Инф. технологии

Главная мысль заяц и еж. Энциклопедия сказочных героев: "Заяц и еж"

Братья Гримм сказка "Заяц и еж"

Главные герои сказки "Заяц и еж" и их характеристики

  1. Заяц, надменный и важный, презирал Ежа за маленькие ноги и неказистый вид, чванливый и глупый.
  2. Еж, добродушный, умный и хитрый, веселый и находчивый, горазд на разные выдумки.
  3. Ежиха, очень похожа на мужа, послушная и разумная.
План пересказа сказки "Заяц и еж"
  1. Теплое летнее утро
  2. Прогулка по полю
  3. Спор Зайца и Ежа
  4. Еж ведет Ежиху
  5. Бег по борозде
  6. Выигранный спор.
Кратчайшее содержание сказки "Заяц и еж" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Прекрасным летним утром Еж в хорошем настроении пошел на поле за брюквой
  2. Он встретил Зайца и поссорился с ним.
  3. Они решили на спор бежать взапуски
  4. Еж привел Ежиху и спрятал ее в конце поля
  5. Заяц бегал между ежами и думал, что Еж каждый раз его опережает
  6. Еж выиграл спор.
Главная мысль сказки "Заяц и еж"
С другими людьми следует быть вежливыми и никогда не смеяться над их недостатками.

Чему учит сказка "Заяц и еж"
Эта сказка учит относится друг к другу с уважением, учит брать жену из той же среды, что и муж, учит находчивости и умению принимать неожиданные решения. Учит тому, что от хвастовства и самоуверенности бывает больше вреда, чем пользы.

Отзыв на сказку "Заяц и еж"
Очень красивая сказка, в которой умный Еж проучил самоуверенного нахального Зайца. Мне понравилось, что в этой сказке побеждают не длинные ноги, а смекалка, находчивость. Я с удовольствием прочитала эту сказку и рекомендую ее вам.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Заяц и еж"
В одно теплое летнее утро Еж вышел из дома, запел песенку, и решил прогуляться на поле, проведать как растет его брюква.
В поле он встретил очень важного Зайца, который тоже проверял свою капусту. Еж поздоровался с Зайцем, но тот надменно спросил, что Еж делает в поле.
Потом Заяц заметил, что Еж мог бы лучше использовать свои ноги и тут Еж обиделся. Он предложил бежать с Зайцем на перегонки, уверяя, что обязательно обгонит Зайца.
Заяц согласился и хотел сразу бежать, но Еж сказал, что ему надо позавтракать и пошел домой. Дома он велел одеваться жене и по дороге объяснил той, что Ежиха должна стоять в борозде в конце поля и ждать Зайца.
И вот Еж и Заяц побежали взапуски. Еж сразу отстал и сел в борозде. Заяц добегает до конца борозды, а Ежиха кричит ему: "Я уже тут".
Заяц бежит обратно, а там его ждет Еж. Так бегал Заяц, пока кровь из горла не хлынула. Забрал Еж империал и водку и больше никогда зайцы с ежами взапуски не бегали.

Пословица к сказке "Заяц и еж"
Он по яйцам пройдет, ни одного не раздавит.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Где муж, там и жена.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Заяц и еж"

Заяц и еж

Этой сказке вы, пожалуй, не поверите. Однако мой дедушка, рассказывая её, всегда говорил:

– Не всё в сказке выдумка. Есть в ней и правда. А то зачем бы стали люди её рассказывать?

Начиналась эта сказка так...

Однажды, в ясный солнечный денёк, стоял ёж у дверей своего дома, сложив руки на животе, и напевал песенку.

Пел он свою песенку, пел и вдруг решил:

«Пойду-ка я в поле, на брюкву посмотрю. Пока,– думает,– моя жена-ежиха детей моет да одевает, я успею и в поле побывать, и домой вернуться».

Пошёл ёж и встретился по дороге с зайцем, который тоже шел в поле – на свою капусту поглядеть.

Увидел ёж зайца, поклонился ему и говорит приветливо:

– Здравствуйте, уважаемый заяц. Как вы поживаете?

А заяц был очень важный и гордый. Вместо того чтобы вежливо поздороваться с ёжиком, он только головой кивнул и сказал грубо:

– Что это ты, ёж, в такую рань по полю рыщешь?

– Я погулять вышел,– говорит ёж.

– Погулять? – спросил заяц насмешливо.– А по-моему, на таких коротеньких ножках далеко не уйдёшь.

Обиделся ёж на эти слова. Не любил он, когда говорили о его ногах, которые и вправду были коротенькие и кривые.

– Уж не думаешь ли ты,– спросил он зайца,– что твои заячьи ноги бегают быстрее и лучше?

– Разумеется,– говорит заяц.

– А не хочешь ли со мной вперегонки побежать? – спрашивает ёж.

– С тобой вперегонки? – говорит заяц.– Не смеши меня, пожалуйста. Неужели же ты на своих кривых ногах меня обгонишь?

– А вот увидишь,– отвечает еж. – Увидишь, что обгоню.

– Ну, давай побежим,– говорит заяц.

– Подожди,– говорит еж.– Сначала я схожу домой, позавтракаю, а через полчаса вернусь на это место, тогда и побежим. Ладно?

– Ладно,– сказал заяц.

Пошёл еж домой. Идёт и думает: «Заяц, конечно, быстрее меня бегает. Но он глуп, а я умён. Я его перехитрю».

Пришёл ёж домой и говорит жене:

– Жена, одевайся поскорее, придётся тебе со мной в поле идти.

– А что случилось? – спрашивает ежиха.

– Да вот мы с зайцем поспорили, кто быстрее бегает, я или он. Я должен зайца обогнать, а ты мне в этом деле поможешь.

– Что ты, с ума сошёл? – удивилась ежиха.– Куда же тебе с зайцем тягаться! Он тебя сразу обгонит.

– Не твоё дело, жена,– сказал ёж.– Одевайся да пойдём. Я знаю, что делаю.

Оделась жена и пошла с ежом в поле.

По дороге ёж говорит жене:

– Мы побежим с зайцем вот по этому длинному полю. Заяц побежит по одной борозде, а я по другой. А ты, жена, стань в конце поля, у моей борозды. Как только подбежит к тебе заяц, ты крикни: «Я уже здесь!» Поняла?

– Поняла,– отвечает жена.

Так они и сделали. Отвёл ёж ежиху на конец своей борозды, а сам вернулся на то место, где оставил зайца.

– Ну что ж,– говорит заяц,– побежим?

– Побежим,– говорит ёж.

Стали они каждый у начала своей борозды.

– Раз, два, три! – крикнул заяц.

И побежали оба со всех ног.

Пробежал ёж шага три-четыре, а потом тихонько вернулся на своё место и сел. Сидит отдыхает. А заяц всё бежит и бежит. Добежал до конца своей борозды, а тут ежиха ему и крикнула:

– Я уже здесь!

А надо сказать, что ёж и ежиха очень похожи друг на друга. Удивился заяц, что ёж его обогнал.

– Бежим теперь обратно,– говорит он ежихе.– Раз, два, три!

И помчался заяц назад быстрее прежнего.

А ежиха осталась сидеть на своём месте.

Добежал заяц до начала борозды, а еж ему кричит:

– Я уже здесь! Ещё больше удивился заяц.

– Бежим ещё раз,– говорит он ежу. – Ладно,– отвечает ёж.– Если хочешь, побежим еще раз. Побежали ещё и еще раз. Так семьдесят три раза бегал заяц туда и обратно. А ёж всё его обгонял.

Прибежит заяц к началу борозды, а еж ему кричит:

– Я уже здесь!

Побежит заяц обратно к концу борозды, а ежиха ему кричит:

– Я уже здесь! На семьдесят четвёртый раз добежал заяц до середины поля и свалился на землю.

– Устал! – говорит.– Не могу больше бегать.

– Вот видишь теперь,– говорит ему ёж,– у кого ноги быстрее?

Ничего не ответил заяц и ушел с поля – еле ноги унес. А еж с ежихой позвали своих детей и пошли с ними гулять.

Эта быль на небылицу похожа, ребятушки, а все же в ней есть и правда; вот почему мой дедушка, от которого я ее слышал, имел обыкновение к рассказу своему добавлять: “Правда в ней все же должна быть, дитятко, потому что иначе зачем было бы ее и рассказывать?”

А дело-то было вот как.

Однажды в воскресенье под конец лета, в самое время цветения гречихи, выдался хороший денек. Яркое солнце взошло на небе, повеяло теплым ветерком по жнивью, песни жаворонков наполняли воздух, пчелки жужжали среди гречихи, а добрые люди в праздничных одеждах

Шли в церковь, и вся тварь Божия была довольна, и ежик тоже.

Ежик же стоял у своей двери, сложа руки, вдыхая утренний воздух и напевая про себя нехитрую песенку, как умел. И между тем как он вполголоса так напевал, ему вдруг пришло в голову, что он успеет, пока его жена детей моет и одевает, прогуляться в поле и посмотреть на свою брюкву. А брюква-то в поле ближе всего к его дому росла, и он любил ее кушать у себя в семье, а потому и считал ее своею.

Сказано – сделано. Запер за собою дверь и пошел по дороге в поле. Он не особенно далеко и от дома ушел и хотел уже свернуть с дороги, как повстречался с зайцем, который с той же

Целью вышел в поле на свою капусту взглянуть.

Как увидел ежик зайца, так тотчас же весьма вежливо с ним поздоровался. Заяц же (в своем роде господин знатный и притом весьма заносчивый) и не подумал ответить на поклон ежика, а напротив того, сказал ему, скорчив пренасмешливую рожу: “Что это значит, что ты тут так рано утром рыщешь по полю?” – “Хочу прогуляться”, – сказал ежик. “Прогуляться? – засмеялся заяц. – Мне кажется, что ты мог бы найти и другое, лучшее занятие своим ногам”. Этот ответ задел ежика за живое, он все способен был перенести, но никому не позволял говорить о своих ногах, так как они от природы были кривыми. “Не воображаешь ли ты, – сказал ежик зайцу, – что ты со своими ногами больше можешь сделать?” – “Конечно”, – сказал заяц. “А не хочешь ли испытать? – сказал ежик. – Бьюсь об заклад, что если мы побежим взапуски, то я тебя обгоню”. – “Да ты смешишь меня! Ты со своими кривыми ногами – и меня обгонишь! – воскликнул заяц. – А впрочем, я готов, если тебя разбирает такая охота. На что мы будем спорить?” – “На золотой луидор да на бутылку вина”, – сказал ежик. “Принимаю, – сказал заяц, – побежим сейчас же!” – “Нет! Куда же нам спешить? – отозвался еж. – Я ничего еще сегодня не ел; сначала я схожу домой и немного позавтракаю; через полчаса я опять буду здесь, на месте”.

С тем и ушел ежик с согласия зайца. По пути ежик стал раздумывать: “Заяц надеется на свои длинные ноги, но я с ним справлюсь. Хоть он и знатный господин, но вместе с тем и глупый, и он, конечно, должен будет проиграть заклад”.

Придя домой, ежик сказал своей жене: “Жена, одевайся поскорее, тебе придется со мною в поле идти”. – “А в чем же дело?” – сказала его жена. “Я с зайцем поспорил на золотой луидор и на бутылку вина, что побегу с ним взапуски, и ты должна при этом быть”. – “Ах, Боже мой! – стала кричать ежикова жена на мужа. – Да в своем ли ты уме? Или ты совсем ума рехнулся? Ну как можешь ты бегать с зайцем взапуски?” – “Ну молчи знай, жена! – сказал ежик. – Это мое дело; а ты в наших мужских делах не судья. Марш! Одевайся и пойдем”. Ну и что же оставалось делать ежиковой жене? Должна была волей – неволей идти вслед за мужем.

По пути в поле ежик сказал своей жене: “Ну, теперь слушай, что я тебе скажу. Видишь ли, мы побежим вперегонки по этому длинному полю. Заяц побежит по одной борозде, а я по другой, сверху вниз. Тебе только одно и дело: стоять здесь внизу на борозде, и когда заяц добежит до конца своей борозды, ты крикнешь ему: “Я уже здесь!”

Так дошли они до поля; ежик указал жене ее место, а сам пошел вверх по полю. Когда он явился на условленное место, заяц был уже там. “Можно начинать?” – спросил он. “Конечно”, – отвечал ежик. И тотчас каждый стал на свою борозду. Заяц сосчитал: “Раз, два, три!” – и помчались они вниз по полю. Но ежик пробежал всего три шага, потом присел в борозде и сидел спокойно.

Когда заяц на всем скаку добежал до конца поля, ежикова жена ему и крикнула: “Я уже здесь!” Заяц приостановился и был немало удивлен: он был уверен в том, что кричит ему сам еж (известно уж, что ежа по виду не отличишь от ежихи). Заяц и подумал: “Тут что-то не ладно!” – и крикнул: “Еще раз побежим – обратно!” И опять помчался вихрем, откинув уши на спину. А ежикова жена преспокойно осталась на месте.

Когда же заяц добежал до верха поля, ежик крикнул ему: “Я уже здесь”. Заяц, крайне раздосадованный, крикнул: “Побежим еще раз, обратно!” – “Пожалуй, – отвечал ежик. – По мне, так сколько хочешь!”

Так пробежал заяц семьдесят три раза туда и обратно, и ежик все его обгонял; каждый раз, когда он прибегал к какому-нибудь концу поля, либо ежик, либо жена его кричали ему: “Я уже здесь!” В семьдесят четвертый раз заяц уж и добежать не мог; повалился он среди поля на землю, кровь пошла у него горлом, и он сдвинуться с места не мог. А ежик взял выигранный им золотой луидор и бутылку вина, кликнул жену свою, и оба супруга, очень довольные друг другом, отправились домой.

И коли их доселе смерть не постигла, то они, верно, и теперь еще живы. Вот так-то оно и случилось, что еж зайца обогнал, и с того времени ни один заяц не решался бегать взапуски с ежом.

А назидание из этой бывальщины вот какое: во-первых, никто, как бы ни считал себя знатным, не должен потешаться над тем, кто ниже его, хоть будь он и простой еж. А во-вторых, здесь каждому совет дается такой: коли свататься вздумаешь, так бери себе жену из своего сословия и такую, которая бы во всем тебе была ровня. Значит, кто ежом родился, тот должен и в жены себе брать ежиху. Так-то!

(Пока оценок нет)

Урок литературного чтения

2 класс. УМК «Школа – 2100»

Тема: Русская сказка «Лиса и рак».

Сказка братьев Гримм «Еж и заяц»

Цели: познакомить с особенностями сказок о животных, провести сравнительный анализ сказок «Лиса и рак» (русская народная) и «Еж и заяц» (братьев Гримм); воспитывать уважение друг к другу, здоровое чувство соперничества (на равных); развивать умение рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, способность самооценки.

Личностные результаты обучения:

- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

Формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

Формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, -- -формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

Формирование умения извлекать информацию, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Овладение диалогической и монологической речью;

Формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование : учебник для 2 класса «Маленькая дверь в большой мир» (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева), картинки с изображением животных, игрушка – Еж, презентация с иллюстрациями к сказкам и пословицами, аудиозапись «Полька» для физминутки.

I . 1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения

Вводная беседа:

- Послушайте стихотворение:

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов

На какие группы мы делим сказки?

В чем особенность сказок о животных?

Назовите известных вам животных-героев сказок.

II . 1) Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

2) Изучение нового материала

1) Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам о животных. (слайды )

– Каких животных-героев сказок вы знаете?

– Какой в сказке бывает лиса? (Хитрая, коварная, лживая.)

Волк? (Злой, глупый, простоватый.)

Медведь? (Медлительный, сильный.)

Петух? (Гордый, хвастливый, удалой.)

Ворона? (Злая, глупая, вестница несчастья.)

Заяц? (Трусливый, робкий.)

Еж? (Хозяйственный, трудяга.)

Будут ли отличаться герои сказок о животных, созданные народа­ми разных стран? (Да. Животный мир отличается.)

III . Работа со сказкой «Лиса и рак».

1) Чтение заглавия.

Какой народ сочинил эту сказку?

2) Рассматривание иллюстрации. (слайд)

Какой момент изображен на иллюстрации?

Как вы думаете, что здесь происходит? Сумеет ли обхитрить лиса рака? Прочитаем сказку и ответим на этот вопрос.

3) Работа с текстом во время чтения.

Чтение сказки вслух учащимися.

Что означает слово перегоняться?

Кто же кого обхитрил?

4) Работа с текстом после чтения.

Ответ на вопрос учебника (с. 57). (Это сказка о хитрости, находчивости, смекалке.)

5) Работа с пословицами. (слайд)

- Прочитайте пословиц. Какая из них больше подходит к сказке?

    На всякого мудреца довольно простоты (русская)

    На хитрость дай Бог мудрость (белорусская)

    Сила с хитростью не сравнится (бенгальская)

    Сильный использует силу, слабый – хитрость (вьетнамская)

Физминутка

Работа с опорными словами:

Прочитайте слова, записанные на доске:

Заяц братья Гримм еж поле воскресное утро гречиха брюква

Что вы можете предположить по данным словам?

IV . Работа со сказкой братьев Гримм «Еж и заяц».

1. Работа с текстом до чтения.

Я хочу познакомить вас со сказкой «Еж и заяц» из сборника немецких сказок, соб­ранных братьями Гримм. (слайд)

Братья Гримм не сочиняли, а обрабатывали и творчески пересказывали лишь те сказки, которые записывали со слов народных сказителей. Многие из них вам хорошо знакомы. Среди них «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Белоснежка», «Золушка».

2. Работа с текстом во время чтения. (слайд)

Чтение сказки учителем.

Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, – дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал:

«Правда-то в ней, сынок, есть; а то зачем бы и стали ее рассказывать?»

А дело было вот как.

Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда за­цветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по ско­шенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гре­чихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась, и еж в том числе тоже.

И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и на­певал про себя веселую песенку – не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про се­бя эту песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает и одевает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел он на нее, как на свою. Сказа­но сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле. Отойдя неда­леко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля, почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, ко­торый вышел за тем же делом - посмотреть на свою капусту. Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знат­ный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:

Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?

- Какие из ваших предположений оправдались?

- О чем договорились заяц и еж?

- Что значит в запуски?

- Кто предложил соревнования? Почему?

- Как по-вашему будут развиваться события дальше?

Гуляю, - говорит еж.

Гуляешь? - засмеялся заяц. - Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.

Этот ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы все перенести, но о сво­их ногах он не позволял ничего говорить, - уж очень они были у него кри­вые.

Ты, видно, воображаешь, сказал еж зайцу, - что своими ногами ты можешь лучше управиться?

Я думаю, - ответил заяц.

Это надо еще проверить, сказал еж. - Я готов биться об заклад, что, если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.

Да это прямо смешно ты-то, со своими кривыми ногами? -сказал заяц. - Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на что мы будем спорить?

На один золотой луидор, - говорит еж.

Идет! - ответил заяц. Ну, тогда уж давай начнем сейчас.

Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, - говорит еж, - ведь я еще ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.

Заяц согласился, и еж направился домой. По пути еж подумал про себя: «Заяц надеется на свои длинные ноги, но я-то его перехитрю. Хотя он и знатный господин, да глупый, он наверняка проиграет».

Пришел еж домой и говорит своей жене:

Жена, скорее одевайся, придется тебе идти вместе со мной на поле.

А что такое случилось? - спрашивает она.

Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор; хочу бежать! с ним взапуски, и ты должна быть при этом.

– Ах, боже ты мой! – стала кричать на него жена. - Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?

Да ты уж, жена, лучше помолчи, - говорит ей еж, - это дело мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдем вместе со мной.

Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.

Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:

А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнем с горы. А твое дело только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей борозде, ты и крикнешь ему навстречу: «А я уже здесь!»

С тем и добрались они на попе. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел, заяц был уже на месте.

Давай, что ли, начинать? – говорит заяц.

Ладно, - отвечает еж, – начнем.

И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать: «Ну, раз, два, три» и помчался, как вихрь, вниз по полю. А еж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.

Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:

– А я уже здесь!

- Что решил сделать еж?

- Почему еж решил перехитрить зайца?

- Что сделает заяц после слов ежихи?

Заяц остановился и был немало удивлен: он подумал, что это кричит, ко­нечно, сам еж, – а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и еж. Но заяц подумал: «Тут что-то неладно» - и крикнул:

Давай побежим еще раз назад!

И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась пре­спокойно на своем месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:

– А я уже здесь!

Разозлился заяц и крикнул:

Давай бежать еще раз назад!

Как хочешь, - ответил еж, - мне-то все равно, сколько тебе будет угодно.

Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж все приходил первым. Вся­кий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:

– А я уже здесь!

- Чему удивился заяц?

- Чем по-вашему закончатся эти соревнования?

Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на пе­редние ноги, и не мог он двинуться дальше.

Взял еж выигранный им золотой луидор, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, живут они еще сейчас.

Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.

Предполагали ли вы такую развязку?

- Кто в сказке положительный герой? Почему?

- Жалко ли вам зайца?

Работа с пословицами

- Прочитайте пословицы:

Хорошо смеется тот, кто смеется последний.

В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем.

Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

Выше головы не прыгнешь.

- Какая из этих пословиц больше всего подходит к сказке? Докажите свой выбор.

Работа в парах

- Чему учит сказка?

*** заслушивание ответов детей, после их работы в парах

А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым челове­ком – хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если наду­мает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты ёж то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.

V . Сравнение сказок «Лиса и рак» и «Еж и заяц»

Чем похожи сказки? (Идеей, сюжетом, своей мудростью.)

Чем различаются? (Героями, деталями...)

VI . Рефлексия

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».

Какой урок дали нам эти две сказки?

Что особенно запомнилось на уроке?

Какое задание было наиболее интересным?

VII . Домашнее задание

Выучить наизусть сказку «Лиса и рак».

В разделе «Сказка – ложь, да в ней намек…» данный урок – второй. Это продолжение работы над анималистическими сказками или сказками о животных, направлено на формирование умения выделять основную мысль текста, рассматривать характер и отношение между людьми через поведение животных, развивает представление учащихся об устном народном творчестве разных народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

Конспект

урока литературного чтения

Тема: Русская сказка «Лиса и рак»

(2 класс)

Программа «Школа 2100»

Из опыта работы

Учителя начальных классов

МБОУСОШ № 2

Иващенко Елены Викторовны

Апшеронск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Класс – 2, УМК «Школа 2100».

Тема урока : «Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Еж и заяц».

В разделе «Сказка – ложь, да в ней намек…» данный урок – второй. Это продолжение работы над анималистическими сказками или сказками о животных, направлено на формирование умения выделять основную мысль текста, рассматривать характер и отношение между людьми через поведение животных, развивает представление учащихся об устном народном творчестве разных народов.

Урок разработан с учетом психолого-педагогических, возрастных особенностей учащихся 2-го класса. Материал подобран в соответствии с возрастом учащихся, достаточно научен, но доступен. Данный урок позволяет развить у детей внимание к авторскому слову, точности употребления слов, более того, они учатся анализировать свои чувства, мысли и высказывать их.

Цель : ознакомление и сравнительный анализ русской сказки «Лиса и рак» и сказки братьев Гримм «Еж и заяц».

Задачи:

обучающая: наблюдение над особенностями сказок о животных через аллегорический смысл.

развивающая: обогащение словарного запаса, развитие образного мышления, навыков работы с текстом, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

воспитательная: воспитание уважения друг к другу, здорового чувства соперничества (на равных).

Цель учителя : показать, что любая сказка дает нам урок – урок мудрости, носит поучающий характер.

Ход урока, формулировки вопросов и задания дают возможность реализовать замыслы, следовательно, достичь цели.

Под руководством учителя проводится сравнительный анализ сказок, а это достаточно сложное задание для учащихся 2-го класса. Но дети должны справиться с этой задачей, более того – выйти на ассоциативный уровень.

Структура урока соответствует его содержанию и позволяет реализовать поставленные цели и задачи урока. Этому способствует и наглядный материал: картинки с изображением животных, иллюстрации к сказкам (использование мультимедийной презентации). Используются задания поискового характера (работа с пословицами).

Регулирование и коррекция знаний учащихся проводится стандартным способом: ответы другого ученика или комментарии учителя.

Урок литературного чтения

2 класс. УМК «Школа – 2100»

Тема: Русская сказка «Лиса и рак».

Сказка братьев Гримм «Еж и заяц»

Цели: познакомить с особенностями сказок о животных, провести сравнительный анализ сказок «Лиса и рак» (русская народная) и «Еж и заяц» (братьев Гримм); воспитывать уважение друг к другу, здоровое чувство соперничества (на равных); развивать умение рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, способность самооценки.

Оборудование : учебник для 2 класса «Маленькая дверь в большой мир» (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева), картинки с изображением животных, игрушка – Еж, презентация с иллюстрациями к сказкам и пословицами, аудиозапись «Полька» для физминутки.

I. 1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения «Кораблик» (английская народная песенка), стихотворений о животных.

Физминутка

II. 1) Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

2) Изучение нового материала

1) Чтение текста вслух учащимися.

2) Задание после чтения.

– О каких особенностях сказок о животных говорит Афанасий? Найдите и отметьте их в тексте (самостоятельно).

3) Коллективная проверка:

– «все животные в сказках говорят и ведут себя, как люди»;

– «люди в животных должны узнавать себя» (характер и отношения между людьми);

– «чтобы придумать такие сказки, нужны ум и наблюдательность»

4) Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам о животных. (слайды )

– Каких животных-героев сказок вы знаете?

– Какой в сказке бывает лиса? (Хитрая, коварная, лживая.)

Волк? (Злой, глупый, простоватый.)

Медведь? (Медлительный, сильный.)

Петух? (Гордый, хвастливый, удалой.)

Ворона? (Злая, глупая, вестница несчастья.)

Заяц? (Трусливый, робкий.)

Еж? (Хозяйственный, трудяга.)

– Какую сказку о животных вы перечитывали несколько раз? Почему?

Будут ли отличаться герои сказок о животных, созданные народами разных стран? (Да. Животный мир отличается.)

III. Работа со сказкой «Лиса и рак».

1) Чтение заглавия.

Какой народ сочинил эту сказку?

2) Рассматривание иллюстрации . (слайд)

Какой момент изображен на иллюстрации?

Как вы думаете, что здесь происходит? Сумеет ли обхитрить лиса рака? Прочитаем сказку и ответим на этот вопрос.

3) Работа с текстом во время чтения.

Чтение сказки вслух учащимися.

Что означает слово перегоняться?

Кто же кого обхитрил?

4) Работа с текстом после чтения.

Ответ на вопрос учебника (с. 57). (Это сказка о хитрости, находчивости, смекалке.)

5) Работа с пословицами. (слайд)

- Прочитайте пословиц. Какая из них больше подходит к сказке?

  • На всякого мудреца довольно простоты (русская)
  • На хитрость дай Бог мудрость (белорусская)
  • Сила с хитростью не сравнится (бенгальская)
  • Сильный использует силу, слабый – хитрость (вьетнамская)

Физминутка

IV. Работа со сказкой братьев Гримм «Еж и заяц».

1. Работа с текстом до чтения.

Встречались ли вам похожие сказки, написанные разными народами?

Я хочу познакомить вас со сказкой «Еж и заяц» из сборника немецких сказок, собранных братьями Гримм. (слайд)

Братья Гримм не сочиняли, а обрабатывали и творчески пересказывали лишь те сказки, которые записывали со слов народных сказителей. Многие из них вам хорошо знакомы. Среди них «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Белоснежка», «Золушка».

2. Работа с текстом во время чтения. (слайд)

Чтение сказки учителем.

Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, – дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал:

«Правда-то в ней, сынок, есть; а то зачем бы и стали ее рассказывать?»

А дело было вот как.

Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда зацветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по скошенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гречихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась, и еж в том числе тоже.

И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и напевал про себя веселую песенку – не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про себя эту песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает и одевает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел он на нее, как на свою. Сказано сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле. Отойдя недалеко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля, почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, который вышел за тем же делом - посмотреть на свою капусту. Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знатный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:

Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?

Гуляю, - говорит еж.

Гуляешь? - засмеялся заяц. - Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.

Этот ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы все перенести, но о своих ногах он не позволял ничего говорить, - уж очень они были у него кривые.

Ты, видно, воображаешь, сказал еж зайцу, - что своими ногами ты можешь лучше управиться?

Я думаю, - ответил заяц.

Это надо еще проверить, сказал еж. - Я готов биться об заклад, что, если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.

Да это прямо смешно ты-то, со своими кривыми ногами? -сказал заяц. - Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на что мы будем спорить?

На один золотой луидор, - говорит еж.

Идет! - ответил заяц. Ну, тогда уж давай начнем сейчас.

Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, - говорит еж, - ведь я еще ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.

Заяц согласился, и еж направился домой. По пути еж подумал про себя: «Заяц надеется на свои длинные ноги, но я-то его перехитрю. Хотя он и знатный господин, да глупый, он наверняка проиграет».

Пришел еж домой и говорит своей жене:

Жена, скорее одевайся, придется тебе идти вместе со мной на поле.

А что такое случилось? - спрашивает она.

Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор; хочу бежать! с ним взапуски, и ты должна быть при этом.

– Ах, боже ты мой! – стала кричать на него жена. - Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?

Да ты уж, жена, лучше помолчи, - говорит ей еж, - это депо мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдем вместе со мной.

Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.

Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:

А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнем с горы. А твое дело только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей борозде, ты и крикнешь ему навстречу: «А я уже здесь!»

С тем и добрались они на попе. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел, заяц был уже на месте.

Давай, что ли, начинать? – говорит заяц.

Ладно, - отвечает еж, – начнем.

И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать: «Ну, раз, два, три» и помчался, как вихрь, вниз по полю. А еж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.

Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:

А я уже здесь! Заяц остановился и был немало удивлен: он подумал, что это кричит, конечно, сам еж, а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и еж. Но заяц подумал: «Тут что-то неладно» - и крикнул:

Давай побежим еще раз назад!

И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась преспокойно на своем месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:

– А я уже здесь!

Разозлился заяц и крикнул:

Давай бежать еще раз назад!

Как хочешь, - ответил еж, - мне-то все равно, сколько тебе будет угодно.

Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж все приходил первым. Всякий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:

– А я уже здесь!

Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на передние ноги, и не мог он двинуться дальше.

Взял еж выигранный им золотой луидор, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, живут они еще сейчас.

Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.

А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком – хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если надумает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты ёж то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.

3. Работа с текстом после чтения. Беседа:

Кто в сказке положительный герой? Почему?

Жалко ли вам зайца?

Какая мудрость заключена в этой сказке?

Пересказ сказки «Еж и заяц».

V. Сравнение сказок «Лиса и рак» и «Еж и заяц»

Чем похожи сказки? (Идеей, сюжетом, своей мудростью.)

Чем различаются? (Героями, деталями...)

VI. Рефлексия

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».

Какой урок дали нам эти две сказки? Дайте самооценку работы на уроке (по памятке либо при помощи сигнальных карточек).

VII. Домашнее задание

Выучить наизусть сказку «Лиса и рак».