Здоровье

Где живут хоббиты из властелина колец. Фильм Хоббит: Нежданное путешествие

  • Основой для фильма послужила изрядно переработанная и дополненная огромным количеством дополнительных материалов и сюжетных арок повесть Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» (The Hobbit, or There and Back Again, 1937).
  • Первоначально фильм должен был быть снят значительно раньше, приблизительно в 2009-м, но процесс застопорился по причине многочисленных судебных разбирательств относительно авторских прав, с последующей дележкой прибыли от проката и мерчендайза, в которых участвовали наследники Толкина, несколько телестудий и режиссер Питер Джексон.
  • Как продюсер, Питер Джексон желал видеть на посту режиссера Гильермо дель Торо, однако тот, как и ранее с фильмом «Хэло», отказался в пользу самостоятельного проекта. В 2008-м им стало продолжение культового «Хеллбоя», а три года спустя – «Тихоокеанский рубеж». Считается, что на решение Дель Торо повлияли долгие судебные тяжбы вокруг экранизации «Хоббита» и подвешенное состояние постановки.
  • После окончательного отказа Гильермо дель Торо от режиссуры и уговоров студий Warner Bros и MGM в 2010-м Питер Джексон согласился быть постановщиком, а уже в октябре на съемки кинотрилогии было получено разрешение.
  • Рон Пёрлман планировался для участия в одной из второстепенных ролей, но только при условии, что картину будет ставить Дель Торо. Когда мексиканец вышел из проекта, Пёрлман последовал за ним.
  • Фильм был снят с использованием 48 камер класса Red Epic – последней модели этой серии, которая была доступна на время производства.
  • Перед началом съемок фильм прошел несколько этапов препродакшена и урегулирование правовых споров между наследниками Толкина, Питером Джексоном и студией New Line Cinema. После этого компания MGM сдвинула проект с мертвой точки в 2008-м, но праздновать было еще рано. Эта студия обанкротилась, фильм вновь «лег на полку», что и послужило причиной ухода Гильермо дель Торо после трех лет ожидания. Также продюсерам пришлось столкнуться с организационными неурядицами в Новой Зеландии, съемки вновь были отложены – теперь уже по причине медицинских обстоятельств: Питер Джексон проходил курс восстановления после операции язвы.
  • На главную роль Бильбо Бэггинса рассматривались Джеймс МакЭвой, Шайа ЛаБаф, Адам Браун, Дэниэл Рэдклифф, Эррик Аркин и Тоби Магуайр. Но практических шансов никто из них не имел, поскольку Джексон видел в этом образе только Мартина Фримана. Дело осложнялось тем, что актер был занят на съемках в сериале «Шерлок» (2010), и состыковать два рабочих графика долгое время не удавалось. Джексону пришлось поменять весь ранее составленный план съемочного процесса, чтобы заполучить-таки Фримана.
  • В 2009-м по интернету поползли слухи, будто бы исполнителем роли Бильбо Бэггинса должен стать Дэвид Теннант, известный по участию в культовом сериале «Доктор Кто». Основанием для такой информации послужило совместное участие Теннанта и Джексона на фестивале Comic-Con. Оба опровергли эти слухи, но Теннант действительно мог сняться в картине, только в роли Трандуила, и отказался от нее по причине беременности своей девушки.
  • На роль Бильбо Бэггинса также пробовался Сильвестр МакКой – для первого фильма «Властелин колец».
  • Билл Бэйли рассматривался на роль Глоина. Не сложилось, однако в сериале «Долбанутые» (1991-2001) он воплотил персонажа по имени Бильбо, названного в честь главного героя «Хоббита».
  • Роберт Казински должен был играть Фили, успел сняться в нескольких сценах, но вскоре по личным обстоятельствам покинул проект и вернулся в Англию спустя месяц после начала съемок. Роль в итоге отошла Дину О’Горману.
  • Мартину Фриману доводилось сниматься в фильме «Зомби по имени Шон» (2004), где также участвовали Билл Найи и Пенелопа Уилтон – супруга предыдущего исполнителя роли Бильбо из трилогии «Властелин колец» – Иэна Холма.
  • Джон Коллен изначально рассматривался на роль Радагаста и для озвучки Смауга, но не сложилось.
  • Голлум отметился в фильме лишь как эпизодический персонаж. Энди Серкис закончил работы над этой сценой за первую неделю продакшена, и далее участвовал уже в качестве режиссера второго плана.
  • Все сцены с Иэном Холмом и Кристофером Ли были сняты в Англии, на студии Pinewood, поскольку в силу возраста и проблем со здоровьем актеры не смогли отправиться в Новую Зеландию.
  • Сирша Ронан могла поучаствовать в фильме как одна из эльфиек, но не смогла подладить производственный график под съемки в другой картине.
  • Имя Beorn переводится со староанглийского как «медведь» и тесно связано со скандинавским Bjorn, также означающим «медведь». Английский, скандинавские (шведский и норвежский) языки принадлежат к одной и той же германской языковой группе. Старый английский с древнескандинавским языком были схожими в еще большей степени.
  • Трандуил, отец Леголаса, впервые появляется в повести Толкина как безымянный эльфийский король. Лишь много позже, в книге «Властелин колец» писатель присвоил ему имя, а сам Леголас представляется, как сын Трандуила из Лихолесья.
  • Брэт МакКензи, отыгравший в фильме роль Линдира, прежде исполнял роль другого эльфа в фильмах «Властелиц колец: Братство кольца» (2001) и «Властелин колец: Возвращение короля» (2003). Его персонаж из трилогии «Властелин колец» изначально не имел имени, но был неофициально наречен фанатами Фигвитом (имя Figwit пошло от фразы «Frodo is great… Who is THAT?», произнесенной одним из фанатов во время просмотра момента, где появляется МакКензи в «Братстве кольца»).
  • Кристофер Ли признавался в интервью, что хотел бы озвучивать дракона Смауга в этом фильме. Не сложилось, однако актеру достался для работы другой дракон – Бармаглот из картины «Алиса в Стране чудес» Тима Бёртона (2010).
  • Некоторые названия глав из книги упоминаются в диалогах, например, «Радушный прием», «Из огня да в полымя» и «Баранье жаркое».
  • Персонажи Фродо (Элайджа Вуд), Леголас (Орландо Блум), Саруман (Кристофер Ли) и Галадриэль (Кейт Бланшетт), присутствовали в книге «Властелин колец» и ее экранизации, но никого из них нет в повести «Хоббит, или Туда и обратно». Радагаст (Сильвестр МакКой) лишь мимоходом упоминается в книге, а полноценно участвует во «Властелине колец». Впрочем, в первую кинотрилогию этот персонаж не вошел.
  • Во втором трейлере к фильму Гэндальф произносит фразу: «Дом уже позади, а дорога впереди». Эта цитата из «Властелина колец» и фрагмент песни, которую Пиппин поет Денетора в книге «Властелин колец: Возвращение короля».
  • На вопрос «Сколько всего в Средиземье волшебников?» Гэндальф отвечает, что их пятеро, перечисляя себя, Сарумана и Радагаста. После чего добавляет, что имена двух других не может вспомнить - Алатара и Палландо. Они появляются в книге «Неоконченные сказания», но не появились в фильме, поскольку продюсеры не имели права использовать материал из этой книги.
  • Персонаж Азог в книге отсутствует. Его сын Болг является лидером сил орков в битве пяти армий. Азог появляется только в приложении к «Властелину колец», где повествуется, как он убил Трора, и в конце концов был убит Даином Железностопом.
  • Ричард Армитэдж говорил, что его первым опытом игры на сцене была партия эльфа в театральной постановке толкиновского «Хоббита».
  • Съемки этого фильма и сиквела «Хоббит: Пустошь Смауга» (2013) были завершены 6 июля 2012 года, продлившись 266 дней.
  • Метод создания ног хоббита претерпел изменения относительно трилогии «Властелин колец». Ранее использовались специальные протезы, которые надевались на ступни актеров, но спустя некоторое время их приходилось менять. В этом фильме были усовершенствованные протезы, которые доходили по длине актерам до колен.
  • Характерный возглас, названный «Криком Вильгельма», можно услышать в сцене беготни гномов по горам гоблинов. Его издает один гоблин, падающий с дорожки.
  • Эта картина стала первой, которая была снята с частотой 48 кадров в секунду. Усовершенствование должно было проявиться в сглаживании картинки, повышенной реалистичности движений и уменьшении эффекта стробирования. Ярче всего изменения заметны при просмотре фильма в 3D, поскольку высокая частота кадров дает возможность лучше синхронизировать изображения для каждого глаза.
  • Использование в этом фильме повышенной частоты кадра (48 кадра в секунду) взбудоражило общественность, при этом несправедливо в стороне остались многие другие достижения в области создания визуальных эффектов. Действующий директор компании Weta Digital и супервайзер визуальных эффектов Джо Леттери рассказывал в интервью об огромной проделанной работе и креативности, приложенных для создания фильма. В основном это коснулось анимирования персонажей.
  • Первой сценой, вошедшей в фильм, стала совместная с Энди Серкисом и Мартином Фриманом, названная «Загадки в темноте». Несмотря на то, что положение головы и жестикуляция актера совмещались с виртуальным Голлум, пропорции их тел сильно разнились, и после захвата движения потребовалась дополнительная коррекция. В этой сцене Голлум является полноценной 3D-моделью, созданной без участия игры актеры на зеленом фоне.
  • Для этого фильма Голлум создавался с чистого листа. Количество отдельных деталей на лице Голлума в «Хоббите» больше, чем на всем его теле в трилогии «Властелин колец».
  • Использование повышенной частоты кадров в секунду позволяло переработать микродвижения в мимике, но стало большой проблемой для художников, которым на этот раз потребовалось рисовать и ротоскопировать гораздо большее количество кадров, чем было прежде.
  • Процесс создания виртуальных биологических существ с полноценным скелетом и мускулатурой в компании Weta Digital настолько продвинутый, что дает возможность делать их еще более реалистичным, чем аниматронные куклы.
  • Аналогичные методы, как и при «оживлении» Голлума, также использовались для сцен с троллями. Кадры с виртуальными персонажами накладывались на кадры с реальными актерами, после чего в процессе пост-предакшена сцена доводилась по графической безупречности.
  • Сцена званого обеда в Бэг Энде сделана по тому же принципу, что и сцена приезда Гэндальфа к Бильбо во «Властелине колец», в которой Гэндальф ударился головой о люстру (неумышленно – этого момента не было в сценарии).
  • Вместо того чтобы использовать фиксированную перспективу, Питер Джексон планировал перемещение камеры вокруг актеров, чтобы дать тем самым большую свободу передвижения. Для достижения этого эффекта, были построены два различных интерьера: один соразмерный Бильбо и гномам, и другой, чтобы показать Гэндальфа в тесном и замкнутом пространстве. Старая съемочная площадка, оставшаяся после съемок трилогии «Властелина колец», была переоборудована под домашний интерьер, показываемый в фильме, а новая площадка была полностью обтянута зеленым фоном. Основная камера, двигаясь по заранее определенной траектории, снимала на первой площадке, а вторая камера синхронно с ней повторяла движения на второй площадке с зеленым фоном. После этого, чтобы сопоставить необходимые пропорции, кадры с первой камеры были урезаны на одну треть.
  • Вся сцена в доме Бильбо была отснята за 4 дубля.
  • На ведомой камере была задержка в 4 кадра.
  • Для совмещения отснятого материала с двух камер потребовалось 18 месяцев.
  • Первоначально в костюмах гоблинов были живые люди, которые сопровождали Бильбо и гномов по веревочному мосту. Использовались лишь аниматронные головы, но после этой попытки было принято решение заменить гоблинов полноценными компьютерными моделями, с помощью ротоскопирования живой игры актеров. Движения гоблинов были воссозданы при помощи технологии захвата движения. Невероятно, но факт: Двалин был полностью заменен цифровой моделью в этой сцене, так же как и все остальные персонажи, потому что было проще заменить всех, чем выстраивать всю сцену вокруг одного живого персонажа.
  • Технология захвата движения также использовалась во время создания сцены сражения Бильбо и гоблина на мечах. Позже во время пост-продакшна гоблин был уменьшен в размерах. А лицо Бильбо было заменено цифровой копией, поскольку вместо Мартина Фримана в этой сцене играл дублер.
  • Сцена с раскачивающимся веревочным мостом была полностью цифровой, за исключением самой веревки. Аниматоры надели костюмы для захвата движения для имитации героев фильма, когда они прыгают с раскачивающегося моста. Чтобы снять эту сцену им потребовалось буквально пара попыток.
  • Кадры пещеры гоблинов были практически полностью анимированы, но было построено и несколько реальных декораций. Они были сделаны специально для того, чтобы актерам было легче ориентироваться во время съемок, но позже все декорации были также заменены на цифровые.
  • Перед созданием короля гоблинов Питер Джексон попросил специалистов по эффектам сделать этого персонажа, «настолько отвратительного, насколько вы только можете его представить». Актер Бэрри Хамфриз, сыгравший эту роль, участвовал как при захвате движения, так и во время повторной записи диалогов с использованием специального оборудования для захвата анимации лица.
  • Первоначально Азог был сыгран живым актером в костюме. Но результат очень напоминал сильно полинявшего дикобраза человеческих габаритов, поэтому было принято решение пересоздать его, сделав полностью цифровую версию. «Полинявший дикобраз» стал другим персонажем в фильме, а на создание нового Азога ушло около шести недель.
  • Сцена погони за Радагастом была изначально снята вручную с использованием небольшой машины, которая волокла за собой сани сквозь декорации леса. Единственное, что осталось от этих кадров - сам Радагаст, все остальное было заменено компьютерной графикой. Для создания пейзажа в этой сцене, программисты написали совершенно новое программное обеспечение и назвали его «Дровосек» (LumberJack). Оно позволяло не только «выращивать» анимационные деревья с нуля, но и позволяло аниматорам динамический контроль вплоть до каждой хвойной иголки. На разработку этого обеспечения ушло около года.
  • Единственной проблемой при съемках сцены, в которой Бильбо и гномы входят по мосту в Ривенделл, было то, что потолок не был частью зеленого фона. В итоге аниматоры прибегли к другому программному обеспечению под названием «Парикмахерская» (BarberShop). Изначально его задействовали для создания «цифровых» волос для каждого актера, но оно так же подошло для сглаживания переходных областей, которые появлялись при совмещении кадров съемок живого актерского действа и кадров с зеленым фоном.
  • Миниатюры в «Хоббите» уже не использовались из-за жесткого графика, а уже существующие были слишком низкого разрешения. Почти все было сделано при помощи компьютерной графики: от водопадов до птиц (каждая из которых имела свой уникальный скелет и форму туловища). Когда Джексон желал более детально снять какую-то сцену, соответствующие места отстраивались вручную и уже впоследствии на них накладывали компьютерную графику.
  • Джо Леттери также отмечал, что кадр фильма с частотой 48 кадров в секунду ничем не отличается от фильма с частотой в 24 кадра, просто в первом их в два раза больше. Эффект 3D не зависит от частоты кадров, и был выбран вариант именно с частотой в 48 кадров в секунду, а не 60, потому что разница между 24 и 48 значительна, а между 48 и 60 незаметна глазу. Кроме этого прокатчикам так стало проще приспособиться к формату с 48 кадрами в секунду. Некоторые сцены фильма конвертировали из 2D в 3D на стадии пост-продакшна. Одна из них - это крупный план Бильбо в начале фильма. Это пришлось делать из-за сбоя одной из камер.
  • D-фильм с частотой 48 к/сек был отправлен в некоторые кинотеатры на стандартном SATA-жестком диске с кодом безопасности, который защищал содержимое от просмотра или копирования. Сам код предоставлялся дистрибьюторами за сутки до выхода фильма. 3D-версия фильма с частотой 48 к/сек занимает 639 Гб на жестком диске. Кинотеатры могли бы скачать весь фильм через защищенный канал спутниковой связи, но закачка заняла бы больше суток. Учитывая, что для 3D изображения необходима частота 96 к/сек (по 48 к/сек для каждого глаза), объем данных одного кадра для каждого глаза составляет 0,66 Мб.

Больше фактов (+50)

Ошибки в фильме

  • Первый заметный киноляп встречает зрителя в одной из открывающих сцен. Гэндальф Серый приходит в гости к хоббиту Бильбо Бэггинсу. Во время разговора можно заметить, что волшебник держит свой посох, складывая руки тремя возможными способами.
  • Еще один ляп из начальной сцены. Пока Гэндальф увлеченно общается с Бильбо, размахивая руками, на заднем плане можно заметить женщину-хоббита, развешивающую постиранное белье. В следующем кадре веревка наполовину опустевшая, а на момент окончания разговора все вещи возвращаются на положенное место.
  • И третий ляп из самого начала фильма: эпизод, где нахмуренный Бильбо наблюдает за тем, как первый гость из гномов Двалин сидит обеденным столом, поглощая трапезу хоббита. В первом кадре, когда показывают, как Бильбо смотрит на Двалина - стол чист. Когда камера возвращается на это место во второй раз - на столе появляются лишняя посуда и крошки.
  • В доме у Бильбо Бэггинса встречается еще один «кулинарный» ляп. Когда Торин Дубощит поднимается со своего места, чтобы сказать свою речь, то на столе перед ним тарелка с печеньями почти пуста – там лежит несколько штук. В кадре, когда предводитель гномов уже опустился на свое место и камера снова снимает тот же ракурс стола, можно заметить, что тарелка волшебным образом полна печеньями.
  • Среди гномов оказывается немало пожилых, но на скорости их движения возраст явно не сказывается. Скорее наоборот! Вот гномы поют и перекидывают посуду, Балина мы видим спиной сидящего. Ракурс меняется, и Балин вдруг оказывается с метлой где-то у дальней стенки, а его стул пустует. Но в следующем кадре он снова сидит на своём месте и помогает кидать посуду... Да и все гномы то тут, то там... Питер Джексон решил, что раз гномов так много, то зритель не заметит их мельтешение?
  • Фили нёс меч за спиной, но собираясь отдать меч Бильбо, он по непонятной причине вдруг вытаскивает его откуда-то из-за пазухи.
  • Весьма любопытный ляп поджидает зрителя в кульминационной сцене знакомства Бильбо с Голлумом и нахождения кольца. Дело в том, что в фильме «Властелин колец. Братство Кольца» этот момент показан совершенно по-другому - помимо того, что Бильбо находит кольцо совсем иначе, чем в «Хоббите», так он выглядит значительно моложе и одет в совершенно другую одежду.
  • Весьма досадный киноляп встречается в эпизоде кражи троицей троллей пони гномов, с целью последующего поедания. Тролли привязали пони в загоне, где лошади то становятся высокими жеребцами с хорошо заметной уздечкой на их мордах, то вновь превращаются в маленьких пони без всяких уздечек. Да и сами обстоятельства похищения рождают вопросы. Гномы расположились на ночлег на опушке леса, и принялись стряпать себе ужин, оставив Фили и Кили сторожить пони. Эти двое оказались никудышными сторожами, потому что парочку-другую пони тролли умыкнули прямо у них из-под носа.
  • И еще о троллях. Эти здоровенные, премерзко пахнущие туши весом в несколько тонн, вызывают ужасный шум, даже если крадутся на цыпочках. Они настолько неуклюжи и могучи, что буквально каждым шагом выдергивают деревья с корнями. Там, где паслись украденные пони, хорошо заметна парочка вывороченных здоровенных стволов. Логично предположить, что треск, с которым они были повалены, был слышен за многие мили. Этот шум моментально должны были услышать в лагере, и тем более непосредственные стороны Фили и Кили.
  • Довольно милый ляп встречается в Ривенделле, обители эльфов, когда Гендальф находит одиноко стоящую под луной эльфийскую королеву Галадриэль. В первом кадре, когда показывают лицо Кейт Бланшетт, видно, что её диадема немного криво закреплена на лбу. В следующем кадре можно увидеть, что диадема сидит абсолютно прямо и красиво, без каких-либо недочетов.
  • Интересные метаморфозы случаются с ногой и мечом Торина Дубощита. Орел схватил вожака гномов так, что одна нога осталась болтаться в воздухе. Судя по всему, в полете орел сцапал когтями и вторую ногу, но по прилету, смилостивившись, отпустил вторую ногу, заодно и меч прицепил к поясу.
  • Великий волшебник Гэндальф Серый, способный в одиночку переламывать ход битвы, не раз бросает своих подопечных на произвол судьбы, отбывая в неизвестном направлении. Потом он, правда, появляется вновь, но, как правило – за мгновение до неминуемой смерти Бильбо и гномов. Так и хочется спросить: куда отлучается Гэндальф? Что у него за неотложные дела, которые важнее, чем миссия, выполняемые друзьями на протяжении всего фильма? Лишая своих друзей поддержки, Гэндальф не только деморализует их – нередко он вообще ставит план под угрозу срыва! Разве не логично было бы не отлучаться никуда во время всего похода, чтобы уберечь путников от бесчисленных опасностей? А если уж так надо по делам – почему бы не объяснить, по каким именно?
  • И вот противоположный пример безрассудности Гэндальфа. Когда гномы были на краю гибели в логове Подгорного Короля, окруженные тысячами уродливых гоблинов, волшебник пришел на помощь в последний момент – видимо для пущей драматичности. Ослепительная вспышка – и вот уже гоблины летят во все стороны, ошарашенные, как шведы под Полтавой. Но откуда взялся Гэндальф? Во время вспышки он стоял посередине центральной платформы, окруженный гоблинами, в самом центре кишащей врагами пещеры. Для того чтобы добраться туда, Гэндальфу нужно было как минимум войти в пещеру и пройти по ней сотни метров до трона гоблинского короля. Можно себе представить, какой визг поднялся бы вокруг, сделай Гэндальф хотя бы пару шагов на глазах бесчисленных уродливых тварей! Единственное объяснение тому, что Гэндальфа никто не заметил – что он умеет становиться невидимым в нужный момент… только он не умеет этого делать ни в книге, ни в фильмах.

Больше ошибок (+10)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Хоббит Бильбо Беггинс вовсю готовится к вечеринке по случаю своего 111-летия. Он решает написать мемуары и предается воспоминаниям, описывая события, произошедшие более полувека назад. В те времена дракон по имени Смауг напал на гномье королевство и крошечное государство людей, разрушил их и забрал все сокровища. Затем он унес их в пещеру и стал сторожить.

После этих ужасных событий к Бильбо приходит Гендальф вместе с Торином, правителем павшего королевства гномов, и тринадцатью спутниками. Они просят его присоединиться к походу в пещеру Смауга, чтобы вернуть сокровища. У них есть карта и ключ от секретного входа. Бильбо не соглашается. Однако наутро он догоняет Торина и присоединяется к небольшой армии гномов.

Через некоторое время на путников нападают тролли и уводят их в свою пещеру. Благодаря Бильбо всей команде удается избежать участи быть съеденными. Неожиданно появляется Гендальф и уничтожает чудищ с помощью солнечного света. В пещере путники находят оружие.

Гендальф встречает могущественного мага Рагастра. Тот говорит ему, что видел в руинах Дол Гулдура дух Некроманта. Через некоторое время путники приходят в Ривенделл. Правитель Элронд помогает им расшифровать карту. Гендальф встречает Сарумана Белого и делится с ним рассказом Рагадаста. Тот говорит, что это пустая болтовня, и пытается остановить поход гномов. Гендальф помогает им уйти.

По пути из Ривенделла в Мглистые горы герои попадают в ловушку гоблинов. Бильбо, сражаясь с одним из них, падает в большую яму. Там он встречает Голлума, подбирает кольцо, упавшее из кармана бывшего хоббита, и убегает. Главный герой присоединяется к команде, которая выбралась из плена, и приходит к Одинокой горе, где скрывается Смауг.

21 сентября исполнилось 80 лет одной из самых удивительных сказок, ставшей неотъемлемой частью английского культурного наследия. Дж. Р. Р. Толкина – любимая история миллионов детей и взрослых по всему миру. Эти удивительные существа стали достоянием английского фольклора, такой же, как гномы в Германии или тролли в Скандинавии. Огромное количество людей даже не подозревают, что хоббиты были попросту придуманы Толкином, предполагая, что они ворвались в его произведения прямо со страниц древних легенд. Не важно, читали ли они книги Толкина, смотрели или нет фильмы Питера Джексона, любой может воссоздать в своем воображении типичный облик хоббита.

В мире, созданном писателем, они были человекоподобными существами, размером от двух до четырех футов (1 фут -30,48 см) в высоту, живущими в вырытых ими уютных норах. Обладатели длинных пальцев, сытых и жизнерадостных лиц, кудрявых каштановых волос и необычных, несоразмерных с ростом, больших, огрубелых волосатых ступней. Простые, бесхитростные и консервативные люди, как подчеркивал Толкин. К излишествам, которые они себе позволяли, можно отнести любовь к ярким одеждам и обязательному шестикратному питанию в день. Особой страстью хоббитов считается мастерство курения трубочного табака, которое они считают своим вкладом в культуру мира. Но откуда взялись хоббиты, и были ли они исключительно творением Толкина?

История о том, как писатель придумал Хоббитов – общеизвестна. Толкин вспоминал, как в 1930-х годах проверял экзаменационные работы студентов, и, перевернув страницу одной из них, обнаружил, что тот «милостиво оставил следующую незаполненной (что более приятное может случиться с экзаменатором?), а я написал на ней: «В норе в земле жил хоббит». Имена и названия всегда рождают историю в моем воображении. В конце концов, я решил, что следует лучше узнать, что такое хоббиты». Однако, тщательные исследования, проведенные после смерти профессора, выявило, что обозначение «хоббиты» предваряло его творческое развитие, хотя и с несколько другим смыслом. Это обозначение встречается лишь однажды в публикации под названием «Денхемские трактаты», серии работ по фольклору, датируемой 1840-ми годами. Хоббиты появляются во втором томе, в списке сверхъестественных существ и описываются как разновидность духов. Можно с уверенностью говорить о том, что Толкин читал «Денхемские трактаты», но это мимолетное упоминание хоббитов вряд ли стало источником вдохновения для профессора, тем более что хоббиты Толкина – отнюдь не духи. Напротив, они трепетно привязаны к своей земле, и к собственному дому. Они настолько материальны, что магии в них или очень мало, или нет вовсе.

Современники писателя выдвинули предположение о близости хоббитов к кроликам, во всяком случае, их названия звучат так похоже ( Hobbit и rabbit) , но Толкин добродушно отверг это предположение. Однако оно имело под собой веские основания. Так, тролли, захватившие Бильбо, называют его кроликом. Орел, несущий Бильбо, тоже прибегает к этому сравнению: «Вам не следует пугаться, как кролику, даже если похожи на оного». Да и Торин трясет его, как кролика. Кролик – необычное слово для английского языка. В отличие от большинства других млекопитающих, таких как зайцы, ласки, барсуки, выдры или мыши, они не имеют древнеанглийского или древнескандинавского аналога названия. Причиной тому стал тот факт, что кролики появились в Англии лишь в 13-ом веке. Их завезли сюда для разведения ради меха, и, позже они просочились в дикую природу, став сначала привычными представителями английской фауны, а затем и английского фольклора.

С другой стороны, хоббиты чрезвычайно анахроничный народец Средиземья. Толкин подчеркивает, что хоббит больше всего ценит тишь и благодать, чтобы шума было поменьше, а зелени побольше. Тем не менее, в Бильбо легко угадывается англичанин, причем, с большой вероятностью, викторианской эпохи. Его дом вполне соответствует дому зажиточного англичанина той поры, учитывая содержимое комнат, сундуков, шкафов и подвалов. В придачу, Бильбо курит трубку, читает утренние письма за чашкой чая, принимает характерную пищу в одно и то же заведенное время каждый день. На первый взгляд, он, как и другие хоббиты, никак не вписывается в мир гномов, эльфов, драконов, троллей, волшебников и прочих обитателей Средиземья. Однако, именно его анахронизм и приверженность традициям позволяют Бильбо, а позже и Фродо, решать сложные проблемы, делая хоббитов универсальными героями. Именно с хоббитами рядовому читателю легче всего себя ассоциировать. Благодаря своей универсальности, они остаются бесконечно современными для любого поколения читателей. Споры вокруг хоббитов не утихают, исследования их происхождения продолжаются и в наши дни. Выдвигаются все новые гипотезы, и каждая имеет право на существование, что, впрочем, никак не влияет на нашу любовь к этим удивительным существам.

Хоббиты

Кто говорит, что хоббит слаб и хил?
Кто там хоть раз хоть в чем его побил?
Слух, как у кошки, глаз, как у совы,
Ноги просто идеальны для травы!
С этим, наверно, ты уже знаком:
Плохо не в меру топать босиком,
Плохо скитаться, в поле ночевать -
И холодно, и голодно, и пива не достать!
О. Леденев, «Бурглацкая походная»

Хоббит, - ближайший родственник человека среди иных рас. От человека его отличают низкий рост (средний - 90 см, полурослик в 120 см считается «великаном»), да еще порой покрытые густой шерстью ноги. Он не живет по нескольку веков, как гном или эльф, не обладает сверхъестественными способностями и по праву может считаться братом по разуму с человеком.
Как ни странно, о хоббитах буквально ничего не было известно до 1937 года, когда английский ученый, профессор Дж. Р. Р. Толкин, опубликовал первые сведения о них. С этого самого момента хоббитология развивается с огромной скоростью; на сегодняшний день известно немало их разновидностей, подробно изучены и описаны повадки, внешний вид, история и многое другое.
Да что говорить - именно хоббиты и написали Красную Книгу Вестмарча (она же - Алая Книга Западного Края), но в ней помимо самих хоббитов тоже немало редких в наши дни и весьма интересных существ.

Происхождение вида

Итак, в норе под землей жил-был хоббит. Нет, конечно же, не в грязной сырой норе, а в идеально благоустроенной, с зеленой, круглой, как иллюминатор, дверью.
Ростом хоббит был, как и положено его народу, в половину высокого человека и примерно на фут пониже гнома; это и дает нам в пересчете на наши единицы измерения девяносто сантиметров. Был он круглолиц и добродушен, обилен брюшком, курчав, а ноги его были покрыты густым темно-коричневым мехом. Был хоббит добродушен и малость ленив, любил хорошо пообедать (дважды в день), покурить трубочку и посидеть у двери, греясь на солнышке.
Звали первого хоббита, которому довелось осуществить с нами контакт, Бильбо Бэггинс. Примерно то же, что мы сказали о его внешности и привычках, можно сказать и о нескольких десятках, а может, сотнях тысяч его сородичей, избравших своим домом землю под названием The Shire - а по-русски Край или Шир.


Что в имени?

Хоббиты - так они именуют себя сами; за пределами Края те немногие, кто вообще подозревает об их существовании, используют слова halfling (что, собственно, и переводится как полурослик или невысоклик) и периан (то же самое, но по-эльфийски). Halfling - английский вариант слова, на языке вестрон оно звучит как кудук.

Слово «хоббит» происходит от holbytla - на современном английском hole builder, то есть строитель нор. Разумеется, половинчиками они себя не называют, потому что для них именно хоббитский рост - естественный (людей они именуют «громадинами»), а вот рытье нор - достойная и почетная отличительная черта, тем более что жить именно в норе, а не в доме, для хоббита считается правильным и респектабельным. Кстати, по-хоббитски нора называется смиал (вспомним усадьбу Великие, или Преогромные, Смиалы, в которой квартирует семейство Туков).
Нравы и обычаи

Хоббиты - народец по преимуществу сельский, пасторальный. Даже самые крупные их города редко насчитывают свыше нескольких сотен семей (точные цифры неизвестны, потому что перепись населения в Крае не проводили ни разу). Основное их занятие - земледелие, и по этой части хоббиты преуспели. (Саруман попробовал начать индустриализацию, но, к счастью, не успел закончить даже первую пятилетку.) Ремесленники у них тоже есть, но многое из необходимого хоббиты покупают, продавая часть урожая; особенно же ценится в Средиземье выращиваемое ими «трубочное зелье», в просторечии именуемое табаком. К зелью пристрастились гномы, многие люди и не только; даже у Сарумана на руинах Изенгарда отыскался бочоночек с листьями самого наилучшего сорта. Разве что эльфы по-прежнему избегают этой привычки; а может, просто не успели за какие-то четыреста лет, что прошли со времени изобретения курения. Сами же хоббиты курят трубку почти поголовно и очень этим гордятся.
Из одежды хоббиты предпочитают короткие штаны, наподобие бриджей, и рубашку либо нечто вроде нашей футболки; климат у них мягкий - летом, осенью и весной этого хватает. На зиму у хоббита бывает припасен теплый шерстяной плащ, иногда - еще и что-то вроде кофты или свитера. Все это обычно бывает ярких желтых или зеленых цветов, реже - коричневое.
На родине обувь хоббиту ни к чему: шерсти на ногах вполне хватает для тепла, а главное - ходить обутым неприлично! Нет, конечно, в дальней дороге или где-нибудь на горном склоне приходится все-таки надеть башмаки, потому что о камни недолго и лапки сбить, но появляться в таком виде в приличном месте не рекомендуется, примерно как у нас - в грязной спецовке.

Далеко не все хоббиты, вопреки своему названию, живут в норе. Это и понятно: многовато их стало для такого образа жизни. Нору удобно копать только на склоне, а склонов на всех не напасешься. Ведь не будешь же делать вход в нору вертикально вниз? Тогда, чего доброго, придется, чтобы выйти, подыматься по лестнице, а это хоббиты просто ненавидят.
Смиал обычно делится на две части: внешняя, та, что обращена в сторону склона и снабжена окнами, - жилая, там гостиная, столовая и так далее. Во внутренней расположены кухня, кладовка и прочие подобные помещения. Они вентилируются при помощи труб, прокопанных вверх или под углом.
На сегодняшний день нору себе могут позволить в основном самые богатые и уважаемые полурослики. Туки, к примеру, обустроились в Великих Смиалах, а вокруг них лепятся деревянные и кирпичные домики семей попроще. Но если даже не хватает средств на полноценную нору, можно замаскировать свой домик мхом, чтобы он был похож на жилье почтенного хоббита; и, конечно же, сделать на входе круглую зеленую дверь.
Бильбо, как нетрудно догадаться, был изрядно богат еще до ухода Туда и Обратно, иначе он едва ли оказался бы владельцем одной из самых роскошных нор во всем Шире. Пусть по величине его усадьба и не сравнится с Великими Смиалами или Брендихолмом, но его тетушка Лобелия не зря так на нее зарилась.

Готовят хоббиты превосходно и разнообразно, потому как поесть (и запить пивом) очень даже любят. Но хоббитский праздник не сводится к приему пищи: у них там очень весело - танцы, музыка, шутки и все такое прочее.
Вообще, главное и любимое времяпрепровождение хоббитов - ходить в гости и принимать гостей. Тому и другому они предаются истово, причем принимать гостей им интереснее, чем наносить визиты. Не случайно на хоббитский день рождения подарки обычно дарят гостям, а не наоборот.
Правда, полезный или ценный подарок преподносят только богатые хоббиты, у остальных для этой цели есть сувениры - нечто бессмысленное, но забавное; эти сувениры называются mathom (Муравьев нашел отличный перевод - мусом) и передариваются по многу раз. Помнится, наши соотечественники лет сорок назад примерно так же использовали статуэтки.
К «мусому» относится все, что красиво, но бесполезно: например, оружие, доспехи, а порой и книги. Именно поэтому Mathom House (Мусомный амбар) - это, по сути дела, главный музей хоббитской страны.


Хоббитские фамилии

От прочих жителей Средиземья хоббиты отличаются еще и тем, что обладают фамилиями. Ни одна другая раса таким способом идентификации не пользуется (кроме, быть может, людей из Бри, но они явно позаимствовали эту идею у своих соседей-хоббитов), и попытка в игре The Lord of the Rings Online разрешить фамилии всем персонажам - одна из немногих ошибок в реализации мира.
Фамилии хоббитов - предмет бесконечных споров между переводчиками и поклонниками того или иного перевода. Сам Дж. Р. Р. Толкин благословил переводить «по смыслу», а не транслитерировать хоббитские фамилии, и в итоге путаница возникла преизрядная, особенно со второстепенными персонажами.

Государственное устройство

О государстве хоббитов можно говорить разве что в кавычках. Сказать по правде, они вообще обходятся без управления - зачем оно им? Есть что-то вроде столицы - Michel Delving(он же Землеройск, или Микорыта). Этот город находится в западной части страны; там проживает мэр, который, формально говоря, является самым главным хоббитом в Шире. Его основная обязанность - разрешать всяческие споры, то есть он скорее судья, чем правитель. Также мэр служит почтмейстером: почта для хоббитов весьма важна, так как переписываться они очень любят (и, похоже, все грамотны), а сами бегать туда-сюда ленивы.

На момент похода Фродо эту должность занимает некто Will Whitfoot (Вил Тополап или Белоног), а впоследствии в этом качестве утвердится Сэм Гэмджи. Мэра выбирают на семь лет.
Есть два отдельных вождя у обособленных хоббитских кланов: тан возглавляет Туков, хозяин Байкландии - Брендибайков и другое население за Брендивином. Изначально у тана власть была больше, чем сейчас; точнее, она и поныне есть, но он пользуется ею очень редко. Дело в том, что тан возглавляет хоббитский совет (который последний раз собирался в незапамятные времена) и хоббитское ополчение (тоже штука не частая).
От врагов хоббитов защищают преимущественно люди (а жители Края и не подозревают об этом), но на всякий случай есть ширрифы и стражи границ (bounders). В обычное время то и другое - скорее, почетная должность.
Впрочем, при необходимости воевать хоббиты могут. Вооружение у них, разумеется, легкое: праща, лук, иногда - копье, рогатина, дубинка, вилы, изредка кинжал, топорик или что-нибудь подобное. Были у них и свои герои, среди которых - Бандобрас Тук, известный также как Быкорев. Он не так давно победил гоблинов и волков, снеся голову гоблинскому вождю Гольфимбулу своей дубинкой (голова отлетела в сторону и попала в кроличью нору: так была изобретена игра в гольф).
Бандобрас знаменит еще и тем, что был малым весьма дюжим и мог даже ездить на лошади; большинство хоббитов если и ездит, то на пони.
География Края

Край делится на четыре части по сторонам света.
Западный удел (Westfarthing) - самый респектабельный: там находятся Хоббитон, Michel Delving, Bywater (Приречье, Заводье). Там проживают наиболее «правильные» хоббитские семейсва - Baggins, Twofoot, Whitfoot, Burrows, Sandyman
LOTR Online. Домик, снятый друзьями для Фродо.
Южный удел может похвастаться лучшими землями и самыми богатыми фермами; именно оттуда происходит самый популярный табак, там же делают хорошую ткань. Самые знаменитые семейства в тех краях - Took, Hornblower, Gamgee, Cotton.
Северный удел сравнительно беден, там порой даже - о ужас! - выпадает снег. Тем не менее эти края могут похвастаться отличным пивом. Оттуда происходит клан Bracegirdle (откуда родом тетушка Лобелия), а еще там есть поселение Туков, изначально задуманное как застава против волков и гоблинов, которые нет-нет, да и вторгались в Северный удел.
Восточный удел - это города Frogmorton, Whitfurrows, Budgeford, Stock и довольно много ферм (хотя район этот весьма болотист). Жители этого района часто больше слушают Брендибайков из-за реки, чем мэра или тана.
Есть еще две области, которые формально к Ширу не относятся, но тоже принадлежат хоббитам.
Байкландия (Забрендия) - страна за Брендивином, между рекой и Древним (Вековечным) лесом. Живут там по преимуществу Брендибайки и родственные им семейства (Oldbuck, Bolger). Брендибайков считают отчаянными хоббитами: они ничего не имеют против плавания по Брендивину (приличный хоббит никогда не вверит свою жизнь никакой лодке или плоту, а также не будет учиться плавать и вообще не зайдет в глубокую воду!), а также не гнушаются порой ходить в Древний лес. В общем, никакой почтенности в них нет, сорвиголовы, да и только. Однако в опасные времена Брендибайки, как и Туки, в чести - поскольку умеют себя защищать.
Вестмарч - земля на западном краю Шира, вплоть до Башенных холмов; ее хоббитам подарил король Элессар по своему знаменитому указу. В указе этом говорилось, помимо всего прочего, что людям запрещается ходить по хоббитской земле - даже ему, Арагорну, хотя Шир и включается в территорию его королевства.
Живут хоббиты и дальше за пределами Края. В Бри (Пригорье), Стэддле (Пристенок, Домищи) и других поселениях в районе Великого Тракта хоббитские дома не редкость. Но дальше, чем в 100-150 милях от Шира, хоббита почти не встретишь.


О добродушии и бескорыстии

Вся культура хоббитов построена на том, чтобы радовать друзей и соседей - угощать, звать в гости, дарить подарки. И больше всего на свете они ненавидят разочаровывать. Не только друзей, а вообще кого угодно.
Если к порядочному хоббиту пришли в гости без предупреждения тринадцать гномов - их необходимо накормить, причем до отвала и вкусно, напоить и развлечь, иначе это просто позор.
Так что Бильбо - как раз самый что ни на есть правильный представитель своего народа. Просто жизнь с ним обошлась сурово. И столкнувшись с тестом на еще одно истинно хоббитское качество - добродушие, - он образцово преодолел это испытание. И тест на бескорыстие, самый тяжелый из всех, - это когда надо было избегать пользоваться Кольцом, а потом оставить его наследнику, - тоже оказался ему по силам. Человек едва ли сумел бы такое совершить.

Фродо к подвигам повел совсем другой мотив: чувство долга. Понимая, что другого выхода нет, он фактически стал искуплением для своего мира. У хоббита может в обыденной жизни не хватать сил, чтобы после сытного обеда подняться по лестнице, однако если другого выхода нет - то силы находятся и на то, чтобы безо всякого обеда проходить немыслимые расстояния и противостоять тому, чему никто больше противостоять не сумеет.

Есть и еще одна не чуждая хоббитам причина для того, чтобы податься на поиски приключений, - любопытство и жажда посмотреть мир; однако ее одной почти никогда не хватает - дом тянет к себе уютом и размеренной жизнью. Зато она становится солидным подспорьем другой, более существенной причине - так вышло и с Фродо, и с Бильбо.

ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ ЧАСТИЧНО УСТАРЕЛА. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ С ОСТОРОЖНОСТЬЮ!

Хоббиты относятся к Маленьким народцам. Их рост примерно такой же как у гномов - от 90 до 120 сантиметров. Настоящие хоббиты являют собой пример спокойной и размеренной жизни. Они в меру упитаны, розовощеки, и всегда опрятно одеты. Волосы у них обычно курчавые и чаще всего каштановых оттенков, а вот бород у хоббитов не бывает практически никогда. Примечательной особенностью являются ноги. От колена и ниже ноги хоббитов обрастают густым покровом волос, за которыми хоббиты тщательно ухаживают. Хоббиты предпочитают ходить босиком, и шерсть защищает их ноги от холода надежней любых штанов.

Характер

Хоббиты, или как их иногда называют, полурослики самый, казалось бы, незначительный народец, однако без них мир был бы не таким как сейчас. Они спокойны, добродушны, и любят комфорт. Они редко проявляют интерес к великим делам, зато свои маленькие дела делают очень аккуратно. Трудно найти более миролюбивый народ, чем хоббиты, однако, они все же способны постоять за себя. Самой характерной чертой хоббитов многие считают любознательность. Настоящий хоббит категорически опровергнет это утверждение, мол, хоббиты в чужие дела носа не суют и всякими тайнами не интересуются, от них хлопот полон рот. Легенды о хоббитской любознательности, вероятно, пошли от тех хоббитов, которые вдруг почувствовали зов приключений и покинули свой уютный семейный домик. Именно таких хоббитов чаще всего встречают другие народы, а потому мнение о них сложилось порой весьма обманчивое. Тут нужно заметить, что уже с давних пор народ хоббитов разделился на две ветви. Основная из них, так и называющая себя хоббитами, предпочитает спокойную жизнь вдали от других народов и суеты большого мира. Они избегают приключений любого рода и редко становятся героями сказаний или реальной истории. Совсем другими кажутся скиминки (ед. ч. Скиминок, уд. на посл. слог), или хоббиты-непоседы, как зовут их "настоящие" хоббиты. Они явно хоббиты, в этом ни у кого не возникает сомнений, но их культура очень сильно отличается от традиционной хоббитской культуры. Скиминки любят странствовать, веселиться и даже колдовать -- неслыханное дело для других хоббитов. Именно благодаря скиминкам о хоббитах еще не все позабыли, и как раз скиминки обычно становятся героями.

Описание внешности

Хоббиты относятся к Маленьким народцам. Их рост примерно такой же как у гномов - от 0.9 до 1.2 метра. Настоящие хоббиты являют собой пример спокойной и размеренной жизни. Они в меру упитаны, розовощеки, и всегда опрятно одеты. Волосы у них обычно курчавые и чаще всего каштановых оттенков, а вот бород у хоббитов не бывает практически никогда. Примечательной особенностью являются ноги. От колена и ниже ноги хоббитов обрастают густым покровом волос, за которыми хоббиты тщательно ухаживают. Хоббиты предпочитают ходить босиком, и шерсть защищает их ноги от холода надежней любых штанов. Вопреки распространенному мнению, их ступни вовсе не больше, чем пропорционально полагается по их росту, но из-за постоянной ходьбы босиком они обладают жесткой подошвой. Хоббиты много улыбаются, и у них рано появляются на лиц морщинки от улыбок. Живут хоббиты в среднем около ста лет, но согласно традициям их размеренной жизни, зрелость хоббитская молодежь достигает лишь к годам тридцати. Хоббита-непоседу легко можно определить по внешнему виду. Типичный скиминок совсем не похож на своих оседлых собратьев. Он более худощав и, если можно так выразится, мускулист. Как раз скиминки в полной мере обладают легендарной хоббитской ловкостью. Кожа этих хоббитов более смуглая, чем у их собратьев. Одежда скиминка обычно сшита так, чтобы в ней было легко и удобно передвигаться (желательно незаметно) и танцевать. В ней множество карманов в которых напихан целый арсенал всякой всячины на все случаи жизни. Скиминки часто любят носить яркие, даже броские цвета. У потомственных скиминков более прямые и темные волосы, чем у обычных хоббитов, и у некоторых даже бывает борода (ходит молва, будто это от гномов, чья кровь по слухам течет в жилах скиминков в немалых количествах), которую они обычно сбривают оставляя лишь густые бакенбарды и иногда усы. Нужно отметить, что иногда скиминки бреют ноги, что нормальному хоббиту кажется почти кощунством, но для скиминка иногда удобство оказывается важнее национальной гордости - бывают случаи, когда без сапог не обойтись.

Отношения с другими расами

Хоббиты на редкость добродушны. Если придти к ним с миром, они встретят даже чужака, как лучшего друга. Однако к "большим" народам, особенно к людям, ассазам и оркам, они относятся с некоторым подозрением и неодобрением (это, впрочем, не относится к скиминкам - им все равно с кем иметь дело). Ближе всего хоббиты дружат с другим Маленьким народцем - гномами, с которыми у них много общего. Хоббиты совершенно лишены воинственности, по этому у них нет исторических счетов ни с кем, и они заинтересованы, чтобы так оно было и впредь. Хоббиты не лезут в чужие дела, и предпочитают, чтобы их оставили в покое. Скиминки более открыты. Они с удовольствием общаются со всеми, даже более того, они порой настолько общительны, что многим кажутся назойливыми. Эти хоббиты редко остаются на одном месте надолго и вовсе не сторонятся чужих дел, в этом отношении они являются полной противоположностью своих сородичей.

Мировоззрение

В хоббитах нет зла. Совсем. Может какой-нибудь скиминок и является исключением, но тогда он считается изгоем даже среди других скиминков. Оседлые хоббиты склонны к порядку и закону, им нравится когда все идет по плану, все можно предусмотреть и в жизни нет никаких неожиданностей. Скиминки наоборот любят перемены и часто полагаются на волю случая, так что их мировоззрение чаще всего хаотичное.

Места обитания

Простые хоббиты любят умеренный климат и холмистую местность, с плодородной почвой и небольшими лесами. Селятся они предпочтительно в аккуратно вырытых и хорошо обставленных норах, иногда в приземистых деревянных домишках с дерновой крышей. Городов они не любят, и живущих в городах хоббитов можно пересчитать по пальцам. Хоббиты обычно стараются придерживаться друг друга и для заселения выбирают местность, в которой как можно меньше живут другие народы, поэтому часто оказывается, что довольно обширный район земли заселен практически только хоббитами, живущими небольшими поселениями и отдельными фермами, а в других областях они практически отсутствуют. Местность. Обживамая хоббитами, отличается ухоженностью и спокойствием. Что касается скиминков, то говорить о каких-либо определенных местах обитания не приходится. Большая часть скиминков объединяются в сареты, которые всегда в пути, лишь не надолго, максимум на пару месяцев, останавливающихся то тут, то там. Скиминки, отделившиеся от своих саретов часто находят свое место среди других народов. Они любят города и густо населенные местности. Возможно скиминок по прошествии бурной молодости решит осесть на одном месте, но таким местом может оказаться весьма необычная для хоббита местность, например, большой город, горы или даже пустыня.

Религия

Хоббиты традиционно к религии проявляют довольно малый интерес. Большинство главных и младших богов они просто игнорируют, и не ощущают от этого каких-либо неудобств (может прост потому, что боги тоже не обращают на них внимания). В хоббитском пантеоне царит полный матриархат. Самой сильной богиней считается Эллана, или, попросту говоря, Мать природа. В ее честь проводятся многие праздники, в основном связанные с сельским хозяйством и плодородием. Любимой богиней и своей покровительницей хоббиты считают Лотэмелию. Для них она богиня счастья, радости и любви к ближнему. Об Лотэмелии не забывают ни на одном празднике, будь то праздник урожая, свадьба, день рождения, или просто дружное застолье. Место «плохой тети» в мифологии хоббитов занимает Арельна, скверная и завистливая сестра Лотэмелии. Хоббиты не столько боятся ее, сколько просто недолюбливают (это самое сильное негативное чувство, на которое способны добродушные хоббиты). Арельна обычно является в образе королевы-мачехи или вредной сестры в хоббичьих сказках. Они никогда не забывают о ней, отдавая и ей должное во время своих праздников. Обычно это небольшие подношения, призванные уговорить Арельну не насылать на них болезни или неурожай. Тут нужно отметить, что хоббиты почти не строят храмов, и среди них очень мало жрецов. Всяческие обряды они тоже не признают. Обычно они устраивают где-нибудь священное место, вроде уставленной валунами полянки в роще, где они собираются по праздникам, поют песни, танцуют и пируют, чествуя богинь, а после оставляют им дары в виде разной еды на больших подносах. Среди скиминков наблюдается большее разнообразие религиозных предпочтений. Хоббиты-непоседы обожают мифы и сказания, в большинстве которых боги играют далеко не последнюю роль. Скиминки признают всех главных и велико множество младших богов, причем относятся к ним весьма демократично, хотя и со свойственной им легкостью. Религиозной жизнью саретов заправляют шаманы (обычно старые женщины), которые в равной степени стараются угодить всем богам, в зависимости от нужд сарета. Обычные скиминки не утруждают себя особым служением богам, в случае нужды обращаясь к своему шаману. Для них главное интересные сказания и веселые праздники, в чью бы честь они не устраивались.

Язык

Давным-давно, в эпоху Арканидов хоббиты усвоили Всеобщий язык и с тех пор свой собственный почти позабыли, хотя некоторые слова и многие имена и названия все еще напоминают о нем. Скиминки добавили к этому кое-что от себя, с течением времени образовав свой особый диалект. Диалект этот впрочем проявляется лишь в определенных случаях, связанных в основном с внутренней культурой саретов и известен лишь самим скиминкам, что позволяет им в случае необходимости общаться так, чтобы посторонний не смог их понять. Словарный запас этого диалекта весьма ограничен.

Приключенцы

Если вы встретите хоббита приключенца, почти наверняка это скиминок. "Нормальные" хоббиты приключений не любят и считают их совершенно недостойным делом для приличного человека (не обязательно хоббита). В тех редких случаях. Когда хоббит таки встает на приключенческую стезю, он обрекает себя на репутацию чудака среди своих мирных сородичей, а это уже пол дорожки до звания скиминка, что среди оседлых хоббитов считается совсем не престижным, а вовсе даже наоборот. Скиминки же так не считают. Они считают, что они смогли преодолеть врожденную ограниченность своих сородичей и живут настоящей жизнью. А настоящая жизнь для них это сплошные приключения. Можно сказать, что скиминок - приключенец просто по определению. Не зря их называют непоседами. Скиминки жутко любопытны, обожают совать свой нос в самые неподходящие места, искать интересные штуковины, знакомиться с новыми людьми, и потом сочинять об этом немыслимые истории.

Краткая история хоббитов на Мин Акроне

В большой истории Мин Акрона хоббиты почти не оставили следов (хотя на страницах книг временами появляются хоббитские имена, скиминки разумеется), а их собственная история большинству других народов показалась бы слишком скучной. Впрочем, хоббиты и не утруждают себя отслеживанием истории, так что они даже точно не знают даты великих событий, если они произошли более, чем 100 лет назад. Скиминки в этом отношении ни в чем не уступают своим родичам. К истории они относятся с явным пренебрежением и к всемирной славе не стремятся. Для скиминка гораздо интереснее слушать рассказы, из которых по меньшей мере половина - полная выдумка. Таким рассказам скиминок верит безоговорочно, для него это все - чистая правда, а заветной мечтой является самому стать героем такого рассказа (для чего вовсе необязательно делать что-то выдающееся, проще это придумать, главное потом рассказать правдоподобно).

Хоббиты в разных странах

Хоббитов в Лаоме довольно много и заселяют они в основном юго-западные районы с менее суровым климатом. Обширная область между озерами Сладким и Соленым, а также к югу от них, почти можно назвать страной в стране. Там живут почти только хоббиты, которые отлично самоуправляются, в королевской власти не нуждаясь, но исправно платят налоги и поставляют Лаому весомую долю всей сельскохозяйственной продукции. Много хоббитов расселились по баронству Балтазара, подальше от больших дорог и городов. От политических интриг барона они стараются держаться подальше, и общаются в основном только в своей среде. Немало в Лаоме и скиминков. Множество больших и малых саретов кочуют по стране, предпочитая в основном более цивилизованные и обжитые западные земли. В Лаоме любят селится скиминки из других земель, решившие наконец оставить странствия. Они обычно выбирают местность в округе Ардоны, Сора или где-то в баронстве Джуса.

Земля Бри

В норе под землёй, жил-был Хоббит.

Хоббит: "Нежданные гости"

Хоббиты (англ. Hobbits ) - одна из древнейших смертных рас. Их изначальное происхождение неизвестно. Большая часть народа жила на севере Средиземья и в низовьях Долин Андуина . В начале "Третьей Эпохи" - Хоббиты перебрались на север и запад. В 1603 году "Третьей Эпохи" - основали земли Шира .

История Известно, что Хоббиты появились в Долине Андуина, между Лихолесьем и Туманными Горами . Согласно "Властелин Колец" они потеряли генеалогические подробности того, чем они связаны с большими людьми. Существовало три породы или племени Хоббитов с разными физическими способностями и темпераментом:

Шерстопалы (Лапитупы, Мохноноги, Харфуты, Harfoots ) — самый многочисленный вид Хоббитов. Они были меньше и короче других представителей народа, кожа у них была также смуглее. Они не отращивали бороды и не носили ботинки. В древние времена в течение долгого времени жили в горных районах вблизи с Гномами. Типичные представители мохноногов — Сэм Гэмджи, а также Бильбо и Фродо Бэггинс (оба — по отцовской линии).

Кролы (Хваты, Струсы, Стурсы, Stoors ) — предпочитали жить вблизи воды или на равнине. Они были широкие и хорошо сложены по сравнению с другими Хоббитами (предположительно, именно к таковым принадлежали Мерри, а также Смеагол-Голлум и его брат Деагол).

Светлолики (Беляки, Лесовики, Фоллохайды, Fallohides ) — которые предпочитали деревья и леса, малораспространённый вид Хоббитов. У них была светлее кожа и волосы, также они были выше и тоньше. Имели хорошие отношения с Эльфами , лучше знали языки и песни, а также предпочитали охотится, чем работать на полях (типичные представители — семейство Туков, в том числе известный по роману «Властелин Колец» Пиппин Тук).

Виды Хоббитов

Хоббиты жили вблизи к Эйотеод (предками Рохиррим) и это приводило к контакту между ними. В результате многие старые слова и имена в Хоббитском языке, являются производными от слов Роханского.

Около 1050 года - они взяли на себя трудную задачу - пересечь Туманные Горы. Причины для этого похода не известно, но возможно связаны с растущей мощью Саурона в соседнем Зелёном Лесу (в дальнейшем назван Лихолесье). Хоббиты выбирали различные маршруты, они начали селится в землях Бри, Дунланда и у рек Митейтель и Бруинен . Вражда между представителями разных видов народа почти исчезла.

В 1601 году "Третьей Эпохи" (в 1 году по Летосчислению Шира) - два брата по имени Марчо и Бланко получили разрешение у Аргелеба II Короля Арнора , поселится на другой стороне Реки Брендивайн . Многие Хоббиты пошли за ними. Новые земли которые они основали на западной стороне Брендивайн назвали Широм.

Народ поклялся в верности последним Королям Арнора. В последнем бою против Ангмара в Битве при Форносте, Хоббиты прислали на помощь отряд лучников. После битвы Королевство Арнор пало и в отсутствие короля, Хоббиты избрали Тана Шира (из числа своих собственных лидеров).

Первый Тан Шира стал Букка с Болота , который основал семью Олдбак. Позже семья Олдбаков перебралась через Брендивайн для основания земель Бакленда и их фамилия изменилась на "Брендибак". С уходом Олдбаков \ Брендибаков пост Тана заняла семья Туков.

В "Четвёртой Эпохе" - количество Хоббитов сократилось, а их рост стал ещё меньше.

Возраст и Внешний Вид

Хоббиты в трилогии Властелин Колец

Многие Хоббиты жили дольше, чем люди (расы имели явную связь). Средняя продолжительность жизни Хоббитов около 96 лет, иногда доживали и до 130 лет. Молодого Хоббита начинали считать совершенно летним в 33 года, по сравнению с людьми у которых совершеннолетие наступает в 18 лет. Поэтому, Хоббит в 50 лет будет считаться только среднего возраста.

Самая отличительная особенность народа - низкий рост. Они были ниже Гномов, от 60 до около 122 см в высоту. Со временем Хоббиты стали ещё ниже. К "Третьей Эпохи" они были ростом меньше 91 см.

Уши у Хоббитов - заострённые, ноги - пушистыми с твёрдой подошвой в результате чего, многие из их расы никогда не носили обувь. Они также обладали способностью ходить практически бесшумно.

Хоббиты - умелые слушатели и обладатели хорошего зрения. Однако склонны быть полными и излишне не торопливыми. Однако, проворны и ловки в своих действиях.

Жившие в Шире, одевались в яркие цвета, очень любили жёлтый и зелёный. Обычно их волосы золотисто-коричневого цвета и почти у всех кудрявые.

Образ Жизни Хоббиты предпочитают вместо опасной и рискованной жизни, сельское хозяйство, еду и общение. По возможности они питаются семь раз в день: завтрак (семь часов утра), второй завтрак (девять часов утра), лёгкий завтрак (одиннадцать часов утра) , обед (одна вторая половина дня), послеобеденный чай (четыре вечера), ужин (шесть часов) и поздний вечерний ужин (восемь часов). Они любят простую пищу такую, как хлеб, мясо, картофель, сыр, есть страсть к грибам и любят пить пиво.

Некоторые Хоббиты живут в норах. К концу "Третьей Эпохи" - их дома заменены на кирпичные и деревянные, но некоторые Хоббиты оставались жить в норах таких как Бэг Энд и Великие Смиалы . Во всех строениях Хоббитов имеют круглые двери и окна.

У Хоббитов был особый календарь, каждый год начинался в субботу и завершался в пятницу. Год состоял из двенадцати месяцев, а каждый месяц из тридцати дней.

Имена и Значения Название "Хоббит " происходит от Роханского слова Holbytla , которое означало ("строитель нор" "hole builder"). В оригинале это слово произносится как "kuduk" (Хоббит), от древнего «kud-dukan».

Хоббиты называли Людей - Большим Народом. Люди в свою очередь называли Хоббитов - Маленьким Народом. Другим распространённым словом для Хоббитов является "Полурослики", в переводи на Синдарин "Periannath". Говорят это слово является оскорбительным для Хоббитов.
Поддержите нас лайком!

Что-то я начинаю путаться...
Нашёл не понятные группы:
* Шерстопалы (лапитупы, мохноноги) - в древние времена имели много общего с гномами и долго жили в горах. Это наиболее "правильные" хоббиты. Они наиболее склонны селиться на одном месте и дольше всего придерживались дедовского обычая жить в туннелях и норах...
* Кролы (струсы, хваты) - меньше чуждались людей... Кролы шире, крепче; ноги и руки у них больше. Они предпочитают равнины и берега рек.
* Светлолики (беляки, лесовики) с самой светлой кожей и волосами, они выше и стройнее других; любят жить в лесах.

У Толкиена хоббиты разделились на три обособленных ветви: шерстопалы (лапитупы, мохноноги), кролы (струсы, хваты) и светлолики (беляки, лесовики).
Шерстопалы (Лапитупы, Мохноноги, Харфуты, Harfoots)
"У шерстопалов темный (ореховый) цвет кожи, они меньше ростом и безбороды; руки и ноги у них маленькие, аккуратные и слабые: они предпочитают высокогорья и склоны гор...
Шерстопалы в древние времена имели много общего с гномами и долго жили в горах. Это наиболее "правильные" хоббиты. Они наиболее склонны селиться на одном месте и дольше всего придерживались дедовского обычая жить в туннелях и норах..."
Кролы (Хваты, Струсы, Стурсы, Stoors)
"Кролы меньше чуждались людей.
Кролы шире, крепче; ноги и руки у них больше. Они предпочитают равнины и берега рек."
"Они были хорошими плавцами, увлекались искусством гребли и любили рыбачить. Из всех Хоббитов стурсы были единственными, носившими обувь."
Светлолики (Беляки, Лесовики, Фоллохайды, Fallohides)
"У светлоликов самая светлая кожа и волосы, они выше и стройнее других; любят жить в лесах.
Светлолики, наименее многочисленные из хоббитов, были северной ветвью. Они дружнее других хоббитов с эльфами, и более искусны в языке и песнях, чем в ремеслах; издавна они охоту предпочитают возделыванию земли. ...вскоре смешались с другими народами, пришедшими до них, и будучи смелее и более склонны к приключениям, они часто становились вождями и предводителями кланов шерстопалов и кролов..."

Хд....перечитываю...

Кстати по моему даже Валар понятия не имели про Хоббитов, Хоббитов в теме не было! А когда Гэндальф впервые узнаёт про Хоббитов? И забавно, пара хоббитов в блаженном крае, интересно, а хоббиты в залы Мандоса и "Блаженное королевство", или прямиком к Эру как все люди отправляются после смерти?

Первые скелеты были обнаружены палеоантропологом Бергером, когда он плавал на каяке в этом районе Тихого океана в 2006 году во время своего отпуска. После такой находки, он вместе с группой ученых вернулся на остров, где они исследовали все близлежащие пещеры и обнаружили множество костей возрастом от 900 до 2900 лет.

Как было установлено, найденные древние окаменелости принадлежат людям карликового размера ростом от 94 до 120 сантиметров, а вес их был от 32 до 41 килограмма. Менее древние скелеты соответствуют обычной анатомии вида Homo sapiens.

По признанию ученых, обнаруженные тела похожи на те, что были найдены ранее на острове Флорес. Хоббиты были маленького роста, с очень маленькими головами и, по сравнению с Homo sapiens, были довольно примитивными.

Думаю тут схожая ситуация как с Неграми, Негры чёрные Потому что у них под эпидермисом в слизистом слое кожи накапливается специальный пигмент. Пигментированная кожа лучше защищена от солнечного ультрафиолета.

Смотрел передачу, учёные доказывали что негры были когда-то белыми!

Про Азиатов говорили что изза сильного ветра узкоглазые, хд...

Про Азматов бредово конечно, но всё же, там у них действительно сильные ветра...могло повлиять. на протяжении многих многих лет!

Да и в настоящем мире встречаются карлики!)

А волосатость ног, это наследственное ген. изменение, к примеру есть деревни у которых все четырехпалые! O_O серьёзно!

Признаюсь в моём роду у мужчин на ногах средний и указательный палец наполовину сросшийся.... что я теперь не человек?

Хоббиты просто как бы эволюционировали, и мутировали (Одно и тоже вроде), вот и ноги волосатые)))))

В ИС "Друадан, или Пукколы, не должны смешиваться с хоббитами, или представляться вариацией на хоббичью тему."
Может они и не смешивались, но уж очень похожи...

Вроде среди хоббитов были даже некоторые с большим ростом!

Ну и на что я опираюсь....

Мута́ция (лат. mutatio - изменение) - стойкое (то есть такое, которое может быть унаследовано потомками данной клетки или организма) изменение генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды. Процесс возникновения мутаций получил название мутагенеза.