Семья и Дети

Cочинение «Пути исканий Григория Мелехова. Сочинение на тему: Путь исканий Григория Мелихова в романе Тихий Дон, Шолохов Жизненный путь мелихова

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» рассказывает нам о жизни казачества, о том тяжелом времени, когда на землях русских устанавливалась новая власть.

В политику красных нужно было верить на все 100%, беспрекословно подчинятся ее идеям и принципам. Тех, кто не выполнял хотя бы один пункт из установленных правил, относили к белогвардейцам, к врагам, к противникам. Однако покорно жить по глупым уставам мог не каждый человек.

Главный герой романа – казак – Григорий Мелехов на протяжении всей истории находится в поисках истины, в поисках правды, скитаясь из одного лагеря в другой. Григорий был обычным казаком, привлекательным и милым. Не зря Аксинья сразу же применила его при первой встрече. Он был необычайно чувствительным. Об этом говорит эпизод во время косьбы, когда Григорий совершенно случайно убил маленького, недавно вылупившегося утенка. Он держал его на ладони, и невероятное чувство жалости переполняло душу сильного мужчины.

Был работящим и трудолюбивым. Он не боялся «пачкать» руки. Также, он был искренним и честным. Полюбив Аксинью, свои чувство он сохранил до конца жизни. Находясь в отношениях с прекрасной девушкой, Григорий не стал прятаться по дворам и сараям, а нес свои чувства открыто и достойно.

Мелехов отличался чистотой своей души и поступков от товарищей по службе. Был случай, когда казаки совершили недоброе, и стали насиловать женщину. Григория даже связали, чтобы он не помешал таким деяниям.

Однако и в этом персонаже не все идеально. Он постоянно находится в поиске, колеблется и меняет свое мнение. По воле родителей, он женится на Наталье, хотя всем сердцем любит Аксинью.

Так же неопределенно ведет себя казак и во время военных действий. Он постоянно пытается найти правду, понять, зачем нужна эта война, какой смысл его участия в ней?

Был Григорий и большевиком, относил себя и к лагерю белогвардейцев.

Начавшаяся война отправила Мелехова за сотни и тысячи километров от родного дома. Жуткая тоска переполняла его душу, которая искала покоя и приюта. Григорий жил одними мыслями о родном хуторе и всячески хотел вернуться назад, домой.

Во время пребывания на чужбине, Мелехов ищет смысл войны, пытается узнать основные принципы правления большевиков. В одно время он становится на их сторону, пытается жить по законам красных. Однако сквозь внутренний монолог читатель может наблюдать за теми душевными терзаниями, которые переполняют казака.

Наблюдая за жестокими расправами красных над пленными, главный герой испытывает к ним призрение. Его чистая душа не приемлет такой жестокости и несправедливости. Мелехов отрекается и от красных, и от белых, называя всех одинаковыми.

Насмотревшись на жестокость и глупость войны, натерпевшись испытаний и терзаний, одна мечта осталась у Григория – вернуться к любимой и зажить с ней спокойной жизнью. Манила она его своей нежностью и глубиной чувств.

Воссоединившись, счастье возлюбленных было недолгим. Во время бегства на Кубань, смерть настигает Аксинью. Умирает женщина на руках любимого, даже не попрощавшись. Самое дорогое в жизни потеряно навсегда. Как же теперь жить главному герою?

Все вокруг окрасилось в черный цвет. Только лишь мысль о сыне заставляла Григория дышать. Мелехов делает важный жизненный вывод. Лагерь красных, как и лагерь белых – это политика – грязная, кровавая и лицемерная. Герою осталось верить лишь в честный труд, дом и семью.

После сотен бессонных, слезных ночей, возвращается Мелехов в родные края, стоит у порога своего хутора и видит маленького сынишку. Это все, что осталось после войны. И с этим казаку теперь придется жить.

«Тихий Дон» М. Шолохова - роман о судьбах народа в переломную эпоху. От природы данный Шолохову гений, обостренный жестокой действительностью, в которой он развивался, сумел схватить самую суть мировой тревоги витающей в воздухе, поставить ее на землю, как только и возможно в искусстве, осмыслить художественным разумом и облечь в художественную плоть - в такую бесконечно зеленую историю простого донского казака Григория Мелехова.

Этому мужественному и открытому душой человеку (вот уж подлинно личность!) выпало на долю, можно сказать, все, что определило век, - война мировая и война гражданская, революция и контрреволюция, геноцид над казачеством, над крестьянством… Кажется, нет таких испытаний для человеческого достоинства и свободы, через которые, как сквозь строй, время не прогнало бы его. А он казак, в самих генах своих несущий память о былой казачьей вольности, о том, что сделали с ней, превратив некогда самых свободных в государственных холопов и опричников.

Не удивительно, что в человеческой натуре Григория Мелехова переплелись особенность рода и судьба народа, история давняя и на глазах творящаяся. Ведь то, что мы узнали о молодом парне Гришке из первых глав, - уже бунт, вызов насилию и несвободе. Если хуторская мораль запрещает ему любить любимую, если строгий «домострой» семьи хочет решить его судьбу по-своему, то и он им отвечает по-своему - посылает всех куда подальше, хлопает дверью родного куреня и уходит с Аксиньей в Ягодное, вольный и молодой, решивший жить как душа велит.

Еще более жестокая надличностная власть бросит его в кровавую кашу войны, будет пытаться превратить в серошинельную убойную скотину, но он и здесь, в совершенно безысходной ситуации, выкажет все то же неистребимое самолюбие, станет дерзко играть со смертью, уж собственной жизнью он волен распоряжаться как захочет!

Революция казалась спасением для таких, как Мелехов, ведь слова свободы были начертаны на ее знаменах!.. И, похоже, не было в жизни Мелехова большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царило все то же бесправие, а насилие над человеческой личностью оказалось главным оружием в борьбе за грядущее счастье. Перечеркивая все представления о мужской, рыцарской чести на войне, по приказу Подтелкова защитники свободы, как капусту, секут саблями взятых в плен, безоружных. А впереди будет еще и комиссар Малкин, изощренно издевающийся над казаками в захваченной станице, и бесчинства бойцов Тираспольского отряда 2-й Социалистической армии, грабящих хутора и насилующих казачек. Да и самого Григория Мелехова, едва он вернется в родной Татарский, чтобы залечить рану и как-то разобраться в сумятице мыслей, вчерашние товарищи станут травить, как дикого зверя, поднятого с лежки, будут преследовать, загорят в вонючий кизячный схорон.

Потому, когда займется казачий мятеж, покажется Мелехову, что вот наконец и определилось все - и для него самого, и для родного края: «Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее»…- он мчится в сражение с «краснопузьши», запалив коня, даже повизгивая от нетерпения; и будущее представляется ему как прямой, ясно высвеченный ночным месяцем шлях…

Между тем впереди - только новые крушения и все туже завинчивающиеся тиски этой самой «исторической необходимости», о которой так любят гутарить ученые люди, - что бы Григорий ни предпринимал и на какие бы отчаянные поступки ни отваживался, пытаясь вырваться из кольца! Ждет его горькое прозрение в мятеже, когда придется признать: «Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый», - и уже совсем обреченное, настигшее в новороссийском порту: «Нехай стервенят, нам зараз все равно…». Ожившая было надежда, что можно как-то заново «переиграть жизнь», в коннице Буденного обернется еще одной развеявшейся иллюзией, и снова, в который уже раз, скажет он с такой усталой покорностью и сердечной искренностью перед своим дружком с детских лет, Мишкой Кошевым: «Все мне надоело: и революция, и контрреволюция. Нехай бы вся эта… нехай оно все идет пропадом! Хочу пожить возле своих детишек…».

Как бы не так! То, что покажется Григорию окончательным завершением всего его мученического пути и поиска, на самом деле только данная ему короткая передышка, потому что именно Кошевой с товарищами и прогонят его дальше и дальше - через фоминскую банду, через новые смерти, гибель самого дорогого на земле существа, милой Аксиньи, с которой намеревался предпринять последнюю попытку вырваться из очередного круга. Над ее могилой поймет Григорий последнее: что «расстаются они ненадолго».

Вот уже насмешка над его правдоискательством! Неужели на Руси только разбойничий стан единственно и есть воплощение вольной воли? И все-таки волей человека, рожденного свободным, не считавшегося ни перед белыми генералами, ни перед красным террором, свершит он свой последний дерзкий поступок, пусть и совершенно безрассудный: хоть на час вернется к родному куреню, на знакомую донскую кручу, которая в этом случае и впрямь рождает мысль о крае пропасти. Так и не переросший в «казака-большевика», не развенчанный, стоял Григорий Мелехов над своим обрывом, держана руках тепло прижимавшегося мальчишку… «Вот и все…».

Михаил Шолохов... Он знает самые за-

таенные движения человеческих душ и с

большим мастерством умеет показывать

это. Даже самые случайные его герои,

жизнь которых началась и закончилась на

одной и той же странице, надолго остают-

ся в вашей памяти.

В.Я. Шишков

М. Шолохова мы по праву можем назвать летописцем советской эпохи, ее исследователем, ее певцом. Он создал целую галерею образов, которые по силе своей выразительности и художественной ценности встали в один ряд с самыми замечательными образами передовой литературы.

«Тихий Дон» - роман о судьбах народа в переломную эпоху. Это и принципиальная авторская точка зрения на революцию и Гражданскую войну. Драматические судьбы основных действующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелихова, главного героя романа, складываются у Шолохова в единство исторической правды народа на пути строительства новой жизни. Проследив тернистую тропу жизненных исканий Григория, можно понять, как самому Шолохову удалось решить проблему нравственных исканий своего главного героя.

В начале повествования молодой Григорий- настоящий казак, блестящий наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик- вполне счастлив и беззаботен. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году. Отличаясь исключительной храбростью, Григорий быстро привыкает к кровопролитным сражениям. Однако от братьев по оружию его отличает чувствительность ко всякому проявлению жестокости. К любому насилию над слабыми и беззащитными, а по мере развития событий - еще и протест против ужасов и нелепостей войны. По сути дела, он всю свою жизнь проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь й с отвращением обнаруживая, как весь его талант, все его существо уходит в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть дома, в семье, среди любящих его людей.

Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды появляются сомнения в преданности царю, отечеству и воинскому долгу.

В семнадцатом году мы видим Григория в беспорядочных и мучительных попытках хоть каким-то образом определиться в это «смутное время». Он ищет политическую истину в мире стремительно меняющихся ценностей, руководствуясь чаще внешними признаками событий, чем их сутью.

Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и когда большевики приходят на его любимый Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски Григорием истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий.

Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы! - говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. - Все они ярмо на шее казачества!» И когда он узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то, что он любил и лелеял всю свою жизнь: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, - в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы подогреться всякий, и до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, - как в стенке, - а накал ненависти, твердость даст борьба!»

Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. В последнем томе романа разжалование как следствие неподчинения белогвардейскому генералу, смерть жены и окончательное поражение белой армии доводят Григория до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного и героически воюет с поляками, желая очиститься этим от своей вины перед большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь...»

Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно и неминуемого расстрела Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. Аксинья обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели и рыдает: «Лучше убей, но не бросай опять!» Упросив сестру взять детей, он и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но счастье ее недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Когда они находят укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью: «Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь.

Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено...»

Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает все более сильное желание «походить бы... по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать...». Он возвращается в родной хутор.

Трогательно описав встречу Григория с сыном, Шолохов заканчивает свой роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Очевидно, что он вернулся, чтобы погибнуть. Погибнуть от коммунистической необходимости в лице Михаила Кошевого. В романе, полном жестокости, казней и убийств, Шолохов мудро опускает занавес над этим последним эпизодом. А между тем перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая человеческая жизнь. Жизнеописание Григория у Шолохова довольно объемно. Григорий жил, в полном смысле этого слова, когда его жизненная идиллия ничем не нарушалась.

Он любил и был любим, он жил необыкновенной мирской жизнью на родном хуторе и был доволен. Он всегда старался (поступать правильно, а если нет- что ж, каждый человек имеет право на ошибку Многие моменты жизни Григория в романе - это своеобразные «уходы» от событий, которые непосильны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к естественной жизни, к своему домашнему очагу. Но в то же время нельзя сказать, что жизненные искания Григория зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью быть счастливым отцом. Но Григорий был вынужден постоянно искать выход из создавшихся трудных положений. Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно верным и правильным. Но он почти всегда руководствался своими собственными принципами и убеждениями, пытаясь найти лучшую долю в жизни, и это его стремление не было простым желанием «жить лучше всех». Оно было искренним и затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей, в частности любимой женщины. Несмотря на бесплодные устремления в жизни, Григорий был счастлив, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого счастья было достаточно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Григорий Мелехов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Михаил Александрович Шолохов - русский советский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год - «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»). Шолохов - единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию с согласия руководства СССР. В 1923 году в газете «Юношеская правда» были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 году в той же газете - его первый рассказ «Родинка». В 1923 году фельетоны Шолохова публикуются в газетах. Начиная с 1924 года в журналах появляются рассказы Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» (1928 - 1-2 тт., 1932 - 3 т., 4 т. опубликован в 1940 г.) роман имеет большую популярность на Западе и переведён на многие языки мира.

3 слайд

Описание слайда:

История создания романа Большой роман о народе и революции Шолохов задумал в середине 20-х гг. Во время работы над «Донскими рассказами» у писателя появилась идея создать роман о Доне, показать казачество в период Первой Мировой войны, революции 1917 г и последующей гражданской войны. В октябре 1925 г. он начал работу над романом, который получил название «Донщина». В беседе с корреспондентом газеты «Известия» Шолохов вспоминал о том, как начиналась работа над романом: «Начал я писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград... Написал листов 5–6 печатных. Когда написал, почувствовал: что-то не то... Для читателя остается непонятным – почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казаки? Что за Область Войска Донского? Поэтому я бросил начатую работу. Стал думать о более широком романе».

4 слайд

Описание слайда:

О романе Изначально Шолоховым замышлялся роман о казаках, принявших участие в походе Корнилова. Но он понимал, что без раскрытия исторически сложившихся условий жизни и быта народа, без объяснения причин, побудивших его значительную часть встать на сторону белогвардейцев, роман не будет понят читателем. Прежде нужно было раскрыть мир жизни Области Войска Донского со всеми его сложностями и противоречиями. Отодвигая повествование по времени писатель стремился показать рост революционных настроений в среде его героев, размах народной борьбы за новую жизнь. Вообще, начать повествование романа с истории семьи – гениальная находка молодого автора. Никто из главных героев романа не рассматривается отдельно: все они выступают как часть той или иной семьи, во взаимоотношениях с роднёй раскрываются их характеры. Следуя традициям Л.Н.Толстого, Шолохов в своём романе прослеживает две мысли: мысль историческую и мысль народную. В конце первой книги, изображая положение русских войск на фронтах империалистической войны, Шолохов вводит в повествование историко-хроникальные описания и характеристики военных операций. Особенно часто писатель прибегал к ним во второй книге «Тихого Дона», наиболее насыщенной фактическим материалом. Именно в ней изображены февральский переворот, корниловский мятеж, развал фронтов империалистической войны, Октябрьская революция в Петрограде и на Дону и драматические события гражданской войны на юге России.

5 слайд

Описание слайда:

Главный герой эпопеи - Григорий Мелехов Знакомство с персонажем Наряду с описанием исторических событий, Шолохов ставил перед собой еще одну задачу: проследить за трагической судьбой отдельных людей, попавших в водоворот событий 1914–1921 гг. Трагическая судьба главного героя – Григория Мелехова – неразрывно связана с эпической темой народных судеб в революции. Одной из линий романа является путь, который проходит герой к осознанию собственной истины. Здесь Шолохов вновь идёт по стопам Толстого: Григорию, как и «героям пути» в романе «Война и мир», свойственна диалектика души, он тоже проходит свой путь исканий, говоря по-шолоховски «блуканий». Роман начинается описанием мелеховского двора, в самом образе которого можно найти много общего с судьбой главного героя (образный параллелизм): двор крайний, на отшибе хутора он стоит особняком, не похожий на других – такой же яркой и особенной является судьба Григория; ворота двора выходят на север: в сторону России, откуда грядут большие перемены. Во многом схожи судьбы Григория и старшего из Мелеховых – Прокофия Мелехова. Григорий Мелехов – молодой восемнадцатилетний парень, удалой казак; он хорош собой, смел, отчаян, трудолюбив.

6 слайд

Описание слайда:

Григорий в поисках правды исторической и нравственной Начало метаний Влияние Гаранжы, Изварина, Подтёлкова. В центре повествования романа жизненный путь Григория Мелехова, его личная трагедия, эволюция его духовного мира. Главный герой- личность ищущая, он живет поиском правды нравственной и исторической. В этом и заключается его трагедия, потому что жить ему пришлось в тяжёлое, переломное для страны время. Хотя Григорий простой «неотесанный» казак, «простой из простых» и в социальной иерархии далеко не из первых, но душа и сознание его постоянно и напряжённо работают. Пусть выражается он простыми словами, как умеет, но в них скрыт глубинный смысл и цель – поиск правды. Начинаются мучительные метания Григория со встречи в глазной клинике с носителем «красной» идеи Гаранжой. Именно он посеял в Григории зерна сомнения и недоверия. Он открыл герою новую правду о казачестве, казачьем долге, войне и её целях. После разговоров с Гаранжой в Григории зарождается чувство протеста, которое выливается в случай с некой «царской особой» (эпизод в больнице) Но семенам, брошенным Гаранжой, не суждено было попасть в благодатную почву, не дал взойти им Изварин- встреча с которым стала следующим шагом на пути «блуканий» Григория Мелехова. Изварин- образованный, умный казак, утверждавший, что казакам с большевиками не по пути. Потому что партия это «мужицкая», из рабочих и колхозников, а значит и при её власти жить будет хорошо «мужикам», а казаков используют как военную силу. Изварин проповедовал идею автономии Области Войска Донского. Большое влияние на сознание героя оказал командир красной армии Подтёлков. Он говорил, что нужно, чтобы власть народу перешла. Эта мысль близка Григорию и возрождает в его душе идеи Гаранжи.

7 слайд

Описание слайда:

Отход от «красного » лагеря Сам Григорий говорил о себе: «Не знаю, что со мной, блукаю я, как метель в степи». Эти его метания и есть этапы развития души. Хотя многие литературные критики отказывали Григорию в способности мыслить широко исторически и глубоко философски, Шолохов, идя вслед за Л.Толстым, использует по отношению к своему герою приём «диалектика души». Следующим шагом на пути его исканий станет отход от красного лагеря, разочарование в большевизме. Первой трещиной в вере Григоря в революцию стал случай под станицей Голубой, когда Подтёлковым был устроен самосуд над бандой Чернецова, вопреки указаниям начальства, бравшего главарь на поруки. Мелехов уходит из красной армии, и отправляется домой.

8 слайд

Описание слайда:

Отход от «красного » лагеря «Трудно нащупывалась верная тропа». Дома при разговоре с отцом и братом Григорий говорит: «Я за советскую власть». На что отец с досадой отвечает ему: «Дурак». Через два месяца после возвращения героя в хутор, казаки проводят собрание, целью которого было создание повстанческой армии. В армии казаков Григорий воюет без особых убеждений, он устал от войны, победы его не радуют, он ещё не нашёл свою правду. В повстанческой армии вместе с Григорием воюет и его брат Пётр. Ему, как старшему трудно смотреть на метания брата, и он решается на откровенный разговор. «Ты, Гришка досе себя не нашёл»- говорит он ему, что очень задевает Григория, потому что Петр прав. Следующим шагом на пути отхода героя от красных стал эпизод, когда красноармейцы остановились в доме Мелеховых. Григорий с ужасом думает что было бы с его женой, не будь его дома. Ему не приятно выслушивать пренебрежительные отзывы постояльцев. Все это негативно настраивает героя. Поворотным моментом стал разговор в ревкоме. Григорий говорит, что никакая власть ему не по совести: ни белые, ни красные, и никакой особенной разницы для казаков в них нет. В красной армии существует четкая иерархия, в то время как они так славят равенство и братство.«Казакам эта власть окромя раздора ничего не даёт. Мужицкая власть, мужикам она и нравиться.»

9 слайд

Описание слайда:

Григорий в повстанческой армии Когда Григорий узнаёт, что его отец арестован, он всё больше озлобляется на красных. Ненависть за то что они развязали гражданскую войну, увели казаков от жён и детей- от семьи, из дома- от хозяйства и земли, не дает герою покоя, и он решает «биться с мужиками насмерть». Характерен эпизод, в котором Григорий Мелехов, будучи командиром повстанческой армии, отдаёт приказ о расстреле пленных матросов. Но после, придя в себя, кается, бьёт себя в грудь и кричит: «Убейте меня!». Григорий Пантелеевич мучительно пытается разобраться в себе: какая власть ему, как он сам выражался, по совести? Найти,наконец, ту, свою правду, определиться с кем быть с белыми или красными, метания герою надоели, но и выхода он не находит, поэтому от тоски и безысходности начинает пить. Григорий понимает, что белое движение скоро захлебнётся. У него возникает мысль вернуться снова в красную армию. Этими мыслями он делится со своим близким человеком- женой Натальей: «Надо бы с красными примириться. А как?»

10 слайд

Описание слайда:

Возвращение Григория в хутор Татарский Восемь лет Григорий не слезал с коня, за это время он устал воевать, «уморился душой». Ему хочется вдохнуть запах родного куреня, пройтись с бороной по пахотной полосе, просто, быть дома, на родной земле. Но когда герой возвращается в хутор, то видит, что от его большой, крепкой, дружной семьи не осталось и следа. Из Мелеховых его встречают только дети Григория: Миша и Полюшка и сестра. Появился в доме и новый член семьи – Михаил Кошевой, человек когда-то убивший Петра Мелехова, а теперь муж Дуни, хозяин мелеховского двора. Григорий находит в себе силы простить Кошевого, не припоминать ему зла. Однако Михаил настроен иначе и воспринимает Мелехова враждебно, даже организовывает его арест, но вовремя предупреждённый сестрой, Григорий спасается бегством.

Сочинение на тему «Образ Григория Мелехова» кратко: характеристика, история жизни и описание героя в поисках правды

В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов занимает центральное место. Он является самым сложным шолоховским героем. Это искатель правды. На его долю выпали такие жестокие испытания, какие человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Жизненный путь Григория Мелехова труден и извилист: сначала была Первая мировая война, потом гражданская, и, наконец, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.

Трагедия Григория Мелехова — трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем. Отщепенство его становится трагическим, поскольку это запутавшийся человек. Он пошел против самого себя, против миллионов таких же тружеников, как и он сам.

От своего деда Прокофия Григорий он унаследовал вспыльчивый и независимый характер, а так же способность к нежной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась в его внешнем облике, в любви, на полях боев и в строю. А от отца он унаследовал крутой нрав, и именно из-за этого принципиальность и бунтарство уже с молодости Григорию не давали покоя. Он полюбил замужнюю женщину Аксинью (это переломный момент в его жизни) и вскоре решается уйти с ней, несмотря на все запреты своего отца и осуждение общества. Истоки трагедии Мелехова заложены в его бунтарском характере. Это и есть предопределенность трагической судьбы.

Григорий — добрый, смелый и мужественный герой, который всегда старается бороться за правду и справедливость. Но наступает война, и она рушит все его представления о правде и справедливости жизни. Война представляется писателю и его героям чередой потерь и ужасных смертей: калечит людей изнутри и уничтожает все самое родное и дорогое. Она заставляет всех героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном их враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость и жажду крови. Он не может понять, зачем все это? Ведь война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, она отнимает у людей последнее и убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не в силах уразуметь, почему происходит эта братоубийственная бойня? Ради кого и чего должны умирать люди, когда им предстоит еще долгая жизнь?

Судьба Григория Мелехова — это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев разворачиваются на фоне трагической истории страны. Григорий больше никогда не сможет забыть, как он убил первого врага, австрийского солдата. Он зарубил его саблей, для него это ужасно. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая и справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Но война идет, Мелехов понимает, что ему надо продолжать убивать. Вскоре его решение меняется: он осознает, что война убивает лучших людей своего времени, что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле и поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Путь исканий Мелехова оказался непроходимой чащей. Шолохов в своем произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Автор сочувствует своему герою Григорию Мелехову, жизнь которого уже изломана в такие молодые годы.

В результате своих поисков Мелехов остается один: Аксинью убивает его безрассудство, от детей он безнадежно далек хотя бы потому, что навлечет на них беду своей близостью. Пытаясь сохранить верность себе, он изменяет всем: и воюющим сторонам, и женщинам, и идеям. Значит, он изначально не там искал. Думая лишь о себе, о своей «правде», он недолюбил и недослужил. В час, когда от него потребовалось веское мужское слово, Григорий мог предоставить только сомнения и самокопание. Но войне не нужны были философы, а женщинам – любовь к мудрости. Таким образом, Мелехов – результат трансформации типа «лишнего человека» в условиях жесточайшего исторического конфликта.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!