Деньги

Франс хальс портрет молодого человека с перчаткой. Портреты Хальса: Мир искусства

Ок. 1580-1666

Мужской портрет

Ок. 1650 г. Холст, масло. 84,5x67 см.

Справа: монограмма F. Н.

Голландский художник Франс Хальс вошел в историю мирового искусства как выдающийся мастер реалистического портрета.

Одно из лучших произведений Хальса - эрмитажный "Мужской портрет" - относится к позднему периоду творчества живописца. Изображен мужчина средних лет, закутанный в широкий черный плащ. Он сидит, лихо подбоченясь, и смотрит свысока, и даже несколько презрительно. На губах его играет скептическая улыбка, глаза слегка прищурены. Зритель отчетливо сознает, что перед ним человек, мировосприятие которого окрашено скепсисом и пессимизмом.

В поздних портретах Хальса, мастера смеха и улыбки, исчезают веселый задор и жизнерадостность. Очевидно, изменения, происшедшие в творчестве художника, отражают реальные перемены в социальной жизни современного ему общества.

Живописная манера Хальса в начале 1650-х годов (время создания эрмитажного произведения) обретает невиданную силу и широту. Мазок становится смелым и энергичным, а характеристика образа - предельно острой и выразительной. "Мужской портрет" - блестящее подтверждение этих качеств. Приходится лишь сожалеть, что в своем настоящем виде он не раскрывает до конца замысел Хальса. По-видимому, в угоду вкусам XVIII века, чужой рукой была записана надетая набекрень шляпа с помпоном, которая придавала образу портретируемого почти гротескный характер. Контуры шляпы легко прослеживаются под записью. Кроме того, в Англии, в Британском музее, хранится копия с портрета, сделанная до его искажения, а возможно, именно в связи с этим. На ней мужчина изображен в сдвинутом набок головном уборе.

Живописец героической поры Голландии, Франс Халс принадлежал к тому поколению, руками которого было построено независимое голландское государство. С его именем связан расцвет национальной живописи. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс - великий мастер европейского портрета. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Как ни один другой живописец Франс Халс владел секретом передачи озаряющей лицо живой улыбки, мгновенного жеста, непринужденной позы. Изображал ли художник низы общества, нищих рыбаков, озорных мальчишек, молодцеватых голландских офицеров или писал заказные портреты преуспевающей буржуазии, везде он следовал жизненной правде в раскрытии естественной сущности человека, его характера и эмоций. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Он любил запечатлевать портретируемых в действии, в движении, в конкретной жизненной ситуации. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это».

Блистательное, отражающее свое время творчество Халса резко контрастировало с его во многом прозаической, материально неустроенной жизнью. Она небогата событиями и мало известна.

Халс родился в Антверпене, в семье голландского ткача, который с семьей в 1591 году вернулся на родину. Халс учился живописи у Карела ван Мандера в Харлеме, где затем почти безвыездно жил и работал. Халс пользовался огромной прижизненной славой, но умер в бедности.

Знаменитые работы художника 1620-1630-х годов отличает жанровый подход к портрету, не имевшему у него первоначально четко определенных границ. Он наблюдал этих людей на улицах, в кабачках Харлема, среди участников народных представлений.

Весь в движении насмешливый «Шут с лютней» (1624-1626, Париж, Лувр) - воплощение ловкости, бесстрашия и смекалки. Художник откровенно любуется обаятельной «Цыганкой» (1628-1630, Париж, Лувр). Она не только миловидна, женственна и задорна; в образе девушки, нежное лицо которой светится лукавой улыбкой, угадывается стихийная полнота жизни. В каждом мазке, в мягких коричневато-золотистых, серых, розовых тонах - ощущение легкости, воодушевления.

Мы словно слышим хриплый смех Малле Баббе, прозванной «харлемской ведьмой» (ок. 1630, Берлин, Государственные музеи). Трактирщица со зловещей совой на плече схватилась за тяжелую пивную кружку, но что-то отвлекло ее внимание. Халс видит Малле Баббе такой, какая она есть - порождением темной, порочной, но неистребимо цепкой жизненной силы. В почти монохромной коричневато-серой живописи длинные и короткие, густые и прозрачные мазки нарочито резки, грубоваты, словно колючи.

Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. На полотне из Фонда Тиссен-Борнемиса играющий на скрипке рыбак-левша запечатлен на фоне дюн и облачного неба. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Черная одежда, белый воротник, голубоватая шапка умело сочетаются с коричневатыми, серо-серебристыми оттенками. Однако в этом не лучшем произведении Халса есть что-то поверхностное, не свойственная ему многословность.

Напротив, написанный в схожей гамме черного, белого и золотистого «Веселый собутыльник» (1628-1630, Амстердам, Рейксмузеум) безупречен по композиции, по чувству пластической формы и цветовому ритму. Быстрым и легким касанием кисти передана одежда кавалера из мягкой замши, мелкие черты лица, пушистые волосы, бокал вина в левой руке. Щеголь и сердцеед, он открыто обращается к зрителю и чрезвычайно доволен собой.

С годами портреты Халса становятся строже и сдержаннее, в более сложной и глубокой психологической характеристике появляется оттенок иронии. Художник раскрывает в людях такие стороны, которые, возможно, он не замечал раньше. Из его творчества постепенно исчезают образы детей, музыка, праздничное настроение.

В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Старый художник, обремененный многочисленной семьей, завсегдатай харлемских питейных заведений с его безалаберной жизнью, теряет заказчиков. Поздние произведения Халса - вершина его творческого пути; разносторонние по характеристике портреты подчас беспощадно раскрывают в моделях то самовлюбленное высокомерие, то холодный цинизм, то душевную незащищенность. Живописная манера Халса меняется, развивается в сторону тональной гармонии, изысканного сочетания черного с серебристо-серым; сам черный тон насыщается богатством оттенков от угольного до жемчужно-серого. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Легкие, размашистые, небрежные мазки, словно сдвинутые со своего места, идущие в разных направлениях свободно лепят пластическую форму.

В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Один изображает неизвестного молодого человека; его исполнение превосходно, но вместе с тем мастер не скрывает, что портретируемый вполне зауряден. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. 1650). Халса по-прежнему влекут к себе сильные, волевые натуры, однако былой подъем сменяется теперь затаенностью внутренней жизни. Выступающее из темной мглы подвижное лицо незнакомца, в котором угадываются жизненный опыт, самоуверенность, усталость, ирония, кажется во многом загадочным, его душевный мир так и остается нераскрытым. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона.

Искусство Халса, обогащенное введением сюжетных моментов, создающее впечатление непрерывного жизненного потока, в котором остро очерченные характеры людей взаимодействуют друг с другом, исключительно ярко воплотилось в его непревзойденных групповых портретах.

Как самостоятельный жанр корпоративный портрет сложился в голландской живописи почти столетием раньше. В наивной и скованной композиции изолированные портретные фигуры располагались горизонтальными рядами. Жесткие правила репрезентации долго сохранялись.

Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых рот - военного объединения граждан, своего рода почетной бюргерской милиции. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Праздник отличался размахом и длительностью. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». В Голландии заказывались также групповые портреты старшин различных объединений, попечителей госпиталей, богаделен, врачей, чья профессия уважалась и ценилась.

Создание группового портрета как особого жанра требует от живописца умения добиться единства всей группы при сохранении индивидуальности каждого участника. Не все даже выдающиеся мастера справлялись с этой трудной задачей. Для голландских художников, работавших до Халса и придерживавшихся старых правил, она была просто непосильной.

В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Сцены уже не официального банкета, а дружеского пиршества приобретают здесь свободный и непринужденный характер. Группа офицеров, кажется, увидена художником случайно, их позы разнообразны, жесты красноречивы, солнечный свет играет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах. Принцип пересекающихся диагоналей подчеркивает асимметрию, живописность и динамизм композиции.

Персонажи Халса душевно открыты зрителю, приглашают его разделить их общество.

Быстрая кисть виртуозно передает матовый шелк, глубину бархата, блеск атласа, плотные складки накрахмаленных воротников, сверкающий металл.

С годами групповой портрет Халса также теряет ощущение праздничности, становится более строгим и статичным по композиции.

Но в конце жизни, в восемьдесят три года художник пишет невиданно смелые, резко порывающие с представлением о внешнем благообразии групповые портреты регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме. Уникальные для своего времени произведения - вершина творчества Халса. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Сборище чопорных старух с ханжескими, озлобленными, поблекшими ничтожными лицами и костлявыми кистями алчных рук кажется более организованным, в регентшах еще теплится привязанность к материальной стороне жизни. В портрете же регентов царит атмосфера растерянности, беспокойства, композиционного разнобоя лишенных устойчивости фигур, их неловких поз, хаотичных жестов. Регент, устремивший на зрителя осоловелый мутный взгляд, держит речь, которая кажется бессвязной. В сумрачном колорите единственно сильный цветовой аккорд - розово-красное пятно ткани на колене одного из регентов, обрез книги в руках регентши. Мазок достигает возможного для Халса предела свободы и подвижности, краски - прозрачной текучести.

Недаром Халс впоследствии стал кумиром импрессионистов. Влияние его не современников и учеников было огромным в портрете, бытовом жанре, в развитии принципов колоризма.

Татьяна Каптерева

Франс Халс (Frans Hals) – фламандский живописец XVII века, известный такими полотнами, как «Мужской портрет» и «Портрет молодого человека с перчаткой в руке», экспонирующимися в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, «Евангелист Марк», представленным в Государственном музее им. А.С. Пушкина в Москве, «Святой Лука», хранящемся в Одесском музее западного и восточного искусства. Самая крупная коллекция творений великого портретиста находится в Музее Франца Хальса (Het Museum Franz Hals) города Харлем (Haarlem) в Голландии (Holland).

Франс появился на свет в 1582-1583 годах в городе Антверпен (Antwerpen). Родители – Адриантье и Франсуа Франс Халс ван Мехелен (Adriance, Francois Frans Hals van Mechelen), занимавшийся ткачеством.

Семейство переехало в Харлем в 1585 году, и вся дальнейшая судьба Хальса будет связана с этим городом.

С 1600 по 1603 год Франс Хальс брал уроки у художника-маньериста Карела Ван Мандера (Karel Van Mander). С 1610 года Хальс вступает в Гильдию Святого Луки (Het Gilde Van St. Lucas). Эта Гильдия объединяла реставраторов, каменщиков, стеклянных дел мастеров, живописцев и выполняла функции художественной школы. Вступившие в Гильдию регулярно выплачивали членские взносы.

Сначала Франс занимается реставрационными работами, но постепенно начинает пробовать рисовать портреты. В городе Харлем проживало много богатых и знатных семей, и уже в 1611 году Франс Хальс завершает работу над первым своим произведением.

Начало пути

В 1615 году о Хальсе заговорили как о подающем надежды живописце. Его прославил групповой портрет «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» (1616 год). Эту работу считают началом «Золотого века» фламандского изобразительного искусства. Критики отмечают четкость и рельефность фигур в первых работах художника, теплые оттенки, передающие радость существования изображенных персонажей.

В 20-е годы XVII века Хальс пробует себя в разных жанрах бытовые сцены и картины по мотивам библейских сюжетов. Например, изображения апостолов Луки и Матфея (1623-1625 годы, картины находятся в Одессе, в Музее западного и восточного искусства).

Его любимые герои в 20-е и 30-е годы XVII века – бедняки, рядовые горожане, люди из народа:

  • «Шут с лютней»;
  • «Веселый собутыльник»;
  • «Цыганка»;
  • «Мулат»;
  • «Мальчик-рыбак»;
  • «Малле Баббе»;
  • «Улыбающийся кавалер» и др.

Даже святые евангелисты изображены как представители простонародья, близкие и понятные каждому зрителю. Хальс подчеркивает непосредственность и обаяние своих героев, их умение радоваться простым мгновениям жизни. На каждом полотне – яркая индивидуальность, сложный характер, интересная художнику и представляющая целый необъятный мир душа простолюдина.

Демократизм становится ведущей идеей творчества фламандского живописца.

Излюбленный жанр группового портрета в этот период пересматривается мастером: Хальс оказался от официальных поз персонажей, старается изобразить их в реальной обстановке, подчеркивает их обычность, «человечность».

Так художественное полотно начинает вести диалог со зрителем, вызывать его живой интерес. На основе таких принципов выполнены известные работы Хальса:

  • «Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана» (1623-27 годы);
  • «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1627 год);
  • «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана» (1633 год);
  • «Офицеры стрелковой роты св. Георгия» (1639 год).

Полотна Хальса представляют все слои общества, реальные жизненные картины и реальные характеры. Представители знати, военные, торговцы, бродяги в момент их обыденного существования – все социальные типы одинаково интересны художнику.

Хальса отличает легкость и непринужденность письма, темпераментная манера отражения действительности, динамичность образов, оптимизм.
Среди работ этого периода выделяется парадный «Портрет Виллема Хейтхейссена», где персонаж изображен в полный рост в официальном костюме.
Хальс творит в Харлеме, выезжать из города не любит. Существует произведение, которое надо было писать Амстердаме, начатое художником, но так и не законченное, из-за чего его пришлось дописывать другому мастеру.

Слава

Пиком популярности Хальса считаются 40-е годы XVII века. Именно в этот временной промежуток, в 1644 году, Хальс был избран главой Гильдии Святого Луки.

В 1649 году он рисует портрет философа и ученого Рене Декарта (Rene Descartes).

В 40-е годы было создано большее количество парных портретов, изображений супругов: супруг на левом полотне, супруга – на правом. В таких работах используется традиционная символика: цветы и растения рядом с героями ассоциируются с верностью и преданностью.

На одном полотне муж и жена оказываются только в «Семейном портрете Исаака Массы и его жены» (1622 год).

Главная особенность картин этого периода – глубокий психологический анализ, стремление показать душевный мир каждого человека:

  • «Регенты госпиталя св. Елизаветы» (1641 год);
  • «Портрет молодого человека» (1642-50 годы);
  • «Яспер Схаде ван Веструм» (1645 год).

Картины этого периода узнаваемы благодаря серебристым и серым оттенкам, ассоциирующимся с погружением в глубины психологии персонажей.

Поздний период

О завершающем этапе живописной карьеры Хальса говорят, что в них использовано множество оттенков черного и белого. В работах присутствует всего несколько цветов, они на первый взгляд кажутся неяркими и сдержанными, однако художник работает над светотенью, полутонами, контрастными красками:

  • «Мужчина в чёрной одежде» (1650-52 годы);
  • «Виллем Крус» (1660 год) и др.

Этот период отличают философские раздумья мастера над жизнью и ее смыслом. Многие произведения пессимистичны и передают трагизм человеческого существования:

  • «Регенты приюта для престарелых» (1664 год);
  • «Регентши приюта для престарелых» (1664 год.).

На закате творческого пути Хальс почти не пишет, круг заказчиков сокращается, и старость его протекает в крайней нищете и наступающей безвестности.

Характер

Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1616-1625 годы он входил в состав Кафедры риторики, своеобразного общественного объединения любителей литературы. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков.

Свидетельства современников характеризуют Франса Хальса как человека энергичного, жизнелюбивого, любителя веселья и шуток. Как и его герои, он любил развеселые пирушки, шумные празднования. Это не соответствовало жестким требованиям направления протестантизма, которое тогда было ведущим в Голландии, – кальвинизма.

В списке отрицательных черт характера художника – прямолинейность, упрямство, вспыльчивость, неорганизованность. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе.

Семья и дети

Первый раз Хальс женился в 1611 году на девушке по имени Анетье Хармансдр (Anetie Charmander), в этом же году у супругов родился ребенок. В 1615 году жена Хальса умерла в родах, а через несколько дней умер и второй ребенок.

Благодаря помощи опекуна своей первой жены Хальс вступает в отряд милиционеров – отряд стрелков Святого Георгия, в котором состоит мушкетером с 1612 по 1624 год.

В 1617 году он женился вторично на Лисбет Рейнерс (Lisbeth Reyners). Несмотря на вспыльчивую натуру жены, они прожили вместе более 50-ти лет.
У Франса Хальса было 11 детей. 5 сыновей стали, как отец, художниками, основным жанром которых был портрет.

Последние годы жизни художника были полуголодными. Хальс получал маленькую пенсию от муниципалитета, но был должником городских торговцев мясом и хлебом. Перед смертью он попадает в приют для нищих.

Художник скончался в этом приюте 26 августа 1666 года. На его похоронах было всего несколько человек. В доме, где закончил свой путь Франс Хальс, теперь находится художественная галерея его имени.

Дочитали до конца! Поставьте пожалуйста оценку

February 21, 2013

Республика Соединенных провинций или, как чаще ее называют, Голландия – самое передовое в XVII веке государство Европы. Народ, победивший в нидерландской революции, сбросивший иноземное иго и покончивший с феодальными порядками, был полон энергии, уверенности в своих силах. Все это способствовало бурному росту национальной экономики и культуры. Высочайшего расцвета достигает живопись, пользовавшаяся огромной популярностью в самых широких кругах голландского общества. Сотни художников, часто мастера с мировым именем, писали картины, как правило, небольшого размера (отсюда термин «малые голландцы»), для украшения обычных комнат горожан и даже крестьян. Почти всегда это были картины светского содержания (протестантизм отвергал иконы) и разных жанров.

Портреты работы Хальса

С искусством выдающегося голландского живописца Франса Хальса (1582–1666) в Эрмитаже можно познакомиться на примере двух картин – «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» и «Мужской портрет». Эти произведения дают представление о тех новых принципах, которые утверждал в своем творчестве Хальс. Художник изображает современников в естественных и непринужденных позах, обычной одежде, раскрывая присущие им национальные черты характера – бодрость, жизнелюбие, уверенность в себе. Отказываясь от статического видения мира, Хальс вырабатывает приемы, позволяющие раскрыть динамичную основу изображения (поясной срез фигуры, приближение ее в сторону зрителя и «разрыв» плоскости холста выдвижением локтя портретируемого вперед, взор, обращенный на нас, мимолетность выражения лица). Этой же цели служит и использование новой техники нанесения красок на холст – характерное для Хальса совмещение рисунка и живописи в едином творческом процессе, а также отсутствие сплавленности мазков и гладкой поверхности, свойственных работам большинства голландских портретистов.

В «Мужском портрете» (исполнен до 1660 г.) сказывается ироническое отношение художника к модели с ее самоуверенностью, преувеличенным апломбом и высокомерием. Картина виртуозно и смело написана свободными, широкими мазками, нанесенными крупной кистью. В ее колорите особенно эффектно сочетание ярких пятен черного и белого цветов.

Франс Хальс сыграл важную роль не только как портретист, но и как мастер бытового жанра. Из его мастерской вышел ряд выдающихся жанристов.


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий


Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену


«Тайная вечеря» - эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы


«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»


Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается


Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была


«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха - большой


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

В XVII веке Голландия стала образцовой капиталистической страной. Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших пространствах земли сумели создать такое молочное хозяйство, что прославились на общеевропейском рынке.

Одновременно Голландия в этот период - и важнейший центр европейской культуры. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры 17 века. Протестантизм полностью вытеснил влияние католической церкви, поэтому духовенство в Голландии не имело такого влияния, как во Фландрии, Испании или Италии. Лейденский университет был центром свободомыслия. Духовная атмосфера способствовала развитию философии, естественных наук, математики.

Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Главное достижение голландского искусства в этот период - в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование "малых голландцев", то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть, и за то и другое. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. В Голландии работало множество живописцев. Между ними было как бы разделение труда: многие художники работали только в одной узкой области. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Главными заказчиками стали не церковь, а деловитые голландские буржуа, которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь.

Хотя в голландской живописи 17 века еще заметны черты барокко, она все же оставалась сдержанной и насквозь реалистической, правдивой.

Историю голландской живописи 17 века прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса.

Халс много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий - корпораций офицеров для обороны и охраны городов. В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен 10 - 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне ("Стрелковая гильдия св.Адриана" и др.) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.

Большие размеры композиции, звучные, насыщенные краски (желтый, красный, синий и пр.) создают монументальный характер изображения. Художник выступает историографом целой эпохи.

Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т.к. обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в привычной ситуации: портреты государственных лиц, решающих государственные дела; портреты матрон с розовой или желтой кожей, в белых чепцах, в черных шерстяных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или богадельни. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу - муж, жена, ребенок. Писал пьянчужку во хмелю, старую торговку рыбой, ухмыляющуюся как ведьма, красивую шлюху цыганку, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, в ботфортах и при шпорах. Он писал себя и свою жену, молодых влюбленных, на дерновой скамье в саду, после первой брачной ночи. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.

В портретах Халса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Колорит его картин становится строгим, почти монохромным. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами, и темно-оливковый цвет фона.

За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Он пишет два портрета - регентов и регентш приюта для престарелых, в одном из которых сам нашел приют в конце жизни. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Так на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения.