Здоровье

Феодальная лестница. "Вассал моего вассала - не мой вассал

Формула широко известная: вассал моего вассала - не мой вассал .
Если вассалитет это подчинение, то формула абсурдна.
Если я подчинил губернатора, районные города обязаны признать мою власть автоматически.

Габсбург одно время платил то, что выглядело данью, - за распоряжение некоторыми землями Османов.
Фактически перед нами именно вассалитет.

Окончательный вывод : вассалитет это достаточно точный аналог аренды.
Все вассальные обязанности - совершенно обычная плата, только натурой.
Сюзерен вассалу - не господин; он тот, кто обладает суверинитетом над сдаваемой в аренду землей.
Именно поэтому вассал имеет право объявить сюзерену войну, - здесь подчинения и на дух нет.

О ДАНИ В ЦЕЛОМ
На самом деле, категорически неясно, чем являлось то, что историки обощенно называют ДАНЬЮ.
Да, была и дань, особенно с побежденных, но это следует доказывать - в каждом случае употребления термина.
Потому что, на деле, это может оказаться чем угодно.
***
Положим, поставили казаки крепость на острове посреди реки и объявили этот участок реки своим.
Всякий проходящий мимо обязан остановиться и отстегнуть хозяину крепости за право прохода по его участку.
С точки зрения не особо развитого человека это совершенно законно. И это не дань.

Уверен, что все налоги, включая пошлины на ввоз и вывоз, в основе порождены именно этой формой взыскания.
Но сама по себе эта форма не дань и не налог.
Это право суверенного хозяина крепости на получение законного вознаграждения за право прохода по его участку.

ХОРОШИЙ ПРИМЕР ДЛЯ РАЗБОРА (ВИКИ )

Дань :
1. натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов;
2. термин древнерусского финансового права.

Дань налагалась не индивидуально, а на село или город целиком (а иногда — на целое племя или государство). Нередко сильная держава обкладывала данью своих младших союзников — вассальные государства . В частности, так часто поступало Древнеримское государство.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ : Никакой отсебятины.
Если вассал моего вассала не мой вассал, то в вассальном государстве платит только вассал-монарх.
Никто, кроме вассала-монарха (ни города, ни феодалы), завоевателю не платит - исходя из формулы.

ДАЛЕЕ:
ЭСБЕ определяет что дань согласно древнерусскими летописными сводами употребляют в смысле военной контрибуции, которую славянские подвластные племена платили своим победителям, то есть оккупантам: на севере — варягам, на юге Руси — хазарам.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ:
Варягам и хазарам могли платить за право прохода в море через их крепости. Это - да, законно.
Хочу посмотреть хоть на одного варяга или хазара, что рискнул бы сунуться в наши леса за данью.
Нет, я не патриот, я махровый либерал, но первое, что сделает варяг на русской земле, - заплатит за право прохода.
Это - норма.

ДАЛЕЕ:
В некоторых странах (Англия, Франция, Болгария и других), по мере ассимиляции завоевателей в среде покорённого народа, дань постепенно трансформировалась в феодальный оброк и в государственный налог.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ : Песнь Песней. Натурально.
Феодальный оброк - первый признак освобождения низовой личности от матрилинейного рода, где он всем должен.
Феодальный оброк это уже регламентация сверху. Вторая половина 19 века, если сверять с Австрией и Германией. Если точно, то 1842-1843 годы самое раннее.
Ах, да, они ссылаются на Англию, Францию и Болгарию - все вкусное оставили за кадром.

ВАССАЛ

ВАССА́Л -а; м. [франц. vassal]

1. В средние века в Западной Европе: землевладелец-феодал, зависимый от более крупного феодала-сюзерена.

2. Книжн. О том, кто (что) подчиняется кому-, чему-л., зависит от кого-, чего-л. Вассалы финансового капитала. Ходить в вассалах у кого-л.

Васса́льный, -ая, -ое. В-ая зависимость. В-ое княжество, государство (феодальное княжество, государство, находящееся в зависимости от более сильного княжества, государства). Васса́льский, -ая, -ое.

ВАССАЛ

ВАССА́Л (ср.-век. лат. vasallus, от кельт. vassus - «слуга»), в Средние века «слуга», человек, исполнявший в обмен на предоставление земли в держание определенную службу в пользу вышестоящего феодала, с которым он был связан клятвой верности.
С развитием феодальных отношений в Западной Европе вассалом стал называться человек, поступивший на службу (преимущественно военную) к другому - сеньору, которому он «передавал» себя, становясь его «человеком». Этот акт назывался коммендацией (см. КОММЕНДАЦИЯ) , позднее - оммажем (см. ОММАЖ) .
Отношения между вассалом и сеньором закреплялись присягой верности и определенной церемонией: вассал клал свои сложенные ладони в ладони сеньора, а тот передавал ему меч. Вассал обязывался предоставлять сеньору помощь (лат. auxilium), которая заключалась прежде всего в военной службе (40 дней в году), а также различные выплаты и участие в совете (лат. consilium). За службу вассал получал в держание землю - феод (см. ФЕОД) (фьеф, лен). Сеньор должен был поддерживать и защищать своего вассала.
В 9 в. франкский король Людовик Благочестивый (см. ЛЮДОВИК Благочестивый) предписал, чтобы каждый стал чьим-либо «человеком», позднее то же было предписано и в Англии. Таким образом сложилась иерархическая система вассальных связей, при которой каждый был чьим-то вассалом, в том числе и монархи, которые считались вассалами папы Римского или Божьими вассалами (в Норвегии, например, «вечного короля» Норвегии Олафа Святого (см. ОЛАФ II Святой) ). Высшая знать считалась «прямыми» вассалами монарха, остальные - «непрямыми».
В некоторых странах (например, во Франции) с развитием частной власти феодалов возник принцип «вассал моего вассала - не мой вассал», подразумевавший, что «непрямой» вассал, например, монарха, не обязан ему подчиняться. Такой вариант вассалитета повсеместно в Европе исчез с усилением королевской власти и централизацией государств.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ВАССАЛ" в других словарях:

    - (франц. и англ. vassal, от кельт. gwa sawl служащий, отсюда сред. век. лат. vassus, vasallus, vassallus). В Западной Европе, в средние века, владелец поземельной собственности, который за право владения платил разными повинностями (службою в… … Словарь иностранных слов русского языка

    вассал - а, м. vassal m., нем. Vasall <ср. лат. vassalus. 1. Свободный человек, находящийся в различных формах зависимости от какого л. владетельного лица. Сл. 18. Фазалл, под чиим защищением, властию живущии, обретающиися. ВЛ 650. 2. Лицо, находящееся … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См … Словарь синонимов

    ВАССАЛ, вассала, муж. (от кельт. gvas слуга). В феодальном строе землевладелец, подчиненный сюзерену и обязанный ему различными повинностями, преим. военными (ист.). || перен. Государство, общественная группа или лицо, рабски, покорно выполняющие … Толковый словарь Ушакова

    ВАССАЛ, а, муж. 1. В средневековой Западной Европе: землевладелец феодал, зависящий от сюзерена и обязанный ему различными повинностями. 2. перен. О подчинённом, зависимом лице, государстве (книжн.). | прил. вассальный, ая, ое. Вассальная… … Толковый словарь Ожегова

    Муж. владетельный сановник или землевладелец, обязанный высшему владельцу различными повинностями, особенно воинскими; понятие средневековое, в древней Руси голдовник. Вассальский, относящийся до вассала; голдовный. Вассальство ср. состояние, быт … Толковый словарь Даля

    - (ср. век. лат. vasallus, от кельт. vassus «слуга») в Средние века «слуга», человек, исполнявший в обмен на предоставление земли в держание определенную службу в пользу вышестоящего феодала, с которым он был связан клятвой верности. С развитием… … Политология. Словарь.

    Вассал - (vassal), держатель земли по договору (бенефицию), заключенному с сеньором. Такая форма закрепления права владения была важным элементом феодализма. Полученная земля называлась феод (лен), договор утверждался ритуалом, согласно к рому ленник,… … Всемирная история

    Вассал - (лат. vasallus, vassus; англ, фр. vassal) 1) в Зап. Европе в средние века феодал, подпадающий под подчинение более крупного феодала (сеньора) в связи с получением земельного владения (лена, феода и др.). См. также Вассалитет; Вассальный договор;… … Энциклопедия права

    Вассалитет (фр. vassalité, от лат. vassallus) система отношений личной зависимости одних феодалов (вассалов, министериалов) от других (сеньоров) в средневековой Западной Европе. Вассал обычно получал от сеньора лен и был обязан нести за это… … Википедия

Чтобы вести жизнь рыцаря, надо было иметь средства жить, не работая. В Средневековье феодал – лишь тот, кто получает достаточный доход, чтобы содержать себя. Обычно этот доход обеспечивался землей. Феодал владеет поместьем, а так как честь не позволяет ему обрабатывать его лично, то он возлагает эту обязанность на своих держателей. Таким образом, феодал почти всегда эксплуатирует, по крайней мере, несколько крестьянских семейств. По отношению к этим держателям он – сеньор (по-латыни dominus, отсюда – испанское don). Обладание доходом есть практическое условие для того, чтобы быть дворянином. Но по размерам богатства между средневековыми феодалами существует резкое неравенство, на основании которого устанавливается ряд степеней, начиная с оруженосца и заканчивая королем. Современники очень ясно различали эти степени и даже отмечали их особыми именами. Иерархия этих степеней и есть средневековая «феодальная лестница».

Высшую ступень феодальной лестницы занимают князья, обладающие титулом (короли, герцоги, маркизы, графы), суверены целых провинций, владельцы сотен деревень, способные приводить на войну несколько тысяч рыцарей.

Ступенью ниже на феодальной лестнице Средневековья стоят знатнейшие из дворян, обычно владельцы нескольких деревень, ведущие с собой на войну целый отряд рыцарей. Так как они не имеют официального титула, то их обозначают простонародными названиями, смысл которых не ясен и несколько растяжим; эти названия в разных странах различны, но употребляются как синонимы. Наиболее употребительные из них: барон – на западе, в Южной Франции и в нормандских странах, сир, или сеньор – на востоке («барон» обозначает мужа, мужчину по преимуществу; «сир» – вождь и господин). В Ломбардии их называют капитанами, в Испании – «рикос омбрес» (ricos hombres, богатые люди). В Германии говорят «герр» (herr), что соответствует названию сеньор, в Англии – лорд; на латинский эти названия переводятся словом dominus (господин). Позднее их называли также баннеретами (bannerets), потому что, чтобы собрать своих людей, они прикрепляли к концу своего копья четырехугольное знамя (bannière).

Еще ниже на феодальной лестнице стоит вся масса древней знати – рыцари (французский шевалье (chevalier), немецкий Ritter, английский knight, испанский кабальеро (caballero), латинский miles), владельцы одного поместья, которое, в зависимости от богатства страны, состоит из целого села или из части его. Почти каждый из них служит какому-нибудь стоящему выше по феодальной лестнице крупному собственнику, от которого он получает поместье; они сопровождают его в походах, что однако не мешает им воевать и на свой риск. Их называют иногда bacheliers, в Ломбардии – vavasseurs. Встречается и меткое название miles unius scuti, что означает – воин об одном щите, то есть рыцарь, не имеющий в своем распоряжении другого воина.

На последней ступени средневековой феодальной лестницы стоят оруженосцы. Первоначально – простые военные слуги рыцаря, они становятся потом владельцами некоторого количества земли (равного тому, что мы теперь называем крупным поместьем) и в XIII в. живут господами среди своих держателей. В Германии их называют Edelknecht (благородный слуга), в Англии – сквайр (squire) (испорченное ècuyer – щитоносец), в Испании – infanzon. Они-то в XIII в. будут составлять массу дворянства, и в последующие столетия горожанин, возведенный в дворянство, будет гордиться титулом оруженосца.

Феодальная лестница

Таким образом, на средневековой феодальной лестнице можно различать четыре ступени, которые в общих чертах соответствуют современным военным чинам: князья, герцоги и графы – наши генералы, бароны – капитаны, рыцари – солдаты, оруженосцы – прислуга. Но в этой странной армии, состоящей из воюющих друг с другом отрядов, где ранг и положение на феодальной лестнице определяется богатством, совместная жизнь в конце концов настолько смягчает неравенства, что все, от генерала до слуги, начинают чувствовать себя членами одного и того же класса. Тогда дворянство окончательно складывается и тогда же оно окончательно замыкается и изолируется.

В XIII в. привыкают строго различать две категории людей: дворян, или благородных (gentilshommes), и недворян, которых во Франции называют hommes coutumiers (людьми обычая, coutume"a) или homme de poste (то есть potestatis – подвластными людьми); название roturier (разночинец) не употребляется в Средние века. Эти категории становятся строго наследственными. Дворянские семьи, принадлежащие к любой из ступеней феодальной лестницы, отказываются вступать в родство с потомками недворянских фамилий. Тот, кто не родился от дворянина, не может сделаться рыцарем, даже если он достаточно богат, чтобы вести жизнь рыцаря; дочь недворянина не может выйти замуж за дворянина; тот, кто женится на ней, вступает в неравный брак и этим обесчещивает себя; феодальные семьи не будут принимать его супругу, и к его детям дворяне не будут относиться, как к равным себе. Эта наследственность, менее строгая в документах предшествующих столетий, становится потом преобладающей чертой средневекового феодального общества и господствует вплоть до XVIII в. По мере того, как различия между дворянами сглаживаются, организованное в феодальную лестницу дворянство все более отдаляется от остальной части нации. Прочнее всего дворянский дух утвердился во Франции и Германии. В Испании, и особенно на юге, он слабее, вследствие соприкосновения с богатым населением мавританских городов, в Италии и, может быть, также на юге Франции – из-за могущества купеческого класса. В Англии, где военно-феодальные привычки рано исчезли, сквайр ничем не отличается от богатого крестьянина; здесь граница устанавливается гораздо выше – между лордами и остальной частью народа; привилегированный класс состоит лишь из высшей аристократии, которая очень малочисленна.

В некоторых странах, например Германии, считалось, что все, кто стоит на ступенях этой «феодальной лестницы», обязаны повиноваться королю. В других странах, прежде всего во Франции, действовало правило: вассал моего вассала - не мой вассал. Это означало, что какой-нибудь граф не будет выполнять волю своего верховного сеньора - короля, если она противоречит желанию непосредственного сеньора графа - маркиза или же герцога. Так что в этом случае король мог иметь дело напрямую только с герцогами. Но если граф когда-то получил землю и от короля, то ему приходилось выбирать, кого из двух (или нескольких) своих сюзеренов ему поддерживать.

Стоило начаться войне, как вассалы по призыву сеньора начинали собираться под его знамя. Собрав вассалов, сеньор отправлялся уже к своему сеньору, чтобы выполнять его приказы. Таким образом, феодальная армия состояла, как правило, из отдельных отрядов крупных феодалов. Твердого единоначалия не было - в лучшем случае важные решения принимались на военном совете в присутствии короля и всех главных сеньоров. В худшем - каждый отряд действовал на свой страх и риск, слушаясь лишь повелений «своего» графа или герцога.

Распря между сеньором и вассалом. Миниатюра (XII в.)

То же самое и в мирных делах. Некоторые вассалы были побогаче собственных сеньоров, в том числе и короля. К нему они относились с почтением, но не более того. Никакая клятва верности не мешала гордым графам и герцогам даже поднять мятеж против своего короля, если вдруг они чувствовали с его стороны угрозу своим правам. Отнять же у неверного вассала его феод было вовсе не так просто. В конечном счете все решало соотношение сил. Если сеньор был могуч, то вассалы перед ним трепетали. Если же сеньор был слаб, то в его владениях царила смута: вассалы нападали друг на друга, на соседей, на владения своего сеньора, грабили чужих крестьян, случалось, разоряли и церкви. Бесконечные мятежи, междуусобицы были обычным делом во времена феодальной раздробленности. От ссор господ между собой, естественно, больше всех страдали крестьяне. У них не было укрепленных замков, где они могли бы укрыться при нападении...

Божий мир

Ограничить размах междоусобий стремилась церковь. С конца X в. она настойчиво призывала к «Божиему миру» или к «Божиему перемирию» и объявляла тяжким грехом нападение, совершенное, например, в крупные христианские праздники или же накануне их. Временем «Божиего мира» считались порой сочельник и пост. Иногда в течение каждой недели дни с вечера субботы (а подчас с вечера среды) и до утра понедельника провозглашались «мирными». Нарушителям «Божиего мира» грозило церковное наказание. Церковь объявляла греховным и в другие дни нападение на безоружных паломников, священников, крестьян, женщин. Беглеца, укрывшегося от преследователей в храме, нельзя было ни убивать, ни подвергать насилию. Нарушивший это право убежища оскорблял и Бога, и церковь. Путник мог спастись и у ближайшего придорожного креста. Такие кресты до сих пор можно увидеть во многих католических странах.

Впоследствии ограничения военных действий стали вводиться королевскими указами. Да и сами феодалы начали договариваться между собой: как бы ни ссорились, нельзя трогать ни церквей, ни пахаря на поле, ни мельницу во владениях друг друга. Постепенно складывался набор «правил войны», который стал частью своеобразного «кодекса рыцарского поведения».

Грустно становиться от той информации, которая изливается с экрана телевизора и с интернета о событиях в Украине. В начале странная эйфория по поводу Майдана, в последующем такое же странное противопоставление таможенного и евро союзов, сейчас какой то бред о начале революции и т.д. и т.п.

Вкратце. Начнем с последнего, революция - это коренная ломка сложившихся отношений… Может я слепой и политически не подкован, ну не вижу никакой «ломки» в Украине. Если, как декларируется, всем надоела «воровская власть», ясно, что стоянием ее не изничтожишь. Уничтожить можно, как в кино, только путем физического уничтожения ключевых фигур этой банды. Сегодняшнее стояние больше напоминает театр абсурда, где роль массовки отведена обычным обывателям, а главными артистами исполнителями выступают «революционеры» - провокаторы и все это с ведома одного «режиссера». Что лично мене режет глаза в сегодняшнем раскладе? Национальная карта - козырь в руках «режиссера», или ящик «пандоры» в руках местечковых правителей. И в том и в другом случае это откат в средневековье, возрождение национализма в объятиях христианского мракобесия, как инструмента манипуляции массами, и это в двадцать первом веке.

Противостояние. Кого с кем? То, что мир сегодня однополярный, что все государства, за редким исключением, встроены в глобальную экономику, что мерилом вклада в эту экономику является простая ничем не обеспеченная бумага, что «заработанная бумага» за счет продажи природных и людских ресурсов правителями «национальных» государств хранится в «сейфе» того кто печатает эту «бумагу», что выстроена строгая иерархия по отношению к субъекту который печатает «бумагу». У кого-то есть сомнение? Думаю любой здравомыслящий человек, должен видеть очевидные вещи, как то, что на сегодня в мире выстроена обычная феодальная структура управления и потребления благ, разве что на ином качественном уровне, во главе с одним «боссом». А все отношения этим «боссом» строятся по принципу вассал моего вассала мой вассал. То, что сегодня происходит в Украине это не более чем отработанная веками практика управления - разделяй и властвуй. Один вассал - группа, в пользовании которой находится Россия, в иерархии хочет закрепиться на втором уровне - условно «восьмерке», а «босс» хочет ослабить своего вассала и «скинуть» на третий уровень, на котором находятся «правители» Украины. К чему я это все говорю, на сегодня при той структуре власти в России и в Украине, а она абсолютно едина в подчинении одному субъекту, вектор дальнейшего развития событий предопределен, это для примера путь Мали (Africa Unite. Колонизация 2.0, http://rabies-rabbit.livejournal.com/10333.html). Т.е. в ближайшее время мы будем покупать предметы развитой цивилизации по мировой цене, получать, соответственно месту в иерархии, деньги за свой труд либо социальное пособие, и люто ненавидеть американцев, которые будут безраздельно господствовать на территории постсоветского пространства.