый желатиновый раствор добавьте глицерин (хотя бы чуть-чуть - совсем без него обойтись не удастся) и моющее средство. Размешайте - и пусть настаивается.

  1. Теперь переходим к самому интересному - изготовлению палочек для пузырей. Чтобы сделать одну палочку, возьмите два отрезка синельной проволоки и скрутите их для надежности. Из получившейся заготовки можно создать любые фигуры, от простых геометрических до сложных - абстрактных, в форме животных или человечков.

Дети отлично справятся с таким заданием сами, а заодно и выберут формы для своих пузырей. Затем прикрепите фигуру из проволоки к палочке, капните немного клея в местах соединений, чтобы лучше держалась.

С помощью палочек очень удобно выдувать пузыри: просто окунайте их в раствор и размахивайте в разные стороны. Всё получится даже у малышей, которые не справляются с покупными наборами для мыльных пузырей.

  1. А еще нам обязательно нужно научиться выдувать огромные пузыри. Возьмите две длинные палочки. Острые концы срежьте. Из веревки сделайте кольцо, связав концы и продев в узел бусинку или другой груз. Прикрепите скотчем веревочное кольцо к палочкам так, чтобы грузик был посередине нижней, более длинной части веревочного кольца.

Теперь окунайте веревку в тазик с раствором, держа обе палочки вместе. Вытаскивая, потихоньку разводите палочки, отводя кольцо в сторону и формируя огромный пузырь.

Наверное, каждому мальчику или девочке (кроме царевны Несмеяны, которой ничем не угодишь!) нравится цирк. Ловкие акробаты, уморительные клоуны и загадочные фокусники никого не оставят равнодушным!

Слово «цирк» латинского происхождения и буквально переводится, как «круг». Но цирком в Древнем Риме называлось сооружение, похожее на ипподром. Там устраивали скачки и гонки на . Самым крупным цирком был Большой Цирк в Риме. Во времена Юлия Цезаря он вмещал до пятисот тысяч зрителей, а состязаться на нем могли одновременно двенадцать колесниц.
Современный цирк появился во Франции только в конце восемнадцатого века. Отец и сын по фамилии Астлей построили под Парижем круглое здание, которое назвали цирком. Там они давали представления, которые состояли из и упражнений с лошадьми.
А в конце девятнадцатого века появились первые представления с дрессированными К этому времени постоянные цирки появились в большинстве крупных городов Европы и России. А ты знаешь, сколько метров составляет диаметр цирковой арены? Диаметр любой цирковой арены в любом цирке – не важно, на тысячу зрителей или на сто – одинаковый и составляет тринадцать метров (или сорок два фута).

Домашний цирк

А хочешь показывать самый настоящий цирк дома? Тебе не обязательно становится акробатом или достаточно изучить несколько и удивить ими родителей, друзей, одноклассников. Об одном из мы сейчас расскажем.
Бесконечная нитка – цирковое представление
Ты «случайно» замечаешь у себя на пиджаке прицепившуюся белую нитку. Конечно, ты сразу же пытаешься ее снять – но не тут-то было! Нитка все тянется и тянется. Наконец, когда ты уже вытащил несколько метров, нитка кончается. В чем секрет этого ?
А секрет фокуса очень прост. Для его проведения тебе понадобятся катушка белых ниток, иголка и карандаш. Для начала перемотай нитки с катушки на карандаш. Это нужно для того, чтобы потом ни у кого не возникло подозрений. Затем с помощью иголки (только будь аккуратен, не уколись!) конец нитки продень сквозь ткань пиджака, а карандаш спрячь в боковом кармане. Теперь, когда потянешь за нитку, она начнет сматываться с карандаша. А если кто-нибудь потребует от тебя показать, что нигде не спрятана катушка, то ты с невинным видом продемонстрируешь зрителям обыкновенный карандаш.
Вот такой цирк можно устроить у себя дома. Кроме этого, есть еще много