Инф. технологии

Фауст (Вагнер). Интродукция

Вагнер - кабинетный ученый, для которого существует только книжное знание: оно должно открыть сущность жизни и тайны природы. В трагедии Гёте В. - антипод Фауста, стремящегося к постижению смысла жизни посредством активного участия в ней. В первой части трагедии В. выступает как помощник-подручный Фауста, фамулус. Впервые он появляется в сцене «Ночь», и уже первый диалог героев демонстрирует противоположность их устремлений.

За фигурой В. распознается определенное умственное движение, восходящее к Ренессансу и ставившее своей целью расширить пределы познания, которое оказывалось самоцельным. Основные усилия были отданы древним языкам, сочинениям античных авторов и риторике, но не попыткам проникнуть в мир реальных сущностей и феноменов, притягивающих Фауста настолько, что ради этого он готов даже воспользоваться средствами магии. Типичным представителем гуманистической науки ради самой науки был Эразм Роттердамский, ее принципы близки и В. Он также штудирует риторику и считает необходимым учиться искусству декламации у актеров.

Контрастное сопоставление В. и Фауста продолжено в сцене «У ворот». Картины природы, заката и восхода солнца восхищают Фауста, он полон порыва к новому и ввысь, тогда как для В. эти речи - «каприз», «причуды». Во втором акте второй части В. иронически охарактеризован Мефистофелем как прославленный ученый, имеющий докторскую степень и собственного студента-помощника. Предмет его занятий - сотворение искусственного человека Гомункула, сопутствующего Фаусту в его поисках пути к прекрасному. Гомункул разбивается и гибнет, тогда как Фауст достигает цели - находит возрожденную к жизни Елену.

    В своей жизни Гете много путешествовал. Он трижды побывал в Швейцарии: этот «рай на земле» ко времени Гете был неоднократно воспет. Гете ездил и по городам Германии, где и столкнулся с удивительным явлением – кукольными ярморочными спектаклями, в которых...

    Гете работал над «Фаустом» более шестидесяти лет. Образ великого искателя истины взволновал его еще в юности и сопутствовал ему до конца жизни. Произведение Гете написано в форме трагедии. Правда, оно далеко выходит за пределы тех возможностей, какие...

    Школьное сочинение на тему Иоганн Вольфганг Гёте и его «Фауст». Начать разговор с «Фауста» Гёте означает начать его с конца XVIII- начала XIX в., т. е. с эпохи, главным событием которой явилась Французская революция 1789-1794 гг. Революция положила конец...

    Если бы в литературной викторине задали вопрос: кто первым перевел на русский язык что-нибудь из «Фауста»? - мало кто нашел бы ответ. Оказывается, автор «Горя от ума». В 1825 г. в журнале «Полярная звезда» был напечатан его перевод отрывка из «Театрального...

Доктор Фауст. Христос глазами антихриста. Корабль «Ваза» Носовский Глеб Владимирович

29. Фауст и Иоанн Вагнер были очень богаты

Император Андроник-Христос (он же великий ордынский князь Андрей Боголюбский), как и его ученик Иоанн, были, ясное дело, богатыми людьми. Согласно византийским источникам, например по Никите Хониату, Андроник был окружен многочисленными царедворцами и слугами. Следовательно, то же самое должны говорить немецкие тексты про Фауста и его ученика Иоанна Вагнера. И они действительно это говорят. Мы цитируем.

«Пропитания и провизии было у Фауста с избытком. Когда хотелось ему доброго вина, приносил ему дух из подвалов вина, откуда бы ни вздумалось. Как он сам однажды признался, немало ущерба нанес он своему курфюрсту, и герцогу Баварскому, и епископу Зальцбургскому в их погребах. И имел он также ежедневно горячую пищу, ибо владел волшебным искусством: стоило ему только открыть окно и назвать птицу, какую ни пожелает, как она тотчас влетала к нему в окно. Равным образом приносил ему дух лучшие готовые кушания из всех близлежащих владений - от княжеских и графских дворов. Он и его слуга были знатно одеты, в платья, которые дух покупал или крал для них ночью в Нюрнберге, Аугсбурге или Франкфурте… И еще обещал ему дьявол, что будет ежедневно выдавать ему 25 крон, что составляет 1300 крон в год. Это и было его годичное содержание», с. 45.

Шпис, автор Народной Книги, считает, что Фауст обязан своей богатой жизнью Мефистофелю. В трагедии Кристофера Марло (Christopher Marlowe) Мефистофель говорит Фаусту: «Золота получишь сколько хочешь», с. 211. Однако мы теперь понимаем, что здесь нам, попросту, рассказали о жизни императора и его придворных. Они действительно ни в чем не нуждались - еда, одежда и прочее было самого лучшего качества. Золота тоже было много. Дьявол тут совершенно ни при чем.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

16. Две знаменитые лодки «древне»-египетского фараона Хеопса (Хуфу) сделаны из досок. Следовательно, они очень позднего происхождения, при их изготовлении должны были использоваться железные или стальные пилы. На факт, описываемый в этом разделе, наше внимание обратил

Из книги От Леонардо да Винчи до Нильса Бора. Искусство и наука в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Вагнер Ответ 4.43В тот момент у Вагнера не было денег на оплату бандероли.Ответ 4.44Знаменитому тенору Тишачеку понравилась главная партия, и он уговорил руководство театра принять оперу Вагнера к постановке.Ответ 4.45Вагнер дирижировал спиной к публике и в

Из книги Царь славян. автора Носовский Глеб Владимирович

43. Иоанн Креститель = Иоанн Комнин Рассказав об Евфросинье = Иродиаде Никита Хониат вставляет ещё один яркий дубликат истории Андроника-Христа. На сей раз Христос назван Иоанном Лагосом. Здесь весьма откровенно звучит имя ЛАГОС. Ведь ЛОГОС или ЛАГОС, то есть «Слово»,

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Глава III. «Славное было время! Были явные поцелуи, были и тайные»{1} Сохранились многочисленные свидетельства о том, как приветствовали друг друга хозяева и гости, приглашенные на обед, ужин, вечер или бал.«Теперь я хочу рассказать, каким образом приветствуют друг друга

Из книги Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Римский Иоанн Кресцентий X века и евангельский Иоанн Креститель якобы I века Биографический параллелизм Начало Второй Римской империи, якобы около I века н. э., включает в себя развернутый рассказ о великой церковной реформе, проведенной Иисусом Христом. Реформа была

Из книги Неизвестный Гитлер автора Воробьевский Юрий Юрьевич

Вагнер и Хирам Уф! На время выйдем из камеры. И, поясняя мысли Раковского, напомним о той масонской духовности, суть которой, конечно, была известна советскому вождю.«Сокровенные масонские мифы говорят, что строитель Соломонова храма Хирам вел свой род от Каина, который

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора Васильев Александр Александрович

Иоанн V (1341–1391), Иоанн VI Кантакузин (1341–1354) и апогей сербского могущества при Стефане Душане Еще при предшественнике Иоанна V, Андронике III, Стефан Душан уже овладел северной Македонией и большей частью Албании. Со вступлением на престол несовершеннолетнего Палеолога,

автора Носовский Глеб Владимирович

28. Апостол Иоанн - близкий ученик Иисуса, и Кристоф (Христофор) Иоанн Вагнер - молодой ученик Фауста Апостол Иоанн - один из ближайших учеников Иисуса. На изображениях Тайной Вечери его часто представляют возлежащим на груди Христа, рис. 1.13. Иоанн присутствует при казни

Из книги Доктор Фауст. Христос глазами антихриста. Корабль «Ваза» автора Носовский Глеб Владимирович

30. Иисус поручил свою Мать апостолу Иоанну, а Фауст назначил Иоанна Вагнера своим наследником Кроме того, Иоанн описал жизнь Фауста-Христа Приведем более подробный немецкий насмешливый рассказ о Иоганне Вагнере, то есть, как мы начинаем понимать, об апостоле Иоанне. «С

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

16. Две знаменитые лодки «древне»-египетского фараона Хеопса (Хуфу) сделаны из досок Следовательно, они очень позднего происхождения, при их изготовлении должны были использоваться железные или стальные пилы На факт, описываемый в этом разделе, наше внимание обратил

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

43. ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ = ИОАНН КОМНИН Рассказав об Евфросинье – Иродиаде Никита Хониат вставляет еще один яркий дубликат истории Андроника-Христа. На сей раз Христос назван Иоанном Лагосом. Здесь весьма откровенно звучит имя ЛАГОС. Ведь ЛОГОС или ЛАГОС, то есть «Слово»,

Из книги Закат империи автора Экштут Семен Аркадьевич

автора Воропаев Сергей

Вагнер, Адольф (Wagner), министр внутренних дел Баварии. Родился 1 октября 1890 в Альгрингене (Альгранж) в Лотарингии. Во время 1-й мировой войны был офицером. Рано примкнув к нацистскому движению, он был назначен гауляйтером Верхней Баварии. В 1933 Вагнер стал министром внутренних

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Вагнер, Винифред (Wagner), невестка композитора Рихарда Вагнера, жена его сына Зигфрида. Близкий друг Адольфа Гитлера. Родилась в Англии в 1894, была приемной дочерью ученика Франца Листа Карла Клиндворта. В 1915 вышла замуж за Зигфрида Вагнера, который был старше ее на двадцать

Из книги Закат империи. От порядка к хаосу автора Экштут Семен Аркадьевич

Из книги Мировая закулиса против Путина автора Большаков Владимир Викторович

Богаты, как Ротшильды В «интернационале» финансистов и промышленников одна и та же семья, а точнее, семейный клан действует не в масштабах одной страны, а в масштабах глобальных. Так сложилось исторически. Наиболее типично в этом плане семейство Ротшильдов. Реальные

Многолетние творческие поиски и жизненный опыт великого литератора Иоганна Вольфганга Гете воплотились в его трагедии «Фауст», произведении которое мастер слова писал всю жизнь. Раскрывая образ главного героя, автор решает основной вопрос мучающий человечество — в чём смысл жизни? Но без побочных героев и антиподов развернуть персонажа литературного труда невозможно. Вагнер — один из второстепенных персонажей, но важность его для раскрытия идеи автора неоценима.

Личность Вагнера

В трагедии Вагнер противопоставляется Фаусту, главному герою, для которого познания напрямую связаны с действиями, стремлениями, экспериментами. Вагнер же, напротив, — книжный червь, кабинетный учёный, средневековый «ботаник». Он доверяет только книжным правдам и ищет в них возможности познания природных тайн и сущности бытия. В первой части повествования Вагнер ассистирует Фаусту, помогает ему в делах учёных. Читатель знакомится с ним в сцене «ночь» и сразу понимает, как не похож на Фауста его подручный.

Вагнер готов беспрерывно штудировать толстенный тома умных книг, заниматься риторикой и обучаться мастерству актёров. Учёному интересны древние языки и сочинения давно почивших философов. На реалии же жизни, на то, что происходит прямо сейчас, за окном его пыльного кабинета, Вагнер абсолютно не обращает внимания. В сцене «у ворот» ему не понятны восхищения окружающим миром природы и людей Фауста. Для Вагнера всё это мелко и глупо. Уж точно не достойно ни его внимания, ни тем более восхищения. Наука героя словно существует ради самой себя, а не служит на пользу людям. Вагнер ярчайший пример того, что человек с высоким уровнем интеллекта запросто может быть ограниченной личностью.

Вагнер и Гомункул

В то время, когда Фауст одержим поиском совершенства за стенами кабинета, Вагнер задумывает сотворить искусственного человека. Ему удаётся создать Гомункула — существо, обречённое на страдания из-за неестественности своего происхождения. Гомункулу суждено погибнуть, так и не познав ничего хорошего от жизни.

Вагнер, являясь учеником Фауста, совершенно не признаёт его жизненных позиций и не принимает его взглядов. Если Фауст пытается переводить учения для народа, то Вагнеру житейские проблемы чужды и не интересны. Радость общения — сотрясение воздуха и трата драгоценного времени, а единственная любовь — бесконечное чтение старых, пыльных книг. Вагнер похож на своего «Гомункула» — этакий «недочеловек», не смотря на образование и научные достижения.

Был уже автором трех опер – «Феи», «Запрет любви» и «Риенци». В этих сочинениях еще не проявилось его композиторское новаторство, но он приобрел опыт и сформулировал для себя некоторые творческие принципы. Композитор разочаровался во французской большой опере, которой первоначально был увлечен, теперь его ориентирами становятся оперы и , а также «Фиделио» , его влечет серьезное, глубокое искусство, а не внешняя эффектность. Кроме того, композитора интересуют национальные традиции. Скоро будет написана первая реформаторская опера Вагнера – « », но к этому же периоду, ставшему переломным в творчестве композитора, относится еще одно произведение – увертюра «Фауст».

Драматическая поэма Иоганна Вольфганга Гёте, к которой обратился композитор, обладала всеми теми чертами, которые могли привлечь его внимание: серьезное, глубоко философское содержание, сюжет, корнями уходящий в средневековый немецкий фольклор. Вагнер заинтересовался этим произведением в 1839 г. и вознамерился написать программную симфонию (немалую роль в этом сыграли впечатления от «Ромео и Джульетты» ). Композитор создал первую часть, живописующую одиночество философа, и начал работать над второй частью, посвященной образу Маргариты, но замысел симфонии не был реализован – Вагнер переработал музыкальный материал в программную увертюру.

По словам Вагнера, создание программной увертюры стало для него возможностью «дать волю внутреннему Я», подавляемому во время сочинения музыки на заказ. С этой точки зрения выглядит особенно логичным выбор сюжета – подобное состояние («подавление внутреннего Я») переживает герой. Вагнер в своем симфоническом сочинении не воплощает ни трагическую историю Гретхен, ни мрачно-красочные картины Вальпургиевой ночи – внимание композитора сосредоточено на самом начале истории, когда героя терзают мучительные сомнения, когда «силы, таящиеся в груди», не находят выхода.

Увертюра имеет сонатную форму с классически-строгими и четкими очертаниями. Контрастирующие друг другу темы объединены общим интонационным зерном, и это позволяет говорить о принципе монотематизма, характерного не столько для увертюры, сколько для симфонической поэмы.

Сонатному allegro предшествует медленное вступление. На фоне зловещего тремоло литавр в мрачном тембре контрабасов и тубы звучит тема, угловатые контуры которой производят гнетущее впечатление. Но вот появляется мотив, перекликающийся с декламационно-выразительными мелодиями – это ядро будущей главной партии. Тональные блуждания и хроматические ходы, которыми изобилует вступление, передают состояние героя, охваченного сомнениями.

Главная партия интонационно родственна вступлению, но противоположна ему по характеру – она экспрессивна и исполнена движения. Ей контрастирует лиричная связующая, которая подготавливает побочную, объединенную с нею не только интонационным родством, но и инструментовкой (обе темы проводит гобой). Побочная партия хорального склада противопоставляется мятежной главной партии своей мягкостью. Хотя Вагнер и не ставил цели отразить в увертюре историю Маргариты, здесь можно усмотреть некий намек на женский образ (возможно, это мечты героя). Интонационный склад темы предвосхищают музыкальные характеристики таких вагнеровских оперных героинь, как Сента в «Летучем голландце», Елизавета в « », Эльза в « ».

В масштабной разработке развиваются все представленные темы, но особое внимание уделил композитор элементам самой активной из них – главной партии. В репризе динамизированы обе партии – и главная, и побочная. В коде вновь сопоставляются контрастные элементы – трагический акцентированный минорный аккорд, исполняемый медными духовыми, сменяется светлым мажорным аккордом.

В настоящее время увертюра «Фауст» уступает в популярности вагнеровским операм, но ее высоко оценивали современники, причем зачастую приверженцы разных музыкальных направлений были согласны между собою относительно вагнеровской увертюры. В России о ней благосклонно отзывались и Александр Николаевич Серов, и композиторы «Могучей кучки», и . Последнего нельзя назвать поклонником Вагнера, но именно о «Фаусте» Чайковский отзывался очень одобрительно, ставя увертюру в один ряд с лучшими бетховенскими и шумановскими творениями. Он восхищался и «превосходными темами», и колоритной оркестровкой, и «строго выдержанной… классической формой». По мнению Петра Ильича, в увертюре прекрасно переданы «муки человеческой души, усомнившейся в своих целях, надеждах и верованиях».

Проникнутая мятежным духом увертюра «Фауст», как и последовавшая за нею опера «Летучий голландец», ознаменовала для Вагнера начало нового периода творчества, который сам композитор охарактеризовал следующим образом: «Я вступил на новый путь, направленный против того самого официального искусства настоящего времени, с которым думал заключить дружеский союз».

Все права защищены. Копирование запрещено