Инф. технологии

Давид бурлюк картины футуризм. Краткая биография бурлюка

Русский поэт и художник, один из основоположников русского футуризма. Брат Владимира и Николая Бурлюков. Родился в 1882 г., хутор Семиротовщина, Лебединский уезд, Харьковская губерния.
Творческая экспансия российских футуристов, достигшая пика своей активности в начале XX века, не обошла стороной, практически, ни одной области искусства и, вряд ли бы это авангардное движение получило столь широкую известность, не будь в его первых рядах Давида Давидовича Бурлюка - гениального самородка из глухой сельской глубинки.

Родился «первый футурист» России 9 (21) июля 1882 г. в многодетной семье, которая постоянно меняла место жительства и, наверное, поэтому Бурлюк на протяжении жизни придерживался этой «традиции». Живописи он обучался в Казанской художественной школе (1898-99), затем в Одесском художественном училище (1899-1901, 1909-11), где и получил диплом.

В 1902 г., после неудачной попытки стать учеником Академии художеств, Бурлюк отправляется в Мюнхен в Королевскую академию искусств, затем посещает школу А. Ашбе, а в 1904г. начинает обучение в мастерской Ф. Кормона в Париже.

Время, проведенное Бурлюком в Мюнхене и Париже, совпало с периодом, когда живопись ключевых европейских центров культуры испытывала мощную трансформацию под влиянием новых открытий, и «жадный» до всего нового художник, имел возможность «с первых рук» ознакомиться с авангардными течениями.

Много дала художнику учеба в МУЖВЗ (1910-14), как в плане художественного образования, так и знакомства с такими же прогрессивно мыслящими талантами - В. Маяковский, В. Хлебников, Н. Гуро; среди сложной по характеру группы ярких индивидуальностей, его лидерство и авторитет были абсолютными.

Благодаря непосредственному участию Бурлюка, создавалось и стало популярным объединение живописцев «Бубновый валет» (1910 г.). Художники этой группы не воспринимали академизма и реализма, больше ориентируясь на кубизм и постимпрессионизм, и чуть позже привнесли в эти направления элементы национального колорита, сочетая их с народным искусством.

Следуя своей эпатажной «линии», объединению было подобрано соответствующее название - «Ослиный хвост».

Мысли Бурлюка о творческом объединении, которое продвигало бы новое национальное искусство, привели к созданию в 1908 г. футуристической группы «Гилея», но официально о ней услышали в 1910 г. Впоследствии, участники объединения стали называться кубофутуристами.

Пропагандируя кубизм в живописи, Бурлюк считал своим долгом донести идеалы нового искусства и до окраин России, и в 1913-1914 гг. своеобразная «агитбригада», в которую вошли и В. Маяковский с В. Каменским, посетила 27 городов империи. Лекционная деятельность стоила художнику отчисления из МУЖВЗ.

В 1915 г. новым местом жительства Бурлюка становится Уфимская губерния, где он продолжает заниматься лекционной деятельностью, при этом пишет картины, часть которых критика отнесла к образцам русского искусства.

После посещения в 1918 г. Москвы, чуть не попав под расстрел с анархистами, художник возвращается в Башкирию, а оттуда отправляется в очередное турне по городам Урала и Сибири; в 1920-1922 гг. живет в Японии, где параллельно с творчеством, изучает искусство и обычаи Востока.

Благодаря упорному труду (создано около 300 работ), Бурлюк получает финансовую возможность переехать в Америку, и с 1922 г. он становится жителем Нового Света, успешно ассимилировавшись в общество, и проведя здесь остаток своих дней.

В США ритм творческой жизни Бурлюка остается прежним - живопись, литература, выставки, издательская деятельность. Художник не забывает о своей настоящей родине, его работы участвуют в выставках советских живописцев.

Преклонные года не сказались на работоспособности Бурлюка, в 1960-х годах он посещает Австралию, где экспонируются его работы, после чего направляется в Чехию и Италию.

Стремясь подтвердить свою неординарность не только в творчестве, но и в жизни, вернее, после нее, Бурлюк завещал кремировать свое тело, а прах развеять над водами Атлантики, что и было сделано после его кончины 15 января 1967 г. Место смерти художника - г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк.

Художественная эволюция Бурлюка захватила его от постимпрессионизма (1900-01; который он назвал импрессионизма) к неопримитивизмом (начало 1910 - х, под влиянием Михаила Ларионова), стиль, в котором он создал некоторые из его лучших картин.

Родился Дави́д Дави́дович Бурлю́к (9 (21) июля 1882, хутор Семиротовка Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Сумская область Украины) — 15 января 1967, Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, США) — русский поэт и художник украинского происхождения, один из основоположников русского футуризма. Брат Владимира и Николая Бурлюков.
Родился 9 (21) июля 1882 в семье агронома-самоучки Бурлюка Давида Давидовича. У него было два брата и три сестры — Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила были художниками, Николай — поэтом. Они также были участниками движения футуристов.
Учился в Александровской гимназии г. Сумы. В детстве родной брат случайно лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой. Впоследствии ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля.
В 1898—1910 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899. Изучал живопись в Германии, в Мюнхене, в «Королевской Академии» у профессора Вилли Дитца и у словенца Антона Ашбе и во Франции, в Париже, в Школе изящных искусств Кормона.
Вернувшись в Россию, в 1907—1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911—1914 занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др.



В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву, так как у него не было левого глаза. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины.
Весной 1915 года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены. Мать Давида Бурлюка, Людмила Иосифовна Михневич, жила в это время в Буздяке — в 80 км от Уфы. За два года, проведенные здесь до отъезда он успел создать около двухсот полотен. 37 из них составляют существенную и наиболее яркую часть коллекции русского искусства начала XX века, представленной в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова. На сегодняшний день музейное собрание произведений Давида Бурлюка является одним из самых полных и качественных собраний его живописи в России. Бурлюк часто приезжал в Уфу, посещает Уфимский художественный кружок, сплотивший вокруг себя молодых башкирских художников. Здесь он подружился с художником Александром Тюлькиным, с которым он часто бывает на этюдах.

В 1918 году Бурлюк чудом избежал гибели во время погромов и расстрелов анархистов в Москве и снова уехал в Уфу. В 1918—1920 он гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку.
В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. Здесь им написано около 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд в Америку. В 1922 поселился в США.
В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца российского футуризма». Был постоянным автором газеты «Русский голос». Свои сборники, брошюры, журналы Бурлюк издавал вдвоем с женой Марией Никифоровной и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений и т. п. Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х — начале 1930-х годов группы советских художников «13».
В 1956 и в 1965 гг. посетил СССР. Несмотря на многократные предложения к изданию в СССР своих произведений, ему не удалось напечатать ни строки.
Жена — Мария Никифоровна Еленевская (1894—1967) — мемуаристка, издатель. В 1962 году супруги совершили путешествие по Австралии и Италии, посетили Прагу, где жила его сестра. Живописные работы Бурлюка выставлялись в Брисбене.
Умер 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк. Его тело было кремировано согласно завещанию и прах развеян родственниками над водами Атлантики с борта парома. Елена Шварц откликнулась на известие о его смерти стихами:
О русский Полифем!
Гармонии стрекало
Твой выжгло глаз,
Музыка сладкая глаза нам разъедала,
Как мыло, и твой мык не слышен был
для нас.

ФОТОГРАФИИ РАЗНЫХ ЛЕТ:

Николай Фешин «Портрет художника Д. Д. Бурлюка (Д. Д. Бурлюк читает лекцию)» (1923).
Xолст, масло. 123,1 х 83,4 см. Коллекция Музея изобразительных искусств шт. Нью-Мексико, Санта-Фе, шт. Нью-Мексико, США.

ПОДБОРКА РАБОТ ХУДОЖНИКА


Портрет В.В.Маяковского

Портрет В.В.Маяковского


Портрет женщины в желтом платье


Black Horse, ЧС

"Радуга


Portrait of Moses Soyer, ЧС

Портрет С. Эйзенштейна

Портрет поэта-футуриста Василия Каменского

Flowers by the Sea, ЧС

Осип Мандельштам

Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.

Вся комната напоена
Истомой - сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.

Немного красного вина,
Немного солнечного мая -
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.

Художник Давид Бурлюк, 1954 г.

Натюрморт с кувшином

Winter Still Life, 1947 ЧС

Терраса

Подсолнухи

Ворота храма в Японии




Mythological Scene, 1944 -1945 ЧС




В Музее русского импрессионизма открылась выставка удивительного художника, поэта, критика, «отца русского футуризма» Давида Бурлюка. Его противоречивая и одаренная натура вызывала у современников и восторг, и раздражение. Вместе со своим другом Михаилом Ларионовым Давид Бурлюк разгуливал по улицам с раскрашенным лицом, Владимир Маяковский считал его своим учителем, легендарный Антон Ашбе, у которого Бурлюк занимался в частной школе в Мюнхене, называл его «прекрасной дикой степной лошадью», а режиссер и драматург Николай Евреинов ввел в оборот неологизм «бурлюкать», связанный с разговорами о футуризме в художественных кругах того времени. Одно это краткое перечисление позволяет представить место и значение Давида Бурлюка в культуре русского и мирового авангарда.

Нынешняя выставка - более тесное знакомство с этой уникальной личностью, ведь работ мастера в России сохранилось сравнительно немного. Экспонаты из 12 государственных музеев и 10 частных коллекций 1900-1930-х годов расскажут о многообразном творческом пути художника: от импрессионизма к футуризму и далее, через яркие хитросплетения русского авангарда.

Портрет матери. 1906. Холст, масло. ГТГ

В судьбе художника решающую роль сыграло решение его матери развить талант сына к рисованию, поэтому совершенно логичным в начале экспозиции выглядит ее портрет, выполненный в импрессионистической, даже можно сказать пуантилистической манере в ее русском понимании. Разбеленная, легкая, прозрачная палитра, кружево коротких и длинных штрихов, общая эмоциональность, вибрация живописной поверхности передают живое и трепетное чувство, которое испытывал мастер к своей модели.

Волы. 1908. Холст, масло. Самарский областной художественный музей

Дружба с Михаилом Ларионовым, вдохновителем русских авангардистов, безусловно, отложила свой отпечаток и на творчество Давида Бурлюка. Его волы написаны под очевидным влиянием товарища, обратившегося к «низким» сюжетам. Сама манера здесь очень близка Ларионову. Тот же сияющий светлый фон, те же выразительные контурные фигуры животных, виртуозно точно передающие объем. В своей художественной биографии Бурлюк как будто примерял на себя открытия своих друзей и современников, из каждого стиля извлекая близкие для себя и своей манеры черты.

Полдень на Днепре. 1910. Холст, масло. Серпуховской историко-художественный музей

Его дань фовизму связана с интересом к прошлому южнорусских земель, к наследию скифов, которое в то время воспринималось через расплывчатые представления о дикарском колорите, таитянские открытия Поля Гогена и алжирские - Анри Матисса. «Полдень на Днепре» - яркая иллюстрация этих представлений. Динамичные массы локальных цветов горят и сталкиваются в хаосе быстрых разнонаправленных мазков, что создает эмоциональную и экспрессивную картину мировосприятия художника.

Семейный портрет. 1916. Государственный музей В. В. Маяковского

Дань Бурлюка футуризму и кубизму в сочетании с реалистическими фрагментами, а также принципам своего рода живописного фотомонтажа - семейный портрет, написанный в сложные годы Первой мировой войны и как будто в предчувствии революционных потрясений и эмиграции. Фрагменты портретов жены, тестя и самого художника дробятся, как в разбитом зеркале, перемежаясь цветными плоскостями, острыми гранями ломающими привычный ход жизни.

Портрет моего дяди. 1910-е. Фанера, масло, мерлушка. Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

Яркая выразительность пластичной живописной поверхности, для которой Бурлюк придумал свою терминологию, увлекла его настолько, что привела к созданию коллажей, включающих ткань, мех, осколки зеркала. «Занозистая», «крючковатая», «землистая» и «раковистая» фактура живописной плоскости создают интенсивное выразительное поле его работ, насыщенное и напряженное.

Энергия и упругость мазков, мощь и интенсивность линий присущи в той или иной мере всем работам Давида Бурлюка. Но его мятущийся талант нашел свое самое яркое и известное воплощение в живописи русского футуризма - направлении, стремившемся обуздать время и на плоскости холста изобразить движение, запечатленное в разные моменты и в разных ракурсах. Волею судьбы после революции Бурлюк с семьей оказался в Японии, где его творчество имело громкий успех.

Японка, сеющая рис. 1920. Холст, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк

В изображении японки, сеющей рис, художник повторил ее движение множеством ритмичных линий, создавая почти ритуальный образ танца-священнодействия. Равномерный и в то же время динамичный шаг веерных линий как будто закручивает изображение, а за ним и зрителя в гипнотический спиральный танец, в котором время и пространство причудливо соединяются в единую живописно-пластическую реальность.

Рабочие. 1924. Холст, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк. Фрагмент картины.

Успех, которым пользовался Давид Бурлюк в Японии, вдохновил его на переезд в Америку, где он надеялся на такой же восторженный прием, однако «отцом американского футуризма» ему стать не удалось. Из-за финансовых трудностей и стесненных жизненных условий, в которых просто невозможно было сохранить в целости масштабные холсты, некоторые картины того периода дошли до наших дней фрагментарно, как, например, полотно «Рабочие» 1924 года. Музей русского импрессионизма показывает наряду с сохранившимся фрагментом виртуальную реконструкцию картины, созданную по сохранившимся черно-белым фотографиям 1920-х годов, напечатанным в журнале Color and Rhyme («Цвет и рифма»), который издавала супруга художника Мария Бурлюк.

Река Гарлем. Инвуд-парк. 1925. Холст, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк

Однако материальные трудности не остановили творческого потока. Вдохновленный идеей радиоволн, наполнивших пространство, Бурлюк создает так называемый радиостиль, своеобразную аналогию лучизма Ларионова. В изображении реки Гарлем всю глубину пейзажа прорезают тянутые цветные линии, создавая впечатление плотной невидимой среды, наполняющей пространство напряженными силовыми полями.

Портрет Марии Бурлюк. 1957. Фанера, масло. Собрание Сергея Денисова, Тамбов

Еще одно удачное новшество выставки в Музее русского импрессионизма - увеличительные стекла у нескольких картин, которые позволяют детально рассмотреть пастозную живописную фактуру. Одна из таких работ - портрет жены художника Маруси, выполненный на палитре, что очень символично указывает на ее роль не только верной спутницы жизни и товарища в трудах и лишениях, но и музы, и биографа художника. Вибрация живой и трепетной живописной поверхности очень ярко и выразительно передает эмоциональное отношение автора к своей модели. А яркость колорита и витальная свежесть форм в этой поздней работе не уступают энергии и экспрессии, которые мы привыкли видеть в работах молодого мастера.

Отдельный раздел выставки составляют книги футуристических поэтов, проиллюстрированные Давидом Бурлюком, и сборники его собственных сочинений.

Бурлюк Давид Давидович появился на свет в 1882 году в семье казаков. Маленький Давид родился на Харьковщине, но поскольку отец его трудился управляющим, семья часто переезжала. Школьные годы Давид Бурлюк провел и на Тамбовщине, и в Тверской губернии, и в других местах.

Непререкаемый авторитет для младших

В семье было шестеро ребятишек, но Давид выделялся среди них своим характером. Он был настырным, упертым и обладал хорошими организаторскими способностями. Давид Бурлюк был настоящим неоспоримым авторитетом для своих двух младших братьев и трех сестер. Если от отца он унаследовал крепкое телосложение, богатырские плечи и сильный характер, то мать привила сыну любовь к книгам, литературе, живописи и музыке.

Родители нисколько не жалели денег на образование своих детей. После окончания начальной школы (гимназии) Давид Бурлюк поступает в престижное в то время Одесское художественное училище (1898 г.). Через год в печати уже начали появляться его первые наброски и картины. Переехав на учебу в 1902 году в Мюнхен, Давид Бурлюк выставляется и на местных европейских выставках.

Прирожденный вожак

После Баварии Давид учился в Париже и в 1910 году вернулся на Родину, поступив в Московское училище. Там обучали основам живописи, ваяния и зодчества. Именно в это время Давид Бурлюк, биография которого и так пестрит встречами со многими великими людьми, встречается с Маяковским. Благодаря своему дару верить в людей и разбираться в их характерах Давид сразу замечает в неприметном полуголодном мальчишке талантливого поэта.

Через три года вместе с Маяковским Давид Бурлюк был исключен из училища. В то время он активно участвовал в публичных выступлениях, собраниях и диспутах на тему современной живописи и поэзии.

Благодаря своему природному дару прирожденного вожака Давид собирает вокруг себя очень много единомышленников. Он организует первый футуристический центр «Галея», в котором объединяет литераторов и художников. Бурлюк становится признанным лидером русского авангарда.

Многогранная личность

Как говорят, талантливая личность талантлива во многом. Безусловно, Давид Бурлюк, картины которого известны на то время во всем мире, прежде всего, был художником-футуристом. Но в то же время он являлся талантливым декоратором, работал в театре. Принимал активное участие в типографской работе.

Благодаря дару организатора Давид организовал немало художественных выставок и собрал большое количество С ними он разъезжает по стране, путешествует по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку.

Футуризм в массы

С талантливой подачи выходят несколько футуристических сборников, в создании которых, помимо Давида Давидовича, принимают участие Крученых, Маяковский и Хлебников. Помогая печататься юным писателям и поэтам, поддерживающим футуристические настроения, Бурлюк большой упор делает на общение с народом. Он старается как можно больше и чаще организовывать литературные встречи и вечера, поясняя «собратьям» по цеху, что так стих быстрее уйдет в массы. Бурлюк самостоятельно ездит по образовательным учреждениям, читая лекции на темы футуризма в поэзии и живописи. Вместе с Маяковским он исколесил более 28 городов, включая Казань, Тифлис, Кишинев и др.

Приезжая в новый город, друзья размалевывали себе лица и, как веселые шуты, ходили и рекламировали свои будущие выступления. Их шествия походили на карнавал, на шуточный поход петрушек и уличных зазывал. Такой метод привлечения масс придумал, соответственно, Давид Бурлюк. И люди шли за ним, за его идеями, за стихами Маяковского и футуризмом, тогда еще не известным широкой публике.

Надо отметить, что друзья собирали не только обычных слушателей, но и довольно высокие чины. Программа была подобрана таким образом, что в ней были и «жгучие» стихи Маяковского, и спокойные, лиричные музыкальные баллады, и юмористические миниатюры. Компания старалась найти ключ к душе каждого слушателя, от обычного сапожника до генерал-губернатора.

Переезд за границу

В 1921 году Давид Давидович, проехав весь Дальний Восток, организует выставки в Харбине. Через полгода перебирается на постоянное место жительства в Японию. Помимо картин и графических набросков, в это время он пишет и издает несколько поэтических сборников. Выходят даже две прозаические книги. К сожалению, несмотря на предложения, издать хоть одну строку в родной стране Бурлюку так и не довелось.

Прожив чуть больше года в Японии, Давид Давидович переезжает в Соединенные Штаты Америки. Здесь он полностью поглощен идеей развития и популяризации русской живописи: издаются брошюры с картинами, организовываются выставки русских художников.

В шестидесятых годах в таких крупных городах Соединенных Штатов, как Вашингтон, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Сиэтл, проходит ряд персональных выставок художника.

Умер известный художник, великий гений и основоположник русского футуризма в возрасте 85 лет в больнице Саутгемптон (штат Нью-Йорк).

Дави́д Дави́дович Бурлю́к (9 (21) июля 1882, хутор Семиротовка, Лебединский уезд, Харьковская губерния, Российская империя (ныне Сумская область, Украина) - 15 января 1967, Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, США) - русский поэт и художник украинского происхождения, один из основоположников русского футуризма . Брат Владимира и Николая Бурлюков.

Родился 9 (21) июля 1882 в семье агронома-самоучки Бурлюка Давида Давидовича. У него было два брата и три сестры - Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила были художниками, Николай - поэтом. Они также были участниками движения футуристов.

Учился в Александровской гимназии г. Сумы (Украина). В детстве родной брат случайно лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой. Впоследствии ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля.

В 1898-1910 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899. Изучал живопись в Германии, в Мюнхене, в «Королевской Академии» у профессора Вилли Дитца и у словенца Антона Ашбе и во Франции, в Париже, в Школе изящных искусств Кормона.

Вернувшись в Россию, в 1907-1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911-1914 занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др.

В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву, так как у него не было левого глаза. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины.

Весной 1915 года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены. Мать Давида Бурлюка, Людмила Иосифовна Михневич, жила в это время в Буздяке - в 80 км от Уфы. За два года, проведённые здесь до отъезда, он успел создать около двухсот полотен. 37 из них составляют существенную и наиболее яркую часть коллекции русского искусства начала XX века, представленной в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова. Это музейное собрание произведений Давида Бурлюка является одним из самых полных и качественных собраний его живописи в России. Бурлюк часто приезжал в Уфу, посещал Уфимский художественный кружок, сплотивший вокруг себя молодых башкирских художников. Здесь он подружился с художником Александром Тюлькиным, с которым он часто бывает на этюдах.

В 1918 году Бурлюк чудом избежал гибели во время погромов и расстрелов анархистов в Москве и снова уехал в Уфу. В 1918-1920 он гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. В июне 1919 года добрался до Владивостока, семья обосновалась в Рабочей слободке на северо-восточном склоне сопки Буссе (ул. Шилкинская).

В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. Здесь им написано около 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд в Америку. В 1922 поселился в США.

В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца русского футуризма». Был постоянным автором газеты «Русский голос». Свои сборники, брошюры, журналы Бурлюк издавал вдвоем с женой Марией Никифоровной и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений и т. п. Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х - начале 1930-х годов группы советских художников «13».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →