Инф. технологии

Диез, бемоль, бекар и названия черных клавиш фортепиано. Что такое ноты? Тон

Мы играли только на белых клавишах. Пора нам заняться и чёрными. У них звук выше или ниже белой клавиши-соседки. Поэтому вводим в нашу азбуку еще два знака: диез - повышение и бемоль - понижение.

Возьмем, к примеру, ноту соль :

Соль-диез звучит выше простого соль , а соль-бемоль - ниже, чем простое соль . Одна и та же чёрненькая клавиша для белой соседки слева будет диезом , а для белой соседки справа - бемолем . Но чёрных клавиш только пять.

У ноты до слева нет чёрной соседки, а у ноты си - справа. И между нотами ми и фа нет чёрной клавиши. Таким образом, у ноты си диезом служит нота до , а у ми - нота фа , а бемолем у до служит нота си , а у фа - нота ми .

Посмотри на этот рисунок и проверь его на клавиатуре рояля.

На пятой нота фа , мы знаем.
На фа-диез её меняем.

Фортепиано. Этим словом в музыкальной литературе заменяется слово рояль или пианино. Фортепиано - слово итальянское. Если его разделить на два слова, получится: форте , что означает «громко», и пиано , что означает «тихо». В музыкальной грамоте два этих слова означают силу звука (громкость).

Две латинских буквы тут,
Эти буквы знать дают -
Композитор так и пишет:

Диез, бемоль, бекар. Странные и неизвестные слова. Но только тогда, когда вы слышите их впервые. Сегодня познакомимся с ними, увидим их в нотах. Узнаем, зачем они нужны и что обозначают.

Если вы выучили и и октавы — отлично! Если нет — учим. Если не все ноты получается запомнить не расстраивайтесь. На практике со временем они очень хорошо запомнятся.

Вы заметили, что изучая октавы мы учили только ноты, которые относятся к белым клавишам? Но ведь есть еще и черные клавиши. Чтобы не вводить еще отдельное название для черных нот, как у белых — До Ре Ми Фа Соль Ля Си, придумали специальные знаки, которые эти черные ноты обозначают.

Сейчас разберемся с этим подробнее и наглядно. В музыкальном письме существуют знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

Рассмотрим каждый знак подробнее.

Диез

Бемоль

Бекар

Как видите, в определении есть слова ТОН и ПОЛУТОН. Подробнее о них вы сможете прочитать .

Теперь учимся определять ноты с такими знаками.
Существует семь нот (основных ступеней) — ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.

Если мы посмотрим на клавиши, то между ЛЯ и СИ есть черная нота. Как же она называется?
Представляете, у нее два имени! Он называется ЛЯ ДИЕЗ или СИ БЕМОЛЬ.
Пример. Нота Си первой октавы: Си диез, Си бемоль, Си бекар.

Посмотрите, как называются черные клавиши:

Черная клавиша, которая располагается между нотами ДО и РЕ — это До диез (если мы повысили До на полутон) или Ре бемоль (если мы ноту Ре понизили на полутон).

Изображение нот на грифе:

Снизу самая толстая струна, сверх - тонкая

Таблица всех трезвучий :

Минорные трезвучия Мажорные трезвучия
До, Ми_бемоль, Соль До, Ми, Соль
Ре_бемоль, Фа_бемоль, Ля_бемоль Ре_бемоль, Фа, Ля_бемоль
Ре, Фа, Ля Ре, Фа_диез, Ля
Ми_бемоль, Соль_бемоль, Си_бемоль Ми_бемоль, Соль, Си_бемоль
Ми, Соль, Си Ми, Соль_диез, Си
Фа, Ля_бемоль, До Фа, Ля, До
Фа_диез, Ля, До_диез Фа_диез, Ля_диез, До_диез
Соль, Си_бемоль, Ре Соль, Си, Ре
Ля_бемоль, До_бемоль, Ми_бемоль Ля_бемоль, До, Ми_бемоль
Ля, До, Ми Ля, До_диез, Ми
Си_бемоль, Ре_бемоль, Фа Си_бемоль, Ре, Фа
Си, Ре, Фа_диез Си, Ре_диез, Фа_диез

Таблица интервалов:

Название Разновидности Количество полутонов Количество тонов Музыкальное обозначение (Цифра в скобках - номер ступени) Название ступени Обозначение ступени (римские цифры)
Прима унисон 0 0 ч1 Первая
Секунда

малая (минорная)

большая (мажорная)

Вторая пониженная

Терция

малая (минорная)

большая (мажорная)

Третья минорная

Третья мажорная

Кварта

тритон (увеличенная)

Четвёртая

Пониженная пятая

Квинта

уменьшенная (тритон)

Секста

малая (минорная)

большая (мажорная)

Шестая минорная

Шестая мажорная

Септима

малая (минорная)

большая (мажорная)

Седьмая минорная

Седьмая мажорная

Октава чистая 12 6 ч8 Первая (Октава)

Пример: Для составления аккордов мы будем пользоваться этой таблицей. И так, у нас есть звук До - это прима - наш начальный звук. Теперь нам, к примеру, нужно взять от "До" интервал мажорную терцию - смотрим в таблицу и видим там что нам нужно отсчитать от первого звука 4-е полутона. Начинаем считать: До До# Ре Ре# Ми, теперь отсчитаем от первого звука До "чистую квинту" - это 7 полутонов. Считаем До До# Ре Ре# Ми Фа Фа# Соль. Вот в результате получили звуки До Ми Соль - это и есть До мажорный аккорд.

В каждом секторе указывается тональность. Картинка с ключами и знаками альтирации показывает какие знаки диезов или бемолей соответственно появляется при ключе в конкретной тональности.

Приведем ещё одну иллюстрацию квинтового круга

Здесь всё тоже самое. Идем вниз по квинтам. Написона какая тональность будет и сколько знаков диезов в ней появляется. Единственное отличие - не видно какие ноты получают диез или бемоль.

Виды гамм:

Важно заметить, что ТОН и ПОЛУТОН - показывают расстояние между ступенями, то есть на самом деле примерно следующая картина: I ступень - Тон - II ступень - Тон - III ступень - Полутон - IV ступень - Тон - V ступень - Тон - VI ступень - Тон VII ступень - Полутон. То есть мы можем найти нужную нам ступень и, к примеру, при необходимости поднять её на полтона (тем самым изменив гамму).

На картинке ниже изображены все основные виды гамм и ступени по которым они строятся.

Вверху указаны интервалы, слева название гаммы. Другими словами эта картинка показывает теже рисунки тонов и полутонов между звуками в гамме. Возьмем к примеру Мажорную гамму и если вместо точек поставим звуки До Ре Ми Фа Соль Ля Си До, то как раз пустые клеточки сложат такой рисунок - Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон

В этой статье продолжим разговор о нотной грамоте – будем изучать знаки альтерации. Что такое альтерация? Альтерация – это изменение основных ступеней звукоряда (основные ступени – это до ре ми фа соль ля си ). Что конкретно изменяется? Меняется их высота и чуть-чуть название.

Диез – это повышение звука на полтона, бемоль – понижение его на полтона. После того, как нота изменена, то к её основному названию просто прибавляется одно слово – соответственно, диез или бемоль. Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, ми-бемоль и т.д. В нотах же диезы и бемоли обозначаются специальными знаками, которые тоже называются диезами и бемолями . Используется и ещё один знак – бекар , он отменяет всякую альтерацию, и тогда, вместо диеза или бемоля, мы играем основной звук.

Посмотрите, как это выглядит в нотах:

Что такое полутон?

Теперь разберёмся во всём подробнее. Что же за полутоны такие? Полутон – это кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками. Давайте рассмотрим всё на примере клавиатуры фортепиано. Вот перед вами октава с подписанными клавишами:

Что мы видим? Белых клавиш у нас 7 штук и на них располагаются основные ступени. Вроде бы между ними и так довольно краткое расстояние, но, тем не менее, между белыми клавишами есть чёрные. Чёрных клавиш у нас 5. Получается, что в общей сложности в октаве 12 звуков, 12 клавиш. Так вот, каждая из этих клавиш по отношению к ближайшей соседней располагается на расстоянии полутона. То есть, если мы сыграем подряд все 12 клавиш, то мы сыграем все 12 полутонов.

Дубль-диез и дубль-бемоль

Кроме простых диезов и бемолей в музыкальной практике применяется дубль-диезы и дубль-бемоли . Что такое дубли – это двойные изменения ступеней. Другими словами, дубль-диез повышает ноту сразу на два полутона (то есть на целый тон), а дубль-бемоль – понижает ноту на целый тон (один тон – это два полутона ).

Бекар – это знак отмены альтерации, он действует по отношению к дублям абсолютно так же, как и к обычным диезам и бемолям. Например, если мы сыграли фа-дубль-диез , а затем через некоторое время перед нотой фа появляется бекар, то мы играем «чистую» ноту «фа» .

Случайные и ключевые знаки

Итак, подведём итоги.

Мы разговаривали об альтерации: узнали, что такое альтерация и какие бывают знаки альтерации. Диез – это знак повышения на полтона, бемоль – это знак понижения ноты на полтона, а бекар – знак отмены альтерации. Кроме того, существуют так называемые дубли: дубль-диез и дубль-бемоль – они повышают или понижают звук сразу на целый тон (целый тон – это два полутона).

Вот и всё! Желаю вам дальнейших успехов в освоении музыкальной грамоты. Заходите к нам чаще, будем разбирать другие интересные темы. Если вам понравился материал, нажимайте «Мне нравится» и делитесь информацией с друзьями. Сейчас предлагаю вам немного отвлечься и послушать хорошую музыку в прекрасном исполнении блестящего пианиста современности Евгения Кисина.

Людвиг ван Бетховен – Рондо «Ярость по поводу потерянного гроша»


Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о теории музыки у нас уже была. Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в тональностях .
Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.

По наличию ключевых знаков тональности можно разделить на три группы: без знаков, с диезами при ключе, с бемолями при ключе. Не бывает в музыке такого, что знаками в одной тональности будут и диезы и бемоли одновременно.

А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.

Таблица тональностей

Итак, внимательно рассмотрев этот список, необходимо отметить несколько важных моментов.

По очереди к тональностям приплюсовывается по одному диезу или бемолю. Их добавление строго оговорено. Для диезов последовательность следующая: фа, до, соль, ре, ля, ми, си . И никак иначе.

Для бемолей цепочка выглядит так: си, ми, ля, ре, соль, до, фа . Заметьте, что она обратна последовательности диезов.

Вы наверняка отметили такой факт, что одинаковое количество знаков имеют по две тональности. Они называются параллельными тональностями . Об этом на нашем сайте есть отдельная подробная статья. Советую прочитать её.

Определение знаков тональности

Теперь следует важный момент. Нам нужно научиться определять по названию тональности, какие у неё ключевые знаки и сколько их. Прежде всего необходимо запомнить, что знаки определяются по мажорным тональностям. Это значит, что для минорных тональностей придется сначала найти параллельную мажорную тональность, а дальше уже действовать по общей схеме.

Если в названии мажора (кроме фа мажора) вообще не упоминаются знаки, либо присутствует только диез (например, фа диез мажор), то это мажорные тональности с диезными знаками. Для Фа мажора нужно запомнить, что си бемоль при ключе. Далее начинаем перечислять последовательность диезов, которая была определена выше в тексте. Нужно остановить перечисление, когда очередная нота с диезом будет на ноту ниже тоники нашего мажора.

  • Например, нужно определить знаки тональности Ля мажор. Перечисляем диезные ноты: фа, до, соль. Соль на ноту ниже, чем тоника ля, следовательно, у тональности ля мажор три диеза (фа, до, соль).
Для мажорных бемольных тональностей правило немного другое. Перечисляем последовательность бемолей до ноты, которая следует за названием тоники.
  • Например, у нас тональность Ля бемоль мажор. Начинаем перечислять бемоли: си, ми, ля, ре. Ре – это следующая нота после название тоники (ля). Поэтому в тональности Ля бемоль мажор четыре бемоля.

Квинтовый круг

Квинтовый круг тональностей – это графическое изображение связей разных тональностей и соответствующих им знаков. Можно сказать, что всё то, что я объяснял вам до этого, наглядно присутствует на этой схеме.