Все вопросы

Фильм к 100 летию революции.

Новый фильм известного кинорежиссера Владимира Хотиненко рассказывает о событиях 100-летней давности, которые кардинальным образом повлияли на ход нашей истории. В главных ролях снялись такие звезды российского кино, как Федор Бондарчук и Евгений Миронов.

1915 год. Европа охвачена огнем Первой мировой войны. В это время теоретик революции, политический эмигрант и авантюрист Александр Парвус (Федор Бондарчук) проводит переговоры с министром иностранных дел Германии Готлибом фон Яговом. Переговоры заканчиваются неожиданным успехом. Немецкое правительство выделяет лично Парвусу "немалые деньги", которые должны пойти на революцию в России. С этого начинается наша история, которая расскажет не только о жизни этого незаурядного человека и его роли в исторических событиях, завершившихся в октябре 1917 года.

Столь же значимыми героями фильма станут Владимир Ильич Ленин (Евгений Миронов), успевший благодаря усилиям Парвуса вовремя вернуться в Россию, чтобы возглавить революцию, а также агент императорской контрразведки Алексей Мезенцев (Максим Матвеев), рискующий жизнью ради того, чтобы предотвратить неизбежный конец одной эпохи и начало новой.

Режиссер: Владимир Хотиненко
В ролях: Федор Бондарчук, Евгений Миронов, Максим Матвеев, Паулина Андреева, Дарья Екамасова, Виктория Исакова, Александр Балуев, Томас Унгер, Дмитрий Лысенков, Данил Лавренов, Георгий Фетисов, Даниил Воробьев

ГЕРОИ

Александр Парвус (Федор Бондарчук)

Один из главных идеологов русской революции, ее "серый кардинал". Он получает от правительства Германии деньги, которые должны пойти на революцию в России. Для того, чтобы воплотить свой план в жизнь, делает ставку на Владимира Ленина. Парвус считал, что сможет контролировать лидера большевиков, но ошибся…

Характер Парвуса сочетает в себе, казалось бы, несочетаемые черты: в жизни он ценит наслаждение, любит женщин, знает толк во вкусной еде, обожает роскошь и не представляет своего существования вне комфорта. Прекрасный оратор, он умеет быть неотразимым, убеждать и очаровывать. Но при всей своей кажущейся открытости и общительности Парвус - гений интриги. Он предпочитает оставаться за кулисами и незаметно управлять действием. Все нити интриги Парвус держит в своих руках. Он умеет найти слабое место любого человека и использовать его в своих интересах.

Владимир Ленин (Евгений Миронов)

После поражения революции 1905 года Ленин был вынужден уехать из страны. Парвус находит его в швейцарском Берне. Здесь Ленин живет в окружении ближайших соратников, почти без средств и без реальных рычагов воздействия на ситуацию в России. Предложение Парвуса заставляет его всерьез задуматься…

Ленин - полная противоположность Парвусу. Он сохраняет сосредоточенность и хладнокровие в самых сложных ситуациях, постоянно анализирует каждый свой шаг и обстановку вокруг. Это идет от революционного опыта: любой может оказаться предателем, любую строчку может прочесть охранка…

У Ленина есть жесткие принципы, но ради достижения политической цели он готов на все. При этом он не забывает о том, что политика - грязное дело, но революцию надо делать чистыми руками.

Ленин настолько поглощен мыслями о революции, что кажется равнодушным к личной жизни. Но это не так, в его непреодолимом желании сокрушить империю есть и глубоко личный мотив: ненависть к царской России спровоцирована казнью старшего брата. Ленин хочет уничтожить старое государство и на его месте построить новое, более справедливое общество.

Надежда Крупская (Дарья Екамасова)

Самый верный друг и соратник Ленина. Принципиальная, бесконечно преданная делу революции, Надежда Крупская никогда не сомневается в той идеологии, которую выбрала. Точно так же, как никогда не сомневается в своем супруге. В Надежде сложно найти черты женской слабости, ведь она прошла с мужем все ссылки, и ей приходилось проявлять по-настоящему сильный характер. Она смогла стать для Ленина необходимой поддержкой и опорой, сохраняя при этом свое собственное мнение. Крупскую нельзя назвать и "тенью" мужа. Она не только его жена, она его друг и товарищ. И, как настоящий друг, она не боится спорить, когда считает, что Ленин ошибается.

Несмотря на то, что у Крупской характер настоящей революционерки, ничто человеческое ей не чуждо. Надежда способна на самые обычные женские чувства - например, на ревность к "музе" Ленина Инессе Арманд.

Инесса Арманд (Виктория Исакова)

Яркая красавица-француженка Арманд - пламенная революционерка, но на этом ее сходство со сдержанной Надеждой Крупской заканчивается. Единственное, что объединяет двух женщин, это безграничная любовь к Владимиру Ленину и вера в его гений.

Ленина и Арманд связывают не только общие идеи, но и сильные, сложные чувства. Но Арманд понимает, что всегда будет играть роль "второй скрипки". Тем более, что для Ленина нет ничего важнее революции и борьбы за дело большевиков. И Инесса становится для него идеальным соратником и помощником в этой борьбе, лишь бы иметь возможность быть рядом с тем, кого так беззаветно любит.

Алексей Мезенцев (Максим Матвеев)

Мезенцев - потомок знатного дворянского рода, растерявшего свое состояние, но еще имеющего некоторое влияние в силу звучности фамилии и старых связей. Он был счастливо женат, растил ребенка. Но после роковой встречи с молодой революционеркой Софьей Рудневой все изменилось. Весь мир стал другим - жестоким, опасным, с ощущением надвигающейся катастрофы. Мезенцев находит применение своим силам и талантам в контрразведке. Но прошлое, о котором он хотел бы забыть, не отпускает его.

Софья Руднева (Паулина Андреева)

Несмотря на молодость, Софье Рудневой пришлось пережить немало потрясений, которые могли бы сломить более заурядную личность. Но хрупкая девушка, способная вскружить голову любому мужчине, оказывается стойким борцом. Она уверена в своей правоте, смело идет навстречу опасности. Но любовный треугольник, в котором Софье приходится выбирать между Мезенцевым и Парвусом, между офицером контрразведки и "демоном революции", оказывается ловушкой…

Полковник Туркестанов (Александр Балуев)

Князь Василий Георгиевич Туркестанов - начальник отделения контрразведки Главного управления Генерального штаба. Это офицер, который по-отечески относится к каждому своему подчиненному, ставит превыше всего жизнь своих агентов, отчаянно сражается на своем "невидимом фронте" с врагами Российской империи. Сдержанный, бескомпромиссный, верный своему делу, Туркестанов находит в Алексее Мезенцеве преданного товарища и помощника. Вместе они пытаются разоблачить опасную авантюру Парвуса и остановить лавину, которую тот спровоцировал.

Поскольку в этом году Октябрьской революции 1917 исполнилось ровно 100 лет, сейчас на эту тему выходит очень много сериалов. Они все пытаются рассказать, что же это было за глобальное событие, которое аукается нам по сей день и на осмысление которого, возможно, уйдет еще не один десяток лет.

Хождение по мукам

Отсчет времени начинается с 1914 года, когда юная Дарья Булавина приезжает в Петроград учиться. Она останавливается в доме своей сестры Екатерины и попадает в самый эпицентр назревающих грозных событий. Пока это только нервная обстановка в университете, декадентствующие деятели искусств, стачки и забастовки, но пламя уже занимается.

Первые две серии новой экранизации романа А.Н.Толстого уже можно посмотреть на ivi.

Троцкий

Лев Троцкий прячется в Мексике, но понимает, что дни сочтены — Сталин не оставит его в живых. Он приглашает журналиста Фрэнка Джексона, чтобы подробно рассказать тому, как бедный еврейский юноша делал революцию. Он зовет не просто какого-то журналиста, а такого, который симпатизирует Сталину. Чтобы его историю поведал миру не абы кто, а обращенный сторонник.

Историкам в этом сериале не понравилось слишком вольное обращение с фактами.

Демон революции

Гораздо большее недоумение у знатоков истории вызвал «Демон революции», поскольку он полностью построен на идее о том, что революцию на самом деле делал Александр Парвус на деньги, выделенные Германией. На данный момент, по словам историков, у этого предположения нет ни одного реального доказательства.

Крылья Империи

Судьбы трех людей из разных сословий во времена революции — молодого князя Сергея Кирсанова-Двинского, начинающей поэтессы Софьи Беккер и свободолюбивого рабочего-эсера Матвея Осипова.

Сериал начали было показывать по Первому каналу, выдали четыре серии и сняли с эфира без объяснения причин.

Тихий Дон

Великий роман Шолохова в формате сериала оказался очень удачным решением.

Казак Григорий Мелехов влюблен в замужнюю красотку Аксинью Астахову. Это само по себе — сплошные терзания, а тут еще Революция и Гражданская война. Надо определяться, за кого ты — за красных или за белых. Только Григорий не может понять, на чьей стороне правда.

Белая гвардия

Одна из последних экранизаций романа Булгакова «Белая гвардия» — о белых офицерах в Киеве, окруженном войсками Петлюры.

Сериал и зрители, и критики приняли довольно холодно, сравнивая его с более сильным мини-сериалом 1976 года «Дни Турбиных ».

Адмиралъ

История в десяти сериях о жизни, любви и смерти адмирала Колчака — сначала простого офицера военно-морского флота, а затем адмирала и даже верховного правителя погибающей России.

Гибель Империи

Мини-сериал из десяти эпизодов. Каждый из них — что-то вроде детективного расследования, которое проводят сотрудники контрразведки: капитан Сергей Павлович Костин, подпоручик Иван Карлович Штольц и унтер-офицер Николай Алексеевич Стрельников. Время действия в первой серии — 1914 год, последней — 1918.

Доктор Живаго

Экранизация романа Бориса Пастернака в одиннадцати сериях. История Юрия Живаго от детских лет к молодому врачу со склонностью к сочинению стихов, через Революцию, разрушительную Гражданскую войну и потерю близких и смысла жизни.

Кроме того, появится новая экранизация «Хождения по мукам»

В 2017 году торжества по случаю векового юбилея Октябрьской революции отметят, судя по всему, с размахом. Мимо событий, изменивших мир, не смогут пройти и кинематографисты. Сразу несколько картин выпустят к этой дате.

Владимир Xотиненко работает над фильмом «Меморандум Парвуса», который расскажет об истории прибытия на Финляндский вокзал поезда с Лениным и группой соратников. Еще неизвестно, что было бы с миром, не будь этого состава. Xотиненко осмыслит неизвестные факты истории, из которых и произросли эпохальные события 1917-го.

В работе съемочная группа опиралась на воспоминания современников, крайне противоречивые архивные материалы. Имя актера, который сыграет Ленина, держится в тайне.

Игорь Угольников в качестве продюсера также намерен запустить игровой фильм, посвященный событиям 1917 года. Его героями станут Ленин и Керенский. "Сценарий уже готов. Я бы хотел делать и эту картину с «Ленфильмом», - рассказал он «МК». - У меня есть интерес к большим историческим проектам. После «Брестской крепости» и «Батальона» он не иссяк, напротив, окреп". Собираются снимать и фильм про Троцкого. Все детали проекта держатся в тайне.

Константин Xудяков уже приступил к работе над фильмом по мотивам романа Алексея Толстого «Xождение по мукам», рассказывающем о трагических событиях начала XX века. Главные роли сыграют актрисы Юлия Снигирь и Анна Чиповская. Место действия - Петербург 1914 года. Люди живут в ожидании роковых событий. Первая мировая, а затем - революция и гражданская война. Сценарий написала Елена Райская. Съемки пройдут в Санкт-Петербурге, Москве, Пятигорске и Риге. Константин Xудяков рассказывает: «Я рад, что могу дотронуться до такого мощного произведения. Оно рифмуется с нашим временем. Проблемы выбора, стоящие перед героями романа, - вечные».

К юбилею революционных событий 1917 года мы собрали несколько знаковых кинолент о Великой российской революции, которые иллюстрируют эпоху глобальных перемен, происходивших в стране. Безусловно, события, показанные в данных художественных фильмах, являются творческим переосмыслением, режиссерским взглядом на революционные события. Все фильмы в подборке - черно-белые, отчего сегодня их очень часто путают с документальной хроникой тех лет.

За сто с лишним лет существования кинематограф прошел яркий и нелегкий путь от занимательного аттракциона с движущимися на экране фотографиями до синтетического фильма. Исследуя художественную природу кинематографа, его создатели, ни на минуту не прекращавшие творческий поиск, добились значительных результатов

Купить

«Революция - великое событие, вне зависимости от того, какое значение мы придаем этому слову. Сегодня наши ведущие историки, которые в том числе разрабатывали новый историко-культурный стандарт, который ляжет в основу нового цикла учебников, естественно рассматривают события с Февраля по Октябрь единым революционным процессом. Происходила трансформация общества, государственных институтов, в дело вступали новые движущие силы, и понять Октябрь без Февраля практически невозможно»

Михаил Мягков доктор исторических наук, научный директор РВИО, советник Министра культуры РФ

«Любая тема по истории - это возможность учителя обратить внимание детей на то, что у нас есть в сфере литературы, искусства, кинематографии»

Сергей Агафонов учитель высшей категории, соавтор учебников по отечественной истории

«Я советую привносить на уроки истории советский кинематограф с вашими критическими учительскими замечаниями»

Александр Шубин доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН

«Октябрь»

Режиссер: Сергей Эйзенштейн

Год создания и студия: Совкино, 1927

Фильм, завершающий знаменитую трилогию Сергея Эйзенштейна («Стачка», «Броненосец „Потёмкин“», «Октябрь»), создавался к 10-летию Октябрьской революции. В распоряжении молодого, но уже прославленного к тому времени режиссера, были все средства - достаточное количество пленки, исторические костюмы и возможность снимать в интерьерах Зимнего дворца. В результате получилось масштабное кинополотно с ярким идеологическим характером. В фильме специально используются новаторские для тех лет приемы монтажных склеек, что делает картину похожей на документальную хронику. Кстати, именно в этом фильме впервые в кино появляется образ Ленина.

Цитата: Владимир Маяковский: «Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения - и за всей этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него» (Полное собр. соч., т. 12, 1959).


Эпизод из фильма «Октябрь»

«Ленин в Октябре»

Режиссер: Михаил Ромм

Студия: «Мосфильм», 1937

Фильм снимался уже к 20-летию Октябрьской революции, проект курировал лично Сталин, поэтому на режиссера Михаила Ромма легла серьезная задача - впервые в звуковом кино показать образы вождей. В киноленте отражены все ключевые революционные события, в том числе знаменитая сцена штурма Зимнего дворца. Однако реальные исторические события в этом фильме зачастую искажены. «Ленин в Октябре» два раза перемонтировался. Сразу после смерти Сталина некоторые сцены с ним были вырезаны, а в 1963 году вождь был «удален» из фильма полностью.

Цитата: «Власть мы берем всерьез и надолго»


Эпизод из фильма «Ленин в Октябре»

«Выборгская сторона»

Режиссеры: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг

Киностудия: «Ленфильм», 1938

Историко-революционный фильм, финальная часть трилогии о революционере по имени Максим («Юность Максима» и «Возвращение Максима»). События в фильме происходят в Петрограде в первые месяцы после захвата власти большевиками, вокруг нищета и голод. Опытный большевик Максим становится комиссаром Государственного банка, ему предстоит столкнуться со старорежимными служащими, совершающими тайные денежные переводы за границу...

Цитата: «Детей - в лагеря! Нынче собственность на детей не полагается»


Эпизод из фильма «Выборгская сторона»

«Человек с ружьем»

Режиссер: Сергей Юткевич

Киностудия: «Ленфильм», 1938

1917 год. Солдат Иван Шадрин едет с фронта в революционный Петроград, чтобы передать Ленину письмо однополчан. Фильм является одной из самых известных частей киноленинаны, произведений, посвященных Владимиру Ленину.

Цитата: «Братцы! Товарищи! Я разговаривал с Лениным!»