Здоровье

Год создания группы битлз. Группа Битлз: биография кратко, состав группы The Beatles, история

Beatles Битлз »; отдельно участников ансамбля в России называют «битлами») - культовая британская рок группа из Ливерпуля:
Джон Леннон (ритм-гитара, соло-гитара, клавишные, бубен, маракасы, бас-гитара, губная гармоника, вокал),
Пол Маккартни (бас-гитара, клавишные, ударные, гитара, вокал),
Джордж Харрисон (соло-гитара, ритм-гитара, ситар, бубен, клавишные, вокал),
Ринго Старр (ударные, бубен, маракасы, коубелл, бонги, клавишные, вокал).

Также в разное время в составе группы выступали Пит Бест (ударные, вокал) и Стюарт Сатклифф (бас-гитара, вокал), Джимми Никол (ударные). Группа внесла неоценимый вклад в развитие рок-музыки. Ансамбль не только изменил её, но и достиг беспрецедентной популярности, благодаря чему Beatles стали одним из самых ярких феноменов мировой культуры XX века, продав по всему миру более 1 миллиарда пластинок. Внешний вид, манера поведения и убеждения музыкантов сделали их законодателями стиля, что, вкупе с огромной популярностью, привело к значительному влиянию группы на культурную и социальную революцию 1960-х гг. После распада группы, произошедшего в 1970 году, каждый из её участников начал сольную карьеру. «Битлз » считается величайшей группой всех времён и народов.

Истоки (1956-1960)

Корни ансамбля уходят в середину 1950-х гг., эпоху рок-н-ролла, которая сформировала мировоззрение и музыкальные вкусы будущих участников группы. Весной 1956 года Джон Леннон (1940-1980) впервые услышал песню «All Shook Up» Элвиса Пресли , которая, по его словам, означала конец всей прежней его жизни (интересно отметить, что услышанный им прежде Билл Хейли - самый популярный исполнитель рок-н-ролла до Пресли - произвёл на него меньшее впечатление). К тому времени Джон играл на губной гармонике и банджо. Теперь он стал осваивать гитару. Вскоре вместе с товарищами по школе он основал группу «The Blackjacks», через неделю переименованную в The Quarrymen, названную так в честь их школы, Quarry Bank. Куорримен играли скиффл - британскую разновидность любительского рок-н-ролла - и старались походить на тедди-боев. Летом 1957 года Леннон во время одного из первых концертов Куорримен познакомился с 15-летним Полом Маккартни, который поразил Джона знанием аккордов и слов последних новинок рок-н-ролла (в частности песни «Twenty Flight Rock» Эдди Кокрана) и тем, что он явно был лучше развит музыкально (Пол также играл на трубе и фортепиано). Весной 1958 года для эпизодических выступлений, а с осени - постоянно к ним присоединился друг Пола, Джордж Харрисон (1943-2001). Именно эти трое стали основным костяком группы, для остальных же участников Куорримен рок-н-ролл был временным увлечением, и вскоре они отпали от коллектива.

Quarrymen эпизодически играли на различных вечеринках, свадьбах, общественных мероприятиях, но до настоящих концертов и записей дело не доходило (правда, в 1958 году за свои деньги они из любопытства записали пластинку с двумя песнями); несколько раз участники расходились (так, у Харрисона некоторое время существовала своя группа). Леннон и Маккартни, вдохновившись примером Бадди Холли и Эдди Кокрана (те не только пели, но и сами играли на гитарах и сами сочиняли песни, что не было повсеместной практикой музыкальной индустрии того времени), стали вместе писать собственные песни, при этом они решили давать им двойное авторство по аналогии с американскими авторскими коллективами вроде Лейбера и Столлера. В конце 1959 года в группу вошёл начинающий художник Стюарт Сатклифф, с которым Леннон познакомился в своём арт-колледже. Игра Сатклиффа не отличалась большим мастерством, что неоднократно вызывало раздражение у требовательного Маккартни. В таком виде состав ансамбля оказался почти завершённым: Джон Леннон (вокал, ритм-гитара), Пол Маккартни (вокал, фортепиано, ритм-гитара), Джордж Харрисон (соло-гитара), Стюарт Сатклифф (бас-гитара). Однако существовала проблема - отсутствие постоянного ударника, что побуждало музыкантов даже устраивать шуточные конкурсы, приглашая на сцену зрителей в качестве барабанщиков.

Название

К тому времени группа активно пыталась встроиться в концертно-клубную жизнь Ливерпуля и окраин. Следовали конкурсы таланта один за другим, но группе постоянно не везло. Такие - более серьёзные - мероприятия заставили музыкантов задуматься о подходящем сценическом имени - к Quarry Bank никто из участников отношения уже не имел. Так, например, на местном телевизионном конкурсе в декабре 1959 года группа выступила под именем «Johnny and the Moondogs», которое было заменено на другие на последующих концертах. Название «The Beatles» появилось через несколько месяцев, в апреле 1960 года. До сих пор нет однозначного ответа, кто именно придумал это слово. Согласно воспоминаниям участников группы, авторами неологизма считаются Сатклифф и Леннон, которые были увлечены идеей придумать название, имеющее одновременно разные значения. За пример была взята группа Бадди Холли The Crickets («сверчки», однако для англичан был и второй смысл - «крикет»). Леннон заявил, что название он придумал во сне: «Я увидел пылающего человека, который сказал: „Пусть будут beetles“». Однако просто слово Beetles («жуки») не имело никакого двойного смысла; только с заменой «e» на «a» появилось оригинальное слово: если произносить его, то слышалось «beetles», но если видеть его напечатанным, то сразу бросался в глаза корень «beat» (как бит-музыка). Промоутеры находили имя слишком коротким и «неброским», поэтому музыканты были вынуждены первое время изменять своё имя на афишах на более рекламное - «Johnny and the Moondogs», «Long John and The Beetles» или «The Silver Beatles». Группа получала всё больше и больше предложений выступить - как правило, в пабах и маленьких клубах. В апреле 1960 года The Beatles отправились в своё первое небольшое турне по Шотландии в качестве аккомпанирующей группы. Их мастерство как музыкантов неуклонно росло, хотя они продолжали оставаться одной из многих безвестных рок-н-ролльных групп Ливерпуля.

Гамбург (1960-1962)

Летом 1960 года Beatles получили приглашение играть в Гамбурге, где владельцы клубов были заинтересованы в настоящих англоязычных рок-н-ролльных ансамблях; тот факт, что в Гамбурге уже играли несколько ливерпульских групп, оказался на руку Beatles. Однако это же вынудило их в срочном порядке искать барабанщика, чтобы соответствовать профессиональному контракту. Так ими был завербован Пит Бест, который был ударником в ливерпульской рок-группе «The Blackjacks», игравшей в клубе «Casbah». 16 августа Beatles покинули Англию, а уже на следующий день состоялся их первый концерт в гамбургском клубе «Indra», в котором группа играла до октября. С октября и до конца ноября The Beatles играли в клубе «Kaiserkeller».

График выступлений был предельно жёстким: как правило, в клубе один час играла одна группа, другой час - другая, на протяжении 12 часов. Участники The Beatles жили в одной тесной комнате, располагавшейся в здании кинотеатра. На сцене музыкантам приходилось играть огромное количество материала, поэтому помимо рок-н-роллов (ими исполнялись почти все записи подряд с альбомов Литл Ричарда, Чака Берри, Карла Перкинса и других), они играли блюзы, ритм-энд-блюзы, народные песни, старые эстрадные и джазовые номера, модифицируя их в стилистику рок-н-ролла. Иногда обычные песни в формате рок-н-ролла превращались в получасовые импровизации; при этом группа обнаружила, что немцам нравилась особенно громкая и напористая игра. Свои собственные песни Beatles не исполняли, так как, по их признанию, не было стимула по той же причине - слишком много было подходящего материала в окружающей современной музыке. Именно такая каждодневная работа и способность играть музыку любого жанра стали одним из определяющих факторов в становлении таланта The Beatles.

В Гамбурге участники ансамбля познакомились с группой студентов местного арт-колледжа - Астрид Кирхерр и Клаусом Фоорманом, которые сыграли значительную роль в биографии группы. Кирхерр вскоре стала подругой Сатклиффа и именно она предложила, правда, в следующий приезд The Beatles в Гамбург, весной 1961 года, новые причёски - волосы, зачесанные на лоб и уши, а чуть позднее - пиджаки без воротников и лацканов по моде Пьера Кардена. Все эти новшества сперва опробовал на себе Сатклифф, и только затем они перенимались всей группой (хотя Бест так и не согласился на длинную чёлку).

По возвращении в декабре 1960 года в Ливерпуль Beatles оказались в числе самых активных и амбициозных местных групп, которые соперничали по репертуару, звуку и количеству поклонников. Интересно, что все ливерпульские группы играли почти одни и те же (американские) песни, однако конкуренция шла также по принципу, кто какую песню первым «откроет» и сделает «своей». Лидерами считались Rory Storm and the Hurricanes, они играли в лучших клубах Ливерпуля, а также Гамбурга - именно там Beatles познакомились с их ударником - Ринго Старром (настоящее имя - Ричард Старки), с которым быстро подружились и стали проводить время вместе.

В апреле 1961 года группа отправилась на вторые гастроли в Гамбург, где выступала три месяца в клубе «Top Ten». Именно в Гамбурге состоялась первая профессиональная запись Beatles - в качестве аккомпанирующего ансамбля певца Тони Шеридана. Шеридан позиционировался как рок-н-ролльный певец для внутреннего западногерманского рынка. Запись проходила под руководством Берта Кемпферта, который и отобрал Beatles. Во время записи группе позволили записать несколько своих собственных композиций (Леннон также спел «Ain’t She Sweet»). Первым итогом записей стал вышедший в августе 1961 года в Германии сингл «My Bonnie / The Saints» с указанием исполнителей - Тони Шеридан и … «The Beat Brothers». Так для немецкого рынка, из-за соображений благозвучности, были названы The Beatles. По окончании гастролей Сатклифф решил остаться в Гамбурге с Кирхерр и, таким образом, бросить свою музыкальную деятельность в группе. Бас-гитара перешла к Маккартни. Через год, 10 апреля 1962 года, Сатклифф скончался в Гамбурге от кровоизлияния в мозг.

С весны 1961 года эпизодически, а с августа - регулярно, The Beatles стали выступать в ливерпульском клубе «Cavern». Всего в 1961-1962 годах The Beatles выступили там 262 раза, последнее выступление состоялось 3 августа 1962 года. 27 июля состоялся концерт в ливерпульском зале «Litherland Town Hall», ставший первым по-настоящему крупным успехом - местная пресса назвала Beatles лучшим рок-н-ролльным ансамблем Ливерпуля.

В ноябре 1961 года первым менеджером Beatles стал Брайан Эпстайн (помогавший до того группе Аллан Уильямс менеджером не был, он только выполнял обязанности концертного промоутера и тур-агента, никак не связанного обязательствами с группой).

Первый контракт (1962)

Со временем Брайан Эпстайн встретился с продюсером Джорджем Мартином из лейбла Parlophone, который принадлежал компании EMI. Джордж проявил интерес к группе и захотел увидеть её выступление в студии; он пригласил квартет на прослушивание в лондонскую студию Abbey Road на 6 июня. Следует отметить, что в итоге Джордж Мартин не был особо впечатлён первыми демо-записями группы, но незамедлительно полюбил битлов как обычных людей. Признавая, что у них был талант, позднее Мартин говорил в своих интервью, что в тот день не одарённость битлов произвела на него впечатление, а они сами - привлекательные, весёлые и слегка нахальные молодые люди. Когда Мартин спросил, есть ли в студии что-нибудь, что им не понравилось, Харрисон ответил: «Мне не нравится ваш галстук». К счастью для «Beatles », Джордж Мартин шутку оценил: группе было предложено подписать долгожданный контракт на запись, а прямые и остроумные ответы на вопросы стали фирменным стилем разговора битлов на различных пресс-конференциях и интервью.

Джордж Мартин имел проблемы только с Питом Бестом - он считал, что Пит до общего уровня группы не дотягивает. В итоге Мартин лично Брайану Эпстайну предложил сменить барабанщика группы. Тем не менее, несмотря на свою не очень хорошую игру на барабанах, Бест пользовался большой популярностью среди поклонников, чем немного злил трёх остальных участников группы. Тем более, Пит не уживался с остальными битлами из-за своей индивидуальности - Эпстайн же вообще был в гневе (что с ним случалось нечасто), когда Бест отказался сделать себе фирменную «битловскую» причёску и подойти под общий стиль группы. В итоге, 16 августа 1962 года Брайан объявил о том, что Пит Бест покидает группу Beatles . Его место незамедлительно занял барабанщик из группы «Роури сторм энд харрикейнз» (Rory Storm and the Hurricanes) Ринго Старр, с которым Beatles давно уже были знакомы. Впервые встретившись с Ринго в Гамбурге, битлы, по иронии судьбы, именно с ним записали свою первую пластинку. В середине августа 1960 года в частной студии «Akustik» «The Beatles» участвовали в записи первой в своей жизни пластинки - демонстрационной, отпечатанной затем всего в четырёх экземплярах и рассчитанной на воспроизведение со скоростью 78 оборотов в минуту. На самом деле, это была не их пластинка, а бас-гитариста и вокалиста «Rory Storm and The Hurricanes» Лу Уолтерса (Lu Walters), решившего записать песни «Fever», «Summertime», «September Song» и попросившего «The Beatles» помочь ему. Сатклифф и Бест просто присутствовали в студии, поскольку Уолтерс предпочёл, чтобы партию ударных исполнял Ринго.

Вскоре началась работа «The Beatles» в студии. Их первая звукозапись на студии EMI не принесла никаких результатов, но вот во время сентябрьских сессий «The Beatles» записали и выпустили свой первый сингл - «Love Me Do», который был выпущен 5 октября 1962 года и достиг 17 места в чарте музыкального журнала «Record Retailer» - для молодых музыкантов довольно хороший результат. В Америке, где он был выпущен в мае 1964 (как раз в самый разгар битломании в Британии), песня держалась на вершине чартов целых 18 месяцев. Известную роль тут сыграла и коммерческая хитрость Брайана Эпстайна, который на свой страх и риск скупил 10 тысяч экземпляров пластинки, чем заметно повысил индекс её раскупаемости и привлёк новых покупателей. Первое выступление «The Beatles» по телевидению состоялось 17 октября 1962 года в программе «People and Places», которая транслировала их концерт в Манчестере, отснятый телекомпанией «Гранада» (Granada Television). Вскоре группа записала сингл «Please Please Me», который по оценкам различных журналов занимал первые и вторые места в их чартах (официального национального хит-парада в начале 1963 года Британия не имела).

11 февраля 1963 года «Beatles» в один приём, за каких-то 12 часов, записали весь материал для дебютного альбома «Please Please Me». Через три месяца после выпуска одноимённого сингла (22 марта) «Beatles» наконец-то выпустили свой первый альбом, который 12 апреля возглавил на целых 6 месяцев национальный хит-парад (наконец-то появившийся). Альбом был смикширован из собственных песен группы с авторством Леннона - Маккартни и кавер-версий их любимых песен-шлягеров, принадлежавших знаменитым в то время исполнителям.

13 октября 1963 года принято считать днём рождения «битломании» - феномена оглушительной популярности, которой до сих пор не повторила ни одна группа мира. Beatles тогда выступали в лондонском зале «Palladium», откуда их концерт транслировался в программе «Sunday Night At The London Palladium» на всю страну. Программа собрала 15 миллионов телезрителей, но тысячи юных поклонников и поклонниц предпочли пропустить передачу и заполнили прилегающие к зданию концертного зала улицы в надежде увидеть музыкантов не на экране, а в жизни. После концерта квартету пришлось пробираться к машине в окружении наряда полиции. 4 ноября «The Beatles» стали гвоздем программы Королевского варьете в театре Принца Уэльского. На концерте присутствовали королева-мать, принцесса Маргарет и лорд Сноудон, причём королева не скрыла своего восхищения исполненной «Beatles» песней «Till There Was You» из популярного мюзикла «The Music Man».

22 ноября вышел второй альбом квартета «With The Beatles». Из четырнадцати песен пластинки восемь - собственные произведения музыкантов, в том числе впервые на официальных альбомах группы песня Джорджа Харрисона, «Don’t Bother Me». Альбом установил мировой рекорд по количеству предварительных заявок торговли - 300 тысяч, а к 1965 году было продано свыше миллиона экземпляров пластинки.

Поездка в Америку и разгар битломании (1963-1964)

Несмотря на растущую популярность группы в Британии и её высокие позиции в чартах с начала 1963 года, американский двойник компании «Парлофон» - «Кэпитол Рекордз» (которым также владела EMI), не решился издавать синглы «The Beatles» в США, отчасти из-за того, что ещё ни одна английская группа в Америке продолжительного успеха не имела. Брайану Эпстайну, правда, удалось заключить контракт с небольшой чикагской фирмой «Vee Jay», и она выпустила синглы «Please Please Me» и «From Me To You», a также альбом «Introducing The Beatles», однако успеха они не имели и не попали даже в региональные хит-парады.

Ситуация изменилась после выхода в США в конце 1963 года сингла «I Want To Hold Your Hand». В Англии он появился несколько раньше и сразу же попал на первое место. Под впечатлением именно от этой песни музыкальный критик газеты «The Sunday Times» Ричард Баккл в номере от 29 декабря 1963 года назвал Леннона и Маккартни «величайшими композиторами после Бетховена». 18 января 1964 года стало известно, что сингл «I Want To Hold Your Hand» занял в Соединённых Штатах первое место в таблице журнала «Cash Box» и третье - в таблице еженедельника «Billboard». 20 января американская фирма «Capitol» выпустила альбом «Meet the Beatles!», частично схожий по содержанию с английским «With The Beatles» - и сингл, и альбом 3 февраля стали в США «золотыми». К началу апреля в пятёрке лучших песен национального хит-парада США фигурировали только песни «Beatles», а вообще в хит-параде их насчитывалось 14.

«Битломания» шагнула за океан. Музыканты убедились в этом сразу же, как только приземлились 7 февраля 1964 года в нью-йоркском аэропорту Кеннеди - встречать их пришло более четырёх тысяч поклонников. В тот раз квартет дал в США три концерта: один в вашингтонском «Колизее» и два - в нью-йоркском Карнеги-холле. Кроме того, «The Beatles» дважды выступили в телепрограмме «Шоу Эда Салливана» (Ed Sullivan Show), собрав рекордное в истории телевидения количество зрителей - 73 миллиона (40 % населения США в то время!). Почти всё остальное время они встречались с журналистами, американскими коллегами по искусству, а утром 22 февраля вернулись в Англию.

2 марта «Beatles» приступили к съёмкам и записи песен для своего первого музыкального фильма «A Hard Day’s Night» и одноимённого альбома. Работа ещё не была завершена, когда британская пресса сообщила о новой сенсации: появившийся 20 марта сингл «Can’t Buy Me Love»/«You Can’t Do That» собрал в Англии и США небывалое число предварительных заявок - 3 миллиона. Подобного первого тиража не знало ни одно произведение искусства и литературы.

4 июня квартет отправился в первое крупное заграничное турне. Его маршрут пролегал через Данию, Голландию, Гонконг, Австралию, Новую Зеландию и снова Австралию. Накануне поездки Ринго слег в больницу с острым тонзиллитом и вышел на сцену лишь 16 июня в Мельбурне. До этого «The Beatles» выступали с сессионным ударником Джимми Николом (Jimmy Nicol). Гастроли прошли с поистине триумфальным успехом. В Аделаиде, например, музыкантов встречала в аэропорту 300-тысячная(!) толпа.

Квартет возвратился в Лондон 2 июля, а через три дня в столичном кинотеатре «Павильон» (Pavilion) состоялась премьера фильма «A Hard Day’s Night» (режиссёр - Ричард Лестер). Вскоре после премьеры вышел одноимённый альбом группы, впервые не содержавший ни одной заимствованной песни. И фильм, и пластинка вызвали восторженные отзывы прессы, а выдающийся американский композитор и дирижёр Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein), прослушав альбом «A Hard Day’s Night», назвал Леннона и Маккартни «лучшими композиторами-песенниками со времён Шуберта».

19 августа 1964 года началось первое полноценное гастрольное турне Beatles по Северной Америке (предыдущая поездка в феврале носила скорее рекламно-экскурсионный характер). За 32 дня квартет проделал путь в 35 906 километров и дал в 24 городах 31 концерт (в том числе три в Канаде). За каждый концерт ансамбль получал 25-30 тысяч долларов. Первоначально маршрут гастролей включал не 24, а 23 города. Выступление в Канзас-Сити не предусматривалось, но хозяин местного профессионального баскетбольного клуба Чарльз Финли, явно решивший войти в историю, предложил за один получасовой концерт «Beatles» 150 тысяч долларов, и Брайан Эпстайн согласился.

Но самих музыкантов в те дни больше волновала другая, оборотная сторона успеха. Во время турне они ощущали себя узниками, поскольку были полностью изолированы от мира. Отели, в которых они останавливались, круглые сутки осаждала толпа. Невероятно, но факт: аппаратура, с какой «The Beatles» в 1964 году выступали на огромных стадионах, сегодня не удовлетворила бы и самый захудалый ресторанный ансамбль - настолько низкими были мощность и качество звука. Техника безнадёжно отставала от заданного квартетом темпа развития шоу-бизнеса. Не существовало даже мониторов (контрольных колонок), и за оглушительным рёвом трибун музыканты часто не слышали не только друг друга, но и самих себя, сбивались с ритма, теряли тональность в вокальных партиях. Но публика этого не замечала, она тоже почти ничего не слышала, да толком и не видела: в целях безопасности сцену устанавливали либо в центре футбольного поля, либо на задней линии бейсбольной площадки.

В таких условиях ни о каком творческом развитии, прогрессе не могло быть и речи. В отличие от гамбургских концертов, квартету теперь приходилось изо дня в день исполнять ограниченное количество одних и тех же песен. Изменения в программе не допускались. Сцена больше не являлась для музыкантов ни лабораторией, ни испытательным полигоном. Создавать что-то новое, творить, развиваться они отныне могли только за её пределами.

«Beatles For Sale» и «Help!» (1964-1965)

Возвратившись 21 сентября в Лондон, The Beatles в тот же день приступили к записи очередного альбома «Beatles For Sale». Из 14 отобранных песен шесть являлись заимствованными и фигурировали в репертуаре квартета уже не один год («Rock And Roll Music», «Mr. Moonlight», «Kansas City», «Everybody’s Trying To Be My Baby»)). В целом пластинка представляла собой причудливый букет стилей от рок-н-ролла до кантри-энд-вестерна с преобладанием интонаций в духе записей Бадди Холли. В первый же день (4 декабря) диск разошёлся тиражом в 700 тысяч экземпляров и уже через неделю возглавил британский хит-парад. В феврале 1965 года начались съёмки второго полнометражного фильма «Help!», режиссёром которого был уже известный по предыдущему фильму The Beatles «A Hard Day’s Night» Ричард Лестер. Премьера фильма состоялась в Лондоне 29 июля, а 6 августа вышел одноимённый альбом.

На альбоме каждая песня хороша, но одну из них без преувеличения можно назвать выдающимся музыкальным произведением, классическим не только для популярной музыки, но и для музыки вообще. Это песня «Yesterday». Её мелодию Пол Маккартни сочинил ещё в начале года, текст же появился много позднее. Он назвал её «Scrambled Eggs», поскольку напевал мотив с первыми пришедшими на ум словами: «Scrambled eggs, oh, my baby, how I love your legs…» («Яичница, о моя крошка, как я люблю твои ножки…»). Джорджу Мартину мелодия понравилась, но записать её как песню он предложил с использованием совершенно неожиданного для «The Beatles» аккомпанемента струнного квартета. Это был первый случай, когда ни Джон, ни Джордж, ни Ринго в записи не участвовали. Песня явно была «обречена» на грандиозный успех, однако «The Beatles» не выпустили её самостоятельно, на сингле, а сразу включили в альбом. С их творческим потенциалом они могли себе это позволить. Вскоре после выхода альбома «Help!» песню «Yesterday» стали один за другим исполнять многие солисты и ансамбли, её инструментальные варианты вошли в репертуар симфонических оркестров. Сегодня известно около двух тысяч интерпретаций этой композиции - больше, чем какой-либо другой в истории.

13 августа «The Beatles» отправились во второе американское турне. Ровно через две недели произошло событие, по сей день не дающее покоя шоу-бизнесменам и меломанам: «Beatles» побывали в гостях у Элвиса Пресли , с которым не только беседовали, но и музицировали, причём несколько композиций были записаны на магнитофон. Ни при жизни Элвиса, ни после его смерти в 1977 году записи не были изданы. Несмотря на все усилия агентов, нанятых американскими, британскими, западногерманскими и японскими фирмами грампластинок, установить местонахождение плёнок не удалось. Их стоимость исчисляется миллионами долларов.

Новые направления в творчестве и окончание концертной деятельности (1965-1966)

Лето 1965 года было переломным в истории рок-музыки. Из танцевальной, развлекательной она становилась серьёзным искусством. Появлялись новые рок-группы, а такие ансамбли и исполнители, как The Byrds, Rolling Stones , Боб Дилан начали составлять достойную конкуренцию The Beatles, которые, разумеется, не могли остаться в стороне от этих перемен. 12 октября в Лондоне они приступили к записи альбома «Rubber Soul», ознаменовавшего начало новой фазы не только в их творчестве, но и в рок-музыкальной культуре вообще. Все конкурирующие авторы и исполнители опять остались далеко позади. «Это был первый альбом, который представлял миру новых, взрослеющих "Beatles“, - вспоминал годы спустя Джордж Мартин. - Мы тогда впервые стали мыслить категориями альбома как самостоятельного и самоценного произведения искусства». Тем удивительнее тот факт, что Beatles начали записывать эту пластинку при почти пустом «портфеле»: к 12 октября у них не было и трёх полностью готовых к записи песен. А 3 декабря 1965 года альбом уже лежал на прилавках музыкальных магазинов. В песнях альбома впервые появились элементы мистики, сюрреализма, столь характерные для «The Beatles» в дальнейшем.

26 октября 1965 года - участникам группы в Букингемском дворце вручены (премьер-лейборист Вильсон объявил об этом ещё 12 июня) государственные награды - орден Британской империи, МВЕ. Впервые высшую награду Великобритании получили поп-музыканты, «за вклад в развитие британской культуры и ее популяризацию по всему миру». Трое из них восприняли это с восторгом. А Джон потом признавался: «Если б при дворе удосужились прочесть, что я думаю о королевской семье, они никогда такого бы не допустили». Вручение награды членам «Битлз» вызвало возмущение некоторых её обладателей, в том числе военных героев. Они в знак протеста вернули свои ордена, поскольку, по их мнению, теперь эти награды просто обесценились. «Британский королевский дом уравнял меня с горсткой пошлых тупиц», - писал один из таких кавалеров.

В 1966 году у Beatles впервые начали появляться настоящие проблемы. В июле, во время гастролей на Филиппинах, из-за их случайного конфликта с первой леди этой страны (они отказались от официального приёма в президентском дворце) битлов чуть не разорвала на части разъярённая толпа, и они еле-еле унесли ноги из этого государства. По пути на самолёт из Филиппин их гастрольный администратор Мал Эванс был ужасно избит в аэропорту, членов группы толкали и, в прямом смысле, «выпнули» к самолёту. Уже после возвращения на родину за океаном, в Америке, поднялась шумиха из-за неосторожно сказанной Ленноном ещё в марте фразы о том, что «умирает христианство, и, например, сейчас Beatles популярнее Иисуса». В Англии эту фразу прочли, поругались и сразу забыли. В городах США и, как ни странно, в Южной Африке, прокатились акции протеста против «The Beatles», сжигались их пластинки, портреты, одежда, на каждом переулке были вёдра с надписью: ,Для мусора от... Beatles", а в один прекрасный день священники соорудили чучела музыкантов, и каждый мог подходить к ним и делать всё, что захотел. Однако сами битлы отнеслись к этому с юмором: «ха, ведь прежде, чем они сжигают эти пластинки, они должны их купить». Но под давлением американской прессы Леннон на пресс-конференции 11 августа в Чикаго (США) официально извинился за свои высказывания.

Тем не менее, несмотря на все неудачи, 5 августа 1966 года вышел один из лучших альбомов Beatles - «Revolver». Альбом отличался прежде всего тем, что большинство его песен не предполагали сценического исполнения - настолько сложны здесь использованные студийные эффекты. А «The Beatles» и были отныне чисто студийной группой. Они настолько устали от изнуряющих всемирных гастролей, что решили остановить свою концертную деятельность. В родной стране их последнее выступление состоялось 1 мая 1966 года в зале «Empire Pool» лондонского стадиона «Уэмбли», где они приняли участие в гала-концерте, исполнив в 15-минутном выступлении 5 композиций: «I Feel Fine», «Nowhere Man», «Day Tripper», «If I Needed Someone» и «I’m Down». Последней гастрольной поездкой было американское турне того же года, завершившееся концертом в Сан-Франциско 29 августа. На этом сценическая биография квартета закончилась. Альбом «Revolver», тем временем, лидировал в хит-парадах по обе стороны Атлантики. Критики оценивали его как кульминацию творчества «The Beatles». Казалось, пластинку лучше этой невозможно создать в принципе, и многие газеты всерьёз высказывали предположение о том, что на этой невероятно высокой ноте квартет остановится. Со стороны такое решение выглядело бы вполне логичным, однако самим музыкантам оно и в голову не приходило.

«Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» (1967)

В конце 1966 года Beatles снова собрались в студии. Результатом начавшихся 24 ноября сеансов записи стал сингл «Penny Lane»/«Strawberry Fields Forever», появившийся 17 февраля 1967 г. Характерной особенностью сингла было то, что вместо обычных первой и второй сторон он имел две первых. Тем самым подчёркивалось, что обе включённые в пластинку песни являются основными. Композиция «Strawberry Fields Forever», казалось, вместила в себя весь накопленный квартетом опыт студийной работы. Музыканты начали записывать её 24 ноября 1966 года, а окончательный вариант, который мы слышим на пластинке, появился только 2 января. Новаторские приёмы в аранжировке, огромное по тем временам количество участвовавших в записи студийных инструменталистов, сам взгляд на студию как на музыкальный инструмент, имеющий практически неограниченные возможности, всё это, характерное и для сингла «Penny Lane»/«Strawberry Fields Forever», как бы готовило слушателей (и самих музыкантов!) к метаморфозе, воплощением которой стал альбом «Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band».

Датой начала записи «Сержанта Пеппера» считается 24 ноября, когда Beatles начали работу над «Strawberry Fields Forever». В течение 129-дневного периода (в сравнение - альбом «Please Please Me» записывался 12 часов) музыканты, как в итоге оказалось, записывали величайший в истории рок музыки альбом. В дни записи пластинки почти все штатные работники студии не уходили домой до поздней ночи, даже те, у кого был выходной. В операторской толпились коллеги-музыканты, продюсеры других групп. Очевидцы рассказывали, что Рона Ричарда, являвшегося в тот период продюсером записей группы «The Hollies», песня «A Day In The Life» (как признают некоторые критики, лучшая песня на альбоме) привела буквально в панику. Сидя в углу операторской и обхватив голову руками, он как заведённый повторял: «Это невероятно… Я сдаюсь». Между тем, Beatles создавали альбом играючи. Им доставляло удовольствие насыщать его неслыханными, неожиданными музыкальными и вообще звуковыми эффектами. И в итоге альбом, изданный 26 мая, получил феноменальный успех и держался на вершинах хит-парадов целых 88(!) недель.

Смерть Брайана Эпстайна и «Белый альбом» (1967-1968)

25 июня 1967 года Beatles стали первым ансамблем, выступление которого транслировали на весь мир - их смогли увидеть почти 400 миллионов человек во всех странах. Их номер стал частью первой в мире глобальной телепрограммы «Наш мир» (Our World). Выступление транслировалось прямо из главной студии Beatles на улице Эбби-Роуд в Лондоне, во время него была записана видеоверсия песни «All You Need Is Love».

Но после этого триумфа дела группы пошли на спад, и немалую роль в этом сыграла трагическая смерть менеджера The Beatles Брайана Эпстайна, умершего 27 августа 1967 года в результате передозировки снотворного. «Пятый битл», как называли его сами члены группы, заведовавший всеми финансовыми делами и посвящавший группе всё свое время, ушёл из жизни. Ему было всего лишь 32.

В конце 1967 года «The Beatles» получили первые негативные отзывы прессы о своём творчестве - объектом для критики стал фильм «Magical Mystery Tour». Основной претензией к фильму было то, что выпущен он был только в цветной версии, а лишь немногие британцы имели в то время цветные телевизоры. Саундтрек к фильму (кстати, никаких претензий не получивший) был выпущен в Великобритании как мини-альбом.

Начало 1968 года группа провела в Ришикеше (Индия), изучая медитацию вместе с Махариши Махешем Йогой. После возвращения на родину Леннон и Маккартни анонсировали рождение корпорации «Apple», под лейблом которой «The Beatles» теперь стали выпускать свои пластинки. Тем временем квартет осуществлял сразу два крупных проекта: готовил материал для очередного альбома и участвовал в работе над полнометражным мультипликационным фильмом «Yellow Submarine», который был выпущен в январе 1969 года вместе с пластинкой-саундтреком. Кроме того, 30 августа «The Beatles» выпустили на сингле одну из лучших в истории группы песен - «Hey Jude». Пластинка уже к концу года разошлась в мире 6-миллионным тиражом, возглавив хит-парады практически по всему свету.

22 ноября 1968 года группа выпустила свою новую запись - двойной альбом Beatles , который среди масс известен просто как «белый альбом», из-за его совершенно белой обложки, на которой было лишь оттиснуто название группы. Критика оценила альбом неоднозначно. Многие обозреватели придерживались мнения, что музыкантам следовало быть более требовательными и скомпоновать один диск. Однако публика была в восторге - альбом всем понравился. Ну а в биографии Beatles он занимает особое место, поскольку является первым ярким свидетельством надвигающегося распада Beatles. Дни работы над «белым альбомом» показали барьеры, возникшие между членами группы, отношения их ухудшились, а Ринго Старр на время даже ушёл из ансамбля. В итоге, в песнях «Martha My Dear», «Wild Honey Pie», «Dear Prudence» и «Back in the USSR» записаны партии ударных, исполненных Маккартни. Тем не менее, на этом же альбоме была выпущена песня, сочинённая Ринго - «Don’t Pass Me By». Атмосфера в группе накалялась и из-за новой жены Леннона - Йоко Оно, которая присутствовала на каждой звукосессии группы и очень раздражала всех её членов (кроме, конечно же, Леннона). К тому же, Леннон и Харрисон стали выпускать сольные пластинки, что тоже не слишком способствовало улучшению состояния группы. Все эти нюансы неумолимо вели к распаду.

Последние альбомы и распад (1969-1970)

Попытка воссоединения, смерть Джона Леннона

8 декабря 1980 года Джон Леннон был убит в Нью-Йорке психически неуравновешенным гражданином США Марком Чэпменом. В день смерти Леннон дал своё последнее интервью американским журналистам, а в 22 часа 50 минут, когда Джон и Йоко входили под арку своего дома, возвратившись из студии звукозаписи Hit Factory, Чэпмен, ранее в этот же день взявший у Леннона автограф на обложку нового альбома «Double Fantasy», сделал пять выстрелов ему в спину. Полицейской машиной, вызванной привратником «Дакоты», Леннон буквально за несколько минут был доставлен в госпиталь Рузвельта. Но попытки врачей спасти Леннона были тщетны - из-за большой потери крови он скончался, официальное время смерти - 23 часа 15 минут. Леннон был кремирован в Нью-Йорке, а его прах был передан Йоко Оно.

Марк Чэпмен отбывает пожизненное заключение за своё преступление в нью-йоркской тюрьме. Он пять раз подавал прошение на досрочное освобождение, но каждый раз эти прошения отклонялись.

Пол Маккартни планировал воссоединение Beatles за год до убийства Джона Леннона. В своём контракте 1979 года с CBS Records Маккартни утверждал, что сможет снова записывать музыку с Ленноном, Харрисоном и Старром под именем Beatles.

Подробности контракта на 10,8 миллионов долларов преданы огласке в связи с 25-летней годовщиной гибели Леннона. Представитель компании звукозаписи дал следующий комментарий: «Это самое раннее свидетельство того, что кто-либо из Beatles предпринимал формальные попытки возродить группу ».

Это является также доказательством того, что Пол не был инициатором распада, как считали до того момента.

Free As A Bird, Real Love, Now And Then

Когда в 1994 году Маккартни, Старр и Харрисон составляли антологию Beatles , вдова Джона Йоко Оно передала им плёнки с незаконченными версиями трёх песен, две из которых - «Free As A Bird» и «Real Love» - музыканты доработали. От третьей же пришлось отказаться, поскольку коллеги покойного Леннона не решились дописывать строфы куплета, дабы не интерпретировать превратно мысль Джона. По другим сведениям, причиной отказа были сильные шумы на записи.

«Песня существовала в виде отрывочного припева, больше у неё ничего не было , - делится воспоминаниями Джефф Линн, известный музыкант и близкий друг "битлс", продюсировавший запись. - Мы записали подложку, но дальше дело не пошло - тогда „Now And Then“ так и осталась незаконченной. Это своего рода блюзовая баллада, очень светлая песня. Мне она очень нравится, и я надеюсь, что она всё же попадёт к слушателям ».

Тем не менее, спустя более 10 лет Пол Маккартни решился на смелый шаг: сочинил недостающие строки и записал их в своём исполнении, оставив в припеве голос автора. Ринго Старр обеспечил партию ударных, а гитару музыканты взяли из архивных записей Джорджа Харрисона.

The Beatles (МФА: [ðə ˈbiː.tlz]; отдельно участников ансамбля называют «битлами», также их называют «великолепной четвёркой» [англ. Fab Four] и «ливерпульской четвёркой») - британская рок-группа из Ливерпуля, основанная в 1960 году, в составе которой играли Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр. Также в разное время в составе группы выступали Пит Бест, Стюарт Сатклифф и Джимми Никол. Большинство композиций The Beatles созданы в соавторстве и подписаны именами Джона Леннона и Пола Маккартни. Дискография группы включает 12 официальных студийных альбомов, изданных в 1963-1970 годах, и 211 песен.

Начав с подражания классикам американского рок-н-ролла 1950-х годов, The Beatles пришли к собственному стилю и звучанию. The Beatles оказали значительное влияние на рок-музыку и признаются специалистами одной из наиболее успешных групп XX века, как в творческом, так и в коммерческом смысле. Многие известные рок-музыканты признают, что стали таковыми под влиянием песен The Beatles. С момента выпуска сингла «Please Please Me / Ask Me Why» в 1963 году группа начала восхождение к успеху, породив своим творчеством глобальное явление - битломанию. Четвёрка стала первой британской группой, пластинки которой завоевали популярность и первые места в чартах США, и с неё началось всемирное признание британских коллективов, а также «ливерпульского» (Merseybeat) звучания рок-музыки. Музыкантам группы и их продюсеру и звукорежиссёру Джорджу Мартину принадлежат новаторские разработки в области звукозаписи, комбинирования различных стилей, включая симфоническую и психоделическую музыку, а также съёмок видеоклипов.

Журнал Rolling Stone поставил The Beatles на 1 место в списке величайших исполнителей всех времён. В списке Rolling Stone 500 первое место занимает альбом Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Группа завоевала десять наград «Грэмми». Вся четвёрка, в знак признания заслуг перед страной, награждена орденами MBE. По состоянию на 2001 год только в США было продано свыше 163 миллионов дисков группы. Общий объём продаж единиц медиаконтента (диски и кассеты), связанного с группой, на этот момент превысил один миллиард экземпляров.

The Beatles прекратили совместную работу в 1970 году, хотя уже по меньшей мере с 1967 года Пол и Джон вели собственные проекты. После распада каждый из музыкантов продолжил сольную карьеру. В 1980 году возле своего дома был убит Джон Леннон, в 2001 году от рака скончался Джордж Харрисон. Пол Маккартни и Ринго Старр продолжают заниматься творчеством и пишут музыку.

Основные участники:
Джон Леннон
Пол Маккартни
Джордж Харрисон
Ринго Старр

Прочие:
Стюарт Сатклифф
Пит Бест
Джимми Никол

Официальная дискография группы:
1. «Please Please Me» (1963г.)
2. «With the Beatles» (1963г.)
3. «A Hard Day’s Night» (1964г.)
4. «Beatles For Sale» (1964г.)
5. «Help!» (1965г.)
6. «Rubber Soul» (1965г.)
7. «Revolver» (1966г.)
8. «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» (1967г.)
9. «The Beatles (White Album)» (1968г.)
10. «Yellow Submarine» (1969г.)
11. «Abbey Road» (1969г.)
12. «Let It Be» (1970г.)

БИТЛЗ
(англ. The Beatles) - английский вокально-инструментальный квартет, несомненно, самый популярный музыкальный ансамбль 1960-х годов. Участники ансамбля - Джон Леннон (9 октября 1940 - 8 декабря 1980), Пол Маккартни (р. 18 июня 1942), Джордж Харрисон (р. 25 февраля 1943) и Ринго Старр (настоящее имя Ричард Старки, р. 7 июля 1940) - уроженцы Ливерпуля и выходцы из пролетарской среды. "Битлз" (Леннон, Маккартни и Харрисон - гитары и вокал, Старр - ударные) создали стиль, для которого характерны громкое звучание (достигаемое применением инструментов с электроусилителями) и резко выраженный бит (ритмическая пульсация). Ансамбль зародился в 1956 на совместных выступлениях Леннона и Маккартни, к которым вскоре присоединился Харрисон. Два года с ними играл ударник Питер Бест, но в 1962 его сменил Старр. Название "Битлз" утвердилось за группой, вытеснив другие наименования: "Куорримен", "Мун догз", "Муншайнерс" и "Силвер битлз". Каламбурное название квартета, вызывающее ассоциации с названием насекомого (beetle - "жук") и обозначением ритмической пульсации (beat - "бит"), своим рождением обязано и остроумной выдумке Леннона, и группе Бадди Холли "Крикетс" ("Сверчки"). Поначалу "Битлз", подобно другим ливерпульским группам, выступали в небольших клубах. Их музыка не отличалась оригинальностью: традиционная мешанина британских и американских ритмов - рок-н-ролла, скиффла (импровизационной музыки, исполнявшейся английскими самодеятельными артистами на необычных инструментах: стиральной доске, детской дудке, квадратной гитаре и т.п.) и простенькой разновидности джаза 1920-1930-х годов, лежавшего в основе рок-н-ролла и скиффла. Но основное внимание публики привлекали сами молодые исполнители. Подросткам ужасно нравились озорные остряки Леннон и Маккартни, авторы большинства песен ансамбля, печальный клоун Старр, любивший кольца и поэтому выбравший себе псевдоним "Ринго", и тихоня с непроницаемым лицом Харрисон, лидер-гитарист, сочинивший несколько "битловских" хитов. В 1961 их менеджером стал Брайен Эпстайн, молодой торговец грампластинками. Он начал с того, что изменил их имидж (в частности, вместо кожаных курток появились дорогие строгие костюмы). После выступления "Битлз" в лондонском эстрадном театре "Палладиум" в 1963 они прославились на всю страну, а сенсационный успех на американском телевидении годом позже принес им международную известность. В фильмах Вечер тяжелого дня (A Hard Day"s Night, 1964) и На помощь! (Help! 1965) кинематографические фантазии американского режиссера Ричарда Лестера в сочетании с присущей "Битлз" тягой к иронии и фарсу создали атмосферу, близкую к комедиям братьев Маркс. В этих отнюдь не сентиментальных фильмах нашлось место и для умело сделанного сентиментального шлягера (к примеру, песня Я хочу держать тебя за руку) - тут Леннон и Маккартни были просто виртуозами. Вышедший в 1967 альбом Оркестр клуба "Одинокие сердца" сержанта Пеппера (Sergeant Pepper"s Lonely Hearts Club Band) показал, что "Битлз" вступили в пору музыкальной зрелости. По-видимому, это был первый рок-альбом, в основе которого лежала некая сквозная тема; в нем с мягкой иронией комментировалась жизнь в современном индустриальном обществе - конфликт отцов и детей, влияние наркотиков, культура среднего класса. Мелодичные песни отмечены четким ритмическим рисунком и новаторским богатством аранжировки. Использовались оригинальные электронные шумы. Стонал ситар, индийский струнный инструмент (Харрисон брал уроки игры на ситаре у знаменитого Рави Шанкара). Проявилось воображение аранжировщика и дирижера Джорджа Мартина, угадывалось руководство менеджера Б.Эпстайна, который с 1963 до своей смерти в 1967 был соавтором их успеха. Альбом Сержант Пеппер доказал, что "Битлз" - феноменальное явление, а не сенсация-однодневка, возникшая на гребне "битломании". Экспериментируя с классической, восточной и электронной музыкой, "Битлз" привнесли в популярную музыку живой ищущий дух, одновременно расширив аудиторию своих поклонников, среди которых появились молодые интеллектуалы и бизнесмены. Список шлягеров "Битлз" весьма обширен: это Мишель (Michelle), Вчера (Yesterday), Элеонора Ригби (Eleanor Rigby), На помощь! (Help!), Человек ниоткуда (Nowhere Man), Один день из жизни (A Day in the Life), Норвежская мебель (Norwegian Wood), Люси на небе в алмазах (Lucy in the Sky with Diamonds), Желтая субмарина (Yellow Submarine), Пенни-лейн (Penny Lane), Земляничные поляны (Strawberry Fields), Шут на холме (The Fool on the Hill), Эй, Джуд! (Hey Jude). Помимо совместного участия в записях, концертных выступлениях, кинофильмах, двое участников ансамбля, Леннон и Маккартни, занимались индивидуальным творчеством. Леннон написал книги В своем праве-писании (In His Own Write, 1964), Испанец на работе (A Spaniard In the Works, 1965) - сборники прозы и стихов с замысловатыми каламбурами. Маккартни, оставаясь в русле чисто музыкального творчества, написал музыку к фильму Семейная жизнь (The Family Way, 1967). В 1970 вышел последний альбом "Битлз" Пусть будет так (Let It Be). В том же году группа распалась, и каждый из участников ансамбля пошел своим путем. Леннон выпустил несколько альбомов в соавторстве со своей женой, художницей Йоко Оно. В 1980 он был застрелен одним из своих фанатов в Нью-Йорке. Трое оставшихся "битлов" воссоединились в 1995 для записи Антологии "Битлз" (The Beatles Anthology), альбома на двух компакт-дисках, куда вошли ранее не издававшиеся студийные записи и концертные выступления. Особый интерес к этому изданию вызвала "новая" песня "Битлз" Свободен как птица (Free as a Bird), где Маккартни, Харрисон и Старр наложили свои голоса и инструментальное сопровождение на рабочую запись, сделанную Ленноном незадолго до гибели. После этого издания вышло еще две антологии (обе в 1996), причем вторая также включала еще одну "новую" песню Настоящая любовь (Real Love), в которой трое "битлов" озвучили архивную запись Леннона.
ЛИТЕРАТУРА
Воробьева Т. История ансамбля "Битлз". М., 1990 Дэвис Х. Битлз: Авторизованная биография. М., 1990 Песни "Битлз" - The Beatles Songbook. Составитель В. Скороденко. М., 1992

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "БИТЛЗ" в других словарях:

    БИТЛЗ, нескл., (разг.) БИТЛЫ, ов и БИТЛЫ, ов. Популярный английский вокально инструментальный квартет. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (англ. Beatles), английский ансамбль рок музыкантов. Как квартет сложился в 1961 (другое название «Ливерпульская четвёрка»), историю ведёт с 1956. Состав: Джон Леннон (Lennon, 1940 1980), Пол Маккартни (McCartney, р. 1942), Джордж Харрисон… … Энциклопедический словарь

    - «БИТЛЗ» (Beatles), английская рок (см. РОК МУЗЫКА) группа. Была образована в Ливерпуле в 1959. Состав: Пол Маккартни (см. МАККАРТНИ Пол) (James Paul McCartney) (р. 18 июня 1942; вокал, бас гитара, клавишные), Джон Леннон (см. ЛЕННОН Джон) (John… … Энциклопедический словарь

    - (англ. Beatles) английский вокально инструментальный квартет, созданный в Ливерпуле в 1956: П. Маккартни (P. McCartney), Дж. Леннон (J. Lennon), Дж. Харрисон (G. Harrison), Ринго Старр (Ringo Starr) (с 1962, наст. имя и фам. Ричард Старки,… … Большой Энциклопедический словарь

    Нескл. м.; = Битлы Участники популярной в 1960 1970 гг. Ливерпульской четверки рок музыкантов, исполнявшей песни под собственный аккомпанемент на электрогитарах и ударных в стиле биг бит (ведущей историю с 1956 г., а как английского квартета с… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Сущ., кол во синонимов: 2 группа (98) квартет (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Битлз - Битлз, нескл., мн. ч. и (разг.) Битл ы, ов, ед. ч. Битл, а и а … Русский орфографический словарь

    The Beatles 1964 год, визит в США Годы … Википедия

    - (англ. The Beatles жуки ударники) название англ. вокально инстр. квартета, организованного в 1960 в Ливерпуле и выступавшего в составе: П. Мак Картни, Дж. Леннон, Дж. Харрисон (электрогитары), Ринго Старр (наст. имя и фамилия Ричард… … Музыкальная энциклопедия

    Битлз - нескл., мн … Орфографический словарь русского языка

В марте 1957 года Джон Леннон основал музыкальную группу с друзьями из школы "Кворри Бэнк". Пол Маккартни познакомился с Ленноном в июле и вскоре после этого стал в группе ритм-гитаристом. В феврале 1958 года Маккартни пригласил на свой концерт Джорджа Харрисона, и тот тоже стал членом коллектива. В августе 1960 года появляется название The Beatles. Фото: AP/Fleetwood Owen, Astrid Kirchherr

Как таковая история "Битлз" начиналась в 1962-м. В мае этого года продюсер Джордж Мартин пригласил группу, менеджером которой был Брайан Эпстайн, записать пластинку для лейбла EMI Parlaphone. Первая запись состоялась в лондонской студии EMI на Эбби Роуд 6 июня 1962 года. В середине августа Ринго Старр стал новым ударником, заменив Пита Беста. Первый сингл "Love Me Do" был выпущен 5 октября и занял в чарте Record Retailer 17-е место. Фото: BBC

Первый альбом "Битлз" "Please, Please Me" появился на прилавках в марте 1963 года. Он возглавил четыре британских хит-парада. Альбом 30 недель продержался на первом месте чарта Record Retailer. За четыре недели после выхода четвертого сингла "She Loves You" было продано 750 тысяч его копий. В феврале "Битлз" отправились в первое концертное турне по Британии. Появляется новое явление "битломания". В ноябре был выпущен второй альбом "With the Beatles". За одну неделю было продано полмиллиона копий. Он удерживал первое место в чартах в течение 21 недели и не покидал хит-парады 40 недель. Фото: ВВС



В феврале "Битлз" впервые отправились в США. Группа появилась на американском телевидении в шоу Эда Салливана. Программу посмотрели 73 миллиона американцев в 23 миллионах домов, то есть 34% населения страны. В марте-апреле "битлы" снялись в кинокомедии "A Hard Day"s Night", где они играли самих себя. Одноименный альбом "A Hard Day"s Night" появился 10 июля 1964 года. Четвертый студийный альбом "Beatles For Sale" был выпущен 4 декабря 1964 года. Фото: AP

В июне 1965 года королева Елизавета II наградила членов группы орденом Британской империи. В июле вышел второй фильм группы "Help!". В августе появился одноименный альбом. Одна из песен с альбома - "Yesterday" - стала одной из самых популярных в поп-музыке. Ее перепели уже более двух тысяч раз. В декабре "Битлз" выпустили шестой альбом "Rubber Soul", который восторженно встретили критики, назвав его новой вехой в становлении группы. Харрисон использовал ситар в балладе "Norwegian Wood (This Bird Has Flown)", что стало еще одним шагом в расширении границ поп-музыки. Фото: ВВС

Американский журнал Datebook опубликовал интервью Леннона: "Мы теперь популярнее Христа. Не знаю, что исчезнет раньше - рок-н-ролл или христианство. Христос был нормальный парень, но его ученики - тупые и скучные". Эти слова вызвали протесты, прокатившиеся по США и другим странам. Проходили "антибитловские" демонстрации, их музыку запрещали к исполнению на радио, а пластинки публично сжигались. В августе вышел альбом "Revolver". Последнее коммерческое выступление группы состоялось в парке Кэндлстик в Сан-Франциско. Photo: Larry Ellis/Express/Hulton Archive/Getty Images

Восьмой альбом группы "Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band" появился в июне 1967 года. Журнал Rolling Stone назвал его "самым важным альбомом в истории рок-н-ролла". На обложке пластинки была группа окружена знаменитостями. 25 июня 1967 года "Битлз" исполнили песню "All You Need Is Love" в программе Our World, которую увидели 400 млн человек в 26 странах. Песня была написана по заказу Би-би-си. В начале декабря 1967 года был выпущен альбом с саундтреком к телевизионному фильму "Magical Mystery Tour". Фото: Press Association.

В анимационном фильме "Yellow Submarine" члены группы стали мульт-персонажами. Саундтрек фильма включал 11 песен. Зрители увидели фильм в июне 1968 года и получил самые лестные отзывы от критиков за музыку, юмор и иновационный визуальный стиль. Но альбом с песнями из фильма увидел свет лишь семь месяцев спустя. Девятый альбом группы, названный "The Beatles", известный еще как "Белый альбом" за практически пустую обложку, был выпущен в ноябре. Альбом был записан после посещения Махариши Махеш Йоги в Индии. Фото: Michael Webb/Keystone/Getty Images.

Одиннадцатый студийный альбом группы "Abbey Road" появился 26 сентября. Было продано 4 млн копий альбома за три месяца. Он продержался на верхней строчке британских чартов 17 недель. За шесть дней до этого (20 сентября) Джон Леннон объявил музыкантам об уходе из группы, и согласился держать это в секрете. Последнее "живое" выступление "Битлз" состоялось на крыше компании Apple Corps 30 января 1969 года. В последний раз музыканты собрались вместе в студии 20 августа 1969 года на сведение песни "I Want You (She"s So Heavy)". Фото: ВВС

Последний - 12 по счету - альбом группы назывался "Let It Be". Он появился 8 мая 1970 года. Незадолго до этого группа объявила о разрыве. В том же месяце появился документальный фильм "Let It Be". Он был удостоен премии Оскар 1970 года за лучшую музыку к фильму. Пол Маккартни подал исковое заявление об аннулировании контрактных обязательств членов группы. Юридические споры продолжались и после распада "Битлз". Официально прекращение деятельности группы вступило в силу 9 января 1975 года. Фото: АР

8 декабря 1980 года в Нью-Йорке Джон Леннон был застрелен Марком Дэвидом Чепменом у входа в здание "Дакота", где он жил. В 1995-6 годах появляется "Антология Битлз", включавшая в себя документальные фильмы, три двойных альбома и книгу об истории "Битлз". Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр приняли участие в подготовке этого проекта, который часто называют проектом-антологией. Харрисон умер от метастатического рака легкого в ноябре 2001 года. Фото: Press Association.

В конце 1961 года менеджером группы стал Брайан Эпстайн, который изменил имидж музыкантов: вместо черных кожаных курток в стиле teddy boys музыканты облачились в пиджаки без воротников от Пьера Кардена (получившие название «битловки»), а взбитые «коки» а-ля Элвис Пресли сменились длинными челками. Когда практически все европейские фирмы грамзаписи отвергли музыку The Beatles, Эпстайн добился контракта с Parlophone. В студии выяснилось, что Пит Бест не годится для студийной работы. Срочно требовался другой барабанщик. Тогда Леннон и Маккартни вспомнили о Ринго Старре, с которым они подружились еще во время гамбургских концертов. В сентябре 1962 The Beatles выпустили свой первый сингл, на котором были записаны песни Love Me Do и P.S. I Love You, в октябре попавшие в национальный Тор20. В начале 1963 композиция Please Please Me заняла в хит-параде Великобритании второе место, тогда же в рекордно короткие сроки (за 13 часов) был записан дебютный альбом Please Please Me. На волне успеха третий сингл From Me То You занял в чартах первое место.

Летом 1963 The Beatles, которые должны были открывать британские концерты американского певца Роя Орбисона, оказались по рейтингу на порядок выше американца – именно тогда появились первые признаки явления, получившего название «битломания». Официально этот термин был употреблен в прессе 14 октября 1963, на следующий день после триумфального выступления группы в ТВ-шоу Sunday Night At The London Palladium. В октябре 1963 по окончании первых европейских гастролей The Beatles перебрались в Лондон. Преследуемые толпами поклонников, The Beatles появлялись на публике только под охраной полиции. В конце октября того же года сингл She Loves You становится самой тиражируемой пластинкой в истории граммофонной промышленности Великобритании, а в ноябре 1963 группа выступает перед королевой-матерью и высшим светом в Лондонском театре принца Уэльского. Тогда же выходит в свет второй LP – With The Beatles.

Несмотря на оглушительный успех в Европе, Capitol Records, американская ветвь фирмы ЕМI, отнеслась к группе настороженно и не выпустила ни одной пластинки, датированной 1963, рискнув перепечатать только четвертый сингл I Want To Hold Your Hand, а также выпустить в январе 1964 диск Meet The Beatles (сильно переделанный вариант With The Beatles). Вопреки всяческим ожиданиям критиков, успех вышел ошеломляющим. Сотни тысяч американских тинейджеров требовали «привезти великолепную четверку» в США. Начинались триумфальные гастроли The Beatles по другую сторону Атлантики.

В августе 1964 состоялась премьера первого фильма с участием The Beatles (A Hard Day"s Night – «Вечер трудного дня», режиссер Ричард Лестер). The Beatles оказались во главе так называемого «британского вторжения» в США, проложив дорогу для таких английских групп, как Dave Dark Five, Rolling Stones и Kinks. Песни, использованные в фильме, образовали одноименный альбом. В этом же году The Beatles записали еще один LP – Beatles For Sale, наполовину составленный из популярных рок-н-рольных шлягеров других исполнителей. К 1965 Леннон и Маккартни уже не писали песни вместе, хотя по условиям контракта (и по взаимной договоренности) песня каждого из них считалась совместным творчеством. В 1965 The Beatles побывали с концертами в Европе, Северной Америке, Австралии и Юго-Восточной Азии. Второй фильм с их участием Help! («На помощь!», также Ричарда Лестера) снимался весной 1965; премьера картины состоялась в США в августе того же года. Одноименный альбом вышел в том же году. 15 августа 1965 состоялось грандиозное выступление The Beatles перед 55 тысяч зрителей на нью-йоркском стадионе «Ши». Написанная в тот период композиция Пола Маккартни Yesterday до сих пор является самой популярной песней в репертуаре более чем 500 исполнителей.

В июне 1965 «за выдающийся вклад в дело процветания Великобритании» английская королева наградила музыкантов орденом Британской империи. Церемония награждения состоялась 26 октября в Букингемском дворце (в 1969 году Джон Леннон вернул свой орден в знак протеста против одобрения Великобританией войны во Вьетнаме). Выход альбома Rubber Soul (1965) ознаменовал новый этап в творчестве группы и выход за рамки поп-формулы. The Beatles и Боб Дилан привлекли к рок-музыке взрослую аудиторию; они стали своего рода рупором послевоенного поколения, тексты группы становились все более поэтически зрелыми и иногда даже социально направленными.