Интернет

Цитатный анализ 6 главы евгения онегина. Сад Плюшкина: анализ шестой главы в произведении Н.В

Тема: “Дуэль” (анализ 6 главы) (Слайд № 1)

  • Показать, почему 6 глава является кульминацией романа; рассмотреть, как раскрываются характеры героев во время дуэли, отношение автора к героям.
  • Развитие навыков работы с текстом; образного мышления.
  • Воспитание чувства дружбы, порядочности, чести.
  • Психологический настрой: создание обстановки, приятной для общения, ситуации успеха.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Компьютерная презентация.
  3. Ария ленского (что день грядущий мне готовит?) Из оперы “евгений онегин” на диске.

Эпиграф к уроку (учащиеся самостоятельно подбирают эпиграф).

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя (слайд № 2)

1.- И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой…

Откуда эти строки, кому они посвящены, кто автор?

2. - Сегодня мы поговорим о дуэли . Что такое дуэль ? (слайд № 3)

Как вы думаете, что может быть причиной дуэли? Наш разговор пойдёт о чести и бесчестии, о дружбе мнимой и настоящей.

3. -Давайте вспомним, как развивались события в 5 главе (29 – 31), ХL1 (41) – 45, в каких отношениях были Онегин и Ленский накануне дуэли?

ВЫВОД: Онегин и Ленский – друзья. На чём основана их дружба? (“Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза…”) Автор утверждает, что их дружба от “делать нечего”, от скуки. Настоящие дружеские отношения могут зародиться от скуки? Тем не менее, если раньше Онегин избегал визитов соседей, то общению с Ленским он рад. (слайд № 4)

Из-за чего произошла дуэль? Ленский пригласил Онегина на именины к Татьяне. Онегин не хочет никого видеть (потому что “куча будет там народу”), но потом соглашается. Почему?

Когда Онегин появляется в доме Лариных, он понимает, что Ленский его обманул. В довершение всего его “сажают против Тани”.

ВЫВОД: Онегин решается отомстить Ленскому. Каким образом?

Онегин приглашает на танец невесту Ленского – Ольгу и весь вечер танцует только с ней.

Как ведут себя герои в этой сцене?

Онегин – мстит (для него это развлечение). Онегин, попадая в привычный ему мир, вспоминает стиль поведения на балу.

Ольга – не считает себя опозоренной, всё воспринимает как игру.

Ленский – взбешён, обесчещен. Как Она и Он посмели?! Так друзья не поступают.

Созданный им мир (идиллия) рушится.

Онегинская игра с чувствами (Ленского и Татьяны) превращается в игру с судьбами.

Почему Онегин так поступает с Ленским? Почему Ленский решается на дуэль?

(1) романтическому герою необходим подвиг. (слайд № 5)

(2) защитить честь, чью?! – свою!

II

. Анализ 6 главы.
  • Эпиграф (проанализировать)
  • Строфы 1 – 19 (выборочное чтение, комментарий) – ссора, вызов на дуэль .
  • Беседа по вопросам :
    • Кто виноват? Докажите.
    • Можно ли было избежать дуэли ? Кто мог это остановить? Онегин? Ленский? Татьяна? Ольга? Зарецкий? Кто-то другой?

    Или, по вашему мнению, дуэль должна состояться? Почему?

    Перед дуэлью Ленский навещает Ольгу. (Ария Ленского) Он видит, что Ольга также любит его, что она “ни в чём не виновата”. Вот сейчас бы остановиться и понять, что причина для дуэли – пустяковая. Стоит ли? Ленский не понимает, что на самом деле произошло. И он ищет другую причину для дуэли: теперь он должен защитить честь Ольги. Только нужна ли ей такая жертва?

    1. Дуэль
    2. – кульминация романа. Самый напряжённый момент. Читая, всегда надеешься, что друзья помирятся. (слайд № 6)

      Чтение строфы ХХVI.

    Зарецкий – знаток дуэлей. Но он первый нарушает основные пункты неписаного дуэльного кодекса: он не предложил противникам примириться, а это его прямая обязанность. Онегин опаздывает на целый час, а значит, рискует своей честью. Кажется, он сделал всё, чтобы дуэль не состоялась.

    Сцена дуэли (27 – 35 строфы), (слайд № 7, 8)

    Романтичный поэт, мечтающий совершить подвиг, сделать что-то необыкновенное в этой жизни, убит своим другом на дуэли . Романтизм разбился о действительность.

    Почему дуэль состоялась? Почему, Онегин, искренне любивший своего друга, согласился на этот поединок? Почему он стрелял первым, если не очень дорожил жизнью и совсем не хотел убивать Ленского?

    (Собственное Я : Я хочу, желаю, могу, уважаю только себя, не хочу ронять “престижа”, объявят трусом…) Для него мнение света оказалось выше дружбы.

    Что значат для него понятия ЧЕСТЬ, ЛЮБОВЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ, ДРУЖБА? А для Ленского?

    А.С. Пушкин говорил: “Всё, что грозит гибелью, для человека очень привлекательно”. Но главное “для порядочного человека дуэль оказывалась единственным средством защитить свою честь и честь своих близких”. 27 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина и Дантеса.

    Дуэль – это преступление? Докажите.

    Дуэль – кульминация, переломный момент в судьбах героев:

    Ленского – …

    Татьяны – вот он, её герой!

    Онегина – (эпиграф ко всему роману)

    1. Кто был убит на дуэли ? Будущий помещик или поэт? (строфы 37 – 39)
    2. В конце 6 главы Пушкин нарисовал два возможных “удела”, ожидающих Ленского: (по тексту )

    1. Удел великого поэта;

    2. Удел провинциального помещика-обывателя.

    Сообщение учащихся.

    А.И.Герцен о Ленском: “Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского, другую жертву русской жизни… Это одна из тех целомудренных, чистых натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде, – приняв жизнь, они больше ничего не могут принять от этой нечистой почвы, разве только смерть…”

    В.Г.Белинский О Ленском:

    “…И наконец в своей постели
    Скончался б посреди детей,
    Плаксивых баб и лекарей.

    Мы убеждены, что с Ленским сбылось бы непременно последнее. В нём было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить – значит развиваться и идти вперёд. Это – повторяем – был романтик , и больше ничего. Останься он жив, Пушкину нечего было бы с ним делать…”

    Учитель. Среди вариантов была и третья возможность:

    …При громе плесков иль проклятий,
    Он совершить мог грозный путь,
    Дабы последний раз дохнуть
    Ввиду торжественных трофеев,
    Как наш Кутузов иль Нельсон,
    Иль в ссылке, как Наполеон,
    Иль быть повешен, как Рылеев.

    Ленский – ещё ребёнок, а из каждого ребёнка может всегда что-нибудь получиться.

    К слову. Кто из героев мог бы стать декабристом: романтичный, пылкий, мечтающий о подвиге Ленский или Онегин?

    Каждый человек выбирает свою судьбу, делает выбор! Герои романа его сделали.

    III. Обобщение.

    ВЫВОД 1: Дуэль – защита чести. Главный герой – Евгений Онегин подвергается проверке. Честь, порядочность, дружба отступают перед мнением “света”. Ленский защищал честь Ольги.

    ВЫВОД 2: Дуэль – кульминация романа, в которой проявляются характеры всех героев, переломный момент в их судьбах. Ленский как романтический герой должен был погибнуть, иначе какой бы удел ждал его?

    ВЫВОД 3: В русской литературе тема дуэли является “сквозной”. (Вспомним “Капитанскую дочку”, “Песню про купца Калашникова…”, “Выстрел”). Почему дуэль существовала? Потому что была необходимость защитить честь, других способов не было. Вспомним, что и Пушкин, и Лермонтов тоже погибли на дуэли.

    IV. Подведение

    итогов .

    V. Домашнее задание

    .

    Анализ 7 главы. Подумайте над вопросом: после всего, что случилось, может ли измениться жизнь нашего героя и почему?

    Шестая глава содержит развязку событий. Она состоит из следующих частей: характеристика провинциального дворянства; характеристика Зарецкого; дуэль Онегина и Ленского (Ленский вызывает Онегина на дуэль; Онегин, приняв вызов, «обвинял себя во многом»; перед дуэлью Ленский навещает Ольгу: Ленский пишет в ночь перед дуэлью свою предсмертную элегию; Онегин убивает Ленского на дуэли). Характеристика провинциального дворянства и Зарецкого как наиболее яркой фигуры из этой среды нужна как бытовой фон поединка. Вмешательством в ссору Онегина с Ленским старого дуэлиста, злого сплетника Зарецкого мотивируется та готовность, с которой Онегин принял вызов Ленского. Но поэт не оправдывает и Ленского. Романтик по мировосприятию, он не знает жизни. Для него характерны крайности в оценке людей: Ольгу, которой он посвятил столько нежных элегий, теперь без всяких к тому оснований называет ветреной.

    Возможно ль? Чуть лишь из пеленок, Кокетка, ветреный ребенок! Уж хитрость ведает она, Уж изменять научена!

    Встретившись перед поединком с Ольгой, «он видит: он еще любим; уж он, раскаяньем томим, готов просить у ней прощенье». Но теперь до гиперболических размеров разрастается в его воображении «обида», нанесенная Онегиным: Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал…»

    Вчерашний друг — сегодня в его представлении «развратитель», «червь презренный, ядовитый». Таков романтик, возвышенный мечтатель в соприкосновении с обыкновенной жизнью. Заканчивается тот этап в развитии конфликта, который держался на двух параллельных фабульных линиях (Ольга — Ленский, Татьяна — Онегин): Ленский убит, Ольга уходит со страниц романа, Онегин уезжает… Но сюжет — развитие любви Татьяны к Онегину — не прерывается. Онегин живет в воображении Татьяны. Не случайно поэтому, сделав седьмую главу эпилогом по отношению к фабульной линии Ленский — Ольга, автор только мимоходом говорит об отъезде Онегина из деревни.

    В седьмой главе Ольга выходит замуж за улана и уезжает с ним в полк; Татьяна посещает дом Онегина; мать Татьяны решает везти ее в Москву; Татьяна прощается с родными местами; Ларины едут в Москву; Татьяна в Москве (характеристика московского общества). Самое главное в седьмой главе — это любовь Татьяны к Онегину. Даже перед дуэлью Онегина и Ленского автор не забывает напомнить об этом:

    Когда бы ведала Татьяна, Ах, может быть, ее любовь Когда бы знать она могла, Друзей соединила б вновь! Что завтра Ленский и Евгений Но этой страсти и случайно Заспорят о могильной сени; Еще никто не открывал.

    Тоскующая Татьяна неожиданно заходит в опустелый «господский» дом, где еще так живо ощутимо недавнее присутствие Онегина, где о нем напоминает каждая мелочь — и забытый на бильярде кий, и манежный хлыстик на смятом канапе, «и стол с померкшею ламнадои, и груда книг», и «кровать, покрытая ковром», и «лорда Байрона портрет», и чугунная статуэтка Наполеона. В результате знакомства с библиотекой Онегина, с пометками, делавшимися им на любимых книгах, перед Татьяной раскрывается его внутренний мир. «Так Пушкину удается разрешить, казалось бы, неразрешимую задачу: Онегина в главе нет, и в то же время он — причем не субъективно, в мыслях и переживаниях влюбленной в него Татьяны, а объективно, так сказать, материально, в самом воздухе его «модной кельи», в обстановке, в книгах,- здесь присутствует».

    Итак, в Татьяне, наконец, совершился акт сознания; ум ее проснулся. Она поняла, наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Но поняла ли она, в чем именно состоят эти другие интересы и страдания, и, если поняла, послужило ли это ей к облегчению ее собственных страданий? Конечно, поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И потому книжное знакомство с этим новым миром скорбей, если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнию сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина». С чувством страха Татьяна воспринимает решение матери «в Москву отправиться зимой»:

    На суд взыскательному свету Представить ясные черты Провинциальной простоты, И запоздалые наряды, И запоздалый склад речей.

    Анализ шестой и седьмой глав романа «Евгений Онегин»

    Другие сочинения по теме:

    1. Вторая глава посвящена в основном Ленскому. Содержание ее: занятия Онегина в деревне, его взаимоотношения с соседями; характеристика Ленского, его любовь...
    2. Перечитав роман, мы заметили, что сам поэт указал на три особенности его художественной формы: «собранье пестрых глав», «свободный роман», роман,...
    3. Татьяна и Онегин. Они пока не встретились, но в нашем читательском восприятии оказались рядом: мы догадались, что будет еще одна...
    4. На следующее утро Онегин получает от Ленского записку с вызовом на дуэль. Письмо привозит секундант Зарецкий, циничный, но неглупый человек,...
    5. Все лучшее в русском обществе — возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу...
    6. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» наряду с другими проблемами, немаловажное место уделяется теме, представленной в заголовке этого сочинения,...
    7. Евгений Онегин — главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «наследник всех своих родных» , как говорит о нем...
    8. Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к своему умирающему богатому дяде, досадуя на предстоящую скуку. Двадцатичетырехлетний Евгений...
    9. Вы читаете художественное произведение, знакомитесь с его персонажами. А дальше? Учите «образы»: «образ Онегина», «образ Ленского», «образ Татьяны Лариной»?. Скажите,...
    10. Роль образа Ольги в романе «Евгений Онегин» Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» в течение семи лет, с 1823 до...
    11. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» изображен Пушкиным с большой сердечностью и теплом. Сначала мы встречаемся с Татьяной —...
    12. Сюжетная линия Онегин и Ленский выполняет очень важную функцию в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Что объединило этих двух...
    13. «Евгений Онегин», несмотря на очень своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (конец «без конца»), представляет собой «целостный, замкнутый и законченный...

    Анализ шестой главы романа

    Вопросы и задания:

    1. Вспомним, при каких обстоятельствах Онегин впервые наносит первое оскорбление Ленскому? Отдает ли он себе отчет в том, что ранит душу молодого человека или поступает бездумно, механически, как привык?
    2. Чем было вызвано раздражение Онегина на именинах Татьяны? Виноват ли действительно был Ленский в этом состоянии героя?
    3. Почему поведение Онегина так сильно ранит Ленского? Почему Ленский вызывает Онегина на дуэль? Как менялось настроение Ленского?
    4. Какую характеристику дает автор Зарецкому? Как к нему относится Онегин?
    5. Понимает ли Онегин свою вину? Соглашается на дуэль после длительного раздумья, сознательно или опять механически, по привычке, боясь мнения того самого окружения, которое презирает до глубины души?
    6. Как проводят ночь перед дуэлью герои?
    7. Как автор относится к стихам, написанным Ленским накануне дуэли?

    Вопросы и задания:

    8. Каким настроением пронизана ария Ленского из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»?
    9. Как ведут Онегин и Ленский себя на дуэли?
    10. Как автор относится к дуэли между недавними друзьями?
    11. Какие чувства испытывает Онегин, когда понимает, что убил друга? Какой комментарий к переживаниям Онегина дает автор?
    13. Как Пушкин передает нелепость и трагизм самой дуэли?
    14. В конце шестой главы дано описание возможного будущего Ленского. Равноправны ли эти два возможных пути развития судьбы Ленского, или автор отдает предпочтение одному из них? К какой версии развития событий склоняешься ты и какие детали текста подтверждают твой вывод?
    15. Прочти критические высказывания оЛенскомБ.Г. Белинского и А.И. Герцена. Ответь на вопросы к ним.

    Шестая глава содержит развязку событий. Она состоит из следующих частей: характеристика провинциального дворянства; характеристика Зарецкого; дуэль Онегина и Ленского (Ленский вызывает Онегина на дуэль; Онегин, приняв вызов, “обвинял себя во многом”; перед дуэлью Ленский навещает Ольгу: Ленский пишет в ночь перед дуэлью свою предсмертную элегию; Онегин убивает Ленского на дуэли). Характеристика провинциального дворянства и Зарецкого как наиболее яркой фигуры из этой среды нужна как бытовой фон поединка. Вмешательством в ссору Онегина

    С Ленским старого дуэлиста, злого сплетника Зарецкого мотивируется та готовность, с которой Онегин принял вызов Ленского. Но поэт не оправдывает и Ленского. Романтик по мировосприятию, он не знает жизни. Для него характерны крайности в оценке людей: Ольгу, которой он посвятил столько нежных элегий, теперь без всяких к тому оснований называет ветреной.
    – Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
    – Кокетка, ветреный ребенок!
    – Уж хитрость ведает она,
    – Уж изменять научена!
    Встретившись перед поединком с Ольгой, “он видит: он еще любим; уж он, раскаяньем томим, готов просить у ней прощенье”. Но теперь до гиперболических размеров разрастается в его воображении “обида”, нанесенная Онегиным: Он мыслит: “Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал.”
    Вчерашний друг – сегодня в его представлении “развратитель”, “червь презренный, ядовитый”. Таков романтик, возвышенный мечтатель в соприкосновении с обыкновенной жизнью. Заканчивается тот этап в развитии конфликта, который держался на двух параллельных фабульных линиях (Ольга – Ленский, Татьяна – Онегин): Ленский убит, Ольга уходит со страниц романа, Онегин уезжает. Но сюжет – развитие любви Татьяны к Онегину – не прерывается. Онегин живет в воображении Татьяны. Не случайно поэтому, сделав седьмую главу эпилогом по отношению к фабульной линии Ленский – Ольга, автор только мимоходом говорит об отъезде Онегина из деревни.
    В седьмой главе Ольга выходит замуж за улана и уезжает с ним в полк; Татьяна посещает дом Онегина; мать Татьяны решает везти ее в Москву; Татьяна прощается с родными местами; Ларины едут в Москву; Татьяна в Москве (характеристика московского общества). Самое главное в седьмой главе – это любовь Татьяны к Онегину. Даже перед дуэлью Онегина и Ленского автор не забывает напомнить об этом:
    – Когда бы ведала Татьяна,
    – Ах, может быть, ее любовь
    – Когда бы знать она могла,
    – Друзей соединила б вновь!
    – Что завтра Ленский и Евгений
    – Но этой страсти и случайно
    – Заспорят о могильной сени;
    – Еще никто не открывал.
    Тоскующая Татьяна неожиданно заходит в опустелый “господский” дом, где еще так живо ощутимо недавнее присутствие Онегина, где о нем напоминает каждая мелочь – и забытый на бильярде кий, и манежный хлыстик на смятом канапе, “и стол с померкшею ламнадои, и груда книг”, и “кровать, покрытая ковром”, и “лорда Байрона портрет”, и чугунная статуэтка Наполеона. В результате знакомства с библиотекой Онегина, с пометками, делавшимися им на любимых книгах, перед Татьяной раскрывается его внутренний мир. “Так Пушкину удается разрешить, казалось бы, неразрешимую задачу: Онегина в главе нет, и в то же время он – причем не субъективно, в мыслях и переживаниях влюбленной в него Татьяны, а объективно, так сказать, материально, в самом воздухе его “модной кельи”, в обстановке, в книгах,- здесь присутствует”.
    Итак, в Татьяне, наконец, совершился акт сознания; ум ее проснулся. Она поняла, наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Но поняла ли она, в чем именно состоят эти другие интересы и страдания, и, если поняла, послужило ли это ей к облегчению ее собственных страданий? Конечно, поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И потому книжное знакомство с этим новым миром скорбей, если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнию сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина”. С чувством страха Татьяна воспринимает решение матери “в Москву отправиться зимой”:
    – На суд взыскательному свету
    – Представить ясные черты
    – Провинциальной простоты,
    – И запоздалые наряды,
    – И запоздалый склад речей.

    1. После первого прочтения романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” мне главный герой показался законченным эгоистом. Отец почти не обращал на Евгения внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его...
    2. Петр – российский император. “Петровская” тема естественно возникает в поэме. Романтический сюжет о “беззаконной любви” гетмана Мазепы и Марии Кочубей разворачивается на фоне эпохи, когда “Россия молодая / Мужала с...
    3. Поэма “Цыганы” – завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина “Кавказский пленник”. Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в “романтизм критический”, Пушкин показывает в...
    4. Б. В. Томашевский предпринял изучение жизненного и творческого пути Пушкина, его литературного окружения и общения, отзывов критиков и читателей, конкретного социально-исторического фона деятельности писателя. Двухтомный труд “Пушкин. Кн. 1 (1813-1824)”,...
    5. Кроме главных действующих лиц, Онегина и Татьяны, в романе Пушкина живет множество людей, самых различных по характеру и положению, показанных автором то довольно близко и подробно, то очерченных слегка, двумя-тремя...
    6. Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт и писатель. В его произведениях всегда присутствует русский дух, он показывает русского человека в развитии. Имя князя Олега, которому посвящена “Песнь.”, запечатлено в...
    7. Обаяние имени Пушкина неисчерпаемо. Одна из важнейших тем его поэзии – тема дружбы, товарищества, всечеловеческой доброты. Друзья значили для Пушкина много. В лицейские годы это были студенты, охваченные как и...
    8. (по стихотворению А. С. Пушкина “Если жизнь тебя обманет.”) (2) Говорить о Пушкине можно бесконечно. И всего, что бы мы о нем ни сказали, будет мало. Пушкин – это целый...
    9. Герой романа А. С. Пушкина Герман – молодой человек, обделенный крупным капиталом, но не острым умом, он хорош собой и благодаря немецким корням расчетлив. Проводя один из вечеров у конногвардейца...
    10. Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” была опубликована в декабре 1836 года в журнале “Современник”. Она стала последним произведением, напечатанным при жизни писателя. “Капитанская дочка” – это своеобразная иллюстрация к...
    11. Лирика Пушкина необыкновенно богата и разнообразна и по содержанию, и по форме. Но у него сравнительно немного пейзажных стихотворений. Природа не занимает в его творчестве такого места, как, например, у...
    12. Руслан – это смелый воин, который всегда стремится к справедливости. У него четыре соперника: Черномор, Рогдай, Фарлаф и Ратмир. После того, как Черномор украл Людмилу, Руслан, Рогдай, Фарлаф и Ратмир...
    13. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – это “энциклопедия русской жизни” пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, показана современная поэту...
    14. Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать...
    15. В черновике у Пушкина вместо слов “судьба и жизнь” было написано “царей судьба” – значит, и политические разговоры могли вести Онегин с Ленским. Каждый читает “Онегина” по-своему, и я вовсе...
    16. Евгений Онегин (образ и описание) Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил....Дуэль – поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. Цель этого поединка состоит в восстановление чести. В XIX веке в России существовали специальные дуэльные правила,...
    17. В центре повествования поэмы образы Петра I и дворянина Евгения. В “Медном всаднике” Петр показан не как живой деятель русского исторического процесса, а как памятник, “кумир на бронзовом коне”. Поэт...