Собственный опыт

Доказать что произведение горе от ума романтизм. Черты классицизма, реализма и романтизма в горе от ума

Написанная в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования трех методов: классицизма, романтизма и критического реализма. Комедия А. С. Грибоедова была своеобразным опытом соединения всех этих методов, отдельные их черты четко вырисовываются и на уровне содержания и на уровне формы.
Из теории литературы известно, что эти два понятия неразрывно связаны между собой, и нередко можно встретить мнение о том, что содержание всегда формально, а форма содержательна. Поэтому при рассмотрении содержания комедии А. С. Грибоедова мы будем обращаться к теме, проблеме и идейно-эмоциональной оценке, а в вопросах формы будем изучать предметную изобразительность, сюжет, композицию и художественную речь.
Суть комедии - горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной и “ум” понимался широко - как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но “вольнодумном”, носителе новых идей. Пылкость таких “умников” сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и обывателей “безумием”, “горем от ума”.
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва “чудаком”, “странным человеком”, а потом - просто сумасшедшим. “Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?” - уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.
Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе “мучителей”, оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.
Отсюда можно сделать вывод, что проблематика комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.
Можно выделить еще одну неклассицистическую черту в этом произведении. Если из закона “трех единств” единство места и времени соблюдено, то единство действия - нет. Действительно, все четыре действия происходят в Москве, в доме Фамусова. В течение одних суток Чацкий открывает обман, и, появившись на рассвете, он на рассвете уезжает. А вот линия сюжета не однолинейна. В пьесе две завязки: одна - это холодный прием Чацкого Софьей, другая - столкновение между Чацким и Фамусовым и фаму-совским обществом; две сюжетные линии, две кульминации и одна общая развязка. Такая форма произведения показала новаторство А, С. Грибоедова.
Но в комедии сохраняются некоторые другие черты классицизма. Так, главный герой Чацкий - дворянин, образованный, начитанный, остроумный молодой человек. Здесь художник верен традиции французских классицистов - ставить в центре героев, царей, военачальников или вельмож. Интересен образ Лизы. В “Горе от ума” она слишком
вольно держится для служанки и похожа на героиню классической комедии, бойкую, находчивую, вмешивающуюся в любовные интриги своих господ.
К тому же комедия написана преимущественно низким стилем и в этом тоже новаторство А. С. Грибоедова.
Весьма интересно проявились черты романтизма в произведении, ибо проблематика “Горя от ума” частично носит романтический характер. В центре не только дворянин, но и человек, разочаровавшийся в силе разума, ищущий себя в сфере иррационального, в сфере чувств, но Чацкий несчастен в любви, он фатально одинок. Отсюда - социальный конфликт с представителями московского барства, трагедия ума.
Характерна для романтизма и тема скитаний по свету: Чацкий, не успев приехать в Москву, с рассветом ее покидает.
В комедии А. С. Грибоедова проявляются зачатки нового для того времени метода - критического реализма. В частности, соблюдаются два из трех его правил. Это социальность и эстетический материализм.
Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы, определяющие их психологию и поведение. В “Горе от ума” создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений, как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).
Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае - это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.
Также синкретичен и язык комедии А. С. Грибоедова. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка. Еще А. С. Пушкин предсказал, что добрая часть фраз комедии станут крылатыми.
Таким образом, комедия Александра Сергеевича Грибоедова - это сложный синтез трех литературных методов, соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с другой - целостная панорама русской жизни начала XIX века

С точки зрения хронологии (мы пока говорим только о ней), комедия Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829) нередко подвергается двойной аберрации. С одной стороны, она воспринимается как произведение доромантическое, воплощающее художественное мироощущение классицизма и Просвещения {ум как определяющая эстетическая категория); с другой - как произведение, «преодолевшее» романтизм и ознаменовавшее наступление «новой эпохи» - эпохи реализма.

Но вспомним, что начало работы над комедией (1821 - 1822) почти совпадает с написанием Пушкиным «Кавказского пленника» (оиубл. 1822), а завершение работы проходило одновременно с созданием и «Бахчисарайского фонтана», и затем «Цыганов». Чуть позже, после появления (в 1825 г.) «Чернеца» и «Войнаровского», начался бурный расцвет массовой романтической поэмы, как, впрочем, и романтических произведений других жанров.

Репетилова восхищает, в частности, то, что в Английском клубе, где он бывает, ведутся разговоры «о Бейроне, ну о матерьях важных». Значит, уже обернулось модой подлинное, глубокое воодушевление, питаемое к английскому поэту в русской обществе. Осенью 1820 г. Байрона открыл для себя Пушкин . Летом 1824 г. о Байроне как о «великом писателе» рассуждает Грибоедов в разговоре с А. А. Бестужевым, правда, если верить последнему, отдавая при этом предпочтение Гете: ибо «он объясняет своею идеею все человечество; Байрон, со всем разнообразием мыслей, - только человека» .

Словом, надо учесть, что при всем (неоспоримом) влиянии на комедию более ранних традиций - классицизма и Просвещения - она создавалась в атмосфере набиравшего силу романтизма, во взаимодействии с его мироощущением и поэтикой. В этом заключается один из источников поразительной оригинальности «Горя от ума», отразившейся и в эволюции замысла комедии.

«Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь», - замечал Грибоедов . По мнению Н. К. Пиксанова, написавшего большой цикл работ о Грибоедове, в центре «первоначального замысла стоял герой-титан - нечто вроде романтического Каина, Манфреда (или Чайльд-Гарольда)» . К замыслу поэмы, возможно, имеет отношение и запись Кюхельбекера, сделанная по поводу посмертно опубликованного стихотворения Грибоедова «Кальянчи»:

«Это относится к прелестной поэме “Путник”, или “Странник”, вроде “Чайльд- Гарольда” (но без надменности и мизантропии Байрона), в которой он изобразил Персию» .

В применении к Чайльд-Гарольду, правда, определение «герой-титан» кажется преувеличенным, но и в этом, можно сказать, менее радикальном, чем Манфред или Каин, варианте, остается в силе знак романтической судьбы и романтического отчуждения. И если предположение Пиксанова правильно, то о центральном персонаже грибоедовского произведения в его «первом начертании» можно было бы сказать словами Ивана Киреевского, характеризующими именно Чайльд-Гарольда: «...его страдания, его мечты, его наслаждения непонятны для других, только высокие горы да голые утесы говорят ему ответные тайны, ему одному слышные» .

Что касается масштаба и статуса главного героя «Горя от ума», то они выглядят уже несколько иначе . Широко известен пушкинский отзыв о Чацком (в письме к А. А. Бестужеву от конца января 1825 г.):

«А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? <...> Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и нс метать бисер перед Репстиловыми...»

Если оставить в стороне утверждения о неуместности речей и инвектив Чацкого (на этот вопрос исчерпывающий ответ дал И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» ), то само но себе стремление Пушкина оспорить единственность грибоедовского персонажа обусловливалось художественным текстом комедии. Тут особенно красноречиво применение Пушкиным к Чацкому выражения «добрый малый», превратившегося со временем в формулу похожести: «Иль просто будет добрый малый , / Как вы , да я, как целый свет...» («Евгений Онегин», гл. 8; опубл. 1832).

Однако, в сущности, эту тенденцию - оспоривания единственности и исключительности - выражает и сам Чацкий: «Теперь пускай из пас один , / Из молодых людей, найдется - враг исканий...» Такой человек - Чацкий. Но характерно уже само допущение возможности появления подобных людей «из нас» т.е. из молодежи. Чайльд-Гарольдом либо пушкинским Пленником или Алеко (как и их антагонистами) подобная возможность даже не обсуждается; предполагается, что такой герой всегда один, всегда единствен. У Чацкого же за пределами сценического действия, за сценой находятся единомышленники вроде двоюродного брата Скалозуба, который «крепко набрался каких- то новых правил». Соответственно и общая картина времени, ее колорит, в представлении Чацкого, меняются, выглядят не столь мрачными: «Нет, нынче свет уж не таков», теперь «вольнее всякий дышит...»

Правда, попытка Чацкого осуществить свои стремления служить «делу, а не лицам» обернулась горьким разочарованием, привела к конфликту («С министрами про вашу связь, / Потом разрыв...» - озвучивает слухи Молчалин), послужившему, возможно, причиной его отъезда за границу. В этом своем отрезке судьба Чацкого приближается к обычной фабульной схеме романтического персонажа, к такому ее моменту, как разрыв привычных связей, уход, начало странствий или скитальчества. Совпадает и следующий затем важный момент - возвращение на родину, в Москву, как новая попытка испытать судьбу и восстановить отношения с окружающими. Есть у этого момента еще одна вполне романтическая составляющая - его мотивировка.

Чацкого отличает не просто способность любить горячо и самозабвенно. Любовь переживается им с такой полнотой, силой и богатством ощущений, которые в литературе были раскрыты именно романтизмом и связаны именно с образом романтика.

Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена:

Везде, везде одно мечтанье,

Одно привычное желанье,

Одна привычная печаль.

Ни охлаждающая даль,

Ни долгие лета разлуки...

Души не изменили в нем,

Согретой девственным огнем.

Это Ленский («Евгений Онегин», гл. 2; отд. изд. 1826 г. с указанием: «писано в 1823 году»). А вот - Чацкий:

Пускай в Молчалинс ум бойкий, гений смелый,

Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый Казался прах и суета?

Фраза эта эквивалентна утверждению старого цыгана, характеризующего отношение Алеко к Земфире: «Ты для него дороже мира». И Mip в обоих случаях обозначался через i десятеричное, т.е. фигурировал в значении всего сущего, Вселенной: мир замещался любовью, совпадал с ней в своем главном смысле и объеме.

И еще слова Чацкого, обращенные к Софье:

Память даже вам постыла

Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,

Которые во мне ни даль не охладила,

Пи развлечения, ни перемена мест.

Эта фраза тоже приводит на память другое утверждение - о неизменности любви, не подвластной ни времени, ни обстоятельствам:

Тверда в соблазнах, в горестях верна,

Все та ж в разлуке и в чужих краях И - о, венец! - незыблема в годах...

Дж. Г. Байрон. «Корсар»

Еще не ясны до конца планы Чацкого относительно его будущей деятельности, но одно можно сказать совершенно определенно: в Москву он вернулся прежде всего ради встречи с Софьей, повинуясь силе своей любви. Немаловажный штрих: в дом Фамусова, к Софье, Чацкий является прямо с дороги, не побывав дома, не увидев родных. Возможно, это событие произошло в интервале между первым и вторым действием, но оно словно прошло незамеченным, не оставило в сознании Чацкого никакого следа.

Затем, но мере развития и усугубления личной драмы Чацкого, возрастает и эффект отчуждения, сближающий его судьбу с судьбой романтического персонажа. Уже нет былого добродушия, готовности примириться с окружающими, проявить снисходительность, которую он выражал по приезде в Москву («Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?»). В речах Чацкого звучат тоска, отчаяние, сарказм; он гремит инвективами. И уже не вспоминаются единомышленники из числа молодых людей; он одинок, как оставленное и, в его представлении, всеми гонимое существо («...все гонят! все клянут!»). И новый, вторичный, его отъезд из Москвы - это уже не путешествие, а действительно разрыв, бегство, причем бегство спонтанное, стремительное, даже вне нередко преследуемой романтическим персонажем цели приобщения к естественному народу, т.е. в полном смысле бегство «в никуда» .

И еще один значащий в романтическом контексте штрих. Чацкий, говоря словами Гончарова, «впадает в преувеличения, почти в нстрезвен- ность речи». Это напоминает «преувеличения» романтического персонажа, в частности его «излишество мести» (см. § 5.4), но с одним существенным отличием. Романтический персонаж мог быть резок, не чуток, жесток, но не мог быть смешон; авторская ирония и насмешка обходила его. Не то - Чацкий:

«Чацкий... оказывается лицом комическим и смешным, - подметил П. А. Вяземский. - Так, например, в сцене, когда он, после долгой проповеди , оглядывается и видит, что все слушатели его один за другим ушли; или когда Софья Павловна под носом его запирает дверь комнаты своей на ключ, чтобы от него отделаться» .

К подобным пассажам, конечно, принадлежит и заключительный монолог Чацкого:

«Опять гиперболизмы, преувеличенные, абстрактные образы, отвлеченная фразеология, контрастное противопоставление героя одиночки недостойной толпе, - пишет Н. К. Пиксанов. - Это стиль не реалистический, а иной, и мы вправе назвать его романтическим. Он хорошо знаком нам по одновременным повестям А. А. Бестужева-Марлинского, по его ранним критическим статьям, по его позднейшим собственным частным письмам к друзьям. Нетрудно подобрать многочисленные примеры такой романтико-ораторской стилистики у других декабристов»- .

Все так, только надо добавить, что в грибоедовской комедии эта «романтико-ораторская стилистика» не может быть воспринята вне той сложной, трагикомической ситуации, в которой оказался ее герой. С другой стороны, вспомним Онегина, только что выслушавшего отповедь Татьяны и встретившегося с ее мужем:

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго... навсегда...

Такие «злые минуты», такие щекотливые положения несовместимы со статусом романтического персонажа, но они не раз переживаются Чацким. Вяземский полагал, что это происходило «против умысла и желания автора». Утверждение спорное, но во всяком случае в центральном персонаже комедии Грибоедова намечены уже новые, чрезвычайно смелые характерологические черты.

В связи с этим развивается и важнейший для комедии мотив ума. Просветительская категория ума подвергается строгому анализу, релятивиру- ется - процесс, нашедший параллельное отражение и в русской критике. Так, слова «ум» и «разум», если производить их от слов «емлю» и «разнимаю», утверждал С. П. Шевырев, «будут соответствовать синтетическому и аналитическому действию нашей мыслительной способности» . Поэтому, согласно Шевыреву, у Буало - разум, т.е. анализ ; у современных немецких философов - ум, т.е. синтез как более сложная интеллектуальная деятельность. По Белинскому, Отелло - человек «с обширным умом , но ограниченным рассудком » , чем объясняются его опрометчивые, трагические поступки в повседневной жизни.

Отсюда прихотливая, рискованная, порой странная линия поведения героя комедии Грибоедова. В иерархии душевных способностей, которой придерживается Чацкий, ум занимает высшее место, поэтому уже само наличие ума должно гарантировать то, что он будет любим. Увы, любят не всегда за ум и не всегда умных. Следовательно, и адекватную картину мира не всегда предоставляет именно ум как высшая и единая в себе интеллектуальная способность. То, что именуют умом, на самом деле многоликое явление, составленное из разнообразных способностей и, можно сказать, разновидностей ума. Попытка накинуть на них некую узду бесперспективна и чревата последствиями трагикомического свойства, что и произошло в пьесе. Поэтому грибоедовскос произведение повествует не только о потерпевшем поражение умном - очень умном! - человеке, но и о перипетиях ума, т.е. перед нами комедия ума .

Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова еГоре от ума» была написана в 1820-1824 годах, именно в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в литературе уже появился реализм и активно раз­вивался романтизм. Поэтому в комедии присут­ ствуют как черты классицизма, так и черты ро­ мантизма, а, кроме того, *Горе от ума» по праву считают первым реалистическим произведением.

В своей комедии Грибоедов руководствуется эстетическими принципами классицизма, твор­ чески изменяя их. Так, в основном соблюдается принцип трех единств. Действие происходит только в доме Фамусова и укладывается в сутки: события начинают развиваться рано утром и за­ канчиваются поздно вечером, когда гости разъез­ жаются после бала. Однако единство действия нарушается: помимо сюжетной линии Софья - Молчалин - Чацкий, в комедии присутствует общественный конфликт, который не укладыва­ ется в рамки любовного сюжета. Количество дей­ ствующих лиц также не соответствует класси­ цистическому канону: в «Горе от ума» их более двадцати. Кроме того, для типизации введены внесценические персонажи, что недопустимо в классицистическом произведении, так как нару­шается единство действия.

Грибоедов сохраняет традиционную «систему амплуа». Сюжет основан на развитии «любовно­ го треугольника». В комедии есть героиня, два любовника (герой-любовник и второй любовник), а также горничная, устраивающая их свидания, и отец, не догадывающийся об увлечении собст­ венной дочери. Однако есть и отступления от традиции. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви, а также выполняет функцию резонера. Следует отметить, что и Мол- чалин не подходит под амплуа второго любовни­ ка, ведь он удачлив в любви, но и амплуа первого он тоже не соответствует, так как не является идеальным героем и изображен с негативной ав­ торской оценкой. Выходят за рамки традицион­ных характеров и второстепенные персонажи в этой любовной интриге. Лиза не только субретка, но и своеобразный второй резонер. Она дает мет­ кие характеристики действующим лицам: в экс­ позиции комедии говорит про Фамусова, что, как все московские отцы, хотел бы «зятя он с звездами да с чинами», и с деньгами, «чтоб мог давать он балы*. Также Лиза метко подмечает, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер*. Та­ ким образом, характеры не укладываются в рам­ ки традиционных амплуа, они шире.

В «Горе от ума» также сохраняется принцип «говорящих фамилий » , среди которых можно выделить несколько типов, К первому относятся собственно говорящие фамилии, которые указы­ вают на одну важную черту героя. Например, фа­милия Фамусов, возможно, происходит от латин­ского слова «Гата» - молва. Следовательно, об­ ладатель этого имени - человек, преклоняю­ щийся перед общественным мнением, бо-ящийся сплетен. Но это не единственное качество, на ко­ торое указывает эта фамилия. Ю. Тынянов пред­ положил, что «Фамусов» имеет отношение к анг­ лийскому *^апкшзэ - известный. И действи­ тельно, Павел Афанасьевич достаточно извест­ ный в Москве человек: все наперебой зовут его в гости, на погребенье, на крестины. Фамилия Ту-гоуховский указывает на физический порок пер­сонажа: князь, действительно, был тугим на ухо, Фамилия Репетилов происходит от французского слова «гере^ега - повторять. И на самом деле этот герой не имеет собственных мыслей, а по­ вторяет то, что говорят другие, часто искажая первоначальный смысл услышанного, Молча- лин же не просто молчаливый, но как человек, зависящий от других, не считает возможным свободно выражать свое мнение.

Второй тип - фамилии оценивающие, К ним можно отнести фамилии Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, в которых явно выражено негативное отношение автора к их носителям.

Имя Чацкого ассоциируется с именем Чаада­ ева, философа и общественного деятеля. Другой возможный смысл его фамилии- то, что он в чаду.

Однако ни одна фамилия не раскрывает полно­ стью характера героя, так как характер часто не­ однозначен и не исчерпывается одной чертой.

Композиция комедии в основном соответству­ ет классицистическим канонам. В комедии четы­ре действия: в первом- экспозиция и завязка, во втором - развитие сюжетной линии, в тре­ тьем - кульминация, а в четвертом - развязка. Действие комедии начинают второстепенные персонажи: Лиза и Фамусов, которые вводят зрителя в курс дела.

Также в комедии присутствуют и черты ре­ ализма. По словам Гончарова, Грибоедов умело с помощью группы из двадцати лиц отобразил, как случ света в капле воды, всю прежнюю Москву, ее дух, исторический момент и нравы», что указывает на типичность характеров и обсто­ ятельств, показанных в произведении. Кроме то­го, писатель точен в подборе деталей.

Можно еще отметить, что герои этого произве­ дения не только типы, но и индивидуальности. Фамусов, например, не только служащий в ка зенном месте, но и человек, обладающий своими взглядами и убеждениями, а кроме того - любя­ щий отец и легкомысленный барин, заигрываю­ щий с горничной своей дочери. А Софья способна как на глубокие чувства, так и на подлость. Она беззаветно любит Молчалина и в то же время пускает сплетню о сумасшествии Чацкого.

Таким образом, в произведении, помимо геро­ ев, изображенных с преимущественно отрица­ тельной или положительной оценкой, есть герои, пафос изображения которых неоднозначен, В от­личие от классицистических пьес в комедии Гри­боедова порок не наказан, а добродетель не тор­ жествует. Молчалин скрывается в своей комна­ те до того, как Фамусов появляется на сцене, Чацкий же вынужден бежать из Москвы, «ис­ кать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Можно отметить, что характер конфликта в произведении отчасти романтический, так как одинокая сильная личность противостоит целому обществу, Гончаров писал, что в «Горе от ума* присутствуют два лагеря; с одной стороны, ла­ герь Фамусовых и всей партии «отцов и стар­ ших*, с другой - один пылкий и отважный бо­ ец, «враг исканий». Чацкий единственный из сценических персонажей противостоит всему об­ ществу* Также Гончаров называет роль Чацкого «страдательной*, так как герой «сломлен коли­ чеством старой силы* и вынужден бежать из Москвы, В пьесе присутствуют мотив одиночест­ ва и мотив путешествия, характерные для роман­ тизма. Чацкий пускается в дорогу, спасаясь от прошлого, в надежде избавиться от «мильона терзаний *.

Таким образом, можно сказать, что в пьесе присутствуют элементы трех направлений - классицизма, романтизма и реализма. Слож­ ность творческого метода, которым была написа на комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума*», объ­ ясняется эпохой, когда в литературе одновремен­ но существовало несколько направлений.

Черты классицизма .

Близок классицизму конфликт между умным героем и "нищетой рассудка". От классицизма и единство места и времени, стихотворная форма комедии, поэтика имен, резонерство Чацкого.

А.С.Грибоедов бесспорно соблюдает три знаменитых единства классической пьесы : действие совершается в течение одних суток, в одном месте и развивается вокруг одного главного героя.

Действие комедии начинается на рассвете в доме Фамусова и заканчивается ровно через сутки, когда гости разъезжаются со званого вечера. Однако единство времени и места не вводится формально, как необходимая условность, а содержательно оправда­но. Не случайно в конце пьесы Чацкий говорит:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день прожить успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Достаточно было одного дня для того, чтобы произошел этот конфликт. Чацкий, с его бескомпромиссным характером, игрой ума, страстью влюбленного и фамусовское общество, с его консерватиз­мом и недоверием к образованному молодому человеку, не могут найти общего языка даже при столь непродолжительном общении. Единство места тоже мотивировано сюжетом и кон­фликтом. Особняк Фамусова является в комедии симво­лом всей Москвы. В репликах Лизы, Фамусова, самого главного героя и других персонажей происходящее в доме осмысляется в масштабе первопрестольной («Как все мос­ковские, ваш батюшка таков...», «На всех московских есть особый отпечаток...» и т. д.). Центральной фигурой действия является Чацкий. Именно с момента его появления в доме Фамусова завязывается конфликт. Заканчивается пьеса отъездом героя из Москвы. Принцип единства действия означает, что в произве­дении все события разворачиваются вокруг фигуры главного героя, и присутствует один, не осложненный побочными сюжет­ными линиями конфликт, который полностью разрешается в конце. В финале классический пьесы окончательно торжествует добродетель и наказывается порок. Автор комедии ни одно из этих требо­ваний не выполняет в точности. Произведение имеет два конфликта и, соответственно, две тесно переплетающиеся сюжетные линии: любовную и общественную. Конфликт сначала завязывается как любовный, затем осложняется противостоянием мнений. Обе линии, тесно переплетаясь, достигают кульминации в 4-ом действии. Любовная линия заканчивается разоблачением Молчалина, жизненной катастрофой Софьи и горечью обманутого чувства для Чацкого. Общественный конфликт не получает развязки на сцене. Зритель может лишь догадываться, куда отправится Чацкий, и какой резонанс получит его посещение дома Фамусова. Вместо предписанной классической композиции, состоящей из 3-х или 5-ти действий, Грибоедов пишет пьесу из 4-х . Открытость финала, отсутствие полного разрешения конфликта, тор­жества добродетели и наказания порока , могут считаться новаторством Грибоедова.

Автор использует говорящие фамилии : Фамусов (от латинского "fama" - молва), Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Тугоуховские, Репетилов (от "repeter" - повторять). Однако функция их иная, чем в классицизме. Почти все фамилии соотнесены по значению со словами "говорить", "слышать", "повторять", "молчать", что подводит к важнейшей теме пьесы - мотиву глухоты и сплетни. В фамилиях задан опреде­ленный круг ассоциаций, который в целом не упрощает, а наоборот, осложняет понимание характера, выявляя в нем какую-то новую грань. Имена героев значимы не только по отдельности, но и все вместе: в совокупности они составляют важный символический ключ к понима­нию проблематики «Горя от ума». Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме.

Не отказался автор от традиционных амплуа : обманутый отец, недалекий военный, горничная, участвующая в любовной интриге своей госпожи, комическая старуха. Эти амплуа определяли комедийный ансамбль классической пьесы, редко превышающий 10-12 действующих лиц. Грибоедов нарушает этот канон, создавая "многолюдную" пьесу и вводя огромное количество второстепенных и внесценических персонажей. Внесценические персо­нажи создают своеобразный исторический фона комедийного действия, позволяют расширить временные и пространственные рамки пьесы, углубляют характери­стики тех главных героев, которые о них рассказывают, и, наконец, убеждают зрителя, что Чацкий одинок только на сцене.

Таким образом, выясняется, что Грибоедов лишь формально сохраняет классицистические рамки, напол­няя их социально-психологи­ческим содержанием . Достоверность характеров сочетается с авторской иронией по отноше­нию к привычному стилю изображения - классицизму.

Черты романтизма .

Монологи Чацкого - это выражение его позиции. Прежде всего это монологи, произнесенные во втором действии. Вся его критика в адрес фамусовского общества вполне может быть представлена как самостоятельные инвективы, направленные против дворянской консервативной помещичьей среды, эти монологи могут быть использованы декабристами как пропагандистские материалы, наряду с гражданской лирикой. Это критика современного общества, в монологах соединяются и черты элегий, и од, и сатир. Так или иначе, это тексты, которые могут выступать самостоятельными лирическими выступлениями. Эти монологи можно определить как монологи гражданско-романтического плана.

Романтизм Чацкого проявляется и в том, что один противопоставлен толпе. Тема одиночества в толпе - типичная для романтизма. Непримиримое противоречие с миром, противоречие между Я и Общество очень характерно для Чацкого. Грибоедов рисует действительно одинокого героя, хотя есть упоминаемые несценические персонажи - «мы, молодые люди», это новое поколение, в котором есть другие, не такие, как Молчалин. Конфликт этот не между «веком нынешним и веком минувшим». Век нынешний отличается от века Екатерины тем, что в этом веке являются новые люди, как Чацкий, которые не гонятся за чинами, а предпочитают занятия науками и искусствами, свободные от карьеристских выступлений, свободные от меркантилизма. Эти люди уже подвергают осмеянию тех, кто готов стучать лбом об пол, лишь бы шли ему чины и деньги. То есть появляются люди с новой позицией. Эти и отличается век Александра от века Екатерины. Фамусов и Максим Петрович остаются в прошлом. Нет напрямую конфликта с веком минувшим. Век нынешний объединяет всех героев, конфликт внутри века, а не между веками. Конфликт между героями с разными мировоззрениями. Место действия - «барская Москва». Москва - это еще и консервативный город, в те годы более консервативный, чем Петербург. Фамусовская Москва - квинтэссенция консерватизма. Человек с новой позицией и новыми предпочтениями является в Москву и осмеивает ее, смеет критически взглянуть на то, что было абсолютным. Этот новый подход и отличает этого героя, и он может считаться персонажем, который близок декабристскому движению. Новый герой с гражданско-романтическими настроениями и чертами, одинокий, противостоит консервативному Фамусовскому обществу. Конфликт этот романтический, романтическое здесь проявляется и в отказе от классицистических требований, и в синтезе жанровых элементах.

Черты реализма . Конфликт пьесы отражает важнейшее противоречие действительности, а понимание действительности и порождаемых ею характером проникнуто историзмом. Реализм пьесы сказался и в принципах изображения ее персонажей. При единой сущности фамусовского общества каждый из них дан во всей определенности своего индивидуального облика, причем это полные, многосторонние характеры. Фамусов - не только мракобес, но и строгий начальник и любящий отец и тд.

Реалистичность характером достигается и зачет колоритности их языка, напыщенного просторечием: командирская речь Скалозуба, угоднический язык Молчалина, барская речь полуграмотной Хлестовой. Реализм речевой характеристики направлен на выражение не только профессионального, сословного и культурного облика, но и психологического.

Задачам реалистического изображения подчинен и басенный стих комедии - вольный ямб от одностопного до шестистопного.

Написанная в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования трех методов: классицизма, романтизма и критического реализма. Комедия А. С. Грибоедова была своеобразным опытом соединения всех этих методов, отдельные их черты четко вырисовываются и на уровне содержания и на уровне формы.
Из теории литературы известно, что эти два понятия неразрывно связаны между собой, и нередко можно встретить мнение о том, что содержание всегда формально, а форма содержательна. Поэтому при рассмотрении содержания комедии А. С. Грибоедова мы будем обращаться к теме, проблеме и идейно-эмоциональной оценке, а в вопросах формы будем изучать предметную изобразительность, сюжет, композицию и художественную речь.
Суть комедии - горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной и “ум” понимался широко - как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но “вольнодумном”, носителе новых идей. Пылкость таких “умников” сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и обывателей “безумием”, “горем от ума”.
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва “чудаком”, “странным человеком”, а потом - просто сумасшедшим. “Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?” - уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.
Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе “мучителей”, оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.
Отсюда можно сделать вывод, что проблематика комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.
Можно выделить еще одну неклассицистическую черту в этом произведении. Если из закона “трех единств” единство места и времени соблюдено, то единство действия - нет. Действительно, все четыре действия происходят в Москве, в доме Фамусова. В течение одних суток Чацкий открывает обман, и, появившись на рассвете, он на рассвете уезжает. А вот линия сюжета не однолинейна. В пьесе две завязки: одна - это холодный прием Чацкого Софьей, другая - столкновение между Чацким и Фамусовым и фаму-совским обществом; две сюжетные линии, две кульминации и одна общая развязка. Такая форма произведения показала новаторство А, С. Грибоедова.
Но в комедии сохраняются некоторые другие черты классицизма. Так, главный герой Чацкий - дворянин, образованный, начитанный, остроумный молодой человек. Здесь художник верен традиции французских классицистов - ставить в центре героев, царей, военачальников или вельмож. Интересен образ Лизы. В “Горе от ума” она слишком
вольно держится для служанки и похожа на героиню классической комедии, бойкую, находчивую, вмешивающуюся в любовные интриги своих господ.
К тому же комедия написана преимущественно низким стилем и в этом тоже новаторство А. С. Грибоедова.
Весьма интересно проявились черты романтизма в произведении, ибо проблематика “Горя от ума” частично носит романтический характер. В центре не только дворянин, но и человек, разочаровавшийся в силе разума, ищущий себя в сфере иррационального, в сфере чувств, но Чацкий несчастен в любви, он фатально одинок. Отсюда - социальный конфликт с представителями московского барства, трагедия ума.
Характерна для романтизма и тема скитаний по свету: Чацкий, не успев приехать в Москву, с рассветом ее покидает.
В комедии А. С. Грибоедова проявляются зачатки нового для того времени метода - критического реализма. В частности, соблюдаются два из трех его правил. Это социальность и эстетический материализм.
Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы, определяющие их психологию и поведение. В “Горе от ума” создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений, как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).
Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае - это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.
Также синкретичен и язык комедии А. С. Грибоедова. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка. Еще А. С. Пушкин предсказал, что добрая часть фраз комедии станут крылатыми.
Таким образом, комедия Александра Сергеевича Грибоедова - это сложный синтез трех литературных методов, соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с другой - целостная панорама русской жизни начала XIX века.