Инф. технологии

Где живет эдвард григ. Музыка легенд эдварда грига для детей

Норвежский дирижер, пианист и композитор Эдвард Григ известен далеко за пределами Норвегии. Его опубликованные работы входят в обязательную программу обучения многих современных музыкантов. За свою жизнь музыкальный деятель успел сотворить более 600 произведений. Легендарные и известные работы, дошедшие до наших дней – это сонаты для скрипки, а также концерты для фортепиано.

Григ: детство и юность

Летом 15 июня 1843 года в зажиточной норвежской семье родился мальчик, которого назвали Эдвардом. Отцом мальчика был Александр Григ, занимавший должность вице-консула в третьем поколении. Матерью Эдварда была Гесина Григ, в юности слывшая талантливой пианисткой.

Род Григов имел шотландские корни. Прадед мальчика был купцом, а дед дослужился до вице-консула, и всегда интересовался музыкой. Поэтому музыкальное образование для Эдварда было выбрано, как нечто само собой разумеющееся.

Первый раз Эдварда усадили за пианино в 4 года. Уже тогда у него неплохо получалось слышать гармонию музыки и воспроизводить ее при помощи клавиш. Малыша признали самым музыкальным ребенком в семье и начали активно обучать музыке.

В возрасте 12 лет мальчик написал свою первую музыкальную работу для фортепиано. Его родители впечатлились способностями Эдварда. Поэтому устроили ему прослушивание у культового исполнителя того времени Оле Булла.

Скрипач Булл высоко оценил творение Эдварда, затем порекомендовал родителям отправить сына на учебу в консерваторию. Выбор пал на заведение в Лейпциге. Хотя семья тогда проживала в Бергене.

Обучение и развитие таланта

Первым учителем в Лейпцигской консерватории для Грига стал Плайди. Учитель и ученик плохо понимали друг друга, часто конфликтовали, поэтому Григ подал прошение на перевод к другому педагогу по классу фортепиано Венцелю. Консерваторию Григ окончил блестяще. Его оценки были на высоте, а педагоги хорошо отзывались о способностях юноши.

Проживая в Лейпциге, Григ посещал различные концерты, слушал музыку Шумана, Баха, Вагнера, Шопена и Моцарта. Эдвард особенно любил произведения Шумана. Все его ранние работы содержат отсылки к музыке великого композитора.

В период учебы Григ создал 4 пьесы для фортепиано. Позже, после получения диплома, он выступил с первым сольным концертом. Кроме музыки Эдвард Григ тяготел к литературе, поэтому описал свои школьные годы в очерке «Мой первый успех». Из произведения следует, что учиться в консерватории было скучно, а педагоги представлялись Григу педантами, оторванными от реальности.

В ранние годы Эдвард Григ считал, что музыка должна быть ближе к народу. Он тяготел к норвежским мотивам, часто включал народное творчество в свои работы. Иногда переписывал простые музыкальные мелодии на классический лад.

Карьера и женитьба Эдварда Грига

Живя в Лейпциге, Григ очень скучал по родной Норвегии, и после завершения обучения отправился в Берген. Повидав родных, Эдвард пытался работать в городе, но не смог получить от слабо развитой культуры Бергена, то, что хотел. Осознав это, композитор переехал в Копенгаген в 1863 году.

Для 19 века Копенгаген был центром светской и музыкальной культуры Скандинавии. Переезд хорошо повлиял на Грига, в первый же год работы в новом городе он сочинил свои «Поэтические картинки». Произведение состояло из 6 законченных пьес для пианино, в которых прослеживались вкрапления национального скандинавского фольклора.

Эдвард Григ всегда тяготел к народному творчеству. Идея воссоздания скандинавского музыкального фольклора захватила его полностью, как только он нашел группу единомышленников.

В 1864 году музыкант с друзьями основал сообщество «Эвтерпа». Главная деятельность группы заключалась в знакомстве публики с норвежскими композиторами и их произведениями. «Эвтерпа» регулярно устраивала выступления для всех желающих. Зрители очень любили концерты группы, а вот критики отзывались о творчестве «Эвтерпы» пренебрежительно. Оценки критиков возросли после того, как творчество «Эвтерпы» стало пользоваться большой популярностью.

Копенгаген для Грига был не только прекрасной творческой площадкой, этот город способствовал тому, чтобы Эдвард встретил там свою любовь.

Двоюродная сестра композитора Нина Хагеруп прибыла в Копенгаген с сольным концертом. Эдвард не видел девушку с 8 лет. За столь долгий срок она выросла и превратилась в великолепную певицу. Опьяненный ее певческим талантом и красотой, Эдвард сделал Нине предложение. Хагеруп согласилась стать женой композитора. В 1867 году состоялась их свадьба.

До конца жизни пара сохраняла теплые отношения. Их союз был плодотворным и творческим. Лишь одно омрачало счастье молодых людей. Родственники резко осудили брак двоюродных брата и сестры. Они отвернулись от молодоженов. Поэтому Эдвард с Ниной приняли решение переехать в Осло. Там они надеялись избежать общественного осуждения, а также хотели уделить больше внимания своей творческой деятельности.

Осло: лучшие годы творчества

В Осло Григ провел отчетный концерт, в котором были вынесены на суд публики лучшие работы норвежских композиторов того времени. Критики и простые ценители были от услышанного в восторге. Так Эдвард Григ получил должность дирижера в филармоническом сообществе Осло.

Затем последовала публикация первой тетради «Лирических пьес» композитора. После вышли сборники музыки на стихи скандинавских поэтов, среди которых были озвучены такие авторы, как Андерсен и Янсон.

В 1868 году у Эдварда и Нины родилась дочь Александра. Спустя год их семью постигла ужасная трагедия, девочка скончалась от менингита. Нина сразу ушла в себя, стала замкнутой и немногословной. Несмотря на это, совместные концерты супруги давать не перестали.

За свою творческую карьеру Григ даже пытался создать с нуля институт норвежской оперы. Но его попытки не увенчались успехом. Зато его произведения пользовались популярностью. За них Григ получил прижизненную стипендию и множество других наград.

Весь 1874 год стал для композитора весьма плодотворным. Он получил приглашение от именитого поэта Генрика Ибсена. Так началась их совместная творческая работа, результатом которой стала легендарная драматическая музыка к пьесе « Пер Гюнт».

Эта музыкальная композиция принесла Григу невиданную до того момента славу. Композитор стал печататься в лучших изданиях Норвегии. Его произведения исполняли не только на сцене, но и в домашней обстановке. Вся его музыка стала известна не только в Норвегии, но и в Европе, что принесло Григу много денег. Заработав, таким образом, большое состояние, музыкант принял решение вернуться в родной Берген.

Эдвард Григ: зрелость и смерть

В Бергене у Эдварда Грига случилось обострение старой болезни. Еще учась в консерватории, он заболел плевритом, который в любой момент мог перерасти в туберкулез. Не ладились у Грига и личные отношения с женой. Занимаясь музыкой, композитор уделял Нине мало внимания, между ними как будто выросла стена. Поэтому жена ушла от Грига на целых три месяца.

Когда состояние здоровья музыканта ухудшилось, Нина вернулась к нему, чтобы ухаживать и поддерживать Грига. В 1885 году чета Григов переехала в собственное поместье «Тролльхауген». Оно было отстроено по заказу композитора, и находилось недалеко от Бергена. Поместье располагалось в очень живописном месте, рядом с ним находились фьорды и живописные холмы, переходящие в скалы.

После переезда Эдвард Григ стал много времени проводить на природе. Затевал походы в горы, общался с местными крестьянами и рыбаками. Он продолжал писать музыку, наполненную красотой норвежских фьордов, лесов и рек.

В этот период своей жизни композитор познакомился и подружился с Чайковским. Получил несколько наград, среди которых были следующие знаки отличия:

  • Доктор Кембриджского университета;
  • Член Французской академии изящных искусств;
  • Член Шведской королевской академии;
  • Член Лейденского голландского университета.

Все вышеперечисленные организации сочли за честь принять Грига в свои ряды. В 1989 году Григ придумал и провел первый в Бергене национальный фестиваль музыки Норвегии. Этот фестиваль регулярно проводят даже сегодня.

Эдвард Григ написал немало очерков о своих современниках музыкантах. Он занимался развитием норвежской музыки, организовывал концерты. В 1907 году Григ вместе с женой поехал в турне, которое охватывало Норвегию, а также города Дании и Германии.

Важно знать! «Помимо продвижения музыки родной Норвегии, композитор старался поддерживать культурные связи с музыкантами со всего мира. Он считал, что у музыки не может быть территориальных границ, поэтому много путешествовал, обучался сам, и учил других глубже понимать музыку. Его деятельность, как дирижера, носила просветительский и наставнический характер».

Позже он собирался посетить и Англию. Ожидая парохода, Григ сильно заболел, жена уговорила его лечь в больницу, но было слишком поздно. После обострения болезни в 1907 году Эдвард Григ скончался. Дату его смерти – 4 сентября, объявили днем траура для всей Норвегии. Прах композитора погребли в скале возле его дома. Так была исполнена последняя воля великого музыканта Эдварда Грига.

Григ: особенности творчества

В настоящее время музыка Эдварда Грига столь же востребована, как и при жизни композитора. Ее исполняют в филармониях и концертных залах, используют, как заставку для популярных сериалов. Например, одна из его композиций включена в звуковой ряд сериала «Доктор Хаус».

Что Григ включал в свою музыку из фольклора? Там можно услышать известные напевы скальдов, мелодии пастухов, простые песни крестьян. Григ облагораживал музыкальный фольклор, делал его более понятным и многогранным.

Были в произведениях Эдварда Грига и норвежские танцевальные мотивы. Спрингар и халлинг тесно перекликаются с его работами. Фортепьяно служило композитору своеобразным личным дневником. Он писал мелодии о своей жизни, включал в музыку личные переживания, радости и потери.

Эдвард Григ горячо любил Норвегию. Он был покорен ее бытом, природой и культурой. Поэтому композитор стремился беречь фольклор своей страны, всячески культивировал народные песни, нес их в массы и в высший свет.

Эдвард Григ: наследие

Сегодня музыкальные темы Грига исполняются знаменитыми музыкантами, такими, как Лейф Ове Адснес. Произведения композитора включают в различные шоу и концертные программы. Многие фигуристы выбирают музыку Грига для выступлений. Работы композитора звучат со сцен, где ставятся мюзиклы и спектакли.

Дом, где последние годы проживал великий музыкальный деятель, теперь отдан под музей его имени. Там же установлена статуя музыканта. Компания Warner Bros. часто использует музыку из его пьесы «Утро» в качестве вступления к мультипликационным фильмам.

В 1970 году в честь композитора был поставлен отдельный мюзикл «Песнь Норвегии». В постановке-биографии была использована музыка Грига.

Композиции из сборников Эдварда Грига применяются в выступлениях групп, играющих в стиле хард-рок. Многие голливудские режиссеры включают работы Грига в свои фильмы.

Эдвард Григ – один из немногих композиторов, чья популярность после смерти только возросла. Невиданная слава пианиста и дирижера простирается далеко за пределы родной Норвегии. Его произведения узнаваемы и находятся на слуху у миллионов людей.

За что любят творчество норвежского гения? Возможно, за его легкость и простоту восприятия. Или за волшебные музыкальные переливы, напоминающие дуновения северных ветров, шум волн и шелест лесов. В любом случае, мелодии Грига не устаревают, и, по-прежнему, остаются актуальными.

Мир народного творчества стал для Эдварда Грига неиссякаемым источником силы, которая выразилась в его творениях. Лирические мотивы красной нитью проходят через все его работы, находя отражение, как в задорных и быстрых, так и в грустных произведениях композитора.

Слушать: Эдвард Григ

Эдвард Григ — норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку.

Творческое наследие Эдварда Грига насчитывает более 600 песен и романсов, 20 пьес, симфонии, сонаты и сюиты для фортепиано, скрипки, виолончели.

Григ в своих произведениях сумел передать таинство шведских и норвежских сказок, где за каждым камнем прячется гном, из любой норы может вылезти — тролль. Ощущение сказки, лабиринтов можно уловить в его музыке.

Самыми известными и узнаваемыми произведениями Грига можно назвать «Утро» и «В пещере горного короля» из сюиты Пер Гюнт. Предлагаем послушать эти произведения.

Слушать «Утро» из сюиты Пер Гюнт

/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-Утро-из-Первой-сюиты.mp3

Слушать «В пещере горного короля» из сюиты Пер Гюнт

/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-В-пещере-горного-короля.mp3

Биография Грига

Полное имя: Эдвард Хагеруп Григ. Годы жизни: 1843 - 1907 гг. Рост: 152 см.

Родина : город Берген в Норвегии. Самый дождливый город в Европе. На сегодняшний день это 2 по величине город в Норвегии.


Берген — родина Грига

Отец Грига — Александр Григ был родом из Шотландии. В Бергене он исполнял обязанности британского вице-консула. Мать — Гесина Хагеруп была пианисткой — лучшей в Бергене. Она окончила консерваторию в Гамбурге, несмотря на то, что в это учебное заведение принимали исключительно юношей. У Грига было два брата и 3 сестры, которые с детства обучались музыке.

Гуляя однажды близ Бергена в горах, маленький Эдвард останавливался у сосны, выглядывающей из ущелья, долго смотрел на неё. Потом спрашивал у отца: «где живут тролли?» И хотя отец говорил ему, что тролли живут только в сказках, Эдвард не верил ему. Он был твердо уверен, что тролли живут среди скал, в лесах, в корнях старых сосен. В детстве Григ был фантазером и любил рассказывать удивительные истории своим близким. Свою мать Эдвард считал феей, ведь только фея может так играть на рояле.

Читая дневники маленького Грига, можно подчеркнуть, что феноменальные идеи рождаются в детстве. Григ, подходя к пианино, сразу заметил, что две соседние ноты звучат плохо. Но если через одну — то получается красиво. Об этом он писал в своем дневнике. Однажды, когда он подрос — нажал 4 ноты. А чуть позже, когда рука подросла – 5 нот через одну. И получился нонаккорд или димаккорд! И тогда в своем дневнике он написал что стал композитором!

В возрасте 6 лет мать начала обучать Грига игре на фортепиано. Играя гаммы и арпеджио – Григ представлял, как марширует взвод солдат.
Все детство он жил в мире фантазий. Делал скучные упражнения интересными, серую погоду, яркой, длинную дорогу в школу – сменой волшебных картин. Когда Григ подрос, ему разрешили посещать музыкальные вечера. На одном из таких вечеров, он слушал игру Моцарта.

Когда Григу было 8 лет в его дом, в качестве гостя, посетил Оле Булль – скрипач-виртуоз, получивший признание во всей Европе.
В 10 лет Григ стал посещать школу, но учеба для него была не интересной.

В 12 лет Григ написал свое первое сочинение: «В гостях у кобольдов».
Эдвард отнес в школу тетрадь со своим первым сочинением. Учитель, невзлюбивший мальчика за его невнимательное отношение к учебе, осмеял эти записи. Больше свои сочинения Григ не приносил в школу, но сочинять не перестал.

Семья Грига переезжает в предместье Бергена Ландос. Там вместе со старшим братом Эдворд часто ходил на соседний хутор — слушать песни крестьян и их игру на народных скрипках феле.

Норвежский мотив — национальный узор Норвегии — это танец, халиген, напевы – со всем этим Григ рос. И эти мелодии «прятал» в своих произведениях.


Когда Эдварду было 15 лет, его игру услышал Оле Булль и произнес пророческие слова: «Этот мальчик прославит Норвегию». Именно Булль посоветовал Григу ехать в Германию учиться в Лейпцигской консерватории.

В 1958 году Эдвард стал студентом консерватории.
Во время учебы Григ переболел плевритом и потерял одно легкое. По этой причини он перестал расти и остался рост — 152 см. В то время как средний рост мужчин в Норвегии было более 180 см.

Так или иначе Григ закончил консерваторию с отличными оценками и восхищёнными рекомендациями.

За годы учебы Эдвард посетил множество концертов, наслаждаясь произведениями великих музыкантов – Вагнера, Моцарта, Бетховена.
У самого Грига был интересные ритуал. Во время каждого своего выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Талисман работал: на концертах каждый раз был невообразимый успех.

В 1860-е Григ пишет первые произведения для фортепиано – пьесы и сонаты.
В 1863 году он стажировался в Копенгагене у Датского композитора Н. Гаде.

В то же период жизни в Копенгагене Григ познакомился и подружился с Гансом Христианом Андерсеном. Автором всем известных сказок: Гадкий утёнок, Стойкий Оловянный солдатик, Огниво, Оле-Лукойе, Пастушка и трубочист, Принцесса на горошине, Русалочка, Свинопас, Снежная королева и т.д. Композитор написал музыку на несколько его стихов.

Нина Хагеруп

Все в том же Копенгагене Эдвард Григ встречает женщину своей жизни - Нину Хагеруп. Молодая успешная певица ответила взаимностью на страстное признание Грига. На пути к их безграничному счастью было лишь одно препятствие - родственная связь. Нина была двоюродной сестрой Эдварда по материнской линии. Их союз вызвал бурю негодования родственников, и на все последующие годы они стали изгоями в собственных семьях.

В 1864 Эдвард сделал предложение Нине Хагеруп в рождественский вечер, в обществе молодых деятелей культуры, преподнеся ей сборник своих любовных сонетов под названием «Мелодии сердца», которые были написаны его другом Гансом Христианом Андерсеном.

В 1865 году совместно с другим композитором из Норвегии Нурдроком Григ основал Общество Эвтерпы, которое должно было популяризовать произведения молодых композиторов.

В 1867 году он женится на Нине Хагеруп. Из-за неодобрения родственников паре пришлось переехать в Осло – столицу Норвегии.

С 1867 года по 1874 Григ работает дирижером в Филармоническом обществе в Осло.

В 1868 году Лист (идол всей Европы) знакомится с творчеством Грига. Он поражен. Послав ему поддерживающее письмо, в 1870 году они познакомились лично.

Григ в свою очередь пишет Листу, что сочинил концерт, и хочет исполнить его для Листа в Вейморе (город в Германии).


Лист ждет его — ожидает высокого норвежца. А вместо этого видит «карлика» в полтора метра ростом. Однако когда Лист услышал фортепианный концерт Грига, то поистине огромный Лист с огромными руками воскликнул маленькому человечку Григу: «Гигант!».

В 1871 году Григ основал музыкальное общество, которое занималось пропагандой симфонической музыки.
В 1874 году за заслуги перед Норвегией правительство страны выписало Григу пожизненную стипендию.

В 1880 году возвращается в родной Берген и является главой музыкального общества Гармония. В течение 1880-х пишет произведения, в основном, предназначенные для игры на фортепиано в 4 руки.

В 1888 году знакомится с Чайковским, знакомство перерастает в дружбу.

Позже Чайковский говорил о Григе: «…человек очень маленького роста и тщедушной комплекции, с плечами неравномерной высоты, взбитыми кудрями на голове, но с чарующими голубыми глазами невинного прелестного ребёнка…» Чайковский даже посвятил Эдварду свою увертюру «Гамлет».


В 1889 году получает членство во Французской академии изящных искусств, в 1872 – в Шведской королевской академии, а в 1883 – Лейденского университета.
В 1893 году получает степень доктора музыки Кембриджского университета. Одновременно учебу он совмещает с гастролями по Европе вместе со своей женой Ниной.

Между гастрольными поездками по крупнейшим европейским городам, он возвращался в Норвегию и уединялся в своём имении, названном «Холм троллей».


Воспользовавшись своей славой, в 1898 году он организовывает в родном Бергене музыкальный фестиваль норвежской музыки, куда съезжались лучшие музыканты и музыкальные деятели мира, и таким образом наконец-то включил Норвегию в активную музыкальную жизнь Европы. Данный фестиваль проводится до сих пор. Григ много выступает, организовывает концерты и
фестивали, где выступает в качестве дирижёра, пианиста, просветителя. Зачастую они выступают вдвоём с женой — одарённой камерной певицей Ниной Хагеруп, которая вдохновляла его на написание большого количества
романсов (естественно, что на тексты скандинавских поэтов).
С 1891 по 1901 годы Григ творит без отдыха – пишет пьесы и сборник песен, в 1903 году выпускает обработку народных танцев для исполнения на фортепиано.

Продолжая гастролировать вместе с женой по Норвегии, Дании и Германии, он простывает, и 4 сентября 1907 года умирает от плеврита.


Произведения Грига

Сюита Пер Гюнт

Одно из наиболее значительных произведений Грига является сюита «Пер Гюнт», написанная по мотивам драмы норвежского писателя Генриха Ибсена. Однажды к Григу пришла посылка от драматурга Генриха Ибсена. Это была новая пьеса, для которой он просил Грига сочинить музыку.
Пер Гюнт – так зовут парня, выросшего в маленькой деревушке. Здесь его дом, мать и девушка, которая его любит – Сальвейг. Но не мила стала для него родина – и отправился он на поиски счастья в далёкие страны. Через много лет не найдя своего счастья, он вернулся на родину.

Прочитав пьесу, Григ отправил ответ с благодарностью за предложение и о своем согласии.

После премьеры спектакля в 1876 году музыка Грига так полюбилась публике, что он составил из неё две сюиты для концертного исполнения. Из 23 номеров музыки к спектаклю в сюиты вошло 8 пьес. И музыка к спектаклю, и сюиты написаны для симфонического оркестра. Потом композитор сделал переложение обеих сюит для фортепиано.

Первая сюита состоит из четырёх частей:

  • «Утро»,
  • «Смерть Озе»,
  • Танец Анитры,
  • «В пещере горного короля».

Вторая сюита тоже состоит из четырёх частей:

  • «Жалоба Ингрид»,
  • Арабский танец,
  • «Возвращение Пера Гюнта»,
  • Песня Сольвейг.

По сути, Григ стал первым норвежским композитором, снискавшим мировую славу, к тому же продвинувшим народные скандинавские мотивы на новый уровень. Вспомним Сольвейг из Пер Гюнта. Там мы слышим норвежский мотив, а в теме танцующей Анитры все тот же мотив, но уже спрятанный. Там же мы слышим любимый аккорд из 5 нот — открытие детства. В пещере горного короля — снова этот народный норвежский мотив, но уже спрятанный — в обратную сторону.

Григ дал в городе Осло большой концерт, программа которого состояла исключительно из произведений композитора. Но в последнюю минуту Григ неожиданно заменил самый последний номер программы произведением Бетховена. На следующий день в самой крупной столичной газете появилась очень ядовитая рецензия известного норвежского критика, который очень не любил музыку Грига. Критик особенно строго отнесся к последнему номеру концерта, отметив, что это «сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо». Григ позвонил этому критику по телефону и сказал:

Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что последнее произведение, исполненное в концерте Грига, сочинил я!От подобного конфуза с несчастным опозоренным критиком случился инфаркт.

Григ и его друг дирижёр Франц Бейер часто отправлялись порыбачить в местечко Нурдо-сваннет. Однажды на рыбалке у Грига внезапно родилась какая-то музыкальная фраза. Он вынул из сумки кусочек бумаги, записал её и спокойно положил бумагу рядом с собой. Налетевший внезапно порыв ветра сдул листок в воду. Григ не заметил, что бумага исчезла, а Бейер незаметно выудил её из воды. Он прочитал записанную мелодию и, спрятав бумагу, принялся её напевать. Григ молниеносно обернулся и спросил:

Что это?.. Бейер совершенно невозмутимо ответил:

Всего лишь идея, которая пришла мне только что в голову.

- »Ну вот, а все говорят, что чудес не бывает! - в великом изумлении сказал Григ. —

Представляешь, ведь мне тоже несколько минут назад пришла в голову точно такая же идея!

В рассказе «Корзина с еловыми шишками» Константин Паустовский несколькими яркими штрихами создает портрет Грига. О внешности композитора писатель почти не говорит. Но по тому, как герой новеллы прислушивается к голосу леса, как он добрыми смеющимися глазами присматривается к жизни земли, мы узнаем в нем великого норвежского композитора. Мы верим, что Григ мог быть только таким: беспредельно чутким и талантливым на добро человеком.

В произведениях искусства сохраняются особенности менталитета, отражается культура народа, представитель которого выступает автором шедевра. Сказанное относится и к музыкальному искусству. На творчество композитора влияют география местности, климат, жизнь и быт людей, фольклорные мелодии, легенды, предания. Увиденное и услышанное пропускается через душу гения, и мир получает новые симфонии, кантаты, пьесы, прочие бессмертные творения.

Отличительные черты есть и у музыки Скандинавии. Композиторы северной Европы, изучив мировое музыкальное наследие, создали уникальный ритмичный такт. Один из наиболее известных скандинавских композиторов - Эдвард Григ. Биография, краткое содержание жизни и творчества гения представлены в этой статье.

Детские годы

Будущий композитор родился 15 июня 1943 года в провинциальном норвежском городке Бергене. Отец мальчика Александр Григ трудился в британском консульстве, а мать Гесина Григ (Хагеруп) играла на фортепиано.

Маленький Эдвард обучался музыке с шести лет. Первым учителем была мама. У ребёнка обнаружились музыкальные способности, но о серьёзных занятиях музыкой речь ещё не шла.

Однажды к Григам приехал друг семьи - известный в то время скрипач и композитор Улле Булль. Услышав музицирование Эдварда, Булль посоветовал родителям отправить парня в Лейпцигскую консерваторию. Музыкант уже тогда понимал, какую известность приобретёт Эдвард Григ: биография (краткое содержание которой представлено в этой статье), а также созданные им произведения спустя годы станут достоянием всего мира.

Студенчество

Годы учёбы приносили не только радость, но и разочарования. Григ брал уроки у выдающихся музыкальных педагогов Эрнста Вентцеля и Игнаца Мошелеса. Музыканты с удовольствием раскрывали секреты своего мастерства ученикам, но и требования к юным дарованиям были высоки.

Как и другие студенты, Григ репетировал с утра до вечера, прерываясь только для того, чтобы поесть. Нагрузки оказались непосильными, и в 1860 году юноша тяжело заболел. Из-за болезни занятия пришлось прервать и вернуться к родным. биография (краткое содержание) которого впоследствии будет изучаться в музыкальных школах, не состоялся бы как композитор, если бы не помощь близких.

Борьба с недугом оказалась нелёгкой, но благодаря тщательному уходу, молодой человек встал на ноги. Родители хотели, чтобы их сын остался дома, но парень вернулся в Лейпциг и продолжил обучение.

По завершении обучения Эдвард получил диплом пианиста и композитора. Вниманию публики и профессорско-преподавательского состава выпускник предложил миниатюры собственного сочинения, получившие высокую оценку и профессионалов, и любителей музыки.

Музыкальное общество

После окончания консерватории Эдвард Григ вернулся на родину. Молодого композитора и пианиста интересовала и он загорелся идеей создания самобытной музыки Скандинавии.

С группой единомышленников Эдвард организует музыкальное общество, члены которого пишут, исполняют и пропагандируют свои произведения. В этот период Григ сочиняет фортепианную сонату, сонату для скрипки и фортепиано, романсы, увертюру «Осенью» и «Юморески».

Талант композитора высоко оценивают современники. Спустя какое-то время Эдвард Григ, биография (краткое содержание) которого включает и личные отношения, становится семейным человеком. Любимая супруга Нина Хагеруп принимает участие в концертах, исполняет романсы мужа.

Биография Эдварда Грига (краткое содержание) была бы неполной без описания просветительской деятельности композитора. Переехав в Осло, Григ приступает к созданию музыкального учебного заведения Норвегии, Музыкального общества. Композитора поддерживают писатели, другие представители интеллигенции. В результате сотрудничества с Б. Бьёрнсоном появились музыкальные драмы по скандинавскому эпосу «Эдды». Также в этот период были написаны фортепианный концерт и лирические пьесы.

Мировая известность

Вскоре Эдвард Григ становится известным за пределами Скандинавии. Большую роль в этом сыграл Ф. Лист. Государство предоставило Григу пожизненную стипендию, что позволило композитору вернуться в родной город и посвятить себя творчеству.

Эдвард много путешествует, изучает быт норвежских крестьян, наслаждается красотами природы. Полученные впечатления отражены в одном из наиболее известных произведений - сюите «Пер Гюнт».

Пик славы Эдварда Грига - 80-е и 90-е годы позапрошлого века. Его приглашают выступать в Данию, Германию, Голландию, Англию и другие страны Европы. В 1889 году Григ становится членом Французской академии изящных искусств, а в 1893 - почётным доктором Кембриджского университета.

На родине композитор занимается общественной деятельностью: организует фестиваль норвежской музыки (проводится и сегодня), интересуется работой концертных и хоровых обществ, пишет очерки и статьи о творчестве коллег, издаёт сборники народных песен и танцев. Таков был Эдвард Григ. Краткая биография композитора известна не только музыкантам, а созданные Григом произведения пополнили фонд классической музыки.

При жизни композитор дружил с П.И. Чайковским, мечтал поехать в Россию, дать концерты в Англии, но творческие планы нарушила болезнь. Композитора не стало 4 сентября 1907 года. Позже на вилле Трольхауген, где прошли последние годы гения, открыли мемориальный дом-музей.

Эдвард Григ – гений Скандинавии

Среди писателей, художников и, конечно, композиторов есть такие, чья судьба тесно переплетается с судьбой своего народа. Они становятся певцами богатой культуры страны, что дала им жизнь, раскрывают в форме музыки, позже называемой классической, то, что было погребено на долгие годы.

В нотных листах и звоне клавиш фортепьяно такие композиторы приводят в мир нечто давно забытое, но не потерянное, прекрасное, важное. Важное не только для страны, ставшей родиной композитора, но и для всего мира. Такими творцами, раскрывавшими народное искусство, были для России, Шопен для Польши, а для Норвегии, да и всей Скандинавии, таким стал Эдвард Григ .

В отличие от , который начал сочинять музыку чуть ли не раньше, чем говорить, и Штрауса, завоевавшего признание еще до первого класса школы, Эдвард Григ не был изначально уверен, что музыка является его судьбой.

Рожденный в большой норвежской аристократической семье, где каждый был обязан играть на музыкальном инструменте, до двенадцати лет Эдвард не представлял, что музыка сделает его одним из величайших «потомков викингов». Но юноша попался на глаза знаменитому скрипачу Олле Буллю, а тот сумел разглядеть в Григе будущего великого музыканта.

Затем композитор завел дружбу с Гансом Христианом Андерсеном и Генриком Ибсеном, и те увидели в нем певца народного творчества, способного призвать из небытия троллей и валькирий, богов и злодеев скандинавского эпоса, исландских легенд, норвежских саг.

Музыка Грига – сильная, порывистая, будто удары волн о могучие скалы, будто раскаты грома над бурными фьордами. Она вобрала в себя все, чем богата загадочная Скандинавия. Зерно таланта великого композитора легло на плодородную почву скандинавского народного творчества, уникального, самобытного, ни на что не похожего.

Григ в молодости был знаком с Андерсеном

Григ на весь мир сумел прославить море и горы, снег и соль, темные пещеры и синие небеса Норвегии, Дании, Швеции. Выступая в созвучии с Андерсеном, Ибсеном, фольклористом Линдеманом, Григ создавал мощные, порывистые, яркие и мелодичные пьесы, песни, романсы, концерты.

Более шестисот произведений неразрывно связывают его с норвежской землей, ставят его имя вровень с величайшими людьми Скандинавии – королями, изобретателями, воинами, поэтами и сказочниками.

Эдвард Григ для детей

В качестве детского композитора Григ раскрывает богатство сказочного скандинавского фольклора, создает незабываемые мелодии, повествующие о троллях, гномах, кобольдах, о подвигах и героях, о коварстве, что наказывается, и вознаграждаемой добродетели.

Среди наиболее популярных произведений Грига, написанных для детей, – «Шествие гномов » (или «Марш Гномов »), известный чуть ли не каждому своей динамичной, яркой мелодией, использующейся во множестве сказок, мультфильмов и театральных постановок.

Мелодия этого произведения будто вмещает в себя звук подземной капели и гул торопливых шагов по подземным коридорам, ощущение тревоги и братства, суетной торопливости и солидной величавости огромных гор, где обитают гномы. В этом произведении Григ раскрывает сказку, живущую бок о бок с каждым ребенком, в ближайшем лесу или холме.

Еще одно не менее любопытное произведение, которое к тому же, как и «Марш Гномов» является неотъемлемой частью программы обучения юных музыкантов, способных не только услышать, но и оживить своими пальцами старую сказку – «Кобольд ».

Композитор всю жизнь отдал музыке

Произведение повествует о торопливых и несмелых горных кобольдах. Быстрое, наполненное сменой скачущих ритмов, будто кобольды мечутся под сводами скал или меж деревьев в лесу, оно заставляет почувствовать все то, что скрывает скандинавская культура меж страниц древних сказаний.

И наконец, для тех, кто уже способен ценить не только сказочное, но и поучительное – «Пер Гюнт». Эдвард Григ помог своему другу, писателю Генриху Ибсену, оживить его панорамное произведение «Пер Гюнт», превратив его в музыкальную сюиту. В произведении, где сказочное сменяет обыденное, а мелодии меняются от мощных и тяжелых до легких и нежных, шествуя по пятам искателя приключений и собственной судьбы, главного героя юноши, по имени Пер Гюнт, успевшего побыть королем бедуинов и императором в сумасшедшем доме.

Музыка подводит нас к мягкому, мелодичному, драматическому финалу, показывающему, что важнее всего в жизни − это быть самим собой. Ведь настоящим, как вторит музыка словам пьесы, Пер Гюнт был лишь со своей возлюбленной Сольвейг в лесной хижине, куда он возвращается в конце жизни, дабы обрести вновь покой вместе с той, что долгие годы ждала своего сказочного героя.

Таков композитор Григ – яркий и поучительный, мощный и значительный, раскрывающий секреты скандинавских легенд в музыке. В музыке, оставшейся в истории навсегда, пока будут стоять норвежские скалы, омываемые морем.

Слушать

Настоящую мировую известность ему принесло музыкальное произведение к постановке «Пер Гюнта», написанное по просьбе Генрика Ибсена. Композиция Эдварда Грига «В пещере горного короля» стала одной из узнаваемых классических мелодий.

Происхождение

Эдвард Григ появился на свет в городе Бергене на берегу Северного моря в обеспеченной и культурной семье. Его прадед по линии отца, шотландский купец Александр Григ, перебрался в Берген в 1770-х. Некоторое время он исполнял обязанности вице-консула Великобритании в Норвегии. Дед выдающегося композитора унаследовал эту должность. Джон Григ играл в местном оркестре. Он взял в жены дочь главного дирижера Н. Хаслунна.

Александр Григ, отец Эдварда Грига, исполнял обязанности вице-консула в третьем поколении. Мама выдающегося композитора, Гесина, в девичестве Хагеруп, обучалась вокалу и игре на фортепиано у Альберта Метфесселя - придворного певца в Рудольштадте, выступала в Лондоне, а в Бергене постоянно музицировала, любила исполнять произведения Шопена, Моцарта и Вебера.

Детство композитора

В состоятельных семьях было принято с детства обучать детей дома. Эдвард Григ, его брат и трое сестер знакомились с удивительным миром музыки под чутким руководством матери. Он впервые сел за фортепиано всего в четыре года. Уже тогда Эдварда стала занимать красота созвучий и мелодий. В сборнике «Избранных статей и писем» содержится трогательная короткая запись Грига о его первом успехе в музыке.

Свое первое произведение Эдвард Григ написал в двенадцать лет. Спустя три года после окончания школы известный скрипач, «норвежский Паганини» Уле Булл, посоветовал молодому человеку продолжить заниматься музыкой. У мальчика действительно обнаруживался необычайный талант. Так Эдвард Григ поступил в консерваторию в Лейпциге - городе, где творили Роберт Шуман и Иоганн Себастьян Бах.

Учеба в консерватории

В 1858 году Григ поступил в знаменитую консерваторию, основанную Мендельсоном. Заведение заслужило хорошую репутацию. Но Эдвард Григ оказался недоволен своим первым учителем Луи Плайди. Григ посчитал учителя малоспособным исполнителем и прямолинейным педантом, они разительно разошлись во вкусах и интересах.

По собственной просьбе Эдвард Григ был переведен под руководство Эрнста Фердинанда Венцеля. Немецкий композитор изучал философию в Лейпциге, затем занимался фортепиано с Фридрихом Виком, сблизился с Робертом Шуманом и Иоганнесом Брамсом. Преподавать в консерваторию пришел по личному приглашению Феликса Мендельсона. На этом посту он остался до конца жизни.

Эдвард Григ в годы обучения активно приобщался к творчеству современных композиторов. Он часто посещал концертный зал «Гевандхауз». Это домашняя площадка одноименного оркестра. В этом концертном зале, обладавшем уникальной акустикой, в свое время состоялись премьеры известнейших произведений Шуберта, Вагнера, Брамса, Бетховена, Мендельсона, Шумана и других.

С юности композитора Шуман остался его любимым музыкантом. Ранние произведения Эдварда Грига (особенно соната для фортепиано) сохранили характерные черты творчества Шумана. В ранних произведениях Грига отчетливо ощущается влияние Мендельсона и Шуберта.

В 1862 году композитор Эдвард Григ окончил Лейпцигскую консерваторию с отличными отметками. Профессора говорили, что он проявил себя, как значительный музыкальный талант. Особенных успехов молодой человек добился в области композиции. Также его называли незаурядным пианистом с удивительной манерой исполнения.

Свой первый концерт Эдвард Григ дал в шведском Карлсхамне. Оживленный портовый городок радушно принял молодого композитора. Свои юные годы, детство и обучение в консерватории композитор добродушно описал в очерке «Мой первый успех».

Годы спустя Григ вспоминал время учебы без удовольствия. Учителя были оторваны от реальной жизни и консервативны, использовали схоластические методы. Однако о Морице Гауптмане, учителе композиции, Григ говорил, что он был полной противоположностью схоластике.

Начало карьеры

После окончания консерватории Эдвард Григ предпочел работать в родном Бергене. Но его пребывание в родном городе не затянулось надолго. Талант не мог в полной мере совершенствоваться в условиях творческой среды Бергена. Тогда Григ спешно уехал в город Копенгаген, бывший в те годы центром культурной жизни всей Скандинавии.

В 1863 году Эдвард Григ написал «Поэтические картинки». Произведение из шести пьес для фортепиано - это первая музыка композитора, в которой проявились национальные черты. В основе третьей пьесы лежит ритмическая фигура, которая часто встречается в народной музыке Норвегии. Эта фигура станет характерной для творчества Грига.

В Копенгагене композитор сблизился с группой единомышленников, которые были вдохновлены идеей формирования нового искусства. Национальные мотивы в европейском искусстве в те годы занимали все больше места. Активно создавались национальные литературы, теперь тенденции пришли в музыку и изобразительное искусство.

Одним из единомышленников Эдварда Грига был Рикард Нурдрок. Норвежец ясно осознавал свою цель как борца за национальную музыку. Эстетические взгляды Грига значительно окрепли и окончательно оформились именно в общении с Нурдроком. В союзе еще с несколькими творческими людьми они основали общество «Эвтерпа». Цель состояла в знакомстве публики с произведениями национальных композиторов.

На протяжении двух лет Эдвард Григ выступал в качестве пианиста, дирижера и автора, написал «Шесть поэм» на стихи Шамиссо, Гейне и Уланда, Первую симфонию, несколько романсов на слова Андреаса Мунка, Ханса Кристиана Андресена, Расмуса Винтера. В те же годы композитором была написана единственная фортепианная соната, Первая скрипичная соната, «Юморески» для фортепиано.

Все больше места в этих произведениях занимали норвежские мотивы. Григ писал, что внезапно осознал всю глубину и мощь тех перспектив, о которых ранее и не имел понятия. Он понял величие норвежского фольклора и собственное призвание.

Вступление в брак

В Копенгагене Эдвард Григ встретил Нину Хагеруп. Эта девушка - его двоюродная сестра, с которой они вместе росли в Бергене. Нина переехала в Копенгаген вместе с семьей в возрасте восьми лет. За это время она повзрослела, стала певицей с удивительным голосом, который начинающему композитору очень понравился. На Рождество (1864) Эдвард Григ сделал девушке предложение, а летом 1867-го они поженились.

В 1869 году у супругов родилась дочь Александра, которая в малолетнем возрасте заболела менингитом и умерла. Это трагическое событие поставило крест на дальнейшей счастливой жизни семьи. После смерти первенца Нина замкнулась в себе и впала в тяжелую депрессию. Супруги продолжали совместную творческую деятельность и ездили на гастроли вместе.

Расцвет деятельности

Из-за нетрадиционного брака вся родня отвернулась от Грига. Молодожены сразу же после свадьбы переехали в Осло, а ближе к осени того же года композитор организовал концерт. В нем прозвучали первая соната для фортепиано и скрипки, произведения Хальфдана Кьерульфа, Нурдрока. После этого Эдварда Грига пригласили на пост дирижера Кристианийского сообщества.

Именно в Осло наступил расцвет творческой деятельности Грига. Была показана публике первая тетрадь «Лирических пьес», а на следующий год вышло несколько романсов и песен Кристофера Янсона, Йоргена Му в сборниках, Андерсена и других скандинавских поэтов. Вторую сонату Грига критики оценили как намного более богатую и разнообразную, чем Первая.

Вскоре Эдвард Григ стал опираться на сборник норвежского фольклора, составленный Людвигом Матиасом Линдеманом. В результате появился цикл двадцати пяти песен и танцев для фортепиано. Сборник состоял из различных лирических, крестьянских, трудовых и шуточных песен.

В 1871 году Григ (вместе с Юханом Свенсеном) основал общество «Музыкальная ассоциация Кристиании». Сегодня это «Филармоническое общество Осло». Они старались привить публике любовь не только к классике, но и к произведениям современников, имена которых еще не были на слуху в Норвегии (Лист, Вагнер, Шуман), а также к музыке отечественных авторов.

В желании отстоять свои взгляды композиторам пришлось столкнуться с трудностями. Космополитически настроенная крупная буржуазия не оценили такое просвещение, но в среде передовой интеллигенции и сторонников национальной культуры Григ нашел отклик и поддержку. Тогда завязалась дружба с Бьернстьерне Бьернсоном — писателем и общественным деятелем, который оказал большое влияние на творческие взгляды музыканта.

После начала их сотрудничества было опубликовано несколько произведений в соавторстве, а также пьеса «Сигурд Крестоносец» во славу короля двенадцатого века. В начале 1870-х Бьернсон и Григ задумались об опере, но творческие планы не осуществились, потому что в Норвегии отсутствовали собственные оперные традиции. Попытка создания произведения окончилась только музыкой к отдельным сценам. Российский композитор закончил наброски коллег и написал детскую оперу «Асгард».

В конце 1868 года Ференц Лист, который жил в Риме, ознакомился с его Первой скрипичной сонатой. Композитор был поражен тем, насколько музыка свежая. Он прислал восторженное письма автору. Это сыграло значительную роль в творческой биографии и вообще в жизни Эдварда Грига. Моральная поддержка композитора укрепила идейно-художественные позиции творческого общества.

Личная встреча с композитором состоялась в 1870 году. Великодушный и благородный друг всего талантливого в современной музыке тепло поддерживал всех, кто выявлял в его творчестве национальное начало. Лист открыто восхитился недавно законченным фортепианным концертом Грига. Рассказывая родным об этой встрече, Эдвард Григ упомянул, что эти слова коллеги имеют для него большое значение.

Правительство Норвегии назначило Григу пожизненную государственную стипендию в 1872 году. Тогда же он получил предложение от В результате сотрудничества европейского драматурга, основателя европейской «новой драмы» и композитора появилась музыка к произведению «Пер Гюнт». Эдвард Григ был почитателем множества произведений Ибсена, а эта музыка стала одной из самых известных увертюр из всего наследия композитора.

Премьера увертюры состоялась в 1876 году в Осло. Представление сопровождалось головокружительным успехом. Музыка Грига становилась все известнее и известнее в Европе, а в Норвегии его творчество приобрело огромную популярность. Произведения композитора печатались в авторитетных издательствах, количество концертных поездок значительно увеличилось. Признание и материальная независимость позволили Григу вернуться в Берген.

Крупные произведения

С конца семидесятых Эдвард Григ был увлечен созданием крупных произведений. Он задумал фортепианный квинтет и фортепианное трио, но закончил только струнный квинтет на тему одной из ранних песен. В Бергене им были созданы «Танцы» для фортепиано в четыре руки. Редакция этого сочинения для оркестра стала особенно популярной.

Песни, выпущенные в то время, стали гимнами родной природе. Поэзия народной музыки отразилась в лучших произведениях Эдварда Грига тех лет, а в письмах встречаются подробные и удивительно проникновенные описания природы. Со временем он стал систематически ездить в Европу с концертами. Свои талантливейшие произведения Григ представлял в Швеции, Англии, Германии, Франции, Голландии. Концертную деятельность он не отставлял до конца своих дней.

Последние годы и смерть

Сразу после переезда в Берген у композитора обострился плеврит, который он получил еще в консерватории. Возникло опасение, что болезнь может перейти в туберкулез. Негативно сказывалось на здоровье Грига и то, что жена отдалялась от него. В 1882 году она ушла, три месяца композитор жил один, но потом помирился с Ниной.

С 1885 года местом жительства супругов стал Тролльхауген - вилла, которая была построена по заказу Эдварда Грига недалеко от Бергена. Он жил в деревенской глуши, общался с крестьянами, лесорубами и рыбаками.

Несмотря на тяжелую болезнь, творческую деятельность Эдвард Григ продолжал до конца жизни. Четвертого сентября 1907 года он скончался. Смерть композитора в Норвегии стала днем национального траура. Его прах похоронили в скале возле виллы Тролльхауген. Позже в доме был основан музей.

Характеристика творчества

Музыка Эдварда Грига впитала в себя национальные черты норвежского фольклора, который формировался в течение столетий. Огромную роль играло в его музыке воспроизведение образов родной природы, персонажей сказаний Норвегии. Например, композиция «В пещере горного короля» Эдварда Грига является одним из самых узнаваемых его произведений. Это удивительное творение.

Премьера композиции состоялась в 1876 году в Осло (это часть сюиты Эдварда Грига). Пещера короля ассоциируется с гномами, таинственной атмосферой, в целом произведение звучит при вступлении горного короля и его троллей в пещеру. Это одна из самых узнаваемых (наряду с «Полетом шмеля» Римского-Корсакова и «Фортуной» Карла Орфа) классических тем, которая пережила десятки обработок.

Композиция «В пещере...» Эдварда Грига начинается с основной темы, которая написала для контрабаса, виолончели и фагота. Мелодия постепенно повышается в квинту, а затем снова возвращается в нижнюю тональность. «Горный король» Эдварда Грига с каждым повторением ускоряется, а в конце срывается на очень быстрый темп.

Фольклорные персонажи до этого представлялись уродливыми и злобными, а крестьяне - грубыми и жестокими. В Дании и Норвегии пьесу Ибсена восприняли негативно, а Андерсен даже назвал произведение бессмысленным. Благодаря музыке Эдварда Грига и Сольвейг (как образу) началось переосмысление пьесы. Позже пьеса «Пер Гюнт» приобрела мировую известность.

Очень мелодично в своих произведениях представлял композитор природу. Он наблюдал за девственно чистыми лесами, сменой частей дня, жизнью животных. Мелодия «Утро» Эдварда Грига стала использоваться для иллюстрации отдельных сцен в мультфильмах студии Warner Bros.

Наследие Грига

Творчество Эдварда Грига сегодня особенно активно почитается в его родной Норвегии. Его произведения активно исполняет один из самых известных норвежских музыкантов - Лейф Ове Андснес. Пьесы композитора используются в культурных и художественных мероприятиях. Вилла, где композитор прожил часть своей жизни, стала музеем. Рядом с усадьбой стоит статуя Грига и его рабочая избушка.