Мы играли только на белых клавишах. Пора нам заняться и чёрными. У них звук выше или ниже белой клавиши-соседки. Поэтому вводим в нашу азбуку еще два знака: диез - повышение и бемоль - понижение.
Возьмем, к примеру, ноту соль :
Соль-диез звучит выше простого соль , а соль-бемоль - ниже, чем простое соль . Одна и та же чёрненькая клавиша для белой соседки слева будет диезом , а для белой соседки справа - бемолем . Но чёрных клавиш только пять.
У ноты до слева нет чёрной соседки, а у ноты си - справа. И между нотами ми и фа нет чёрной клавиши. Таким образом, у ноты си диезом служит нота до , а у ми - нота фа , а бемолем у до служит нота си , а у фа - нота ми .
Посмотри на этот рисунок и проверь его на клавиатуре рояля.
На пятой нота фа
, мы знаем. |
Фортепиано. Этим словом в музыкальной литературе заменяется слово рояль или пианино. Фортепиано - слово итальянское. Если его разделить на два слова, получится: форте , что означает «громко», и пиано , что означает «тихо». В музыкальной грамоте два этих слова означают силу звука (громкость).
Две латинских буквы тут, |
Диез, бемоль, бекар. Странные и неизвестные слова. Но только тогда, когда вы слышите их впервые. Сегодня познакомимся с ними, увидим их в нотах. Узнаем, зачем они нужны и что обозначают.
Если вы выучили и и октавы — отлично! Если нет — учим. Если не все ноты получается запомнить не расстраивайтесь. На практике со временем они очень хорошо запомнятся.
Вы заметили, что изучая октавы мы учили только ноты, которые относятся к белым клавишам? Но ведь есть еще и черные клавиши. Чтобы не вводить еще отдельное название для черных нот, как у белых — До Ре Ми Фа Соль Ля Си, придумали специальные знаки, которые эти черные ноты обозначают.
Сейчас разберемся с этим подробнее и наглядно. В музыкальном письме существуют знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
Рассмотрим каждый знак подробнее.
Диез
Бемоль
Бекар
Как видите, в определении есть слова ТОН и ПОЛУТОН. Подробнее о них вы сможете прочитать .
Теперь учимся определять ноты с такими знаками.
Существует семь нот (основных ступеней) — ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.
Если мы посмотрим на клавиши, то между ЛЯ и СИ есть черная нота. Как же она называется?
Представляете, у нее два имени! Он называется ЛЯ ДИЕЗ или СИ БЕМОЛЬ.
Пример. Нота Си первой октавы: Си диез, Си бемоль, Си бекар.
Посмотрите, как называются черные клавиши:
Черная клавиша, которая располагается между нотами ДО и РЕ — это До диез (если мы повысили До на полутон) или Ре бемоль (если мы ноту Ре понизили на полутон).
Изображение нот на грифе:
Снизу самая толстая струна, сверх - тонкая
Таблица всех трезвучий :
Минорные трезвучия | Мажорные трезвучия |
---|---|
До, Ми_бемоль, Соль | До, Ми, Соль |
Ре_бемоль, Фа_бемоль, Ля_бемоль | Ре_бемоль, Фа, Ля_бемоль |
Ре, Фа, Ля | Ре, Фа_диез, Ля |
Ми_бемоль, Соль_бемоль, Си_бемоль | Ми_бемоль, Соль, Си_бемоль |
Ми, Соль, Си | Ми, Соль_диез, Си |
Фа, Ля_бемоль, До | Фа, Ля, До |
Фа_диез, Ля, До_диез | Фа_диез, Ля_диез, До_диез |
Соль, Си_бемоль, Ре | Соль, Си, Ре |
Ля_бемоль, До_бемоль, Ми_бемоль | Ля_бемоль, До, Ми_бемоль |
Ля, До, Ми | Ля, До_диез, Ми |
Си_бемоль, Ре_бемоль, Фа | Си_бемоль, Ре, Фа |
Си, Ре, Фа_диез | Си, Ре_диез, Фа_диез |
Таблица интервалов:
Название | Разновидности | Количество полутонов | Количество тонов | Музыкальное обозначение (Цифра в скобках - номер ступени) | Название ступени | Обозначение ступени (римские цифры) |
---|---|---|---|---|---|---|
Прима | унисон | 0 | 0 | ч1 | Первая | |
Секунда |
малая (минорная) большая (мажорная) |
Вторая пониженная |
||||
Терция |
малая (минорная) большая (мажорная) |
Третья минорная Третья мажорная |
||||
Кварта |
тритон (увеличенная) |
Четвёртая Пониженная пятая |
||||
Квинта |
уменьшенная (тритон) |
|||||
Секста |
малая (минорная) большая (мажорная) |
Шестая минорная Шестая мажорная |
||||
Септима |
малая (минорная) большая (мажорная) |
Седьмая минорная Седьмая мажорная |
||||
Октава | чистая | 12 | 6 | ч8 | Первая (Октава) |
Пример: Для составления аккордов мы будем пользоваться этой таблицей. И так, у нас есть звук До - это прима - наш начальный звук. Теперь нам, к примеру, нужно взять от "До" интервал мажорную терцию - смотрим в таблицу и видим там что нам нужно отсчитать от первого звука 4-е полутона. Начинаем считать: До До# Ре Ре# Ми, теперь отсчитаем от первого звука До "чистую квинту" - это 7 полутонов. Считаем До До# Ре Ре# Ми Фа Фа# Соль. Вот в результате получили звуки До Ми Соль - это и есть До мажорный аккорд.
В каждом секторе указывается тональность. Картинка с ключами и знаками альтирации показывает какие знаки диезов или бемолей соответственно появляется при ключе в конкретной тональности.
Приведем ещё одну иллюстрацию квинтового круга
Здесь всё тоже самое. Идем вниз по квинтам. Написона какая тональность будет и сколько знаков диезов в ней появляется. Единственное отличие - не видно какие ноты получают диез или бемоль.
Виды гамм:
Важно заметить, что ТОН и ПОЛУТОН - показывают расстояние между ступенями, то есть на самом деле примерно следующая картина: I ступень - Тон - II ступень - Тон - III ступень - Полутон - IV ступень - Тон - V ступень - Тон - VI ступень - Тон VII ступень - Полутон. То есть мы можем найти нужную нам ступень и, к примеру, при необходимости поднять её на полтона (тем самым изменив гамму).
На картинке ниже изображены все основные виды гамм и ступени по которым они строятся.
Вверху указаны интервалы, слева название гаммы. Другими словами эта картинка показывает теже рисунки тонов и полутонов между звуками в гамме. Возьмем к примеру Мажорную гамму и если вместо точек поставим звуки До Ре Ми Фа Соль Ля Си До, то как раз пустые клеточки сложат такой рисунок - Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон
В этой статье продолжим разговор о нотной грамоте – будем изучать знаки альтерации. Что такое альтерация? Альтерация – это изменение основных ступеней звукоряда (основные ступени – это до ре ми фа соль ля си ). Что конкретно изменяется? Меняется их высота и чуть-чуть название.
Диез – это повышение звука на полтона, бемоль – понижение его на полтона. После того, как нота изменена, то к её основному названию просто прибавляется одно слово – соответственно, диез или бемоль. Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, ми-бемоль и т.д. В нотах же диезы и бемоли обозначаются специальными знаками, которые тоже называются диезами и бемолями . Используется и ещё один знак – бекар , он отменяет всякую альтерацию, и тогда, вместо диеза или бемоля, мы играем основной звук.
Посмотрите, как это выглядит в нотах:
Что такое полутон?
Теперь разберёмся во всём подробнее. Что же за полутоны такие? Полутон – это кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками. Давайте рассмотрим всё на примере клавиатуры фортепиано. Вот перед вами октава с подписанными клавишами:
Что мы видим? Белых клавиш у нас 7 штук и на них располагаются основные ступени. Вроде бы между ними и так довольно краткое расстояние, но, тем не менее, между белыми клавишами есть чёрные. Чёрных клавиш у нас 5. Получается, что в общей сложности в октаве 12 звуков, 12 клавиш. Так вот, каждая из этих клавиш по отношению к ближайшей соседней располагается на расстоянии полутона. То есть, если мы сыграем подряд все 12 клавиш, то мы сыграем все 12 полутонов.
Дубль-диез и дубль-бемоль
Кроме простых диезов и бемолей в музыкальной практике применяется дубль-диезы и дубль-бемоли . Что такое дубли – это двойные изменения ступеней. Другими словами, дубль-диез повышает ноту сразу на два полутона (то есть на целый тон), а дубль-бемоль – понижает ноту на целый тон (один тон – это два полутона ).
Бекар – это знак отмены альтерации, он действует по отношению к дублям абсолютно так же, как и к обычным диезам и бемолям. Например, если мы сыграли фа-дубль-диез , а затем через некоторое время перед нотой фа появляется бекар, то мы играем «чистую» ноту «фа» .
Случайные и ключевые знаки
Итак, подведём итоги.
Мы разговаривали об альтерации: узнали, что такое альтерация и какие бывают знаки альтерации. Диез – это знак повышения на полтона, бемоль – это знак понижения ноты на полтона, а бекар – знак отмены альтерации. Кроме того, существуют так называемые дубли: дубль-диез и дубль-бемоль – они повышают или понижают звук сразу на целый тон (целый тон – это два полутона).
Вот и всё! Желаю вам дальнейших успехов в освоении музыкальной грамоты. Заходите к нам чаще, будем разбирать другие интересные темы. Если вам понравился материал, нажимайте «Мне нравится» и делитесь информацией с друзьями. Сейчас предлагаю вам немного отвлечься и послушать хорошую музыку в прекрасном исполнении блестящего пианиста современности Евгения Кисина.
Людвиг ван Бетховен – Рондо «Ярость по поводу потерянного гроша»
Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о теории музыки у нас уже была. Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в тональностях .
Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.
По наличию ключевых знаков тональности можно разделить на три группы: без знаков, с диезами при ключе, с бемолями при ключе. Не бывает в музыке такого, что знаками в одной тональности будут и диезы и бемоли одновременно.
А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.
Таблица тональностей
Итак, внимательно рассмотрев этот список, необходимо отметить несколько важных моментов.
По очереди к тональностям приплюсовывается по одному диезу или бемолю. Их добавление строго оговорено. Для диезов последовательность следующая: фа, до, соль, ре, ля, ми, си . И никак иначе.
Для бемолей цепочка выглядит так: си, ми, ля, ре, соль, до, фа . Заметьте, что она обратна последовательности диезов.
Вы наверняка отметили такой факт, что одинаковое количество знаков имеют по две тональности. Они называются параллельными тональностями . Об этом на нашем сайте есть отдельная подробная статья. Советую прочитать её.
Определение знаков тональности
Теперь следует важный момент. Нам нужно научиться определять по названию тональности, какие у неё ключевые знаки и сколько их. Прежде всего необходимо запомнить, что знаки определяются по мажорным тональностям. Это значит, что для минорных тональностей придется сначала найти параллельную мажорную тональность, а дальше уже действовать по общей схеме.
Если в названии мажора (кроме фа мажора) вообще не упоминаются знаки, либо присутствует только диез (например, фа диез мажор), то это мажорные тональности с диезными знаками. Для Фа мажора нужно запомнить, что си бемоль при ключе. Далее начинаем перечислять последовательность диезов, которая была определена выше в тексте. Нужно остановить перечисление, когда очередная нота с диезом будет на ноту ниже тоники нашего мажора.
- Например, нужно определить знаки тональности Ля мажор. Перечисляем диезные ноты: фа, до, соль. Соль на ноту ниже, чем тоника ля, следовательно, у тональности ля мажор три диеза (фа, до, соль).
- Например, у нас тональность Ля бемоль мажор. Начинаем перечислять бемоли: си, ми, ля, ре. Ре – это следующая нота после название тоники (ля). Поэтому в тональности Ля бемоль мажор четыре бемоля.
Квинтовый круг
Квинтовый круг тональностей – это графическое изображение связей разных тональностей и соответствующих им знаков. Можно сказать, что всё то, что я объяснял вам до этого, наглядно присутствует на этой схеме.