Домашний очаг

Герои повести «Гранатовый браслет»: описание и характеристика. Гранатовый браслет

«Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем... Если растолочь его а порошок и принимать с водой, он дает румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душу. Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и » - так в рассказе «Суламифъ» царь Соломон, даря своей возлюбленной драгоценности, говорит о «внутренней природе камней, об их волшебных свойствах и таинственных значениях».

Итак, главная героиня рассказа княгиня Вера Николаевна Шеина получила на изменив и другую драгоценность - серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Жемчуг же издавна являлся символом, с одной стороны, духовной частоты, с другой - недоброго предзнаменования. Предчувствуем именно недобрых предзнаменований пронизан рассказ.

Вспомним, с чего все начинается. С пейзажа, с описания «отвратительных погод», принесших холод, ураганный ветер, на смену, которым приходят прелестные солнечные дни. Вновь вернувшееся лето кратковременно, как коротка спокойна радость Веры. Ее ожидание «чего-то счастливо-чудесного» от дня своих именин, то и дело омрачается вроде бы незначительными происшествиями. Вот Анна, ее любимая сестра, «быстро подойдя к самому краю обрыва, отвесной стеной падавшего в море, заглянула вниз и вдруг вскрикнула в ужасе и отшатнулась назад с побледневшим лицом». Вот вспомнили о морском петухе, которого утром принес рыбак: «Прямо какое-то чудовище. Даже страшно». Вот Вера «машинально пересчитала гостей. Оказалось - тридцать». Вот в разгар карточной игры горничная приносит письмо и браслет с пятью гранатами. «Точно кровь», - думает Вера с неожиданной тревогой. Так исподволь готовит автор своих читателей к главной теме рассказа.

События рассказа разворачиваются неспешно: идут приготовления к именинному обеду, постепенно съезжаются гости. Исподволь входит на страницы рассказа его основная тема - тема любви. «Редчайший дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий любовь «величайшей тайной» Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде» (Л. Смирнова). Однако смысл рассказа совсем не в противопоставлении героев - княгини Шеиной и чиновника Желткова. В рассказе все глубже и тоньше.

Значительность произведению придает тема любви. С ее появлением все повествование приобретает иную эмоциональную окраску. Вот первое упоминание слова «любовь» на страницах рассказа: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения». С первых строк возникает ощущение увядания: сходное с осенней природой однообразное, словно дремотное существование семьи Шеиных, где укрепились прочные отношения, а чувства словно уснули. Однако любовь была вовсе не чужда Вере, просто стремление к ней притупилось. Она «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Это спокойствие и убивает Желтков.

Портрет Желткова как будто предвосхищен словами генерала: «...очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине». Насколько обманчивы оказываются это впечатление! Даже князь Шеин способен оценить благородство души и силу любви этого худощавого телеграфиста: «... но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать». Именно поэтому он разрешит Желткову написать последнее письмо Вере, письмо, которое окажется сродни стихам о любви, в нем впервые будут сказаны слова, ставшие рефреном заключительной главы: « ». Несколькими годами раньше в одном из стихотворений цикла о Прекрасной Даме их использовал поэт . Дар предвидения, который подарил ей гранатовый браслет. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти.

Александра Ивановича Куприна как человека и писателя сформировало грозовое время первой русской революции. Это оно сообщило купринским картинам - как ни мрачна была их правда - мечту о будущем, страстное ожидание бури, которая очистит и преобразит мир. Заветная мысль Куприна-гуманиста о трагическом противоречии бытия: изначально прекрасный человек среди благой и щедрой природы и - жестокий, противоестественный собственнический строй, несущий ему мучения и гибель.

Одним из замечательных созданий А. И. Куприна является повесть о любви «Гранатовый браслет». Сам называл ее «милой» и признавался, что «...ничего более целомудренного не писал». Сюжет повести прост: молодой телеграфист цавно и безнадежно влюблен в княгиню Веру Николаевну Шеину. Юноша не выдерживает мук любви и добровольно уходит 13 жизни, а Вера Николаевна понимает, мимо какой великой любви она прошла. Из простого, даже примитивного сюжета Куприн смог сотворить прекрасный , не увядающий уже многие десятилетия.

Княгиня Вера любима и любит мужа, «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, она всеми силами помогает князю...» Они занимают видное положение в обществе: он предводитель дворянства. Княгиня окружена блестящим обществом, но откуда эта щемящая тоска, не покидающая ее. Слушая рассказы дедушки о любви, Вера Николаевна понимает, что она знала человека, который был способен на истинную любовь - «бескорыстную, самоотверженную, не ждущую награды. Про которую сказано - «сильна как смерть» ...такая любовь, для которой совершить любой , отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а даже радость... Любовь должна быть трагедией...»

Не такую ли любовь испытывает «маленький телеграфист» Желтков? Куприн блестяще показывает, что не зависят высокие моральные качества от сословной принадлежности человека. Это дано Богом - душа, способная любить, может жить в бедной лачуге и во дворце. Для нее не существует ни границ, ни расстояний, ни запретов. Желтков признается, что не в силах разлюбить княгиню Веру. Только смерть сможет оборвать это прекрасное и трагическое чувство. Как созвучны мысли бедняка Желткова и аристократа Аносова. «Семь лет безнадежной и вежливой любви» телеграфиста дают ему право на уважение. Муж Веры, Василий Львович, понял Желткова, может быть, позавидовал таланту этого человека.

После кончины Желткова княгиня Вера казнится, что не предотвратила его самоубийства, хотя чувствовала, предвидела такой конец. Она задает себе вопрос: «Что это было: любовь или сумасшествие?» Василий Львович признается жене, что Желтков не был сумасшедшим. Это был великий влюбленный, который не мыслил свою жизнь без любви к княгине Вере, и когда ушла последняя надежда, он умер. Неизъяснимая тоска охватывает княгиню Веру, когда она видит мертвого Желткова и понимает, «что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее...»

Куприн не дает никаких оценок и нравоучений. Писатель лишь передает прекрасную и грустную историю о любви. Души героев проснулись в ответ на великую любовь, и это главное.

Татьяна Шеханова

Татьяна Сергеевна ШЕХАНОВА - преподаватель московского лицея № 1536, член Союза писателей России, Союза журналистов России.

«Гранатовый браслет» в вопросах и ответах

В связи с сокращениями часов на литературу многие учителя жалуются на нехватку времени, особенно в старших классах. Возникают ножницы между требованиями стандарта и реальной ситуацией, в которой часто приходится даже не проходить, а “пробегать” произведение.

Одним из способов нейтрализации этих ножниц является разгрузка программы старших классов (особенно выпускного) за счёт перераспределения материала. Часть произведений вполне можно перенести в 8–9-й классы: они доступны подросткам по возрасту и могут быть объединены в смысловые блоки с традиционно изучаемыми в этих классах произведениями.

Так можно поступить, например, с «Гранатовым браслетом» А.И. Куприна, который удачно встраивается в линию с «Ромео и Джульеттой», рыцарскими балладами, повестями Тургенева, рассказами Бунина, любовной лирикой разных времён.

В помощь словесникам, которые решатся на такой ход, печатаем десять вопросов и ответов по повести «Гранатовый браслет», которые помогут им провести “инвентаризацию” сведений перед тем как планировать урок, а также послужат опорными линиями для урока.

1. Сравните Веру и Анну. Счастливы ли они? Почему вы так решили?

2. Расскажите о князе Шеине, Николае Николаевиче, генерале Аносове. У них успешная карьера, прочное положение в обществе. Счастливы ли эти герои?

3. В чём смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым? В чём причины несчастья во всех трёх историях?

4. Почему именно генерал Аносов чувствует прежде всех иной масштаб переживаний и духовной жизни Желткова?

5. Что “не так” делают, говоря словами Веры, Николай Николаевич, Василий Львович и она сама? Что “так” делает один Желтков?

6. Как меняется Желтков за “семь лет безнадёжной и вежливой любви”? Расскажите о “трёх шагах” Желткова в последней попытке объясниться - с Шеиным, с Верой и, наконец, со всеми (своим уходом).

7. Как соотносятся образы генерала Аносова и мелкого чиновника Желткова, ни разу не встречавшихся? Образы Пушкина и Наполеона - “великих страдальцев”?

8. В чём, по-вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Largo Appassionato из Второй сонаты Бетховена (соч. 2), сопряжённой с темой истинной любви и истинной жизни?

9. Проанализируйте мотивы розы, письма, символику детали (браслет - дар Желткова, серьги - дар Шеина), жеста, цифр. В чём их роль в повести?

10. Как можно истолковать финал повести?

1. Сёстры Вера и Анна, с одной стороны, похожи: обе замужем, у обеих влиятельные мужья, обе любят быть друг с другом, дорожат этими мгновеньями. С другой стороны, они являются антиподами: это проявляется и в их портретах (английская породистость Веры и татарская порода, “грациозная некрасивость” Анны), и в их мироощущении (Вера следует светским обычаям, Анна своевольна и дерзка, но до определённой границы: “под глубоким декольте носит власяницу”), и в их семейной жизни (Вера не ведает, что не любит мужа, потому что не знает любви, а Анна отдаёт себе отчёт в нелюбви к мужу, но, согласившись на брак, терпит его). В последнем - в несчастной жизни в браке - обе сходны. Вера как бы “потеряна” в привычной жизни, не заметна её красота, стёрта её исключительность (для всех и для неё самой), а Анна “презирает” мужа-глупца и награждена детьми вроде бы хорошенькими, но с “мучнистыми” лицами.

2. Князь Шеин уважаем в обществе, о чём говорит его положение, внешне благополучен (средств не хватает, но это удаётся скрывать; о “недостаточности” любви в семье он не подозревает). Николай Николаевич горд своим чином, должностью, деятелен и внешне также благополучен; однако одинок, что примечательно. Одинок и генерал Аносов, один из самых обаятельных героев повести. Отважный солдат, он на старости лет остаётся без семейного очага. Это главное несчастье всех троих героев.

3. “Девочки” по сравнению с древним генералом Аносовым, Вера и Аня расспрашивают его о любви. Трижды отвечает на это генерал. Две притчи - о том, что есть “не любовь, а какая-то кислятина” (подделка, заблуждение), а одна - история собственной жизни - об антилюбви. Смысл всех трёх вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви и не унижать её.

4. В отличие от Веры, Василия Львовича, Николая Николаевича и даже Анны с её чуткостью (“море пахнет арбузом”, “в лунном свете есть розовый цвет”), генерал разделяет подлинность чувства “телеграфиста” и принятую в свете “усреднённость”, стёртость, ритуальность отношений между людьми. Любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и поле брани. В опошленном в устах князя Шеина рассказе о “похождениях телеграфиста” Аносов слышит знакомые именно ему, старому солдату, ноты доблести духовной.

5. Подарок мелкого чиновника Желткова княгине Шеиной не обрадовал её и привёл в беспокойство всё семейство, включая её брата Николая Николаевича, помощника прокурора. Всё это приводит к трагической развязке. Что же сделали не так (по определению Веры) князь Шеин и Николай Николаевич? Они попытались пресечь чувство любви Желткова к княгине Вере, поставив ничтожного, по их мнению, чиновника “на место”. За тем они и идут к нему. Шеин пассивен, он “влеком” Николаем Николаевичем как вещественное доказательство виновности Желткова, который посягнул на Веру. Она замужем , и муж - подтверждение тому. Шеин безмолвен и безволен, его попытки перебить безапелляционные речи Николая Николаевича вялы. Вот в чём его не так . Николай Николаевич угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности, то есть действует, предполагая, что Желтков может устрашиться и послушно прекратить любить княгиню Веру, не подозревая, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком. В этом - не так Николая Николаевича. Вера же, не сумевшая принять дар любви (и, как его проявление, дар браслета), тоже поступает не так , поскольку живёт не по своим, а по чужим, установленным когда-то и кем-то правилам, не чувствуя себя. Опомнится она лишь после известия о смерти Желткова и прощания с ним (дважды - с телом и с душой).

6. Кто же такой Желтков? Недаром сначала мы видим пародийное воспроизведение его странного поведения: в рамки приличий оно не укладывается. Шеин пародийно интерпретирует письма и действия Г.Ж. Для этого есть основания: раннее письмо Желткова очень отличается от позднего, а пылкие, неловкие поступки влюблённого юноши - от деяний поистине любящего зрелого человека . Налицо рост личности, и именно высокое чувство определяет этот рост, о чём говорит лексика, строй предложений, система аргументов “позднего” Желткова. Через пародийное портретирование мы, читатели, продираемся, как через досадную преграду, к истинному облику личности Желткова. Портрет и речь героя растут с ним. Автор учит нас видеть не место на социальной лестнице, а самого человека. Предостерегает от того, чтобы, раз уверившись в несовершенстве человека, мы не переставали видеть перспективу его развития, не отказывали ему в возможности совершенствоваться, а себе - в возможности видеть его самосовершенствование. Три шага предпринимает Желтков, чтобы объясниться с Шеиным, с Верой и, наконец, со всем миром. Шеину Желтков говорит о любви, которой нельзя противостоять. Но обещает, что больше не потревожит его. Вере - она отказывается выслушать Желткова - говорит о том же, но уже посмертно (в письме). И, наконец, его последним объяснением с миром и со всеми, кто может слышать , является бетховенская соната № 2 - о жизни, о смерти и о любви.

7. Желткова так и не услышали при жизни, как в полной мере при жизни не услышали до конца и Пушкина, и Наполеона - “великих страдальцев”. Куприн именно здесь, после смерти Желткова, открыто вводит романтический мотив отторженности и непонятости героя , возвышая его над обыденной жизнью. Недаром смог расслышать это в глумящихся речах Шеина и особенно Николая Николаевича только генерал Аносов, знающий цену жизни, смерти и любви. Очень важно, что светская беседа не сбивает генерала с толку, он расспрашивает Веру - и в ответ на её встречные вопросы даёт определение истинной любви, которой не был удостоен сам, но о которой много размышлял. Аносов и Желтков не встречаются, но генерал распознаёт в нём героя, не сравнимого по масштабу с князем Шеиным, по слухам о нём.

8. Эпиграф и настраивает нас на то, чтобы слушать сонату Бетховена - величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается повесть. Овеянная ими, она учит тому же - не мельчить, не суетиться, а мыслить и чувствовать по-настоящему, соразмерно себе самому. Музыка внятно рассказывает княгине Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой. Эта щедрость и милосердие проясняют Веру самой себе . Такой она и останется. Это главный дар Желткова, который когда-то в юности увидел подлинность и совершенство Веры, неясные ей самой. Так быстро всё объяснить человеку могут только три вещи - любовь, музыка и смерть. Куприн и объединяет все три в финале повести. В этом - особый смысл музыкальной темы, дающей - от эпиграфа к последней сцене - исключительную завершённость произведению.

9. Напряжённо работает система деталей и символов в повести. Роза - символ не только любви, но и совершенства мироздания. Розы удостаиваются на протяжении всей повести лишь два героя: генерал Аносов и Желтков (последний - посмертно). Символичны дары князя Шеина (серьги с жемчугом - два разъединённых предмета, украшенные символом скорби и слёз) и Желткова (гранатовый браслет с зелёным гранатом посредине; браслет, замкнутый в кольцо, - воплощение гармонии, гранат, по преданию, приносил своему обладателю радость и веселье, а зелёный гранат сообщал, как справедливо предупреждает сам Желтков, дар прозрения). Символичны жесты героев, особенно антиподов - Николая Николаевича и Желткова - при объяснении друг с другом.

10. Все эти наблюдения позволяют сделать вывод, что купринская тема романтической любви необычайно глубока и притягательна. Проста она обманчиво. На самом деле за её прозрачностью - глубина и размах. Недаром в художественном пространстве повести возникают такие могучие образы-символы, как Пушкин, Наполеон, Бетховен. Ещё один образ неназванно, неуловимо присутствует здесь - князь Мышкин (портрет, речь в сцене объяснения Желткова с Шеиным и Николаем Николаевичем напоминают нам о нём), персонаж Достоевского. Недаром Куприн говорит устами генерала Аносова, что любовь - это “великая трагедия”. Однако, несмотря на трагедию, любовь остаётся в нашей памяти величественной и сильной. В этом особенности купринского подхода к теме.

Можно предложить ученикам после беседы по «Гранатовому браслету» поработать с небольшим текстом «Портрет княгини Веры». Сначала необходимо вставить в него пропущенные буквы и знаки препинания (особенно хорошо отрабатывать здесь тему «Однородные и неоднородные определения»), а затем написать по нему изложение. Для более сильных учеников можно предложить продолжить наблюдения, сделанные в тексте, сравнив этот портрет Веры с тем, который мы встречаем в финале повести.

Портрет княгини Веры

Героиня повести «Гранатовый браслет» княгиня Вера появляет..ся на фоне осен..их цветов: “…она ходила по саду и осторожно ср..зала ножницами цветы к обеден..ому столу. Клумбы опустели и имели бе..порядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а так(же) левкой - наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях пахнувших капустой розовые кусты ещё давали - в третий раз за это лето - бутоны и розы, но уже измельчавшие редкие точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной высокомерной красотою георгины, пионы и астры распростр..няя в чутком воздухе осен..ий травянистый грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и ч..резмерного материнства тихо осыпали на землю бесчислен..ые семена будущей жизни”. Героини кажется ещё и нет - перед нами описание цветов, которые она ср..зает. Присмотримся к нему внимательнее: из всех цветов выделен..ы и помещен..ы в центр фрагмента георгины, пионы и астры - союз “зато” противопост..вляет их левкоям и розам цветущим не так “пышно” “холодно” и “высокомерно”, слово “остальные” в начале следу..щего предложения опять выделяет их из ряда - уже по признаку бесплодности . Все остальные цветы не только цвели, но и дали семена, им были ведомы любовь и радость материнства, осень для них - не только пора ум..рания, но и время начала “буду..щей жизни”.

“Человеческие” мотивы в описании цветов подготавливают характеристику самой героини. На этой же странице читаем: “…Вера пошла в мать красавицу англичанку своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом… ” Выделен..ые нами определения связывают в сознании.. читателя Веру, у которой нет детей, а страсть к мужу уже давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Она не просто среди них - создаётся впеч..тление, что она одна из них. Так образ героини.. вошедш..й в пору своей осени встраивает..ся в более широкий пейзажный контекст, который обогаща..т этот образ дополнительными смыслами.

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году, занимает значительное место в творчестве писателя и в русской литературе. Историю любви мелкого чиновника к замужней княгине Паустовский назвал одним «из самых благоуханных и томительных рассказов о любви». Настоящая, вечная, являющаяся редким даром любовь – тема произведения Куприна.

С целью ознакомления с сюжетом и героями рассказа предлагаем прочитать краткое содержание «Гранатового браслета» по главам. Он даст возможность осмыслить произведение, постичь прелесть и легкость языка писателя и проникнуть в замысел.

Главные герои

Вера Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства Шеина. Вышла замуж по любви, со временем любовь переросла в дружбу и уважение. Начала получать письма от любящего ее чиновника Желткова еще до замужества.

Желтков – чиновник. Безответно много лет влюблен в Веру.

Василий Шеин – князь, губернский предводитель дворянства. Любит жену.

Другие персонажи

Яков Михайлович Аносов – генерал, друг покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, отца Веры, Анны и Николая.

Анна Фриессе – сестра Веры и Николая.

Николай Мирза-Булат-Тугановский – помощник прокурора, брат Веры и Анны.

Женни Рейтер – подруга княгини Веры, знаменитая пианистка.

Глава 1

В середине августа на побережье Черного моря пришла непогода. Большая часть обитателей прибрежных курортов стала спешно переселяться в город, оставляя свои дачи. Княгиня Вера Шеина вынуждена была оставаться на даче, поскольку в ее городском доме шел ремонт.

Вместе с первыми днями сентября пришло тепло, стало солнечно и ясно, и Вера была очень рада чудесным дням ранней осени.

Глава 2

В день своих именин 17 сентября Вера Николаевна ожидала гостей. Муж с утра уехал по делам и должен был привезти гостей к обеду.

Вера радовалась, что именины пришлись на дачный сезон и можно не устраивать пышный прием. Семья Шеиных была на грани разорения, а положение князя обязывало ко многому, поэтому супругам приходилось жить не по средствам. Вера Николаевна, любовь которой к мужу давно переродилась в «чувство прочной, верной, истинной дружбы» , как могла, поддерживала его, экономила, во многом отказывала себе.

Помочь Вере по хозяйству и принимать гостей приехала ее сестра Анна Николаевна Фриессе. Не похожие ни внешностью, ни характерами, сестры были очень привязаны друг к другу с детских лет.

Глава 3

Анна давно не видела моря, и сестры ненадолго присели на скамью над обрывом, «отвесной стеной падавшего глубоко в море» – полюбоваться прелестным пейзажем.

Вспомнив о приготовленном подарке, Анна вручила сестре записную книжку в старинном переплете.

Глава 4

К вечеру начали съезжаться гости. Среди них был генерал Аносов, друг князя Мирза-Булат-Тугановского, покойного отца Анны и Веры. Он был очень привязан к сестрам, они, в свою очередь, обожали его и называли дедушкой.

Глава 5

Собравшихся в доме Шеиных развлекал за столом хозяин, князь Василий Львович. У него был особый дар рассказчика: в основе юмористических повествований всегда лежало событие, случившееся с кем-нибудь из знакомых. Но в своих историях он так «сгущал краски», так причудливо соединял правду и вымысел и говорил с таким серьезным и деловым видом, что все слушатели смеялись без остановки. В этот раз история его касалась неудавшейся женитьбы брата, Николая Николаевича.

Вставая из-за стола, Вера непроизвольно пересчитала гостей – их оказалось тринадцать. И, поскольку княгиня была суеверна, ей стало неспокойно.

После обеда все, кроме Веры, сели играть в покер. Она собиралась выйти на террасу, когда горничная позвала ее. На стол в кабинете, куда зашли обе женщины, прислуга выложила небольшой пакет, перевязанный лентой, и объяснила, что его принес посыльный с просьбой передать лично Вере Николаевне.

Вера обнаружила в пакете золотой браслет и записку. Сначала она стала рассматривать украшение. В центре низкопробного золотого браслета выделялись несколько великолепных гранатов, каждый из которых был размером с горошину. Рассматривая камни, именинница повернула браслет, и камни вспыхнули, как «прелестные густо-красные живые огни» . С тревогой Вера поняла, что огни эти похожи на кровь.

Он поздравлял Веру с Днем ангела, просил не держать на него зла за то, что несколько лет назад осмелился писать ей письма и ожидать ответа. Просил принять в дар браслет, камни которого принадлежали еще его прабабушке. С ее серебряного браслета он, в точности повторив расположение, перенес камни на золотой и обращал внимание Веры на то, что браслет еще никто не носил. Он писал: «впрочем, полагаю, что и на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас» и признавался, что все, что теперь осталось в нем – «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность» , ежеминутное желание счастья Вере и радость, если она счастлива.

Вера размышляла, стоит ли показывать подарок мужу.

Глава 6

Вечер протекал ровно и оживленно: играли в карты, разговаривали, слушали пение одного из приглашенных. Князь Шеин демонстрировал нескольким гостям домашний альбом с его собственными рисунками. Альбом этот был дополнением к юмористическим рассказам Василия Львовича. Рассматривающие альбом смеялись так громко и заразительно, что гости постепенно передвигались к ним.

Последняя история в рисунках называлась «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», и текст самой повести, по словам князя, еще «изготовлялся» . Вера попросила мужа: «Лучше не нужно» , но он то ли не услышал, то ли не обратил внимания на ее просьбу и начал свое веселое повествование о том, как княгиня Вера получала страстные послания от влюбленного телеграфиста.

Глава 7

После чая несколько гостей уехали, оставшиеся разместились на террасе. Генерал Аносов рассказывал истории из своей армейской жизни, Анна и Вера слушали его с удовольствием, как в детстве.

Перед тем, как пойти провожать старого генерала, Вера предложила мужу прочитать письмо, которое она получила.

Глава 8

По дороге к экипажу, ожидавшему генерала, Аносов разговаривал с Верой и Анной о том, что не встречал в своей жизни настоящей любви. По его представлению, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» .

Генерал спросил Веру о том, что в истории, рассказанной мужем, является правдой. И она с удовольствием поделилась с ним: «какой-то безумец» преследовал ее своей любовью и отправлял письма еще до замужества. Княгиня рассказала и о посылке с письмом. В раздумье генерал заметил, что вполне возможно, жизнь Веры пересекла «единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная» любовь, о которой мечтает любая женщина.

Глава 9

Проводив гостей и вернувшись в дом, Шеина включилась в разговор брата Николая и Василия Львовича. Брат считал, что «глупости» поклонника нужно немедленно прекратить – история с браслетом и письмами могла испортить репутацию семьи.

После обсуждения, как поступить, решено было, что на следующий день Василий Львович с Николаем найдут тайного обожателя Веры и, потребовав оставить ее в покое, вернут браслет.

Глава 10

Шеин и Мирза-Булат-Тугановский, муж и брат Веры, нанесли визит ее поклоннику. Им оказался чиновник Желтков, мужчина лет тридцати-тридцати пяти.

Николай сразу объяснил ему причину прихода – своим подарком тот преступил черту терпения близких Веры. Желтков сразу согласился с тем, что виноват в преследовании княгини.

Обращаясь к князю, Желтков заговорил о том, что любит его жену и чувствует, что никогда не сможет разлюбить ее, и все, что остается ему – смерть, которую он примет «в какой угодно форме» . Прежде, чем говорить дальше, Желтков попросил разрешения отлучиться на несколько минут, чтобы позвонить Вере.

Во время отсутствия чиновника в ответ на упреки Николая в том, что князь «раскис» и жалеет поклонника жены, Василий Львович объяснил шурину, что чувствует. «Этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. Разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя» . Князю не просто жаль было этого человека, он понял, что стал свидетелем «какой-то громадной трагедии души» .

Вернувшись, Желтков попросил разрешения написать последнее письмо Вере и обещал, что больше о нем посетители не услышат и не увидят его. По просьбе Веры Николаевны он «как можно скорее» прекращает «эту историю» .

Вечером князь передал супруге подробности визита к Желткову. Она не удивилась услышанному, но была слегка взволнована: княгиня почувствовала, что «этот человек убьет себя» .

Глава 11

Следующим утром из газет Вера узнала, что из-за растраты государственных денег чиновник Желтков покончил с собой. Весь день Шеина думала о «неведомом человеке» , которого ей так и не пришлось увидеть, не понимая, почему предчувствовала трагическую развязку его жизни. Вспомнила она и слова Аносова о настоящей любви, возможно, встретившейся на ее пути.

Почтальон принес прощальное письмо Желткова. Тот признавался, что любовь к Вере расценивает как огромное счастье, что вся его жизнь заключена только в княгине. Просил простить за то, что «неудобным клином врезался в жизнь» Веры, благодарил просто за то, что она живет на свете, и прощался навсегда. «Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое» , – писал он.

Прочитав послание, Вера сказала мужу, что хотела бы поехать посмотреть на человека, который любил ее. Князь поддержал это решение.

Глава 12

Вера нашла квартиру, которую снимал Желтков. Ей навстречу вышла хозяйка квартиры, и они разговорились. По просьбе княгини женщина рассказала о последних днях Желткова, потом Вера зашла в комнату, где он лежал. Выражение лица покойного было таким умиротворенным, как будто человек этот «перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь» .

На прощанье хозяйка квартиры рассказала Вере, что в случае, если вдруг умрет и к нему попрощаться придет женщина, Желтков просил передать ей, что лучшее произведение Бетховена – его название он записал – «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».

Вера заплакала, объяснив свои слезы тягостным «впечатлением смерти» .

Глава 13

Домой Вера Николаевна вернулась поздно вечером. Дома ее ждала только Женни Рейтер, и княгиня бросилась к подруге с просьбой что-нибудь сыграть. Не сомневаясь, что пианистка исполнит «то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков» , княгиня с первых аккордов узнала музыку. Душа Веры как будто разделилась на две части: одновременно думала о повторяющейся раз в тысячу лет любви, которая прошла мимо, и о том, почему именно это произведение она должна слушать.

«В уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое» . Слова эти были о великой любви. Вера плакала о прошедшем мимо чувстве, а музыка будоражила и успокаивала ее одновременно. Когда звуки сонаты стихли, княгиня успокоилась.

На вопрос Женни, почему она плачет, Вера Николаевна ответила только ей понятной фразой: «Он меня простил теперь. Все хорошо» .

Заключение

Рассказывая историю искренней и чистой, но безответной любви героя к замужней женщине, Куприн подталкивает читателя к размышлению о том, какое место занимает чувство в жизни человека, на что дает право, как меняется внутренний мир того, кто имеет дар любить.

Знакомство с произведением Куприна можно начинать с краткого пересказа «Гранатового браслета». А затем, уже зная сюжетную линию, имея представление о героях, с удовольствием погружаться в остальное повествование писателя об удивительном мире настоящей любви.

Тест по рассказу

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 9043.

Повесть «Гранатовый браслет» - известное произведение о трагической любви. Куприн показывает истоки и роль любви в жизни человека. Автор мастерски создает социально-психологический тон, который определяет поведение героев. Но до конца не раскрывает и не может объяснить это чувство, находящееся, по его мнению, за гранью рассудка и зависящее от некой высшей воли.

Прежде чем ознакомиться с характеристикой героев «Гранатового браслета», хотелось бы вкратце изложить сюжет. На первый взгляд довольно простой, но психологическая составляющая делает акцент на трагедии: главная героиня в день своих именин получает в подарок браслет, посланный ее давним поклонником, и сообщает об этом супругу. Тот, под влиянием брата, отправляется к ее воздыхателю и просит прекратить преследование замужней женщины. Поклонник обещает оставить ее в покое, но просит позволения ей позвонить. На следующий день Вера узнает, что он застрелился.

Вера Николаевна

Главный персонаж повести «Гранатовый браслет» - молодая, красивая женщина с гибкой фигурой - Шеина Вера Николаевна. Утонченные черты лица и некоторая холодность, доставшиеся ей от матери-англичанки, подчеркивали изящество и красоту молодой женщины. С мужем, князем Шеиным, Вера Николаевна была знакома с детства. За это время страстная любовь к нему переросла в глубокую, искреннюю дружбу. Княгиня помогала Василию Львовичу справиться с делами и, чтобы как-то облегчить их незавидное положение, могла в чем-то себе отказать.

Детей у супругов Шеиных не было и Вера Николаевна свои нерастраченные материнские чувства перенесла на мужа и детей ее сестры Анны. Княгиня была сострадательна, и жалела человека, который ее любил. Хотя он доставлял ей неприятности, появляясь иногда в ее жизни, но Вера ведет себя достойно в этой ситуации. Само воплощение спокойствия, она не делает из этого проблемы. Но как тонкая и благородная натура, Вера чувствует, какая трагедия происходит в душе этого человека. Относится к своему поклоннику с пониманием и состраданием.

Князь Василий Львович

Василий Шеин - один из главных героев. В «Гранатовом браслете» Куприн представляет его, как князя и предводителя дворянства. Мужа Веры Николаевны, Василия Львовича, почитают в обществе. Семья Шеиных внешне благополучна: они живут в большом имении, построенном влиятельными предками князя. Часто устраивают светские приемы, ведут обширное хозяйство и занимаются благотворительностью, как требует того их положение в обществе. На самом деле финансовые дела князя оставляют желать лучшего и он прилагает немалые усилия, чтобы удержаться на плаву.

Человек справедливый и способный к сопереживанию, Шеин заслужил уважение друзей и родственников. «Право же, я его люблю. Он хороший парень», - отзывается о нем генерал Аносов, друг семьи. Брат Веры, Николай, считает, что Василий Львович слишком мягок для человека, жене которого тайный поклонник присылает подарок. У князя другое мнение на этот счет. После разговора с Желтковым, князь понимает, что этот человек безмерно любит его жену. И признает, что «телеграфист» не виноват в своей любви, поэтому искренне жалеет мужчину, который уже восемь лет безоглядно влюблен.

Друг семьи Аносов

Аносов - боевой генерал подружился с отцом Веры и Анны, когда был назначен комендантом крепости. Прошло много лет. За это время генерал стал другом семьи и привязался к девочкам, как отец. Честный, благородный и смелый, генерал был солдатом до мозга костей. Он всегда руководствовался своей совестью и уважал одинаково и солдат, и офицеров.

Аносов всегда поступал справедливо. Даже со своей нечестной женой, которая сбежала от него. Впустить эту женщину обратно в свою жизнь ему не позволила гордость и чувство собственного достоинства. Но, как настоящий мужчина, он не бросил ее на произвол судьбы и выплачивал пособие. Детей у них не было, и генерал отцовские чувства перенес на отпрысков своего друга Тугановского. Играл с девочками и рассказывал истории из своей походной жизни. Впрочем, по-отечески он относился ко всем, кто был младше него или нуждался в помощи.

Куприн в характеристике героев «Гранатового браслета» подчеркнул очень важные моменты. Словами генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» автор выражает свое понимание того, что же такое любовь. Он исследует, почему глубокое чувство оказывается обреченным.

Таинственный поклонник

Желтков влюбился в Веру Николаевну уже давно. Она была для него идеалом и совершенством красоты. Писал ей письма и мечтал о встрече. Продолжал любить княгиню даже тогда, когда понял, что у него ничего не получится. Спокойствие и счастье любимой женщины для него были на первом месте. Он прекрасно понимал, что происходит. Мужчина хотел ее видеть, но не имел на это права. Любовь для него была выше желания. Но Желтков отправил браслет в надежде, что она хотя бы взглянет на подарок, возьмет хоть на секунду в руки.

Как честный и благородный человек, Григорий не преследовал Веру после ее замужества. После того, как она прислал записку с просьбой не писать ей, - он не отправлял больше писем. Только иногда поздравления к большим праздникам. Желтков и помыслить не мог, чтобы расстроить брак любимой женщины и, когда понял, что зашел слишком далеко, решил уйти с дороги. Единственный способ удержаться от желания видеть ее, - это лишить себя жизни. Желтков был достаточно силен, чтобы сделать этот вывод, но слишком слаб, чтобы жить без своей любви.

Такова характеристика героев «Гранатового браслета», которым отводит автор ключевое место в своей повести. Но нельзя оставить без внимания и других участников этой драмы: брата и сестру Веры Николаевны.

Второстепенные герои

Николай Николаевич стал свидетелем подарка, адресованного его замужней сестре. Как брат Веры, он был глубоко возмущен. Николай Николаевич самоуверен и холост, он не любит говорить о чувствах, всегда груб и нарочито серьезен. Он вместе с князем решает нанести визит таинственному поклоннику. При виде высоких гостей Желтков теряется. Но после угроз Николая Николаевича успокаивается и понимает, что любовь - это чувство, которое невозможно отнять и оно останется с ним до конца дней. После разговора Желтков окончательно укрепился в решении уйти из жизни, чтобы не мешать жить Вере.

Сестра Веры, Анна Николаевна, была совершенно на нее не похожа. Она замужем за человеком, терпеть которого не может, но имеет от него двоих детей. Ее характер состоит из множества милых привычек и противоречий. Она пользовалась невероятным успехом у мужчин и любила флиртовать, но мужу никогда не изменяла. Любила яркие впечатления и азартные игры, но была набожна и добра. Почему важна ее характеристика?

Герои «Гранатового браслета», сестры Анна и Веры, с одной стороны, в чем-то похожи, обе замужем за влиятельными людьми. Но Анна - полная противоположность Веры. Это проявляется внешне: «грациозная некрасивость» одной сестры и английская породистость другой. Уделив больше внимания описанию Анны, автор дает возможность понять и внутренне состояние героев. Анна не скрывает своей нелюбви к мужу, но терпит этот брак. Вера же не ведает о своей нелюбви, потому что не знала настоящей любови. Куприн как бы подчеркивает, что Вера «потеряна» в обычной жизни, поэтому и незаметна красота главной героини, и стерта ее исключительность.


_____________________________________________________________________________

Действие рассказа разворачивается в начале ХХ века на черноморском побережье. Княгиня Вера Николаевна отмечает свои именины на даче. К ней съезжаются гости- большей частью родственники. В самый разгар застолья Вере Николаевне передают сверток, в котором она обнаруживает гранатовый браслет грубой работы и записку, подписанную инициалами Г.С.Ж.

Вера Николаевна узнает почерк человека, до замужества преследующего ее дерзкими и полными обожания письмами. Она показывает письмо мужу, вскоре новость об очередном письме Г.С.Ж. становится известной всем гостям. Муж Веры Николаевны, Василий Львович, и её брат, Николай Николаевич, принимают решение найти Г.С.Ж. и пресечь его переписку с княгиней Верой.

Вечером Вера Николаевна и ее сестра Анна провожают своего названного дедушку, генерала Аносова, до экипажа. Генерал Аносов спрашивает внучку об истории с Г.С.Ж.. Та без утайки все рассказывает. Аносов сожалеет о том, что на свете нет настоящей, бескорыстной любви. Во всяком случае, он ни разу такой не видел. Он рассказывает Вере о двух подобных чувствах, закончившихся печально для влюбленных. Но может быть, этот Г.С.Ж. и есть та самая настоящая Верина любовь? Княгиня Вера провожает Аносова до экипажа и с неприятным чувством возвращается домой.

Через некоторое время Шеин и Мирза-Булат-Тугановский наносят визит Г.С.Ж., оказавшемуся мелким чиновником Желтковым. Придя в его скромное жилище, они встречают человека лет 30, растерянного и нервного. Николай Николаевич начинает требовать Желткова прекратить всякое общение с Верой Николаевной, угрожать ему полицией. Вначале Желтков слушает его внимательно и признает за собой все, что вменяется ему в вину, но когда начинаются угрозы, Желтков просто перестает замечать Булат-Тугановского и дальнейшее объяснение происходит между Желтковым и Шеиным. Хозяин объясняет гостям, что не в силах разлюбить Веру Николаевну, и только она властна им распоряжаться. Он звонит княгине, она не желает говорить с ним.. Желтков возвращается к гостям, обещает больше не доставлять беспокойств семье Шеиных и просит только дозволения написать последнее письмо Вере Николаевне. Шеин соглашается.

Вечером Василий Львович передает жене содержание разговора. Она подавлена. Ей кажется, что Желтков собирается убить себя.

На следующий день Вера Николаевна узнает из газеты о смерти своего тайного обожателя. Весь день ее одолевает беспокойство, ей вспоминаются слова генерала Аносова о настоящей любви. Вечером ей приходит прощальное письмо от Желткова. Он вспоминает об их первой встрече и просит Веру сыграть в его память сонату Бетховена.

Вера Николаевна решается ехать в город и поглядеть на умершего.

На следующий день она без труда находит дом Желткова и, глядя на его тело, понимает, что «главная любовь ее жизни прошла мимо нее». Квартирная хозяйка передает ей записку от Желткова с названием все той же сонаты Бетховена.

Вера Николаевна приезжает домой. Она рада, что в доме нет ни мужа, ни брата. Княгиня просит свою подругу-пианистку сыграть ту сонату в память Желткова. Прижавшись к стволу акации, Вера рыдает. На расспросы подруги она отвечает, что теперь все хорошо, и что он, должно быть, уже простил ее.

===================



    • образ Желткова;

    • образ Веры Николаевны Шеиной;

    • образ Василия Львовича Шеина;

    • образ Анны Николаевны Фриессе;

    • образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановский;

    • образ генерала Аносова.
_____________________

Образ Желткова:

…он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти.

…глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившею всю его человеческую жизнь…


Образ Веры Николаевны Шеиной:

Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…

…что касается Веры- та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему-то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры…

Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна.


Образ Василия Львовича Шеина:

Князь Шеин,несмотря на своё видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему, едва сводил концы с концами. Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т.д.

…у него (Шеина) была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. Он брал в основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом являлся кто-нибудь из присутствующих или общих знакомых, но так сгущал краски и при этом говорил с таким серьёзным лицом и таким деловым тоном, что слушатели надрывались от смеха.
Образ Анны Николаевны Фриессе:

…Анна, - наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа…с надменным выражением в маленьком, чувственном рте…-лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт…в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Её грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая крастоа ее сестры.

Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком…мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей…больше она решила не иметь детей и не имела.

Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту…но никогда не изменяла мужу…

Была расточительна, страшно любила азартные игры, танцы, сильные впечатления, острые зрелища…но в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью, которая заставила ее даже принять тайно католичество.
Образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановского:

Холостой брат Веры Николаевны, товарищ прокурора…Николай из скупости (он и в самом деле был скуповат)…


Образ генерала Аносова:

…тучный, высокий, серебряный старец…У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть.

…этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, о трогательные и глубокие черты…те чисто русские, мужицкие черты… состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечному терпению и поразительной выносливости.

===================


3. Охарактеризуйте систему персонажей рассказа.

Первая пара образов-антиподов- Вера Николаевна и ее сестра Анна, непохожие друг на друга как внешне, так и внутренне, несмотря на родственные узы. Чистоту, цельность образа Веры Куприн противопоставляет многоликой, противоречивой Анне.

Желткову, мещанину, способному испытывать сильнейшее чувство по отношению к Вере Николаевне, противопоставляется Шеин. Василий Львович в общем неплохой человек, но испытывать подобные чувства он не может и, несмотря на свое благородное происхождение, ведет себя, как паяц, когда демонстрирует альбом гостям.

Его сестра, Людмила Дурасова, типичная матрона, любящая светские сплетни- герой-антипод генерала Аносова, философствующего добряка, верящего в настоящую любовь.

Во время сцены визита к Желткову героями-антиподами становятся Булат-Тугановский и Шеин. Николай Николаевич полностью захвачен своей «миссией», не замечая вокруг себя никого. Он разоблачает и угрожает, скатываясь до полного отсутствия вежливости (очевидно, сказывается профессиональная привычка). Перед нами человек черствый и косный, не способный считаться с чувствами других людей.

Совсем не таков Василий Шеин. Он сразу понимает, что за человек перед ним, шестым чувством распознает что-то необычно-трагическое в фигуре Желткова. Князь не в состоянии понять его, но и не может встать на его пути. Читатель сразу понимает, что, несмотря на скабрезные надписи в альбоме, Василий Львович тонко чувствующий человек, способный на сопереживание и понимание.

===================


  1. В чем, на Ваш взгляд, проявляется жанровое своеобразие рассказа?
_____________________
===================

  1. Определите и проанализируйте кульминационную сцену в рассказе.
.

_____________________

На мой взгляд, кульминационной сценой в рассказе является сцена визита Шеина и Булат-Тугановского в дом Желткова. Именно в этот момент происходит развязка, во время разговора Желтковым разрешается проблема его дальнейшего существования. Также именно в этой сцене автор знакомит читателя с настоящим, невыдуманным остряками Желтковым.

Итак, в доме Желткова мы видим сначала «заплеванную лестницу, пахнущую мышами, кошками, керосином». В подъезде так темно, что неразличим даже номер квартиры. Сама квартира Желткова состоит из низкой и широкой комнаты, «похожей на кают-компанию парохода».Для автора при описании дома Желткова очень важна художественная деталь, помогающая глубже раскрыть образ героя. То, что чиновник живет в грязном доме под самой крышей, свидетельствует о его стесненном финансовом положении. Хозяин не стремится привнести уюта в свое жилище: единственное украшение- скатерть на столе. Однако, несмотря на отсутствие средств, человеку характерно окружать себя уютом, чего мы не видим у Желткова. Таким образом перед глазами читателя предстает человек, настолько погруженный в свои личные переживания, в свой внутренний мир, что ему безразлична окружающая реальность.

Сам хозяин квартиры с нежными мягкими волосами, детским подбородком и голубыми глазами более похож на поэта, нежели на мелкого чиновника. Это разительное несоответствие между его внутренним миром и тем, кем он является, усиливается, когда Желтков заговаривает о своей любви.

Хозяин необычайно смущен нежданным визитом. Николай Николаевич пользуется замешательством Желткова, и начинает устраивать тому настоящий допрос(вероятно, сказывается профессиональная привычка). Желтков соглашается на все обвинения с видом человека, которому нечего скрывать и нечего стесняться. Для человека, оказавшегося в подобной ситуации, он ведет себя со всем мыслимым достоинством.

Поведение Шеина разительно отличается от того, как ведет себя Николай Николаевич. Он с первых минут понимает, что здесь «происходит трагедия», которую он не может постигнуть. На Желткова он глядит «не отрываясь, с недоуменным и жадным, серьезным любопытством». В этой сцене проявляются такие качества Шеина, как врожденная чуткость и способность сопереживать. Желтков сразу чувствует, к кому ему следует обратиться. И Василий Львович действительно не может сказать чего-либо против. Желтков, волнуясь и бесконечно прерываясь, открывает свою душу. Автор все время сравнивает Желткова с мертвецом: «губы у него были бледные и не двигались, как у мертвого». Читатель может понять, что с жизнью его связывает только любовь к Вере Николаевне. Желткова ничего более не интересует в жизни. Эта удивительная любовь была смыслом его земного существования, и теперь, когда он понимает, что зашел слишком далеко, но обратного пути уже нет, он превращается в мертвеца. Последняя нить, которая еще держит его- сама княгиня. Но после короткого разговора Желтков понимает, что в его жизни больше нет смысла, ибо его любовь не нужна и самой Вере.

Он возвращается в комнату спокойным. То, на что он не может решиться сам, решила, сама того не ведая, Вера. Ее же желанию он не в силах воспротивиться. Выбор для Желткова сделан, проблема дальнейшего существования его чувства и его самого решена.

Герой испытывает в этот момент катарсис.

Этот эпизод является миттельшпилем рассказа. Герой, поставленный перед поистине шекспировским вопросом, сделал свой выбор.


===================

  1. Проанализируйте композиционное своеобразие рассказа.

_____________________


===================

  1. Исследуйте стилистические особенности рассказа.
_____________________

Рассказ Куприна «Гранатовый браслет» пронизан романтикой. Образы и персонажи очень характерны и ярки. Основные стилистические приемы текста- это антитеза (система образов в рассказе, поведение героев, противопоставление обыденности жизни уникальному в своем роде чувству Желткова) и оксюморон (используется при изображении Желткова- несоответствие характера и роли персонажа в рассказе его общественному положению и образу жизни).

Очень интересен прием введения в рассказ «музыкального сопровождения», который особенно усиливает впечатления от прочитанного в конце произведения, в момент, когда Вера слушает игру Женни Рейтер. Мелодия, соединенная со словами автора о любви, которая победила саму смерть, вызывает у читателя очень сильные эмоции.

Куприн очень тщательно прорабатывает образы и характеры героев. Каждый из них по-своему самобытен. В начале рассказа автор приводит достаточно длинные жизнеописания Анны Николаевны и генерала Аносова.

Однако, несмотря на обилие деталей, нельзя не заметить, что все образы рассказа несколько надуманы и не реалистичны. К каждому герою можно поставить клише: Желтков- идеальный влюбленный, Вера Николаевна- верная супруга и добродетельная мать, генерал Аносов- любимый дедушка (причем в более широком смысле, чем в рамках семьи: в городе К., где он служит комендантом, с ним обращаются, как с дедушкой- любят и уважают, добродушно посмеиваются над его старческими причудами).

Поэтому, на мой взгляд, «Гранатовый браслет» нельзя назвать в полной мере реалистическим произведением. Характеры героев, их мотивации и поступки, идеалистическое представление о любви и трагический конец делают произведение близким к сентиментализму. Я считаю, что «Гранатовый браслет» во многом напоминает « Бедную Лизу» Н.Карамзина сюжетной линией, характерами и общим впечатлением.

Эти произведения оставляют после себя легкий налет тоски по прекрасным временам и высоким чувствам.

===================

Анализ проблематики


  1. Раскройте купринское понимание темы любви.
_____________________

Изображение любви в произведениях Куприна можно сравнить с картинами Рафаэля. В своих рассказах он склонен идеализировать любовь. Куприн восторженно принимает любовь как чудо, старается показать читателю ее лучшие стороны. Как правило даже обстоятельства, в которых зарождается чувство, необычны (как, например, в рассказе «Олеся»- в ведьминой хижине в лесной глуши). Образы любящих- это образы красивых внешне и внутренне людей, яркие и характерные.

В понимании Куприна, любовь-это светлое и «однородное» чувство. На протяжении повествования могут меняться обстоятельства, но отношения героев друг к другу не меняются. Чувство любви прекрасно, но статично. Желтков влюбляется в Веру Николаевну с первого взгляда, и чувство его не претерпевает изменений спустя годы. И, судя по тому, что в конце рассказа чувствует Вера, он не перестает любить ее и после смерти. «Да святится имя твое», -поет музыка Вере. Эти слова можно назвать лейтмотивом любовной темы у Куприна. Он возводит чувство любви в культ и поднимает до неземных высот. Хотя, к сожалению, его изображение этого чувства тоже не может быть названо реалистичным.

Основная трагедия любви-это невозможность соединения влюбленных («Гранатовый браслет», «Олеся»). Однако самое характерное то, что проблема эта исходит не изнутри отношений героев, а извне- т.е. им мешают обстоятельства, побороть которые они не в силах, да и не пытаются (социальные различия в «Олесе», «Гранатовом браслете».) У Куприна любовь скорее созерцательная, нежели борющаяся. Я полагаю, что такой взгляд на любовь был бы более оправдан и характерен для писателя-сентименталиста начала ХIХ века, нежели для человека, живущего и творящего в начале века двадцатого.


===================

  1. Охарактеризуйте романтические черты, использованные при создании образа Желткова
_____________________
===================

  1. Традиции Ф.М.Достоевского в трактовке темы «униженных и оскорбленных» в рассказе Куприна.
_____________________

Истоки темы «униженных и оскорбленных» следует искать глубоко в русской литературе. Иначе говоря, это переформулированные социальные темы, которые мы находим еще у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву».Очень близка к ней тема «маленького человека», освещенная в «Станционном смотрителе» Пушкина и «Шинели» Гоголя.

Тема «униженных и оскорбленных», впервые прозвучавшая в одноименной повести Ф.М.Достоевского, нашла свой отголосок в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».

А.Куприн очень своеобразно трактует эту тему. Желтков, главный герой рассказа, мелкий чиновничек, еле сводящий концы с концами, самым главным и смелым поступком которого, на первый взгляд, является растрата казенных денег. Казалось бы, перед нами очередной Акакий Акакиевич, маленький «серый» человечек, обреченный влачить жалкое существование до конца дней.

Однако, присмотревшись к Желткову, читатель понимает, что для Куприна этот образ не так однозначен. Я бы даже назвала образ Желткова в рассказе «Гранатовый браслет» амбивалентным. Внешней непримечательности, обыденности героя автор противопоставляет его сильнейшее чувство. Нельзя не брать в расчет, что на подобные чувства способны только сильные персонажи. Это несоответствие было бы довольно странным, если бы Желтков не объяснял его сам: «…случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота у будущем счастии людей- для меня вся жизнь заключается только в Вас...» То есть Желтков для автора при всей своей внешней заурядности- необычайная личность, возможно, не встреть Желтков Веру Николаевну, он смог бы доказать это обществу. Но случилось так, что всю свою энергию он направил во имя служения «прекрасной даме».

У Желткова два лица: одно из них- лицо пошлого чиновника-растратчика он показывает всему миру, другое, настоящее, лик любви и обожания, он оборачивает к Вере Николаевне.

Куприн не случайно выбрал для влюбленного героя именно такой образ. Как известно, чем больше влюблен человек, тем сильнее он может поменяться ради своего возлюбленного. Две крайности одной и той же сущности Желткова доказывают исключительность его чувства. Ведь, будь он светским повесой, читатель был бы менее склонен верить в святость его любви.

Трактовка темы «униженных и оскорбленных» в творчестве Куприна необычайно интересна. Впервые в русской литературе «маленький человек» из жалкого страдальца превращается чуть ли не в святого. При этом автор искусно лавирует между такими полярными понятиями, как смерть во имя любви и казенная растрата в одно и то же время, не опошляя при этом образа главного героя.

Для Куприна проработка этой темы не является самоцелью, основной темой рассказа, но средством художественной выразительности текста.
===================
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Тема любви в прозе И.Бунина и А.Куприна.

  2. Особенности изображения образа природы в рассказе «Гранатовый браслет»

  3. Своеобразие конфликта в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».
А.А. Блок (1880-1921)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА

Работа с текстами


  1. Расположите все программные стихотворения Блока в хронологическом порядке, указывая год написания и цикл, в который они включены.
_____________________
===================

  1. Из программных стихотворений приведите цитаты, иллюстрирующие

    • эволюцию образа Прекрасной Дамы;

    • трактовку темы поэта и поэзии;

    • образ России.
(указывайте цитируемое стихотворение).

_____________________


===================

_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Уточните свои представления о символизме как литературном направлении. Каким образом символистское мировосприятие Блока преломляется в его лирике?
_____________________
===================

_____________________
===================

  1. Проанализируйте композиционное своеобразие цикла «На поле Куликовом».
_____________________
===================

  1. Найдите в программных стихотворениях христианские символы и определите их роль.
_____________________
===================

Анализ проблематики


  1. Проанализируйте некрасовские и лермонтовские мотивы в лирике Блока.
_____________________
===================

  1. Проследите на примере программных стихотворений усиление реалистического начала в художественном сознании Блока.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте конфликт мечты и реальности в лирике Блока.
_____________________
===================
«ДВЕНАДЦАТЬ»

Работа с текстом


_____________________
===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие

    • образ Катьки;

    • образ Петьки;

    • образ Андрюхи;

    • образ России.
_____________________
===================


  • метафора;

  • эпитет;

  • гипербола;

  • гротеск;

  • катахреза.
_____________________
===================

  1. Приведите и прокомментируйте примеры, иллюстрирующие:

  • ритмическое своеобразие поэмы;

  • своеобразие рифм;

  • своеобразие инструментовки стиха.
_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа


_____________________
===================

  1. Проанализируйте стилистические особенности поэмы.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте систему образов поэмы.
_____________________
===================

Анализ проблематики


  1. Как современники отреагировали на появление поэмы (рассмотрите трактовки И.А. Бунина, Вяч. Иванова, З. Гиппиус)?
_____________________
===================

  1. Как преломились в поэме идеи Достоевского?
_____________________
===================

  1. Как соотносятся образы России и Катьки?
_____________________
===================

  1. Определите ключевую роль любовной интриги в поэме.
_____________________
===================

  1. Как Вы понимаете идейно-художественную функцию образа Христа в поэме? Как этот образ соотносится с евангельской проблематикой?
_____________________
===================

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Основные мотивы лирики Блока.

  2. Образ России в поэзии Блока и Некрасова.

  3. Лирический герой поэзии Блока.

С.А. Есенин (1895-1925)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА

Работа с текстами


  1. Расположите все программные стихотворения Есенина в хронологическом порядке, указывая год написания и сборник, в который они включены.
_____________________
===================

  1. Приведите наиболее важные цитаты, характеризующие лирического героя (указывайте цитируемое стихотворение).
_____________________
===================

  1. Приведите наиболее выразительные цитаты, иллюстрирующие

    • своеобразие цветовых эпитетов;

    • образ России;

    • образ любимой.
_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Уточните свои представления об имажинизме как литературном течении. Охарактеризуйте формы проявления поэтики имажинизма в лирике Есенина (уделите особое внимание своеобразию есенинской метафоры).
_____________________
===================

  1. Определите своеобразие хронотопа в лирике Есенина.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте любые три программных стихотворения в соответствии со схемой разбора лирического произведения, приведенной в разделе «Принципы анализа литературных произведений».
_____________________
===================

  1. Приведите примеры использования приема олицетворения и определите его художественную функцию.
_____________________
===================

Анализ проблематики


  1. Рассмотрите тему России в лирике Есенина. Сопоставьте есенинскую трактовку темы с блоковской.
_____________________
===================

  1. Рассмотрите природный мир как основу поэтики Есенина, проследите эволюцию образа природного мира.
_____________________
===================

  1. В чем, с Вашей точки зрения, выражается народность творчества Есенина?
_____________________
===================

  1. Сформулируйте и раскройте основные философские мотивы лирики Есенина.
_____________________
===================
«АННА СНЕГИНА»

Работа с текстом


  1. Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение содержания поэмы.
_____________________
===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие следующие художественные приемы:

  • метафора;

  • сравнение;

  • эпитет;

  • гипербола;

  • гротеск;

  • ирония.
_____________________
===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие наиболее значимые характеристики героев.
_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Проанализируйте композиционное своеобразие поэмы.
_____________________
===================

  1. Рассмотрите письма как одну из форм раскрытия внутреннего мира героев поэмы и как средство анализа происходящих в общественной жизни процессов.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте жанровые особенности поэмы как лиро-эпического произведения.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте метафоры и метафорические эпитеты как средство раскрытия мироощущения лирического героя.
_____________________
===================

Анализ проблематики


  1. Определите своеобразие есенинской трактовки темы Родины в поэме.
_____________________
===================

  1. Как, на Ваш взгляд, соотносятся автор и герой в поэме?
_____________________
===================

  1. Соотнесите любовную и общественную коллизии в поэме.
_____________________
===================

  1. Как внутренняя раздвоенность лирического героя (сознание необходимости перемен – и неспособность примириться с ними) отразилась в поэме?
_____________________
===================
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

  1. Тема Родины в лирике Блока и Есенина.

  2. Сюжетно-композиционные особенности поэмы Есенина «Анна Снегина».

  3. Русская деревня в изображении Есенина.