Работа

Епархиальное училище. Вятское епархиальное женское училище

Епархиальные училища

средние женские учебные заведения в России, созданные по Уставу 1843, главным образом для дочерей священников. Е. у. содержались на средства, полученные от сборов с церквей, отчислений от свечных заводов и т. п., находились в ведении Синода. Дочери священников обучались бесплатно, девочки из других сословий - за плату. Учебный курс (6 классов) был близок к курсу женских гимназий. К числу необязательных предметов, преподаваемых за особую плату и во внеклассное время, относились новые языки, музыка, рисование.

Окончившие курс Е. у. получали право на звание домашних учительниц по предметам, по которым имели хорошие успехи, и принимались учительницами начальных, по преимуществу сельских, школ (с 1884 - церковно-приходских). С 1900 при Е. у. были открыты специальные седьмые педагогические классы. При некоторых Е. у. существовали начальные школы, в которых воспитанницы старших классов проходили практику. Е. у. были ликвидированы декретом СНК от 24 декабря 1917.

М. Ф. Шабаева.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Епархиальные училища" в других словарях:

    Большой Энциклопедический словарь

    Средние женские учебные заведения в России до 1917; открывались с 1843 в епархиях главным образом для дочерей православного духовенства и находились в ведении Синода. Учебный курс (6 классов, с 1900 дополнительный 7 й педагогический) приближался… … Энциклопедический словарь

    Епархиальные училища - средние женские учебные заведения в России до 1917; открывались с 1843 в епархиях гл.о. для дочерей православного духовенства и находились в ведении Синода. Учебный курс (6 классов, с 1900 дополнительный 7 й педагогический) приближался к… … Педагогический терминологический словарь

    Епархиальные училища - ср. женские уч. зав. Открывались с 1843. Е.У. были 6 годичными. С 1900 был введен 7 й педагогический класс. На У. действовали со второй пол. XIX в. в Вятке, Перми, Екат., Уфе, Оренб. В каждом из них было от 200 и более уч ся. В Е.У. обучались… … Уральская историческая энциклопедия

    ЕПАРХИАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА - см. Женское образование … Российская педагогическая энциклопедия

    Епархиальные училища - средние жен. уч. заведения в России; открывались с 1843 в епархиях, гл. обр. для дочерей правосл. духовенства, для к рых обучение было бесплатным. Находились в ведении Св. Синода, финансировались на сборы от ц., отчислений от свечных заводов и др …

    Училища женские духовного ведомства для девиц духовного звания - – получили свое начало в 1843 г. под покровительством Императрицы Марии. Первое училище такого рода было открыто в Царском Селе, на средства Св. Синода, за ним стали открываться в других городах. С 1860 х годов, с возбуждением в среде… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Существовавшие в России женские училища делились на Мариинские, т. е. училища, находившиеся в ведении Ведомства учреждений императрицы Марии (См. Ведомство учреждений императрицы Марии), училища министерства народного просвещения и… … Большая советская энциклопедия

    Женские училища - уч ща Ведомства имп. Марии, уч ща Мин ва нар. просвещения и епархиальные уч ща, находившиеся в ведении Синода. Мариинские Ж. У. включали в себя: а) ср. жен. учебн. заведения, открывавшиеся в 1862 по инициативе И. А. Вышнеградского, позднее… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    «ВОЛОГОДСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» - начали издаваться 1 окт. 1864 г. по предложению Вологодского еп. Христофора (Эммаусского). Выходили 2 раза в месяц до дек. 1917 г. (последние 5 номеров сдвоенные), № 9 24 за 1917 г. имели подзаголовок «Православный церковно общественный вестник» … Православная энциклопедия

Книги

  • Епархиалки. Воспоминания воспитанниц женских епархиальных училищ , В сборнике впервые собранных вместе воспоминаний о такой закрытой и в силу этого малоизвестной среде, как женские епархиальные училища, показаны различные стороны их жизни: учеба, дружба и… Категория: История России до 1917 года Серия: Россия в мемуарах Издатель: Новое литературное обозрение ,
  • Епархиалки. Воспоминания воспитанниц женских епархиальных училищ. , Составитель О.Д. Попова. , 304 стр. В сборнике впервые собранных вместе воспоминаний о такой закрытой и в силу этого малоизвестной среде, как женские епархиальные училища, показаны различные стороны их жизни: учеба,… Категория: История Серия: Россия в мемуарах Издатель: Новое литературное обозрение , Производитель:

Вятское епархиальное женское училище — среднее учебное заведение Вятской епархии для девочек, существовавшее с 1863 по 1918 годы.

В училище преподавались: Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, история русской литературы, гражданская история, география, арифметика, геометрия, физика, педагогика, дидактика, чистописание, пение и рукоделие.

В 1918 году было закрыто и упразднено.

Вятское епархиальное женское училище. Википедия.

В мае 1924 г. институту выделили одно из самых больших зданий города - здание бывшего женского епархиального училища.

Это удивительное и загадочное здание. Его история до сих пор полностью не изучена. Дата строительства не точна, автор проекта — под сомнением. В справочной литературе упоминается, что здание построено в первой половине ХIХ в. В энциклопедии земли Вятской указано, что это дом купцов Репиных, построенный в 1820-е гг. (12). В краеведческой литературе закрепилось мнение, что дом строился для Платона Ивановича Репина (1814- после 1855 гг.), но в 20-е гг. ему было не более 16 лет. Противоречий много.

Вятский краевед Анатолий Тинский пишет: «… в июле 1819 г. был выделен участок для строительства дома на углу улиц Вознесенской (ул. Ленина) и Новой Поперечной (ул. Красноармейская) для купца Федора Злыгостева. Двухэтажный корпус с подвалом и антресольным этажом со стороны оврага был построен в начале двадцатых годов ХIХ века по «образцовому» проекту из альбома 1809-1812 гг. Вскоре после постройки дом перешел во владение к новым хозяевам из семейства купцов Репиных. После смерти главы семьи И.В. Репина дом унаследовала его жена. В 1831 г. дом числился за владелицей Е.П. Репиной, затем он перешел к их сыну П.И. Репину».

В 1856 г. Репин «прогорел», его имение было продано с торгов. Дом купил Ермолин, а через несколько лет здание приобретают для устройства училища девиц духовного звания. Здание несколько раз перестраивается. Были сделаны пристройки по ул. Красноармейской и ул. Ленина по проекту архитектора А.С. Андреева. Архитектором А.М. Дружининым была спроектирована и построена домовая церковь.

Епархиальное училище было упразднено в 1918 г. на основании «Положения о единой трудовой школе». В здании с 1918-1924 гг. размещалась 10-я пехотная школа, которая дала название ул. Красноармейской.

Сохранилось документальное описание здания пединститута, датированное 11 января 1928 г.: «…здание кирпичное, двухэтажное, с подвальным помещением под железной крышей, за время своего существования расширялось кирпичными двухэтажными пристроями как со стороны ул. Ленина, так и со стороны двора, причем последний пристрой, закрывающий двор, имеет дату 1905 г., кроме того, здание со стороны двора по направлению улицы Ленина и Красноармейской имеет антресольный этаж с окнами во двор, стены которого при надстройке будут использованы, высотою 2,10 погонных метра. Крыша железная по насланным стропилам, междуэтажные перекрытия деревянные, причем имеют разные высоты от 3,1 погонных метра до 4,1 погонных метра. Отопление печное, стены как первого этажа, так и второго имеют толщину в 3 кирпича, стены подвала в 31/2 кирпича, перекрыты сводами. При осмотре наружных стен оказалось, что в месте соединения южного пристроя со стороны ул. Ленина имеется вертикальная трещина, идущая от карниза к основанию. Означенная трещина обнаружена и с внутренней стены здания. Также обнаружены две вертикальные трещины стен фасада и со стороны ул. Красноармейской, но меньшим сечением. Остальные стены как наружные, так и внутренние вполне в удовлетворительном состоянии. Большая часть междуэтажных перекрытий также в удовлетворительном состоянии и лишь частично требуют замены».

Здание института требовало ремонта, руководство выходило с предложением строить новое здание, но в 1927-1928 гг. кредита на строительство нового здания из госбюджета также не дали.

Тогда придумали сделать не постройку нового, а перестройку старого здания, точнее надстройку 3 этажа. Надстройку начали делать только через 6 лет.

Но институт развивался. Проекты поручили составлять ведущему архитектору города И.А. Чарушину. В архивных документах сказано, что в оформлении фасадов он использовал арочные окна, рустовку, замки и карнизы над окнами, горизонтальные тяги, идущие на уровне междуэтажных перекрытий, лопатки. Особенно богато был оформлен северный фасад. Его левое крыло отмечено шестипилонным портиком, стоящим на открытой галерее, завершенным фронтоном. На фронтоне использован скульптурный декор: рельефы с изображением герба Советского Союза, атрибутов науки, растительного орнамента. Центральный вход выделен четырехпилонным портиком со сближенными крайними пилонами. Правое крыло предназначалось для спортивного зала. Внешний вид здания наряден и торжественен. На чертеже главного фасада здания имеется подпись Чарушина.

Надстройка была завершена в 1937 году. Надстройка и реконструкция института стоила почти 2 миллиона рублей.

Во время Великой Отечественной войны кировский пединститут снова был эвакуирован в Яранск. А на его месте разместилась Ленинградская Военно-медицинская академия. Решение об эвакуации пединститута в Яранск было принято внезапно. На сборы было дано всего три дня. Большая часть книг из библиотеки и научного оборудования из лабораторий в спешке была утрачена. И, несмотря на это, институт удалось сохранить и преподавание в нем не прекращалось все военные годы.

В 1945 году пединститут вернулся на Ленина. Здание за годы войны успело обветшать и «разморозиться», крыша потрескалась. Студенты в аудиториях сидели в верхней одежде.

С того момента, как вся страна узнала о Великой Победе, пединститут больше никуда не переезжал, а только расширялся.

История одной фотографии: где за век успели поучиться кировские педагоги. http://kirovnet.ru

В этой заметке я постараюсь описать жизнь воспитанниц епархиальных училищ: каков был их распорядок дня и прочее.
В первый класс училища принимали девочек не моложе 9 лет, умеющих читать и знающих общеупотребительные молитвы ("Царю Небесный - Отче наш ", "Богородице Дево радуйся ").
Воспитанницы училища жили в общежитиях в здании училища, или у родителей, или на квартирах у благонадежных лиц - по доверию родителей. На жительство в училище без взноса платы принимались сироты местного духовенства, а также дети бедных священно- и церковнослужителей. Все прочие принимались со взносом платы.
Итак, в семь часов утра воспитанницы, которые жили в общежитии, вставали, затем умывались, причесывались, одевались и заправляли свою постель. Спальни (дортуары ) были общими, на 5-10 человек, иногда больше. Как правило, комнаты старших воспитанниц были с меньшим числом мест. Рядом с кроватью стояла тумбочка с личными вещами и бельем. Воспитанницы сами, по очереди, ежедневно наводили порядок в своей комнате - подметали, мыли пол, стирали пыль. Спальни должны были содержаться в безупречном порядке, утром и вечером их следовало проветривать. Температуру воздуха в спальнях следовало поддерживать от 15 до 18 градусов (так - в инструкции учебного комитета Синода, возможно здесь указана температура в градусах Реомюра).
Одевшись и приведя себя в порядок, все воспитанницы шли в столовую, где выслушивали утренние молитвы, а затем завтракали.
Воспитанницы поочередно несли дежурство на кухне, на день дежурства они освобождались от учебных занятий. Воспитанницы помогали кухарке готовить, сами собирали на стол и подавали кушания в столовой. Дежурные по кухне из старших классов вставали очень рано - в пять часов утра, в праздники иногда и раньше: надо было успеть приготовить завтрак. Как сказано в уставе училищ, "пища дается воспитанницам простая, но питательная, из свежих припасов, в достаточном количестве - при завтраке, обеде и ужине " (1, с. 60). Простая и питательная пища по тому времени - это хлеб, щи, каша, квас. Угощения, мясная пища были только по большим праздникам. Завтракать (также обедать и ужинать) дозволялось только в столовой; приносить хлеб, пироги или еще что-то съестное в спальни и в классы не дозволялось. В это время приходящие ученицы (которые жили в доме родителей или на квартирах) вставали, завтракали и шли в училище. К началу занятий (за 15 минут до звонка) они должны были находиться в классах.


Вятское епархиальное женское училище. Выпуск 1913 года. Фотографии С.А. Лобовикова.
Любопытно, что на всех общих фотографиях мы не видим ни одной женщины в платке - ни воспитанницы училища, ни воспитательницы платки не носили. Платок как якобы обязательный головной убор для православных женщин - это выдумка современных малограмотных попов, не знакомых даже с историей собственной церкви.

У всех воспитанниц была одинаковая форменная одежда. Верхнюю одежду (плащ-накидку и зимнее пальто) следовало иметь темного цвета (темно-серого или черного), скромного и однообразного покроя. Свой костюм воспитанница должна была содержать в чистоте и всегда выглядеть опрятно. Воспитанницы сами себе шили и чинили белье и платье. В будние дни воспитанницы носили длинное темного цвета платье с высоким глухим воротником и фартук черного цвета, для праздничных дней были белый фартук и белая пелерина. Причесываться следовало гладко, цветных гребенок и лент не полагалось. В здании училища или на улице воспитанницам следовало ходить спокойно, младшие воспитанницы выстраивались парами.
После завтрака все шли в классы, занятия начинались с 9 часов. Преподавателями в училище состояли профессора духовной семинарии и учителя гимназий. В день было всего три урока. Поскольку преподаватели училища были очень заняты - в училище и в других школах, то в расписании почти всех классов были "окна" (часы без уроков). В эти часы воспитанницы, сидя в классе, повторяли уроки или занимались рукоделием. Кроме того, старшие воспитанницы в эти часы проводили уроки для младших.
При входе в класс преподавателя (а также начальницы или другого почетного посетителя) воспитанницам следовало встать для приветствия, садиться следовало только после разрешения. В начале и в конце каждого урока дежурная воспитанница читала краткую молитву ("Царю Небесный " и "Достойно есть "). Наведением порядка в классах занимались сами воспитанницы. В классе за партами все занимали определенные места, менять их по собственному выбору не разрешалось. Воспитанницам во время уроков нельзя было не только шуметь, шептаться или делать подсказки, нельзя было даже сидеть в небрежной позе. Приносить в классы вещи и книги, не относящиеся к учебным занятиям, не дозволялось. Учебники следовало беречь, записи в тетрадях делать аккуратно. Учитель спрашивал, рассказывал урок, давал домашнее задание. При ответе, даже кратком, воспитанницам следовало вставать.
Некоторые преподаватели при ответах требовали дословного повторения текста учебника, однако такие строгости не поощрялись. В правилах учебного комитета Синода сказано, что учащимся следует заучивать наизусть только точные определения, цитаты из Священного Писания, научные формулы и т. п., а в остальном допускалось свободное изложение урока (с. 64). Учителю следовало требовать от учениц не механического заучивания текста, а его понимания - для этого следовало задавать дополнительные вопросы. При изъяснении предмета преподаватель был обязан держаться программы, утвержденной учебным комитетом Синода, и одобренного учебника. Для обозначения успехов и поведения учениц употреблялись следующие баллы: 5 - отлично, 4 - очень хорошо, 3 - хорошо, 2 - посредственно, 1 - слабо.


Воспитанницы Вятского епархиального женского училища в саду. Фото нач.ХХ в.

Неучебными днями в течение года были воскресенья, большие праздники Православной Церкви, Царские дни, дни говения (поста перед причастием) и вакаций (каникул). Зимние каникулы следовали с 22 декабря по 7 января (старого стиля), летние - с конца июня по 15 августа. При окончании учебного года, перед летними каникулами, проводились экзамены. Успешные воспитанницы переводились в следующие классы, неуспешные оставлялись в том же классе на второй год. Воспитанницы, окончившие полный курс, получали право на звание домашних учительниц - по тем предметам, в которых они оказали хорошие успехи. В каждом классе училища могло быть не более 45 учениц. При большем числе открывались параллельные отделения класса (как и в наши дни - первый "А", "Б" и т. д.).
В училище была своя библиотека, состоящая из учебных пособий и книг для чтения. По правилам Синода все выписываемые книги должны были поступать в библиотеку только после проверки их содержания преподавателями и начальством училища.
После окончания занятий следовал обед (в 2 часа дня), затем при хорошей погоде, в любое время года - прогулка на свежем воздухе. В это время воспитанницам предоставлялась полная свобода бегать, резвиться, петь и играть. В уставе училищ сказано: "Должно наблюдать, чтобы воспитанницы непременно употребляли определенное время на отдых, прогулки, игры и упражнения, способствующие развитию и укреплению телесных сил " (1, с. 56). После обеда и отдыха, в 4 часа дня, у воспитанниц, живших в общежитии, начинались часы самостоятельных занятий и рукоделья, спевок (репетиций) училищного хора и различных послушаний по училищу (в саду, в больнице, в церкви). Все воспитанницы, кроме занятых на послушаниях, находились в классах. В это время от воспитанниц уже не требовали строгой дисциплины - можно было негромко разговаривать, переходить с места на место, нельзя было только сильно шуметь и мешать другим заниматься.
Приходящие воспитанницы после уроков шли домой. Воспитанницы, которые жили на квартирах (не с родителями), обязательно должны были находиться дома после 6 часов вечера. Для проверки их несколько раз в месяц навещали воспитательницы. Исключение допускалось для воспитанниц, присутствовавших на вечернем богослужении накануне праздника в училищном храме. Посещение воспитанницами общественных собраний, театра и кинематографа разрешалось только с дозволения начальницы училища. Вне своих квартир воспитанницы всегда должны были ходить в форменных платьях.
Вечером в 9 часов следовал ужин. Перед сном все шли в церковь училища и выслушивали вечерние молитвы. Затем воспитанницы шли в спальни и готовились ко сну. После звонка нельзя было зажигать свет, разговаривать, читать или как-то иначе нарушать тишину.


Воспитанницы Вятского епархиального женского училища в костюмах народов Российской Империи. Фото нач.ХХ в.

В воскресные и праздничные дни воспитанницы обязаны были присутствовать на богослужении в училищном храме. В церкви все выстраивались ровными рядами. Во время службы воспитанницы пели на клиросе и читали. Богослужения в церкви Вятского епархиального училища всегда отличались степенностью, строгостью и красотой. Дважды в год, Великим постом и перед Рождеством Христовым, все воспитанницы говели, исповедовались и причащались.
При воспитанницах постоянно находились воспитательницы. Воспитательницы могли в любое время посещать комнаты, присутствовали на занятиях в классах, в церкви во время общей молитвы, в столовой во время трапезы, во дворе во время игр и отдыха подопечных. При нарушении порядка воспитательницы могли делать устные замечания. Воспитанниц, которые не слушали замечаний, воспитательницы "брали на карандаш" , а затем докладывали обо всем начальнице училища. В случае серьезного проступка вопрос наказания решала начальница или совет училища. Воспитательницы (в идеале) должны были в одинаковой мере благожелательно относиться ко всем ученицам; особая приязнь или, наоборот, вражда не допускались. Конечно, среди воспитательниц одни были строгими и взыскательными, другие - более мягкими. Должность воспитательницы требовала немалого терпения и рассудительности. Кандидатки на место воспитательницы должны были иметь безукоризненную репутацию, достаточное образование и опыт в обращении с детьми. Они проходили испытательный срок - 6 месяцев, и только затем утверждались в должности. Как правило, воспитательницами становились лучшие выпускницы училища - по выбору начальницы. Поскольку должность была очень хлопотной, то воспитательницами обыкновенно были незамужние девицы или вдовы. Если молодая воспитательница выходила замуж, то, как правило, она покидала свой пост. Впрочем, круглые сутки в училище находились только дежурные воспитательницы.
Допускались посещения воспитанниц, живущих в общежитии, родителями и родственниками в неучебное время. С разрешения начальницы училища допускался выход из училища воспитанниц в воскресные и праздничные дни.


Аттестат выпускницы Вятского епарх. женского училища Никольской, 1889 год

Учебными предметами в епархиальных женских училищах были Закон Божий, русский и церковно-славянский языки и русская словесность, арифметика, чистописание, рисование, церковное пение, рукоделие, география (с 2 класса), история всеобщая и русская (с 4 класса), физика (с 5 класса), геометрия и педагогика (в 6 классе). О последнем предмете следует сказать особо. Педагогика в программу старшего класса епархиальных училищ была введена в 1866 году. В те годы многие выпускницы епархиальных училищ становились учительницами церковно-приходских и земских начальных школ. Столь полезная деятельность выпускниц была сразу одобрена Синодом. Чтобы облегчить выпускницам училищ труд обучения детей и сделать его еще более успешным, обер-прокурор Синода граф Д. А. Толстой внес предложение о преподавании в старших классах училищ начал педагогики. Практикой по предмету должны были стать занятия, на которых старшие воспитанницы занимались обучением младших.
Позднее при епархиальных училищах стали открываться образцовые начальные школы, учительницами в этих школах были воспитанницы старшего класса. Такая образцовая школа была открыта и при Вятском епархиальном училище в 1885 году. По этому поводу в заметке "Вятских епархиальных ведомостей" сказано: "Школа предположена одноклассная, с курсом двухгодичным, без платы за обучение. 27 октября в воскресенье, после молебствия в училищной церкви, школа открыта, а со следующего дня началось учение. Поступило в школу 19 девочек из детей городских жителей, в возрасте от 7 до 12 лет " (2, с. 626).
С 1880-х гг. в программах училищ появляется еще одно новшество - 7-й дополнительный класс. В этот класс могли поступать все выпускницы училища по собственному желанию. В 7-м классе главным предметом была педагогика. Каждая ученица класса выбирала для себя как специальность один из предметов начальной школы (арифметику или русский язык). Со второго полугодия ученицы 7-го класса приступали к преподаванию в низших классах училища и в образцовой школе. Позднее был введен и второй дополнительный класс (8-й). Многие выпускницы Вятского епархиального училища становились учительницами сельских школ. По сути епархиальное училище было прообразом педагогического института.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Литература:
1. Устав епархиальных женских училищ. Пенза, 1880.
2. Вятские епархиальные ведомости. 1885, №22.

На протяжении почти трех столетий во владении, где позже разместилось Филаретовское училище, располагалось Заборовское подворье Чудова монастыря. Сам монастырь, один из старейших в Москве, находился в Московском Кремле, но был снесен большевиками в начале 1930-х гг. Малый Харитоньевский переулок до начала XIX века назывался Заборовским, а переулок, который вел к подворью, получил название Чудовского, в советские годы он был переименован, а уже в новейшие времена переулку было дано имя Огородная слобода – в память о слободе огородников, существовавшей здесь до начала XVIII века.

Монастырское подворье, основанное в 1670-х годах, просуществовало до середины XIX века. Вскоре после упразднения подворья, его владение было отдано для размещения Филаретовского епархиального училища. Деревянные строения, стоявшие здесь, были разобраны, и в 1861 году на их месте был выстроен двухэтажный дом по проекту архитектора А.О. Вивьена. Это было здание простой архитектуры, со скромно отделанным фасадом (портика тогда еще не было). Училище въехало сюда в 1865 году. В 1878 году архитектор М.Г. Пиотрович надстроил здание третьим этажом. Внутри была устроена домовая церковь Филарета Милостивого, действовавшая до 1919 года, когда она была упразднена большевиками.

Филаретовское женское епархиальное училище было основано в 1832 году по инициативе знаменитого митрополита Московского и Коломенского Филарета (чье имя оно потом и носило) для «воспитания девиц духовного звания». Первоначально училище существовало в качестве воспитательного отделения при Доме призрения Горихвостова, который располагался в усадьбе Гагариных-Тютчевых в Армянском переулке (д. 11). И дом призрения, и училище находились в ведении Московского попечительства о бедных духовного звания. Впрочем, в училище в качестве воспитанниц принимали не только дочерей священников – здесь, например, училась Мария Павловна Чехова, младшая сестра знаменитого писателя (в 1877-1883 гг.). Правда, на казенный кошт ее не взяли, и обучение Марии в итоге оплатил таганрогский купец Сабинников, друг семьи Чеховых (своих средств на оплату учебы дочери у них не было).

Филаретовское училище было упразднено вскоре после революции 1917 года. В бывшем училищном здании разместилось Управление внутренней охраны ЧК-ОГПУ, а в 1925 году оно было передано в ведение Военно-морского флота СССР. На рубеже 1920-1930-х гг. главное здание было перестроено по проекту архитектора П.А. Голосова, именно тогда у него и появился парадный портик.

Владение до сих пор принадлежит Министерству обороны, здесь размещается Штаб тыла Вооруженных сил РФ.