Домашний очаг

Экскурсии для дошкольников в краеведческий музей. Экскурсия в краеведческий музей Что интересного в краеведческом музеи

, Классное руководство

Вступительное слово учителя : Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. Экскурсию проведут наши экскурсоводы-краеведы.

Краевед 1:

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Мы готовили для вас!

Краевед 2: Музей был открыт в 1998 году. Но до этого у нас существовал музейный уголок. В музее много экспонатов (более 100) – это предметы быта которыми наши односельчане пользовались 40–60 лет назад. Собраны они краеведами с помощью учителей, учащихся, местных жителей.

Краевед 1: Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.

В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная…
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?

Краевед 2:

Тут порой такое диво
Попадётся средь вещей…
Позавидует Арсеньевский
Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…

Краевед 1:

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея
Без истории своей!
Да музей создать не шутка –
Нужно много сил и лет,
Чтоб годиться мог музеем
Юный краевед!

Краевед 2: Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.

Краевед 1: Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды - это крынки, горшки, корчаги, кувшины, латки, кубышки, горлачи, миски, чашки, плошки и даже рукомои. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения.

Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополнительной обработки, кринки могли быть обварными, обливными (муравлёными), морёными, лощёными и киноваренными.

Краевед 2: Это орудие труда, играло не последнюю роль в повседневном крестьянском быту, к тому же являлось чисто женским - оно использовалось в домашнем хозяйстве - это рубель.Рубель использовался для разглаживания - “прокатывания” после стирки сухой холщовой ткани являясь, по сути, прообразом утюга. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали нацилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.

Краевед 1: Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов.

Краевед 2: Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.

Краевед 1: Коромысло изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью и упругостью. В быту русских крестьян наибольшее распространение получили гнутые коромысла в виде дуги.

Краевед 2: Полотенце - "кусок полотна". В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, затем пряли нить, из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и невыбеленные нити. Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. В зависимости от назначения определялся узор. Рушники выполняли также эстетическую функцию.

Рушник (полотенце) - узкое, богато декорированное полотнище домашнего производства. При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами.

Краевед 1: Рубаха женская. Размер 44. Составная, сшитая из двух частей. Верхняя часть, "рукава", из тонкого домотканого льняного полотна. Воротник в виде невысокой стойки с застежкой на пуговицу, по центру груди прямой разрез. Рукава длинные, сужающиеся к запястьям.

Краевед 2: Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Короба и сундуки , зачастую украшенные росписью, закрывающиеся на замок, известны с Х-го века. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков и коробов судили о благосостоянии семьи.

Краевед 1: Кочерга, ухват , сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.

Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.

Краевед 2: А сейчас небольшая викторина по материалам нашей экскурсии. Мы с вами определим самого активного и внимательного посетителя нашего музея, который получит памятное удостоверение. Приложение

Примерные вопросы викторины.

  1. Когда был открыт наш музей?
  2. Какой материал использовали для изготовления посуды? Почему?
  3. Для чего служил рубель?
  4. Почему утюг называли угольным?
  5. Что такое коромысло?
  6. Какой узор использовали при вышивке полотенец?
  7. Что хранили в сундуках?
  8. Какую роль в хозяйстве выполнял ухват?
  9. Какие изделия делали из древесины? И т.д.

Учитель: Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.

Предания старины глубокой

Экскурсия в школьный краеведческий музей

Цель экскурсии: формирование знаний по истории заселения родного края, о труде и быте зауральских крестьян на основе фольклорных данных и экспонатов музея.

Задачи экскурсии:

1. Образовательные: в ходе экскурсии обеспечить усвоение основных факторов, повлиявших на развитие родного края.

2. Развивающие: развивать умение работать с различными источниками информации, анализировать полученную информацию.

3. Воспитывающие: формировать интерес к истории родного края, к достижениям предков.

Ожидаемые результаты .

В ходе экскурсии учащиеся смогут:

Высказывать собственное мнение;

Применять различные источники информации;

Использовать полученные знания в общении с людьми.

Оборудование: экспонаты школьного музея.

После похода Ермака в 1581 – 1582 гг. потянулись люди в Сибирь. Юрий Конецкий в поэме «Верхотурье» написал:

Русь в Сибирь повалила по тракту.

Кто с проезжей, а кто с кистеньком,

Кто - с лошадкой по свежую травку,

Кто – свободной землицей влеком.

Кто – тайком, кто в железах – кандальник,

Кто – по делу гуляет, кто – так…

С брякунцами на тройке – начальник,

Приказной воевода иль дьяк.

В колымагах, повозках, кошёвах,

В сапогах, в лапотках, босиком

То ли счастья пытают большого,

То ль от прежнего горя - бегом?

Шли люди и в Зауралье, которое протянулось полосой между Уралом-батюшкой и Сибирью-матушкой. Фамилии поселенцев часто говорят, откуда пришли люди в наши края. Крестьяне шли из Верхотурского, Тюменского и Тобольского уездов, из России.

Устюжанины – из Устюга, Басаргины – с севера европейской России, Пермяковы, Зыряновы – из Пермской губернии (коми-пермяки и коми-зыряне), Булатов – фамилия тюркского происхождения и др. (1, с. 16, 17).

В Зауралье русские люди столкнулись с татарами и башкирами. Часто бывало, что нападали тюркские народы и уводили людей в плен. Вот что об этом говорит легенда.

Жил за Тоболом народ нерусский. До сих пор сохранились ещё ямы от их юрт. Увели они однажды девушку совсем молоденькую, годиков 7. Выросла она среди людей нерусских. Потом её замуж выдали. Сын родился и стал расти.

Пошла в лес собирать грибы старуха русская. Налетели на неё нерусские люди, как коршуны, и увели в полон. Отдал старуху муж к молодой жене в гусятницы, да ребёнка качать. Увидела хозяйку пленница и узнала дочь свою потерянную. И запела песню жалобную.

По этому сюжету была написана баллада:

Как за речкою

Да за Дарьею

Злы татарове

Дуван дуванили.

На дуваньице

Доставалася,

Доставалася

Тёща зятю.

Как повёз тёщу зять

Во далёку степь,

Во далёку степь

К молодой жене.

Ну и вот, жена,

Тебе работница,

С Руси русская

Полоняночка.

Ты заставь её

Семь дел делати.

Первое дело –

Дитя качать,

Другое дело –

Куделю прясть;

А и третье дело –

Гусей пасти.

Полоняночка

Колыбель колышет,

Колыбель колышет,

Вот качает дитя,

Вот качает дитя,

Приговаривает:

«Ты баю, баю,

Боярский сын,

Ты по батюшке –

Зол татарчоночек,

А по матушке –

Ты – русёночек,

А по роду-то

Мне ты – внучоночек.

Ведь твоя-то мать –

Мне родная дочь.

Семи лет она

Во полон взята».

Как услыхала эту песню хозяйка, так и вскинулась вся. Подбежала к матери, в ноги повалилась и заплакала слезами горькими:

Ты родимая государыня,

Ты почто мне не сказалася,

Ты зачем мне не призналася?

Эта песня заинтересовала Михаила Юрьевича Лермонтова, который записал её для себя (2, с. 164).

В XVII веке земли по реке Исети стали активно заселяться. В 1644 году монахом Далматом (в миру Дмитрий Иоаннович Мокринский) был основан монастырь. У подножия высокого места вырыл он пещеру и поселился отшельником. А земли эти принадлежали знатному татарину, тюменскому мурзе Илигею. Прискакал он с отрядом татар, вошёл в пещеру преподобного с обнажённым клинком, но в разговоре выяснил, что мать Далмата была крещёной татаркой из его рода. В 1646 году отдал он Далмату всю вотчину во владение, подарил ему свой боевой шишак и кольчугу.

Построили деревянную обитель, но в 1651 году налетели калмыки, сожгли обитель, замучив монахов, только Далмат уцелел. Снова к нему пошли монахи, крестьяне с семьями. Пришёл его родной сын Иоанн (в монашестве Исаак). Построили деревянную церковь во имя Успения Божьей Матери (3, с. 5 – 11).

Макет монастыря в Далматовском краеведческом музее. Фото: Л. Плотникова

В 1664 г. монастырь снова сгорел, опять его отстроили. В 1697 г. монах Далмат умер в возрасте 103 лет. А его сын Исаак выстроил каменный монастырь.

О времени трудном, опасном свидетельствуют экспонаты музея: кистени, ядра от пушек, кандалы.

Мирная жизнь крестьян была наполнена тяжким трудом. Об этом говорят пословицы.

«Хлеб да вода – то наша еда».

«То ещё не беда, что во ржи лебеда, а то беда, как ни ржи, ни лебеды».

Поговорки:

Без соли, без хлеба половина обеда.

Никто без хлеба не обедает.

Если хлеба край, то и под елью рай.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Обратите внимание на орудия труда, которыми пользовались зауральские крестьяне. Как вы думаете, о чём эти загадки?

    Весь мир кормит, сама голодная (соха).

    Ног много, а с поля домой на спине едет (борона).

    Маленький, сутуленький, все поля обежит, к зиме домой прибежит (серп).

    Насажена на дерево, летом – на лугу, зимой – на крюку (коса).

А вот ещё одна загадка:

Показать сито для подсева семян, ступу, жернова, лопату, на которой отправляли калачи в печь.

Обратите внимание на предметы быта, одежду жителей деревни. В нашем музее представлены вещи, которые хранят тепло рук мастериц: полотенца, кружева, вышивки. Они донесли до нас представления о красоте и счастье. Зимними вечерами женщины пряли, вязали, ткали. Девушки сами готовили приданое: полотенца, скатерти, кушаки и др. В богатых семьях невеста дарила жениху гарусные вожжи и ковровую подпругу. За работой пели, слушали сказки, предания, были, духовные стихи и библейские легенды.

Среди них была легенда о «всемирном потопе».

Когда Ной загружал ковчег, сторожить вход поставил собаку. А была она, как люди, без шерсти. Дьявол напустил ветер, дождь, град.

Когда собака съёжилась от холода, дьявол подполз к ней, соблазняя тёплой шубой, но собака держалась, неся честно службу.

Он тут же начал грызть корабль и прогрыз-таки. В дырку потекла вода, ковчег осел. Беда надвинулась неминучая.

Тогда кошка кинулась на мышь и съела её, а уж своим телом заткнул дыру. Увидел это Бог и всем «сёстрам раздал по серьгам», повелев: «Пусть к собаке прирастёт шуба, а у ужа на лбу будет отметина – «белая звёздочка», чтобы он выделялся из змей.

Собаке велено жить во дворе (проступок большой!), кошке за её ответственность – в доме, рядом с человеком. Ужу тоже разрешено быть рядом с людьми, которые обязаны наливать ему молоко (2, с. 172) .

Христианский мир нашёл своё отражение в экспонатах музея. Это церковный колокол, потир, нательные кресты.

Задания для учащихся:

Расспросите своих родных, пожилых людей, какие сказки, песни, частушки, легенды и были они знают;

Сделайте записи.

Литература

1.Антропов, В.И.Земля Катайская / В.И. Антропов. – Курган, Парус-М., !998. - 304 с.

2.История земли Курганской с древнейших времён до начала 60-х годов XIX века. Учебное пособие для учащихся V VII классов школ Курганской области. – Курган, 1997. – 206 с.

3.Преподобный Далмат Исетский, основатель Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря (1594 – 1697). Буклет.

Экскурсия в музей

30 января учащиеся Козельской школы-интерната, члены клуба «От сердца к сердцу» совершили экскурсию в Краеведческий музей. Для детей была проведена очень интересная и познавательная экскурсия по залу музея с разными экспозициями, которые помогали понять и увидеть быт наших предков. Как, благодаря их труду, основывался и развивался наш город.

Учащиеся с удовольствием слушали, с любопытством рассматривали экспонаты. Особенно ребятам понравился зал «Боевой славы», посвященный Великой Отечественной войне. В этом зале были представлены фотопортреты ветеранов войны, списки награжденных орденами и медалями. В витринах - награды и наградные удостоверения, благодарственные письма, фронтовая переписка, личные вещи участников войны, макеты оружия.

Еще всем понравился зал, где располагалась выставка по декоративному творчеству, на ней были представлены работы жителей нашего города. Работы сочетали в себе многообразие разных техник: вышивка, лоскутная мозаика, мягкая игрушка, бисероплетение, керамика и многое другое.

Дети были в восторге от посещения музея. Осталось много впечатлений от увиденных экспонатов. По окончании экскурсий дети поблагодарили экскурсовода за подробный рассказ о выставочных работах.

Тема занятия - экскурсия в краеведческий музей

«История моего края»

«Когда к истории хотим мы прикоснуться,

Иль в мир прекрасный охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

И для себя мы много интересного

Находим».

Цель:

ознакомление детей с историей родного края;

стремление хранить и приумножать его историю.

Задачи:

дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников, материальной и духовной культуры нашего города;

закрепить понятия «музей», «исторические источники»;

расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;

развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

систематизировать обобщать знания детей о диких животных;

развивать любознательность, внимательность, наблюдательность;

    Органнизационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поедем на экскурсию в наш краеведческий музей, где познакомимся с историей нашего края и города.

В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в далекие времена.

Кто из вас был в музее?

Что означает слово «музей»?

Музе́й (от греч. μουσεῖον - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

    Выезд детей в краеведческий музей.

Встреча с экскурсоводом

Ход занятия – экскурсии.

1. Выставка «Воспевай землю Алданскую», посвященная Году литературы. «Алдан –страницы истории».

Несколько лет назад на территории Алданского района шумела безбрежная глухая тайга. На огромном пространстве не было ни одного населённого пункта. И вдруг здесь ключом забила жизнь. Сюда стали стекаться отовсюду люди. Много людей. Вдоль ручьёв возникли деревянные постройки, стали прокладываться дороги. Трудным было это время. Не было автомобилей и самолётов.Нелёгким было зарождение горного Алдана – первенца золотой промышленности Якутии.

По призыву областного комитета комсомола якутская сельская молодёжь пошла на производство. Она была ведущей силой не только в горняцком деле

Они настойчиво осваивали горняцкие профессии, становились мастерами своего дела. Именно здесь они получили трудовую закалку. Труженики Алдана всегда были в первых рядах соревнующихся и оправдывали высокую оценку их труда.

Алдан из старательского превратился в высокомеханизированный:: на смену ручному труду пришли драги, экскаваторы и бульдозеры, современные обогатительные фабрики.

На комбинате «Алданзолото» постоянно проводится реконструкция золотоизвлекательных фабрик и драг, внедряется мощная землеройная техника на горных работах. Вторым рождением Алдана, как золотодобывающего района страны стало открытие Куранахского золоторудного месторождения и ввод в эксплуатацию золотоизвлекательной фабрики в Куранахе.

Алданский район остается ведущим золотодобывающим районом республики.

А впервые золото Алдана открыли рабочий-коммунист Вольдемар Бертин и охотник, беспартийный якут Михаил Тарабукин.

Золотодобывающая промышленность Якутии, начавшаяся с открытия и освоения подземных богатств Алдана, имеет славную историю. Их имена и дела заслуживают признания. О первопроходцах и первооткрывателях золотоносных песков алданской земли, о многотрудном начале освоения ее в условиях хозяйственной разрухи после гражданской войны, о первых шагах становления золотой промышленности, о всеобщем трудовом подъеме энтузиастов, начавших строить новую жизнь, мы узнаем из книг, из старых записей, которые писали сами рабочие, золотодобытчики.

«Горняки ехали домой после рабочей смены, ощущая в теле приятную усталость. И каждый думал, что завтра будет не легче – будет такое же напряженное задание, и они вновь выполнят его. И будут довольны собой, как доволен любой человек, преодолевший трудности».

2. Мир древних тайн и загадок.

Кроме этого, здесь экспонируются и хранятся в музейных фондах уникальные находки, связанные с жизнью древних людей - предметы охоты, быта, искусства. Всё это представляет интерес как для учёных со всего мира, так и для посетителей, которые имеют возможность соприкоснуться с эпохой, отстоящей от нашего времени примерно на 20 тысяч лет.

Якутия – мир древних тайн и загадок, который манит и зовет путешественников из разных уголков Земли. Только самые смелые и отважные решаются бросить вызов своенравному северу, который за своей суровой ледяной маской скрывает искреннее радушие и гостеприимство, невероятную щедрость и огромное количество древних сокровищ.

Главным богатством края является его восхитительная природа. Среди снежного природного очарования, словно драгоценная жемчужина, выделяется Якутия, история которой наполнена множеством древних тайн и легенд, рассказывающих о жизни севера и его славных традициях.

3. Уникальная находка.

«В уникальной местности на глубине около 100 м нам удалось найти богатый материал для исследования - это мягкие и жировые ткани, шерсть мамонта». Кости мамонта люди находили с давних времён. Но тогда на земле не существовало представителя животного мира, который имел бы кости таких внушительных размеров, и это рождало множество легенд. По одной из них, люди верили в то, что где-то глубоко под землёй живёт гигантский зверь, который не показывается людям, и обнаружить его можно лишь после его смерти. А от слов "ма"-земля, "мут"-крот стали называть этого зверя – мамут. По другой легенде, его называли Индер. В те времена, здесь была тундра, паслись стада мамонтов, селились люди. Мамонт был самым многочисленным представителем существовавшей в то время фауны. Мамонт был хорошей добычей для охотников – он давал много мяса, кости использовались для строительства и отопления жилищ. Из бивней мамонта, распрямляя их, древние люди изготавливали копья.

Кроме орудий охоты и быта, изготавливались и украшения-обереги. Древние люди почитали это величественное животное, которое давало пищу, тепло, материал для постройки и обогрева жилья.

4. Культура и быт народов нашего края.

Эвены издревле проживали на Северо-востоке России. Эвены – кочевой народ. Жизнь таежного человека тесно связана с лесом. Из древесины строили лабазы для хранения продуктов и вещей, составляли из жердей остов жилища, строили изгороди для оленей. Из мягкой древесины березы и сосны изготавливали ездовые и грузовые нарты (толгокил), столики на коротких ножках (настол), весла (уливур), ящички для посуды (саводал). Деревянные предметы украшали узорами, которые наносили ножом, долотом, сверлом. Вырезали деревянные маски для шаманов, грациозные фигурки животных и птиц, деревянную посуду, детские игрушки - свистульки, кукол.

Жильем служил им чум. Три основные жерди "тургу". "Тургу" в вершине соединялись развилкой и устанавливались таким образом, что две из них, образуя одну из сторон треугольника, ставились с ориентировкой в сторону тропы, по которой пришли на стоянку.

Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т.д., женщины - выделкой шкур и ровдуги, изготовлением одежды, спальных принадлежностей, вьючных сум, чехлов и т.д. Эвенские кузнецы делали ножи, детали ружей и др.

Основным материалом традиционной одежды эвенов служили олений мех, а также мех горного барана и ровдуга (замша из оленей шкуры). Борта и подол обшивали меховой полосой, а швы покрывали полоской, орнаментированной бисером.

Характерно, что при рождении ребенка ему выделяли часть стада, которая вместе с приплодом считалась его собственностью. Детей верховой езде обучали с раннего детства.

Охота была традиционным занятием эвенков. Она обеспечивала основную часть потребностей эвенкийских семей в питании и сырье для обрабатывающих отраслей домашнего производства. Охотничьим орудием служили лук (нууа), копье (гид), копье-пальма (огпка), нож (хиркан), самострел (бэркэн), ловушка-пасть (нан) и ружье. Охотились верхом на оленях, на лыжах-голицах (кай-сар) и подклеенных мехом (мэрэнгтэ), гоньбой, скрадом, с оленем-манщиком, охотничьей собакой.

Промышляли соболя, белку, красную и черно-бурую лисицу, горностая, росомаху, выдру, дикого оленя, лося, горного барана, зайца, гуся, уток, рябчиков, куропатку, глухаря и др.

5. Кльтовые почитания эвенков.

Культ медведя.

Особое место занимала охота на медведя, регламентированная строгими правилами и обрядами. Медведя называли иносказательно, часто словами, заимствованными из языков соседних народов (якутов, русских, юкагиров). По случаю добычи медведя устраивали медвежий праздник. Медвежий праздник (манс. яны пике - «большие пляски», нивх, чхыф леранд - «медвежья игра») - комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением. Существуют мифы о том, как зародились ритуалы медвежьего праздника. В эвенкийском мифе рассказывается о девушке, которая пошла в лес, упала в берлогу к медведю и провела там зиму. Весной она вернулась к родителям и родила медвежонка, которого они воспитали. Позже девушка вышла замуж за человека и родила мальчика. Оба брата выросли и решили померяться силами. Младший брат - человек убил старшего - медведя.

Медвежье мясо едят ночами в течение всего праздника (до трех дней), а в промежутках между приемами пищи устраивают танцы, игры, поют. У эвенков медведя убивал старший из охотников. Праздник проходил в доме охотника, добывшего медведя. Охота на медведя обставлялась особыми правилами и обрядами, что было связано с почитанием этого животного.

Помощники шамана – священные птицы..

Культовым почитанием у эвенков-орочонов пользовались такие птицы: ворон (оли), орёл (киран), лебедь (гах), гагара (укан), утка-чирок (чиркони), чёрный дятел (кирокта), кукушка (ку-ку), кулик (чукчумо), бекас (олиптыкин), синичка (чипиче-чиче). Все эти птицы считались помощниками шамана в обрядах лечения, добыче оленьих душ, здоровья для семьи. Все перечисленные птицы неприкосновенны, их строго запрещалось убивать и мясо употреблять в пищу.

Эвенки считают ворона – человеком, превращённым в птицу. Считалось, что вороны могли брать в жёны эвенкийских девушек, но только не понимали язык. Эвенкийские охотники верили, что вороны помогают оберегать оленьи стада от хищников, разыскивая животных во время промысла, выдавая их своими криками. У шаманов ворон выступает как хранитель шаманской души во время камланий.

«Если кто-нибудь убьет ворона, то душа последнего летит к своему «отцу Хара Сыагылах’у» с жалобой на обидчика. Тогда этот бог страшно карает обидчика-охотника, насылая на него болезнь».

Орёл являлся ведущим персонажем в шаманской мифологии. Это единственная птица, которая способна отогнать враждебных духов от шаманской души. Во всех камланиях он являлся главарём и защитником стаи птиц, несущих душу шамана.

Гагара - шаманский атрибут. В шаманской мифологии - это один из духов-помощников, посредством которого шаман летит "Стезей птиц" к истоку Долбора, - реки, берущей свое начало в Верхнем мире. Духи-птицы исполняют обязанности посыльных к духам Верхнего мира. Многие эвенки считают, что землю сотворила гагара. Произошло это так: «Вначале была вода. Жили тогда два брата – харги и сэвэки. Сэвэки был добрый и жил вверху, а злой харги – внизу. Помощниками у сэвэки были гоголь и гагара. Гагара нырнула и достала землю. Постепенно земля разрослась и приняла современный облик».

6. Заключительная часть.

Человек есть величайшее творение природы. Он вышел из животного мира в ходе многолетней эволюции. Природа научила его трудиться, думать, производить, видеть прекрасное, наблюдать и постигать мир. Человек не стал бы человеком без природы. Природа – это всё, что нас окружает: живое и неживое.

Как любим мы говорить о том, что человек – хозяин природы, называем себя «Человек разумный». И как часто забываем, что, прежде всего, человек – дитя природы. Все, что окружает нас: леса, реки, озера – это не только среда обитания птиц, рыб, зверей, но и среда обитания человека. А птицы, рыбы, звери, растения – наши собратья, дети единой нашей матери – природы.

    Подведение итогов.

Что вам больше понравилось в музее?

Легенды о каких животных вы узнали на экскурсии?

О чем бы вам хотелось узнать подробнее?









Описание материала: Дорогие друзья, предлагаю Вашему вниманию отчёт по экскурсии для дошкольников в местный историко-краеведческий музей г. Сафоново. Данный материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений.


Привлечение детей старшего дошкольного возраста в музеи в высшей степени целесообразно. Музей для дошкольников является средством формирований целостной личности, приобщения ребенка к культурным ценностям и традициям. При этом решаются важнейшие задачи по формированию:
- познавательной мотивации;
- потребности посещать музеи;
- культуры поведения в музее;
- эстетического вкуса.
Сотрудники сафоновского историко-краеведческого музея успешно сотрудничают со многими дошкольными учреждениями нашего города. Экскурсии для дошкольников в местный историко-краеведческий музей, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми в нашем дошкольном учреждении практикуются сейчас часто. Мы хорошо понимаем, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке.
Неоценимо велика роль музея в приобщении детей к миру музейных ценностей. Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком. Экскурсии по музею способствуют развитию познавательного интереса, связной речи дошкольников. Здесь же они получают патриотическое воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.
Совсем недавно для воспитанников нашей логопедической группы была проведена очередная обзорная экскурсия по залам сафоновского историко-краеведческого музея.Ребята получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее. В доступной для дошколят форме им рассказали об истории и культуре малой Родины. Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями.

Я приглашаю всех на обзорную экскурсию по залам сафоновского историко-краеведческого музея!
"Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог."

Вот такая ступа из позапрошлого века и телевизор из прошлого века встречают нас в музее.


Одежда наших бабушек.


Предметы обихода.



"Видел я предметы быта
Из ожившей старины.
Для меня теперь открыто
Прошлое моей страны!"


Крестьянская изба.



Хороши лапоточки!
"Взгляни на пару лыковых лаптей,
Они достойны взгляда между прочим.
В наш век среди затейливых вещей
Нет обуви бесхитростней и проще." Бурчак Михаил


Бабушкин "миксер".


Чудо утюжок.


Как необычно мелодично звучит музыка из граммофона.


Зал воинской славы.


Пулемет времён Великой Отечественной войны 1941-1945г.


Автомат времён Великой Отечественной войны 1941-1945г.


Винтовка времён Первой мировой войны.


Солдатская шинель.
"Со слезами гордости
В первый угол горницы
Мать повесит старую
Серую шинель."Юрий Михайленко


Литературный герой А.Т.Твардовского- легендарный Василий Тёркин.
"Только взял боец трехрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив..."


Портрет В.В.Грибоедовой- кузины поэта А.С.Грибоедова


Cкрипка советского военачальника,Маршала Советского Союза М.Н.Тухачевского


Старинный патефон.
"То, что было, то уходит
Забываясь, словно сон.
Жалко редко кто заводит,
Старый, добрый патефон…". Игнатов Александр


У портрета Ю.А.Гагарина.
"Тускнея, гаснет зарево заката.
Мерцая, шепчет первая звезда:
«Гагарин не ушел, поверьте мне, ребята.
Он с Вами, здесь, остался навсегда!» Ю. Говердовский



Знамя градообразующего предприятия завода "Авангард"


Наши знаменитые земляки.




Выставка топариев.