Домашний очаг

Диалектика души в литературе. Толстой – мастер изображения диалектики души

Жанр «Войны и мира»

Л.Н. Толстой о жанре: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

Роман-эпопея – масштабное по объему монументальное эпическое произведение, сочетающее в себе черты романа и эпопеи, раскрывающее эпохальные события жизни народов.

Черты романа-эпопеи «Война и мир»

1. Соединение повествования об исторических событиях с изображением судеб отдельных людей в переломную эпоху.

2. Изображение картин русской истории, грандиозных событий (Аустерлицкое и Бородинское сражения, пожар Москвы и др.)

3. Описание разных слоев общества (дворянство, крестьянство, армия)



4. Разнообразие человеческих характеров.

5. Включение событий общественной и политической жизни (масонство, деятельность Сперанского, организация тайных обществ)

6. Большая протяженность во времени (15 лет)

7. Широкий охват пространства (Москва, Петербург, Пруссия, Австрия)

8. Совмещение картин жизни с философскими рассуждениями автора.

Кутузов Наполеон
Кутузов не позирует для истории, он переживает за главную ценность – жизнь солдат, всегда пытается обойтись малыми жертвами. Он «не делал никаких распоряжений» во время боя, он лишь собирал сведения из донесений; «понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Наполеону свойственна «театральность поведения», он играет на публику, на историю. Он позирует для потомков. Кощунственно звучать его слова, произнесенные над умирающим Андреем: «Вот прекрасная смерть» . Войну он представляет в виде игры: «Шахматы поставлены, игра начинается завтра». Наполеон считает, что он творит историю, однако история развивается сама. Л.Н. Толстой пишет о герое: «Наполеон во все время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

«Диалектика души» в романе

Диалектика - философская система, в основе которой лежат представления о постоянном развитии, движении, которое осуществляется в борьбе противоположных начал (добро и зло, жизнь и смерть).

«Диалектика души» (определение Н.Г. Чернышевского) – изображение «самого психологического процесса, его форм, его законов». Толстой детально показывает зарождение и формирование мыслей, чувств героя, перетекание состояний из одного в другое (например, переход от любви к ненависти). Толстой, изображая психологический процесс, делает возможным облечение в слова мыслеобразов – мгновенных ощущений и переживаний человека, которые протекают в глубинах души и не имеют форм говорения. Так, Пьер, в постоянных противоречиях: в поисках истины, идеала, смысла жизни он постоянно меняется, развивается.

Формы выражения «диалектики души»

Примеры «диалектики души»:

1. Переживания князя Андрея накануне Бородинского сражения.

2. Описание полубредового состояния Андрея перед смертью с помощью авторской речи и внутренних монологов героя.

3. Описание столкновения внешнего поведения и внутреннего состояния Николая Ростова, когда юноша проиграл большую сумму денег, вернулся и услышал пение Наташи:

«Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. Пулю в лоб – одно, что остается, а не петь <…>»

«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. – И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту…

«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза <…> И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы <…> «Эх, жизнь наша дурацкая, - думал Николай. – Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, - все это вздор… а вот оно – настоящее… Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка! .. Как она этот si возьмет… Взяла? Слава Богу! – И он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял вторую терцию высокой ноты. – Боже мой! как хорошо! <…> как счастливо!».

Платон Каратаев

«Платон Каратаев навсегда остался в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого», «духа простоты и правды».

Каратаев несет в себе гармонию: «В середине бог, и каждая капля стремиться расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».

Каратаев способен восстановить мир в душе человека. ОН спасает Пьера: дарит ему смысл существования. Как самодостаточная капля, Каратаев бесследно исчезает из людского моря.

«Мысль народная» в романе-эпопее

В «Войне и мире» Толстой любил «мысль народную». Это идея единения народа, проходящая через весь роман.

Все духовно развивающиеся герои проходят этап единения с народом. Солдаты принимают князя Андрея и Пьера. Наташа Ростова помогает раненным, Марья Болконская отказывается остаться в осажденном Наполеоном городе. Все герои чувствуют себя частью народа, переживают патриотические чувства.

В своей эпопее «Война и мир» Л. Толстой сумел создать неповторимые образы, сосредоточившись в становлении героев как личностей, духовному развитию каждого. Толстой показал, как самые жизненные впечатления или события оказываются решающими, вызывают моментальные изменения в жизненной позиции героя, в его представлении о мире и самого себя в этом мире. Писатель сделал в литературе открытие, которое впоследствии назвали «диалектикой души» Толстого.

Толстой различает два основных состояния в человеческой душе: то, что делает человека человеком, моральный ее сущность, устойчивое и неизменное, и ненастоящее, то, что накладывает общество (светский этикет, желание карьерного роста и соблюдения внешних приличий). «История души» — так называется процесс, в течение которого человек проходит взлеты и падения и, избавившись от лишней «возни», в результате становится настоящим. Такой герой наиболее важный для автора, поэтому Толстой стремится ощутить и показать человека в самые ответственные моменты его жизни.

Например, таким переломным этапом для Пьера Безухова является 1812 год, особенно его пребывания в плену. Именно тогда, потерпев различных лишений, Пьер научился ценить по-настоящему жизнь. Там же, встретившись с Платоном Каратевим, он приходит к выводу, что все несчастья человеческие возникают «не из-за недостатка, а из-за избытка». Каратаев живет в полном согласии со всем миром. Ему присуще стремление изменить окружающую среду, переделать его в соответствии с каких-то абстрактных идеалов. Он чувствует частью единого природного организма, живет легко и радостно, что в значительной степени влияет и на мировосприятие Пьера Безухова. Благодаря Платону и другим солдатам Пьер присоединяется к народной мудрости, достигает внутренней свободы и покоя.

Из всех героев романа «Война и мир» именно Безухова, по моему мнению, можно назвать правдоискателем. Пьер — человек интеллектуальный, ищет ответы на главные нравственные, философские, социальные вопросы, стремится выяснить, в чем же заключается смысл человеческого бытия. Герой Толстого добрый, самоотверженный, бескорыстный. Он далек от материальных интересов, ведь у него есть удивительная способность не «заражаться» подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавших его. И все же лишь чувство причастности к народу, осознание общего национального бедствия как личного горя открывает перед Пьером новые идеалы. Вскоре Безухов находит долгожданное счастье рядом с Наташей, которую втайне даже от самого себя любил всю жизнь.

Глубокое внутреннее перерождение происходит с Андреем Волконским. Разговор Андрея с Пьером на пароме, встреча со старым дубом, ночь в Отрадном, любовь к Наташе, второе ранение — все эти события вызывают резкие перемены в его духовном состоянии. Подобные изменения происходят и с Наташей Ростовой, и с ее братом Николаем, и с Марией — все любимые герои Толстого проходят долгий путь, прежде чем избавиться от всего искусственного, что у них было, найти наконец себе.

По моему мнению, не случайно в романе все любимые герои автора допускают трагических ошибок.Очевидно, писателю важно видеть, как они искупают свою вину, как сами осознают эти ошибки.

Князь Андрей идет на войну 1805 года, потому что устал от светской болтовни, он ищет чего-то настоящего. Волконский, как и его кумир Наполеон, очень хочет найти «свой Тулон». Однако мечта и реальная жизнь заметно различаются, особенно когда князь Андрей оказывается на поле боя. Андрей Волконский, как и Наполеон в битве у Арколи, подхватил знамя на поле Аустерлица и повел за собой войска. Но флаг этот, в его мечтах так гордо трепетал над его головой, на деле оказался лишь тяжелой и неудобной палкой: «Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном». Толстой отрицает и понятие красивой смерти, поэтому даже описание ранения героя дано в очень резкой форме: «Будто с размаху крепким кием кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного больно это было, а главное, неприятно … »Война бессмысленна, и стремление уподобиться Наполеона, человека, который ее решила, автор не принимает. Наверное, именно поэтому, уже раненый князь Андрей, лежа на поле боя, видит над собой высокое, чистое небо — символ истины: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И какой же я счастливый, что узнал его наконец. Так, все обман, все обман, кроме этого бесконечного неба ». Князь Андрей отказывается избранного пути, славы и символа этой славы — Наполеона. Он находит другие ценности: счастье просто жить, видеть небо — быть.

Герой выздоравливает и возвращается в семейное имение. Он едет к семье, к своей «маленькой княгини», от которой он когда-то бежал и которая вот-вот должна родить. Однако Лиза умирает во время родов. Душа Андрея в смятении: он страдает из-за чувства вины перед женой. Князь Андрей признается Пьеру: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол ». Под Аустерлицем герой понял великую истину: бесконечная ценность — это жизнь. Но несчастьем в жизни могут быть не только болезнь или смерть, но и беспокойная совесть. Перед битвой князь Андрей готов был за минуту славы заплатить любую цену. Но когда умерла жена, он понял, что ни Тулон не стоит жизни близкого человека. После разговора на пароме с Пьером Везухова о смысле бытия, о назначении человека Андрей наконец чувствует, что он открыт для людей. Видимо, поэтому и появляется в его жизни Наташа Ростова, чья естественная внутренняя красота способна возродить душу Волконского в новых чувств.

Толстой – мастер изображения диалектики души

    Введение - 3

    1. Диалектика души в произведениях Л. Н. Толстого - 4

2. Диалектика души писателя - 5

    Заключение - 14

    Литература - 15

I. Введение

Я выбрала тему диалектики души у Л. Н. Толстого, потому что, как мне кажется, Лев Николаевич как никто другой показывает развитие, эволюцию человека. На протяжении всего повествования многие персонажи Толстого меняются, изменяется их внутренний мир, но читателю самому предстоит дать оценку – неизбежна ли была смерть Анны Карениной, нашёл ли свою стезю Андрей Болконский…

С лёгкой руки Н. Г. Чернышевского критики назвали «диалектикой души» одну из важнейших особенностей произведений Льва Толстого – проникновение в души своих героев, сопереживание с ними на протяжении всего их развития.

1. Диалектика души у Льва Николаевича Толстого

Писатель Л. Н. Толстой изображает внутренний мир того или иного человека, героя своего произведения, по-своему. Открывая «диалектику души», Толстой идет к новому пониманию человеческого характера. С ее помощью, вникая в подробности душевного состояния человека, он подмечает в нем переживания и чувства, неподвластные никому другому. Лев Николаевич, как никто до него, дал образцы художественного изображения движущихся, развивающихся событий и «текучих», сложных, противоречивых, живых человеческих характеров. В отличие от многих других писателей Толстой не дает в начале произведения полных, исчерпывающих характеристик действующих лиц. Образ героя, его портрет и, главное, характер, даются писателем в движении, складываются постепенно из черт и признаков, проявляющихся в том, как герой действует, о чем говорит и думает, какое впечатление производит на окружающих. Толстого увлекало изображение самого процесса душевной жизни героев, показ «диалектики души». Художественные образы, созданные Толстым, поражают своей жизненностью. Предшественники Толстого, изображая внутренний мир человека, как правило, использовали слова, точно называющие душевное переживание: «волнение», «угрызение совести», «гнев», «презрение», «злоба». Толстой был этим неудовлетворен: «Говорить про человека: он человек оригинальный, добрый, умный, глупый, последовательный и т. д. – слова, которые не дают никакого понятия о человеке, а имеют претензию обрисовать человека, тогда как часто только сбивают с толку». Толстой не ограничивается точными определениями тех или иных психических состояний. Он идет дальше и глубже. Он «наводит микроскоп» на тайны человеческой души и схватывает изображением сам процесс зарождения и оформления чувства еще до того, как оно созрело и обрело завершенность. Он рисует картину душевной жизни, показывая приблизительность и неточность любых готовых определений. Он вживляет в своих героев свои понятия об окружающем мире. По мере чтения его произведений мы становимся их героями, переживаем за их судьбы и происходящее, с нетерпением ожидаем исхода описываемых событий. Все это говорит о большом таланте великого писателя. Ему, как мне кажется, гораздо проще передать то или иное душевное настроение человека, нежели художнику. В его распоряжении богатый русский язык, который он использует так же широко, как блестящий художник использует палитру с красками для написания портретов. Но что бы понять все безмолвные чувства, которые живописец вкладывает в свое творение, требуется не только внимание, но и некоторое взаимопонимание.

2. Диалектика души писателя

Тайны творчества Л. Н. Толстого во многом понимаются, если мы изучаем биографию самого великого прозаика. Диалектика души Толстого – это терзания, переход через внутренние противоречия, это постоянное стремление к совершенству. Но мы видим и опрощение человека, который взрослеет, а потом стареет. Опрощение в самом высоком, христианском смысле. Если молодой Толстой берёт масштабный материал, проблемы жизни и смерти, проблемы истории, то к старости всё чаще пишет детские рассказы, героями которых становятся крестьянские дети. И нравоучения эти ненавязчивы, но мудры и добры. Человек, в детстве гордо срывавший с себя крестик, к старости проповедует христианские ценности.

Дневник, который Толстой вёл с 1847 до конца жизни, был первой его литературной школой - школой скрупулёзного самоизучения, уловления тайных движений души, строгости предписываемых себе правил морали. Характерная для Толстого автобиографичность также идёт от дневника.

Два года уединённой жизни на Кавказе Толстой считал необыкновенно значительными для своего духовного развития. Написанная здесь повесть «Детство» - первое печатное произведение Толстого - вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество» (1852-54) и «Юность» (1855-57) входила в обширный замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», последняя часть которого - «Молодость» - так и не была написана. В первых повестях Толстой как бы перенёс реалистические принципы натуральной школы 40-х гг. - предметность, точность и детальность описаний - в область исследования психологии, внутреннего мира ребёнка, подростка, затем юноши. Он заявляет себя исследователем человеческой природы, желающим понять сокровенные законы, по каким движется сознание. Уже в «Детстве» Николенька Иртеньев учится преследовать всякую тень фальши, неискренности в чувстве (своём и чужом). В следующих повестях трилогии нарастают недовольство героя самим собой, рефлексия и самоанализ, смутное ощущение острых противоречий жизни, жажда нравственного совершенствования. Психология ребёнка для Толстого - первый повод к исследованию «естественного человека», чуждого сословным привилегиям.

В 1851-53 Толстой на Кавказе участвует в военных действиях (сначала в качестве волонтёра, затем - артилеристского офицера), а в 1854 отправляется в Дунайскую армию. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе переводят в Севастополь (в осажденном городе он сражается на знаменитом 4-м бастионе). Армейский быт и эпизоды войны дали Толстому материал для рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1853-55), а также для художественных очерков «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (все опубликовано в «Современнике» в 1855-56). Эти очерки, получившие по традиции название «Севастопольские рассказы», смело объединили документ, репортаж и сюжетное повествование; они произвели огромное впечатление на русское общество. Война предстала в них безобразной кровавой бойней, противной человеческой природе. Заключительные слова одного из очерков, что единственным его героем является правда, стали девизом всей дальнейшей литературной деятельности писателя. Пытаясь определить своеобразие этой правды, Н. Г. Чернышевский проницательно указал на две характерные черты таланта Толстого - «диалектику души» как особую форму психологического анализа и «непосредственную чистоту нравственного чувства» (Полное собрание сочинений, т. 3, 1947, с. 423, 428).

В 1855 Толстой приехал в Петербург, сблизился с сотрудниками «Современника», познакомился с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, Чернышевским и др. Годы 1856-59 ознаменованы попытками Толстого найти себя в незнакомой литературной среде, освоиться в кругу профессионалов, утвердить свою творческую позицию; это - и пора поисков, проб, ошибок, творческих экспериментов. В рассказе «Утро помещика» (1856, фрагмент неосуществленного «Романа русского помещика») Чернышевский впервые отметил у автора «мужицкий» взгляд на вещи. Написанная под влиянием кружка А. В. Дружинина повесть «Альберт» (1857-58) выражала идею «избранничества», священного огня, вложенного в художника свыше. В рассказе «Люцерн» (1857), навеянном впечатлениями первой поездки в Западную Европу (1857), общественный темперамент Толстого, яростно атакующего буржуазное лицемерие, бессердечие, социальную несправедливость, предвещает автора «Воскресения» и поздних публицистических трактатов. Роман «Семейное счастье» (1858-59) призван был показать крушение идеала уединённого «счастливого мирка». В финале романа зарождалась будущая толстовская концепция семейного долга женщины, её добродетели и самопожертвования в браке. Роман, опубликованный в «Русском вестнике» М. Н. Каткова (что ознаменовало отход Толстого от «Современника»), заметного успеха у читателей не имел.

Тяготение к народной теме, широкому эпосу вызревало у Толстого уже в повести «Казаки» (1853-63). На Кавказе, среди величавой природы и простых, чистых сердцем людей герой повести полнее сознаёт фальш светского общества и отрекается от лжи, в какой жил прежде. Критерием правды социального поведения для Толстого. становится природа и сознание человека, близкого природе, почти сливающегося с ней.

Неудовлетворённый своим творчеством, разочарованный в светском и литературном кругах, Толстой на рубеже 60-х гг. решил оставить литературу и обосноваться в деревне. В 1859-1862 он много сил отдаёт основанной им в Ясной Поляне школе для крестьянских детей, изучает постановку педагогического дела в России и за границей (путешествие 1860-61), издаёт педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862), проповедуя свободную, лишённую строгой программности и казённой дисциплины систему образования и воспитания.

В 1862 Т. женится на Софье Андреевне Берс (1844-1919) и начинает жить патриархально и уединенно в своей усадьбе как глава большой и всё увеличивающейся семьи. В годы крестьянской реформы Толстой исполняет обязанности мирового посредника Крапивенского уезда, разрешая тяжбы помещиков с крестьянами, как правило, в пользу последних. В его мировоззрении в эту пору причудливо соединяются верность духу старой родовой аристократии, далёкой от двора и живущей понятиями сословной чести, и демократические устремления. «Совестливое дворянство» как бы подаёт руку мужику через голову буржуазии, бюрократии и городского мещанства.

Аристократ по воспитанию и семейной традиции, Толстой нашёл выход из духовного кризиса конца 50-х гг. в сближении с народом, его интересами, нуждами. Вся логика идейных и творческих исканий писателя начала 60-х гг. - стремление к изображению народных характеров (рассказ «Поликушка», 1861-63), эпический тон повествования («Казаки»), попытки обратиться к истории для понимания современности (начало романа «Декабристы», 1860-61, опубликован 1884) - вела его к замыслу романа-эпопеи «Война и мир».

60-е гг. - пора расцвета художественного гения Толстого Позади остались «годы учения» и «годы странствий». Живя оседлой, размеренной жизнью, он нашёл себя в интенсивном, сосредоточенном духовном творчестве. Самобытные пути, освоенные Толстым, при всей его видимой литературной одинокости, привели к новому взлёту национальной культуры.

«Война и мир» (1863-69, начало публикации 1865) стала уникальным явлением в русской и мировой литературе, сочетавшим глубину и сокровенность психологического романа с размахом и многофигурностыо эпической фрески. Своим романом писатель отвечал на насущное стремление литературы 60-х гг. понять ход исторического развития, роль народа в решающие эпохи национальной жизни. Обращение к особому состоянию народного сознания в героическую пору 1812 года, когда люди из разных слоев населения объединились в сопротивлении иноземному нашествию, создало почву для эпопеи. В свою очередь, поэзия национальной общности находила себе поддержку в утопическом взгляде писателя, с любовью воссоздавшего жизнь поместного дворянства начала века. В отчуждённости от своего народа в пору грозных испытаний Толстой видит главный порок «призрачной» жизни петербургского придворного и светского общества. И, напротив, патриотизм Ростовых предстаёт частью общей стихии народной жизни. Роман пронизывает важнейшая мысль-чувство художника, организующая и его сюжет. Первый этап осознания человеком себя как личности - высвобождение его из пут сословия, касты, кружка (так выделяются и отдаляются от придворного круга, салона Шерер Андрей Болконский и Пьер Безухов). Второй этап - слияние личного сознания с огромным внеличным миром, с народной правдой, обогащение ею и растворение себя в ней. При всей противоречивости духовных исканий Болконского и Безухова главным итогом в движении их судеб остаётся преодоление эгоизма и сословной замкнутости: от гордой единичности, субъективности герои приходят к сознанию своей сопричастности другим людям, народу (сходный путь пройдут Левин, Нехлюдов - герои позднейших произведений Толстого). Национальные русские черты автор «Войны и мира» видит в «скрытой теплоте патриотизма», в отвращении к показной героике, в спокойной вере в справедливость, в скромном достоинстве и мужестве (образы простых солдат, Тимохина, капитана Тушина). Народная мудрость Кутузова выступает ещё ярче в сравнении с декоративным величием Наполеона, облик которого сатирически снижен. При всей художественной свободе в изображении исторических лиц Толстой не выдвигает их в центр своей эпопеи. Он тяготеет к признанию объективных движущих сил истории, слагающих судьбу народа, нации. Война России с наполеоновскими войсками изображена как война всенародная. Русские, по словам Толстого, подняли «дубину народной войны», которая «гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Полнота и пластичность изображения, разветвлённость и перекрещение судеб, несравненные картины русской природы - черты эпического стиля «Войны и мира». Характерные для классического эпоса понятия рока, судьбы заменяются у Толстого понятием жизни в её стихийном течении и разливе. Толстой отвергает традиционные представление о «герое». Его героем в романе как бы становится сама жизнь (частная и общая, «роевая»), её неторопливый ход, её радости и горе, победы и неудачи, простые и вечные её моменты (рождение, любовь, смерть), торжество её постоянного обновления. Мысль, психология не менее, чем «жизнь» в её действиях и свершениях, занимают автора романа. Сложная внутренняя борьба, неожиданные разочарования и открытия, новые постижения мысли и новые сомнения - вот что неизменно сопутствует исканиям толстовских героев. Автор создаёт иллюзию непрерывно текущего психического процесса, «ядро» которого состоит в стремлении к правде, к справедливости, пробивающих себе путь сквозь инерцию жизни, обычаи среды, настроения минуты.

В романе сказались и очевидные противоречия мысли Толстого, его недоверие к теоретическому знанию, идеализация патриархального рассудка, особенно наглядная в художественном типе Платона Каратаева. Философские рассуждения автора о свободе и необходимости, о движущих силах исторического процесса отмечены чертами фатализма. Понятие свободы Т. рассматривает как инстинктивную силу жизни, не подвластную разуму. Но в самой попытке объяснить процессы жизни, учитывая диалектические соотношение свободы и необходимости, суммируя проявление (направление) воли бесчисленных индивидуумов, Толстой стоит несравненно выше современных ему буржуазных историков (таких, как А. Тьер), зачастую считавших «свободные» действия выдающейся личности главной пружиной движения истории.

В начале 70-х гг. писателя снова захватывают педагогические интересы; он пишет «Азбуку» (1871-72) и позже «Новую азбуку» (1874-75), для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре «Русские книги для чтения». На время Толстой возвращается к преподаванию в яснополянской школе. Однако вскоре начинают проявляться симптомы душевного кризиса. При слабой власти над Толстым традиционной церковной веры, с юных лет подтачиваемой в нём скептическим анализом, грозила рухнуть и его надежда на личное бессмертие. Острое ощущение симптомов социального перелома в 70-е гг., связанных с переходом России на буржуазный путь развития, усиливало кризис нравственно-филосфского мировоззрения Толстого

Духом скорбного раздумья, безрадостного взгляда на современность веет от многих страниц центрального произведения Толстого 70-х гг. - романа «Анна Каренина» (1873-77, опубликован 1876-77). Подобно романам И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского, написанным в ту же пору, «Анна Каренина» - это остропроблемное произведение, насыщенное приметами времени, вплоть до газетной «злобы дня». Толстой всё очевиднее терял надежду на возможность примирения интересов крестьянства и «совестливого» дворянства. Разочарование в буржуазных реформах 60-х гг., не принесших ожидаемого социального мира, успокоения и благоденствия, Т. воспринял как доказательство тщеты крутых перемен вообще. Он с тревогой следит за тем, как рушатся остатки патриархального уклада под натиском буржуазного прогресса, как падают нравы, ослабевают семейные устои, вырождается аристократия, как непрактичные чудаки Облонские по дешёвке распродают родовые леса и угодья толстосумам Рябининым. Расшатан исторический оптимизм Толстого, но с тем большей силой ищет он опору и последнее прибежище в патриархальных нравах, в семье. Все попытки Константина Левина, ищущего смысл жизни, разобраться в основах хозяйства и общественного устройства заводят его в тупик, и единственно несомненным благом после всех кризисов личного чувства остаются семейное счастье и наивная вера старика-крестьянина Фоканыча, который «по душе живёт, бога помнит».

Заключение

Как мне кажется, в данной работе мне удалось показать, что на персонажей книг, их развитие, их противоречивость и внутреннюю борьбу накладывает отпечаток «диалектика души» самого автора – Льва Николаевича Толстого.

Л. Н. Толстой пишет "говорящие" литературные произведения, передавая ту или иную идею на более простом и доступном нам языке. Его приёмы различны, подход к каждому персонажу у Толстого особый. Но каков бы ни был способ передачи настроения, душевных переживаний, любви и ненависти создаваемых персонажей или пейзажа, суть остается одной: автор способен донести до нас то, без чего, может, жизнь была бы неполноценной.

Литература

Бурсов Б. И., Л. Н. Толстой. Семинарий, Л., 1963

Громов, Павел. «О стиле Льва Толстого "Диалектика души"» в "Войне и мире". Издательство: Л.: Художественная литература. 1977 г.

Толстой Л.Н.. Полное собрание сочинений, т. 1-90 (юбилейное издание), М. - Л., 1928-58

Диалектики души ... - бытописателя и мастера тонкого психологического анализа. ... Короленко характерно реалистичное изображение народной жизни, внимание...

  • Диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда

    Документ

    ПЕЛЕВИН ДИАЛЕКТИКА ПЕРЕХОДНОГО... особенности земного существования душ , превратившихся после смерти... не просто толстый , а отталкивающе толстый - он... Я мог часами разглядывать изображения Святого Себастьяна, и... до кукольного мастера мечом было величие...

  • А. С. Пушкин и проблема драматургии в России начала XIX века

    Документ

    Не было. Чернышевский игнорировал диалектику исторического развития, противопоставляя... первыми и признает Островского исключительно мастером изображения русского быта: «...всегда, как... прийтись по душе именно те сцены, в которых Л. Толстой выходит за...

  • М. М. Дунаев Вера в горниле сомнений православие и русская литература в XVII xx вв

    Литература

    Что Чернышевский назвал у Толстого "диалектикою души "), и уже нарушая тем... Толстого - в повести "Казаки" (1863). В "Казаках" Толстой - окончательно сложившийся мастер , ... особенности возлюбила босяка в изображении Горького. Именно демократическая критика...

  • «Диалектика души» - постоянное изображение внутреннего мира героев в движения, в развитии (по Чернышевскому). Психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не толь­ко объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого.

    Средства психологической изобразительности у Толстого: а) Психологический анализ от лица автора-повествователя. б) Раскрытие невольной неискренности, подсознательного стремления видеть себя лучше и интуитивно искать самооправда­ния (напр. размышления Пьера о том, ехать или нет к Анатолю Курагину, после того, как он дает Болконскому слово этого не делать). в) Внутренний Монолог, создающий впечатление «подслушан­ных мыслей» (напр. поток сознания Николая Ростова во время охоты и погони за французом; князь Андрей под небом Аустерлица г) Сны, раскрытие подсознательных процессов (напр. сны Пьера). д) Впечатления героев от внешнего мира. Внимание сосредото­чивается не на самом предмете и явлении, а на том, как восприни­мает их персонаж (напр. первый бал Наташи).е) Внешние детали (напр. дуб по дороге в Отрадное, небо Аустер­лица). ж) Расхождение между тем временем, в котором реально про­исходило действие, и временем рассказа о нем (напр. внутренний монолог Марьи Болконской о том, за что она полюбила Николая Ростова).

    По мысли Н. Г. Чернышевского, Толстого интересовали «всего более - сам психический процесс, его формы, его законы, диалек­тика души, чтобы выразительным, определительным термином* непосредственно изображать психический процесс. Чернышев­ский отмечал, что художественным открытием Толстого стадо изо­бражение внутреннего монолога в форме потока сознания. Черны­шевский выделяет общие принципы «диалектики души»: а) Изо­бражение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречии и развитии (Толстой: «человек -текучее вещест­во»); б) Интерес Толстого к переломным, кризисным моментам в жизни человека; в) Событийность (влияние событий внешнего мира на внутренний мир героя).

    Духовные искания героев:

    Смысл духовных исканий заключается в том, что герои способ­ны к духовной эволюции, что, по Толстому, является важнейшим критерием нравственной оценки личности. Герои ищут смысл жизни (обретение глубинных духовных связей с другими людьми) и личное счастье. Толстой показывает этот процесс в его диалекти­ческой противоречивости (разочарования, обретение и потеря счастья). При этом герои сохраняют собственное лицо и собствен -ное достоинство. Общее и главное в духовных исканиях Пьера и Андрея то, что в конце концов оба приходят к сближению с наро­дом.

    Этапы духовных исканий Андрея Болконского. а) Ориентация на идеи Наполеона, гениального полководца, сверхличности (разговор с Пьером в салоне Шерер, отъезд в дейст­вующую армию, военные действия 1805 г.). б) Ранение под Аустерлицем, кризис в сознании (небо Аустер­лица, Наполеон, обходящий поле сражения).в) Смерть жены и рождение ребенка, решение «жить для себя и своих близких».г) Встреча с Пьером, беседа на переправе, преобразования в име­нии.д) Встреча с Наташей в Отрадном (возрождение к новой жизни, аллегорически изображенной в образе старого дуба).е) Общение со Сперанским, любовь к Наташе, осознание бессмысленности «государственной» деятельности.ж) Разрыв с Наташей» духовный кризис.з) Бородино. Окончательный перелом в сознании, сближение с народом (солдаты полка зовут его «наш князь»).и) Перед смертью Болконский принимает бога (прощает врага, просит Евангелие), ощущение всеобщей любви, гармония с жиз­нью.

    Т.о. Л.Н. Толстойизвестен не только как гениальный писатель, но и как удивительно глубокий и тонкий психолог. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» открыл миру галерею бессмертных образов. Благодаря тонкому мастерству писателя-психолога, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.

    Основными средствами психологического изображения в романе «Война и мир» являются внутренние монологи и психологические портреты.

    Образ Пьера Безухова является одним из самых важных в романе. Автор знакомит нас со своим героем уже с первых страниц произведения, в салоне Анны Павловны Шерер. Образ Пьера Безухова, как и образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского, дан в динамике, то есть в постоянном развитии. ЛевТолстойделает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. Пьер охотно и даже радостно подчиняется чужой воле, наивно веря в благосклонность окружающих. Он становится жертвой корыстолюбивого князя Василия и легкой добычей для лукавых масонов, также неравнодушных к его состоянию. Толстой замечает: повиновение «даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем». Одно из нравственных заблуждений молодого Безухова – бессознательная потребность подражать Наполеону. В первых главах романа он восторгается «великим человеком», считая его защитником завоеваний французской революции, позже радуется своей роли «благодетеля», а в перспективе – и «освободителя» крестьян, в 1812 году хочет избавить людей отНаполеона, «Антихриста». Стремление возвыситься над людьми, даже продиктованное благородными целями, неизменно приводит его в духовный тупик. По мнению Толстого, и слепое повиновение чужой воле, и болезненное самомнение равно несостоятельны: в основе того и другого – безнравственный взгляд на жизнь, признающий за одними людьми право повелевать, а за другими – обязанность подчиняться. Юный Пьер – представитель интеллектуальной дворянской элиты России, с презрением относившейся к «близкому» и «понятному».

    Толстой подчеркивает «оптический самообман» героя, отчужденного от повседневной жизни: в обыденном он не способен рассмотреть великое и бесконечное, видит только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное». Духовное прозрение Пьера – это постижение ценности обычной, «негероической» жизни. Испытав плен, унижения, увидев изнанку человеческих отношений и высокую духовность в обычном русском мужике Платоне Каратаеве, он понял, что счастье – в самом человеке, в «удовлетворении потребностей». «… Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и потому… бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей», - подчеркивает Толстой. На каждом этапе своего духовного развития Пьер мучительно решает философские вопросы, от которых «нельзя отделаться». Это самые простые и самые неразрешимые вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» Напряженность нравственных поисков усиливается в кризисные моменты. Пьер нередко испытывает «отвращение ко всему окружающему», все в нем самом и в людях представляется ему «запутанным, бессмысленным и отвратительным». Но после бурных приступов отчаяния Пьер вновь смотрит на мир глазами счастливого человека, постигшего мудрую простоту человеческих отношений.

    Находясь в плену, Пьер впервые ощутил чувство полного слияния с миром: «и все это мое, и все это во мне, и все это я». Радостное просветление он продолжает чувствовать и после освобождения – все мироздание кажется ему разумным и «благоустроенным». Толстой отмечает: «планов теперь он не делал никаких…», «не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру – не веру в слова, правила и мысли, но веру в живого, всегда ощутимого Бога». Пока человек жив, утверждал Толстой, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится и к Пьеру Безухову. Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героя, возвращением героя на более низкий уровень нравственного самосознания. Духовное развитие Пьера – сложная спираль, каждый новый виток выводит героя на новую духовную высоту. В эпилоге романа Толстой не только знакомит читателя с «новым» Пьером, убежденным в своей нравственной правоте, но и намечает один из возможных путей его нравственного движения, связанного с новой эпохой и новыми обстоятельствами жизни.

    В конце 1855 года Толстой вернулся в Петербург и был принят в редакции журнала "Современник" как севастопольский герой и уже знаменитый писатель. Н. Г. Чернышевский в восьмом номере "Современника" за 1856 год посвятил ему специальную статью "Детство" и "Отрочество". Военные рассказы графа Л. Н. Толстого". В ней он дал точное определение своеобразия реализма Толстого, обратив внимание на особенности психологического анализа. "...Большинство поэтов,- писал Чернышевский,- заботятся преимущественно о результатах проявления внутренней жизни, ...а не о таинственном процессе, посредством которого вырабатывается мысль или чувство... Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс... его формы, законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином".

    С тех пор "определительный термин" - "диалектика (*97)души" - прочно закрепился за творчеством Толстого, ибо Чернышевскому действительно удалось подметить самую суть толстовского дарования. Предшественники Толстого, изображая внутренний мир человека, как правило, использовали слова, точно называющие душевное переживание: "волнение", "угрызение совести", "гнев", "презрение", "злоба". Толстой был этим неудовлетворен: "Говорить про человека: он человек оригинальный, добрый, умный, глупый, последовательный и т. д.- слова, которые не дают никакого понятия о человеке, а имеют претензию обрисовать человека, тогда как часто только сбивают с толку". Толстой не ограничивается точными определениями тех или иных психических состояний. Он идет дальше и глубже. Он "наводит микроскоп" на тайны человеческой души и схватывает изображением сам процесс зарождения и оформления чувства еще до того, как оно созрело и обрело завершенность. Он рисует картину душевной жизни, показывая приблизительность и неточность любых готовых определений.

    От "диалектики души" - к "диалектике характера"

    Открывая "диалектику души", Толстой идет к новому пониманию человеческого характера. Мы уже видели, как в повести "Детство" "мелочи" и "подробности" детского восприятия размывают и расшатывают устойчивые границы в характере взрослого Николая Иртеньева. То же самое наблюдается и в "Севастопольских рассказах". В отличие от простых солдат у адъютанта Калугина показная, "нерусская" храбрость. Тщеславное позерство типично в той или иной мере для всех офицеров-аристократов, это их сословная черта. Но с помощью "диалектики души", вникая в подробности душевного состояния Калугина, Толстой подмечает вдруг в этом человеке такие переживания и чувства, которые никак не укладываются в офицерский кодекс аристократа и ему противостоят. Калугину "вдруг сделалось страшно: он рысью пробежал шагов пять и упал на землю...". Страх смерти, который презирает в других и не допускает в себе аристократ Калугин, неожиданно овладевает его душой. В рассказе "Севастополь в августе" солдаты, укрывшись в блиндаже, читают по букварю: "Страх смерти - врожденное чувствие человеку". Они не стыдятся этого простого и так понятного всем чувства. Более того, это чувство оберегает их от поспешных и неосторожных шагов. Наведя на внутренний мир Калугина свой "художественный микроскоп", Толстой обнаружил в аристократе душевные переживания, сближающие его с простыми солдатами. Оказывается, (*98) и в этом человеке живут более широкие возможности, чем те, что привиты ему социальным положением, офицерской средой. Тургенев, упрекавший Толстого в чрезмерной "мелочности" и дотошности психологического анализа, в одном из своих писем сказал, что художник должен быть психологом, но тайным, а не явным: он должен показывать лишь итоги, лишь результаты психического процесса. Толстой же именно процессу уделяет основное внимание, но не ради него самого. "Диалектика души" играет в его творчестве большую содержательную роль. Последуй Толстой совету Тургенева, ничего нового в аристократе Калугине он бы не обнаружил. Ведь естественное чувство страха смерти в Калугине не вошло в его характер, в психологический "результат": "Вдруг чьи-то шаги послышались впереди его. Он быстро разогнулся, поднял голову и, бодро побрякивая саблей, пошел уже не такими скорыми шагами, как прежде". Однако "диалектика души" открыла Калугину перспективы перемен, перспективы нравственного роста.

    Психологический анализ Толстого вскрывает в человеке бесконечно богатые возможности обновления. Социальные обстоятельства очень часто эти возможности ограничивают и подавляют, но уничтожить их вообще они не в состоянии. Человек более сложное существо, чем те формы, в которые подчас загоняет его жизнь. В человеке всегда есть резерв, есть душевный ресурс обновления и освобождения. Чувства, только что пережитые Калугиным, пока еще не вошли в результат его психического процесса, остались в нем недовоплощенными, недоразвившимися. Но сам факт их проявления говорит о возможности человека изменить свой характер, если отдаться им до конца. Таким образом, "диалектика души" у Толстого устремлена к перерастанию в "диалектику характера". "Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д.,- пишет Толстой в романе "Воскресение".- Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинокая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, (*99) то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою". "Текучесть человека", способность его к крутым и решительным переменам находится постоянно в центре внимания Толстого. Ведь важнейший мотив биографии и творчества писателя - движение к нравственной высоте, самоусовершенствование. Толстой видел в этом основной путь преобразования мира. Он скептически относился к революционерам и материалистам, а потому вскоре ушел из редакции "Современника". Ему казалось, что революционная перестройка внешних, социальных условий человеческого существования - дело трудное и вряд ли перспективное. Нравственное же самоусовершенствование - дело ясное и простое, дело свободного выбора каждого человека. Прежде чем сеять добро вокруг, надо самому стать добрым: с нравственного самоусовершенствования и нужно начинать преобразование жизни.