Философия фуги
- Фуга как высшая форма полифонических произведений.
- Интеллектуальный смысл жанра фуги.
- Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.
- И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.
Художественный материал:
- М. Чюрленис. Фуга.
Музыкальный материал:
- И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание);
- И. С. Бах. Фуга № 8, Ре диез минор ХТК, Том 1 (слушание);
- И. С. Бах. Фуга № 2, До минор ХТК, Том 1 (слушание);
- И. С. Бах. Фуга № 4, До диез минор ХТК, Том 1 (слушание).
Характеристика видов деятельности:
- Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха).
- Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодико-гармонической организации, использованию полифонических приёмов и форм) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха).
- Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
- Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.
Фуга - это форма полифонических произведений, в начальная которой тема проводится поочерёдно во всех голосах. Тема фуги представляет собой яркую и выразительную мелодию. Встречаются темы песенного, танцевального, сосредоточенного характера.
Различные способы работы с темой – изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное отражение (изложение звуков в противоположном направлении) не только обогащают её звучание, но придают ей интеллектуальный (интеллектуальный – мыслительный, умственный) смысл.
Порой фуга привлекала не только композиторов, но и тех, кто пытался в другие виды искусства внести идею музыки, музыкальности.
Внимательно рассмотрите картину «Фуга» М. Чюрлёниса.
Музыкальная картина Чюрлениса «Фуга» - это уникальное явление в мировой живописи, не имеющее до сих пор аналогов. Удивительный ритм ёлочек, напоминающих ноты, изысканность прозрачных звучащих красок, всё это вместе создаёт ощущение соприкосновения с той нездешней музыкой, по сравнению с которой земная есть слабое её отражение. Чюрленис, синтезируя музыку и живопись, как бы сам уплотнял звуки в живописные, пластические формы, делая последние утончёнными и прозрачными.
«Зримая» музыка этой картины угадывается в передаче идеи музыкального многоголосия, зеркального отражения и ритмического увеличения.
Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих и многих композиторов.
Фуга в переводе с латинского языка означает «бег». Она строится по определённым исторически сложившимся правилам, которые обеспечивают ей внутреннюю уравновешенность, стройность и строгость. Так, фуга пишется обычно для определённого числа голосов.
Первый раздел фуги называется экспозицией (в переводе означает изложение). В ней тема излагается во всех голосах последовательно. В среднем разделе фуги – разработке - даётся интенсивное развитие темы при помощи различных средств: усиления динамики, частой смены тональностей, гармонической неустойчивости. С возвращения главной тональности начинается третий раздел фуги - реприза. С французского языка это слово переводится как возобновление, повторение. Тема в репризе звучит только в основной тональности. В противовес разработке с её тональной неустойчивостью реприза должна создать у нас ощущение тонального равновесия, устойчивости и завершённости всего произведения.
Для Баха полифония была не только средством выражения музыкальных мыслей:
Бах был подлинным поэтом полифонии…
Так, И. С. Бах, этот величайший из великих музыкантов, огромный круг своих музыкальных замыслов воплотил именно в фуге - то монументальной, то лирической, то строгой, то шутливой.
Один из ярчайших примеров воплощения фуги – полифонический двухчастный цикл Органная токката и фуга ре минор И. С. Баха. Это произведение, столь сильное по своему эмоциональному воздействию, известно во всём мире. В нём сочетаются мощь и сила, нежность и лирика. Всё это великолепно передано в звучании органа – инструмента поистине безграничных выразительных возможностей.
Орган - инструмент, которым Бах, подобно Генделю, владел в высшем совершенстве. По своим выразительным возможностям он до некоторой степени заменял ему одновременно оркестр, клавир и даже хор. В общении с этим «инструментом-наперсником» полнее всего раскрывались характерные черты его артистической натуры. Нигде более не бывал он так патетически вдохновенен, мощен, богат полифонически, виртуозно блестящ. И ни в какой инструментальной сфере не изливалась так искренне его интимная лирика, исповеди его души.
Старые итальянские мастера называли в XVI веке токкатой фантазии для клавишных инструментов. Слово это произошло от toccare - касаться (имеется в виду касание клавиш органа или клавесина). В токкате композитор свободно переходит от одного эпизода к другому: сменяют друг друга пассажи, аккорды, напоминающие торжественное звучание хора, а иногда и строгие полифонические фрагменты типа фугато.
Токката Баха - это разлив импровизации. («Импровизация» в переводе с итальянского языка означает непредвиденный. Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочинение.) Бах отводит ей роль вступления, она создаёт атмосферу, которая необходима для восприятия более глубокой мысли, заложенной в фуге. Эта токката - грандиозное вступление к фуге, которая как монументальное здание вырастает на наших глазах.
Фуга возводится, как на фундаменте, на теме, которая звучит одноголосно и напоминает колокольный звон.
Только она отзвучала, её подхватывает выше другой голос. Затем тема появляется в третьем голосе в ещё более высоком звенящем органном регистре. Наконец, в сопровождении трёх голосов мы слышим тему, величаво гудящую в басу. Экспозиция закончилась показом темы во всех четырёх голосах. Если бы, слушая эту токкату, вы засекли время, то обнаружили бы: не прошло и минуты, а как уже выросло это музыкальное здание.
В разработке Бах проводит тему в новых тональностях, в разных регистрах. Между её проведениями он располагает новые интермедии. Они очень похожи на галереи, соединяющие разные части здания, или изогнутые арки, возносящие вверх всю постройку.
В репризе тема звучит в основной тональности, сплетаясь с новыми голосами. Нам уже кажется, что здание наше достигло своей вершины и сейчас автор увенчает его шпилем. Но нет! Ещё одна импровизация. Фуга заканчивается виртуозными пассажами, похожими на токкату, и полнозвучными органными аккордами.
Вот как великий музыкант-архитектор возводит здание своей фуги.
Эмоциональная и философская сущность музыки Баха - в глубочайшей человечности, в самозабвенной любви к людям. Он сострадает человеку в горе, разделяет его радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости. В своём искусстве Бах показывает самое благородное и прекрасное, что таится в человеке; пафосом этической идеи исполнено его творчество. Не в активной борьбе и не в героических подвигах изображает Бах своего героя. Сквозь душевные переживания, размышления, чувства отражено его отношение к действительности, к окружающему миру. Бах не уходит от реальной жизни. Именно правда действительности, тяготы, претерпеваемые немецким народом, рождали образы потрясающего трагизма; недаром тема страдания проходит через всю баховскую музыку.
Но безотрадность окружающего мира не могла уничтожить или вытеснить извечного чувства жизни, её радостей и великих надежд. Темы ликования, восторженного воодушевления переплетаются с темами страдания, отражая действительность в её контрастном единстве.
Наследие Баха давно стало достоянием человечества и в наши дни оказывает могучее эстетическое и нравственное воздействие на массы людей, жадно тянущихся ко благам мира и свободы, к культуре и знанию, к свету и художественной красоте.
Вопросы и задания:
- Какое музыкальное произведение называется фугой?
- Расскажите о своём впечатлении от прослушивания Органной токкаты и фуги ре минор И. С. Баха. Какие чувства переданы в этой музыке?
- Назовите особенности фуги, которые запечатлены на картине М. Чюрлёниса. Как вы считаете, эта картина – точное изображение фуги или в большей степени метафора?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах. Фуга № 8 Ре диез минор ХТК, Том 1, mp3;
Бах. Фуга № 2 До минор ХТК, Том 1, mp3;
Бах. Фуга № 4 До диез минор ХТК, Том 1, mp3;
Бах. Токката из Органной токкаты и фуги ре минор, mp3;
Бах. Фуга из Органной токкаты и фуги ре минор, mp3;
Бах. Токката и фуга ре минор BWV 565, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
В презентации даётся слушание фрагментов Органной токкаты и фуги ре минор И. С. Баха по частям, а также в едином варианте.
Бурый скалозуб (рыба ФУГУ)* Бурый скалозуб
(рыба ФУГУ)
Фугу
*Фугу –маленькая
рыбка размером
всего с ладонь,
которая может
плавать
хвостом
вперед. Вместо
чешуи у нее
тонкая
эластичная
кожа.
*Фугу
Строение тела
*Вместо чешуитело рыбы
покрыто мелкими
шипами, которые
проявляются в
момент
опасности. В
спокойном
состоянии шипы
спрятаны в поры
кожи.
Строение телаЕсли фугу испугать,
она мгновенно
раздуется и примет
форму шара,
утыканного острыми
шипами. В таком
состоянии она в три
раза превышает свои
первоначальные
размеры. Происходит
это за счет воды,
которую рыбка резко
всасывает в себя.*Рыба содержит
смертельный яд –
тетродотоксин.
Яд вызывает
сильнейшие боли и
конвульсии. В
одной рыбке этого
вещества
хватит, чтобы
убить сорок
человек.
Среда обитания
*Среда обитанияОбитает в
субтропических и
тропических морях. В
водах Японского моря у
берегов Кореи, Китая
и Японии. В водах
России отмечена в
водах Южного
Приморья
Особенности питания рыб Фугу
*У фугу сросшиеся зубыпредставляют собой
четыре пластины. Они
очень прочны. С их
помощью иглобрюхи
раскалывают панцири
крабов и раковины
моллюсков, чтобы
добывать корм.
*Особенности
питания рыб Фугу
Продолжительность жизни
*Фугу живутдовольно долго
10-12 лет.
*Продолжительность
жизни
Приготовление в пищу
* Приготовление впищу
* Фугу считается
деликатесом, её
употребляют в пищу с
целью «пощекотать себе
нервы». Приём в пищу
неправильно
приготовленного фугу
может быть опасен для
жизни. Поэтому для
приготовления фугу в
специальных ресторанах.
японским поварам
приходится пройти
специальное обучение и
получить лицензию.
С 2004 по 2007 годы в Японии 15 человек погибло, отравившись фугу, и около 115 человек были госпитализированы
*С 2004 по 2007 годы в Японии 15
человек погибло, отравившись фугу, и
около 115 человек были
госпитализированы
Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха.Орган: внешний вид, клавиатура, регистры. Понятия гомофония и полифогия. Форма полифонической музыки - фуга.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах
Орган – клавишно - духовой инструмент
Город Эйзенах. В этом доме родился И.С.Бах
Родоначальник семьи – Фейт Бах (пекарь по профессии) Любимая семейная музыкальная игра – импровизация (= мгновенное придумывание) «Кто во что горазд».
Так юный Бах получил первые знания о многоголосии (=полифонии) Отец Баха был придворным и городским музыкантом.
Город Арнштадт. Первое место работы Баха
Орган в церкви, на котором играл Бах
Старинный немецкий городок Веймар.
Дом в Веймаре, в котором жил Бах.
В Веймаре было создано большинство знаменитых произведений. Расцвет таланта Баха.
Старинный немецкий город Дрезден.
В Дрездене должно было состояться состязание Баха с французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном
Город Лейпциг.
Церковь Святого Фомы в Лейпциге, где работал И.С.Бах
В Лейпциге Бах был кантором (= учителем музыки, дирижёром хора, органистом и церковным композитором) в школе при церкви Святого Фомы. Он занимался хором певчих и сочинял много вокальной музыки.
Четверо сыновей Баха стали талантливыми композиторами, вошедшими в историю.
Памятник Баху в Арнштадте.
Памятник И.С.Баху
Памятник Баху в Лейпциге.
Могила И.С.Баха в церкви Святого Фомы в городе Лейпциге
Склад (стиль) музыки гомофония (гомо - один) (фонос – звучащий) Один голос (мелодия) главный, другие аккомпанируют, помогают ему. полифония (поли - много) (фонос – звучащий) Все голоса важны и равны.
Форма полифонической музыки ФУГА (от лат. – «бег», «погоня», «быстрое течение») наивысшее достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов(мелодий), каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет (в основном или изменённом виде) тему - короткую мелодию, проходящую через всю фугу.
«Каждый голос в сочинении – это личность, а многоголосное сочинение – беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет, что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдёт до неё очередь» И.С.Бах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки "Композиторы Орловщины"
Презентация "Композиторы Орловщины" может стать частью урока в 5 классе "Мир композитора. С веком наравне" как национально-региональный компонент. Презентация знакомит учащихся с творчеством Е.Дербенк...
"Книжная графика". Рождение книги. Конструкция книги.Презентации к урокам ИЗО в средней школе
В презентации "Рождение книги" кратко рассказывается об этапах появления письменности и история появления книги как таковой. Возможно использование как в начальной, так и в средней школе не тольк...
Данная презентация предназаначена для урока музыки в 5 классе, по программе Сергеевой, Критской, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе"...
Токката и фуга ре минор, - произведение для органа, приписываемое Иоганну Себастьяну Баху и предположительно написанное им во время его пребывания в Веймаре в качестве придворного органиста (). Это сочинение своим мощным звучанием, виртуозными средствами, драматизмом близко оперно-ораториальной музыке.
Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке. Токката - свободный виртуозный жанр, где чередуются эпизоды с техникой пассажного склада, с дугообразными имитационными построениями, с аккордовым звучанием и гармонической полнотой. Сочетание контрастных по характеру и типу изложения музыкальных построений – признак токкаты.
Особенностью этого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Размер произведения 4/4. Оно имеет три раздела: токкату, фугу и коду, которая, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку. Так складывается трёх частность.
Токката начинается ярко выделяющимся мордентом, который повторяется октавой ниже. Секвенции, пассажи начала произведения звучат напряженно. В токкате нет противопоставления внутренних контрастных образов. Каждое построение отделено одно от другого яркими каденциями.
Первые 2 построения - свободное варьирование темы. 3-е заключительное построение суммирует весь материал и его развитие. Напряженность движения возрастает от раздела к разделу. Начинаясь с allegro, токката заканчивается в темпе adagio на третьей ступени ре минора (фа), что добавляет незавершенность и дает понять, что это ещё не финал.
Выдержанные противосложения и сложные контрапунктические приемы развития уступают место свободной разработке с использованием разнообразного материала. Частые развернутые в большие построения интермедии вносят в фугу элемент импровизационности. Интермедия и средняя часть отклоняются в параллельный тонике фа мажор.
Реприза возвращает фугу в ре минор и начинается со стретты. Внутреннюю часть 2-х частей цикла закрепляет кода фуги, напоминающая токкату из-за контрастных эпизодов. Пьеса завершается плагальной каденцией от субдоминантового трезвучия к тоническому секстаккорду.
Цели урока:
- расширение кругозора учащихся,
- воспитание музыкальной культуры и духовности на основе знакомства с музыкальным творчеством И.С. Баха.
Задачи урока:
- продолжить знакомство с творчеством и биографией И.С. Баха (в том числе через самостоятельную поисковую работу с раздаточным материалом);
- закрепить понятие «фуга»;
- раскрыть понятия «полифония» и «гомофония»;
- подвести учащихся к осознанию личности композитора и глубины его творчества.
Наглядные пособия:
1. мультимедийная презентация* (см. Приложение 1 );
2. портрет И.С. Баха;
3. раздаточный материал (см. Таблицы в тексте);
4. карточки «полифония» и «гомофония»;
5. нотный материал для пения.
Музыкальный материал:
1. И. Бах Токката и фуга (d-moll)
2. И. Бах Органная фуга (g-moll)
3. И. Бах Фуга c-moll («Хорошо темперированный клавир», I том)
4. П. Чайковский «Баркарола» (из цикла «Времена года»)
5. И. Бах Фуга C-dur («Хорошо темперированный клавир», I том)
6. Немецкая народная песня «Музыканты»
* Полную версию презентации можно получить, связавшись с автором по электронному адресу: [email protected]
ХОД УРОКА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Прослушивание экспозиции Токкаты (ре минор) И. Баха.
2. Учитель:
«Его искусство и учит, …и утешает, в нём столько мудрости и теплоты…»
Музыка какого композитора звучала?
- Что можно сказать о музыке И. Баха? (ответы
учащихся)
Звучанье Баха
Снова первозданно,
Его дыханье
Рвется в вышину.
И мы у этой пленницы органа –
У музыки,
У музыки в плену.
То гром грозы,
То оклик океана,
То вздох дождя,
То колокола стон,
То звук слезы,
Сорвавшейся нежданно,
А то ручья
Веселый перезвон…
…Так слит со сводом Домского собора
Весь небосвод со звездной высотой,
Как ты со мною жаждою простора,
Как я с тобою сердцем и мечтой.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3. Тема урока , постановка задач перед учащимися (Слайд 1 – Приложение 1 )
4. Повторение пройденного материала по биографии композитора .
Учитель:
Что мы знаем о Бахе? (ученики перечисляют знакомые биографические факты)
5. Основные периоды творчества И.С. Баха.
Объяснение работы с раздаточным материалом : пронумеровать материал в верной последовательности, опираясь на сообщение учащегося и презентацию по теме, для дальнейшего вклеивания в тетрадь в хронологическом порядке.
Бах служил городским органистом в церкви. |
Кётен (1717 – 1723) |
Основные периоды творчества И.С. Баха |
Инструментальный период творчества: писал клавирную и оркестровую музыку . |
Бах служил капельмейстером при дворе. |
Лейпциг (1723 – 1750) |
Органный период творчества: писал произведения для органа . |
Кантатно-ораториальный период творчества: писал вокально-инструментальные произведения : кантаты, оратории. |
Веймар (1708 – 1717) |
Бах служил кантором (руководителем хора) певческой школы при церкви. |
Рассказ учащегося по презентации об основных периодах творчества И.С. Баха (самостоятельная работа класса с раздаточным материалом).
6. Пропевание темы Органной фуги (соль минор) И. Баха (транспонируя) .
7. Прослушивание экспозиции Органной фуги (соль минор) И. Баха.
Проследить за тем, сколько раз и как будет звучать тема.
8. Анализ музыки :
- Сколько раз звучала тема? (4)
Всегда ли она звучала одинаково? Что менялось? (тема звучала в разных регистрах)
Как называются такие произведения? (фуги)
- Как строится фуга? (как беседа равноправных собеседников)
Проверка в музыкальном словаре (Слайд 5 – Приложение 1 )
9. Объяснение понятий «полифония» и «гомофония» (читаем определение).
10. Музыкальный тест на определение фактуры (полифония, гомофония):
И. Бах Фуга c-moll («Хорошо темперированный клавир», I том);
П. Чайковский «Баркарола» (из цикла «Времена года»);
И. Бах Фуга C-dur («Хорошо темперированный клавир», I том).
(Устная работа с карточками: «полифония», «гомофония»)
11. Немецкая народная песня «Музыканты»
Учитель:
В какой фактуре звучит следующее произведение? – исполнение на фортепиано (гомофония)
Мог бы такую музыку сочинить И.С. Бах?(ответы учащихся)
Это немецкая народная песня, а, как известно, Бах очень любил народное творчество, даже использовал темы некоторых народных песен в своих произведениях.
Разучивание по нотам
12. Учитель:
Ребята, я вам аккомпанировала на фортепиано. А кто знает, какой инструмент был прародителем фортепиано? (клавесин)
А ведь в игре на клавесине, так же как и на органе (самом любимом инструменте Баха) композитору среди его талантливых современников не было равных!
13. Составление паспорта органа .
- Объяснение сути самостоятельной работы (с раздаточным материалом).
Рассказ учащегося об органе (Слайд 7 – Приложение 1 )
Выполнение учащимися самостоятельной работы по карточкам (учащиеся вписывают верные ответы на вопросы).
Где в нашем городе расположены органы? Сколько их?
(Отвечают дети, готовившие Д/з)
14. Прослушивание Органной фуги (соль минор) И. Баха (целиком).
Письменное задание – размышление (Слайд 8 – Приложение 1 )
15. Обсуждение : дети зачитывают свои размышления.
Вывод:
Сам Бах - философ, он мудрый, возвышенный, живущий в гармонии с самим собой.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
16. Итог урока.
Учитель:
- Ребята,
сегодня мы с вами прикоснулись к творчеству
великого И.С. Баха, и мне бы хотелось услышать
ваши ответы на вопросы:
Великий Бах, ты – музыка Вселенной, Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.Ручьём сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья -
Почувствует бессмертия восторг.
17. Учитель: Друзья, сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество. До новых встреч!