Разное

Дева монсеррат - черная мадонна. Монтсеррат — монастырь на вершине горы в Испании

Монсерратская Мадонна (Virgen de Montserrat/ Mare de u de Montserrat ), за тёмный цвет своего лика прозванная «Чернушкой», или «Смуглянкой» (La Moreneta ), является святой покровительницей Каталонии. Образ Черной Мадонны Монсерратской находится в небольшом верхнем помещении (Тронном зале) монастырской базилики , где каждый желающий может, отстояв очередь, поклониться святой , прикоснувшись к ее правой руке и попросив о сокровенном. В 1881 году папа Лев XIII официально провозгласил Черную Деву Монсерратскую святой заступницей Каталонии и покровительницей каталонских епархий. Нынешняя статуя Девы датируется концом XII века.

Помимо прозвища Ла-Моренета (Чернушка), Монсерратскую Мадонну еще называют «апрельской розой», поскольку знаменитый гимн Virolai , ежедневно исполняемый мальчиками из хора «Эсколания», начинается словами " Rosa d’ abril, Morena de la serra..." («Апрельская роза, смуглая Дева гор...»).

Праздник Мадонны Монсеррата отмечается 27 апреля. Не менее пышно, чем сам этот день, отмечается и канун этого праздника, особенно каталонской молодежью. В эти дни в монастыре проходят торжественные мессы, концерты, специальные лекции, пения псалмов, исполнения фольклорных танцев и представления строителей традиционных каталонских «башен» из людей.

Легенда об обретении образа Черной Мадонны Монсерратской

Согласно легенде , первую статую Девы Монсерратской обнаружили в 880 году мальчики-пастухи. Как-то в субботу вечером они увидели в горах яркий свет, сопровождаемый божественной мелодией. В следующую субботу мальчики вернулись на то же место со своими родителями. Видение повторилось. В последующие четыре субботы вместе с пастушками туда приходил священник из Олесы, и вновь их взорам предстало чудесное видение.

Вскоре новость дошла до самого епископа, который тогда находился в соседней Манресе. Услышав об этом чуде, он решил отправиться в Монсеррат. Тогда-то и была обнаружена пещера с образом Девы Марии . Епископ предложил торжественно перенести чудотворную статую в Манресу, но едва ее попытались сдвинуть с места, как она настолько отяжелела, что поднять ее стало совершенно невозможно. Епископ истолковал это как желание Богоматери остаться на прежнем месте и приказал построить часовню Девы Марии, ставшую началом нынешнего монастыря. Первый текст, упоминающий об этой легенде, датируется 1239 годом.

Эта легендарная статуя, вероятно, действительно существовала и пользовалась огромным почитанием верующих (считалось даже, что ее вырезал из дерева сам апостол Лука), но через некоторое время исчезла - так же таинственно, как и появилась.

Предание гласит, что образ Богоматери Монсерратской был найден на том месте, где сегодня стоит часовня Святой Пещеры (Capella de la Santa Cova ). Любой желающий - турист или паломник - может, удалившись от суеты и многолюдья монастырской базилики , пройти по прекраснейшему маршруту Camí de la Santa Cova , ведущему к этой часовне, любуясь великолепными горными пейзажами и религиозными скульптурами на Пути молитв (Rosari Monumental de Montserrat ).


В часовне выставлена копия образа, который хранится в базилике , однако эта копия также высоко почитается верующими (хотя очередей к ней не бывает).

Описание и символика романской скульптуры Богоматери Монсерратской

Оригинальная статуя Черной Мадонны утрачена. Нынешний образ Девы Монсерратской , установленный в монастырской базилике , был создан в конце XII века. Эта деревянная романская скульптура вырезана из белого тополя (Populus alba ). Статуя имеет высоту 95 см и изображает Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим у нее на коленях. Данный тип иконографии именуется «Богородица Кириотисса» (Владычица). Также скульптура соответствует традиционному типу изображения Богоматери с младенцем, который называется «Седалище мудрости» или «Мадонна на троне» (Sedes Sapientiae ).

За исключением лика и рук Девы Марии и младенца, скульптура покрыта золотом. Характерный цвет статуи связан, как предполагают специалисты, с потемнением (окислением) лака, покрывающего лик и руки Мадонны. Не исключено также, что такой цвет изваяние приобрело от дыхания и прикосновений паломников, а также от пыли и копоти масляных ламп и свечей, которыми на протяжении многих веков освещался почитаемый образ. Например, в воспоминаниях одного нюрнбергского жителя о посещении Монсеррета в 1494 году рассказывается, что он был поражен огромным количество масляных ламп и свечей, день и ночь горевших перед ликом Девы. В книге «История и чудеса Богоматери Монсерратской» аббата Педро де Бургоса (1536-50) упоминается, что статуя имела смуглый цвет . Хроника Херони Пухадаса (1609) это подтверждает.

Статуя Моренеты имеет исключительную ценность - не только из-за ее религиозного и эмоционального значения для всего каталонского народа и поклонения, которое она вызывает у всех христиан, но и из-за изящных форм самой скульптуры, которая за долгие годы существования приобрела новые черты и несколько отдалилась от оригинала, но всё же не утратила притягательности.

На королевское величие Богородицы указывает позолоченная корона. Ее голову и плечи покрывает короткая вуаль, именуемая по-гречески «мафорионом». Такой платок носят и многие другие романские мадонны. Платок этот полихромный, украшенный узорами на белом фоне - золотыми полосами и красными ромбами с вписанными в них золотыми крестами и темно-зелёными звездами (это полихромное покрытие появилось в XVI веке). Лик Богородицы окрашен черным, но не равномерно: в некоторых местах на шее и около глаз проступает коричневый цвет основы. Нос очень тонкий, вытянутый и выступающий, с изящно выполненным кончиком, шея стройная. Мягкая, закругленная форма губ и подбородка создают выразительный и поразительно нежный лик, который можно встретить у некоторых готических скульптур, уже начинавших появляться во Франции в период создания статуи.

Если взглянуть на лик Мадонны в профиль с левой стороны, мы увидим в выражении ее лица серьезность и даже грусть, тогда как, рассматривая его с другой стороны, на губах Богоматери можно даже заметить легкую улыбку. Во фронтальном развороте Богоматерь излучает приветливое спокойствие.

Если в лике Богоматери уже проявляются черты готики, то остальная фигура отличается строго романскими пропорциями, она очень узкая и плоская, с большим углублением, в которое помещен младенец Иисус. На Мадонне длинный плащ типа пенулы (Paenula ), или верхней туники, частично открывающей нижнюю тунику (с таким же треугольным вырезом) и позолоченное ожерелье. Всё ее одеяние покрыто позолотой и оторочено черным «шитьем». Облачение ниспадает элегантными складками и окутывает ноги сидящей фигуры. В правой руке Ла-Моренета держит сферу (Globus Imperii ), которая символизирует верховную власть над Вселенной, над всем творением. Жестом своей левой руки Богоматерь по-матерински защищает младенца. Полихромное покрытие правой руки Девы полностью стерто из-за ее непрерывного целования верующими. Руки имеют такой же темный цвет, как и лик. Их естественность и выразительность является не свойством романской скульптуры, а результатом работы более современных мастеров: из-за чрезмерной ветхости руки пришлось изготовить заново.

Ноги Богоматери одеты в простую обувь остроконечной формы и покоятся на позолоченной подушке. Она восседает на трапециевидном престоле с четырьмя колоннами по углам, увенчанными позолоченными шишечками (престол изготовлен в XVI веке).

Младенец поднимает правую руку в благословляющем жесте, а в левой руке держит шишку - символ плодородия и долголетия в романском искусстве. Предполагают, впрочем, что первоначально он держал в руке не шишку, а земную сферу, как и Богоматерь. Дело в том, что фигура младенца не оригинальная романская (она утрачена), а значительно более поздняя: она была изготовлена в 1823-1824 вв. Лик и голова младенца тщательно отшлифованы и имеют натуралистический вид, далекий от всякой романской традиции. На голове младенца корона (более простая, чем у Богоматери). Волосы в виде завитков - деталь, которую невозможно встретить в средневековой скульптуре. Лицо у Младенца изящное, с широким лбом, большими глазами, прямым носом и небольшим ртом с намеком на улыбку. Вся его миловидность и округлость черт обнаруживает вмешательство современных скульпторов, поскольку совершенно не свойственны романскому искусству. Одежда младенца в целом копирует облачение матери, только вместо пенулы на нем надета простая туника, нижняя рубашка и ожерелье. Рельеф складок имитирует романский образец, но выражен резче. Из-под туники видна пара очаровательных ножек, выполненных с точным знанием анатомии.

История образа Черной Девы Монсерратской

Как уже было сказано, нынешняя статуя темноликой Мадонны, установленная в базилике монастыря Монсеррат , датируется концом XII века. Ее автор неизвестен. В ходе недавних исследований было доказано, что первоначально лик и руки Мадонны были покрыты свинцовыми белилами с добавлением некоторых пигментов, а ее одежда была расписана традиционными цветами - синим и красным, как на миниатюрах из «Красной книги» (Llibre Vermell de Montserrat ).

В XVI веке руки и лик Мадонны были покрашены каштановым, поскольку белый цвет к тому времени приобрел довольно тёмный оттенок (из-за упомянутого окисления и атмосферных воздействий), а реставрировать статую было необходимо, так что ренессансными мастерами был выбран ставший уже привычным для верующих тёмный цвет (впоследствии статуя только продолжала темнеть). Видимо, тогда же было покрыто позолотой и одеяние Мадонны.

В 1808 году, во время наполеоновских войн, Ла-Моренета впервые в своей истории покинула Монсеррат и была спрятана монахами. Через год она вернулась на свое место, но в 1811 году, незадолго до того, как французские войска разрушили аббатство, вновь покинула монастырь. Святыню спрятал под небольшой садовой лестницей Маур Пиканьоль (Maur Picanyol ), отшельник из скита Сант-Димес (Sant Dimes ), и таким образом спас Ла-Моренету от гибели в пожаре. Однако статуя сильно пострадала от дождей. В январе-феврале 1812 года она была отреставрирована. В частности, были заново покрашены лик и руки Богоматери. Летом 1812 года, когда французы снова жгли монастырь, скульптура снова покинула аббатство: ее взяли с собой бежавшие монахи.

В 1822 году во время конфискации монастырского имущества Мадонна лишилась украшавших ее драгоценностей и была перевезена для сохранности в Барселону, в 1824 году она вернулась в Монсеррат с новой короной. В 1835 году, во время секуляризации, проводившейся премьер-министром Мендисабалем, монастырь доверил статую одному фермеру, который в течение девяти лет хранил ее у себя дома, пока монастырь не был вновь открыт. Статуя была настолько хорошо спрятана, что епископу Барселоны пришлось обратиться к находившемуся в изгнании аббату, чтобы узнать у него, где находится Черная Мадонна Монсерратская .

Образ темноликой Девы был существенно изменен в 1823-1824 вв. Именно во время этой «реставрации» оригинальная скульптура младенца была, как уже говорилось, заменена новой - прежняя находилась в крайне плачевном состоянии. Земная сфера, которую держал в руке младенец, также была сильно изношена и скорее напоминала шишку, поэтому скульптор и заменил ее шишкой. В этот же период были заново изготовлены руки Богоматери . Жесты рук были сохранены, но сами руки стали идеально проработанными и изящными, чего невозможно встретить в романской скульптуре. Из того же дерева была сделана и земная сфера, которую скульптор поместил в правую руку Богоматери (точно неизвестно, находилась ли сфера там изначально). Вероятно, тогда же были заново покрашены не только новые детали, но и вся скульптура целиком, чтобы создать более равномерный тон. Как считают исследователи, именно в эти годы лик и руки Богоматери и младенца Иисуса приобрели окончательный черный оттенок (вероятно, до тех пор цвет был ближе к коричневому), и в этом виде скульптура и дошла до нас. Не будем забывать, что в эпоху романтизма существовала мода на разнообразные средневековые легенды и старинные скульптуры, и в этом смысле интенсивный черный цвет святого образа полностью соответствовал духу времени. Аббат Мунтадес оправдывал это давней традицией, в соответствии с которой скульптурам якобы было принято «из соображений наивысшего аскетизма» специально придавать черный цвет.

В сентябре 1844 года скульптура была вновь установлена в церкви Монсеррата при большом скоплении и ликовании народа. В 1881 году состоялась церемония канонической коронации образа Черной Мадонны и ее провозглашения святой покровительницей Каталонии .

Отметим, что в то время статуя еще была укутана в пышные одежды из драгоценных тканей: особо почитаемые образы Богоматери было принято облачать в расшитые мантии и накидки в форме колокола (пик этой моды пришелся на эпоху барокко). Поэтому на многих старинных изображениях Черная Мадонна Монсерратская фигурирует именно в таких роскошных одеяниях, скрывающих оригинальную романскую скульптуру.

Исследователи-рационалисты, пытавшиеся докопаться до исторической истины, свободной от мифов и легенд, не имели возможности исследовать и сфотографировать статую без этих накладных одежд , но среди экспертов уже тогда начали зарождаться сомнения относительно подлинности скульптуры, которая никоим образом не могла датироваться 880 годом, что бы ни говорила легенда . Но народные массы не были еще готовы принять разницу между легендой и подлинной историей. Рационалистический менталитет в монастыре возобладал лишь к началу XX века. Первая фотография скульптуры без скрывающих ее накладных одежд датируется 1920 годом.

Даже те, кто противились научному изучению статуи, были поражены чистой красотой, одухотворенностью и любовью, которую излучал образ, освобожденный от чужеродных одежд. Впрочем, в то время монахам еще не нравилось выставлять статую для поклонения верующих в таком аутентичном виде, без дополнительных деталей наряда. До этого еще должно было пройти несколько десятилетий. Лишь после конца Гражданской войны монахи решили, что образ можно выставить для поклонения верующих без дополнительных металлических украшений и накладных одежд.

В 1909 году, во время событий Трагической недели, «Смугляочку» снова пришлось прятать. На протяжении Гражданской войны в Испании (1936-39) на месте подлинной Мадонны стояла копия. В 1946 году был создан серебряный трон для Богоматери, а также восстановлено полихромное покрытие скульптуры. В 1947 году статуя была установлена на то место, где находится и поныне. Сегодня фигура накрыта специальным защитным куполом из стекла (стеклянным колпаком), и желающие поклониться святому образу могут дотронуться только до шара в руке Мадонны.

В 1947 году состоялась церемония возведения на трон образа Богоматери Монсерратской (Entronització de la Mare de Déu de Montserrat ). Эти празднования, в которых приняло участие около 100 тыс. человек из всех уголков Каталонии, считаются первым актом общественного примирения в регионе после Гражданской войны.

В 2001 году было проведено радиографическое исследование скульптуры. Подтверждено, что основная часть Мадонны относится к романской эпохе.

Почитание чудотворного образа

Упоминания о чудесах, которые творит Дева Монсерратская, встречаются уже в XII веке, и с тех пор люди приходят в монастырь, чтобы попросить о сокровенном: исцелении от болезни, счастливом замужестве или рождении ребёнка. Описания многочисленных чудес содержатся, в частности, в известном средневековом сборнике «Песни Деве Марии » (Cantigas de Santa María ) (XIII в.). Появление этого произведения привело к огромной популярности Монсеррата и сделало его местом массового паломничества.


По мере завоеваний каталоно-арагонской короны слава о чудесах Черной Мадонны распространилась далеко за пределы Каталонии и Средиземноморья. Множество посвященных ей часовен появилось в Италии, культ Черной Мадонны проник в Австрию, Центральную Европу, Нидерланды, Францию. Первые церкви в Мексике, Чили и Перу были посвящены Богоматери Монсерратской, название «Монсеррат» было присвоено одному из Малых Антильских островов, а также нескольким горам, городам и посёлкам. В Бразилии португальские миссионеры основали два процветающих и поныне монастыря под названием Монсеррат. В наши дни также существует множество посвященных этой Мадонне храмов и духовных центров в Австралии, Америке, Азии и Африке.

Это святое место посещали многие выдающиеся исторические деятели, политики, писатели и художники. Императоры Карл V и Филипп II Испанский скончались, держа в руках освященные свечи из Монсеррата. Французский король Людовик XIV оплачивал заступнические молитвы, которые читались в Монсеррате во здравие Королевы-матери. Австрийский эрцгерцог император Фердинанд III пожаловал монастырю щедрые пожертвования.

Почитание Мадонны Монсеррата не ослабевает и в наше время. Особой любовью она пользуется, разумеется, в Каталонии. Каждый каталонец считает своим долгом хотя бы раз в году посетить Монсеррат и поклониться Черной Деве. Помимо богомольцев, к чудотворному образу неустанно стекаются толпы простых туристов, мечтающих прикоснуться к легендарной святыне и загадать желание.

О том, в какое время можно посетить базилику Монсеррата и поклониться Черной Деве, а также о том, каков традиционный ритуал поклонения Мадонне, .

План монастыря Монсеррат с достопримечательностями

На нашем сайте вы можете скачать подробную карту монастыря Монсеррат . На этом плане присутствуют обозначения на русском языке основных туристических достопримечательностей на территории Монсеррата, в том числе монастырской базилики с образом Черной Девы Монсерратской, Музея Монсеррата, станций фуникулеров , канатной дороги и зубчатой железной дороги (кремальеры) , а также смотровых площадок, информационных пунктов, магазинов, ресторанов и отелей.

Кроме того, на плане Монсеррата указаны направления основных пешеходных троп в окрестностях монастыря (маршруты в сторону Святой Пещеры , часовни Святого Иоанна, смотровой площадки Фра Гари, вершины Сант-Жерони и др). Такую карту вы также можете получить в пункте туристической информации при входе в монастырь. Также в этом офисе можно взять более подробную карту маршрутов по местности вокруг монастыря. Другие карты пешеходных маршрутов по Монсеррату можно скачать на нашем сайте .

Монтсеррат (Испания). Как добраться до него, интересуются многие туристы. Он является религиозным и духовным символом провинции Каталония, а также основным центром паломничества. Над его экстерьером и интерьером работали многие художники и скульпторы 19-20 столетий.

Поэтому не удивительно, что настолько популярен у паломников монастырь Монтсеррат. Испания считает его одним из предметов национальной гордости. Из скалы высекли алтарь, а потом богато украсили серебром.

В создании и декорировании алтарной часовни непосредственное участие принимал Антонио Гауди - всемирно известный и талантливый архитектор. Главная зала собора выглядит очень торжественно и великолепно. Здесь располагается черная скульптура Марии Монтсерратской. Её серебряный трон в знак примирения после гражданской войны был изготовлен на средства обычных людей. Статуя является одной из главных, но не единственной достопримечательностью, которые имеет монастырь Монтсеррат (Испания).

В нем одновременно проживает до сотни монахов-бенедиктинцев. Он посвящен Деве Марии. Ежегодно сюда приезжает около 2 миллионов паломников. Конечно же, больше всего людей привлекает в базилику статуя Черной Мадонны. Ведущие географические сервисы отметили как важную достопримечательность монастырь Монтсеррат (Испания) на карте. Легенда говорит, что если человек загадает желание и поцелует руку Черной Мадонны, то оно непременно сбудется. Особенно это помогает людям, у которых не получается зачать ребенка.

В правой руке статуи находится сфера, символизирующая землю, которую создал Творец. Её левая рука находится на плече младенца. Грудной ребенок олицетворяет всемогущего царя. Левая рука его сжимает шишку - символ долголетия и плодородия. Правой рукой он благословляет.

Почему скульптура черная? Это главный вопрос, который интересует людей, посещающих монастырь Монтсеррат. Испания - страна католическая, что априори подразумевает набожность. Однако объяснения, которые существуют, являются весьма приземленными. Согласно одной версии, Мадонна символизирует землю, поэтому и цвет такой. Другое объяснение - статуя сделана из дерева, которое потемнело со временем или из-за свечной копоти. Некоторые считают, что она покрыта специальным лакирующим слоем. Однако, какая бы версия ни была верной, Черная Мадонна продолжает привлекать паломников в монастырь Монтсеррат. Испания зарабатывает на туризме очень хорошие деньги.

На территории базилики имеется очень интересный музей, в котором выставлены произведения монахов (иконопись), драгоценности, археологические находки с Ближнего Востока, живопись и многое другое. Монастырь славится своей огромной библиотекой, где хранится множество средневековых рукописных книг. Монастырская типография - одна из самых древних в стране. Поэтому туристам здесь будет на что посмотреть.

Montserrat, Catalonia
Spain

Монтсерратский монастырь . Ч.1

Первый аббат настоятель выбрал для монашеской обители замечательное место на утесе выступающем над склоном горы Монтсеррат возле Барселоны.
Место было труднодоступным и монахи вели жизнь отшельников.
С вершины открывается вид на сотни километров вокруг.

История возникновения монастыря Монтсеррат во многом сходна с другими монастырями в Европе и приходится на время, когда христианство еще только начинало свое шествие по миру. Первое упоминание об этих местах появилось в IXв. и связано с находкой статуи Черной Мадонны - Монтсерратской Божьей Матери. По одной из легенд, статуя мадонны была вырезана из черного дерева евангелистом Лукой и привезена в Испанию апостолом Петром.

В VIIIв. местный епископ спрятал её от нашествия мавров в одной из пещер на склонах горы и место было утеряно.
С этими событиями связана другая романтическая легенда, которую нам и выдали за основную версию местные гиды. По этой версии святая открылась в виде лика на стене детям пастушкам, укрывавшимся в пещере на горе. Поначалу взрослые не поверили рассказу детей, но святая терпеливо дожидалась признания и образ свой со стены не убирала. Обретение реальной статуи в IXв. послужило началом возникновения культа и паломничества к святому месту. Над пещерой построили часовню.
В начале XIв., здесь была основана обитель монахов бенедиктинцев и статуя стала объектом их поклонения.
По другой версии, черную статую подарили монастырю копты-христиане из Египта.
По третьей версии, которая мне кажется правдоподобной, статуя почернела, так как со временем изменились свойства лака, которым она покрыта. Скорее всего, она была привезена одним из апостолов из святых земель. Все версии мирно уживаются, хотя отличить настоящее черное дерево от покрытого лаком, мне кажется делом несложным. Скорее всего, загадка существует только для туристов. Прелесть Черной Мадонны от этого не уменьшилась и она остается самой почитаемой и любимой святой - покровительницей Каталонии.

Пресвятая Богородица в 20в. по католической традиции прошла церемонию коронации и возведения на трон.

Пещеру в 19в. еще раз украсили новой небольшой часовней, где и по сей день можно увидеть свод, на котором появился образ. Нужно лишь немного воображения.



К часовне пристроили крошечный клойстер


В XIX в. народную тропу к часовне решили оформить скульптурами, скульптурными барельефами и картинами на сюжеты из библии, связанными с восхождением Христа на Голгофу и последующим за этим его воскресением.
Лучшие художики, скульпторы и архитекторы Каталонии подарили монастырю свои работы, которые разместились под открытым небом на склонах горы вдоль тропы. Немалое участие принимал в этом проекте молодой тогда Гауди. Он предложил разместить скульптурные барельефы на склонах горы, чтобы их можно было увидеть отовсюду.



На меня, признаться, увиденное произвело впечатление и оставило след в памяти. Душа прониклась сопереживанием к искренней вере и любви этих людей к своей земле.
Хотя, пожалуй в своей стране я к различным национальным идеям относилась более осторожно. Со временем это грустное понимание только усилилось.

На промежуточную площадку до вершины везет фуникулер, из которого открывается превосходный вид на монастырские здания.


На саму вершину мы забрались пешком по одному из трейлов вокруг и на вершину, чтобы полюбоваться Каталонией сверху.

Монастырь богат историей, общей с судьбой Испании. Здесь побывали войска Наполеона, и сопротивление местного населения, не без участия монахов, было настолько сильным, что им потребовалось заложить порох с четырех сторон и взорвать постройки монастыря. Сюда забрались и войска Франко, преследуя партизан. Монастырь был опять разрушен, многие монахи убиты. Сейчас основные здания восстановлены, а часть их, к счастью уцелела. Смешанная община монахов и монахинь живет здесь и совершает службы.
Красота места также настраивает на возвышенный лад.

Кельи на склонах заброшены и в них давно уже никто не живет.




В монастырь можно приехать монорельсовой дорогой с одной из промежуточных станций электрички из Барселоны, что мы и сделали. А возращались с горы - канатной дорогой.

Королевство Испания – это независимое государство, расположенное в юго-западной части Европы на Пиренейском полуострове, который она делит с Португалией. Столичным городом является Мадрид. Это одна из самых гористых держав Европы. Омывается Атлантическим океаном (на западе и севере) и Средиземным морем (на востоке и юге).

Неподалеку от Барселоны находится одна из самых загадочных достопримечательностей Испании - Монтсеррат.

Местонахождение горы Монтсеррат

Монтсеррат - это гора, которая имеет очень причудливую форму и находится в пятидесяти километрах от столицы Каталонии - - на полпути к Пиренеям. В переводе с каталонского Montserrat означает – зубчатые или разрезанные горы. Миллионы лет тому назад на месте современной Каталонии располагалось море, которые затем вздыбилось, превратившись в горный хребет. После сошел ледник и произошло образование Пиренеев. А вот гора Монтсеррат откололась от главного хребта и осталась стоять в одиночестве. Её высота составляет 1236 м., ширина – пять километров, а длина - десять километров.

Добираться до горы нужно различными видами транспорта. До её подножия можно доехать на автобусе или автомобиле по автостраде, либо на отходящей электричке от площади Испании в Барселоне. Затем подъем в гору можно осуществить тремя способами: на горном поезде (кремальере), пешком или по канатной дороге. А на самую верхнюю точку горы можно добраться на фуникулере. Оттуда имеются три пеших маршрута. А всего для подъема на Монтсеррат и прохода по ее склонам функционируют порядка десяти пеших маршрутов для туристов.

Монастырь на горе и Чёрная Мадонна

На горе Монтсеррат находится бенедиктинский монастырь, дойти до которого можно за пару часов из долины реки Ллобрегат по горной тропке. Это места с давних времен влекло к себе туристов и паломников, поэтому в 1892 был сооружен фуникулер от монастыря до местечка под названием Monistrol de Montserrat. Затем его заменили канаткой.

Сам монастырь был основан в 1025 году Олибой (Риппольский аббат). Монастырь несколько раз перестраивался, армия Наполеона разрушила его но впоследствии он был восстановлен. Самые свежие постройки были сделаны в начале прошлого столетия. В данный момент там проживают примерно 100 монахов-бенедиктинцев. Тут есть и гостиница, которая принимает паломников.

Главным предметом паломничества является хранящаяся в монастыре статуя Черной Мадонны (La Moreneta). Легенда гласит, что ее вырезал Святой Лука, а затем Святой Петр перенес ее в Испанию. В 718 г. статую спрятали в горах Монтсеррат, чтобы спасти ее сарацинов, а затем она потерялась. В 890 году Чёрную Мадонну чудом обнаружили пастухи в пещере, куда они пришли под влиянием ангельского пения и загадочного сияния. В этом месте построили часовню, а пещера стала называться Santa Cova.

Та статуя, к которой сейчас приезжают паломники и туристы, датируется XII веком. Есть разные теории, которые объясняют черный цвет Младенца и Мадонны. К слову сказать,правдоподобного обоснования ни одна из них не имеет. Возможно, она потемнела от многочисленных свечей, которые веками сгорали около нее.

К La Moreneta совершали паломничество различные исторические личности, например, Св. Игнатий Лойола, повесивший оружие у ее алтаря и ставший на путь религиозного подвижничества. В 1881 году пап Лев XIII канонизировал статую, провозгласив ее святой-покровительницей Каталонии. Считается, что эта статуя помогает девушкам стать матерями, поэтому здесь много молодых пар и женщин, желающих забеременеть.

В монастыре есть картинная галерея, в которой можно понаблюдать за картинами классических живописцев (Моралес, Караваджо, Эль Греко) и современных (Дега, Дали, Пикассо). А вот огромная библиотека очень сильно пострадала в наполеоновские времена. Сейчас в ней около четырехсот подлинных манускриптов, среди которых египетские папирусы, песнопевческий сборник Libre Vermille, редчайшие средневековые манускрипты и т.д.

Экскурсии в Монтсеррат и примерные цены

Обычно туристы посещают Монтсеррат в группе, сопроваждаемой гидом. Такие экскурсии организуют различные турфирмы. Самыми популярными отправными точками для экскурсий на Монтсеррат являются курорты побережья Коста-Дорада и Коста-Брава, а также Барселона и Жирона.

Начинается экскурсия с посещения монастыря с Чёрной Мадонной и церковным хором мальчиков. Далее идёт осмотр музейных экспозиций. Используя фуникулер, можно подняться во время на самый верх и полюбоваться красотой открывающегося вида.

Продолжительность поездки в организованной группе - около 5 часов. Как правило, туристам даётся свободное время, чтобы они смогли пообедать. Средняя стоимость обеда в местных ресторанах - 15 евро.

Цена групповой экскурсии на гору Монтсеррат с посещением монастыря - в среднем 55 евро на человека при покупке в офисе турагентств или у распространителей, а при предварительном бронировании онлайн - около €46.


Однодневная автобусно-пешеходная экскурсия на русском языке в монастырский комплекс Монтсеррат - одно из красивейших мест Испании. Выезд из Барселоны с площади Каталонии по понедельникам и четвергам в 10:00.

Стоимость: €46 на человека. Длительность: 5 часов.

Вы также можете заказать экскурсию с индивидуальным гидом. Она проводится для 1-4 человек. Поездка до места назначения - на автомобиле из Барселоны, Жироны или соседних городов. Цена - €288 для группы.

Выше уже упоминались некоторые легенды о горе Монтсеррат. Она настолько необычна по своему внешнему облику, что вызывает настоящий трепет и восторг. Гору образуют большие лысые скалы, похожие на идолов. Узенькие каналы похожи на причудливые узоры. А особую таинственность всему здешнему облику придают мрачноватые пещеры.

В солнечную погоду Монтсеррат видна с большого расстояния, а в пасмурную создается впечатление, что облака цепляются за скалы. Местные красоты на протяжении всей истории являлись источником особого вдохновения для поэтов, музыкантов и художников.

С горой связаны многочисленные истории и легенды. Одна из таких легенд повествует о том, что в один прекрасный момент на вершину спустились ангелы. Им наскучил окружающий ландшафт, и они решили распилить гору на две равные части, украсив ее различными фигурами. С этого времени она и стала называться Монтсеррат – распиленная гора. А каменные образования причудливой формы получили такие названия, Голова слона, Божий перст, Верблюд, Лик Святой девы.

Другая легенда гласит: В 880 году дети местных пастухов заметили яркое освещение в горах. Они замерли от пения ангелов и чудесной музыки. После случившегося они тут же помчалась домой, чтобы всё рассказать своим родителям. Но те никак не могли поверить в такое чудо. И всё-таки взрослые пришли на то место посмотреть, что же случилось на самом деле. На протяжении месяца родителям тоже приходили видения. Это были Божественные знаки.

Викарий, придя в те же места, тоже стал свидетелем чуда. Необъяснимые вещи происходили на горе Монсеррат. Священникам удалось найти образ девы Марии в пещере. С того времени верующие паломники стали приходить туда. В наше время там стоит святой грот. Люди с разных стран мира приезжают сюда, чтобы увидеть святые места.

Видео

Для визуализации прочитанного осмотрите видео Марии с посещения горы Монтсеррат в Испании.

Virgen de Montserrat

Чёрная Дева Монсерратская (исп. Virgen de Montserrat , также широко употребляется ласковое прозвище La Moreneta каталан.  -  «Смугляночка»)) - высокопочитаемое скульптурное изображение Девы Марии с Младенцем , хранимое в бенедиктинском монастыре Монсеррат , расположенном на одноимённой горе в автономном сообществе Испании Каталония .
11 сентября 1881 года римский папа Лев XIII официально утвердил Чёрную Деву Монсерратскую покровительницей Каталонии и короновал ее согласно имеющейся в католической церкви традиции коронования особо чтимых образов . Ежегодное чествование Моренеты проводят 27 апреля .

История

Очередь паломников и туристов к Чёрной Деве

Мадонна Монсеррат

Согласно легенде в 880 году скульптуру Чёрной Девы нашла в пещере на горе Монсеррат группа детей, увидевших свет, изливающийся из пещеры. Узнав об этой находке, епископ Манресы приказал перевезти статую в свой город. Но сделать это оказалось невозможно, так как скульптура имела неподъёмный вес. Епископ понял, что Дева Мария хочет, чтобы статуя осталась на горе, поэтому он принял решение построить на Монсеррате скит, посвящённый Святой Марии, на месте которого в 1025 году здесь был заложен бенедиктинский монастырь.
Первоначальная скульптура не сохранилась и в XII веке была заменена на копию.

Описание

Скульптурное изображение, вырезанное из тополя имеет высоту 95 см. Дева Мария изображена сидящей с Младенцем на коленях. В правой руке она держит сферу, которая символизирует вселенную. Младенец Иисус правую руку поднимает в благословляющем жесте, а в левой руке держит """шишку сосны пинии""" . Образы Девы Марии и Младенца выполнены в гротескной манере и мало соответствуют упрощенным изображениям свойственным романскому стилю .
Короны и одежда Девы и Младенца золотого цвета. Лицо и руки тёмного, почти чёрного, цвета, что и определило название скульптуры. Скорее всего тёмный цвет не был изначальным, а появился в результате потемнения лака под действием тепла свечей в течение длительного времени.

Заалтарная часовня

Скульптура Чёрной Девы находится в заалтарной часовне в