Домашний очаг

Георгий васильевич свиридов биография. Характеристика творчества и основные черты стиля г.Свиридова Свиридов композитор краткая биография для детей

Георгий Васильевич Свиридов с самого начала творческого пути уделял внимание вокальной и хоровой музыке. Романсы на стихи Пушкина Лермон­това Блока, циклы песен на слова Беранже, Бернса Исаакяна Прокофьева вошли в золотой фонд советской вокальной литературы. Свиридов самобытен как вокальный и хоровой композитор. Вокально-хоровое творчество Свиридо­ва уникально по широте охвата разнообразных поэтических стилей. Компози­тор обращался к поэзии Шекспира и Бернса Пушкина и Лермонтова Некрасо­ва и Исаакяна Маяковского и Пастернака, Прокофьева, Орлова, Твардовского и др. Но любимыми всегда оставались для Свиридова два истинно русских поэта, у которых он находил вечные и созвучные сегодняшнему дню темы - это А. Блок и С. Есенин.

Свиридов обладал богатейшим мелодическим даром. Мелодия - рас­певная, русская, задушевная - «святая-святых» свиридовского творчест­ва. Характерны определения стиля Свиридова: «Творчество Свиридова -песнь в прямом (интерес к вокальным жанрам, внимание к слову) и пе­реносном (неустанное воспевание Родины) смысле слова», и «песенность» в широком смысле слова, как принцип, определяющий специфику тематизма... становится одним из главных качеств, выявляющих национальное в его творчестве».

Мастерство хорового письма Свиридова с особой силой проявилось в его «Пяти хорах без сопровождения на слова русских поэтов», которые были созданы в 1959 году между двумя хоровыми полотнами: «Поэмой памяти С. Есенина» и «Патетической ораторией». В этом сочинении раскрываются важные стилистические черты композитора. Они во мно­гом являются показательными в развитии одного из направлений совре­менного хорового письма. Лучшим исследованием творчества Е. Свиридова по праву считается монография А. Сохора, материалы которой используются нами при разборе хоровых произведений.

«Пять хоров без сопровождения» (1959) написаны на стихи разных поэтов, объединены главной темой творчества Свиридова -темой Родины, собирательного образа русской земли, ее природы и лю­дей, прекрасных в своей искренности и душевной чистоте. Не случайно музыка Свиридова воспринимается как «квинтессенция» всего русского: природы, пейзажа, человеческой души, песенности, поэзии, религии. Глубокое проникновение в душу народа, постижение природы русского мелоса - в крестьянских и городских песнях, в знаменных распевах -вызывает аналогии с музыкой Рахманинова. Композитор умеет сочетать в своем творчестве общественно-значимые темы и лирику, образы род­ной природы и героические страницы истории революции и гражданской войны. Но, основная - патриотическая - тема, тема любви к Родине по­лучает у него лирико-философское воплощение. Хор «Об утраченной юности» (на прозаический отрывок из второго тома «Мертвых душ» Н. В. Гоголя) - воспоминания о минувшем детстве и юности, выполняет функцию вступления к сборнику. Второй и пятый хоры сборника, написаны на стихи С. Есенина - любимого поэта композитора. Третий и четвертый, повествующий о встрече сына с отцом, и о («рождении поэтической песни, написаны на стихи поэтов советского периода - А. Прокофьева и С. Орлова.



В хоре «Об утраченной юности» повествование ведется от лица со­листа (автора). Подчеркивая значимость смысловых деталей, сольная партия противопоставлена хору, поющему без слов. Мелодика хора обу­словлена интонацией и ритмикой текста. В музыке - элегическая грусть, свойственная бытовым романсам (1 часть), и горечь утраты (2-й раздел). Отсюда и гомофонная фактура (сольная и аккомпанирующая партии). Двухчастная строфичность формы выделена и тональным планом, и переменностью функций в кадансах. Мелодические фразы кадансов это­го хора переходят в основной материал следующего второго хора «Вече­ром синим», являясь его отправной точкой и связывающей оба хора тематическим единством, на что указывает А. Н. Сохор. Интонационно-тематическая связь этих хоров появляется в сходстве тематики и сюже­тов их композиционной основы. Однако это сходство используется ком­позитором в качестве предпосылки к контрасту их противопоставления.

Во втором хоре «Вечером синим» повествование ведется от лица ав­тора, но изложено у хора. На первый план выведена живописность музы­кальной картины, которая по характеристике А. Н. Сохора: «все упои­тельно красиво и окрашено мечтательностью»". «Какой внутренней красотой, строгостью и сдержанностью в выражении чувств наполнена эта правдивая музыка! Лишь временами мажорную элегичность общего колорита заглушают пронзительные нотки глубокой скорби и разочаро­вания. Неизгладимое впечатление оставляет переход от короткого „рек­виема" (мужской квартет с альтами) к „бесконечному" мажорному ка­дансу, словно оживляющему в усталом сердце былые грезы юности. В этом хоре Свиридов, кажется, не уступил Есенину: поэт звуков сравнялся с поэтом слова», - пишет О. Коловский.

«Повстречался сын с отцом» - героическая песня о драматическом эпизо­де гражданской войны, полна эмоционального накала. Она близка теме из «Поэмы памяти Есенина» («Красной Армии штыки да в пояс светятся, тут отец и сын могут встретиться»). Фрагмент частушки С. Есенина (из «Песни о вели­ком походе») разворачивается в хоре (на текст А. Прокофьева) в сцену. Лири­ческий замысел хора воспроизводит дух эпического сказа, предания. Действие не раскрывает драматических событий, оно предполагается в подтексте. Хор написан в свободной форме, состоящий из пяти эпизодов. Энергичный запев мужского хора с мелодическими взлетами в пунктирном ритме, напоминает молодецкие песни донских казаков. В варьированной переменности изменяется не только интонационно-ритмическая и фактурная основа музыки, трансфор­мируется в жанр запева. Вариантность запева служит средством драматической выразительности. Первая часть подразделяется на две половины благодаря хоровой инструментовке, в которой сменяются мужская и женская группы хора. Е1торой эпизод, исполняемый женским хором («У тропиночки бросо­вой»), звучит мягко как лирическая девичья песня. Далее хоровые группы объ­единяются, представляя одночастную строфическую форму. Драматическим контрастом и кульминацией являются 3-й и 4-й эпизоды («Ветер шел походкой шаткой» и «Распустила хвост павлиний...»). Смешанный хор звучит компакт­но, мощно, повышается тесситура, ускоряется темп, отклонения в параллель­ный минор и все обрывается. После длительной паузы начинается последний раздел с величавой, светлой мелодии - гимн будущему, утверждающему побе­ду жизни над смертью. В этом хоре все построено на контрастных сопоставле­ниях: сначала поет мужской хор, затем - женский. В первом тутти гармониче­ская фактура - трехголосна (есть и унисонный эпизод). В последнем эпизоде происходит «красочно-тембровая модуляция от ярких тонов жанровой картины к полутоновым переливам умиротворенного чувства». Хоровая фактура усиливает гармоническую насыщенность комплексами (частично дублирую­щими мелодию хора поющего без слов).

«Как песня родилась» - задушевная лирика. За кажущимся внешним мелодическим и ритмическим однообразием (куплетно-вариационная форма) - богатство чувств, красота русской души, поэтичность. «Здесь особенно мастерски проявилась черта стиля Свиридова - подголосочность во всех ее проявлениях: все начинается со скромного, одноголос­ного запева, затем один из голосов „застревает" в виде педали, другой начинает вторить. Возникает основная трехголосная структура произве­дения, которая в дальнейшем усложняется по вертикали и по горизонта­ли; из вторы вырастает массивная аккордика, из педали - изящные кон­трапунктические линии. Все это в целом образует необычайно мелодич­ную, естественно звучащую хоровую фактуру, совсем как в народной песне. Этот хор можно поставить в ряд с такими образцами подголосочного русского стиля как хор поселян Бородина, оперные хоры Мусорг­ского, некоторые хоры из «Десяти поэм для хора» Шостаковича. Здесь Свиридов не только исходит из общего стиля народной песни, но пре­творяет в своем творчестве также отдельные интонационные и структур­ные закономерности народно-песенного искусства, обогащая их средст­вами профессиональной композиторской техники».

«Табун» - песня о России. В широком богатырском запеве мужских го­лосов - панорама родных просторов. Любовь к России, восхищение ее при­родой, необыкновенно поэтическая картина заката солнца, табуном коней в «ночном», звуки пастушьего рожка - наполняют особым трепетным звучание хора. Изобразительные моменты звукописи сменяются философскими раз­думьями. Хоровая фактура богата приемами хорового изложения, (от унисо­на к тутти, хоровой педали басов-октавистов, пения закрытым ртом), красоч­на (модуляциями, фактурной переменностью) и эмоциональна. Смысловое заключение - горделивая мелодия гимнического склада на слова: «Любя, твой день и ночи темноту. Тебе, о, Родина, сложил я песню ту!». Партитура этого хора богата контрастами: частая смена ритмов, фактур, вокально-хоровых красок: после двух эпизодов с прозрачной фактурой, например, очень эффектно звучит тяжеловесное семиголосие на фоне хоровой педали - как «горизонта», которое в свою очередь сменяется звонкими и певучими аккордами заключительного раздела.

В композиционном аспекте поэтическое единство «Пяти хоров» ана­логично строению одного из «есенинских» циклов композитора «У меня отец - крестьянин». Благодаря обрамлению «от автора» все хоры приоб­ретают лирический оттенок.

В этих хорах а "капелла отразились все основные стилевые черты Сви­ридова; песенность (в мелодии хоров и в голосоведении), ладовая диатоника и подголосочность с ее фактурно-гармонической переменностью функций; плагальность (преобладание терцовых соотношений с типичными для рус­ской музыки колебаниями мажоро-минора), особенности формообразования (роль куплетно-вариационной и строфических форм), разнообразие хоровых составов, тембральное богатство. Хоровая оркестровка - от мелодии к гармонии, использование divisi во всех партиях, особенно в мужских голосах, которые Свиридов ценит за силу, густоту, фундаментальность (три басовых партии и одна теноровая). Свиридов использует все виды хорового письма, уделяя особое внимание контрастным сопоставлениям регистров, фактур и исполнительских составов. («Табун», «Повстречался сын с отцом»). Красоч­ность хоровых картин Свиридова достигается разнообразием темброво-регистровых комбинаций, огромным значением фактурных и гармонических

Черты хорового письма:

1. Главенствующее положение занимает сфера вокальных жанров, мир композитора – человеческий голос;

2. Тяготение к народной музыке, ее интонациям, ладам, ее внутреннему духу и содержанию;

3. Основа хоров – мелодический пласт, покоящийся на сопровождении (инструмента или других голосов);

4. Характерная диатоничность мелодий, яркость;

5. Тональная гармония, неподвижна на долгом протяжении, неуловимый штрих – наложение аккорда;

6. Тональная сдержанность. В большинстве хоров – одна, несменяемая тональность (даже в смежных частях циклов);

7. Ритмика – отличается простотой, однако бывает и изысканно прихотливой (как в хоре «У берега зеленого» из кантаты «Ночные облака»);

8. Типы хоровой фактуры:

1) Выразительность свиридовских аккомпанементов. В хоровых произведениях всегда происходит расслоение музыкальной ткани на два пласта – главный и вспомогательный (сопровождение). Так под мелодию подкладываются выдержанные звуки, в «другом» тембре (или другая группа смешенного хора, соло, или разные приемы звукоизвлечения – закрытым ртом, на гласный звук и т.д.).

2) аккордовый, хоральный тип («Вечером синим», «Ты запой мне ту песню»). Полифонической фактуры в классическом виде не найти, так как смешение, переплетение линий мешает, по мнению композитора, выражению поэтической мысли. А Свиридов ценил предельную четкость слова.

9. Важнейший принцип – сцепление слова и музыки. Никогда не подчиняет слово музыке, не иллюстрирует текст, он прочитывает главную мысль, главное настроение стиха, и его музыка усиливает слово – она форма выражения стиха и мысли («Об утраченной юности»);

10. Использует поэзию Пушкина, Есенина, Лермонтова, Блока, Маяковского, Прокофьева.

СВИРИДОВ ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(1915-1998)

Будущий композитор родился в небольшом городе Фатеже вКурской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. КогдаГеоргию было всего четыре года, семья осиротела: отец погиб во времягражданской войны. После этого мать вместе с сыном переехала в Курск. Там Юрий(так Свиридова звали в детстве) пошел в школу, где и проявились его музыкальныеспособности. Тогда же он освоил и свой первый музыкальный инструмент, обычнуюбалалайку. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слухунаучился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народныхинструментов. Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты имузыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре,Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получитьмузыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу.На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но посколькуникакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственногосочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В музыкальной школеСвиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Г.Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатилоСвиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу. Вгоды учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировнастала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке.

Окончив школу, онпродолжил занятия музыкой у другого педагога, М. Крутянского. По его совету в1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум поклассу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил вобщежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.

Под руководством ЮдинаСвиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу, вариации дляфортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебныйматериал. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время оннаписал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсовна стихи Пушкина.

Однако недоедание инапряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу иуехать на некоторое время в Курск, на Родину. Набравшись сил и укрепивздоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию истал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогомтам был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.

Под руководством своегонового наставника Свиридов завершил работу над фортепьянным концертом, премьеракоторого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетиюреволюции, одновременно с «Пятой симфонией» Шостаковича.

Такое успешноеокончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, оннаконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом.Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачисленкурсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года егодемобилизовали по здоровью.

До 1944 года Свиридовжил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как идругие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самойизвестной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Крометого, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-тоСвиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создалоперетту «Раскинулось море широко», в которой рассказывалось о жизнии борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.

В 1944 году Свиридоввозвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже ненадо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Кроме того,Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал«музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказываетлитературное произведение средствами музыки. Это прежде всего цикл, посвященныйповести Пушкина «Метель». Но главным жанром, с которым композитор нерасстается никогда, является песня и романс. Основное место в творчествезанимает вокальная музыка. Работает со стихами самых разных поэтов, по-новомураскрывает их облик.

Свиридов развил ипродолжил традиции вокальной и вокально-симфонической музыки, создал новыежанровые разновидности ее. Одновременно в области гармонии и музыкальной формыу него проявилось нового, своеобразного, индивидуального.

Публике широко известнамузыка Свиридова к кинофильмам «Время, вперед!» (1965) и«Метель» (1974).

Мировую славу Свиридовупринесли потрясающие хоровые циклы («Декабристы» на слова А. Пушкинаи поэтов-декабристов, «Поэма памяти Сергея Есенина»,«Патетическая оратория» по В. Маяковскому, «Пять песен оРоссии» на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярныхжанрах, например, в оперетте («Огоньки», «Раскинулось морешироко»), в кино («Воскресение», «Золотой теленок» идр.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, «Дон Сезарде Базан» и др.).

Свиридов был щедроотмечен званиями и наградами практически при всех властях: его триждынаграждали Государственными премиями СССР, Ленинской премией в 1960 году, в1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м - ГерояСоциалистического Труда.

Последний год жизникомпозитора был для его семьи просто чудовищным. 11 декабря умер младший братГеоргия Васильевича, в тот же день заболел сам гениальный музыкант, а 31декабря в Японии скончался его младший сын, японист. (Первого сына Свиридовпотерял еще раньше). Похоронили Свиридова-младшего, а вскоре – старшего…

Гражданская панихида ипохороны Г. Свиридова состоялись 9 января 1998 г. в Москве. После отпевания вхраме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Свой последний приюттело великого композитора обрело на Новодевичьем кладбище.

Итак, произведения Свиридовашироко известны в России и за рубежом. Он одинаково легко писал и серьезную, илегкую музыку, за что народ и полюбил её.

Творчество Г. В. Свиридова

Жизненный и творческий путь

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Отец Свиридова был крестьянином. В начале революции он вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб, защищая советскую власть.

С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь он стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов выучился играть на ней и поступил в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной, музыкальной школы. Через три года Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой. Он начал учиться на фортепианном отделении Центрального музыкального техникума.

В Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. Но главным открытием было то, что, оказывается, можно учиться сочинять музыку и что в музыкальном техникуме существует даже специальное композиторское отделение. Свиридов задумал перейти туда. Он написал две фортепианные пьесы и в мае 1933 года был принят в класс композиций профессора М. А. Юдина. С необычайным рвением новый студент начал наверстывать упущенное. Уже через месяц упорной работы им было представлено первое сочинение.
В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность.

Удивительно простые, близкие традициям русской музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы Свиридова сразу полюбились и исполнителям, и слушателям.

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки – Свиридов сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра.

В июне 1941 года Свиридов закончил консерваторию. В первые же дни Великой Отечественной войны он был зачислен курсантом военного училища, но вскоре демобилизовался по состоянию здоровья.

Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. За три года он написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет.

Самое своеобразное в творчестве Свиридова 1940-х годов – его вокальные сочинения поэма «Песни странника», сюита на слова В. Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 году.

Свиридов много работает в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов.

В 1949 году Свиридов познакомился с творчеством великого армянского поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах А. Блока и советских поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов». Поэма Свиридова – «эпическая песнь» наших дней о стойкости и мудрости народа, о величии его духа.

В 1955 г. Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в превосходном переводе С. Маршака. В отличие от поэмы «Страна отцов», в этом цикле нет монументальных образов и картин, отражающих события большого исторического значения. Вместе с тем у этих двух произведений много общего – серьезность замысла, умение композитора за частными явлениями видеть их большой, общечеловеческий смысл.

Если в поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бернса – это галерея музыкальных портретов простых людей, вереница сценок из их жизни вокруг одного образа – молодого человека, «лучшего парня наших лет».
В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве.

Есенинские строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын.

Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему стихам. Композитор, действительно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора.

Четко обозначилась основная линия творчества композитора – создание вокальной музыки, хотя инструментальные произведения не исчезают из сферы его интересов. Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры – песня, романс; но постепенно он переходит к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение отмечено одухотворенностью.

Особое место в творчестве Свиридова занимает «Патетическая оратория» (1959) для солистов, хора и оркестра на стихи В. Маяковского. Очень многие советские композиторы писали на стихи Маяковского произведения самых различных жанров. Но, пожалуй, «Патетическая оратория» Свиридова является из них самым значительным и интересным.
«Патетическая оратория» – это монументальное художественное полотно, сотканное из множества интонаций. Особенно впечатляет последняя, заключительная часть оратории, в которой используются отрывки из поэмы «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Называется эта часть «Солнце и поэт». Яркая, ликующе-торжественная музыка сопровождается колокольным звоном, как бы передающим в звуках полыхание «ста сорока солнц».

Линия революционной романтики, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!» (1977), которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме А. Блока.
Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака.

Эти произведения, безусловно, зрелые, отмеченные высоким профессионализмом, наполненные поэтическими образами. Что касается стиля, то в них стала ярче, рельефнее выделяться городская песенная струя.

Однако композитор не расстался и с крестьянской песенностью. В 1960-е годы пристрастие композитора к этой первооснове народной русской музыки обозначилось еще определеннее. Так, был создан вокальный цикл «Курские песни», который явился вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки.
Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце пятидесятых годов. Результатом творческой работы композитора стало это замечательное произведение современности. В «Курских песнях» не проступают черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями.

Словно вещий Баян, не спеша, композитор разворачивает перед нами эту жизнь, показывая различные ее грани. Он рассказывает увлеченно, живо и вместе с тем строго, возвышенно, с объективной сдержанностью летописца.

В семи песнях единая драматическая линия с кульминацией и итогом. Причем итог – яркая народная сцена, оптимистическая по характеру.

Чуткое постижение народно-песенного материала позволило композитору создать и особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей емкостью, выразительностью равноценно основной мелодической линии и способствует выявлению смысла, содержания всего целого.

В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезирует гармонию бытия и тонкость чувств, что создает какую-то еще более невесомую одухотворенность и возвышенность.

Примеры тому – «Весенняя кантата» на слова Некрасова (1972) с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, и одно из самых ярких сочинений Свиридова – Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973). Здесь интонации старинных культовых песнопений обретают современное звучание и эмоциональную остроту. Музыка эта, пожалуй, близка древним гимнам раннего христианства с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия.

Следует отметить и «Концерт памяти А. А. Юрлова» (1973) – своеобразный реквием в трех медленных скорбных частях с очень изысканной и сложной хоровой тканью, вызывающий грустно-светлые воспоминания о выдающемся музыканте. Это страстное, медленное, мучительное отпевание, идущее из самой глубины взволнованного сердца.
В поэме «Отчалившая Русь» (1977), напротив, много контрастов, есть и моменты величаво трагического характера. Но это не картины социальных битв. Все «действие» поднято как бы на космическую высоту. Отсюда и легендарность образов добра и зла, Христа и Иуды.
Образный мир пушкинской поэзии вновь привлекает композитора и вдохновляет его на создание прекрасной музыки. Необыкновенно поэтична музыка к телефильму «Метель» (1974) по Пушкину. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущаются какие-то трагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствуется в музыке к сцене «Венчания». А сразу ставший популярным и часто исполняемым «Романс» внешне напоминает романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то роковыми предчувствиями приближает его к развернутой симфонической поэме.

В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» – концерт для хора. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой – единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.

В 1980 году Свиридов пишет маленькая хоровую поэму «Ладога» на стихи Александра Прокофьева, первое исполнение которой состоялось в Большом зале консерватории – сочинение яркое, сочное, праздничное. Та вечно живая народная стихия, без которой не мыслит себя ни один подлинно национальный художник.

Свиридов несет свое понимание народного, в котором так естественно соединены чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор. Народная жизнь черпает мудрость и силу в природе, сама являясь ее частью.

Обращают на себя внимание сочинения на стихи Блока – кантата «Ночные облака» (1979) и хоровой цикл «Песни безвременья» (1980). Свиридов открывает поэта причудливого, со своеобразной диалектикой становления, произрастания нового. Страстные молитвы о совершенстве жизни, картины ясной, светлой весны, зыбкой ночи, тайной любви и многого, что растет во мгле среди неустойчивости и неуютности быстро текущего бытия, все это перекрывается чувством торжественной таинственности и извечной причудливости жизни.

Так, постепенно, вырисовывается основной путь Свиридова – от молодой пылкости через трудные проблемы к философской ясности и просветленности, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и красив, всегда Свиридов подчеркивает самое лучшее и высокое в человеке, все патетически приподнято у него!

В современной музыке все больше усложняется музыкальный язык, обостряется диссонантность звучаний. Потому Свиридовская кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, порождая ясность мысли, прозрачность звучания, кажется особенно ценной. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности художнику – за внимание к тому, что есть лучшее в нашем национальном искусстве, в русской народно-песенной стихии.

За большие заслуги в области развития советской музыки Г.В. Свиридову присвоены звания народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда. Он лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.

Умер Георгий Васильевич летом 1997 года в Санкт-Петербурге.

Тематика и образный строй произведений

Музыку Георгия Васильевича Свиридова невозможно спутать ни с какой другой – её образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков. Эта музыка проста, безыскусна. Но эта простота – следствие глубокого постижения сложности жизни и желания, да и умения тоже сказать о ней просто. Эта простота на фоне сложнейших исканий большинства современных композиторов кажется феноменальной, непостижимой .

Герой свиридовских произведений – поэт, гражданин, патриот, влюблённый в родную землю. Его патриотизм, гражданственность – без громких слов, но наполняют сочинения композитора тихим, неярким светом, излучающим тепло и огромную всепокоряющую силу. На интересе к Родине, народу, русской культуре и традиции сосредоточены все помыслы, все чаяния свиридовского героя. И никогда его чувства не проявляются поверхностно, но всегда глубоко, целомудренно, чисто, по-русски задушевно.

Тема Родины, России проходит через все произведения Свиридова самых различных жанров: в монументально-героической «Патетической оратории», в лирико-эпической «Поэме памяти Сергея Есенина», в вокальных циклах на стихи А.С.Пушкина, С.А. Есенина, А.А. Блока. Но чьи бы стихи не лежали в основе свиридовских песен и хоров, всегда они претворены в музыке по-свиридовски своеобразно, оригинально.

Большое место в музыке Г.В. Свиридова занимают образы русской природы, то яркие, сочные, написанные словно крупными мазками (как в «Поэме памяти Сергея Есенина»), то нежные, словно размытые, «акварельные» («Осенью», «Эти бедные селенья» на стихи Ф.И. Тютчева), то строгие, суровые («Деревянная Русь» на стихи С.А. Есенина). И всегда изображаемое пропущено через сердце, воспето с любовью. Природа неразлучна, неразделима с мироощущением лирического героя Свиридова . Она одушевленна, таинственно-непостижима. Такое обострённое восприятие природы идёт от глубины натуры героя, его душевной тонкости, поэтической чуткости.

Г.В. Свиридов стремится отразить в своём творчестве наиболее значительные события и явления нашей истории и современной жизни, например Куликовскую битву («Песня о России» на стихи А.А. Блока), революционные события («Поэма памяти Сергея Есенина», « Патетическая оратория » на стихи В. Маяковского).

Но не только эпохальные явления нашли своё воплощение в свиридовской музыке, в ней – отражение простой, повседневной жизни людей. И в этом композитор, поднимаясь до больших социальных обобщений, создаёт образы необычайно многоплановые, а подчас и целые трагические судьбы.

Народная жизнь в творчестве Свиридова – это и особый жизненный уклад, и особый мир верований, обрядов; это и высокая нравственность, высокое этическое начало, которое помогло народу выстоять, сохранить свою самобытность; это, наконец, живая жизнь, не прерывающаяся на протяжении веков, тысячелетий – несмотря ни на какие моры, нашествия, потрясения. Истины народного бытия воплощены в музыке очень разнообразной: напряжённой лирического чувства – и тихого умиления, затаённой страстности – и строгой торжественности, возвышенной печали – и бесшабашной удали, озорства.

Характеристика вокально-ораториального жанра

Свиридов занимает в русской музыке XX века очень своеобычное место, голос его неповторим, существенно отличен от других музыкантов-современников. Свиридов раскрылся во всей оригинальности своего дара главным образом как автор вокальной музыки – романсов, хоров, ораторий. В этом жанровом предпочтении он явно шел против течения, выдвинув на первый план чисто песенную природу творчества в противовес сложной волне инструментализма, богато представленного в музыке лучших советских мастеров. Произведения Свиридова прежде всего поют. Они легко доступны кругу непосвященных. В тяготении к музыке распетого слова он прямой продолжатель традиции Глинки – Мусоргского, одной из самых демократичных в русском искусстве прошлого.

Именно благодаря Свиридову широко развернулось движение ораториального жанра в советской музыке 50 – 70-х гг., жанра, в котором он своего рода первооткрыватель, вдохнувший в него свежие идеи. Жанр оратории для Свиридова – концентрированное выражение напряженной мысли о Родине, о пережитых событиях отечественной истории, мысли, выраженной в нерасторжимом единстве музыки и самой высокой классической поэзии. В центре его ораториальных исканий – серия музыкальных антологий-портретов выдающихся поэтов: Есенин, Маяковский, Пушкин, Блок, Пастернак. К ораториям-портретам примыкают и сольно-песенные антологии, в каждой из которых собраны самые характерные стихи любимых им поэтов: Бернса, Есенина, Исаакяна. Так возникла в советской музыке свиридовская традиция песенно-ораториальных монументов крупнейшим поэтам-классикам.

Столь же заражающей оказалась другая ценная традиция, вызванная к жизни инициативой Свиридова: оратория фольклорного типа в виде венка народных песен, обогащенных фантазией современного художника и сомкнутых в цельное вокально-симфоническое полотно .

И еще в одном важном направлении композитор движется против течения – в сфере музыкально-выразительных средств: в век непрерывного усложнения гармонических, тембровых, полифонических средств Свиридов не боится быть до крайности простым и ясным, иногда доходя в этом упрощении до своего рода полемических преувеличений. Порой кажется, что в его музыке воздействует только вокальная мелодия, поддержанная аскетическим аккордовым пятном или звенящим органным пунктом. Никаких контрапунктических комбинаций, наложений, имитаций, сложных модуляционных планов. Только впечатляющий пластичный распев или декламационно-речевая фраза, неразрывно слитые со словом, с поэтической мыслью.

Почерк Свиридова ярко самобытен, он безошибочно угадывается с первых же тактов, с нескольких звуков – касается ли это мелодии, гармонии или фактуры. Такие общие приметы стиля, как национальное своеобразие во всех его проявлениях или опора на классические традиции, получают у него индивидуальное претворение.

Прежде всего бросается в глаза и поражает удивительное самоограничение в выборе средств музыкальной выразительности при безошибочно точном их применении, создающее впечатление афористичности высказывания.

Возникает та новая высокая простота, которая является следствием переработанной сложности и кажется на фоне современного музыкального творчества парадоксальной, загадочной. Во многом она создается с помощью необычного сочетания и органического слияния разнородных, иногда далеких стилистических признаков, благодаря повышенной концентрации выразительных деталей, порознь элементарных, но в совокупности вызывающих ощущение неисчерпаемого богатства.

Почти в любом из сочинений Свиридова сказываются результаты скрещивания романсовости и песенности, которое происходит на основе и при постоянном преобладании последней. От романса идет повышенная чуткость к слову, интонации, мгновенность реакции на изменения в тексте, гибкость переходов, тонкая нюансировка – одним словом, тенденция к индивидуализации, детализации музыкального языка. С ним же связаны и тяга к интеллектуальной лирике, к философичности, внимание к психологическому началу. Но все это перекрывается и поглощается – хотя и не до исчезновения – тенденцией к обобщению, мощной эпической струей, демократизмом – качествами, идущими от песни.

Душа музыки Свиридова – мелодия. В лучших его произведениях мелодия настолько сливается, срастается со словом, что кажется: иначе и сказать, не только что пропеть, нельзя. Происходит это совершенно естественно, без малейшего нажима, благодаря тонкому слышанию эмоционального строя текста в целом и отдельной фразы, ее подъемов и спадов, а также способности чутко улавливать подсказываемые им жанровые, красочные или другие возможные ассоциации. Эти качества, органически сочетаемые с песенной интерпретацией стиха, складываются в выразительную «говорящую» песенно-декламационную мелодию, которая возникает у Свиридова как бы в результате «интеграции» многих и разных «характеристик» стихотворения и является их концентрированным иновоплощением. Часто концентрация так велика, что мелодия первой же фразы-строки оказывается своего рода музыкально-образным тезисом, в процессе развития которого становление собственно мелодических закономерностей согласуется со всеми смысловыми поворотами текста.

«Патетическая оратория»

«Патетическая оратория» – одно из значительнейших произведений советской музыки . Она состоит из семи развернутых частей, каждая из которых – самостоятельная страница нашей истории. И все вместе они представляют стройную, монументальную эпопею, посвященную революции, гражданской войне, а затем – мирному строительству в нашей стране. Написана она для солистов, хора и оркестра, и в основу ее легли стихи Маяковского , выбранные композитором из различных его произведений. В оратории во весь рост предстают два основных героя – народ, творящий новую жизнь, и поэт , ее воспевающий. И от этого вся оратория представляется как бы монументом, высеченным из монолитной глыбы гранита.

«Патетическая оратория» – одна из дерзновенных работ мастера, радикальное испытание его творческой эстетики и стиля.

Весомым оказался вклад «Патетической» в развитие советского кантатно-ораториального жанра. Решительное его обновление, как известно, было предпринято Свиридовым в замечательной «Поэме памяти Сергея Есенина», положившей в истории жанра начало целому периоду. Новаторство «Поэмы», однако, во многом связано с отрицанием или решительным переосмыслением сложившегося в данном жанре типа образности, с созданием принципиально иной жанровой разновидности (глубоко оправданно, как это типично для Свиридова, и само название произведения). Многозначность эмоциональной системы, непривычной силы драматизм, давший импульс напряженному внутреннему движению образов, – эти свойства «Поэмы» нашли продолжение в «Патетической оратории», но в ином аспекте. Здесь – более обычные жанровые рамки монументальной оратории, трактующей традиционно значительную тему. Если сам по себе замысел и литературный источник «Поэмы памяти Сергея Есенина» уже во многом обеспечивал оригинальность и новизну общей концепции, то в «Патетической оратории» композитору предстояло прорвать кольцо шаблонных решений и банальных, «выдохшихся» средств, имея, правда, мощного союзника – поэзию Маяковского. Впрочем, союзник этот тоже не был «покладистым» – требовались усилия, чтобы преодолеть ставший уже привычным «хрестоматийный глянец». Тем более высоко следует оценить художественную смелость и творческие возможности автора, одержавшего здесь выдающуюся победу.

Поэтическая образность стихов Маяковского, их открытая динамичность, пафос, громкоголосая плакатность стимулировали использование приемов выразительности, нигде больше не применявшихся композитором столь концентрированно. Его захватил «романтический максимализм» поэта. В музыку вторглись конфликтные, остро напряженные ситуации. Выдвинулись образы плакатные, гимнические и отступили на второй план образы природы, задушевной лирики (столь типичные для Свиридова). Появилась потребность в сильных и ярких средствах противопоставления. Возросла доля конкретно-изобразительного, сюжетно-событийного начала. Укрупнился объем всего музыкального полотна, составленного на этот раз из больших картин-фресок. Усложнилась драматургия целого, характер взаимоотношения частей.

Многослойность звуковых истоков как наиболее примечательное свойство свиридовской музыки обретает в оратории особую широту, контрастность составляющих рядов и более богатые формы синтезирующих тенденций. Здесь претворяются приемы выразительности, идущие не только от традиций старого русского хорового многоголосия, но и как бы «списанные с натуры», характеризующие звучащий быт революционной эпохи (марш, ораторская декламация, разного рода звукоподражания). В третьей части, например, композитор в равной мере ориентируется и на традиции канта, и на бытовую и массовую песню. В совокупности истоков рождается музыка необычайной силы воздействия, благородства и возвышенной красоты – величественная песнь в честь национальных героев.

Разнородность истоков материала, глубина вертикального ряда их пластов вскрывают природу интонационного богатства музыки оратории, что легче всего просматривается сквозь призму жанрового состава музыкального материала. Какие жанры претворены в оратории? Какие новые возможности художественной выразительности открывает здесь для себя Свиридов?

Основной жанровый стержень оратории – марш, массовый жанр революционного времени, скрытый во многих стихах Маяковского, – «Левый марш», «Наш марш» (отсюда симметричность структуры, четкая периодичность рифмы, чеканный слоговой ритм текста). Марш – основа ряда частей оратории – определяет единый внутренний ритм музыки и раскрывается в цикле в широком диапазоне выразительных нюансов. Марш-фон, сопровождающий шаг шествия, марш-действие, сопутствующий трудовому созиданию, марш-гимн, приводящий в состояние ликования всех участников событий, марш-апофеоз… И в каждом случае композитор акцентирует различные музыкально-выразительные приемы, то подчеркивая жанрово-первичную характеристику, то затеняя ее. В результате маршевая основа музыки обретает возможности обрисовки разных ситуаций, просматривается в эпизодах, отличающихся по настроению и звучанию.

Специфическая выразительность многих страниц оратории связана с еще одной жанровой линией – декламацией. Именно она накладывает своеобразный отпечаток на музыку сочинения. Свойственная Свиридову интонационная значительность мелодической речи получила в оратории сильнейшие новые стимулы от поэзии Маяковского. Характерные особенности стиха Маяковского – повышенная интонационная динамика, вызывающая разбивку на подстрочия, сложные строфические ритмы, диалогическая форма, внутренняя смысловая драматургия развития мысли – обусловлены его разговорной природой.

Свиридов точно услышал и чутко отреагировал на интонационное напряжение стихотворений Маяковского, воспринял их поэтическую форму (диалогические переключения) и активность такой стихотворной композиции перенес в музыку. Смысловой драматургией стихов Маяковского продиктовано в оратории устремленное вперед векторное развитие музыкальных форм отдельных частей. Но, отмечая органичность контактов стихотворной основы оратории и ее музыки, чуткость композитора к выразительным стилистическим свойствам поэзии Маяковского, необходимо представлять себе рубеж, очерчивающий пределы контактов музыки и слова. Этот рубеж определен разными возможностями словесного и музыкального решения художественных образов. Но, кроме того, в стилистике Маяковского содержатся моменты, которые не могут быть отражены средствами языка музыки. Например – максимальная конкретность, точность словесных понятий; внутренняя дробность стиха, где подчас, особенно благодаря разбивке на подстрочия, звучит отдельно каждое слово. Неуловима музыкой игра метафорами, столь характерная для поэта, составляющая иногда смысл произведения, основу композиции и рифмы. Не поддается воссозданию в музыке изящество его словотворчества, смысл неологизмов. Все это должно было остаться и осталось за пределами музыки.

И, кроме того, в системе стиля Свиридова, не изменяющей в оратории своих основных свойств, перестраивается интонационно-ритмический пульс многих стихотворных форм Маяковского, структура фразировки, композиция целого. Самое ценное качество стиля композитора – его мелодико-песенная основа – исключает точное следование за дробной интонацией Маяковского. Поэтому Свиридов не идет по пути исключительно речитативного озвучивания поэтических первообразов. Основой музыки остается песенность, но интонационный материал во многих случаях становится более острым, напряженным, мотивы – лаконичными, разделяемыми частыми паузами, более прерывистыми. В воссоединении мелодической распевности, закругленных, цельных, широких по дыханию линий и интонационной дифференцированности речитатива концентрируются самые ценные художественные находки композитора, вскрывается своеобразие музыки оратории.

И, наконец, Свиридов вводит в ораторию ряд звукоизобразительных приемов. Обычно редко прибегая к конкретной иллюстративности, композитор не только многообразно пользуется здесь возможностями звуковой конкретизации действия, но и придает им большое значение в структуре художественных образов оратории. Особенно в первых двух частях, где звукоизобразительность (фанфары, выстрелы, шаги и т. д.) создает максимальное правдоподобие звучания. Звукоизобразительность, безусловно, не вступает в процесс синтеза с основными жанровыми пластами сочинения, поскольку это музыкальный прием иного порядка, но обогащает характеристику образов дополнительными штрихами, снабжает их активным фоном.

«Патетическая оратория», пожалуй, единственное сочинение Свиридова, где так динамично композитор пользуется методом музыкального контраста, применяя его при сложении отдельных частей и всего цикла. Впечатление объема и широты образных зарисовок почти в каждой части связано с контрастным сопоставлением граней, плоскостей, угла зрения на избранный объект. Контуры целого набрасываются крупными, рельефными штрихами, выделяющимися деталями. К этому побуждает и поэзия Маяковского с ее плакатной броскостью тезисов.

«Поэма памяти Сергея Есенина»

«Поэма памяти Сергея Есенина» – одно из прекрасных произведений советской музыки. Воплощая в нем лирическую тему есенинской поэзии – любовь к родному краю, Свиридов раскрывает также важные для поэта грани этой темы: поэт и Родина, поэт и народ, поэт и революция. Он показывает их во всей сложности и противоречивости, свойственных Есенину, не сглаживая остроту и трагизм его переживаний.

Создавая поэму, Свиридов обращался к произведениям Есенина разных лет: от 1910 до 1924 года. Группировка же их весьма примечательна. Стихотворения, образующие первые шесть номеров, созданы Есениным в период от 1910 до 1916 года. Они воспроизводят картины жизни русского крестьянства до Октябрьской революции. Это: «Край ты мой заброшенный…» (1914), «Поет зима…» (1910), «В том краю…» (1915), «Молотьба» (1916), «За рекой горят огни» (1916), «Матушка в Купальницу по лесу ходила» (1912). Последующие четыре стихотворения относятся к 1918-1924 годам и посвящены образам молодой Советской России. Это два фрагмента из поэмы «Песнь о великом походе» (1924), озаглавленные Свиридовым: «1919…» и «Крестьянские ребята»; стихотворение «Я - последний поэт деревни…» (1919) и фрагмент из цикла «Иорданская голубица» (1918)-«Небо - как колокол…», образующий финал поэмы. Такая группировка отчетливо делит всю композицию, соответственно содержанию, на две части, которые можно условно назвать «Русь уходящая» и «Русь советская».

В стихотворениях, отобранных Свиридовым речь ведется как от лица поэта, так и содержится объективное повествование. Чередуются части с лирическим уклоном и с эпическим. Но принципиального различия между ними нет. Есенин – «певец российских деревень» – всюду предстает как частица народа, России, как поэт, чья сложная и трудная судьба неотделима от судеб родной страны. Лирический герой поэмы показан в окружении картин русской природы и народной жизни. И в то же время эти картины даны в музыке как бы сквозь восприятие ее героя – человека нежной, возвышенной души.

В переплетении и слиянии субъективного с объективным, личного с общенародным, лирики с эпосом и жанром и раскрывается в поэме ее философская идея.

Очевидно, неизменное присутствие в музыке личного начала и наличие лирического героя стали причиной того, что Свиридов назвал свое произведение не ораторией или кантатой, а поэмой. Это обозначение говорит и о другом – о единстве целого, достигаемом благодаря внутренней связи всех частей, которая основана на последовательном развитии не сюжета, а темы и идеи произведения.

Связаны воедино части поэмы и «сквозными» образами поэта и русской земли.

Еще один объединяющий образ – колокольные звучания как музыкальный символ есенинской Руси. Это доносящийся издалека монастырский звон (первая часть), бубенцы саней (вторая часть), позвякивание кандалов (третья часть), хрустальные колокольчик!! (пятая-шестая части), тревожный набат (седьмая часть), гармошечные колокольцы (восьмая часть), похоронные удары (девятая часть), величавый «вселенский» благовест (десятая часть).

Наконец, способствует единству поэмы замечательная цельность ее музыкального языка. Вернувшись к родной для него русской песенной стихии, Свиридов безраздельно отдался ей. То, что делает композитор, – это не «обработка» фольклора и не подражание ему, а самостоятельное творчество по его законам. И результаты таковы, что некоторые напевы, звучащие в поэме, достойны встать в один ряд с лучшими образцами русской народной песни.

Свиридов поднимает широкие пласты русской песенности: крестьянской (старой и новой), городской, частично солдатской. Но стиль его музыки остается единым как внутри каждой отдельной части, так и на протяжении всего цикла. Попевки одного и того же типа встречаются в разных частях. Это не традиционные лейтмотивы, а скорее родственные интонационные образования, зерна, которые в новых условиях каждый раз дают новые ростки, побеги. Можно выделить две основные группы таких интонаций. Одна – лирические попевки в миноре, опирающиеся на тоническую квинту и опевающие ее или основанные на плавном нисходящем движении от четвертой ступени к тонике. Они встречаются в первой, третьей, седьмой, девятой частях.

При этом в последних двух частях поэмы завершаются линии развития обеих групп: квинтовые и нисходящие минорные полевки, связанные с лирическими раздумьями, с настроениями тоски и обреченности, полнее всего обнаруживают себя в монологе «Я последний поэт деревни», а квартовые и трихордовые, лежащие в основе зовов, кличей и богатырских образов природы или народной жизни, обобщены в финале.

В целом поэма Свиридова - оригинальное, необычное по жанру произведение. Это не традиционная оратория, поскольку в ней нет сюжета, драматического действия без сцены. Это и не традиционная кантата, поскольку цикл объединен образом одного героя.

Необычно также отсутствие в произведении с участием с оркестром сколько-нибудь развитых, самостоятельных по значению симфонических эпизодов. Такого жанра — многочастной вокально-симфонической поэмы раньше фактически не существовало.

Творческая биография одного из самых самобытных композиторов XX века тесно связана с музыкальными традициями Курского края. Родился мальчик в семье почтового служащего и учительницы в городке Фатеже в 1915 году

Родители маленького Юры, как в детстве называли будущего музыканта, стояли по разные стороны политических баррикад. Отец Василий Григорьевич рано увлекся идеями большевизма и во всем поддерживал красных, а мать, рожденная в набожной семье, придерживалась монархических взглядов.

Gamesounds

Елизавета Ивановна Свиридова, урожденная Чаплыгина, с юных лет пела на клиросе, что сильно сказалось на будущих музыкальных пристрастиях ее сына.

Родственники по линии матери - дед и прадед Георгия, оставили значимый след в истории края. Они занимались попечительством школ Фатежа, состояли при совете прихода Богоявленского храма города. В детстве мальчик регулярно посещал небольшую церквушку Фрола и Лавра вместе с бабушкой по материнской линии, особенно он любил службу Чистого Четверга.


Впоследствии детские впечатления вылились не только в любовь композитора к вокальному творчеству, но и в создание поздних опусов на религиозные темы, которые вышли из-под пера автора в начале 90-х.

С началом гражданской войны отец Георгия Свиридова трагически погиб в столкновении большевиков с отрядом деникинцев, оставив свою жену вдовой с двумя маленькими детьми на руках: четырехлетним Юрочкой и годовалой Тамарой. Одинокая мать в поисках работы переезжает в Киров к дальним родственникам.


KudaGo

К интересным фактам жизни композитора можно отнести следующий случай. Однажды в качестве оплаты труда Елизавете Свиридовой предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И она, не долго думая, выбрала музыкальный инструмент. К этому времени чуткая образованная женщина уже заметила пристрастие сына к музыке и решила помочь ему в освоении мастерства.

Маленький Юра не только увлекся музыкой, он очень любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве иностранных и русских поэтов. К тому же, заинтересовавшись однажды балалайкой, он быстро осваивает этот инструмент для исполнения музыкальных композиций на одном из торжеств.


Ekburg

В 1929 году он поступает в курскую музыкальную школу в класс к Вере Уфимцевой. На вступительном экзамене необходимо было сыграть музыкальное произведение, но так как мальчик не имел нот, он сыграл марш собственного сочинения, чем покорил преподавателей.

Вторым учителем композитора стал Мирон Крутянский. Он посоветовал Георгию Свиридову продолжить обучение музыке в Ленинградском музыкальном техникуме. И в 1932 году юноша поступает на курс к пианисту Исайи Браудо.

Георгий феноменально учится, быстро осваивая фортепианную технику, а по вечерам подрабатывает тапером в кинотеатре, но его мудрый учитель все-таки обращается к дирекции учебного заведения с просьбой перевести Георгия Свиридова на композиторский курс.


Проза

Юра поступает в класс Михаила Юдина, а в 1936 году становится студентом Ленинградской консерватории, где занимается в классе П. Рязанова и Д. Шостаковича. С Дмитрием Дмитриевичем они становятся друзьями. Старший товарищ сильным образом повлиял на мировоззрение Свиридова, навсегда привил ему любовь к национальным истокам.

Через год после поступления Георгия принимают в Союз композиторов. Выпускными работами юноши стали его концерт для фортепиано, первая симфония и симфония для камерного оркестра.

Музыка

Сороковые-роковые Свиридов провел в эвакуации в Новосибирске, вместе со всем составом Ленинградской филармонии, в которой он устроился работать сразу же после завершения образования. В эти годы набивший руку на инструментальной музыке композитор впервые приступает к созданию вокальных произведений. К такому жанру он будет возвращаться не раз.


Москворечье

На творчество его вдохновляла поэзия Шекспира, Аветика Исаакяна в переводе Александра Блока, Роберта Бернса в переводе Самуила Маршака и даже стихи китайских поэтов Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана.

С середины 50-х он приступает к созданию произведений на слова , написав многочастную поэму «Памяти Сергея Есенина» и , сочинив «Патетическую ораторию». Георгий Свиридов пишет кантату на слова Бориса Пастернака. Популярность обретают его вокальные произведения на стихи Н. Некрасова, А. Прокофьева, М. Лермонтова.


Fmtigmusic

Композитор сознательно выбирает стезю песенного творчества, так как, по его убеждению, только голос является единственным инструментом от Бога. Инструментальная же музыка, которую обычно сочиняли на Руси скоморохи, слыла лакейским видом искусства.

В 60-е годы Свиридов, благодаря собранному фольклорному наследию края, открывает новую страницу в музыкальной академической традиции. Он создает цикл для хора и симфонического оркестра «Курские песни» на народные мотивы.


Вы можете Всё!

Вслед за этим произведением многие советские композиторы, такие как В. Гаврилин, Р. Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский, обращаются к народным мотивам в своем творчестве. так охарактеризовал это произведение и творчество своего ученика в целом: «У Свиридова мало нот, но много музыки».

Период 70 годов считается наиболее плодотворным в творчестве композитора. Он создает свое самое знаменитое произведение «Метель» по мотивам произведения А. С. Пушкина. Наиболее интересными из «музыкальных иллюстраций» считаются композиции «Вальс», «Тройка», «Зимняя дорога».


Вести

Не менее популярным стало произведение, которое знал любой школьник страны, - «Время, вперед!». Его Свиридов написал для фильма Михаила Швейцера, а потом оформил в сюиту. Несмотря на то, что Георгий Васильевич всегда долго выписывал партитуры к своим произведениям, данную композицию он создал за час и все благодаря тому, что спешил на рыбалку, которая была его самым любимым занятием после музыки.

В это же время была написана поэма на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» - подлинная вершина творчества композитора.

Личная жизнь

Личная жизнь композитора складывалась непросто. Он был три раза женат. У него было два сына, но по трагическим обстоятельствам Георгий пережил обоих сыновей.

Об уходе из жизни старшего Сергея, который был рожден в браке с первой супругой, композитор никогда не упоминал. Позднее, после смерти Георгия Васильевича, стало известно, что мальчик покончил жизнь самоубийством, когда родители были на премьере в театре. Было юноше на тот момент 16 лет.


Fenixclub

Младший сын Юрий тяжело болел и ему пришлось покинуть родину для лечения. Прожив в Японии долгое время, он скончался за неделю до смерти своего отца. Об этом событии Георгий Васильевич так и не узнал.

О первых двух браках композитор никогда не упоминал в интервью. Известно, что первая жена Георгия Васильевича была пианисткой, сокурсницей композитора по техникуму. Звали ее Валентина Токарева.

Вторая жена Свиридова, артистка Аглая Корниенко, была младше его на 12 лет. Ради нее Георгий Свиридов оставил свою первую семью и маленького четырехлетнего Сережу. В браке с Аглаюшкой, как ласково ее называл музыкант, у него родился второй сын Юрий.


Новости академической музыки

В основном поклонникам известна его третья жена - Эльза Густавовна Свиридова (Клазер), которая была моложе композитора на 10 лет.

Познакомились они на музыкальном вечере в филармонии, на котором исполнялись произведения молодого талантливого композитора. Эльзе Густавовне захотелось лично выразить свою благодарность Свиридову, и после встречи они уже не расставались, так велика была сила чувства, вспыхнувшего в сердцах обоих.

Последние годы жизни

Эльза Густавовна была тонким знатоком искусства и ценителем творчества своего супруга. Во многом она направляла его советами и своим взглядом со стороны. Она пережила мужа только на 4 месяца, некоторое время успев побывать единственным директором фонда имени Г. Свиридова.


Fetmuzclips

После смерти Эльзы Свиридовой это место оставили навсегда за ней. Последние годы своей жизни тяжелобольной композитор много времени проводил на даче, занимаясь написанием музыки и любимой рыбалкой. На фото этого периода Георгий Свиридов запечетлен как серьезный вдумчивый философ, поглощенный думами об отчизне. Умер композитор в канун Рождества 1998 года.

Произведения Георгия Свиридова

  • 7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935)
  • 6 романсов на слова А. С. Пушкина (1935)
  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937)
  • 7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
  • Камерная симфония для струнного оркестра (1940)
  • Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1942)
  • Соната для фортепиано (1944)
  • Фортепианный квинтет (1944)
  • Фортепианное трио (1945)
  • Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
  • «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959)
  • «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964)
  • Музыка к фильму «Метель» (1964)
  • Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
  • Сюита «Время, вперёд!» (1965)
  • Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» (1973)
  • Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1978)
  • «Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова С. А. Есенина (1977)
  • «Пушкинский венок» для хора (1979)
  • «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
  • «Песни», концерт для хора на слова А. А. Блока (1980-1981)
  • «Песнопения и молитвы» (1994)
Россия - величина лирическая... Композитор Георгий Свиридов

Рассказывает Андрей Андреевич Золотов, профессор, известный искусствовед, художественный и музыкальный критик, заслуженный деятель искусств России: Георгий Васильевич Свиридов - гигант русской культуры. Мне посчастливилось общаться с ним без малого 40 лет. Я познакомился с его творчеством в 1959 году на премьере «Поэмы памяти Сергея Есенина», а затем была премьера «Патетической оратории». В 60-м году мы познакомились лично. Отношения строились по возрастающей. У нас были очень близкие, родственные отношения. Личность была невероятно интересная. Человек, который находился в постоянном духовном поиске.

Последнее его крупное сочинение, на которое я первым написал рецензию, - это «Молитвы и песнопения». Первое исполнение состоялось в Ленинграде, а рецензия вышла в газете «Правда». Ирония, правда? Но в этом было какое-то движение, стремление что-то утвердить. Все непросто. Но публикация в «Правде» давала идеологическое оправдание свиридовскому произведению. Общество тогда шло к переменам, многие люди эти перемены приближали. И в газете «Правда» тоже были люди, которые чувствовали себя причастными к русскому искусству, стремились не разрушить, а наоборот сохранить и преумножить русскую традицию. «Молитвы и песнопения» — это сочинения, написанные для церковной службы, но туда по разным причинам не вошедшие, - как и у Чайковского, Рахманинова.


Но следует отметить все же, что некоторые песнопения Свиридова исполняются сейчас во время пасхального патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя и в некоторых других храмах. Хотя Свиридов писал не для того, чтобы его в церкви исполняли, скорее уж для того, чтобы и в концертные залы была привнесена атмосфера духовности. «Молитвы и песнопения» отражали состояние самого композитора, его молитвенное настроение.

Неизреченное чудо

Свиридов - очень интересный человек. С одной стороны, от рук белых погиб его отец, он автор «Патетической оратории», где стихами Маяковского прославляется советская власть. То есть он был вполне советский человек. Но если вдуматься - так ли все однозначно? «Патетическая оратория» Свиридова - это мысли поэта, конечно. И посмотрите: одна из частей повествует о бегстве Врангеля. Но это не бегство у Свиридова, это трагедия.

Патетическая оратория. О бегстве ген. Врангеля.

Свиридов создал сцену такого шекспировского накала, что диву даешься! Это грандиозная трагедия целого народа. Или в «Поэме памяти Сергея Есенина» - встреча сына и отца, это столкновение, показано тоже очень драматично. Свиридов словно вывел Есенина через музыку на большую космическую орбиту русской культуры. В основном-то музыкальное освоение поэзии Сергея Есенина шло в сторону бытового пения - в этом есть нечто оригинальное, но все же это не стихия высокой поэзии. Свиридов вознес Есенина на такой высокий пьедестал - поставил рядом с Пушкиным, Блоком. Это его подвиг.

Поэма памяти Сергея Есенина

Или возьмите его маленькую кантату на стихи Бориса Пастернака «Снег идет…» - это тоже был своего рода духовный поступок, потому что Георгий Васильевич взял распространявшееся в самиздате и официально неопубликованное стихотворение Пастернака, в котором были такие строки: «Душа моя, печальница / О всех в кругу моем, /Ты стала усыпальницей /Замученных живьем.»

Кантата на стихи Б.Пастернака. Душа

Душа моя, печальница О всех в кругу моем, Ты стала усыпальницей Замученных живьем. Тела их бальзамируя, Им посвящая стих, Рыдающею лирою Оплакивая их, Ты в наше время шкурное За совесть и за страх Стоишь могильной урною, Покоящей их прах. Их муки совокупные Тебя склонили ниц. Ты пахнешь пылью трупною Мертвецких и гробниц. Душа моя, скудельница, Всё, виденное здесь, Перемолов, как мельница, Ты превратила в смесь. И дальше перемалывай Всё бывшее со мной, Как сорок лет без малого, В погостный перегной. 1956

Свиридов позволил себе заменить одно слово у Пастернака: у Бориса Леонидовича было - «и в наше время шкурное», а у Свиридова стало: «и в наше время трудное». Но в любом случае обращение Свиридова к неопубликованному творчеству Пастернака - это был поступок!


А. Золотов с Г. Свиридовым

Свиридов был верующий, очень мятущийся - артистическая страстная натура. Сейчас в творческой среде многие ухватились за его высказывания для себя, которые недавно были опубликованы его племянником. Но я хочу сказать (уже говорил и снова повторяю!), что эта книга чрезвычайно интересна, но какие-то тексты могли бы и полежать - там, где его высказывания касаются ныне здравствующих людей. И повторюсь - это все же были записи для себя, не для публики. Конечно, за конкретные высказывания, не совсем лицеприятные, ухватились некоторые люди и взялись его ниспровергать с пьедестала. Конечно, с высоты музыкальной гениальности его не сбросишь. Навет на личность навести - можно, но это мелко. И очень грустно. Свиридов был очень светлый человек, хотя и страстный.

Он в течение одного или нескольких дней подряд мог по одному и тому же вопросу высказаться по-разному. Помню, как он однажды исключительно высоко отзывался о песнях композитора Андрея Павловича Петрова, говорил, что тот сумел поднять песню в ранг симфонии. Но при этом деятельность Андрея Петрова как руководителя Союза композиторов Санкт-Петербурга он не очень одобрял и что-то об этом и записал (для себя, повторюсь!). В результате, в книге нет высказываний о песнях, а есть то, каким Петров был руководителем. В оценках чужих оценок нужно быть очень осторожными. Тонкое дело - интерпретировать то, что говорил художник. На смерть Дмитрия Дмитриевича Шостаковича он произнес в Большом зале консерватории потрясающую речь - зал рыдал. Потому что Георгий Васильевич был другом Шостаковича, его учеником. Он боготворил Шостаковича, да и тот весьма и весьма высоко ценил Свиридова. И в той книге есть материалы, посвященные тому, как он готовился к надгробной речи. Максим Дмитриевич Шостакович говорил, что это было лучшее, что можно было сказать о его отце. Но при этом Свиридов отстаивал свой собственный творческий путь. У него была теория, что симфонизм на Шостаковиче окончился, дальше должна развиваться вокальная музыка - и в книге есть записи, которые отражают выяснение Свиридовым своего творческого кредо. И критикам Георгия Васильевича это дает возможность упрекать Свиридова в неблагодарности по отношению к учителю, к Шостаковичу. А о тщательной подготовке надгробной речи никто не вспоминает при этом. Одним словом, мы часто бываем несправедливы друг к другу - нужно ценить то лучшее, что есть в нас. В конце концов, народ - это лучшее, что у нас есть. Народ отличается от населения. Население можно посчитать, а народ не исчисляется. Есть большие народы, малые народы - и каждый народ со своими проблемами. Поэтому для меня Свиридов - это человек, который на своем этапе утвердил русскую культуру, русскую мысль, русский характер, русскую духовность в современном искусстве.

Он довольно часто в наших беседах вспоминал слова Блока: «Россия для меня - лирическая величина.» В моем фильме о Свиридове он даже это говорит. Россия как величина лирическая - это не только метафора, но и духовная реальность.

Фильм "Композитор Свиридов" по сценарию А.А. Золотова