Работа

Еврейские евреи. Название в русском языке

Оригинал взят у stassavenkov в Кто такие евреи и откуда они взялись

Слово «еврей» на иврите означает «зареченский», «тот, кто живет за рекой». По самой распространенной версии, древние евреи — это небольшое племя, жившее в бронзовом веке на землях, подконтрольных Древнему Египту; племя, постепенно обретшее самостоятельность, сменившее оседлый образ жизни на отчасти кочевой, из-под гнета проклятых египтян тем или иным образом сбежавшее, окрепшее и даже основавшее собственное небольшое, но агрессивное государство.


Жить в древнем мире аккурат между Египтом и Месопотамией — занятие рискованное, поэтому евреи в конце концов оказались вынуждены ютиться в весьма пустынной местности и бесконечно бодаться с тоже вполне агрессивными местными племенами. Народов, народцев и народишек на Плодородном полумесяце между Средиземным и Красным морем было множество, но выжить и сохраниться сумели фактически только евреи — прежде всего благодаря своей идеологии.

Во-первых , от египтян и вавилонян они усвоили законодательные нормы, в том числе идеи частной собственности, протогосударственности, социальной иерархии и прочие крайне продвинутые по тем временам представления.

Во-вторых , они владели и весьма развитыми технологиями, тоже позаимствованными у самых могущественных на тот момент цивилизаций мира. И военное дело, и земледелие, и изготовление инструментов были у них по тем меркам чрезвычайно передовыми.

А в-третьих , они имели собственное, весьма ревнивое божество, которое не терпело никаких соперников и не любило иноплеменников. Иегова был личным Богом одного-единственного народа и к прочим народам относился с неприязнью. (То, что в результате Иегова стал Богом и христиан, и мусульман, превратившись в самое космополитическое божество планеты, — это, конечно, знатная шутка истории.)

Поэтому евреи практически не смешивались с другими племенами, сохраняя исключительную этническую монолитность, и обрели такую интересную штуку, как национальное самосознание уже к первому тысячелетию до нашей эры (для сравнения стоит отметить, что страны современной Европы, скажем, стали понимать, что это такое, примерно в XVI веке нашей эры). Иудаизм был религией крови, родовые книги были здесь священны, никакого мультикультурализма и этнического разнообразия евреи не поддерживали даже в расцвете своих царств, колоний они практически не знали, а побежденные племена предпочитали уничтожать или изгонять, делая исключение лишь в редких случаях. Ну и бесконечно боролись за чистоту скреп, традиционализм и чтобы крючков на церемониальном занавесе было ровно столько, сколько указано в Левите.

При таком положении дел евреи могли главенствовать над мелкими племенами. Но, сталкиваясь с новыми сильными цивилизациями, они оказывались беспомощны. Персы, греки, войска Птолемеев — все, кто хотел, творили на еврейских землях все, что хотели, не разрушая, однако, еврейскую государственность до конца и даже принося туда на копьях некоторые культурные новшества.

В конце концов Иудея была завоевана Римом, и латинские язычники, устав бороться с беспорядками в косной и не поддающейся реальным реформам провинции, просто выставили оттуда фактически всех евреев, чтобы валили куда глаза глядят. Евреи и так к тому времени были уже разметаны, считай, по всей Азии и эллинскому миру (спасибо прежним завоевателям), так что, повздыхав и упаковав пожитки, они разъехались — кто к тете Саре в Дамаск, кто к дяде в Армению, кто к прежнему деловому партнеру в Анатолию, а кто к родне жены на Пиренеи. Так началось почти двухтысячелетнее странствие еврейского народа по миру.

Почему евреи есть, а других — нет

Евреи были не единственным народом, не имевшим своей земли или потерявшим ее. Но только евреи на человеческой памяти сумели просуществовать две тысячи лет, не растворившись в чужих народах, не утратив (ну почти) свой язык, уберегши свою религию, сохранив пусть относительное, но все-таки несомненное генетическое единство и осознавая себя именно евреями.

Благодарить за это надо, во-первых, их изначальное стремление к такой культурной и этнической обособленности, а во-вторых, тех, кто создавал Мишну и Талмуд — сборники религиозных предписаний и пояснений к ним. Эти предписания должен был соблюдать каждый еврей. Начали составляться и редактироваться эти сборники в I—II веках нашей эры, сразу после римского изгнания, и писались они с изумительно продуманной целью — сохранить еврейский народ в его странствии.

Если изучить священную книгу иудеев Тору (она является, собственно говоря, практически всем Ветхим Заветом христиан и немалой частью Корана мусульман), то мы обнаружим там лишь очень небольшое количество запретов и правил. А вот в Мишне, а потом и в Талмуде эти правила были настолько расширены и дополнены, что сейчас быть ортодоксальным иудеем — очень муторное и трудоемкое занятие. Ты можешь есть только кошерную, особым образом приготовленную пищу, ты должен пользоваться не только отдельной посудой, но даже отдельными очагами для готовки мясного и молочного, ты должен одеваться так, чтобы люди на улицах бегали за тобой с целью сделать колоритное селфи на твоем фоне, в субботу ты превращаешься в совершеннейшего инвалида, неспособного даже выключить свет в туалете, и прочая и прочая.

Все эти очень неудобные, громоздкие правила при всей их смехотворности сыграли, однако, важнейшую роль в деле сохранения евреев как народа. Еврей с детства приучался к тому, что он отличается от других людей, он не мог прийти к иноверцу на обед (а вот к себе пригласить — легко), он был вынужден жить рядом с еврейскими мясниками, молочниками, булочниками и виноделами, так как только их пища была позволена ему, он мог жениться только на еврейке. Еврей, который нарушал эти правила, изгонялся в конечном счете из своего народа, и скорбели по нему больше, чем по мертвому.

Конечно, постепенно запреты ослабевали и традиции рушились, но происходило это очень медленно. Правда, XIX и XX века нанесли огромный урон еврейской идентичности, запас кочевой прочности у народа уже шел на убыль. Но тут странствие и кончилось: ООН создала Израиль и евреи вернулись домой. Хотя и не все.

Как выглядят евреи

Несмотря на запрет браков с гоями, евреи, естественно, все-таки смешивались с местным населением — медленно и печально. У разных групп евреев мы видим совершенно разные типажи внешности. Тем не менее все они считают себя одним народом (и генетическое родство у них есть).

Почему евреев так часто не любили

Диаспора — группа объединенных по какому-то признаку людей в другой, большей группе — всегда будет пользоваться определенными преимуществами за счет своей объединенности. Это простая механика: вместе мы сила и тому подобное. Поэтому диаспоры, особенно многочисленные и сильные, вообще не пользуются особой симпатией основного населения.

Евреи же, столь демонстративно обособленные и ограниченные в возможности контактировать, дружить и вступать в родственные связи с аборигенами, воспринимались стопроцентными чужеродцами, не своими, непонятными и зловещими. При таком положении дел антисемитизм был злом неизбежным, и в конце концов во время Второй мировой он принял совершенно чудовищные формы. Сегодня быть антисемитом положительно не круто. Как, впрочем, и проявлять любую другую ксенофобию.

Почему среди евреев так много Нобелевских лауреатов, не говоря уж о музыкантах, поэтах и стендап-комиках

На самом деле весь урожай Нобелевских премий (26% от общего числа выданных вообще) достался лишь одной группе евреев — ашкеназам, выходцам из Центральной Германии, Польши и т. д. Все ашкеназы — очень близкие родственники. По расчетам ученых из Йеля, Института Альберта Эйнштейна, Еврейского университета Иерусалима и Мемориального онкологического центра Слоуна-Кеттеринга, в 2013 году исследовавших генетическую формулу ашкеназских евреев, общая численность изначальной группы ашкеназов составляла около 350 человек, в дальнейшем их потомки скрещивались преимущественно между собой.

В христианской Северной Европе темных веков, где складывалась община ашкеназов, условия жизни для евреев были чрезвычайно трудны. Пока их соплеменники в Азии и Византии пользовались фактически всеми правами граждан, евреи этой части Европы были жестко преследуемы и ограничены в видах деятельности (например, им запрещали обрабатывать землю и владеть ею); здесь могли существовать лишь единицы из них, терпимые местными властями за исключительные заслуги или по особым ходатайствам. Поэтому неудивительно, что ашкеназы — потомки сплошь и рядом влиятельных торговцев, государственных советников, крупных ростовщиков, почитаемых рабби и прочей средневековой интеллектуальной и деловой элиты.

После бегства евреев из Константинополя ситуация не слишком изменилась, и именно тогда сложился окончательно этот субэтнос. Цеховые правила запрещали им быть ремесленниками во многих профессиях, обработка земли и служба в армии тоже были для них закрыты, поэтому ашкеназы занимали другие ниши — прежде всего это торговля, банковское дело, медицина, юриспруденция.

В дальнейшем, когда у ашкеназов появилась возможность более или менее безопасно расселиться в Польше и Германии, у них по-прежнему пользовались эволюционным преимуществом люди с повышенным интеллектом. Богачи предпочитали выдавать дочерей замуж за самых успешных учеников религиозной школы — ешивы, пусть даже этот светоч мудрости был гол как сокол.

Так что да, ашкеназы имеют в генетическом анамнезе повышенные интеллектуальные способности. Но не спеши завидовать: многовековые близкородственные браки привели к тому, что ашкеназы страдают многими генетическими заболеваниями, от которых практически застрахованы представители других этносов. Сейчас, когда ашкеназы прервали свою брачную замкнутость, ситуация начинает выравниваться, и через пару веков они уже ничем не будут отличаться от обычных землян.

10 неожиданных евреев

Про Карла Маркса и Альберта Эйнштейна все знают. А вот что эти — тоже да, ты знал?

Как стать евреем

В отличие от христиан или мусульман евреи никогда не стремились превращать в евреев всех окружающих. Наоборот, они старались таких метаморфоз всемерно избегать. Тем не менее у них существует обряд «гиюр», который делает прошедшего его стопроцентным евреем — как в религиозном, так и в социальном и юридическом смысле.

Пройти гиюр — дело чрезвычайно утомительное. Сперва тебе нужно найти трех раввинов, которые согласятся сделать тебя евреем. Причем раввины будут тебе отказывать, запугивать, отговаривать и рассказывать, какая это жуткая вещь — быть евреем. Но если кандидат в евреи упрям как бык и ничего не боится, он должен выучить 613 заповедей Торы (ага, это тебе не десять христианских), пройти обучение религиозному канону и потом перед религиозным судом четко вслух произнести кабалат — присягу о принятии этих заповедей. Если он не может ее произнести (например, он глухонемой), то не может стать евреем.

Кроме того, мужчинам придется расстаться с одной деталью своего тела, сам знаешь какой. Прошедший гиюр окунается в ритуальную емкость (микву) и становится евреем, «гером» — так называют тех, кто принял еврейство, будучи от рождения гоем. Да, кстати, если тебе доподлинно известно, что у тебя в роду были древние амаликитяне, воздержись сообщать об этом. В Торе четко сказано, что амаликитянин быть евреем не может. Правда, сейчас никаких амаликитян в природе нет, и точно неизвестно, кто они вообще такие.

Правда ли, что евреи презирают гоев

А ты презираешь слонов? Иудеи считают, что у евреев на Земле особая функция — поддерживать гармонию мира, приводя его в соответствие с пожеланиями Творца. Они — избранные, они отличаются от других людей, как остальные люди отличаются от животных. В идеальном мире, который наступит после пришествия Мессии, евреи будут только и делать, что молиться беспрестанно. А кормить и обслуживать их будут другие народы в благодарность за то, что евреи спасают этот мир, который вообще существует только потому, что Бог любит евреев.

Но быть любимцем еврейского Бога — занятие само-убийственное, ибо этот всемогущий садист жестоко наказывает свой народ за любое непослушание. Поэтому удел еврея — по крайней мере, на данный исторический момент, до Пришествия, — это страдание. Все прочие народы живут лучше, потому что они не считаются. Слоны, знаешь, тоже очень неплохо устроились.


Евреи жадные.

Не более, чем прочие нации. Но евреям долгое время было позволено то, что запрещалось по религиозным соображениям христианам и мусульманам, — давать деньги в долг под проценты. Поэтому они стояли у истоков банковского бизнеса в большинстве регионов мира.

В России так много евреев, потому что их тут всегда хорошо принимали.

Нет, въезд иудеев в Россию был крайне затруднен и чаще всего невозможен еще со времен Ивана Грозного. Евреи оказывались здесь потому, что Россия завоевывала территории, на которых они традиционно жили, — прежде всего Кавказ и Польшу. Евреи, не отказавшиеся от своей религии, практически до самой революции были поражены в правах: им запрещалось свободно передвигаться, владеть некоторыми видами недвижимости, жить в большинстве городов и т. д.

Идиш — это еврейский язык.

Идиш — это всего лишь диалектная форма немецкого языка, на которой говорили евреи-ашкеназы. А еврейских языков два: арамейский и иврит. Они оба очень древние и очень похожи.

У евреек большая грудь.

Согласно исследованиям Wonderbra, проведенным в 2004 году, пальму первенства по потреблению лифчиков с чашечками D+ уверенно держат жительницы Великобритании. Израиль и рядом не стоял.

Все евреи картавят.

Картавили некогда — и по той же причине, по которой картавило русское дворянство. У евреев родным был идиш — с гортанным «р». Русское дворянство болтало в детской на французском, тоже имеющем сложные отношения с этой буквой. Но если еврей (или дворянин) рос в русскоязычной среде с традиционным произношением, никаких проблем с «р» у него нет.

Евреи пьют кровь христианских младенцев и делают из нее мацу.

Кровь у иудеев, как и у мусульман, совершенно запретная для употребления в пищу субстанция, кому бы она ни принадлежала. Поэтому религиозный еврей навеки лишен счастья отобедать кровяной колбасой или мацой с кровью христианского младенца.


От себя. Добавлю - нацисты есть в любой нации и в еврейской тоже. Вот они не признают прошедших гиюр полноценными евреями. Но их меньшинство, так же как нацистов в любой другой нации.

Елена Носенко-Штейн

Евреи России: национальность,
религия, культура?

О том, кто такие евреи вообще и российские евреи, в частности, спорят много. Точки зрения самые разные, иногда взаимоисключающие. Вряд ли этот спор завершится выработкой некоего «консенсуса» в обозримом будущем. Поэтому, пытаясь ответить на вопрос газеты «Еврейские новости», я выскажу лишь свою точку зрения, которая базируется на результатах проводившихся и проводимых мною исследованиях, равно как и на данных, полученных другими учеными.
Прежде всего, ловлю себя на мысли, что вопрос не вполне точен. Что такое «национальность»? По этому вопросу, нет единого мнении: разные справочники и словари дают отличающиеся друг от друга определения (и даже не дают их вообще, как, например, Российский Энциклопедический Словарь). Авторитетная энциклопедия «Народы и религии мира» подготовленная к изданию в основном специалистами Института этнологии и антропологии РАН в 1998 г., утверждает: «национальность, термин, употребляющийся в русском языке в двух значениях: 1) для обозначения этнической принадлежности (например, в переписях населения) и 2) как синоним понятий народ и этническая группа. В мировой практике чаще употребляется как синоним гражданства, то есть нации. Краткий словарь по социологии действительно краток и весьма туманен, смешивая разные понятия: «национальность - 1) народность, нация и другие этнические общности и группы, населяющие страну; 2) принадлежность какого-то человека или группы людей к определенной народности или нации». Кто что понял? Я – ничего. В Новом словаре русского языка говорится: «НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ж. 1. То же, что: нация. 2. Принадлежность к какой-л. нации. 3. Совокупность национальных черт, свойственных какому-л. народу; национальная самобытность». Итак, национальность, это и нация, и этнос, и народность, и принадлежность ко всем трем одновременно или по отдельности, и гражданство, наконец, это национальная самобытность. Примеры подобной путаницы можно продолжать до бесконечности. В итоге человек, не являющийся специалистом в этнической и национальной проблематике, и даже специалист окончательно теряется. Вспомним знаменитое выражение «лицо кавказской национальности». К сожалению, СМИ, да и не только они охотно оперируют словосочетаниями «лицо чеченской национальности» вместо «чеченец», «лицо украинской национальности» вместо «украинец» и т.д. Очевидно, меня спрашивают, являются ли российские евреи «лицами еврейской национальности»? Если национальность – это синоним нации, то нет, поскольку на данный момент таковыми являются лишь «лица еврейской национальности» в Израиле. В России же евреи – одна из многочисленных групп, составляющих российскую нацию. Если национальность – синоним этноса, т.е. устойчивой группы людей, объединяемых общими языком, территорией, культурой, бытовыми и поведенческими нормами, самоназванием и самосознанием, то – и да, и нет. По целому ряду параметров российские евреи не отличаются от населяющих Россию русских и других народов – у подавляющего большинства родной язык русский, проживают они на территории России и добавлю, считают ее своей родиной, По культурно-бытовым нормам большинство евреев России мало отличается от русских (так же одеваются, живут в таких же домах, обставленных стандартной мебелью и разнообразной техникой и пр.). Но вот называют они себя (и окружающие их) иначе. Но «осознают себя» различно, называя себя то русскими, то евреями, то русскими евреями, то российскими евреями, то как-то еще…
Российские евреи и религия? Сложный вопрос. В большинстве стран еврей – принадлежность к религии, иудаизму. Но у России, как известно, особый путь. Десятилетия безрелигиозного существования даром не прошли. Иудаизм исповедует лишь небольшой процент российских евреев. Правда, в последнее время среди еврейской молодежи наметился интерес к иудаизму и стремление выполнять его предписания или хотя бы их часть. Но насколько устойчива эта тенденция, не молодежная ли это тяга ко всему новому (и хорошо забытому старому), не мода ли на религию – покажет будущее. В то же время все больше российских евреев, особенно смешанного происхождения, декларируют свою приверженность христианству (чаще всего православию). И высокомерное: «нет православных евреев, есть выкресты», тут не годится. Во-первых, эти люди нередко продолжают «чувствовать себя» евреями, окружающие (не только антисемиты) тоже воспринимают их как евреев. Во-вторых, евреи наполовину и, тем более, на четверть, свободны и от психологического напряжения, которое нередко ощущают евреи, принимающие крещение (века преследований, клеймо «богоубийц» и пр.). Наконец, многие российские евреи могут вообще не принадлежать к какой-либо определенной конфессии: быть атеистами, агностиками, верить в карму, НЛО, судьбу, «что-то такое над нами», Кастанеду и пр. При этом они нередко продолжают считать себя евреями (и неевреи воспринимают их как таковых). Значит, не религия…
Российские евреи и культура? Вопрос сложный и «тонкий». Хотя бы уже потому, что о сущности понятия «культура» спорили, спорят и будут спорить. О культуре бытовой я уже немного сказала – она у большинства российских евреев, особенно смешанного происхождения, которых становится все больше, почти не отличается от культуры русских. Но, думается, есть и различия. Они – в ином историческом опыте, который аккумулирован в том, что называют исторической памятью, имеющейся у каждого народа. Своя она и у российских евреев. Это память об общности судеб, о сравнительно недавнем прошлом, а не библейских временах. Такая память нередко связана с негативным опытом (гонениями, погромами, разного рода ограничениями и т.д.). Большинство живущих ныне в России евреев сформировались как личности либо в советский, либо в раннеперестроечный период, когда доступ к информации о еврейской истории, культуре, традиции был очень сильно ограничен. И, однако, историческая память сохранялась и сохраняется у многих российских евреев, даже у тех, кто был рожден в смешанных браках, на семейном уровне, Там, где такой передачи культурного опыта от поколения к поколению не существует, нет и еврейской исторической памяти. Там люди не чувствуют никакой связи с еврейским народом. Они – действительно не евреи, кто бы ни был их отец или мать. «Потерянны евреи», которые вряд ли вернутся. Однако, многие люди затрудняются с ответом на вопрос – кто они, хотя и ощущают в себе «что-то еврейское», не отказываясь от своего еврейства (не всегда с радостью и охотой). Именно историческая память не дает им возможности забыть об этом. Иными словами, рост антисемитских настроений в определенной части российского общества и активность разного рода крайне правых организаций и группировок часто пугает людей не потому, что представляет непосредственную опасность для них или их близких, но в силу все той же исторической памяти – передаваемых из поколения в поколение рассказов о событиях и судьбах. Я бы не хотела, однако, чтобы у читателей сложилось впечатление, что еврейская историческая память окрашена исключительно в негативные и мрачные тона. Напротив, нередко, особенно молодым людям она дает основание гордиться своей хотя бы частичной принадлежностью к еврейскому народу.
Историческая память – наиболее мощный фактор сохранения еврейской идентичности. Ибо без этой памяти ни антисемитизм, ни государство Израиль, ни Холокост, ни семейные традиции и даже деятельность еврейских организаций не имеют под собой твердой почвы. Чем глубже эта память, тем устойчивее оказывается еврейская идентичность – тем болезненнее переживается антисемитизм, тем охотнее люди вовлекаются в еврейскую жизнь, ловят любую информацию о еврейской культуре и традициях, тем больше знают они о шести миллионах своих погибших, тем больше гордятся своими великими «соотечественниками» и «еврейским вкладом» в мировую и российскую культуру.
Как говорила одна из моих опрошенных: «без знания религиозной жизни, без знания Торы, соблюдения праздников не может быть представления о еврействе и еврейском национальном самосознании. Нет без этого – без традиций и без языка, ну хотя бы без представлений о языке, на котором зиждется вся жизнь евреев… и на памяти все построено, о своей истории, о памятных ее вехах, о том, чтобы помнить, помнить, помнить – без этого невозможно».
Иными словами, вопреки расхожему утверждению: «кровь не водица», вслед за Френсисом Фукуямой, сказавшим, что кровь и происхождение – в душе, а не в теле, я полагаю, что принадлежность к тому или иному народу (этносу, этнической общности) - не гены, не «кровь» или раса, но – память, вобравшая в себя культурный и исторический опыт поколений. Эта память - ядро того, что специалисты называют этнической идентичностью или самосознанием.
Российские евреи – такие же, как все, но все-таки иные. Эта инаковость коренится в иной памяти и ином самосознании. Они не хуже и не лучше, они – другие.
Итак – национальность, религия, культура? Иногда то, и другое, и третье, но часто – ни то, ни другое, ни третье. Нет «собирательного» российского еврея, это разные люди, не всегда считающие себя евреями, исповедующие разные религии или не исповедующие никакой религии. И культурно они во многом сходные с окружающим их русским большинством, но – другие. Это память и самосознание, то, что действительно «в душе, а не в теле».

Поговорим о ДНК-генеалогии евреев

Евреи - одни из самых активных игроков на поле ДНК-генеалогии. Это относится и к авторам академических статей по ДНК-генеалогии, значительная часть которых сами евреи, и к статьям их - о евреях и истории евреев, и к самим людям, которые хотят узнать свои гаплотип и гаплогруппу, и понять, откуда они, евреи, произошли. Дело в том, что они сами этого, по сути, не знают. Я по долгу занятий ДНК-генеалогией, да и из общего интереса, часто посещаю дискуссионные сайты евреев. И одна из наиболее горячих тем там - кто такие евреи, какие критерии отнесения к евреям, есть ли глубинные отличия евреев от неевреев, в том числе на генетическом уровне. Евреи, повторяю, этого сами не знают, но это их очень интересует. Должен сказать, что дискуссионные сайты евреев - одни из наиболее интеллектуальных. И там, не без этого, происходят схватки и свары, но на порядки меньше, чем на обычных российских сетевых «форумах». В целом же, информационный уровень дискуссий между евреями - а в них участвуют русскоязычные евреи всего мира - от Канады и США до России, Австралии и Южной Африки - исключительно высок. И, что важно, он, уровень, в основном доброжелателен, даже когда сходятся разные точки зрения. И я там отнюдь не сторонний наблюдатель, я тоже ставлю на место (или мне так кажется) евреев-националистов (а таких немало), когда они «несут пургу», типа что русский язык произошел от иврита, или что евреи налаживали металлургию на Южном Урале вообще и в Аркаиме в частности, и что евреи были в основе создания Киевской Руси. Должен признать, что дискуссии с еврейскими националистами я веду достаточно жестко, как это принято в науке, о чем далеко не все знают. И остальные евреи на сайте к этому относятся с пониманием и доброжелательно, знак того - три ежегодных лауреатских звания, полученных на главном и самом известном еврейском сайте за последние несколько лет, за научно-популярную и просветительскую деятельность, в том числе (и в особенности) за статьи по истории еврейского народа.

Интерес евреев к ДНК-генеалогии понятен. Дело в том, что своих даже относительно близких предков они в большинстве не знают. И к тому есть печальные причины - евреев гоняли во все времена и все народы. Часто они были вынуждены убегать от погромов, преследований, смертоубийств, зачастую массовых. Как-то я озадачился тем, что еврейские популяции (я говорю, в первую очередь, о мужчинах, потому что изучаю в основном ДНК-генеалогию носителей Y-хромосомы, а это - мужчины) в Польше, Германии, на Украине, в Белоруссии, Литве, Латвии, России, которые были довольно многочисленными в последние столетия, все имеют общих предков в основном в середине 14-го века нашей эры. Иначе говоря, местечковые евреи в тех регионах ведут свое начало с того времени. Почему так?

Объяснение нашлось. Середина 14-го века - это разгар чумы в Европе (1346-1351 гг.), от чумы умерли более 25 миллионов человек. Пошел устойчивый слух, что это дело рук евреев, которые якобы заражали колодцы. Пошли массовые погромы и массовые убийства, и уцелевшие евреи кинулись бежать, но куда? Из многих европейских стран их уже изгнали, остался один путь - на восток. Правители Польши, России, Литвы отнеслись благосклонно к принятию беглецов, и тогда-то прибывшие на те земли евреи и стали первопредками скоро разросшихся еврейских популяций. Вот их-то, этих первопредков, и идентифицирует ДНК-генеалогия по гаплотипам современных евреев. А гаплогруппы у них оказались самые разные - E, G, I1, I2, J1, J2, N, R1a, R1b, T… Тяжелые были времена. Вот таким образом ашкенази, то есть европейские евреи, и получили целый букет гаплогрупп.

Но общие предки евреев Ближнего Востока уходят корнями далеко в доеврейские времена, во времена бедуинов, из которых, в частности, евреи в своей значительной части и произошли. Древнейшие гаплогруппы ближневосточных евреев - E1b, J1, J2, их общим предкам у современных евреев далеко за 10 тысяч лет. Одна из основных гаплогрупп современного Ближнего Востока, гаплогруппа J, еще примерно 20 тысяч лет назад разделилась на гаплогруппы J1 и J2. Потом, намного позже, на Ближнем Востоке появились гаплогруппы R1b и R1a, которые и передали свои гаплогруппы предкам современных евреев примерно 5500 и 4000 лет назад, соответственно. Это были и бедуины, и шумеры, и аккадцы, и все, кто там тогда жили.

Примерно 4000 лет назад в Месопотамии родился общий предок будущих евреев и арабов, и по Библии (Ветхий Завет), Торе и Корану имя его было Авраам. К тому времени население Месопотамии давно жило в многочисленных селениях и даже городах, наиболее значительными из которых были Урук и Вавилон, уже угасало шумерское государство. Самые ранние поселения в северной Месопотамии датируются примерно 9 тысячами лет назад. В южной Месопотамии - примерно 6 тысячами лет тому назад. Первое прямое упоминание Месопотамии в Библии гласит, при описании царства Нимрода, правнука Ноя: «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур…» (Ашшур). Это уже про ассирийцев.

Итак, прошли тысячелетия, и один из обладателей гаплогруппы J1 (хотя это только одно из предположений, но уже глубоко навязанных популяционными генетиками - евреями гаплогруппы J1; евреи гаплогруппы J2 возражают, о чем разговор пойдет ниже), житель древнего города Ур, одного из древнейших городов Шумера, вышел со своим семейством из города и отправился на северо-запад, в Ханаан, на средиземноморское побережье. Звали его Аврам, и он был потомок Эвера, правнука Сима, первого сына Ноя, как повествует Библия. С ним были отец Фарра, жена Сарай и племянник Лот. Причины, по которым он оставил родной город, неизвестны. Но известно, что в те времена, примерно 3800-4000 лет назад, Ур пришел в экономический упадок, и многие жители, которые не были заняты сельскохозяйственным трудом и не были привязаны к своим земельным владениям, мигрировали из Ура.

Жизнь Аврама была насыщена событиями, подробно изложенными в Библии. Коротко говоря, эти события сделали Аврама родоначальником еврейского народа. По преданиям, Бог дал ему имя Авраам («отец множества народов»), а жене - Сарра вместо Сарай, и завещал ему и потомкам «всю землю Ханаанскую во владение вечное». Земля Ханааская - это примерно нынешний Израиль.

Перейдем к генеалогии. Авраам, сын Фарры, внук Нахора и правнук Серуха, и еще семь поколений до Сима, сына Ноя, у которого было, как известно еще два сына, Хам и Иафет (сына Хама, кстати, звали Ханаан, и он, а затем потомки по преданию владели землей Ханаанской), так вот, Авраам родил двух сыновей от двух жен - Измаила (от служанки-египтянки Агарь) и Исаака (от Сарры). Поскольку женщины не вносят никакого вклада в мужские гаплогруппу и гаплотип, то Измаил и Исаак продолжили отцовские, Авраама, гаплотипы и гаплогруппу. Измаил был далее изгнан из семьи, взял в жены египтянку, и родил сыновей по именам: Наваиоф, Кедар, Адбеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма, числом 12 душ. «Они жили от Хавила до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии», сообщает нам Библия, и добавляет: «Сии суть сыны Измаиловы… Это двенадцать князей племен их». Это - арабская линия. Одним из их потомков, согласно толкователям Корана — через 30 поколений, был пророк Магомет, он же Мухаммед, основатель ислама.

Исаак же родил Исава и брата его Иакова (Измаил был им дядей). Иаков родил 12 сыновей, родоначальников 12 колен Израилевых. Это - Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон, Иосиф и Вениамин (имена даны в варианте русского синодального перевода; в иудаике приняты несколько иные написания имен - Рэувэн, Шимон, Леви, Йегуда, Дан, Нафтали, Гад, Ашер, Иссахар, Зевулун, Йосэф и Биньямин). Была еще дочь Дина, но она в данном контексте не считается, поскольку несла гаплотип не Иакова, а своей матери Лии. После смерти Иосифа два его сына, Ефрем и Манассия, родившиеся в Египте еще до прихода туда Иакова с семейством, усыновленные Иаковом перед смертью, и уравненные в правах с остальными двенадцатью его сыновей, тоже стали родоначальниками колен Израилевых. Итого - после смерти Иосифа — должно быть 13 колен.

Однако коленами, по сути, считались только боевые подразделения, они имели свои боевые штандарты, которые разворачивали в походах и битвах. Они были вроде как дивизии. А правнуки Левия, Моисей и Аарон, в колена не входили. Они получили другое задание, по Библии - от самого Господа. Задание было непростое - провести переговоры с фараоном и вывести всех сынов Израилевых из Египта по двенадцати ополчениям их. И далее, Бог завещал Аарону стать первосвященником, и потомкам его - священниками. Так и сложилось - 12 колен Израилевых, плюс наследственные священники, коханим, или коэны.

Итак, генеалогические рамки определены. Поскольку Y-хромосомные маркеры и их аллели (те самые числа в гаплотипах) передаются по прямой линии, от отца сыну, то, естественно, все родные братья должны были иметь те же маркеры и аллели (то есть числа в гаплотипах), что и их отец. А значит, если генеалогия изложена в Библии верно, то идентичные маркеры и аллели в виде соответствующих цепочек цифр должны быть идентичны для всех 12 колен и их прямых потомков до сего времени, а также для Измаила и его потомков. Это должно быть так, поскольку Измаил - сын Авраама и брат (по отцу) Исаака. А Исаак, напомню, отец Иакова и дедушка родоначальников 12 колен (и прадедушка Ефрема и Манассии, тоже возглавивших соответствующие колена Израилевы).

Иначе говоря, если Измаил действительно находится в таком родстве, как описано в Библии, то у арабов, прямых потомков Измаила, и у евреев, прямых потомков 12 колен, включая коэнов, прямых потомков Аарона, правнука Левия, должны быть идентичные гаплотипы и в наше время.

Дело, правда, несколько осложняется тем, что за прошедшие с тех пор 3600 лет в маркерах этого гаплотипа определенно прошли мутации. В шестизначных гаплотипах, которыми оперировали исследователи 10-15 лет назад, одна мутация в среднем происходит каждые примерно три тысячи лет. Это - статистическая оценка, точный ответ никто не даст. Значит, мутаций либо не будет (у меньшинства гаплотипов), либо может быть от одной до пяти мутаций, в пределах 99% гаплотипов. Это приведет к сдвигу чисел гаплотипа вверх и вниз, разных чисел по-разному. В итоге получим целое облако гаплотипов, как минимум нескольких десятков.

Какая же дальнейшая история 12 колен в изложении Библии? У Иакова было двенадцать детей. В Египет на поселение они пришли уже группой из 75 человек, включая женщин и детей. Через 210 лет они покинули Египет (Библия дает 430 лет пребывания в Египте, но это с захватом более широкого срока, от рождения Авраама). На второй год после исхода, в пустыне Синайской, Моисей и Аарон пересчитали весь наличный военнообязанный мужской состав, по коленам Израилевым, от 20 лет и выше, и вышло всего 603 тысячи 550 человек. В Библии пунктуально перечисляются все по каждому колену, от самого малочисленного, колена Вениамина, 35 400 человек, до самого многочисленного, Иуды, 74 600 человек. В это суммарное количество не входили потомки Левия. По Библии, Господь сказал Моисею - «только колена Левиина не вноси в перепись и не исчисляй их вместе с сынами Израиля; но поручи левитам скинию откровения и все принадлежности ее… и будут левиты стоять на страже у скинии откровения» (Числа, 1:49-53).

На изображении ниже показана схема размещения в Синайской пустыне 12 колен Израилевых вокруг Скинии Завета.


Как видно, численность колен Израилевых в те годы росла как на дрожжах. И у всех колен в ее мужской части сохранялся, или преобладал, надо полагать, тот самый гаплотип 12 колен, гаплотип Авраама, Исаака и Иакова. Хотя, скорее всего, в эти тысячи входил самый разноплеменный народ, как и указано в Библии. Эту численность в 600 тысяч человек не оспаривал только ленивый, что, мол, столько в походе не прокормить, да еще в пустыне, но Библия объясняет, как там было, и рассказывает про манну небесную.

Да, надо еще напомнить, как при исходе из Египта за беглецами погнался фараон со своей армией, но воды моря расступились, пропустили «разноплеменный народ», а затем опять сомкнулись, поглотив фараона с армией. Тем самым с египетским игом было окончательно покончено. Во всяком случае, так следует из Библии.

После всех десятков лет хождения по пустыне, войско Израилево на равнинах Моавитских у Иордана было опять пересчитано, и оказалось его в совокупности 601 тысяча 730 человек. Все прежде пересчитанные в пустыне Синайской умерли, кроме четырех человек. Самые большие потери понесло колено Симеона, которое уменьшилось почти втрое; самым большим продолжал быть род Иуды. Левиты, мужские потомки Левия, тоже были перечислены, но не как воины, как было принято, от 20 лет и старше, а включая мальчиков возрастом от месяца и выше, и число их составило 23 тысячи человек. Примерно как минимальное по размерам колено Симеона.

После прибытия в землю по обе стороны Иордана все 12 колен получили уделы, как показано на средневековой карте:


Или на другой карте, где уже несколько по-другому:
И на карте более современной:
Слева от реки Иордан располагались - с юга на северо-восток - уделы Иуды и Вениамина, с небольшими уделами колен Симеона и Дана между ними, затем уделы колен Ефрема и Манассии, и далее Иссахара, Завулона, Асира и Неффалима. За рекой Иордан располагались уделы Рувима и Гада.

По прошествии примерно пятисот лет, с описываемых 3300 лет назад, или 1300-х годов до нашей эры, до 800-х годов до нашей эры, единая Иудея после смерти царя Соломона распалась на две части - южное царство, собственно Иудея со столицей в Иерусалиме, и северное царство, собственно Израиль. Южное царство населялось, в основном, коленами Иуды и Вениамина (в уделе которого и был Иерусалим), северное - потомками остальных десяти колен, в значительной степени коленами Ефрема и Манассии, сыновьями Иосифа. Колено Симеона жило «средь удела сынов Иудиных» (Иисус Навин 19:1), но для нашего рассмотрения это не столь важно. А важно то, что северное, а потом и южное царства по меньшей мере дважды подвергалось катастрофическим разорениям, что и привело к пленению, депортации и последующему исчезновению десяти колен Израильских.

В 735-701 гг. до нашей эры северное Израильское (или Самарийское) царство было неоднократно разорено Ассирией и народ массово угнан во внутренние области империи. Вместо них на опустошенные иудейские территории были ввезены другие племена, из Аравии и Междуречья, давшие, в частности, начало самаритянам, существующим там и до настоящего времени. Такие переселения практиковались ассирийцами, и не только ими, как средство против возможных восстаний и для увеличения людских ресурсов на определенных территориях. Разорению и переселению подверглась также и часть Иудейского царства. По ассирийским анналам, оттуда в 701 г. до нашей эры было угнано в Ассирию более 200 тысяч человек, расселенных на территориях бывших арамейских царств. Судьба их осталась в основном неизвестной. По документам, часть изгнанников была зачислена в ассирийскую армию, часть стала ассирийскими чиновниками, иногда высокопоставленными. Некоторые их потомки позднее вернулись на родину вместе с более поздними вавилонскими изгнанниками, через двести лет.

Второе крупное насильственное переселение евреев в виде серии изгнаний было уже из Иудейского царства, через сто с лишним лет после ассирийского, в 598-582 гг. до нашей эры. Это произошло вскоре после того, как Иудея фактически стала независимой от Ассирии. После взятия Иерусалима, разрушения храма, массового пленения и насильственного угона людей в Вавилонию Иудейское царство перестало существовать. Однако уже через пятьдесят лет после падения Вавилона под ударами персов царь Кир декретом разрешил изгнанникам вернуться в Иудею. Вернулись тысячи человек, и это был беспрецедентный случай в те времена, когда угнанный народ вернулся на свою родину, если верить библейским источникам. Остались главным образом те, кто не имел земельной собственности в Иудее, или окончательно осел в Вавилоне.

В целом, как свидетельствуют источники, только два колена Израилевых продолжили существование. Это - колена Иуды и Вениамина. Продолжали существовать и выполнять общественное богослужение, обучать народ закону Торы потомки Левия, левиты, но они к коленам не относились. Остальные десять колен исчезли. Поиски их привлекают внимание исследователей, как профессиональных, так и любителей, уже две тысячи лет.

Поскольку по Библии евреи и арабы происходят от одного общего предка, по имени Авраам, то это должно быть проверяемо методами ДНК-генеалогии. Несколько лет назад я так и сделал - собрал доступные гаплотипы евреев и арабов гаплогруппы J1, все заложил в один файл, и запустил программу для построения дерева гаплотипов.

Программа распределяет гаплотипы по принципу похожести и образования одних гаплотипов из других путем мутаций. Таким образом, родственные гаплотипы уходят в одну ветвь на дереве, выстраиваясь в порядке их образования, и в основе ветви автоматически располагается предковый по виду гаплотип, или же предковый получается путем экстраполяции. Неродственные первой ветви гаплотипы отстраиваются в другую ветвь, которая также состоит из пирамиды своих родственных гаплотипов со своим общим предком ветви. Так вот, евреи и арабы гаплогруппы J1 образовали сложное дерево со многими ветвями, в основном молодыми, возрастом в несколько столетий, и что для этих ветвей было характерно - они были или исключительно арабскими, или исключительно еврейскими. Смешанных ветвей возрастом до двух-трех тысяч лет не было. И это показывает, что ситуация между евреями и арабами действительно сложная, столетиями и тысячелетиями. Скажем, на дереве славянских гаплотипов русские, украинцы, белорусы перемешаны в одних и тех же ветвях, антагонизма между ними нет - они легко женятся и выходят замуж, этнические различия им не мешают. Не так у евреев и арабов, случаи смешанных браков статистически очень незначительны.

Короче, только одна ветвь на дереве гаплотипов евреев и арабов гаплогруппы J1, самая старая, хотя и была двойной, то есть в одной половине ее были евреи, в другой - арабы, сходилась в одну точку, то есть к одному общему предку. Расчеты тут же показали, что он жил примерно четыре тысячи лет назад . Это и есть время жизни библейского Авраама, хотя гаплотипы его имя, конечно, не называют. То есть мы показали, что Авраам, или как его на самом деле звали, относился к гаплогруппе J1, верно?

Нет, не совсем верно. Потому что точно такая же картина - в принципе - получилась и с деревом гаплотипов гаплогруппы J2. Опять несмешивающиеся ветви евреев и арабов, и опять одна общая двойная ветвь, которая сходится к одному общему предку, который жил те же 4000 лет назад.

Что особенно интересно - точно такая же картина получилась и в гаплогруппе R1a. На дереве гаплотипов этой гаплогруппы опять имеется двойная ветвь, евреев и арабов, со следующими предковыми 67-маркерными гаплотипами - евреев:


и арабов (современные жители Кувейта, Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии):
Возраст этих ветвей, рассчитанный по мутациям в них, равен 1300±150 и 1075±160 лет. Между их предковыми гаплотипами - 22 мутации, как отмечено выше (некоторые мутации считаются по особым правилам, например, в так называемых мультикопийных маркерах), что дает 22/0.12 = 183 → 224 условных поколения, или примерно 5600 лет между их общими предками. Это означает, что общие предки данных ветвей евреев и арабов образовались от одного их общего предка, который жил (5600+1300+1075)/2 = 3990 лет назад. Опять примерно 4000 лет назад.

Получается, что было три Авраама - один в гаплогруппе J1, другой в гаплогруппе J2, третий - в гаплогруппе R1a. Это можно истолковать так, что Авраам был собирательной фигурой, хотя время его жизни и совпадает с библейскими описаниями и толкованиями еврейских мудрецов. Ясно, что евреи и арабы, и их генеалогические линии разошлись именно в те времена, как Библия и повествует об истории сыновей Авраама, Исаака и Измаила, он же Ишмаэль, которые повели, соответственно, линии евреев и арабов. Таким образом, данные расчеты подтвердили, что при всей мифичности библейских историй, ряд положений в Библии и Торе отражены верно - и происхождение евреев и арабов от одного предка (в своих гаплогруппах), и время жизни этого предка.

Становится ясно, почему искать пропавшие десять колен Израилевых методами ДНК-генеалогии трудно, если вообще возможно. Что искать? Кого? Обладателей каких гаплогрупп? Мы уже имеем, как минимум, три гаплогруппы претендентов на ДНК-линию библейского Авраама, а значит, и на 12 колен Израилевых, J1, J2 и R1a. Давайте разберемся, откуда там появилась гаплогруппа R1a.

Еще десять лет назад в академической литературе были опубликованы данные, что среди евреев-ашкенази примерно 10% имеют гаплогруппу R1a (Behar et al., 2003). Но у евреев много разных гаплогрупп, поэтому 10% - это сравнительно большая величина для одной гаплогруппы. Более того, оказалось, что гаплогруппу R1a имеют, в основном, левиты, потомки Левия, корни которого ведут непосредственно к Иакову, Исааку и Аврааму. В конце прошлого, 2013 года, вышла детальная статья о левитах (Rootsi et al, 2013), и было обнародовано, что из всех «разноплеменных» ашкенази 15% имеют гаплогруппу R1a (87 человек из 600 тестированных ашкенази), а у левитов этот процент, имеющих гаплогруппу R1a, поднимается уже до 65%, то есть две трети от всех. Сначала было объявлено, что в этом виноваты славяне, которые якобы вбросили свою славянскую гаплогруппу R1a в еврейскую среду, видимо, через семью левита, и потом уже она там размножилась.

Вообще среди попгенетиков до сих пор царит убеждение, что гаплогруппа R1a - это славяне. В своей статье 2010 года (Atzmon et al, 2010) они, попгенетики, так и пишут - «эти примеси могли произойти от украинцев, поляков или русских». Но авторы, рассуждая о гаплогруппе R1a у евреев, не потрудились взглянуть на их гаплотипы, которые заметно отличаются от таковых у славян гаплогруппы R1a. Давайте посмотрим, и при этом перейдем на более точные 111-маркерные гаплотипы. Базовый (то есть предковый) 111-маркерный гаплотип современных евреев с датировкой общего предка, как указывалось выше, примерно 1300 лет назад:


А вот базовый 111-маркерный гаплотип современных славян, с датировкой примерно 4900 лет назад:
Между ними - 20 мутаций (отмечены), что показывает, что их общий предок, славян и евреев, расходится на 20/0.198 = 101 → 112 условных поколений по 25 лет в каждом, то есть на 2800 лет. Это, в свою очередь, помещает их общего предка на (2800+4900+1300)/2 = 4500 лет назад. Это - арии, естественно, гаплогруппы R1a. Здесь 0.198 - константа скорости мутации для 111-маркерных гаплотипов, стрелка - табличная поправка на возвратные мутации, и способы расчетов уже пояснялись ранее в других очерках на Переформате. Таким образом, славяне тут не при чем. Арии вышли с Русской равнины, одна волна их направилась на юг, через Кавказ в Месопотамию, и там они вошли в близкий контакт, в буквальном смысле слова, с предками современных евреев. Так гаплогруппа R1a вошла в еврейскую среду. Несколько ранее 1300 лет назад, то есть уже на излете 1-го тыс. нашей эры, носители гаплогруппы R1a евреев прошли бутылочное горлышко популяции, попросту говоря, почти исчезли, и 1300 лет назад их ДНК-линия возродилась. Практически все современные евреи гаплогруппы R1a - потомки того выжившего общего предка 1300 лет назад, который волей судьбы оказался левитом.

Теперь - еще одна интересная находка. Базовый 111-маркерный гаплотип арабов и других народов Ближнего Востока гаплогруппы R1a имеет следующий вид, и возраст общего предка - примерно 4050 лет (Rozhanskii and Klyosov, 2012):


Между ним и гаплотипом R1a у евреев - 27 мутаций (отмечено), что разводит их общих предков на 27/0.198 = 136 → 158 условных поколений, то есть на 3950 лет. Это в свою очередь помещает их общего предка на (3950+4050+1300)/2 = 4650 лет назад. Это - опять арии, в пределах погрешности расчетов. Получается, что в гаплогруппе R1a как евреи, так другие народы Ближнего Востока ведут свою ДНК-генеалогию от древних ариев. И вот в этой генеалогии был один общий предок, живший 4000 лет назад, который дал линии как евреев, так и арабов, причем не просто арабов, а тех, которые сейчас наиболее ортодоксальные. Повторяю - Саудовская Аравия, ОАЕ, Катар, Кувейт.

Я не случайно упомянул про гаплогруппу R1a у арабов. Дело в том, что арии, которые отправились на юг с Русской равнины, пройдя Месопотамию, и достигли Аравийского полуострова, Оманского залива, где сейчас перечисленные выше страны, и тамошние арабы, получив результаты тестирования ДНК, с изумлением смотрят на сертификат тестирования с гаплотипом и гаплогруппой R1a. Впрочем, с изумлением они смотрели еще несколько лет назад. Сейчас они смотрят с пониманием. Они уже понимают, что их сертификаты определяют границы ареала походов древних ариев. Времена этих походов в Аравию - примерно 4 тысячи лет назад. Гаплотипы - типичные арийские, с Русской равнины, те же, что у индийских и иранских потомков ариев. Праславянские гаплотипы группы R1a. Действительно, сравните приведенные выше предковые гаплотипы с Русской равнины (4900 лет назад) и гаплотипы арабов Ближнего Востока (4050 лет назад):


Между ними всего 7 мутаций. Теперь становится понятнее, почему политические руководители СССР постоянно говорили про «братский арабский народ». Это, конечно, шутка, но в ней есть доля правды. 7 мутаций разводят общих предков славян и арабов гаплогруппы R1a на 7/0.198 = 35 → 36 условных поколений, то есть всего на 900 лет. Общий их предок жил (900+4900+4050)/2 = 4925 лет назад, и это опять же арии, которые и появились на Русской равнине примерно 4900 лет назад. Все датировки общих предков, приведенные выше - 4500, 4650, 4925 лет назад - все в пределах погрешности расчетов, которые составляют примерно плюс-минус 10%.

В настоящее время гаплогруппа R1a среди арабов достигает 9% от мужского населения, в том числе в таких знаменитых кланах, как клан Курейш, из которого вышел пророк Магомет (он же Мухаммад), основатель ислама, и его клан упоминается в Коране. Я получаю немало писем от родовитых арабов, которых своя гаплогруппа R1a поначалу шокировала, ее даже скрывали от окружающих, но постепенно она стала престижной. Напрашивается аналогия с высшими кастами в Индии, где гаплогруппа R1a достигает 72%. Похоже, что история с прибытием ариев, которые, по сути, вошли в высшую касту, была и на Аравийском полуострове, только она пока не так известна, как история с индийскими и иранскими ариями. Теперь наиболее горячие арабские головы поднимают вопрос, не был ли сам Магомет - гаплогруппы R1a, а значит, получается, и Исмаил (Ишмаэль), сын библейского Авраама, «родоначальник арабов» по Библии, а значит и сам Авраам. Строго говоря, ответа на этот вопрос пока нет. Но учитывая, что Авраам (или как там звали на самом деле общего предка основной мужской линии евреев и арабов) жил четыре тысячи лет назад, как раз во времена ближневосточных походов ариев, то такая вероятность вовсе не исключена. Хотя я, честно говоря, в таком варианте сомневаюсь. Слишком это было бы закручено, если Авраам - младший потомок праславян, так сказать, побочный сын военных походов ариев.

Численность от 12 до 14 млн. чел. (2010, оценка), из них около 40% в Израиле и 35% в США.

Традиционной религией евреев является . Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут.

В Израиле государственным языком является , возрождённый в качестве разговорного в XIX в.

В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых - - входит в германскую группу языков.

Название

Происхождение слова «иудеи»

Греческое Ἰουδαῖος происходят от древнееврейского יהודי (иеhуди). В свою очередь, от греческого происходят лат. judaeus, англ. Jew, фр. Juif, нем. Jude, польск. żyd, русск. иудей и т. д.

Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии - к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.

Происхождение слова «евреи»

На иврите произносится «иври» (собственно, отсюда и название языка «иврит»="еврейский"). Буквальное значение слова «иври» - «перешедший» (от корня (ивр. ע-ב-ר‎) - «перейти»). Это дает возможность дополнительных толкований «пришелец с той стороны (реки Евфрата?)».

Название в русском языке

Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому Ἑβραῖος , позднее [эврэос], которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания ивр. עִבְרִי‎ (иври). Подобным образом происходит и латинское hebraeus, к которому восходят англ. Hebrew, нем. Hebräer, фр. Hebreu, итал. ebreo, исп. hebreo и т. д.

Слово жид в современном русском языке считается оскорбительным. Оно восходит к позднепраславянскому židъ - как и польское польск. Żydzi, заимствование из итал. giudeo, и заимствовано из лат. judaeus - «иудей». Это обозначение евреев и/или иудеев сохранилось, например, в польском и чешском языках, где слово еврей не употребляется, и в галицком диалекте литературного украинского языка - но уже в языковом стандарте современного украинского языка предпочтительно слово єврей.

Слово гебреи (hebraeus) является архаичной формой, происходящей от латинизированного названия, и практически не употребляется.

Критерии еврейства

Наиболее древним источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право - , основанное на постановлениях законоучителей . Согласно Галахе,

«евреем является человек, рождённый матерью-еврейкой или обращённый в еврейство в соответствии с религиозным каноном (гиюр)»

В период до разрушения , когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу - даже если он не происходил от одного из . Положение принципиально изменилось после возвращения из (538 г. до н. э.).

Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране. В результате Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы (Езд.9-10; Неем.10:30, 13:23-27). Принадлежность к общине определялась теперь в первую очередь на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введённый Эзрой и его соратником Нехемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.

Если ещё в XVII-XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев - вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт служить критерием принадлежности к еврейству. По этим причинам, а также в связи с тем, что различные определения еврейства частично перекрываются и оказывают одно на другое взаимное влияние, вопрос определения «Кто является евреем?» остаётся предметом обсуждения и споров.

В то же время, определение того, кого считать евреем, давалось также и различными антисемитскими образованиями, с целью преследования евреев. Эти определения еврейства оказали значительное влияние на характер этого вопроса на протяжении всего XX в.

С образованием Государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу. Государства Израиль гласит:

«евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм»

Гиюр

Обращение в иудаизм происходит путем прохождения процедуры посвящения, называемой (ивр. גֶּיוּר‎), который сопровождается у мужчин обрезанием (брит мила) и окунанием в микву как мужчин, так и женщин. В отличие от христианства и ислама, иудаизм не приветствует прозелитизм, миссионерство среди других народов запрещено и гиюр пройти нелегко. Но, очень развито обращение к светским евреям соблюдать заповеди, совершить «хазара бэ тшува» «возвращение к вере» (смысловой перевод), или «обратно возвращаясь» («возврат к ответу»).

В Израиле человек, прошедший гиюр, официально считается евреем по национальности, что соответствует еврейской традиции. Прошедший ортодоксальный гиюр за границей может претендовать по Закону о Возвращении на въезд в страну.

В новых течениях иудаизма - реформистском, консервативном и реконструктивистском - имеются иные правила для прохождения гиюра.

Слово «еврей» на иврите означает «зареченский», «тот, кто живет за рекой». По самой распространенной версии, древние евреи - это небольшое племя, жившее в бронзовом веке на землях, подконтрольных Древнему Египту; племя, постепенно обретшее самостоятельность, сменившее оседлый образ жизни на отчасти кочевой, из-под гнета проклятых египтян тем или иным образом сбежавшее, окрепшее и даже основавшее собственное небольшое, но агрессивное государство.

Жить в древнем мире аккурат между Египтом и Месопотамией - занятие рискованное, поэтому евреи в конце концов оказались вынуждены ютиться в весьма пустынной местности и бесконечно бодаться с тоже вполне агрессивными местными племенами. Народов, народцев и народишек на Плодородном полумесяце между Средиземным и Красным морем было множество, но выжить и сохраниться сумели фактически только евреи - прежде всего благодаря своей идеологии.


Во-первых, от египтян и вавилонян они усвоили законодательные нормы, в том числе идеи частной собственности, протогосударственности, социальной иерархии и прочие крайне продвинутые по тем временам представления.

Во-вторых, они владели и весьма развитыми технологиями, тоже позаимствованными у самых могущественных на тот момент цивилизаций мира. И военное дело, и земледелие, и изготовление инструментов были у них по тем меркам чрезвычайно передовыми.


А в-третьих, они имели собственное, весьма ревнивое божество, которое не терпело никаких соперников и не любило иноплеменников. Иегова был личным Богом одного-единственного народа и к прочим народам относился с неприязнью. (То, что в результате Иегова стал Богом и христиан, и мусульман, превратившись в самое космополитическое божество планеты, - это, конечно, знатная шутка истории.) Поэтому евреи практически не смешивались с другими племенами, сохраняя исключительную этническую монолитность, и обрели такую интересную штуку, как национальное самосознание уже к первому тысячелетию до нашей эры (для сравнения стоит отметить, что страны современной Европы, скажем, стали понимать, что это такое, примерно в XVI веке нашей эры). Иудаизм был религией крови, родовые книги были здесь священны, никакого мультикультурализма и этнического разнообразия евреи не поддерживали даже в расцвете своих царств, колоний они практически не знали, а побежденные племена предпочитали уничтожать или изгонять, делая исключение лишь в редких случаях. Ну и бесконечно боролись за чистоту скреп, традиционализм и чтобы крючков на церемониальном занавесе было ровно столько, сколько указано в Левите.

При таком положении дел евреи могли главенствовать над мелкими племенами. Но, сталкиваясь с новыми сильными цивилизациями, они оказывались беспомощны. Персы, греки, войска Птолемеев - все, кто хотел, творили на еврейских землях все, что хотели, не разрушая, однако, еврейскую государственность до конца и даже принося туда на копьях некоторые культурные новшества.

В конце концов Иудея была завоевана Римом, и латинские язычники, устав бороться с беспорядками в косной и не поддающейся реальным реформам провинции, просто выставили оттуда фактически всех евреев, чтобы валили куда глаза глядят. Евреи и так к тому времени были уже разметаны, считай, по всей Азии и эллинскому миру (спасибо прежним завоевателям), так что, повздыхав и упаковав пожитки, они разъехались - кто к тете Саре в Дамаск, кто к дяде в Армению, кто к прежнему деловому партнеру в Анатолию, а кто к родне жены на Пиренеи. Так началось почти двухтысячелетнее странствие еврейского народа по миру.


Почему евреи есть, а других - нет


Евреи были не единственным народом, не имевшим своей земли или потерявшим ее. Но только евреи на человеческой памяти сумели просуществовать две тысячи лет, не растворившись в чужих народах, не утратив (ну почти) свой язык, уберегши свою религию, сохранив пусть относительное, но все-таки несомненное генетическое единство и осознавая себя именно евреями.

Благодарить за это надо, во-первых, их изначальное стремление к такой культурной и этнической обособленности, а во-вторых, тех, кто создавал Мишну и Талмуд - сборники религиозных предписаний и пояснений к ним. Эти предписания должен был соблюдать каждый еврей. Начали составляться и редактироваться эти сборники в I-II веках нашей эры, сразу после римского изгнания, и писались они с изумительно продуманной целью - сохранить еврейский народ в его странствии.

Если изучить священную книгу иудеев Тору (она является, собственно говоря, практически всем Ветхим Заветом христиан и немалой частью Корана мусульман), то мы обнаружим там лишь очень небольшое количество запретов и правил. А вот в Мишне, а потом и в Талмуде эти правила были настолько расширены и дополнены, что сейчас быть ортодоксальным иудеем - очень муторное и трудоемкое занятие. Ты можешь есть только кошерную, особым образом приготовленную пищу, ты должен пользоваться не только отдельной посудой, но даже отдельными очагами для готовки мясного и молочного, ты должен одеваться так, чтобы люди на улицах бегали за тобой с целью сделать колоритное селфи на твоем фоне, в субботу ты превращаешься в совершеннейшего инвалида, неспособного даже выключить свет в туалете, и прочая и прочая.

Все эти очень неудобные, громоздкие правила при всей их смехотворности сыграли, однако, важнейшую роль в деле сохранения евреев как народа. Еврей с детства приучался к тому, что он отличается от других людей, он не мог прийти к иноверцу на обед (а вот к себе пригласить - легко), он был вынужден жить рядом с еврейскими мясниками, молочниками, булочниками и виноделами, так как только их пища была позволена ему, он мог жениться только на еврейке. Еврей, который нарушал эти правила, изгонялся в конечном счете из своего народа, и скорбели по нему больше, чем по мертвому.

Конечно, постепенно запреты ослабевали и традиции рушились, но происходило это очень медленно. Правда, XIX и XX века нанесли огромный урон еврейской идентичности, запас кочевой прочности у народа уже шел на убыль. Но тут странствие и кончилось: ООН создала Израиль и евреи вернулись домой. Хотя и не все.

Несмотря на запрет браков с гоями, евреи, естественно, все-таки смешивались с местным населением - медленно и печально. У разных групп евреев мы видим совершенно разные типажи внешности. Тем не менее все они считают себя одним народом (и генетическое родство у них есть).

Почему евреев так часто не любили

Диаспора - группа объединенных по какому-то признаку людей в другой, большей группе - всегда будет пользоваться определенными преимуществами за счет своей объединенности. Это простая механика: вместе мы сила и тому подобное. Поэтому диаспоры, особенно многочисленные и сильные, вообще не пользуются особой симпатией основного населения. Евреи же, столь демонстративно обособленные и ограниченные в возможности контактировать, дружить и вступать в родственные связи с аборигенами, воспринимались стопроцентными чужеродцами, не своими, непонятными и зловещими. При таком положении дел антисемитизм был злом неизбежным, и в конце концов во время Второй мировой он принял совершенно чудовищные формы. Сегодня быть антисемитом положительно не круто. Как, впрочем, и проявлять любую другую ксенофобию.


Почему среди евреев так много Нобелевских лауреатов, не говоря уж о музыкантах, поэтах и стендап-комиках


На самом деле весь урожай Нобелевских премий (26% от общего числа выданных вообще) достался лишь одной группе евреев - ашкеназам, выходцам из Центральной Германии, Польши и т. д. Все ашкеназы - очень близкие родственники. По расчетам ученых из Йеля, Института Альберта Эйнштейна, Еврейского университета Иерусалима и Мемориального онкологического центра Слоуна-Кеттеринга, в 2013 году исследовавших генетическую формулу ашкеназских евреев, общая численность изначальной группы ашкеназов составляла около 350 человек, в дальнейшем их потомки скрещивались преимущественно между собой. В христианской Северной Европе темных веков, где складывалась община ашкеназов, условия жизни для евреев были чрезвычайно трудны. Пока их соплеменники в Азии и Византии пользовались фактически всеми правами граждан, евреи этой части Европы были жестко преследуемы и ограничены в видах деятельности (например, им запрещали обрабатывать землю и владеть ею); здесь могли существовать лишь единицы из них, терпимые местными властями за исключительные заслуги или по особым ходатайствам. Поэтому неудивительно, что ашкеназы - потомки сплошь и рядом влиятельных торговцев, государственных советников, крупных ростовщиков, почитаемых рабби и прочей средневековой интеллектуальной и деловой элиты. После бегства евреев из Константинополя ситуация не слишком изменилась, и именно тогда сложился окончательно этот субэтнос. Цеховые правила запрещали им быть ремесленниками во многих профессиях, обработка земли и служба в армии тоже были для них закрыты, поэтому ашкеназы занимали другие ниши - прежде всего это торговля, банковское дело, медицина, юриспруденция.

В дальнейшем, когда у ашкеназов появилась возможность более или менее безопасно расселиться в Польше и Германии, у них по-прежнему пользовались эволюционным преимуществом люди с повышенным интеллектом. Богачи предпочитали выдавать дочерей замуж за самых успешных учеников религиозной школы - ешивы, пусть даже этот светоч мудрости был гол как сокол.

Так что да, ашкеназы имеют в генетическом анамнезе повышенные интеллектуальные способности. Но не спеши завидовать: многовековые близкородственные браки привели к тому, что ашкеназы страдают многими генетическими заболеваниями, от которых практически застрахованы представители других этносов. Сейчас, когда ашкеназы прервали свою брачную замкнутость, ситуация начинает выравниваться, и через пару веков они уже ничем не будут отличаться от обычных землян.

Про Карла Маркса и Альберта Эйнштейна все знают. А вот что эти - тоже да, ты знал?

Как стать евреем


В отличие от христиан или мусульман евреи никогда не стремились превращать в евреев всех окружающих. Наоборот, они старались таких метаморфоз всемерно избегать. Тем не менее у них существует обряд «гиюр», который делает прошедшего его стопроцентным евреем - как в религиозном, так и в социальном и юридическом смысле.

Пройти гиюр - дело чрезвычайно утомительное. Сперва тебе нужно найти трех раввинов, которые согласятся сделать тебя евреем. Причем раввины будут тебе отказывать, запугивать, отговаривать и рассказывать, какая это жуткая вещь - быть евреем. Но если кандидат в евреи упрям как бык и ничего не боится, он должен выучить 613 заповедей Торы (ага, это тебе не десять христианских), пройти обучение религиозному канону и потом перед религиозным судом четко вслух произнести кабалат - присягу о принятии этих заповедей. Если он не может ее произнести (например, он глухонемой), то не может стать евреем. Кроме того, мужчинам придется расстаться с одной деталью своего тела, сам знаешь какой. Прошедший гиюр окунается в ритуальную емкость (микву) и становится евреем, «гером» - так называют тех, кто принял еврейство, будучи от рождения гоем. Да, кстати, если тебе доподлинно известно, что у тебя в роду были древние амаликитяне, воздержись сообщать об этом. В Торе четко сказано, что амаликитянин быть евреем не может. Правда, сейчас никаких амаликитян в природе нет, и точно неизвестно, кто они вообще такие.


Правда ли, что евреи презирают гоев


А ты презираешь слонов? Иудеи считают, что у евреев на Земле особая функция - поддерживать гармонию мира, приводя его в соответствие с пожеланиями Творца. Они - избранные, они отличаются от других людей, как остальные люди отличаются от животных. В идеальном мире, который наступит после пришествия Мессии, евреи будут только и делать, что молиться беспрестанно. А кормить и обслуживать их будут другие народы в благодарность за то, что евреи спасают этот мир, который вообще существует только потому, что Бог любит евреев. Но быть любимцем еврейского Бога - занятие само­убийственное, ибо этот всемогущий садист жестоко наказывает свой народ за любое непослушание. Поэтому удел еврея - по крайней мере, на данный исторический момент, до Пришествия, - это страдание. Все прочие народы живут лучше, потому что они не считаются. Слоны, знаешь, тоже очень неплохо устроились.