Деньги

Древние гусли. Сообщение о гуслях

Последние несколько лет в обществе отчетливо прослеживается тенденция возвращения к корням, к истокам. Люди устали от иноземной культуры, хлынувшей в Россию в 90-е годы прошлого века. Создается впечатление, что все уже пресытились американскими фильмами, китайскими товарами, зарубежной музыкой, непривычной экзотической едой. В моду входят рестораны русской кухни , появляется качественное русское кино, возрождается интерес к родной стране, ее культуре, искусству, истории. Детям дают исконно русские, славянские имена.
Возрождается интерес к славянской и древнерусской живописи, литературе и музыке. Набирает популярность такой музыкальный жанр, как фолк, фолк-рок, исполнение народных песен, в каждом городе есть немало народных коллективов, успешно выступающих на различных массовых мероприятиях. Невольно рождаются ассоциации с древнерусской культурой, где музыканты были почетными и желанными гостями на любом празднике.

В русской культуре с древних времен музыка сопровождала человека во всех сферах его жизни. Музыкальные инструменты отличались разнообразием и имели не только развлекательное, но и сакральное значение, использовались в различных обрядах и культовых мероприятиях, а также в прикладных целях – например, пастухи дудели в рожок, собирая стадо. Можно разделить самые популярные и любимые музыкальные инструменты на несколько групп по способу извлечения звуков – ударные (трещотки, колотушки, ложки, пастуший барабан), духовые (дудки, свистульки, свирель, жалейка, рожок), и струнные (гусли, балалайка).

Один из наиболее любимых и известных инструментов, конечно же, гусли

Гусли - самый древний русский щипковый струнный музыкальный инструмент – первые упоминания о гуслях найдены в источниках 5 века нашей эры. Более современной разновидностью гуслей является арфа. Музыкант, играющий на гуслях, называется гусляром. Играли на гуслях как соло, так и в ансамбле, самостоятельно и в качестве аккомпанемента пению. Репертуар, исполняемый на гуслях, очень разнообразен и находил применение во всех сферах жизни – духовной, праздничной, обрядовой. Крыловидные, или звончатые, гусли имеют от 5 до 14 струн, играть на них нужно, перебирая все струны, «бряцая», и глуша пальцами другой руки ненужные звуки. На таких гуслях играли «под песни», «под пляску» и даже «под драку», эта разновидность считается простой, «народной», такие гусли были даже в бедных домах. На шлемовидных гуслях все 10-25 струн при игре защипываются пальцами обеих рук. Такой инструмент больше подходит для исполнения песенных мелодий, на них играли певцы-сказители и профессиональные музыканты. Под гусельный аккомпанемент исполнялись и до сих пор исполняются былины, сказания и более эпические вещи, например, «Слово о полку Игореве».

По одной из версий, предком русских гуслей является древнегреческая кифара, но все же этот звучный струнный инструмент неизменно вызывает ассоциации с русскими сказаниями и былинами. На гуслях играли любимые эпические герои - и Добрыня Никитич, и Боян, и новгородский купец Садко. В Новгороде были найдены гусли XII века с надписью «СЛОВИША». По предположениям ученых, это имя мастера, сделавшего гусли, вероятно, он же и играл на них.

К гуслярам на Руси было неоднозначное отношение. В течение долгого времени это были почетные гости на любом сборище. Они развлекали народ музыкой и пением, рассказывали разные истории, рассуждали о днях минувших, а иногда заглядывали и в будущее – по верованиям древних русичей, гусляры владели особой, поэтической магией. Ни одно мероприятие в богатом доме, будь то свадьба или похороны, не обходились без гусляра. Считалось, что любое дело, требующее удачи - военный поход, сватовство или еще что - непременно решится наилучшим образом, если перед тем как приступить к нему, послушать песнь гусляра об этом событии.

Однако после крещения Руси гусли попали в немилость у христианской церкви. По некоторым данным, гусляры считались колдунами, а гусли – «бесовским инструментом». Но наиболее правдоподобно выглядит версия, что отрицательное отношение церкви к русской инструментальной музыке вызвано стремлением христианских священников бороться с пьянством, развратом и прочими непотребными делами, происходившими на различных гульбищах, неотъемлемой частью которых были и музыканты-гусляры. Позже гусли были реабилитированы и использовались и в церковной обрядовой музыке.

В 1914 году П.Фомин изобрел новую разновидность инструмента – клавишные гусли. В настоящее время гусли вновь становятся популярны и имеются практически в каждом народном оркестре. Появились небольшие частные мастерские, изготавливающие этот прекрасный инструмент, стилизованные ансамбли гусляров, и даже гусляры-сказители, которые пробуют восстановить традицию пения под гусельный аккомпанемент. Один из известных музыкантов-инструменталистов нашего времени – Егор Стрельников и его ансамбль гусляров «Живая вода». Играют в основном православную музыку, исполняют под гусельный аккомпанемент былины и сказания Древней Руси, принимают участие в различных фестивалях и конкурсах духовной и народной музыки. В 2005 году Егор Стрельников посетил Сербию с культурной миссией призвать сербский и русский народ к единению и миру.

Гусли всегда были и остаются неотъемлемой частью русской культуры, их красивое переливчатое звучание ассоциируется с Родиной, миром, покоем, чем-то бесконечно родным и привычным. Русская народная музыка отличается разнообразием жанров, мелодий и вариантов исполнения. В настоящее время фольклорные коллективы очень популярны, они активно выступают на фестивалях, сборных концертах, городских мероприятиях и вызывают искреннее восхищение зрителей всех возрастов. Это говорит о возрождении интереса к русской национальной культуре и безусловном повышении общего культурного уровня – только люди, знающие и любящие свои корни, могут быть сильным, единым и непобедимым народом.

Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела (например, сватовства или войны) спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей и пр., а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать. Плохо обращаться, а тем более причинять вред или убивать гусляров в принципе возможно, но таковые деяния покрывают позором человека, их совершившего. Волхвы - всеми уважаемая и почитаемая профессия. Это мудрейшие из мудрых. Стать волхвом можно только после многих лет обучения. Волхвы служат посредниками между людьми и богами, совершают обряды, моления и жертвоприношения (в том числе человеческие). Волхвы решали споры между людьми, советовали, кого избрать князем. Колдовали с помощью обрядов, заклинаний, магических снадобий. Умели и лечить (особенно магические болезни типа сглаза). Ведьмы и ведуны жили по большей части в лесу, знали травы и заклинания. Отношение к ним простых людей было настороженное, ведь неизвестно, какими силами те обладают и на что способны, что творят - добро или худо.

Изгнанники - люди по тем или иным причинам изгнанные из племени/рода. Их не кормят, им не помогают, не лечат, не любят. Если они выживают - это большая удача. Изгнать человека можно специальным обрядом в присутствии волхва.

Рабства как такового славяне не знали. Пленник/пленница становились "холопьями" на определенный срок, по истечении которого могли идти на все четыре стороны либо остаться на положении свободных. Кроме того, можно было выкупиться, - за ту же сумму, какая была уплачена при покупке либо по договоренности с пленившим.

3. ОСОБЫЕ ОБРЯДЫ.

3.1 Инициация.

Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти инициацию. Происходила она в три ступени. Первая - непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода.

По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу - т. е. его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.

В двенадцать - тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак.

3.2 Свадьба.

До сих пор сохранившееся выражение "венчаться вокруг березы" довольно точно передает смысл венчального обряда русичей. Свадьба состояла из поклонения Ладе, Роду и Триглаву, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева, призывая в свидетели богов, чуров и берегинь того места, где они находились. Свадьбе обязательно предшествовал сговор или похищение невесты. Невеста вообще обязана была идти в новый род как бы насильно, чтобы не оскорбить ненароком духов-хранителей своего рода ("не я выдаю, силой ведут"). С этим, кстати, связаны многочасовые рыдания и скорбные песни невесты. На пиру молодоженам запрещалось пить (считалось, от любви пьяны будут). Первую ночь молодожены проводили на тридевяти снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия).

3.3 Похороны.

Погребальных обрядов славяне знали несколько. В период расцвета язычества наиболее распространенным и почетным было сожжение, с последующим насыпанием кургана. После этого на кургане проводилась тризна в память о покойном. Вторым способом хоронили так называемых заложных покойников - умерших подозрительной, нечистой смертью, или же живших не по правде. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела куда подальше в болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками. Делалось это для того, чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом.

Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства.

4. ПРАЗДНИКИ.

В году пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц, осеннего равноденствия 24 сентября).

Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось “событием”, совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского бытового круга.

Характер многих языческих празднеств был настолько повсеместным, связанным со всей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота, холмы и горы); что отыскать места древних хороводов, купальских костров, жертвоприношении воде, различных “игрищ межю селы” почти невозможно.

Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, “красных горках”, которые очень часто при археологических обследова­ниях дают интересный материал о древних языческих культах.

Почитаемые идолы ставились славянами-язычниками, как правило, на холмах Летописные сведения о Перуне всегда отмечают его положе­ние на холме: князь Игорь, скрепляя клятвой договор с Византией, “приде на холъмы, где стояще Перун”. Владимир поставил идолов на вершине Старокиевской горы над Днепром. После крещения Руси место языческих капищ на таких холмах заняли христианские церкви:

“Красные горки”, “красные холмы”, где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье яиц на фоминой неделе (которая и называлась “красной горкой”) были, вероятно, около каждого села. В равнинных местах, где не было заметных возвышенностей, крестьяне отмечали на лугах первые весенние проталины, где раньше всего начинал таять снег, и там проводили обряд встречи весны.

Для “соборов” или “событий” большего масштаба, чем жители одного поселка, для населения верфи или тем более племени требовались более отметные горы, которые из году в год служили местом больших языче­ских богослужений.

Интересна долговечность таких религиозных центров: возникнув при­мерно в 1 тысячелетии до н. э. (а может быть, и в бронзовом веке), они донесли свою древнюю языческую сущность вплоть до позднего средневековья XV в.н.э., а на многих из них возникли христианские церкви и монастыри. Медвежьи праздники с точно таким же названием, сохранившим древнюю индоевропейскую форму “комоедицы” - известны и у славян. В Белоруссии комоедицы проводились 24 марта, накануне православного благовещения. Хозяйки пекли специальные “комы” из гороховой муки; устраивались пляски в вывернутых мехом вверх одеждах в честь весен­него пробуждения медведя. Древняя масленица оказалась сдвинутой со своего календарного срока христианским великим постом, несовместимым с масленичным разгулом. А так как пост подчинялся подвижному пас­хальному календарю, то языческая масленица, хотя и уцелела после крещения Руси и дожила до наших дней (хотя бы в виде блинов), но сроки ее изменчивы. Первоначальный же срок непотревоженной мас­леницы - весеннее равноденствие. Непременной маской на масленичном карнавале является “медведь”, человек ряженый в медвежью шубу или вывороченный тулуп.

Гусли, которые можно купить у нас:

Древние гусли

«Гусельная доска», «досточка гусельная» - под таким названием упоминается в песнях и былинах инструмент и его составные части: «досочка», «шпенечки» (название колков в былинах, служивших для «налаживания» струп, иначе настройки), струны. Корпус гуслей состоял из нескольких дощечек, собранных затем в широкий и плоский ящик, имеющий внутри резонаторную полость. В старину материалом для изготовления служили явор (разновидность клена с белой древесиной), рябина, яблоня, ель. Струны на гуслях настраивали с помощью шпеньков. На корпусе древних гуслей устанавливалось пять струн.

Совсем недавно при археологических раскопках, проводившихся в Новгороде (1951-1962 гг.), в культурном слое XI века среди предметов из кожи, кости, тканей и дерева были обнаружены и музыкальные инструменты. В числе находок были детали и самых древних гуслей.

Обломки пятиструнных гуслей с надписью «СЛОВИША», обнаруженные археологами в Троицком раскопе в слое XI века г. Новгорода.

Были также найдены главные детали инструмента - верхняя дека и струнодержатель. На одной из частей гуслей была вырезана надпись «Словиша». По предположениям исследователей, возможно, это имя древнего гусляра и одновременно мастера, сделавшего гусли. Отверстий на верхней резонаторной деке еще не было.

Особую ценность археологических раскопок в Новгороде представляют подлинные гусли первой половины XII века. Корпус инструмента из деревянного бруска выполнен в более изящной форме. Это плоское корытце с пазами для шести колков. Левая сторона инструмента имеет скульптурное оформление в виде головы и части туловища ящера. На тыльной стороне - изображение льва и птицы. Орнаменты на гуслях свидетельствуют о языческих культах древнего Новгорода. Материалом для изготовления служила древесина березы, рябины, ели.

Сверху полость закрывалась еловой декой, усиливающей их звучание. В нижней части размещался круглый валик, т. наз. струнодержатель, в верхней - деревянные колки настройки инструмента. Металлические струны (от 4 до 6), установленные на инструменте, усиливали его звучание. Эта простейшая форма гуслей способствовала тому, что играющие могли носить инструмент «под пазухой», «под мышкой».

Музыковеды считают, что пятиструнность гуслей соответствует пятитоновому ладу русской песни. Игрой сопровождали пение медленных песен и плясовых мелодий. Пальцы левой руки играющего ставились между струн так, что во время игры ими свободно и поочередно прижимали струны, а правой рукой бряцали по струнам, извлекая простые последовательные аккорды.

На протяжении многих веков гусли усовершенствовали, изменяя форму, увеличивая количество струн, украшая резьбой и росписью. Существуют гусли шлемовидные, треугольные, трапециевидные, прямоугольные (щипковые).

Разновидности гуслей

Гусли шлемовидные , или «псалтирь », имели шлемовидный клееный корпус из тонких дощечек, обычно еловых Размеры инструмента - длина 900 мм, ширина 475 мм, высота ПО мм. Количество струн от 11 до 36.

Большой популярностью в народе пользовались 20-25-струиные гусли. Звукоряд диатонический. Струны на инструменте устанавливали жильные, поэтому звучание было тихое и мягкое.

Гусли трапециевидные были сконструированы в XVI-XVII веках на основе гуслей звончатых и шлемовидных. По размерам они намного больше - длина 1500 мм, ширина 500 мм, высота 200 мм.

Дека сделана из ели и имеет резонаторное круглое отверстие. С наружной стороны деки укреплены две дугообразные планки. В одной закреплены металлические штифты для крепления струн, в другую ввинчиваются металлические колки. Количество струн от 55 до 66. Строй вначале был диатонический. Позднее хроматический. Широкого распространения в народном музицировании не получили.

Гусли крыловидные (или звончатые ) состоят из долбленого или клееного плоского корпуса крыловидной формы, на деке которого натянуты от 4 до 9 металлических струн. Размеры - длина 600 мм, ширина 250 мм, высота обечайки (боковой части) 45 мм. Некоторые образцы XI-XIV веков имели по 9 струн, в XVIII веке уже от 5 до 14 струн, и диапазон от кварты до двух октав. Строй их был диатонический, обычно мажорного лада, а низкие звуки образовывали квинтовый бурдон по отношению к основному звукоряду.

Со временем на смену музыкальным произведениям былинно-распевного характера приходит песенный фольклор, который вызвал появление новых музыкальных инструментов. Бытование гуслей сохраняется лишь в северных районах России - Новгород, Псков, Вологда, Архангельск, Кострома и др. За последние два столетия фольклорно-этнографическими экспедициями найдено большое количество как самих инструментов, так и гусельных наигрышей, приемов игры на них.

Настройка инструмента

Результаты исследований показали, что во всех разновидностях инструмента основой является корпус-резонатор с натянутыми струнами, предназначенными для извлечения звука только одной высоты. Если на древних гуслях количество струн 4-5, то гусли более позднего периода имели 7-9 струн разной длины, которые натягивались параллельно одна другой.

Для исполнения народной музыки такой звуковой диапазон считался достаточным, так как обычно народные исполнители при игре используют две-три тональности. Гусли имели следующие строи:

  • пятиструнные гусли настраивались по звукам терцового ряда (ля(1), до(2), ми(2), соль(2), ля(2));
  • семиструнные имели диатонический строй, в котором нижняя струна являлась бурдоном и настраивалась в квинту по отношению к диатоническому звукоряду;
  • иногда гусли настраивали в минорный звукоряд.

В начале XX века появились усовершенствованные гусли, корпус которых склеивался из тонких дощечек (деталей), а количество струн увеличилось уже до тринадцати.

Способы извлечения звука

При игре гусли находятся у исполнителя в вертикальном положении, верхний угол инструмента слегка прижимается к груди. Колени - основная опора для гуслей, во время игры они слегка раздвинуты.

Пальцы левой руки находятся на струнах (при игре ими приглушают звучание ненужных струн), пальцами правой руки ударяют по открытым струнам. Пальцы всегда расположены у ре-зонаторного отверстия. Чуть согнутыми, без напряжения подушечками пальцев прикасаются к струнам.

Движение кисти руки при ударе должно направляться в правый угол инструмента.

Играют на гуслях медиатором.

Это небольшая продолговатая пластинка с заостренным утлом, сделанная из кости, пластмассы, пластика. Размеры медиатора: длина не превышает 25 мм, ширина 20 мм, толщина 1 мм, форма овальная. Играют медиатором с двух концов: заостренный край дает резкий звук, заоваленный - более мягкий. Для мягкого звучания медиатор слегка сжимают, ослабляя пальцы правой руки. Левая рука при перестановке пальцев на струнах в различные позиции заглушает те струны, входящие в аккорд, которые не должны звучать.

Приемы игры

Звук на инструменте извлекается следующими способами:

  • бряцание - поочередные удары медиатором по струнам вниз и вверх;
  • арпеджио - последовательное извлечение звуков, входящих в аккорд, от низких звуков к высоким, то же в обратном движении;
  • глиссандо - быстрое скольжение медиатором по открытым струнам;
  • тремоло - быстрое чередование легких ударов медиатором по струнам, с определенной частотой, попеременно вниз и вверх;
  • пиццикато - воспроизведение отдельных звуков или аккордов щипком подушечек пальцев правой или левой руки;
  • извлечение аккордов - производится ударами медиатора вниз.

Удар по струне делается более резко и сильно, акцентируя.

Устройство и основные детали инструмента

Гусли состоят из трех основных частей (деталей): корпуса, струнодержателя, колков; металлических струн. Встречаются образцы гуслей, на которых вместо деревянных струнодержателей и колков устанавливаются металлические - более прочные, выдерживающие нагрузку при натяжении струн.

Для корпуса гуслей используется высушенная доска березы, рябины, клена, ели. Поверхность древесины должна быть ровной, доска - гладко простроганной с четырех сторон (две пласти и две кромки) и отпиленной по размеру.

1. Дека верхняя и нижняя; 2. Резонаторные отверстия; 3. Колки; 4. Держатель струн; 5. Струны.

Изготовление инструмента ведется в следующей последовательности:

  • древесина (доска) должна быть качественной, без гнили, трещин и выпадающих сучков;
  • с торцевой стороны меньшего размера прямой или полукруглой стамеской (можно ударами деревянного молотка - киянки) делается углубление. Затем эта операция выполняется с другого конца;
  • овальное углубление выдалбливают или выбирают от торцов к середине, а затем этой же стамеской срубается выступающая середина;
  • остающиеся после обработки следы срезов, борозды, шероховатости тщательно зачищаются наждачной бумагой, сначала с крупным зерном, затем с мелким. Идеальное шлифование внутренних емкостей достигается круглыми дисками, состоящими из полосок наждачной бумаги. При работе насадка вставляется в патрон электродрели;
  • в результате такой обработки в заготовке (доске) образуется углубление овальной или прямоугольной формы, которое должно иметь припуск в толщине стенок и дна примерно от 3 до 5 мм.

Таким образом, с боковых и торцевых сторон доски получаются четыре стенки. Торцевые стороны должны быть более широкими.

Далее на торцевые или капковые бруски в верхней части будущего инструмента устанавливают колки, в нижней - струнодержатель (металлический пруток или трубочка из прочной стали), способные выдерживать довольно сильное натяжение струн. Перед установкой колков и струнодержателя на корпус, имеющий прямоугольную полость и четыре стенки, приклеивается важная деталь инструмента - дека.

Дека (от нем. Decke, букв. - крышка) - необходимая часть корпуса струнных инструментов, служащая для усиления и отражения звука. Изготавливается из резонансной древесины, но также применяют и клееную фанеру.

Колебания струн передаются декой через подставку. Верхняя дека инструментов имеет резонаторные отверстия. Чтобы дека не деформировалась при натяжении струн, ее наклеивают на деревянные планки (пружины), проходящие внутри корпуса.

При помощи колков производят натяжение струн. Колки на корпусе гуслей устанавливаются примерно на глубину 30 мм под небольшим углом для более устойчивого и надежного упора.

Колки инструмента

Колок - небольшой металлический цилиндр, в верхней части имеет четырехгранную головку с отверстием для струны, в нижней - очень мелкую насечку или мелкую резьбу. Диаметр колка 7 мм, длина от 50 до 60 мм. Колки устанавливаются на широкой стороне инструмента. Для более прочного крепления колков в прямоугольную полость в место их установки можно вставить, а затем и приклеить брусок из более прочного дерева (бук, клен).

Роль штифта, за который привязываются струны, выполняет металлический пруток (трубочка). Его концы вставляются в отверстия двух т. наз. «щечек», изготовленных из дерева. При помощи шипов они приклеиваются на корпусе сверху деки. Крепление струнодержателя производят на узкой стороне корпуса.

Иногда применяют согнутую стальную трубочку, на концах которой делают насечки для прочного закрепления в корпусе. Диаметр отверстий, рассверливаемых в бруске, должен быть меньше диаметра трубки. Установка струнодержателя в отверстия производится эпоксидным клеем.

От плотности дерева, размеров отверстий, обезжиривания колков зависит сила трения между стенками отверстия и колка и соответственно настройка и чистота строя инструмента. Диаметр отверстий должен быть меньше диаметра колка примерно на 1,5 мм. Благодаря трению сопротивление в гнезде колка превышает силу натяжения. Нужно учесть, что частое вывинчивание колков из корпуса гуслей приводит к ослаблению их прочной посадки.

Струны

Звучание гуслей зависит от качества струн. На современных гуслях струны делаются из проволоки, изготовленной из специальных сортов стали. Различаются струны по длине и имеют сечение - от тонких 0,30 мм до более утолщенных 0,70 мм. В данном примере струны, натянутые на гуслях, не имеют подставки, и их звучание - нежное и звенящее.

Размеры основных деталей инструмента

Устройство гуслей, приведенных на рисунке, отличается тем, что на пружине, проходящей по диагонали инструмента и закрепленной на корпусе, устанавливаются колки для струн. Обычные варианты изготовления - колки находятся в верхней части корпуса, а струнодержатель - в нижней.

Мы рассмотрели способ изготовления десятиструнных гуслей из целой деревянной заготовки.

Соединение заготовок на клею

В приведенном выше примере при изготовлении гуслей была использована заготовка из целой доски. Ее размеры, особенно ширина, были достаточны для работы. Но для того чтобы изготовить инструмент большего размера, ширины одной доски бывает недостаточно, поэтому заготовку склеивают в небольшой щиток, состоящий из двух досок. В домашних условиях эту работу производят в простом прессе (т. наз. вайме) следующим образом:

Как показано на рисунке, буковые пластины закрепляются: 1) в нижней части гуслей для крепления струнодержателя; 2) в середине по диагонали для крепления колков; 3) в верхней части гуслей небольшая планка для прочной склейки деки. Диагональная планка 2, в которую вставляются колки, имеет такую форму. Она одновременно служит пружиной деки, приклеиваемой к бруска.

Сжатие досок осуществляется двумя деревянными клиньями, забиваемыми навстречу друг другу. Соприкасающиеся кромки досок смазывают клеем ПВА, столярным, казеиновым, при склеивании под доски подкладывают картон, чтобы они не приклеились к щиту.

При забивании клиньев склеиваемые дощечки могут выгнуться вверх. Чтобы избежать этого, нужно сверху дощечек положить груз. Мастера по деревообработке различают правую и левую сторону досок. Правая сторона расположена ближе к сердцевине ствола, левая - к его коре, поэтому правильное склеивание такое, когда склеиваются правая и левая сторона. Для прочности склейки острием ножа делают царапины на обеих склеиваемых поверхностях. После высыхания (12 ч) заготовку обрабатывают, убирая остатки клея.

В целях более прочного крепления колков отверстия в корпусе на левой боковой стороне рассверливаются на 1,3 мм меньше, чем диаметр самих колков.

Крайние колки находятся на расстоянии 75 мм от края сторон. Расстояние между колками 25 мм. Штифты для крепления струн устанавливаются на расстоянии 15 мм друг от друга, а. крайние расположены на расстоянии 45 мм.

Крепление верхней и нижней деки производится при помощи пружин с верхней и нижней стороны корпуса. Пружины усиливают сопротивление деки и равномерно распределяют по ней звуковые колебания. Они приклеиваются к деке и крепятся также к корпусу инструмента.

Разновидности гуслей, корпус которых изготавливается способом долбления (выборкой) древесины из заготовки:

Размеры корпуса могут быть разньши, например: 1) длина 70 см, верхняя часть по диагонали 20 см, нижняя 12 см, колков 9 шт. 2) длина 50 см, верх по диагонали 30 см, низ 15 см, колков 13 шт; 3) длина 45 см, ширина 15 см, колков 9 шт; 4) длина 60 см, верх 12 см, низ 7 см, колков 6 шт. Ширина также колеблется от 35 до 45 см.

Образец гуслей, изготовленных из дощечек клеевым способом

Для того чтобы не приглушалось звучание струн, на углах двух торцевых сторон устанавливаются металлические пластины в форме уголка, а на деке размещаются две подставки из твердого дерева (бук) для струн, имеющие острый угол. Количество струн 10 штук.

Еще в древности сложился репертуар гусельной игры: это песенные, плясовые и танцеваль¬ные наигрыши, польки и вальсы.

В начале XX века музыкантом-этнографом Н. И. Приваловым и гусляром О. У. Смоленским гусли были усовершенствованы: корпус треугольной формы склеивали из деревянных деталей, количество струн увеличили с 5 до 13, создали ансамблевые разновидности - пикколо, приму, альт и бас. По устройству гусли различаются лишь размерами корпуса и деталей, диаметром струн.

В настоящее время используются преимущественно гусли прима, имеющие 15 струн и диатонический строй.

В концертной деятельности, происходит встреча с соратниками - Валерием Гараниным, Любовью Басурмановой, Максимом Гавриленко, Василием Жданкиным и гитаристом Иваном Смирновым. Принимает активное участие в фестивалях духовной и традиционной музыки. Его культурная миссия в Сербию в начале 2005 года оказалась очень важной для духовного единения русского и сербского народов, результатом которой стал концерт «Русские за детей Косово».

Певец-гусляр Андрей Байкалец . Пришел в Москву пешком из древнего города Иркутск, от священных вод озера Байкал. Гусляр-певец из глубинки, из самой народной гущи. Появление его неожиданное было радостным событием для многих. И облик его открытый, и гуслей звучание звонкое, и сам голос - все это гармонично сливаясь воедино, пробуждает живые картины старины. Духовные песни, былины, исполняемые им, тревожат, согревают душу, надолго остаются в памяти. Удивляет обилие его репертуара, зрелость христианского мировоззрения.Он знает, что нужно делать, куда идти и что ожидает нас впереди. В песнях его звучит тревога, призыв, и в то же время, в них надежда, вера и любовь к ближнему. Наиболее популярен его альбом "Раю мой Раю". Можно посмотреть его практически последний видео урок.

Музыкальный инструмент: Гусли

«В некотором царстве, в некотором государстве….». Так начинаются многие русские народные сказки, которые мы с большим удовольствием любили слушать в детстве. Здесь мы встречали добрых и злых героев, а также очень много разных чудесных волшебных вещей, таких как скатерть–самобранка, шапка – невидимка и гусли–самогуды, заставляющие плясать без устали. Гусли – это традиционный русский народный музыкальный инструмент, звучавший на Руси с незапамятных времен и который упоминался не только в сказках и былинных эпосах, но и в других видах народного творчества, таких как песни и поговорки.

Шутливая народная поговорк: «И в пир, и в мир, и в добрые люди» - подходит к этому славному инструменту как нельзя лучше. Княжеские и боярские застолья, сельские и городские братчины, свадьбы и поминки, языческие игрища и скоморошьи представления – в давние времена все сопровождалось звуком гуслей, которые теперь по праву считаются символом нашей великой страны и выразителем национального характера русского человека. Поэты воспевают их в своих стихах, а художники отображают в своих картинах. В кинематографе звучание гуслей очень часто используется для музыкального оформления чарующей красоты русской природы.

Звук

Звучание гуслей - этого самобытного инструмента завораживает слушателей с первых нот. Его звонкий, но в то же время нежный и мелодичный голос в искусных руках исполнителя может изобразить и колокольный перезвон, и журчание ручья, и птичье пение. Мягкий, насыщенный и переливчатый тембр инструмента создает ощущение мира и покоя.

Источник звука на гуслях - натянутые гибкие струны, каждая из которых настроена на нужную высоту звука. Звук извлекается подушечками пальцев или медиатором.

Гусли, имеющие большое разнообразие видов, отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке. Одни инструменты настраиваются по хроматизму, другие имеют диатонический строй, который может быть изменен по желанию исполнителя. Чем сильнее натянута струна, тем выше издаваемый звук.

На разных видах гуслях используются различные приемы звукоизвлечения, такие, как щипок (пиццикато), арпеджио, бряцание, глиссандо, тремоло и другие.

Фото :

Интересные факты

  • У разных народов есть инструменты очень похожие по конструкции на гусли, но имеющие разные названия. В Литве - канклес, в Латвии – кокле, в Финляндии – кантеле. В Иране – сантур, в Армении – канон, в Китае – гуцинь.
  • Исполнителя на гуслях правильно называть гуслист, а не гусляр, как думают многие.
  • У русского царя Ивана Грозного для его персонального увеселения при дворе существовал ансамбль гуслистов.
  • В 1654 году по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона пять больших нагруженных телег со скоморошьими инструментами, в том числе и гуслями, были привезены на берег Москвы - реки и там сожжены при всем народе. Огромный костер полыхал несколько суток.
  • При дворе императрицы Екатерины II камер–гуслистом служил виртуоз–исполнитель, композитор и собиратель народных песен В. Трутовский.
  • В мае 1945 года ансамбль гуслистов выступил в Берлине на ступенях поверженного рейхстага. А также на концерте в Москве, посвященном Параду Победы.
  • Первой песней, записанной нотами для исполнения на гуслях, была украинская народная песня «Ой пiд вишнею». Её записал французский композитор Ф. Буальде в Санкт-Петербурге в 1803 году.
  • В 2006 году в городе Санкт-Петербург, который считается мировой столицей гусельной культуры, был образован «Петербургский клуб гусляров». Основной целью этой организации является активная пропаганда инструмента, изучение, сохранение и развитие исполнительского мастерства на гуслях.

Конструкция

Гусли в настоящее время имеют несколько разновидностей, отличающихся по форме, настройке и количеству струн, но все они имеют характерные конструктивные особенности, включающие в себя три основные части: корпус, струнодержатель и колки.

Корпус крыловидных гуслей включает верхнюю и нижнюю деки, которые соединены между собой обечайкой (рамой).

На верхней деке, при изготовлении которой обычно используется резонансная ель, располагаются резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек.

Резонаторное отверстие или розетка увеличивает длительность и силу звука.

На штифтах, которые располагаются на металлической пластине, закрепляются струны.

Колки, служащие для натяжения струн, изготавливаются из металла и имеют форму цилиндра диаметром 0.7 см и длиной 5 или 6 см.

Подставка и порожек, от которых зависит на уровень высоты струн, изготавливаются из более твердых пород деревьев. В центр подставки и порожка вставляется латунная или медная ладовая пластина.

Нижняя дека изготавливается из клена, березы, ореха, рябины.

Внутри к верхней и нижней деке, для усиления сопротивления и равномерного распределения звуковых колебаний, приклеиваются деревянные бруски, называемые пружинами.

История

История гуслей, одного из самых древнейших инструментов, своими корнями уходит в незапамятные времена. Начало их происхождения как и всех струнных инструментов было связано с тетивой охотничьего лука, которая при сильном натяжении издавала звук приятный для человеческого уха. Затем тетиву, выполнявшую роль струны, прикрепили к корпусу, имевшему полость внутри и служившего в качестве резонатора. Тем самым был получен простейший музыкальный инструмент, который, несомненно, впоследствии эволюционировал и соответственно видоизменялся. Инструмент, подобный гуслям, встречается у многих народностей и имеет самые разные названия. Есть предположение, что у славян имя инструмента связано с той самой звучащей тетивой, которую в старину называли«гусла».

То, что гусли известны на Руси с испокон веков сомнения нет, но одним из первых, косвенных источников, которые содержат изображения инструмента, являются рукописи, относящиеся ко второму веку нашей эры, а также рисунки в древних храмах. Затем уже более достоверно о гуслях мы узнаем в письменах византийцев, датируемых концом шестого тысячелетия, в которых они высказывают свое удивление искусной игрой русичей на инструментах, похожих на кифары. И лишь с середины XX века благодаря находкам научных археологических экспедиций, проводимых в районе древнерусских городов Новгорода и Пскова, мы стали иметь представление о гуслях, на которых музицировали наши далекие предки.

В статье мы разберем значение слова гусли, а также поговорим об особенностях данного инструмента. Термин имеет старославянские корни. Он связан со словом "гудеть". Речь идет о русском народном струнном щипковом музыкальном инструменте типа цитры. Название встречается уже в источниках XI века. Оно могло исторически относиться к разнообразным музыкальным инструментам.

Следует отдельно сказать о современном использовании данного термина. Ныне гусли - музыкальный инструмент, который является струнным, щипковым и имеет трапециевидную форму. Схож с цитрой. Музыкантов, играющих на таком музыкальном инструменте, называют гуслярами. Подробности далее.

История

Чтобы понять, что такое гусли, следует знать, что это музыкальный инструмент, к разновидностям которого относятся жетыген, псалтерий, лира, кифара, арфа. Также с ним имеют сходство иранский сантур и армянский канон. Музыкальные гусли использовали герои былинного русского эпоса: Соловей Будимирович, Добрыня Никитич, Садко.

Исследователи начала двадцатого века обратили внимание на удивительную деталь. Они отметили сходство марийских и чувашских гуслей с рисунками рассматриваемого нами инструмента на страницах средневековых русских рукописей. На указанных изображениях исполнители зацепляют струны пальцами. Сам инструмент они держат на коленях. Таким же образом играли в начале двадцатого века марийцы и чуваши.

Число струн было не всегда одинаковым. Псалтиревидные гусли, по мнению исследователей, в Россию были занесены греками. Марийцы и чуваши этот инструмент заимствовали от русских. Клавирообразные гусли встречались в начале двадцатого века главным образом среди русского духовенства.

Этот инструмент состоит из особого прямоугольного резонансового ящика, дополненного крышкой, который располагается на столике. На доске делается ряд круглых вырезов — голосников. К ней прикрепляется пара вогнутых деревянных брусков. В один из этих элементов ввинчиваются железные колки. На них наматываются металлические струны.

Другой брус служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй. При этом струны, которые соответствуют чёрным клавишам помещаются ниже тех, которые соответствуют белым.

Для клавирообразных гуслей создавались ноты. Также существовала школа, которая в начале двадцатого века была основана Фёдором Кушеновым-Дмитревским. Этот человек также является автором самоучителя, посвященного данному инструменту.

Крыловидные

Рассматривая вопрос, что такое гусли, следует отметить, что они бывают яровчатыми. Исторически этот вид музыкального инструмента является первым. Как правило, такие гусли аккомпанируют голосу певца или солируют. Имеют диатонический звукоряд.

Крыловидные гусли - инструмент, который был распространен в XIX—XX веках на северо-западных территориях России, граничащими с Финляндией, Карелией и Прибалтикой. Там встречаются родственные инструменты: каннель, кантеле, коклес, канклес. Наибольшее количество инструментов исследователями было встречено в Новгородской и Псковской областях.

Крыловидные гусли обладают разнообразной формой. Струны натянуты веерообразно и сужаются к «пятке». Можно выделить инструменты, которые имеют скошенный корпус. Он сужается, приближаясь к струнодержателю. Толщина инструмента варьируется в пределах 4-6 сантиметров, а длина не превышает 800 мм.

Особенной чертой здесь выступает тонкий открылок - около 6-11 мм. Во время игры его используют, чтобы поддержать левую руку. Ведь от нависания над струнами она быстро устаёт. Данный вид гуслей имеет 5-17 струн. Чаще их бывает от 6 до 9. Они настроены в соответствии со ступенями диатонической гаммы.

Верхние или нижние крайние струны могут быть настроены как бурдонные, которые постоянно звучащат во время игры. Существует около двенадцати различных методов настройки гуслей. На крыловидных инструментах, как правило, играют затрагивая разом все струны. Такой прием называется «бряцание». Ненужные струны глушат пальцами левой руки.

Это достигается постановкой трех или четырех (реже) пальцев между струн. Такой подход позволяет с особой быстротой менять аккорды. Удар обычно идёт сверху вниз. Также тут можно добиться большей плавности звука. Для этого добавляются удары снизу вверх, равные по силе первым. Также на этом инструменте можно играть мелодии. Иногда используются приёмы выщипывания звуков пальцами левой руки. Как правило, это большой и безымянный.

Шлемовидные

Долгое время в историографии доминировала мысль о древнерусском происхождении данного инструмента. Позднее возникло предположение о заимствовании у народов Поволжья данной конструкции. Современные исследователи, которые задаются вопросом, что такое гусли, и в чем особенности именно этого вида, придерживаются более осторожного взгляда.

При этом они указывают на возможную взаимосвязь данного инструмента и западноевропейского псалтериума. Следует обратить внимание на точку зрения историка А. А. Новосельского. По его мнению, применяемые в музыке гусли такого типа, заимствованы у западноевропейских народов. На это указывает название и внешнее сходство с псалтериумом.

Шлемовидные гусли возникли на Руси в девятнадцатом веке. В Великом Новгороде было найдено пять изображений музыкальных инструментов. На всех изображён музыкант с инструментом, схожим с шлемовидными гуслями. Такого исполнителя называли гудцом.

Лирообразные

В музыке гусли такого типа называют также игровым окном. Они были распространены в Древней Руси, а также в Польше в XI-XIII веках. Самые ранние находки прибыли из Новгорода и польского города Ополе. Они датируется XI веком. Такие гусли в верхней части имеют проём. Этот признак роднит такие находки с другими лирообразными конструкциями.

Стационарные

Отвечая на вопрос, что такое гусли, следует отметить, что они бывают столообразные, прямоугольные и клавироподобные. Все они также называются стационарными. Имеют хроматический звукоряд. Инструмент разработан в XVI-XVII веках на основе шлемовидных и звончатых гуслей. Бытовал и в качестве переносного инструмента, который горизонтально возлагался на колени музыканта.

Щипковые

Такие гусли вместе с клавишными также могут называться концертными или академическими. Диапазон и строй здесь не имеет ярко выраженных особенностей. Он такой же, как у клавишных гуслей. При этом предполагается более сложная техника игры. Защипывание струн осуществляется обеими руками. Левая создаёт аккомпанемент, мелодия исполняется правой.

Клавишные

Такие гусли созданы в 1905 году Н. П. Фоминым на основе прямоугольных. Применяются оркестрами народных инструментов, главным образом, для игры аккордами, как аккомпанирующий инструмент. Исполнитель левой рукой нажимает на клавиши, правой защипывает струны с помощью кожаного медиатора, реже без него. Основным приёмом игры является арпеджиато - переход к верхнему звуку от нижнего.

Факты

Музыкальный инструмент гусли, в сущности, является чисто русским феноменом (если говорить о том виде, о котором мы говорили выше). У различных славянских народов есть инструменты, имеющие сходные названия. Это касается болгар, сербов, хорватов, словенов, поляков, чехов. Такие инструменты разнообразны. Они часто бывают смычковыми.

В 1980-1990 годы в ходе фронтальной работы фольклорными экспедициями Санкт-Петербургской государственной консерватории, руководителем которой был Анатолий Михайлович Мехнецов, выявлены остатки архаического типа гусельной игры в Псковской и Новгородской областях. Кстати, когда Библию переводили на русский язык, киннор называли гуслями.