Государство

Душа татьяны лариной. Как раскрывается в романе А

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.

Татьяна Ларина — первый в русской литературе реалистический женский образ. Миросозерцание героини, ее характер, душевный склад — вес это раскрыто в романе очень подробно, поведение ее психологически мотивировано. Но вместе с тем Татьяна — «милый идеал» поэта, «романное» воплощение его мечты о женщине определенного типа. И сам поэт часто говорит об этом на страницах романа: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!»

Татьяна появляется в романе семнадцатилетней девушкой:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не любила шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. Единственными друзьями Татьяны были поля и леса, луга и рощи.

Натура ее глубока и поэтична — ей дано видеть красоту окружающего мира, дано понимать «тайный язык природы», дано любить Божий свет. Она любит встречать «зари восход», мыслями уноситься к мерцающей луне, гулять в одиночестве среди полей и холмов. Но особенно Татьяна любит зиму:

Татьяна (русская душою.

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

В начальных главах романа Татьяна предстает человеком внутренне противоречивым. В ней уживаются подлинные чувства и чувствительность, внушенная сентиментальными романами, которые ей «заменяли все». Девушка воображает себя героиней любимых книг. В ней было что-то романтическое, недаром Ленский сравнивает ее со Светланой Жуковского.

В различных жизненных обстоятельствах расширяется духовно-интеллектуальный кругозор Татьяны, ею приобретается опыт, знание человеческой природы, новые привычки и манеры. Она взрослеет, меняется внешне, но неизменным для неё остается понятие чести и долга, которое является доминантой этого женского образа.

Однажды полюбив, она оказывается верна своей любви, несмотря на то, что получает от Онегина холодный эгоистический отказ. Татьяна подчиняется своей судьбу: ее выдают замуж, как некогда поступили с ее матерью. И в замужестве она проявляет благородство своей души. Любя Онегина, она остается верна своему супружескому долгу:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна из провинциальной барышни превратилась в “равнодушную княгиню”, которая научилась “властвовать собой”, как некогда поучал ее Онегин, но в душе она осталась той же, готовой отдать все за дорогие ее сердцу поля, леса, деревни:
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас..

И в последнем эпизоде романа, в последнем монологе («Но я другому отдана; / Я буду век ему верна») Татьяна подтверждает выбор, сделанный раньше. Любимая героиня поэта уверена в том, что нельзя построить счастье на несчастье другого. В этом выборе отразилось очень многое: и цельность натуры ее, не допускающая лжи и обманов; и четкость нравственных представлений, и вера в Судьбу, подразумевающая христианское смирение; и законы народной морали, с ее однозначностью решений.

Татьяна и обликом, и душой близка музе поэта, именно поэтому она и была для него "милым идеалом". Она поражает нас глубиной натуры, оригинальностью, «воображением мятежным», «умом и волею живой». Это цельная, сильная личность, способная подняться над стереотипностью мышления любого социального круга, интуитивно чувствующая нравственную правду.

Как раскрывается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?

Татьяна Ларина - первый в русской литературе реалисти­ческий женский образ, «милый идеал» поэта. Миросозерца­ние героини, ее характер, душевный склад - все это раскры­то в романе очень подробно. Это натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным ха­рактером и духом. Характер ее остается неизменным на про­тяжении всего романа. «Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только развившимся, но не из­менившимся», - писал В.Г. Белинский.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой…

Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не была участницей шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. В душе ее не было места рациональности, фальши, холодности, натура ее была глубока, поэтична, мечтательна. И это, безусловно, черты рус­ского человека. Татьяна понимает «тайный язык» природы, единственными друзьями ее становятся поля и леса, луга и рощи. Но особенно она любит зиму:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Раскрывая внутренний мир Татьяны, поэт использует срав­нения («Как лань лесная боязлива»), эпитеты («с ее холодною красою», «розовых снегов»).

Эта глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритма­ми. Поэт говорит об этом, используя развернутое метафори­ческое сравнение. «Пора пришла, она влюбилась. Так в зем­лю падшее зерно Весны огнем оживлено». И общение героини с няней, вера «преданьям простонародной старины», снам, гаданьям, приметам и суевериям - все это только усиливает эту таинственную связь в природой. Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто ожи­вает память ее далеких предков, память рода. «Татьяна - вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадоч­ная, темная и глубокая, как русская сказка… Душа ее проста, как душа русского народа. Татьяна из того сумеречного, древ­него мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба- Яга…», - писал Д. Мережковский.

В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло и ее увлечение модными романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется «по-книжному», она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть». Однако постепенно она начи­нает открывать для себя внутренний мир Онегина. И в фина­ле он уже не является для нее загадкой, «пародией». И хотя она по-прежнему любит Онегина, однако теперь счастье героев невозможно: Татьяна замужем, и узы брака для нее священ­ны. Она не может причинить боль своему мужу, цельность натуры ее не позволяет ей пойти на легкомысленную интригу. И это тоже чисто русская черта.

Автору очень симпатична его героиня. Рассказывая о чув­ствах и поступках Татьяны, сравнивая ее со светскими ко­кетками, он неоднократно заступается за нее перед читате­лем. «Я так люблю Татьяну милую мою», - замечает Пуш­кин. И прежде всего поэта привлекает именно «русская душа» Татьяны, глубина ее натуры, эмоциональность.

Отметим, что в этой невозможности соединения героев у Пушкина был заложен глубокий, символический подтекст. Онегин - герой «культуры», западноевропейской цивили­зации. Татьяна - дитя природы, воплощающее собой саму суть русской души. Природа и культура в романе не совмес­тимы - они трагически разъединены.

Здесь искали:

  • русская душа татьяны лариной
  • в чем проявляется русская душа татьяны лариной
  • как раскрывается русская душа татьяны в романе евгений онегин

Какой нам преподносит Пушкин главную героиню? Татьяне присущи простота, неторопливость, задумчивость. Особое внимание поэт уделяет такому качеству ее характера, как вера в мистику. Приметы, предания, смены фазы Луны – всё это она замечает и анализирует. Девушка очень любит гадать, а также придает большое значение снам. Не обошел вниманием Пушкин и любовь Татьяны к чтению. Воспитанная на типичных женских модных романах, героиня и свою любовь видит как бы сквозь книжную призму, идеализируя ее. Она любит зиму со всеми ее недостатками: темнотой, сумерками, холодом и снегом. Пушкин также подчеркивает, что у героини романа «русская душа», - это важный момент для того, чтобы характеристика Татьяны Лариной была наиболее полной и понятной читателю. Влияние деревенских обычаев на характер героини Обратите внимание и на время, в котором живет предмет нашего разговора. Это первая половина 19-го века, значит, характеристика Татьяны Лариной – это, по сути, характеристика современниц Пушкина. Характер у героини замкнутый и скромный, а читая ее описание, данное нам поэтом, можно отметить, что мы практически ничего не узнаем про внешность девушки. Таким образом Пушкин дает понять, что важна не внешняя красота, а внутренние черты характера. Татьяна молода, но выглядит взрослой и сложившейся личностью.

Глава V открывается пейзажем запоздалой, но внезапно пришедшей зимы. Примечательно, что чисто русский пейзаж зимней усадьбы и деревни дается через восприятие его Татьяной.

Проснувшись рано,

Деревья в зимнем серебре,

В окно увидела Татьяна

Сорок веселых на дворе

Поутру побеленный двор,

И мягко устланные горы

И в прямой связи с картинами родной природы высказывается авторское утверждение национального, русского облика героини:

Татьяна (русская душою,

С ее холодною красою

Сама не зная почему)

Любила русскую зиму...

Поэтические картины святочных гаданий также связывают Татьяну с русским, национальным, народным началом.

«...Татьяна, по совету няни» ворожит ночью в бане.

Русские национальные черты все отчетливее выдвигаются в развитии образа Татьяны.

В изображении Татьяны Пушкин полностью отказывается от вся кой иронии, и в этом смысле Татьяна - единственный персонаж романа, по отношению к которому с момента его появления и до конца мы чувствуем только любовь и уважение автора. Поэт не раз называет Татьяну «милой», заявляет: «Я так люблю Татьяну милую мою»



Татьяна Ларина

способная глубоко и преданно любить

Черты характера

«Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой».

«Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна».

Ей близка природа. («Она любила на балконе / Предупреждать зари восход»). Татьяне интересны рассказы няни, гадания. Она верит в вещие сны. Любит читать романы, но не под влиянием моды:

«Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо».

Татьяна мерит все литературными мерками, живет романами, из них черпает знания о жизни

Мать и отец Татьяны

Мать Татьяны и Ольги, Прасковья, была без любви выдана замуж и увезена в деревню, но быстро привыкла к помещичьей жизни, читала любовные романы, вела хозяйство и умело управляла мужем. Отец Татьяны, Дмитрий

Ларин, любил жену и во всем на нее полагался.

«Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины». Отец ничего не читал, мать была «от Ричардсона без ума».

«И так они старели оба.

И отворились наконец

Перед супругом двери гроба».

Любовь к Онегину

Татьяна испытывает искренние чувства, однако

«Давно сердечное томленье / Теснило ей

младую грудь; / Душа ждала... кого-нибудь».

Она пишет письмо по законам литературы, но в то же время оригинально и зрело. Она предполагала два варианта развития своей судьбы: счастливый или гибельный, а Онегин поступил не по законам литературы, а по законам жизни. «Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к “счастливым свиданьям”, и к “гибели”, но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин продемонстрировал ложность всех штампованных сюжетных схем» (Ю. Лотман). После отъезда Онегина Татьяна попадает в его дом и «по чертам его карандаша» или «ногтя на полях книг», по самому подбору книг начинает его «постигать»: «И ей открылся мир иной»

Существуют образы в литературе, которые становятся нарицательными, понятными и близкими каждому читателю. Именно к такому типу принадлежит и любимая героиня А.С.Пушкина − Татьяна Ларина. Русская душою, она вызывает искреннюю симпатию читателей, да и сам автор горячо восклицает: "...я так люблю Татьяну милую мою!"

В чём же поистине магическая притягательность образа этой героини?

Литературная эпоха, в которую создавался роман "Евгений Онегин", была перенасыщена образами жеманных барышень, изъяснявшихся исключительно по-французски и мечтающих о благородном незнакомце. Внешность этих героинь описывалась по определенному шаблону: выразительные голубые глаза, белокурые локоны, стройный стан. Тем необычнее на фоне их выглядит провинциальная Татьяна, самое имя которой настолько нестандартно на страницах романа, что Пушкину даже пришлось оправдываться: "Впервые именем таким Страницы нежные романа Мы своевольно освятим. И что ж? оно приятно, звучно..." Кроме того, он сразу признается: "Ни красотой сестры своей, ни прелестью её румяной Не привлекла б она очей" − и это тоже нехарактерно для главной героини.

Татьяна воспитывалась в традиционной семье, в провинциальном поместье, её родители и сестра − вполне заурядные люди, довольные своей жизнью и не претендующие на звание обладателей неординарной души. Поэтому вполне объяснимо, что она, умеющая тонко чувствовать и размышлять, "в семье своей родной казалась девочкой чужой" и с детства искала отдушины в книгах. Так формировалась романтическая сторона её характера: не имеющая жизненного опыта, юная Татьяна мерила Евгения мерками, почерпнутыми из французских сентиментальных романов. С другой стороны, огромное влияние на формирование её души оказала няня-крепостная, образ которой так любовно выписан поэтом. Именно ей Татьяна обязана глубоким знанием народных примет, сказаний, даже суеверий. Именно ей она впервые открывает свою душу, признавшись в любви к Онегину. Именно ей барышня, воспитанная на сентиментальной литературе, обязана тем щемящим и глубоким чувством, которое появляется в её душе при звуках народных песен, при виде первого снега и исконно русского пейзажа.

Неординарность характера Татьяны, его открытость и прямолинейность проявляются и в том, что она решает первой открыться в своих чувствах Онегину, пишет письмо, в котором чудесным образом переплетается напускное книжное влияние и живое искреннее чувство. Судить о силе духа Татьяны мы можем и по её поведению во время холодной отповеди Евгения: она приняла её с достоинством, неслыханным для 17летней девушки.

Позже Онегина, встретившего в высшем свете уже замужнюю Татьяну, поражает разительная перемена, произошедшая с ней. Но так ли она изменилась? Вряд ли. Высокое положение в свете, богатство не радуют её, она душой по-прежнему там, в милой сердцу деревне, среди книг и природы, она по-прежнему любит Онегина. Но долг свой перед мужем, перед своей честью она не нарушит. И в сцене последнего объяснения с Евгением явно заметно её душевное превосходство, глубина и цельность натуры настоящей русской женщины.

Пушкин неоднократно признавался, что образ Татьяны Лариной является собирательным, в том числе он совмещает в себе черты прекрасных знакомых поэта - жён декабристов. Он создал идеальный образ настоящей русской женщины, каким видел его. Этим и объясняется жизненность и неувядающее обаяние главной героини романа "Евгений Онегин".

Сочинение

А. С. Пушкин создал в романе "Евгений Онегин" пленительный образ русской девушки, который назвал своим "верным идеалом". Он не скрывает своей любви к героине, своего восхищения ею. Автор переживает и грустит вместе с Татьяной, сопровождает ее в Москву и Петербург.

Рисуя в романе образы Онегина и Ленского как лучших людей эпохи, все свои симпатии и любовь он, однако, отдает этой провинциальной барышне с неброской внешностью и простонародным именем Татьяна.

Может быть, в этом и состоит особая привлекательность и поэтичность ее образа, связанного с простонародной культурой, таящейся в недрах русской нации. Она развивается в романе параллельно с дворянской культурой, сориентированной на западноевропейскую литературу, философию, науку. Поэтому и внешний, и внутренний облик Онегина и Ленского не дает возможность увидеть в них именно русских людей. Владимира Ленского можно скорее принять за немца "с душою прямо геттингенской", который "из Германии туманной привез учености плоды". Одежда, речь и манера поведения Онегина делают его похожим то на англичанина, то на француза. Татьяну же поэт называет "русскою душою". Ее детство и юность прошли не среди холодных каменных громад Петербурга или московских соборов, а на лоне привольных лугов и полей, тенистых дубрав. Она рано впитала в себя любовь к природе, изображение которой как бы дорисовывает ее внутренний портрет, придавая особую одухотворенность и поэтичность.

Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Для "мечтательницы нежной" природа полна тайн и загадок. Еще до того, как "обманы Ричардсона и Руссо" начнут занимать ее ум, Татьяна легко и естественно входит в волшебный мир русского фольклора. Она чуждалась шумных детских забав, так как "страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей". Татьяна неотделима от национальной простонародной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой, вещими снами.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных русских сказок. Таким образом, личность Татьяны была сформирована обстановкой, в которой она росла и воспитывалась не под руководством гувернантки-француженки, а под присмотром крепостной няни. Развитие души Татьяны, ее нравственности происходит под влиянием народной культуры, быта, нравов и обычаев. Но на формирование ее умственных интересов значительное воздействие оказывают книги — сначала сентиментальные любовные романы, затем романтические поэмы, найденные в онегинской библиотеке. Это накладывает отпечаток на духовный облик Татьяны. Именно увлеченность выдуманной жизнью произведений английских и французских авторов вырабатывают в героине книжное представление о действительности. Это оказывает Татьяне плохую услугу. Увидев в первый раз Онегина, она влюбляется в него, принимая Евгения за восторженного героя ее любимых книг, и объясняется ему в любви. И после того, как исчезают ее иллюзии и мечты, она вновь пытается разобраться в характере Онегина при помощи книг, которые он читал. Но романтические поэмы Байрона с его мрачными, озлобленными и разочарованными героями опять приводят ее к ошибочному выводу, заставляя увидеть в возлюбленном "Москвича в Гарольдовом плаще", то есть жалкого подражателя литературных образцов. В дальнейшем Татьяне приходится постепенно изживать в себе эти воздушные романтические грезы, преодолевать идеалистическое книжное отношение к жизни. И помогает ей в этом здоровая жизненная основа, которую впитала она вместе с бытом, нравами и культурой русского народа, с родной природой. В один из самых трудных жизненных моментов, терзаясь любовью к Онегину, Татьяна обращается за помощью и советом не к матери или сестре, а к неграмотной крестьянке, которая была для нее самым близким и родным человеком. Ожидая встречи с Онегиным, она слышит безыскусную народную "Песню девушек", которая как бы выражает ее переживания.

Милые сердцу Татьяны картины родной природы остаются с ней и в великосветском холодном Петербурге. Вынужденная скрывать свои чувства, Татьяна своим внутренним взором видит знакомый деревенский пейзаж, лишенный экзотики, но овеянный неповторимой прелестью.

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь... она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам
В уединенный уголок. Значит, маска "равнодушной княгини" скрывает лицо "простой девы" с прежними стремлениями. Мир нравственных ценностей не изменился. Пышность роскошной гостиной, успехи в свете она называет "ветошью маскарада", потому что "этот блеск, и шум, и чад" не может скрыть пустоты и внутреннего убожества столичной жизни.

Все поступки Татьяны, все ее мысли и чувства окрашены народной моралью, которую она вобрала в себя с детства. В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет свою любимую героиню исключительной душевной цельностью. Поэтому, полюбив Онегина, она первая объясняется ему в любви, преступая условности дворянской морали. Под влиянием народных традиций, которые внушают детям уважение и почтение к своим родителям, Татьяна выходит замуж, подчиняясь воле матери, которая хочет устроить ее жизнь.

Вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, Татьяна честна и откровенна с Онегиным, потому что любит его и доверяет ему. Нравственная чистота героини особенно ярко проявляется в ее ответе Евгению, который тоже выдержан в духе народной морали:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

В этих словах отразились все лучшие черты героини: благородство, честность, сильно развитое чувство долга. Способность Татьяны отказаться от единственного человека, которого она любит и будет любить, говорит о ее сильной воле, нравственной чистоте. Татьяна просто не способна лгать человеку, который ей предан, или обречь его на позор, чтобы соединиться с любимым человеком. Если бы Татьяна ответила на любовь Онегина, то нарушилась бы целостность ее образа. Она бы перестала быть Татьяной Лариной, превратившись в Анну Каренину.

Таким образом, Татьяна предстает в романе "Евгений Онегин" воплощением национального русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие стороны дворянской и простонародной культуры.