Здоровье

Доклад: Живая Россия в поэме Н. Гоголя Мертвые души

Мертвые души” - гениальное произведение русской и мировой литературы, написанное в 1841 году. В нем нашли отражение наиболее важные черты эпохи, современной писателю, эпохи кризиса крепостнической системы. В. Г. Белинский назвал поэму “творением, выхваченным из тайника народной жизни, беспощадно сдергивающим покров с действительности”.
В произведении реалистически показаны две Руси: Русь чиновно-помещичъя и Русь народная. Помещики и чиновники забыли свой гражданский долг перед обществом, свои обязанности перед народом - и в этом, как считает Н. В. Гоголь, - основное зло социально-политической системы России.
В системе образов поэмы крестьяне не занимают столь уж большого места по сравнению с образами помещиков и чиновников. Сатира Гоголя была направлена именно против этих общественных групп, однако тема народа, тема крепостного крестьянства органически входит в произведение. Автор размышляет о трагической судьбе народа, также подвергая его сатирическому обличению. Гоголь смеется над примитивностью, неразвитостью, духовным убожеством русских мужиков, но смеется сквозь слезы. Причину трагической судьбы народа автор видит в многовековом рабстве и произволе со стороны господствующих сословий.
К числу таких образов можно отнести образ кучера Селифана, пьяного, разговаривающего с лошадью, лакея Петрушки, имеющего из-за крайне редкого посещения бани “особенный запах”, занятого своим беспорядочным чтением, вернее процессом чтения, при котором из букв складываются слова. Кроме людей Чичикова, в поэме с мастерством начертаны образы мужиков, рассуждающих, доедет ли колесо барской брички до Москвы или до Казани. Таковы дядя Миняй и дядя Митяй, бестолково помогающие Чичикову разъехаться со встречным экипажем, “черноногая” девчонка Пелагея, провожающая Чичикова от имения Коробочки до большой дороги, не умеющая отличить, где право, где лево.
Однако отношение автора к народу в поэме двояко. Здесь мы видим также раздумья автора о живой душе русского народа. Писатель верит в его жизненную силу, в его прекрасное будущее. Этот идейный мотив получил выражение в лирических отступлениях, которыми наполнено произведение.
Одно из них появляется в конце пятой главы по поводу прозвища, данного крестьянами Плюшкину. Восхищаясь меткостью русского слова, в котором выразился “сам самородок, живой и бойкий русский ум”, Гоголь высказывает общее мнение: “...всякий народ, носящий в себе залог сил... своеобразно отличается каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера”. Русский народ относится к числу именно таких: он полон “творящих способностей души”. В шестой главе перед читателем проносится галерея умерших крестьян Собакевича. Это и плотник-богатырь Степан Пробка, и кирпичник-умелец Милушкин, и чудо-сапожник Максим Телятников, и искусный каретник Михеев, и торговый человек Еремей Сорокоплехин, и сотни тысяч других работников, что пахали, строили, кормили, одевали всю Русь.
Важное значение в этой связи приобретают вложенные в уста Чичикова размышления автора о судьбах крепостных в седьмой главе. Все они “тянут лямку под одну бесконечную, как Русь, песню”.
Особой поэтической силы и выразительности достигает в поэме образ Абакума Фырова, бежавшего от своего хозяина и “взлюбившего вольную жизнь”. Этот образ глубоко символичен: в нем ярко отражается могучая, широкая, свободолюбивая душа русского народа.
Важное место в поэме занимают страницы, где ведется разговор о бунте крестьян. В произведении он встречается трижды: когда городские чиновники советуют Чичикову взять конвой для сопровождения купленных крестьян в Херсонскую губернию, мужики ночью убивают “земскую полицию” в лице заседателя Дробяжкина; капитан Копейкин становится предводителем шайки разбойников.
В “Мертвых душах” нашла отражение ненависть народа к крепостному праву и крепостникам. Мотив заслуженного возмездия звучит в эмоциональном описании помещичьего разгула, обставленного с разорительной роскошью: “Полгубернии разодето и весело гуляет под деревьями.... и... уходя глубже в непробудный мрак, негодуют суровые вершины дерев на сей мишурный блеск, осветивший снизу их корни”. Создается символический образ неминуемой кары для прожигателей богатств, добытых крестьянским трудом.
В лирической концовке первого тома поэмы автор еще раз с восхищением упоминает о русском народе: птица-тройка, летящая по необъятным просторам Руси, могла родиться только у “бойкого народа”. Образ русской тройки, приобретающий в поэме символическое значение, неразрывно связан для Гоголя с образами “ярославского расторопного мужика”, одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, ямщика, примостившегося “черт знает на чем” и лихо, под задорную песню управляющего бешеной тройкой. Этот образ выражает в себе все то высокое и прекрасное, что есть в русской нации, и прежде всего - стремление к свободе, к прекрасному будущему. Однако путь этот неведом автору: “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”.
В своем произведении Гоголь реалистически показал типичные образы русского крестьянства, выразил свое видение русского национального характера. При этом Русь народная противопоставлена автором Руси помещичье-чиновной. Автор не закрывает глаза на примитивность народа, но видит в мужике прежде всего человека с живой душой, талантливого, трудолюбивого, свободолюбивого человека.
И, С. Тургенев высоко оценил вклад Гоголя в русскую литературу: “Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих”.


1. Неоднозначная оценка поэмы критиками.
2. «Живая душа» России и ее составляющие — суть замысла поэмы «Мертвые души».
3. Образ птицы-тройки как символа удивительной жизнеспособности Руси.

Творенье чисто русское, национальное, выхваченное из тайников народной жизни...
В. Г. Белинский

Эти слова критика-демократа В. Г. Белинского о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» являются следствием глубокого проникновения в суть замысла творца «Мертвых душ». Гоголь сам признавался в письме А. С. Пушкину, что в этом произведении он хотел показать «всю Русь», какая она есть на самом деле.

В адрес писателя раздавалось много нелицеприятных слов со стороны критиков славянофильского толка, что в поэме собран один негатив. На первый взгляд, это действительно так. Показанные герои: помещики, жители губернского города, центральный персонаж Павел Иванович Чичиков, даже народ, — далеки от совершенства. Что мы видим глазами Чичикова — покосившиеся избы, бесхозяйственных мечтателей, пустозвонов и буянов, пустоту и продажность чиновников, бессмысленное скопидомство и утрату человеческого достоинства. Простой народ предстает безграмотным и забитым, живущим как придется и ничего не делающим для улучшения своего положения. Слуга Чичикова Петрушка, кучер Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй, плюшкинские Прошка и Мавра, девочка Пелагея, не различающая «право и лево», нетрезвые два мужика у кабака, со спора которых, доедет или не доедет коляска до Москвы, начинается поэма — существуют в своем узком, недалеком мирке. Даже занимаясь чем-то, они либо не достигают результата, либо просто не понимают назначения этого занятия. Например, Петрушка, вроде бы читает, но следит не за содержанием и заложенном в нем смысле, а за тем, как буквы складываются в слова. Подобно ему дядя Митяй и дядя Миняй не могут развести лошадей, которые запутались в постромках.

Вместе с тем эта картина является важным, но не основным элементом поэмы. Суть ее в другом. Н. Г. Чернышевский очень точно сказал о Гоголе: «Ни в ком из наших великих писателей не выражалось так живо и ясно сознание своего патриотического значения, как в Гоголе. Он прямо себя считал человеком, призванным служить не искусству, а отечеству; он думал о себе: «Я не поэт, я гражданин». Можно поспорить с писателем-демократом в оценке художественного дара Гоголя, который, на мой взгляд, был и остается одним из непревзойденных мастеров слова в русской литературе. Но Чернышевский прав в другом — эта поэма явилась гражданским подвигом Гоголя-писателя.

Н. В. Гоголь говорил о том, что в его комедии «Ревизор» есть один положительный герой — смех. В первом томе «Мертвых душ» положительным героем является «живая душа» России. Только здесь к смеху писателя присоединяются боль, горечь и надежда. «Живая душа» России, по Гоголю, заключена в ее великой истории, ее безграничном просторе, ее величавости, таланте и мудрости ее народа.

«Мертвые души» — это поэма о России и для России. Автор показал неприглядность современного существования для того, чтобы пробудить в читателях чувство неприятия этой «омертвевшей» действительности, чтобы заставить задуматься над смыслом своего существования, о будущем страны. Понятие «мертвые души» — многопланово, оно постоянно меняет плоскость восприятия и толкования: это и умершие крепостные, и духовно омертвевшие помещики и чиновники. Причем первых нет на свете, но память о них, их делах, их труде жива, вторые, казалось бы, живут, но их интересы и образ жизни — мертвы. Их не будет, и о них не вспомнит никто, даже их потомки. Так на кого же опирается современная Русь, кто является источником ее настоящих и будущих устремлений?

Замысел «Мертвых душ» построен так, что описание России народной, России живой дано в гораздо меньших объемах, чем описание России помещичьей. Но по своему поэтическому напряжению и эмоциональному накалу место, которое занимает Россия живая в поэме, намного превосходит все остальное. В лирических отступлениях, раздумьях о судьбах народа слышится величайший гуманизм писателя. Как образно отмечали исследователи, его грустная, несущаяся «по всему лицу земли русской» песня. С особой теплотой и сердечностью автор описывает образы умерших и беглых, затерявшихся на бескрайних просторах Руси крестьян.

Гоголь восхищается их трудолюбием, выносливостью, физической силой, внутренней красотой. Экипажи каретника Михеева славились на всю округу своей необыкновенной прочностью и красотой. Плотник-богатырь Степан Пробка «все губернию исходил с топором за поясом и сапогами на плечах». Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников — «что шилом кольнет, то и сапоги». Еще в раннем своем творчестве Н. В. Гоголь с восхищением и любовью говорил о способностях народа, его смелости, красоте, удали, трудолюбии: т «Русский человек способен ко всему и привыкнет ко всякому климату. Пошли его жить на Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».

Вместе с тем есть у Гоголя и такая фраза: «...нет житья русскому человеку, все немцы мешают, да русские помещики шкуру дерут». Жажда свободы и угнетение толкают крестьян на бегство то в разбойники, то в бунтари, то в бурлаки, «таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». Песни народа — особая тема у Гоголя: «Еще доселе загадка — этот необъятный разгул, который, слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек».

Тема крестьянских бунтов также представлена в поэме. Нерастраченная энергия, не находящая выхода внутренняя сила может привести к «разгулу широкой жизни». В этом состоит предупреждение и опасение писателя. Но в этом же и спасение России, путь к возрождению: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе, открыто, пустынно и ровно все в тебе;... но какая же непостижимая... сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается твоя тоскливая... песня? Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть места, где развернуться и пройтись ему?»

В лирических отступлениях Русь предстает в символическом образе птицы-тройки, олицетворяющей мощь и неисчерпаемость внутренних сил. Этот символ России оказался точным выражением ее пути, ее удивительной жизнеспособности и устремленности в будущее.

Пахомова С.И., учитель МОУ «СОШ № 36», го Саранск, РМ

ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ.

«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

Задачи : помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитическое и выразительное чтение, устную монологическую речь, воспитывать неравнодушие к судьбе народа и страны, ответственность за ее будущее.

Оборудование : книги, портрет писателя, рисунки к поэме Лаптева, Агина, Боклевского, В.С.Коровина.

Предварительные групповые задания на дом к уроку:

1 . Выборочные аналитические пересказы дядя Миняй и дядя Митяй (гл.5), крепостная девчонка Коробочки Пелагея (гл.3, стр.287-289),

2. Подробный художественный пересказ

3.Выборочный аналитический пересказ (гл.3 беседа Коробочки с Чичиковым, с.280,281: преискусный кузнец, славные работницы; гл.5, Чичиков-Собакевич, с.326: каретник Михеев, плотник Пробка Степан, печник, сапожник).

ВСЕМ: В ыразительное чтение. гл.7 ,с.355-359 «Чичиков проснулся…» с предложения «Когда взглянул он потом на эти листики» до «таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню».

Гоголь чувствовал, и многие другие

Чувствовали с ним – позади мертвых

Душ – души живые.

А.И.Герцен

1. Актуализация внимания учащихся.

Прочитаны главы о помещиках, прослежена история взлетов и падений Павла Ивановича Чичикова, который сейчас, как свидетельствуют страницы поэмы, ездит по разбитым колеям России и скупает у помещиков мертвые души.

Прекраснодушный Манилов, расчетливая дубинноголовая Коробочка, лгун, буян, «исторический» человек Ноздрев, медведь-кулак Собакевич, «прореха на человечестве» Плюшкин – вот настоящие мертвые души, вот нравственные уроды. А история взросления и предпринимательства Чичикова – история процветания подлеца и мошенника. Но не они станут героями нашей встречи.

ЗАПИШЕМ тему урока. Не парадокс ли: мертвые души – живая Русь? О ком пойдет речь на уроке? …о народе

2. Работа с эпиграфом (чтение, запись).

3. Работа над образом народной России.

И у того же Герцена, революционера-демократа, писателя-философа, друга Н.П.Огарева, читаем: «…Мертвые души» Гоголя – удивительная книга. Горький упрек современной Руси, но не безнадежный. Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там он видит удалую, полную силы национальность».

Да, не просто в навозных испарениях, грязи и коросте увидеть птицу-тройку. Но попытка не пытка. Нашу беседу построим именно так, как преподносит ее

  • Русь бесталанная. «Ты и убогая,.. ты и забитая, матушка Русь»
  • Талантливая, разгульная и вольная Русь. «Ты и обильная,.. ты и всесильная, матушка Русь!».
  • «Русь! Какая сверкающая, чудная даль!» Раздумья о будущем.

А) - Люди из народа занимают значительное место в поэме. Одни из них проходят через все произведение, о других автор упоминает лишь в связи с отдельными событиями и сценами. Юмористически обрисованы Петрушка и Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй, Прошка и девчонка Пелагея. Присмотримся к ним. СЛУШАЕМ, ЗАПИСЫВАЕМ ГЛАВНОЕ. Выборочные аналитические пересказы дядя Миняй и дядя Митяй (гл.5), крепостная девчонка Коробочки Пелагея (гл.3, стр.287-289), Селифан разговаривает с лошадью пространно на философские темы, Петрушка, читая, удивляется, как из букв слова складываются.

Подробный художественный пересказ о прогулке Петрушки и Селифана в питейное заведение (гл.7 в последнем абзаце со слов «Прогулку сделали они недалеко» до конца главы).

ВЫВОД (ЗАПИСЬ). Узок духовный мир этих забитых, бестолковых людей. Их поступки вызывают горький смех

Б) - Однако Гоголь видит и показывает и светлые стороны народной жизни. Талантливость, трудолюбие, жизнеспособность мужика признают те же помещики, чиновники. Вот из разговора губернских чиновников, которые обсуждают новоявленного херсонского помещика Чичикова и его крестьян: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».

Крепостные крестьяне трудолюбивы. Любая работа спорится в их руках.

СЛУШАЕМ, ЗАПИСЫВАЕМ ГЛАВНОЕ. В ыборочные аналитические пересказы, запись ключевых понятий (гл.3 беседа Коробочки с Чичиковым, с.280,281: преискусный кузнец, славные работницы, Гл.5 , Чичиков-Собакевич, с.326: каретник Михеев, плотник Пробка Степан, печник, сапожник).

Эпическое повествование в «Мертвых душах» часто прерывается взволнованными монологами автора – лирическими отступлениями. Вот и сейчас вы услышите лирическое отступление о метком русском слове. Подумайте, что вносит это лирическое отступление в создание образа живой Руси (такое слово мог создать только талантливый, остроумный народ) . гл.5 ,с.332, предпоследний абзац ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ.

Едет Чичиков от Собакевича, читает неспешно списки мертвых душ с подробнейшими разъяснениями и размышляет о своем приобретении, о народе. Почитаем и мы: найдите подтверждение оборотистости, смекалки, вольного духа людей из народа, их широты души. Выборочное чтение (гл.7 , с.355-359 абзац «Чичиков проснулся…» с предложения «Когда взглянул он потом на эти листики» до «таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню».

ВЫВОД (ЗАПИСЬ). Оборотистый, смекалистый, мастеровой народ. Разгульная и вольная Русь Гоголь рисует не только забитых рабством, не только талантливых мастеровых, но и могучих духом, свободолюбивых людей.

В) - Рядом с конкретными образами русских людей-тружеников в поэме возникает обобщенный, символический образ народа-богатыря. Поэт-патриот верил в великие силы народа и с ним связывал будущее России.

Образ народа-творца сливается с образом Родины. Ее горячо любит автор, ей посвящает он свою жизнь и свое творчество.

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ выборочно из лирических отступлений «Русь», «Дорога», «Тройка»? Куда ж несешься ты, птица-тройка? Дай ответ!

4. Заключительное слово учителя.

Все надежды на обновление жизни писатель связывает с молодым поколением: « Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

5. Домащнее задание: на выбор по материалу урока 1.творческая работа-рефлексия «Мысли по прочитанному», 2. Синквейн.


"Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность"

В.Г.Белинский

Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества. В поэме изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу -- крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Трагическая судьба закрепощенного народа особенно сильно чувствуется в образах крепостных людей. Ими Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало не то, о чем читал он, а процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит".

Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-бюрократического строя сего дикими полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом. В этом отношении глубокое значение имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах в седьмой главе поэмы.

Коробочка имеет хорошенькую деревню, у нее полон двор всякой птицы, имеются "просторные огороды с капустой, луком, картофелем", есть яблони и другие фруктовые деревья.

Живут зажиточно, в достатке почти что, восемьдесят душ,

Едят довольно, сытно-сладко: в хозяйстве много яблок, груш,

Свиней, коров, гусей, индюшек, медку, мочала и пеньки,

Лошадок, курочек-несушек, пшеничной и ржаной муки...

За Коробочкой в гоголевской галерее крепостников следует еще один представитель помещиков - Ноздрев. Это непоседа, герой ярмарок, попоек и карточного стола. Его хозяйство крайне запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как "отец родной", среди большого семейства. Доходы, получаемые с крестьян, он тут же пропивает. Это говорит о его нравственном падении, безразличии к людям.

Усадьба Ноздрева помогает лучше понять и его характер, и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно. Поэтому нетрудно сделать вывод о бесправном и нищенском положении крепостных Ноздрева. В отличие от Коробочки, Ноздрев не склонен к мелкому скопидомству. Его идеал - люди, всегда умеющие весело прожигать жизнь, не обремененные никакими заботами. В главе о Ноздреве мало деталей, отражающих быт его крепостных крестьян, но само описание помещика даёт исчерпывающую информацию об этом, поскольку для Ноздрева крепостные люди и имущество - равнозначные понятия.

Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Гоголь сообщает, что Плюшкин - мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем его крепостные. Главу о нем он считал одной из самых трудных. Ведь Плюшкин не только завершает галерею помещичьих "мертвых душ" - этот человек несет в себе наиболее явные признаки неизлечимой смертельной болезни. Судьба крепостных Плюшкина особенно впечатляюще говорит о трагической участи русского народа, которым правят алчные, жадные, пустые, расточительные и выживающие из ума люди. Поэтому гоголевская поэма неизбежно заставляет задуматься о том, каким страшным злом России на протяжении веков было крепостное рабство, как оно калечило и ломало судьбы людей, тормозило экономическое и культурное развитие страны.

Свойственное Коробочке накопительство превратилось у практичного помещика Собакевича в подлинное кулачество. Безудержная страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать все новые и новые средства наживы. Это-то и заставляет его активно применять новшества: в своем поместье он вводит денежный оброк. На крепостных он смотрит только как на рабочую силу и, хоть поставил мужикам избы, на диво срубленные, сдерет с них три шкуры. Некоторых крестьян он перевел на денежно-оброчную систему, выгодную помещику. Собакевич заботится о своих крепостных, конечно не из человеколюбия, а из соображения: обидишь мужика - "тебе же хуже будет". Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка (не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян).

Собакевич -- ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за "мертвых душ" обнаруживает определяющую черту его характера -- неудержимое стремление к наживе, алчность, стяжательство. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищный аппетит или портреты полководцев с толстыми ногами и "неслыханными усами", украшавшими его кабинет.

В отличие от остальных помещиков он сразу понял сущность Чичикова. Собакевич - это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды. В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду.

Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Эти нравственные уроды, как показывает Гоголь, порождены крепостнической действительностью и раскрывают сущность крепостнических отношений, основанных на угнетении и эксплуатации крестьянства. Произведение Гоголя ошеломило прежде всего правящие круги и помещиков. Идейные защитники крепостного права доказывали, что дворянство - лучшая часть населения России, страстные патриоты, опора государства. Гоголь образами помещиков развеял этот миф. Герцен говорил, что помещики "проходят перед нами без масок, без прикрас, льстецы и обжоры, угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих врагов, пьющие жизнь и кровь народа... "Мертвые души" потрясли всю Россию".

С огромной силой Гоголь предъявил обвинение крепостническому строю, всему укладу жизни, в которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество - типичные и обыденные жизненные явления. Поэма потрясла всю Россию, так как пробуждала самосознание русского народа.

Образ Родины Гоголь изобразил реально, но с гневом. Крепостное право тормозило развитие России. Запущенные деревни, унылый быт, крепостное право не увеличивали достоинства России, не возвеличивали ее, а тянули в прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки - это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главенствующая роль в мировом развитии.

Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".

Работу над "Мертвыми душами" Гоголь начал еще в 1835 году по совету Пушкина и на сюжет, подсказанный им. Сам писатель неоднократно подчеркивал грандиозность и широту своего замысла: “...какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!” - сообщал он Жуковскому в 1836 году.
В “Мертвых душах” Гоголь поставил самые острые и больные вопросы современной жизни. Он показал разложение крепостного строя, историческую обреченность его представителей. Вместе с тем Гоголь дал уничтожающую оценку тем проявлениям новых, буржуазных тенденций, стремлению к обогащению, носителем которых выступает Павел Иванович Чичиков. Уже само название поэмы - “Мертвые души” - имело огромную разоблачающую силу, носило в себе, по словам Герцена, “что-то наводящее ужас”, “иначе он не мог назвать; не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы. Маниловы и все им подобные - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу”
“Уездный сентиментальный мечтатель”, “размазня”, по слову Белинского. Манилов, казалось бы, не только безобиден, но и приятен в своем обращении. Он услужлив, любезен, гостеприимен. Манилов мечтает о “благополучии дружеской жизни”, строит фантастические планы будущих усовершенствований. Но это пустой фразер, "небокоптитель", у которого слова расходятся с делом.
Коробочка - жадная накопительница, “дубиноголовая”, как ее назвал Гоголь, лишенная всяких других чувств стяжательница. Крохоборство, скупость, мелочная алчность, подозрительность, полное отсутствие всяких интересов отличает эту провинциальную помещицу, одну “из тех матушек небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”.
Ярким типом, сочетающим в себе наглость, лживость, назойливость, беспринципность и полную неразборчивость в средствах для достижения своих корыстных и низменных целей, является плут и негодяй Ноздрев.
Помещик Собакевич как бы символизирует мрачный и тяжеловесный крепостной уклад. Это - заядлый и убежденный крепостник, цинично обнажающий свою грубую и человеконенавистническую натуру. Он враждебно относится ко всему новому, для него ненавистна сама мысль о “просвещении”.
Замыкает эту галерею Плюшкин - предел человеческого падения, страшная карикатура на собственника. Среди мировых образов скупца, созданных Шекспиром, Мольером, Пушкиным, Бальзаком. Плюшкин занимает особое место, выделяясь утратой всего человеческого. Скупость стала его болезнью, страстью. Это даже не столько комическая, сколько трагическая фигура.
Страшному в своей неподвижности и косности миру помещиков, цепляющихся за старое, живущих в сфере патриархально-крепостнических устоев, противостоит ловкий и предприимчивый аферист Павел Иванович Чичиков, на скупке которым “мертвых душ” - крепостных, еще числившихся в ревизских списках, основан сюжет поэмы.
Чичиков - человек новой формации. Он делец, “приобретатель”, “рыцарь копейки”, в котором уже сказались отрицательные черты проникновения в Россию новых буржуазно-капиталистических веяний, растущего значения денежных отношений. Показное благополучие Чичикова - лишь маска, прикрывающая беспредельный эгоизм и душевную нечистоплотность.
Сатира, “смех” Гоголя в “Мертвых душах” проникнуты горьким раздумьем, напряженным, скорбным чувством автора. Показывая все уродство и духовное убожество своих героев, он все время переживает утрату в них человеческого начала. Это “смех сквозь слезы”, как определил писатель своеобразие своего творческого метода.
Поэму восторженно приветствовал Белинский, увидевший в ней “творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, кровною любовию к плодовитому зерну русской жизни: творение необъятно художественное...”.

Задачи и тесты по теме "Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души."

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени) - Сложноподчинённое предложение 9 класс

    Уроков: 3 Заданий: 7 Тестов: 1