Собственный опыт

Евгений онегин победа и поражение. Аргументы на тему "Война" к сочинению ЕГЭ

Пример итогового сочинения по третьему направлению от ФИПИ.

Все победы начинаются с победы над самим собой

Не бойся идти не туда -
бойся никуда не идти.
Дмитрий Емец.

Жизнь – долгая, длинная дорога, сотканная из побед и поражений, из взлётов и падений, на которой происходят события вселенского масштаба и личностного. Как не потеряться и не растеряться в мироздании отпущенного человеку времени? Как устоять от соблазнов и роковых ошибок, чтобы потом не было горько и обидно? И как стать победителем своей жизни?

Вопросов много, ответов почти нет, но ясно одно: сделать это непросто. Литературный мир богат примерами, подтверждающими тот факт, как человек шел через тернии к звездам и как скатывался в мир алчности, душевной пустоты, теряя себя, родных и близких. Мой читательский и жизненный опыт позволяют мне смело согласиться с утверждением, что «все победы начинаются с победы над самим собой».

Жизнь Сантьяго, старика, лицо которого испещрено морщинами, а руки – глубокими шрамами от бечевы, причем, очень старыми, тому подтверждение. Когда читаешь притчу Эрнеста Хемингуэя, то вначале недоумеваешь, о какой победе вообще может идти речь. Плачевное, бедственное положение немощного старика красноречиво подчеркивает одна маленькая, но веская деталь: заплатанный парус, напоминающий «знамя наголову разбитого полка». Какие чувства мог вызывать этот старик у меня? Конечно, жалость, сострадание. Горько смотреть на одинокого, старого, голодного человека, на его открытую всем ветрам хижину. Отягощает впечатление и тот факт, что вот уже 84 дня подряд он возвращается с моря без единой рыбы. А это 3 месяца жизни впроголодь.

Но! Удивительное дело! Среди всего этого уныния мы видим весёлые глаза старика, «глаза человека, который не сдается». Невзирая на возраст и полосу невезения, он готов бороться и побеждать обстоятельства. Мне интересно было понять, откуда у Сантьяго такая уверенность? Ведь все давно списали со счетов этого невезучего старика, родители мальчика, который промышлял с ним, забрали сына и посадили в лодку к другому рыбаку. Но преданный мальчуган здесь, он заботится о старике. Может, именно он, заботливо укрывающий Сантьяго газетой и приносящий ему еду, был той опорой, которая нужна в старости? Думаю, что именно тепло души маленького мальчика согревало старость, смягчало неудачи и похолодевшее отношение рыбаков. Но еще важнее для самого Сантьяго передать опыт, в котором нуждается юный промысловик, доказать, что опытный рыбак сможет поймать большую рыбу, надо только дальше отплыть.

И мы увидим эту большую рыбину, вернее, её остов – свидетельство необычайной победы старого человека, доставшейся ему огромной ценой. В этой истории можно бесконечно задавать целый ряд вопросов, среди которых есть один главный: «А стоило ли рисковать собой и тащить нарвала в сопровождении кровожадных акул?» Многие осуждают старика и видят в этом поступке его поражение, утверждая, что он переоценил свои силы и недооценил акул. Такая оценка у меня ассоциируется с глупым замечанием туристов, увидевших скелет нарвала и поразившихся, что у акулы (!) такой красивый хвост. Как можно считать поражением побуду Сантьяго над собой, над нарвалом?! Я не примкну к их голосу и скажу, что стоило. Если бы ему пришлось повторить этот путь, он бы выбрал его. Ведь не случайно же снились ему после этого похода львы. Эта победа нужна была не только Сантьяго, но и мальчику. Он еще ребенок, ему многому надо учиться у жизни, у таких смелых и отважных людей, как Сантьяго.

Если человек не научится побеждать обстоятельства, он становится их рабом. Ярким примером раба собственной судьбы для меня является Акакий Акакиевич Башмачкин. Возможно, моё утверждение вызовет бурю негодования, но как можно всю жизнь жить в страхе, подчиняясь всем и вся, и роптать при этом: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Дело не в шинели, старой, заплатанной, а в душе, залатанной страхами, безволием, отсутствием борьбы. В борьбе над своими слабостями человек крепчает, шаг за шагом утверждаясь в жизни, какой бы трудной и невыносимой она ни была. «Быть», а не «существовать»! «Быть» - это значит гореть, бороться, стремиться дарить тепло своей души людям. Ведь нашел же в своем сердце тепло такой же маленький человек Максим Максимыч, живший в такой же период, но в более тяжелых условиях, чтобы согреть пленницу Бэлу, Печорина. Кого приласкал Акакий Акакиевич?! Кому помог?! Кого одарил своей заботой и вниманием?! Никого… Если бы он кого-нибудь полюбил, у него не было бы времени жалеть себя. Мне его по-человечески жалко, но этот образ в сегодняшнем прочтении у меня ассоциируется с безволием и отсутствием силы духа. С отсутствием жизни. Надо быть, а не существовать. Жить, а не прозябать, как премудрый пескарь, как учитель греческого языка Беликов и им подобные.

Из всего сказанного я могу сделать следующий вывод. Жизнь – долгая, длинная дорога. Колесо жизни одних поднимает над обстоятельствами, других стирает с лица земли. Но колесницей собственной судьбы управляет сам человек. Он может ошибаться, но он всегда должен помнить, что только сильный человек, умеющий одерживать победу над собой, может вынести свою историю. «Сокол высоко поднимается, когда летит» - мудрость, подтверждающая движение вверх по лестнице собственной судьбы.

Тематическое направление

« Победа и поражение »


Возможные тезисы:

  • Победа человека над обстоятельствами.

(Нередко происходит так, что жизнь ставит человека в непростую ситуацию: он сталкивается с препятствиями, которые на первый взгляд могут казаться непреодолимыми. По-настоящему сильные люди не пасуют перед трудностями и справляются с любыми преградами)


Аргументы

1. В «Повести о настоящем человеке» Борис Полевой рассказывает историю победы человека над обстоятельствами.

(Летчик Алексей Мересьев; восемнадцать суток выползал из немецкого тыла; ампутировали обе ноги; сумел научиться не только ходить на протезах, но и управлять истребителем; вернулся в действующую армию)


Аргументы

2. Еще одним примером несгибаемой стойкости и мужества может стать герой рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» . На долю героя Андрея Соколова выпали немалые испытания: он был на фронте, попал в плен, не раз смотрел в глаза смерти. Война отняла у него всю семью: на дом, где находились его жена и дочери, упала бомба, а сына убил немецкий снайпер в последний день войны, 9 мая…


Возможные тезисы:

2. Победа человека над самим собой.

(Человеку, оказавшемуся в сложной ситуации, бывает непросто преодолеть трудности. Но гораздо более тяжело одержать победу над самим собой – своим малодушием и страхом. Недаром Цицерон называл «величайшей победой» именно победу над самим собой)


Аргументы

1. Многие писатели в своих произведениях обращались к теме внутренней борьбы человека со своими слабостями. Так, в рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» мы видим мальчика по имени Яшка, который оказался лицом к лицу со страхом… (Рыбалка, Володя)


Аргументы

2. Еще один пример находим в рассказе А.Масс «Трудный экзамен».

(спектакль, Аня, обида, разочарование, попытка отказаться выйти на сцену)

3. О победе человека над собственным страхом пишет и В.П. Аксенов в рассказе «Завтраки сорок третьего года».


Возможные тезисы:

3. Неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение».

(Всегда ли можно однозначно сказать, кто победил, а кто потерпел поражение? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к выводу: нет, далеко не всегда. Часто бывает так, что, уступая противнику в физической силе, человек одерживает моральную победу, если проявляет такие качества, как мужество, стойкость, готовность идти до конца и не сдаваться)


Аргументы

1. Все мы, конечно, знаем о Бородинской битве. Как известно, после нее русские войска вынуждены были оставить Москву, что дало повод западным историкам признать Бородинское сражение победой Наполеона. Однако мы считаем, что русские войска одержали победу. Что же дает нам основание это утверждать? Ответ прост: главное то, за что и как сражаются стороны. Русские сражались за Отчизну, их вел в бой патриотизм. Они готовы были умереть, защищая родную землю от врага. Именно дух войска и определяет исход противоборства. Русские одержали прежде всего моральную победу, явив миру небывалую стойкость духа, мужество и готовность к самопожертвованию. Об этом как нельзя лучше рассказали нам М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Бородино», Л.Н.Толстой в романе «Война и мир»


Аргументы

2. В.П.Аксёнов «Завтраки 43 года» («По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак. Будь что будет. Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день»)

3.В.Г.Распутин «Уроки французского» (драка на поляне)


Возможные тезисы:

4. Цена победы.

(Все мы знаем историю победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Эта величайшая победа была одержана дорогой ценой: миллионы людей отдали свои жизни, чтобы приблизить знаменательный день. Недаром в известной песне поется, что «это праздник со слезами на глазах». Думая о победе, нельзя не вспомнить о тех, чей героизм трудно переоценить)


Аргументы

  • Б.Васильев «В списках не значился» «А зори здесь тихие»
  • Ю.Бондарев «Горячий снег»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • В.С.Высоцкий ….

Люди любят побеждать. Вкус победы дарит наслаждение долго. Победы могут быть глобальными, а могут быть ежедневными и мелкими. Существует победа над собственными страхами, ленью. Победа делает нас выносливее и стремительнее. Никто не любит одерживать поражение, но не всегда все могут оставаться победителями.

Оказывается, что и поражение может стать победой. Получается так потому, что человек уже смог победить свою неуверенность, страх и лень. А потерпев, поражение он стал ближе к победе, поэтому каждое поражение – это и есть маленькая победа. Победа, которая сделала человека сильнее и выносливее.

Итоговое сочинение на тему Может ли поражение стать победой

Победа – это слово для каждого из нас наполнено особым смыслом. Каждый день мы совершаем поступки, каждый день мы стремимся стать лучше. Каждый день мы боремся с вредными привычками. Если мы преодолеваем трудности, стараемся не лениться и стремимся развиваться, значит, мы уже побеждаем. Но бывают в нашей жизни и грандиозные победы.

Мы можем выигрывать в соревнованиях, становиться кандидатами наук, учить языки, преодолевать страхи. Каждая победа имеет свою цену, которая, безусловно, достигается через поражения. Поражение всегда шагает рядом с победой. Можно сказать, что каждое поражение – это и есть маленькая победа. Невозможно побеждать, не потерпев ни одного поражения. Поражение – это то, что делает нас сильнее и приближает нас к победе.

Главное научиться достойно, принимать поражение. Такое качество делает людей сильнее, показывает их стойкий характер и стремление к развитию. Страх поражения необходимо преодолевать, это позволит в будущем не бояться сражений и соревнований.

Я хочу научиться достойно, воспринимать каждое поражение. Я верю в то, что это будет делать меня сильнее.
Много писателей в русской литературе рассматривали тему победы и поражения, много людей на земле одержали сотни поражений и одерживали победу. Я считаю самой большой победой русского народа – это разгром немецких захватчиков, которые пытались поставить русский народ на колени. В сражениях великой отечественной войны было одержано сотни и тысячи поражений, что привело к великой мировой победе. Мне кажется именно, поражение позволило победе быть главенствующей.

Вывод

Поэтому важно помнить этот пример никогда не отчаиваться, когда победить не получается. И помнить о том, что каждая поражение – это и есть маленькая победа, победа над собой, над сомнениями, неуверенностью и ленью.

Итоговое сочинение для 11 класса. Аргументы

Несколько интересных сочинений

    Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей.

  • Описание города Глупов в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

    Это небольшой городок с кучей кое-как прилепившихся хижин, теснящихся на асимметричных улицах, разбегающихся вкривь и вкось, которые после дождей становятся непроходимыми

  • Образ Комаровского в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение

    Одним из таких образов является Виктор Ипполитович Комаровский. Богатый адвокат, безжалостный делец, он пойдет на любую сделку с совестью, чтобы добиться желаемого результата.

  • Образ Попа в поэме Кому на Руси жить хорошо характеристика героя Некрасова сочинение

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» написана Н.А. Некрасовым после отмены крепостного права. Её вся суть состоит в том, что крепостные, мечтавшие жить свободно, теперь не знают, что им делать.

  • Сочинение по картине Будущие летчики Дейнеки 6 класс

    На переднем плане картины изображена набережная. Аккуратная, высокая, она выложена из отполированного руками и ветром светлого камня

Официальный комментарий:
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском,
психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Афоризмы и высказывания известных людей:
Величайшая победа - победа над самим собой.
Цицерон
Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым.
А.Линкольн
Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
Э.Хемингуэй
Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.
Вольфрам

Социально-исторический аспект
Здесь речь пойдет о внешнем конфликте социальных групп, государств, о военных действиях и политической борьбе.
Перу А. де Сент-Экзюпери принадлежит парадоксальное, на первый взгляд, утверждение: «Победа ослабляет народ - поражение пробуждает в нем новые силы...». Подтверждение верности данной мысли мы находим в русской литературе.
«Слово о полку Игореве» - известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета - неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Главная идея - идея единства Русской земли. Княжеские междоусобицы, ослабляющие русскую землю и ведущие к разорению её врагами, заставляют автора горько печалиться и сетовать; победа над врагами наполняет его душу горячим восторгом. Однако о поражении, а не о победе рассказывается в этом произведении древнерусской литературы, ведь именно поражение способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя. То есть поражение стимулирует русских воинов на победы и подвиги.
Автор «Слова» обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед родиной. Он зовет их защитить Русскую землю, «загородить полю ворота» своими острыми стрелами. И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния. «Слово» так же лаконично и немногословно, как обращения Игоря к своей дружине. Это зов перед боем. Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. Поэма о победе была бы поэмой торжества и радости. Победа - это конец сражения, поражение же для автора «Слова» - это только начало битвы. Битва со степным врагом еще не кончилась. Поражение должно объединить русских. Не к пиру торжества зовет автор «Слова», а к пиру-битве. Об этом пишет в статье «Слово о походе Игоря Святославича» Д.С. Лихачев.
Заканчивается «Слово» радостно - возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Итак, несмотря на то что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли, в победу над врагом.
История человечества состоит из побед и поражений в войнах. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Рисуя события 1805-1807 годов, Толстой показывает, что народам эта война была навязана. Русские солдаты, находясь вдали от родины, не понимают цели этой войны, не хотят бессмысленно класть свои жизни. Кутузов лучше многих понимает ненужность этой кампании для России. Он видит равнодушие союзников, желание Австрии воевать чужими руками. Кутузов всячески оберегает свои войска, задерживает их продвижение к границам Франции. Это объясняется не недоверием к воинскому мастерству и героизму русских, а желанием уберечь их от бессмысленной бойни. Когда же сражение оказалось неизбежным, то русские солдаты показали свою всегдашнюю готовность помочь союзникам, принять на себя главный удар. Например, четырехтысячный отряд под командованием Багратиона под деревней Шенграбен сдерживал натиск врага, "в восемь раз" превосходящий его численностью. Это дало возможность продвинуться основным силам. Чудеса героизма показало подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но нанесло ответный удар, что спасло фланговые части армии. Настоящим героем Шенграбенского сражения оказался мужественный, решительный, но скромный перед начальством капитан Тушин. Итак, во многом благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии. Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице. Вот и получилось, что одной из причин поражения русских войск под небом Аустерлица стала победа при Шенграбене, не позволившая дать объективную оценку расстановки сил.
Вся бессмысленность кампании показана писателем при подготовке высшего генералитета к сражению под Аустерлицем. Так, военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой, «...было очевидно, что цель... возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле».
И все же главную причину побед и поражений русских войск в противостоянии с Наполеоном мы видим при сопоставлении Аустерлица и Бородина. Говоря с Пьером о предстоящем Бородинском сражении, Андрей Болконский вспоминает причину поражения под Аустерлицем: "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение,- и проиграли. А сказали мы это потому, что нам незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. "Проиграли - ну так бежать!" Мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, Бог знает, что бы было. А завтра мы этого не скажем". Л. Толстой показывает существенную разницу между двумя кампаниями: 1805-1807 и 1812 годов. На Бородинском поле решалась судьба России. Здесь желания спасти себя, равнодушия к происходящему у русских людей не было. Здесь, как сказано у Лермонтова, "и умирать мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой".
Еще одну возможность порассуждать о том, как победа в одной битве может превратиться в поражение в войне, дает исход Бородинского сражения, в котором русские войска одерживают нравственную победу над французами. Моральное поражение войск Наполеона под Москвой - начало разгрома его армии.
Гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не найти отражения в художественной литературе. Основой для рассуждения выпускников могут быть «Донские рассказы», «Тихий Дон» М.А. Шолохова .
Когда одна страна вступает в войну с другой, происходят страшные события: ненависть и стремление защититься вынуждает людей убивать себе подобных, женщины и старики остаются одни, дети вырастают сиротами, уничтожаются культурные и материальные ценности, разрушаются города. Но у враждующих сторон есть цель - победить противника любой ценой. И у любой войны есть результат - победа или поражение. Победа сладка и сразу же оправдывает все потери, поражение трагично и печально, но оно является отправной точкой для какой-то другой жизни. Но "в гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан).
История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова, отразившая драматизм судеб донского казачества, подтверждает эту мысль. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Закономерен итог: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория...».

Нравственно-философский и психологический аспекты
Победа - это не только успех в битве. Одержать победу, согласно словарю синонимов, - одолеть, осилить, побороть. Причем часто не столько противника, сколько себя. Рассмотрим ряд произведений с этой точки зрения.
А.С. Грибоедов «Горе от ума». Конфликт пьесы представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Он осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе: «Да и кому в Москве не затыкали рты обеды, ужины и танцы?». Он не признает чинопочитания и подхалимства: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели». Чацкий полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Оправдать Чацкого может его ослепленность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу». Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...». Сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».
И.А. Гончаров так оценил финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость устоев фамусовского общества. Софья произносит: «Себя я, стен стыжусь!»
Поэтому поражение Чацкого - лишь временное поражение и только его личная драма. В общественном же масштабе «победа Чацких неизбежна». На смену «веку минувшему» придет «век нынешний», и взгляды героя комедии Грибоедова одержат победу.
А.Н. Островский «Гроза». Выпускники могут поразмышлять над вопросом о том, чем является смерть Катерины - победой или поражением. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к страшному финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского - один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой - ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, - жалуется она, - грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней. В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, впервые решился на протест против удушающих устоев своей семьи, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы...», - восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал.
И.С. Тургенев «Отцы и дети». Писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений двух политических направлений. Сюжет романа построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями двух поколений, не находящих взаимопонимания. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшими. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорит Базаров. А Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.
Базаров - фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", - размышляет он.
Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них - испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.
И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился в женщину, которую высоко ценил. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Герой переживает сильный душевный разлад. «...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.
Так все же - победил или проиграл нигилист Базаров? Кажется, что в испытании любовью Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.
А Анна Сергеевна формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но будет ли она счастлива?
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» - это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.
Идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка вынуждена торговать собой, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, "сверх-человеки" типа Магомета и Наполеона, а с другой - серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием - "тварь дрожащая" и "муравейник".
Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". Герой разочаровывается в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к "тварям дрожащим".
Удивительно, но Раскольников и сам не желал бы оказаться теперь победителем. Ведь победить - значит нравственно погибнуть, остаться со своим душевным хаосом навсегда, извериться в людях, себе и жизни. Поражение Раскольникова стало его победой - победой над собой, над своей теорией, над Дьяволом, который завладел его душой, но не сумел навсегда вытеснить в ней Бога.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Роман этот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул в нем писатель. Одна из них - проблема борьбы добра и зла. В «Мастере и Маргарите» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима и Воланда - Сатаны в человеческом обличье. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия - в Москву 30-х гг. XX века. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву. Добро и зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг говорит: "Ну что же... они - люди как люди... Ну легкомысленны... ну что же... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... - и громко приказывает: "Наденьте голову". И тут же мы наблюдаем, как люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы.
Роман «Мастер и Маргарита» - об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он - о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.
Автору захотелось провозгласить: победа зла над добром не может стать конечным результатом общественно-нравственного противоборства. Этого, по Булгакову, не приемлет сама природа человеческая, не должен позволить весь ход цивилизации.
Конечно же, круг произведений, в которых раскрывается тематическое направление «Победа и поражение», значительно шире. Главное - увидеть принцип, уяснить, что победа и поражение - понятия относительные.
Об этом написал Р. Бах в книге «Мост через вечность» : «Важно не то, проиграем ли мы в игре, а важно, как мы проиграем и как благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным способом поражение оказывается победой».


Сегодня рассмотрим тему «Победа и поражение». Я думаю, ее можно раскрывать не только на основе книг о войне, но и по другим аспектам. Попробую пройтись по художественным произведениям.

«Герой нашего времени» . Тему победы и поражения можно раскрыть на основе отношений Печорина и княжны Мери. Еще — дуэль Печорина и Грушницкого.

«Евгений Онегин». На основе дуэли Онегина и Ленского.

«Мцыри». Победа Мцыри над барсом.

«Отцы и дети» . Столкновение Базарова и Павла Петровича.

«Война и мир» . Тут можно брать какие-то военные аспекты. Например, вспоминается эпизод с Наполеоном и князем Андреем. Победа и поражение во внутреннем мире героев. Тут можно думать, например, о духовных победах и поражениях Андрея Болконского.

«Преступление и наказание». Внутренняя борьба и поражение Раскольникова, которое на самом деле является духовной победой.

«На дне». Можно, в принципе, раскрыть на основе пьесы. Ночлежка — это про поражение, стремление преодолеть обстоятельства, какие-то жизнеутверждающие вещи, которые озвучивают герои — это про победу.

Сюда пойдут книги, которые затрагивают военные события: «Тихий Дон» , «Судьба человека» , «Конармия» , «Сотников» , «Василий Теркин» и др.

Еще на основе «Мастера и Маргариты» . Тут возможны два варианта. Первый — травля Мастера, в которой он оказывается проигравшим, но на деле — за ним творческая победа («рукописи не горят»). Второй — Понтий Пилат и Иешуа. Иешуа проигрывает, его казнят, но моральная победа за ним.