Государство

Детская литература русская. литература для детей обладает своей спецификой, но и подчиняется законам, действующим в словесности вообще

Сочинение по произведению В.Г.Короленко Дети подземелья

План

1.О творчестве В.Короленко

2.Жизнь в заброшенном замке

3.Новые друзья Васи

4.Болезнь Маруси

5.Значение повести «Дети подземелья»

Русский писатель В.Г.Короленко является автором огромного количества замечательных повестей, рассказов, очерков. В своем произведении «Дети подземелья» писатель рассказывает о трудной жизни бедных людей, о детской дружбе, а также протестует против неравенства и несправедливости. Владимир Галактионович и сам не понаслышке знал, что такое нужда, когда в возрасте пятнадцати лет перенес смерть отца.

Всю свою жизнь Короленко боролся за правду, против зла и насилия. Повесть «Дети подземелья» я читала с большим волнением. По названию повести мне показалось, что она о каких-нибудь увлекательных приключениях где-то в заброшенном замке. На деле же все оказалось очень грустно.

Заброшенный замок в повести стал домом для многих бездомных людей. Страшно, когда у человека нет дома. Этим людям приходилось каждый день бороться за свою жизнь, добывая себе пропитание. В числе жителей замка оказались герои произведения мальчик Валек, четырехлетняя малышка Маруся и взрослый мужчина Тыбурций.

Встреча с ними навсегда изменила сознание жителя Княж-городка сорванца Васи, а также, восстановила его отношения с отцом, которые разладились после смерти мамы Василия. Эта тяжелейшая утрата оттолкнула друг от друга отца и сына. Каждый из них по-своему переживал свое горе. Мальчику хотелось любви и внимания отца, но при виде угрюмого и строгого лица последнего, ребенок замыкался в себе и робел.

С маленькой сестренкой Васе не разрешала играть нянька, и мальчик, никому не нужный, начал бродяжничать. Дружба с Вальком и Марусей заменила Васе общение с семьей. Ему хотелось хоть чем-то помочь новым знакомым, и он носил им яблоки из сада и другие лакомства. Мальчик сравнивал Марусю со своей сестрой, и не мог понять, почему малышка такая худенькая и бледная, почти не смеется, не бегает и не играет. Ему очень хотелось развеселить её, но она только плакала. Василия очень удивили слова Валька о том, что «серый камень высосал из Маруси жизнь».

Когда девочка заболела очень серьезно, Вася от отчаяния и беспомощности решается принести ей куклу сестры. И это действительно помогло, но ненадолго. Когда читаешь строчки про болезнь Маруси, так хочется, чтобы произошло чудо, и девочка выздоровела, но чуда не произошло. Отец Василия был честным и справедливым судьей, но только после слов Тыбурция мальчик понял это. И только благодаря этому же человеку пан судья узнал, что его сын - добрый и хороший мальчик, сочувствующий несчастным людям.

Повесть «Дети подземелья» написана В.Г.Короленко очень давно, но и в наше время существуют люди, у которых по каким-либо причинам нет дома. Писатель осуждает общество равнодушных к чужому горю людей. Он призывает оглянуться вокруг и помочь тем, кто нуждается в помощи. Ведь и Марусе наверно можно было помочь, вылечив ее, но жители города жили своей жизнью, им не было дела до несчастных жителей заброшенного замка.

Урок по чтению в 7 специальном (коррекционном) классе VIII вида

«Тема милосердия в произведении В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Тип урока: Обобщение знаний.

Оборудование: портрет В.Г. Короленко, произведение Короленко «Дети подземелья», текст учебника, словарь Ожегова, репродукция картины В.Г.Перова «Тройка», карточки, декоративные сердечки

Цель: формирование ценностного и гуманного отношения к семье, дому, окружающим (в процессе анализа произведения В.Г.Короленко)

Задачи

Образовательные: Отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста

Коррекционно-развивающие: формировать правильное произношение; развивать устную речь (умение высказывать свою мысль, связно передавать содержание); мыслительную деятельность уч-ся (установление причинно-следственных связей); развивать восприятие уч-ся, исправлять недостатки образного мышления, эмоциональную сферу (навыков усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства), мыслительную деятельность уч-ся, память и логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, русской литературе; морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведения (честности, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости); формировать культуру общения, коммуникативные навыки (умение внимательно слушать учителя и детей, вести диалог)

Ход урока

I Орг. момент.

II Сообщение темы и цели урока.

Сегодня, ребята, у нас заключительный урок по произведению В.Г.Короленко «Дети подземелья». Мы обратимся к страницам повести, поговорим о героях и постараемся доказать, что дружба с детьми подземелья повлияла на формирование характера главного героя Васи. Давайте вспомним действующих героев повести.

III Игра «Узнай героя» (разминка).

    «Это был мальчик лет девяти, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами». (Валек)

    «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка, руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика». (Маруся)

    «… кругла, как пышка, и упруга как мячик. Она так резво бегала, когда бывало разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья» (Соня)

    «Он – судья. У него строгое и угрюмое лицо, на котором лежала суровая печаль неизлечимого горя. Про него говорили, что он самый лучший человек в городе… и засудил даже одного графа…». (отец Васи)

    «… роста он был высокого… короткие слегка рыжеватые волосы торчали врозь; но глаза смотрели упорно и мрачно, и в них светились острая проницательность, энергия и ум». (Тыбурций)

IV Работа в парах

Чтобы вспомнить эпизоды повести с участием Васи и других героев, нам предстоит выполнить задание (выбрать нужную карточку, характеризующую главного героя).

(вопрос учителя) (ответ учащихся)

    «Вася твёрдо обещал Валеку, * Верность данному слову что никому на выдаст их и сдержал слово».

    «Вася приобрёл настоящих *Радость дружбы друзей. Валек и Маруся тоже очень ждали его».

    «Вася взял у Сони куклу для Маруси» *Чувство сострадания

    «Вася терпеливо переносит *Терпимость все неприятности, которые у него появились из-за куклы».

Используя карточки-ответы, давайте постараемся нарисовать словесный портрет Васи. Какой он по характеру?

(Честный, радушный, терпеливый, умеет любить и сострадать) – слова крепятся на доске

Все эти слова, характеризующие нашего героя, можно объединить в одно слово «милосердие»

V Словарная работа (на доске)

Как вы понимаете значение этого слова? (Сердце умеет миловать, любить)

Вот и тема нашего урока «Тема милосердия в произведении В.Г.Короленко»

VI Работа с текстом учебника

Ребята, давайте вспомним самый яркий эпизод повести – это история с куклой.

Кому принадлежала кукла? (Соне)

Каким образом Васе удалось убедить сестру отдать ему на время куклу? (ответ зачитывается уч-ся « Я так убедительно просил её об этом, так живо описывал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала её мне и обещала в течение двух-трёх дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле».)

Прочитайте, как изменилось состояние Маруси с появлением куклы. (ответ уч-ся «Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлёпая по полу своими слабыми ногами».)

Как вы думаете, почему Вася не смог забрать у больной девочки куклу. Ведь он знал, что, если вовремя он не принесёт куклу домой, то его ждет наказание. (ответ уч-ся « Как только я вынул куклу из рук лежащей девочки в забытье девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как-будто не видя меня, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и в исхудалом лице, под покровом бреда, мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тотчас же с испугом положил куклу на прежнее место»)

Какую ещё черту характера, присущую Васи, мы можем назвать и внести в нашу таблицу. (на доске - (Милосердный)

VII Физминутка «Облачко»

Беленькое облачко

Поднялось над крышей.

Устремилось облачко

Выше-выше-выше.

Ветер – это облачко

Зацепил за кручу.

Превратилось облачко

В грозовую тучу.

VIII Описание картины.

Не только писатель В.Г.Короленко раскрывает тему «Милосердия» в своём произведении, но и его современник – русский художник В.Г.Перов.

Представьте, что мы с вами попали в картинный зал и нашему взору открывается картина В.Г.Перова «Тройка».

Кто изображён на картине? (Дети)

Чем заняты дети? (Дети тащат большую бочку с водой)

Опишите детей (их внешний вид, настроение, состояние, которое передал художник).

Какое чувство вызывает у вас эта картина? (Сострадание к детям, жалость)

Ребята, а если бы вы оказались там, с этими детьми, кто бы из вас помог этим детям? (ответы уч-ся)

Вывод учителя: Человек становится добрее, отзывчивее, если научится страдать и помогать другим.

«Не прячьте доброты своей

Откройте сердце всем наружу

Тем, что имеете, щедрей делитесь

И распахните душу»

Пусть это маленькое сердечко, будет у вас напоминанием способности человека быть милосердным. (вручение ребятам сердечек)

Спасибо за урок!

IX Подведение итогов. (выставление оценок)

X Домашнее задание

Подготовиться к внеклассному чтению на тему «Мир детства».

Карлаш Римма

В данной зачетной работе ученица рассматривает тему милосердия и сострадания в повести Короленко "Дети подземелья"

Скачать:

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Выполнила ученица 6 «Б» классаМБОУ СОШ №8 г.Томмот Алданского района РС(Я)Карлаш Римма.Учитель: Сергеенко Людмила Вячеславовна.

Слайд 3
Вступление (тема милосердия и сострадания в литературе)Словарная работа (дать понятия МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ)Слово об авторе.История создания повести «Дети подземелья». Сюжет.Характеристика главного героя (портрет, его отношения с отцом, сестрой, чем занимался)Знакомство с «детьми подземелья»Характеристика этих детей.Как сложились отношения Васи и этих детей.Как автор раскрыл тему милосердия и сострадания в повести?Как изменилась жизнь Васи после всех событий?Выводы: чему учит нас эта история.

Слайд 4
В русской литературе много писателей, которые затрагивали тему милосердия и сострадания. Например, такие как: Оскар Уайльд, Достоевский, Чехов и т.д. И В. Г. Короленко был не исключением.

Слайд 5
Милосердие-это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.Сострадание-это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Слайд 6
Писатель, общественный деятель. Сын уездного судьи. Учась в гимназии, увлекся русской классической литературой, мечтал стать адвокатом, чтобы защищать обездоленных.

Слайд 7
В истории Васи угадывается судьба самого писателя.Сюжет разворачивается в польском городке XIX века. Мальчик Василий, сын судьи живет спокойной и уютной жизнью, единственной трагедией в которой является холодность отца, который будучи справедливым и честным судьей, совершенно несправедливо отгораживается от сына после смерти его матери, сконцентрировав свое внимание только на дочери Софии, ибо она схожа с ней. Василий живет жизнью одиночки в собственном психологическом коконе, который разрушается только в тот момент, когда он встречает бродяжек Валека с Марусей, вынужденных просить милостыню и воровать, чтобы как-то прожить день. Их жизнь – игра на выживание. Ее условия – подземелье, холод и голод. Мальчик сначала воспринимает общение с «дурным обществом » как некую игру. Затем постепенно меняется его понимание жизненных процессов, и в кульминации болезни и смерти Маруси, раскрывается его обновленное понимание что правильно, а что нет.

Слайд 8
В повести Короленко "Дети подземелья" главным героем является девятилетний мальчик Вася. Ему было всего шесть лет, когда после тяжелой болезни умерла мать Васи. Отец его совершенно позабыл о нем, целиком погрузившись в свое безутешное горе. Мальчик вырастал будто одинокое дикое деревце в поле, - ничьей заботой он не был окружен, однако никто и не сковывал его воли. Портрет Васи:Все его звали бродягой, негодным мальчишкой, лет семи восьми, любопытный дружелюбный, отец его был судьей, мать умерла, и после этого лицо отца всегда было суровое.«Он чувствовал,что не имеет на меня не малейшего влияния, что между нами стоит какая-то стена. Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе. И мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась все шире и глубже.»«Сестре моей было четыре года. Я любил ее страстно, и она платила мне такою же любовь; но установившийся взгляд на меня, как на отпетого маленького разбойника, воздвиг и между нами высокую стену»

Слайд 9
«Хоть незнакомец, явившийся на сцену столь неожиданным и странным образом, подходил ко мне с тем беспечно-задорным видом, с каким всегда на нашем базаре подходили друг к другу мальчишки, готовые вступить в драку, но все же, увидев его, я сильно ободрился. Я ободрился еще более, когда из- под того же престола, или, вернее, из люка в полу часовни, который он покрывал, сзади мальчика показалось еще грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня своими детскими-любопытными голубыми глазками»... Так состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей.

Слайд 10
Характеристика Валека: мальчик лет девяти, высокий, тонкий, черноволосый, солидный с манерами взрослого человека, одет был бедно
Валек и Маруся

Слайд 11
Характеристика Маруси: это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, ей было четыре года, волосы белокурые, но пышные, тонкие прозрачные ручки, одета была бедно.
Маруся с куклой

Слайд 12
СоняБыла кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она резво бегала, любила играть, беситься, звонко смеялась
МарусяРуки тонки, прозрачны, она не бегала, а когда смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагав уже не слышно

Слайд 13
С тех пор Вася весь был поглощен своим новым знакомством. Ложась спать и вставая, он только и думал о визите в часовню. Маруся, при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. Она напоминала Васе его мать в последние дни жизни. От Валька Вася узнал, что серый камень высасывает из нее жизнь. В этих словах заключалась горькая правда. Это была загадка для Васи, страшнее всех призраков старого замка. Что-то неведомое склонялось над маленькой головкой девочки, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движения. Вася с Вальком собирали для девочки цветы, разноцветные камешки, ловили бабочек, рассказывали сказки или беседовали друг с другом. Эти беседы с каждым днем все больше закрепляли дружбу мальчиков, которая росла, несмотря на резкую противоположность их характеров. «Близилась осень. Маруся начала прихварывать. Все, что на улицах забавляло и интересовало Васю в этих людях, здесь в подземелье, явилось в неприкрашенном виде и тяжело угнетало детское сердце. Когда эти картины и люди вставали в Васиной памяти, он видел горе, нужду, трагизм. Вася окончательно сжился с дурным обществом, грустная улыбка Маруси стала ему так же дорога, как улыбка сестры. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки. Валек обнимал его как брат». «Ясные дни проходили, и Марусе становилось хуже. Уже ничего не радовало ее, и давно не было слышно ее смеха. Тогда Вася решил обратиться к своей сестре Соне. У нее была большая кукла, подарок покойной матери. На эту куклу Вася возлагал большие надежды. Вася не ошибся. Кукла сделала чудо, но и доставила много тревожных минут. Куклу искали хозяева. Вася сообщил Вальку свои опасения. Было принято решение вернуть куклу обратно. Как только мальчики вынули куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она вдруг заплакала. Вася с испугом положил куклу на место. Девочка улыбнулась и успокоилась. Вася понял, что хотел лишить своего маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни».

Слайд 14
В.Г. Короленко показал, как Вася помогал детям подземелья. Давал им еду; когда Марусе было плохо, он забрал без просу отца куклу Сони и отдал ее Марусе. Вася проявил сострадание к детям. Он понял, что им трудно и плохо жить в старом холодном подземелье. Вот в этом В.Г. Короленко раскрыл тему сострадания и милосердия в повести.

Слайд 15
«Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца. И отец теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына».«Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали эту могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей березы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми мыслями, первыми планами крылатой и честной юности. Когда же пришло время и нам оставить тихий родно город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над маленькою могилкой свои обеты»Вася понял, что не все живут как он, что есть такие люди которым жить трудно. Им негде жить, нечего есть.Он полностью изменил свое отношение к жизни, людям, окружавшим его.

Слайд 16
Эта история учит нас тому, что надо помогать всем кто бы это не был, проявлять сочувствие и милосердие к людям при любой ситуации.Автор предлагает начать менять мир к лучшему с себя, проявляя милосердие и сострадание, и не становиться глухим к проблемам других, что по сути является духовной нищетой.

Слайд 17
Составить синквейн об одном из героев (Вася, Валек, Маруся).Составить синквейн «Доброта», «Сострадание»

Урок доброты и взаимопонимания

по повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Цель: 1) совершенствовать навыки работы с текстом, анализа художественного произведения;

2) развивать монологическую речь учащихся;

3) воспитывать чувства понимания, сострадания, любви к ближнему.

Оборудование: портрет В. Г. Короленко, запись песни «Я начал жить в трущобах городских…», иллюстрации к произведению, рисунки учащихся.
Ход урока.


  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Знакомство с личностью писателя В. Г. Короленко.
Рассмотреть портрет В. Г. Короленко художника И. Е. Репина.

Давайте попробуем предположить, каким был изображённый на нём человек, какую жизнь он прожил.

(Обратить внимание на задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, на морщины и седую бороду, на усталые руки, лежащие на подлокотниках. Наверное, жизнь его была не из лёгких, он, видимо, многое повидал на своём веку. Короленко кажется строгим, но справедливым, добрым.)

И в самом деле, жизненный путь писателя был нелёгким, но прекрасным: всю жизнь он заступался за униженных и оскорблённых, порой ценой собственного благополучия защищал справедливость, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Не было ни одного случая социальной несправедливости, на который бы он не откликнулся публичным критическим выступлением: об этом свидетельствуют более 700 статей, напечатанных в 50 газетах и журналах. Знал он и нужду: бедность не позволила ему получить законченное высшее образование. Его учителями стали русская литература и сама жизнь.


  1. Слушание записи песни П. Оливейро на слова Ю. Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьер» «Я начал жить в трущобах городских…») .
- Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко «Дети подземелья» предваряет такая песня? О каких героях этого произведения вы вспомнили, слушая её? (О Тыбурции, выброшенном на улицу, Валеке и Марусе, живущих «среди серых камней»; об отверженных, о голодающих, об их вынужденном воровстве.)

Именно об этом повесть Короленко и об этом поётся в песне.


  1. Определение рода и доказательство жанра произведения.

  2. Анализ произведения.

  1. О чём вас заставила задуматься эта повесть?
- Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

(Ответ на вопросы с использованием рисунков детей: болезнь и смерть Маруси, одиночество Васи в родном доме, его тоска по близкой душе, потребность любить и быть любимым.)


  1. Работа с произведениями изобразительного искусства.
- Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

(Демонстрация картин русских художников XIXвека: В. Г. Перов «Нищие на проезжей дороге», «Нищий», «Спящие дети», «Савояр»; К. В. Лемох «Нищенка»; Н. В. Неврев «Дед Василий»; П. П. Чистяков «Нищие дети»; Ф. А. Бронников «Старик-нищий»; Ф. С. Журавлёв «Дети-нищие»; В. П. Якоби «Осень»)

- В чём созвучие полотен русских художников и повести Короленко?


  1. Работа с текстом повести.
Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье-Вено, где происходят события повести, называют «дурным обществом» и «тёмными личностями».

- Что же представляет собой это «дурное общество»? Кто принадлежит к нему? (Это «несчастные тёмные личности», «испуганные, жалкие», в лохмотьях, едва прикрывающих худые тела, оставшиеся без крова и без куска хлеба, - бродяги и воры, нищие и бездомные -, те, кому не нашлось места в маленьком пыльном городке, где тюрьма – «лучшее архитектурное украшение».

- Какое отношение вызывают эти люди у горожан?

(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним «с враждебной тревогой», по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им ни украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья: «Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы».)

- Где обитают эти «тёмные личности»? Почему?

(Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня «среди истлевших могил», так как «несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи». Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь «старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца, и сиротливых старушек, и безродных бродяг».)

- Найдите описание старого замка и часовни.

(О замке ходят «предания и рассказы один другого страшнее». Даже в ясные солнечные дни он вызывает у детей «припадки панического ужаса – так страшно глядели чёрные впадины давно выбитых окон; в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…».

«А в бурные осенние ночи, когда гиганты – тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и парил над всем городом».

У часовни же «кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни».)

- Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.

- Соответствуют ли иллюстрации художников В. Глуздова и В. Костицына вашему представлению о жилище членов «дурного общества»?


  1. Сообщения учащихся.
Иллюстрация Глуздова выдержана в скупых серо-зелёных тонах. Кажется, мы видим сумрачное осеннее небо, низко опустившееся над полуразрушенным замком, чувствуем на лице холодные моросящие капли. Сквозь кисею тумана проглядывает тусклое солнце, от которого исходит скорее ощущение болезненности, чем радости. Три огромные вороны, заполняющие унылое пространство, вносят в рисунок грусть, безысходность, тревогу.

Старый замок на иллюстрации Костицына будто выступает из темноты ночи. Мрачный, угрюмый, одинокий, он производит пугающее и таинственное впечатление одновременно. Именно такое сооружение и может быть местом обитания «тёмных личностей».

- Кто же называет это общество «дурным», а людей, представляющих его, «тёмными личностями»? С чьей точки зрения оно «дурное»?

(«Дурным» его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

- Есть ли в нём на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется?

(Эти бедняки занимались мелким воровством в городе и в окрестностях. Они воры, а брать чужое – грех, преступление.)

- Но что толкает на него бедняка? (Нужда, голод, отверженность, невозможность зарабатывать деньги честным трудом.)


  1. Драма в семье судьи.
Но вот рядом с этими людьми появляется сын судьи Вася, от имени которого ведётся повествование. Сколько лет герою произведения? Много это или мало?

(Васе семь лет. Это совсем немного, это период «золотого детства», когда мир кажется огромным, открытым, интересным, добрым, когда ум и время ребёнка заняты играми, через которые он познаёт окружающее. Он уже различает добро и зло, умеет сопереживать.)

- Почему же Вася потянулся к таким людям? Какое потрясение он пережил перед началом описанных в повести событий? (В шесть лет Вася лишился матери, и именно с этого момента начинаются его воспоминания о детстве.)

Вероятно, тогда восприятие происходящего стало обострённым и сознательным. Как он сам говорит об этом?

«Шатаясь по улицам, я всматривался детски-любопытными глазами в незатейливую жизнь городка с его лачугами, вслушивался в гул проволок на шоссе, стараясь уловить, какие вести несутся по ним из далёких больших городов, или в шелест колосьев, или в шёпот ветра на высоких гайдамацких могилах. Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни. Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами; я узнал и увидел много такого, что не видели дети значительно старше меня».

Смерть, рано вторгшаяся в жизнь мальчика, отобрала у него не только мать, но и отца, потому что горе не сблизило родных людей, а, напротив, отдалило их друг от друга, воздвигло между ними стену.

- Как мальчик чувствовал себя в родном доме? Что же превратило его в «маленького зверька»? (Горе, которое разделило его с отцом, заставило почувствовать свою ненужность, одиночество. «С шести лет я испытывал ужас одиночества», - вспоминает рассказчик.)

Рассмотрите иллюстрации к повести художников В. Костицына и Г.Фитингофа. Как в них показана сложность взаимоотношений отца и сына, их внутренняя боль?

У Костицына герои изображены спиной друг к другу. Они рядом, но не видят и не слышат друг друга. Лицо мальчика грустно и обиженно, он явно не понимает, что происходит, ему очень тяжело. Отец занят какими-то бумагами и не замечает сына. Буйные заросли травы и цветов, разделяющие их, становятся символом отчуждённости между родными людьми.

На иллюстрации Фитингофа Вася и его отец расположены у письменного стола. Видимо, отец задал ему свой неизменный вопрос: «Ты помнишь матушку?» Мальчик опустил глаза и съёжился от отцовской суровости и угрюмости. А отец и не смотрит на ребёнка, будто отчаявшись получить от него какой-то отклик на своё собственное горе…

- Каким видится сын отцу? (Сын кажется отцу бездушным, плохим: «Он всё более убеждался, что я дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым, эгоистическим сердцем».)

- А каким видится отец сыну? (Отец видится мальчику строгим, угрюмым, суровым, ему кажется, что он не любит его. «А меня отец не любит, - говорит Вася Валеку. – Он никогда не целовал меня… Он нехороший…»)

Как видим, горе и боль сделали слепыми и глухими родных людей, лишили их взаимопонимания. Но то, что легко по неопытности и незнанию простить маленькому ребёнку, недопустимо для взрослого, для отца. Он прежде всего виноват в том, что между ними выросла стена.

Стена возникла и между Соней и Васей, между братом и сестрой. А кто выстроил эту стену? (И здесь постарались взрослые: «установившийся взгляд» на Васю «как на отпетого маленького разбойника воздвиг» между детьми «высокую стену». Всякий раз, когда Вася пытался играть с Соней, нянька «быстро схватывала» девочку и «уносила к себе». Поэтому мальчику оставались только тайные ласки сестрёнки. «Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке, - вспоминает он, - я подходил к ней, и мы тихо ласкали друг друга и играли, стараясь не разбудить ворчливую старую няньку».

Посмотрите на иллюстрацию Глуздова, где художник изображает один из таких моментов. Как он создаёт впечатление, что дети видятся украдкой, что над ними тень семейного горя?

Иллюстрация светом разделена на две части. В световом пятне, которое создаёт горящая лампа в нижнем правом углу, находятся любящие друг друга дети, осиротевшие и одинокие: они так крепко обнялись, что кажется, будто не виделись очень давно. И в то же время эти объятия торопливые, судорожные, тайные, потому что «ночные», когда дети уже давно должны спать. Над детьми в полумраке портрет матери с траурной лентой. Оттуда, из полумрака, глядит она на своих детей и печалится об их судьбе. Так входит в иллюстрацию ощущение семейного горя.
6. Дружба с Валеком и Марусей.

- Почему же Вася «начал бродяжничать»?

Не находя дома понимания, любви, ласки, тепла, он ищет их вне дома: «Всё моё существо трепетало тогда каким-то странным предчувствием жизни. Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградой сада, я найду что-то…»

Вероятно, прежде всего Вася искал людей, которые бы дали ему то, чего не было в родном доме, - общение, понимание, любовь.

- Почему его привлекали «тёмные личности», жившие на горе? (Он чувствовал необъяснимую близость свою этим неизвестным людям.)

- А есть ли что-то, сближающее их? (И Вася, и Валек, и Маруся – отверженные. Только Вася отвержен в собственном доме, а Валек и Маруся отвержены обществом как презренные нищие и воришки.)

- Что тяжелее? И почему вы так считаете ? (Быть отверженным в любых смыслах страшно и больно. Но всё-таки более тяжёлая отверженность среди родных людей, потому что она более всего убивает человека, лишает его главной жизненной опоры.)

- Что разделяет Васю и детей подземелья? (Вася из состоятельной семьи, его отец – уважаемый в городе пан судья, он – «сын почтенных родителей». Валек и Маруся – «тёмные личности», они принадлежат к «дурному обществу», которое промышляет воровством.)

- Вспомните, как познакомились Вася, Валек и Маруся, как возникло расположение детей друг к другу? (Чтение в лицах эпизода знакомства.)

- Почему назревшая было между мальчиками драка не состоялась? Что обезоружило Васю, а что – Валека?

(Васю обезоружило неожиданное появление маленькой девочки, доверчиво прижавшейся к брату: «Это решило исход дела; стало совершенно ясно, что в таком положении мальчишка не мог драться, а я, конечно, был слишком великодушен, чтобы воспользоваться его неудобным положением».)

Для Валека же совершенно неожиданными были протянутые Васей яблоки и его приглашение приходить к нему в сад. Так между детьми протянулись первые нити взаимной симпатии.

- Рассмотрите иллюстрацию Глуздова, которая изображает этот момент. Какими он показывает детей? Какую роль играет в иллюстрации свет?

(Свет, тёплый и золотистый, исходит от яблок, протянутых Васей детям. Это свет добра, любви и милосердия. Он облагораживает сырые стены подземелья, делает их не такими страшными и угрюмыми. Лицо Васи открыто и приветливо. Валек и Маруся ещё немного насторожены, но уже готовы оттаять в тепле Васиного сердца.)

- Найдите в тексте описание этих детей. Что подчёркивает Короленко в облике Валека и Маруси?

(В обоих детях автор подчёркивает худобу: Валек «худощавый и тонкий, как тростинка», Маруся, «как былинка», « руки её были тонки и прозрачны». В них нет резвости, живости и весёлости: У Валека «чёрные задумчивые глаза», и Марусины «глаза смотрели так не по-детски грустно».)

- Почему Вася так привязался к этим детям? Что находит он в общении с Валеком и Марусей? (Вася нашёл в них любовь и понимание. Его ждали, беспокоились, когда он почему-то не приходил, ему радовались, с ним общались. )

- Почему Валек и Маруся полюбили Васю? (Своим появлением «сын почтенных родителей» Вася привнёс в жизнь детей подземелья радость преданной дружбы и чистой любви. Он искренне сочувствовал своим друзьям, беспокоился о них, приносил им яблоки и лакомства, играл с детьми.)

- Что помогли увидеть и понять друзья из подземелья ? (Благодаря «дурному обществу», он и на отца своего взглянул по-другому.)


  1. Чтение в лицах фрагмента IV главы со слов: «Тыбурций тебе не отец?»
- Каким увиделся отец сыну, благодаря словам Валека? (Справедливым, милосердным, защитником обиженных.)

Потом он и от Тыбурция услышал похвалы своему отцу, и в представлении семилетнего мальчика фигура отца облеклась ореолом силы и величия. Так незаметно для себя ребёнок сделал шаг навстречу отцу, хорошему человеку, которого уважают даже «тёмные личности».

- Докажите, что Вася – настоящий друг.

(Несмотря на то что Валек и Маруся принадлежат к «дурному обществу», Вася не отказался от дружбы с ними, он, как и обещал, никому не рассказал о месте их обитания. Когда Маруся тяжело заболела, он принёс ей Сонину куклу, чтобы хоть как-то развеселить девочку, а когда отец стал требовать у сына признания, куда он дел куклу, мальчик не открыл ему правды даже под страхом наказания.)

- Как раскрывается характер Васи в истории с куклой? (Это добрый, отзывчивый мальчик, способный к самопожертвованию, стойкий и мужественный человек, верный и преданный друг.)

- Рассмотрите иллюстрацию Маруси с куклой. (Чёрно-белая.)

Обратите внимание на величину куклы: она ростом почти с Марусю. Это помогает нам почувствовать, как мала на самом деле девочка, а мала она потому, что «серые камни» не дают ей расти. Лицо куклы чем-то неуловимо напоминает Марусю. Только кукла весёлая и румяная, а Маруся печальная и бледная. Такое соседство даёт возможность ощутить контраст между нищетой и благополучием.

- Расскажите тот момент повести, когда девочка первый раз увидела куклу. (Пересказ.)

- Что же стало с нашими героями?

- А изменилась ли жизнь Васи в своей родной семье? Что разрушило стену непонимания между отцом и сыном? (Любовь и сострадание помогли его отцу очнуться от своего горя, увидеть горе других и вернуться к жизни, любя своих детей и дорожа ими.)

- Как заканчивается повесть и почему?

- Как вам кажется, какие обеты (обещания) могли произносить Соня и Вася на могиле Маруси?

Может быть, они клялись всегда помнить маленькую Марусю, никогда не проходить мимо чужого страдания, помогать всем, кто нуждается в помощи, не спешить осуждать людей, а пытаться понять причины их поступков и бороться против того, что порождает нищету и бродяжничество.

Можно не сомневаться, что повзрослевшие Вася и Соня станут настоящими людьми.


  1. Подведение итогов урока.
Каждому человеку в семье нужны взаимопонимание, ласка, доброта, дружеское участие во всех делах.

А в ваших семьях, при всём благополучии, бывали ли такие моменты, когда вы чувствовали себя одинокими?

Очень хорошо, что вам не приходится переживать, что пережили герои Короленко. Произведение написано в XIX веке. Но эта проблема остаётся всегда актуальной. И в наше время можно встретить детей с такой же трудной судьбой. Вы смотрите передачи по телевидению, читаете газеты и журналы, которые подтверждают это. Помните, что семья – это маленькая часть общества, откуда человек черпает силы для жизни. Будьте внимательны друг к другу. И если вам представится возможность помочь обездоленным, сделайте это!
Домашнее задание – письменная работа (по выбору):

а) Рассказ Тыбурция о Васе;

б) обеты Васи и Сони;

(В. Г. Короленко. «Дети подземелья»)

Милосердие — это когда ты понимаешь других, ког­да приходишь в нужную минуту им на помощь, когда го­тов пожертвовать своей выгодой ради блага других.

Именно таков главный герой рассказа Вася. Пере­живший в шесть лет страшную трагедию — потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, на­оборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася — сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой друж­бой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездо­ленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства.

А эпизод с куклой — разве это не проявление мило­сердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, по­даренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время иг­рушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит грустную Маню.

Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести лю­бые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэто­му-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Ва­ся молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман — это не в его правилах. Просто Вася бо­ится, что правда ухудшит и без того тяжелое положе­ние обездоленных людей и отнимет последнюю в жиз­ни радость у умирающей Маруси.

Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги засту­питься за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.