Психология

Эпитеты в поэме мцыри бой с барсом. Анализ отрывка «Бой с барсом» (поэма «Мцыри»)

Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме – у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нем сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.

В небольшой по размеру поэме “Мцыри” эпизоду с барсом уделено целых четыре строфы (16-19). Отводя для него столько места и размещая сцену боя в середине поэмы, Лермонтов уже композиционно подчеркивает значимость эпизода. Вначале подробно описывается барс. Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри дается без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожен красотой и силой хищника. Шерсть на нем “отливалась серебром”, глаза светятся, как огни.
В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он

похож на ожившую сказку, на одно из тех невероятно старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребенку его мать и сестры. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, “весело визжит”. “Весело”, “ласково”, “играя” – все эти определения напоминают больше не о звере, а о ребенке, каковым (дитя природы), барс и является.

Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри – равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны. Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. “Рука судьбы” вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам. Однако одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что “быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов”. Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия: “рванулся”, “дернулся”, “успел воткнуть”, которые использует Лермонтов, можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод схватки с барсом Мцыри: динамичный, насыщенный событиями. На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя. Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько олицетворенные в нем силы природы и судьбы, враждебные герою. Как бы ни был силен соперник, Мцыри все же сумел взять вверх, и, как бы ни был темен лес, Мцыри не отступится от своего желания вернуться на родину. Израненный после битвы, с глубокими следами когтей на груди, он все же продолжает путь!

Сцена битвы с барсом имеет несколько истоков. Прежде всего в ее основу лег творчески обработанный Лермонтовым грузинский эпос, повествующий о битве юноши и зверя.
Неизвестно, был ли автор знаком с поэмой Шота Руставели, вобравшей в себя все основные мотивы этого эпоса, но он однозначно слышал различные грузинские песни и предания. Их сбору он посвятил несколько лет своей жизни (сначала в детстве, а затем во время путешествия по Военно-Грузинской дороге). Виден в эпизоде и отголосок поэмы великого духовного учителя Лермонтова – Пушкина. В его поэме “Тазит” встречаются такие строки: “Ты в горло сталь ему воткнул, / И трижды тихо повернул”. Аналогичным образом Мцыри расправляется с барсом: “Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье…”. Поэма “Тазит” также посвящена горцам, однако там они изображены примитивными и дикими, нуждающимися в просвещении. Лермонтов, вкладывая слова пушкинского героя в уста положительного героя Мцыри, полемизирует с Пушкиным. Монастырь, несущий “просвещение”, оказался для Мцыри тюрьмой. А вот дикий зверь, давший ему познать радость честной схватки, стал другом: “И мы, сплетясь, как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей”… Природа, а не цивилизация – вот что является для него истинной ценностью, и в эпизоде с барсом поэт изображает ее наиболее любовно и тщательно.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Кульминацией поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова “Мцыри” является поединок главного героя с барсом, где моло­дой человек в полную силу проявляет задатки смелого воина. После побега из...
  2. С великолепнейшей точностью и глубиной описанный в поэме “Мцыри” бой главного героя с барсом является, пожалуй, центральным моментом всего произведения, до предельной остроты напрягающим все...
  3. Второстепенные герои романа - Грушницкий, Вера, Мэри, Вулич, Вернер, Максим Максимыч, девушка-контрабандистка, - словно зеркала, которые отражают различные грани характера Печорина в соответствии со своим...
  4. Битва с барсом признана кульминацией поэмы. Докажите это. Четырехстопный ямб с муж­ской рифмой, “звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву, - пишет...
  5. Романтизм – это литературное направление, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIIIначале XIX века. Возникновение романтизма связано с острой неудовлетворенностью социальной действительностью и...

.
Анализ эпизода боя с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя

Поэма Мцыри написана Лермонтовым со слов молодого монаха. Путешествуя по Кавказу, он слышит рассказ, заинтересовавший его с первых минут. Это романтическая история о юном горце, воспитанном в монастыре. Смыслом его жизни стало желание вернуться домой, но совершить побег из стен ненавистного монастыря было непросто. Лишь огромное желание обрести свободу помогло ему осуществить задуманное, но за это пришлось заплатить слишком дорогую цену, свою жизнь. Анализ боя Мцыри с барсом раскрывает характер главного героя с другой стороны. Вместо хилого, беспомощного юноши перед нами встает настоящий герой, способный защитить себя в минуту смертельной опасности.

Бой Мцыри с барсом (отрывок из текста)

Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лег,
Играя навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость – Могучий барс.
Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, - и на нем
Шерсть отливалась серебром.
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови…да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.

Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный, как стон
Раздался вдруг…и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил…
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек…
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое ружье…Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я – и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык…
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз…
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно – и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!

Анализ боя

В данном отрывке очень четко передана динамичность боя Мцыри с барсом. Указанный отрывок имеет огромное значение для максимального раскрытия характера главного героя. При первой встрече с хищником Мцыри не испугался, как на его месте сделал бы другой человек. Он словно завороженный смотрел на дикого зверя, любуясь и восхищаясь его красотой. У него не было страха перед ним. Юноша видел в нем достойного соперника. Воина, такого же, как он сам.

Барс совсем молодой. Его поведение сродни ребенку. Он играет с костью, визжит от радости, в полной мере наслаждаясь процессом. Учуяв человека, добродушный зверь преобразился на глазах. Кость его больше не интересовала. Барс готов к нападению и цель у него одна победить.

Они бились за жизнь с полной самоотдачей, до последней капли крови. Мцыри сам от себя не ожидал, что ему удастся одержать верх над барсом, выйдя из смертельной схватки победителем. Он привык, что его все считают слабым, способным лишь молиться да поститься. Это было настоящее испытание для него, проверка сил, открытие новых возможностей. В момент победы произошло полное перерождение главного героя. Он был уже не беспомощный юноша, которого все оберегали. Он стал настоящим мужчиной, способным на поступки.

Мцыри наконец-то понял, что такое настоящая жизнь, наполненная эмоциями, чувствами, ранее ему незнакомыми. Монастырь не мог ему подарить подобных ощущений. Свобода далась ему дорогой ценой. Но эти дни, проведенные на воле, стали самыми счастливыми в его жизни, несмотря на трагичный финал. Пройдя через все трудности, достойно преодолев их, Мцыри наконец-то обрел свободу в душе и гармонию в сердце.

Кульминацией поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» является поединок главного героя с барсом, где моло­дой человек в полную силу проявляет задатки смелого воина.

После побега из монастыря Мцыри ведет жизнь в единении с силами природы. Они олицетворяют для него свободу, кото­рой он так долго был лишен. Его не страшит даже мощная гро­за, которая так напугала других обитателей монастыря:

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил, -

с восторгом вспоминает он. Но силы природы могут быть враждебны человеку, и ему, чтобы сохранить свою жизнь, при­ходится вступать в схватку с ними. Таким нежданным врагом для Мцыри становится могучий хищник барс. Ночью, когда беглец отдыхал на лесной поляне…

…Вдруг во ней

Мелькнула тень, и двух огней Промчались искры… и потом Какой-то зверь одним прыжком Из чащи выскочил и лег,

Играя, навзничь на песок.

То был пустыни вечный гость -

Могучий барс…

И тут у Мцыри «сердце вдруг зажглося жаждою борьбы…». Он вступил с хищником в «смертельный бой». В этом бою про­тивники оказались достойными друг друга. Причем о барсе ска­зано: «он застонал, как человек», а Мцыри чувствовал себя так, «как будто сам» он «был рожден в семействе барсов и волков».

В этом бою раскрывается характер Мцыри как смелого во­ина, который «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Воинская доблесть он ценит и признает и в своем враге, который…

…принял смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу.

Эпизод схватки с барсом показывает могучие силы, скры­тые в характере Мцыри, — силы, которые могут проявиться только в условиях свободы. Лермонтов дает понять, что свобо­да необходима каждому члену общества, для того чтобы он мог реализовать свои способности и в полную меру послужить людям.

Сочинение: Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

4.9 (97.5%) 8 votes

На этой странице искали:

  • какова роль эпизода бой с барсом в поэме мцыри
  • анализ эпизода бой с барсом
  • сочинение на тему бой с барсом
  • какую роль в поэме мцыри играет эпизод борьбы юноши с барсом
  • анализ эпизода бой с барсом мцыри

«Мцыри» сама по себе довольно эмоциональная, но самое большое впечатление на читателя производит эпизод «Бой с барсом». Автор использует множество выразительных глаголов и ярких эпитетов, чтобы передать те чувства, которые испытывает главный герой. Мцыри - истинный сын Кавказа, родившийся и выросший в горах Грузии.

В шесть лет он был лишен родительского крова, а затем попал в монастырь Мцхета, где и провел остаток своей жизни. Стены монастыря для мальчика были хуже тюрьмы. Всю жизнь он мечтал выбраться на свободу и повидать родных. Его мечтам не суждено было сбыться, но три дня на воле он все же провел. Именно тогда Мцыри и столкнулся на своем пути с диким барсом, с которым вступил в ожесточенную схватку.

Шерсть на животном «отливала серебром», отчего все действо юноше казалось фантастическим сном. Интересно, что вместо страха молодой боец испытывает такие чувства, как ожесточение и радость. Следующий отрывок в полной мере изображает отношение Мцыри к этому поединку:

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

Юноша видел в барсе достойного соперника, вместе с тем дикое животное, которое можно победить только, приложив немало физических усилий. Ему удалось одолеть злобного врага, но он потерял много жизненных сил. Дикое животное в поэме символизирует мощь природы, которую невозможно одолеть, победив одного только барса. Эта схватка всего лишь служит проверкой сил главного героя и его воли к свободе.

Одержав победу над хищником, он надеется освободиться от оков монастыря и всего, что ограничивает его свободу. Он надеется, наконец, найти родной дом и обнять отца. Даже будучи изрядно израненным, он не отступает от своего желания вернуться на родину. Герой продолжает свой путь с глубокими следами когтей на груди, но обессилев, теряет сознание.

Его тело находят и возвращают в монастырь, где он проводит свои последние дни. Перед смертью единственное, что его радует, это те три дня, которые он провел на воле. Радости и счастья, которое они ему доставили, он не в силах скрыть от старика-монаха, который когда-то спас его в детстве. Мцыри интересует вопрос, зачем же его спасли, если собирались держать в неволе. Ведь его место на лоне дикой природы.

Поэтому, зная, что его вскоре настигнет смерть, он просит перенести его в сад. Он не обращается к Богу с просьбой о помощи, а стремится свои несчастья преодолеть сам. Все, что для него важно, это дни, проведенные вне монастыря, которые он провел счастливо, живя настоящей, свободной жизнью.­

Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме - у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нем сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.

В небольшой по размеру поэме «Мцыри» эпизоду с барсом уделено целых четыре строфы (16-19). Отводя для него столько места и размещая сцену боя в середине поэмы, Лермонтов уже композиционно подчеркивает значимость эпизода. Вначале подробно описывается барс. Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри дается без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожен красотой и силой хищника. Шерсть на нем «отливалась серебром», глаза светятся, как огни. В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех невероятно старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребенку его мать и сестры. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, «весело визжит». «Весело», «ласково», «играя» - все эти определения напоминают больше не о звере, а о ребенке, каковым (дитя природы), барс и является.

Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри - равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны. Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. «Рука судьбы» вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам. Однако одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия: «рванулся», «дернулся», «успел воткнуть», которые использует Лермонтов, можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод схватки с барсом Мцыри: динамичный, насыщенный событиями. На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя. Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько олицетворенные в нем силы природы и судьбы, враждебные герою. Как бы ни был силен соперник, Мцыри все же сумел взять вверх, и, как бы ни был темен лес, Мцыри не отступится от своего желания вернуться на родину. Израненный после битвы, с глубокими следами когтей на груди, он все же продолжает путь!

Сцена битвы с барсом имеет несколько истоков. Прежде всего в ее основу лег творчески обработанный Лермонтовым грузинский эпос, повествующий о битве юноши и зверя. Неизвестно, был ли автор знаком с поэмой Шота Руставели, вобравшей в себя все основные мотивы этого эпоса, но он однозначно слышал различные грузинские песни и предания. Их сбору он посвятил несколько лет своей жизни (сначала в детстве, а затем во время путешествия по Военно-Грузинской дороге).

Виден в эпизоде и отголосок поэмы великого духовного учителя Лермонтова - Пушкина. В его поэме «Тазит» встречаются такие строки: «Ты в горло сталь ему воткнул, / И трижды тихо повернул». Аналогичным образом Мцыри расправляется с барсом: «Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье…». Поэма «Тазит» также посвящена горцам, однако там они изображены примитивными и дикими, нуждающимися в просвещении. Лермонтов, вкладывая слова пушкинского героя в уста положительного героя Мцыри, полемизирует с Пушкиным. Монастырь, несущий «просвещение», оказался для Мцыри тюрьмой. А вот дикий зверь, давший ему познать радость честной схватки, стал другом: «И мы, сплетясь, как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей»… Природа, а не цивилизация - вот что является для него истинной ценностью, и в эпизоде с барсом поэт изображает ее наиболее любовно и тщательно.

Тест по произведению