Семья и Дети

Годы жизни мусоргского. Биография Мусоргского

| | | | | | | | | | | | | | | |

Мусоргский - гениальный композитор, творчество которого было поначалу недооценено. Новатор, искатель новых путей в музыке, он казался современникам недоучкой. Даже его близкий друг Римский-Корсаков считал, что произведения Мусоргского можно исполнять только исправив гармонию, форму и оркестровку и после безвременной кончины Мусоргского осуществил эту огромную работу. Именно в версиях Римского-Корсакова долгое время были известны многие сочинения Мусоргского, в том числе оперы «Борис Годунов » и «Хованщина ». Лишь много позднее открылось подлинное значение творчества Мусоргского, которого первым верно оценил Стасов, сказавший: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». Его музыка оказала сильнейшее влияние на композиторов XX века, в частности, французских, не говоря уже о русских, среди которых крупнейшие - Прокофьев и Шостакович. «Создать живого человека в живой музыке», «Создать жизненное явление или тип в форме им присущей, не бывшей до того ни у кого из художников», - так сам композитор определял свою цель. Характер его творчества определил преимущественное обращение Мусоргского к вокальным и сценическим жанрам. Его высочайшие достижения - оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти ».

Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей - потомков легендарного Рюрика, призванного княжить на русь из варягов. С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался французским и немецким языками, а также музыкой, проявив большие успехи, особенно в импровизации. В 9 лет он уже играл концерт Дж. Фильда, но, разумеется, о профессиональных занятиях музыкой речи не было. В 1849 году его отправили в Петербург, где после трехгодичной подготовки он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Для музыки эти три года не пропали - мальчик брал уроки фортепиано у одного из лучших педагогов столицы А. Герке, ученика знаменитого Фильда. В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным - тогда врачом того же госпиталя. Но это знакомство еще не привело к дружбе: слишком разными были и возраст, и интересы, и окружающая каждого из них среда.

Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять. Первые опыты - романс «Где ты, звездочка», замысел оперы «Ган-исландец». У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым. Это последнее знакомство оказывает решающее воздействие на всю его дальнейшую жизнь. Именно с Балакиревым, вокруг которого складывается кружок музыкантов, впоследствии прославившийся под названием Могучей кучки, начинаются его занятия композицией. В течение первого же года появляются несколько романсов, сонаты для фортепиано. Творчество настолько захватывает юношу, что в 1858 году он подает в отставку и самозабвенно занимается самообразованием - психологией, философией, литературой, - пробует себя в разных музыкальных жанрах. И хотя он пока сочиняет в малых формах, его больше всего влечет к опере, в частности, на сюжет «Эдипа». По совету Балакирева в 1861-1862 годах он пишет симфонию, однако оставляет ее незавершенной. Зато в следующем году его захватывает сюжет «Саламбо» по роману Флобера, только что вышедшему в русском переводе. Он работает над оперой «Саламбо » около трех лет и создает много интересных фрагментов, но постепенно осознает, что не Восток, а Русь влечет его. И «Саламбо» также остается незаконченной.

В середине 60-х годов появляются произведения Мусоргского, ясно показывающие, по какому пути он решил идти. Это песни «Калистрат » на стихи Некрасова о тяжелой крестьянской доле (композитор назвал «Калистрата» этюдом в народном стиле), «Спи, усни, крестьянский сын» в духе народных песен на текст из драмы А. Островского «Воевода», бытовая картинка «Светик Саввишна » на собственные слова. Прослушав последнюю, известный композитор и авторитетный музыкальный критик А. Серов сказал: «Ужасная сцена. Это Шекспир в музыке». Несколько позднее появляется «Семинарист », также на собственный текст. В 1863 году возникает необходимость зарабатывать на жизнь - родовое имение полностью расстроено и никаких доходов больше не приносит. Мусоргский поступает на службу: с декабря он становится чиновником Инженерного управления.

В 1867 году создается, наконец, первое крупное оркестровое сочинение - «Иванова ночь на Лысой горе ». Тогда же под влиянием «Каменного гостя» Даргомыжского Мусоргский начинает работу над оперой «Женитьба » на прозаический текст комедии Гоголя. Эта смелая идея очень увлекает его, но через некоторое время становится ясно, что это - только эксперимент: создать оперу на одном речитативе, без арий, хоров, ансамблей, он не считает возможным.

60-е годы - время ожесточенной борьбы между балакиревским кружком и так называемой консервативной партией, к которой принадлежат профессора недавно открывшейся первой русской консерватории, поддерживаемые великой княгиней Еленой Павловной. Балакирев, бывший некоторое время директором Русского музыкального общества (РМО), в 1869 году от своей должности отставлен. В противовес этому учреждению он организует цикл концертов Бесплатной музыкальной школы, но борьба заведомо проиграна, так как, в отличие от РМО, БМШ никем не субсидируется. Мусоргский загорается идеей воплотить в музыке противников Могучей кучки. Так возникает «Раёк » - уникальное сатирическое вокальное сочинение, по словам Стасова, шедевр «талантливости, едкости, комизма, насмешки, блеска, пластичности... Хохотали до слез даже сами осмеянные, так была талантлива и заразительно весела, забавна эта оригинальная новинка».

1868-1869 годы отданы композитором работе над «Борисом Годуновым », и в 1870 году он представляет партитуру в Мариинский театр. Но оперу отвергают: она слишком нетрадиционна. Одна из причин отказа - отсутствие крупной женской роли. Следующие, 1871-й и 1872 годы, композитор перерабатывает «Бориса»: появляются польские сцены и роль Марины Мнишек, сцена под Кромами. Но и этот вариант не удовлетворяет комитет, ведающий приемом опер к постановке. Лишь настойчивость певицы Ю. Платоновой, избравшей оперу Мусоргского для своего бенефиса, помогает «Борису Годунову» увидеть свет рампы. Во время работы над второй редакцией оперы Мусоргский снимает квартиру вместе с Римским-Корсаковым. Они по-дружески делят время за роялем, оба пишут оперы на сюжет из русской истории (Римский-Корсаков создает «Псковитянку») и, очень разные по характерам и творческим принципам, прекрасно дополняют один другого.

В 1873 году выходит из печати «Детская» в оформлении Репина и получает широкое признание как публики, так и музыкантов, в том числе Листа, высоко оценившего новизну и необычность этого сочинения. Это единственная радость композитора, не избалованного судьбой. Его угнетают бесконечные хлопоты, связанные с постановкой «Бориса Годунова», утомляет необходимость служить, теперь в Лесном департаменте. Угнетает и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский, частью по собственному убеждению, частью под влиянием Стасова, считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью. Стасов надолго едет за границу. Вскоре скоропостижно умирает друг композитора художник Виктор Гартман.

Следующий год приносит как большую творческую удачу - фортепианный цикл «Картинки с выставки », созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки Гартмана, так и новое большое горе. Умирает давний друг композитора Надежда Петровна Опочинина, в которую он, по-видимому, был сильно, но тайно влюблен. В это время создается мрачный, исполненный тоски цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова. Идет работа и над новой оперой - «Хованщиной » - снова на сюжет из русской истории. Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради «Сорочинской ярмарки » по Гоголю. Комическая опера продвигается с трудом: слишком мало вокруг поводов для веселья. Зато появляется вдохновенная вокальная баллада «Забытый » по картине Верещагина, увиденной им на выставке в том же 1874 году.

Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной. Тяжело влияет на него, всегда стремившегося к тесному дружескому общению, фактический распад Могучей кучки, о чем он неоднократно сетует в письмах к Стасову. На службе им недовольны: он часто манкирует своими обязанностями, как ради творчества, так, к сожалению, и потому, что под влиянием грустных обстоятельств жизни он все чаще прибегает к общепринятому русскому утешению - бутылке. Подчас его нужда становится столь сильной, что у него не находится денег платить за квартиру. В 1875 году его выселяют за неуплату. На какое-то время он находит пристанище у А. Голенищева-Кутузова, потом у старого приятеля, Наумова, бывшего морского офицера, большого поклонника его творчества. На стихи Голенищева-Кутузова он создает вокальный цикл «Песни и пляски смерти ».

В 1878 году друзья помогают Мусоргскому найти другую должность - младшего ревизора Государственного контроля. Она хороша тем, что непосредственный начальник композитора Т. Филиппов, большой любитель музыки и собиратель народных песен, смотрит на прогулы Мусоргского сквозь пальцы. Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. В 1879 году, чтобы поправить свое материальное положение, Мусоргский вместе с певицей Д. Леоновой едет в большую гастрольную поездку, которая охватывает все крупные города юга России. В программе выступлений - арии из опер русских композиторов, романсы как русских композиторов, так и Шуберта, Шумана, Листа. Мусоргский аккомпанирует певице, выступает и с сольными номерами - транскрипциями из «Руслана и Людмилы» и собственных опер. Поездка благотворно действует на музыканта. Его вдохновляют прекрасная южная природа, восторженные отзывы газет, высоко оценивающих его дар композитора и пианиста. Это вызывает душевный подъем, новую творческую активность. Появляются знаменитая песня «Блоха», фортепианные пьесы, замысел большой сюиты для оркестра. Продолжается работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной».

В январе следующего года Мусоргский окончательно покидает государственную службу. Друзья - В. Жемчужников, Т. Филиппов, В. Стасов и М. Островский (брат драматурга) - складываются на ежемесячную стипендию в 100 рублей, чтобы он смог закончить «Хованщину». Другая группа друзей выплачивает по 80 рублей в месяц под обязательство окончить «Сорочинскую ярмарку». Благодаря этой помощи летом 1880 года «Хованщина» почти дописана в клавире. С осени Мусоргский по предложению Леоновой становится концертмейстером на ее частных курсах пения и кроме аккомпанемента сочиняет для учеников хоры на русские народные тексты. Но здоровье его окончательно подорвано, и на одном из домашних ученических концертов он теряет сознание. Приехавшие Стасов, Римский-Корсаков и Бородин застают его в бреду. Необходима срочная госпитализация. Через знакомого врача Л. Бертенсона, работавшего в Николаевском военном госпитале, Мусоргского удается устроить туда, записав «вольнонаемным денщиком ординатора Бертенсона». 14 февраля 1881 года композитора без сознания доставляют в госпиталь. На какое-то время ему становится лучше, он может даже принимать посетителей, среди которых Репин, написавший знаменитый портрет Мусоргского . Но вскоре наступает резкое ухудшение состояния.

Мусоргский скончался 16 марта, всего 42-х лет от роду. Похороны состоялись 18 марта на кладбище Александро-Невской лавры. В 1885 году усилиями верных друзей на могиле был установлен памятник.

Л. Михеева

Основные даты жизни и творчества:

1839. - 9 III. В селе Карево в семье Мусоргских - помещика Петра Алексеевича и его жены Юлии Ивановны (урожденной Чириковой) родился сын Модест.

1846. - Первые успехи в обучении игре на фортепиано под руководством матери.

1848. - Исполнение Мусоргским концерта Дж. Филда (в доме родителей для гостей).

1849. - VIII. Поступление в Петропавловскую школу в Петербурге. - Начало занятий по фортепиано, у Ант. А. Герке.

1851. - Исполнение Мусоргским "Рондо" А. Герца на домашнем благотворительном концерте.

1852. - VIII. Поступление в школу гвардейских подпрапорщиков. - Издание фортепианнной пьесы - польки "Подпрапорщик" ("Porte-enseigne Polka").

1856. - 17 VI. Окончание школы гвардейских подпрапорщиков. - 8 X. Зачисление в гвардейский Преображенский полк. - X. Встреча с А. П. Бородиным на дежурстве во 2-м сухопутном госпитале. - Зима 1856-1857. Знакомство с А. С. Даргомыжским.

1857. - Знакомство с Ц. А. Кюи и М. А. Балакиревым в доме Даргомыжского, с В. В. и Д. В. Стасовыми в доме М. А. Балакирева. - Начало занятий композицией под руководством Балакирева.

1858. - 11 VI. Выход в отставку с военной службы.

1859. - 22 II. Исполнение Мусоргским главной роли в комической опере "Сын мандарина" Кюи в доме автора. - VI. Поездка в Москву, знакомство с её достопримечательностями.

1860. - 11 I. Исполнение скерцо B-dur в концерте РМО под управлением А. Г. Рубинштейна.

1861. - I. Поездка в Москву, новые знакомства в кругах передовой интеллигенции (молодёжи). - 6 IV. Исполнение хора из музыки к трагедии "Царь Эдип" Софокла в концерте под управлением К. Н. Лядова (Мариинский театр).

1863. - VI-VII. Пребывание в Торопце в связи с хлопотами по имению. - XII. Замысел оперы "Саламбо" по роману Г. Флобера. - 15 XII. Поступление на службу (чиновником) в Инженерное управление.

1863-65. - Жизнь в "коммуне" с группой молодых друзей (под влиянием романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевского).

1864. - 22 V. Создание песни "Калистрат" на слова Н. А. Некрасова - первой в серии вокальных сцен из народной жизни.

1866. - Начало дружбы с Н. А. Римским-Корсаковым.

1867. - 6 III. Исполнение хора "Поражение Сеннахериба" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. - 26 IV. Уход со службы в Инженерном управлении. - 24 IX. Жалобы на тяжёлое материальное положение в письме к Балакиреву.

1868. - Сближение с семьёй Пургольд, участие в их домашних музыкальных собраниях. - 23 IX. Показ "Женитьбы" в доме Кюи. - Знакомство с историком литературы В. В. Никольским, начало работы над "Борисом Годуновым" по его совету. - 21 XII. Зачисление на службу в Лесной департамент Министерства государственных имуществ.

1870. - 7 V. Показ "Бориса Годунова" в доме художника К. Е. Маковского. - Запрещение цензурой песни "Семинарист".

1871. - 10 II. Оперный комитет Мариинского театра забраковал оперу "Борис Годунов".

1871-72. - Мусоргский живёт на одной квартире с Римским-Корсаковым, работает над 2-й редакцией "Бориса Годунова".

1872. - 8 II. Показ оперы "Борис Годунов" в новой редакции в доме В. Ф. Пургольд. - 5 II. Исполнение финала 1-го д. "Бориса Годунова" в концерте РМО под управлением Э. Ф. Направника. - II-IV. Коллективная работа (совместно с Бородиным, Римским-Корсаковым и Кюи) над оперой-балетом "Млада" по заказу дирекции императорских театров. - 3 IV. Исполнение полонеза из "Бориса Годунова" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. - VI. Начало работы над "Хованщиной".

1873. - 5 II. Исполнение трёх картин из "Бориса Годунова" в Мариинском театре. - V. Исполнение Ф. Листом в Веймаре для группы музыкантов цикла "Детская" М.

1874. - 27 I. Премьера "Бориса Годунова" в Мариинском театре. - 7-19 V. Создание баллады для голоса с фортепиано "Забытый" на слова Голенищева-Кутузова, посвященной В. В. Верещагину. - VII. Зарождение замысла оперы "Сорочинская ярмарка".

1875. - 13 II. Участие Мусоргского как аккомпаниатора в концерте в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии. - 9 III. Участие в музыкально-литературном вечере Петербургского общества для пособия слушателям медицинских и педагогических курсов.

1876. - 11 III. Участие в музыкальном вечере Петербургского собрания художников в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии.

1877. - 17 II. Участие в концерте Ю. Ф. Платоновой. - Участие в концерте в пользу Общества дешёвых квартир.

1878. - 2 IV. Выступление с певицей Д. М. Леоновой в концерте Общества пособия слушательницам женских врачебных и педагогических курсов. - 10 XII. Возобновление "Бориса Годунова" (с большими купюрами) в Мариинском театре.

1879. - 16 I. Исполнение сцены в келье из "Бориса Годунова" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова (в постановке Мариинского театра была выпущена). - 3 IV. Участие в концерте Общества пособия слушательницам женских врачебных и педагогических курсов. - VII-X. Концертная поездка с Леоновой (Полтава, Елизаветград, Херсон, Одесса, Севастополь, Ялта, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Воронеж, Тамбов, Тверь). - 27 XI. Исполнение отрывков из "Хованщины" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова.

1880. - I. Уход со службы. Ухудшение здоровья. - 8 IV. Исполнение отрывков из "Хованщины" и "Песни о блохе" в концерте Леоновой с оркестром под управлением Римского-Корсакова. - 27 и 30 IV. Два концерта Леоновой и Мусоргского в Твери. - 5 VIII. Сообщение в письме к Стасову об окончании "Хованщины" (за исключением небольших отрывков в последнем действии).

1881. - II. Резкое ухудшение здоровья. - 2-5 III. И. Е. Репин пишет портрет Мусоргского - 16 III. Смерть Мусоргского в Николаевском военном госпитале от рожистого воспаления ноги. - 18 III. Похороны Мусоргского на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Содержание статьи

МУСОРГСКИЙ, МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ (1839–1881), русский композитор. Родился 9 (21) марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Мусоргский рано проявил музыкальные способности, с 1849 по 1854 занимался у известного пианиста и педагога А.А.Герке. Однако, следуя семейной традиции, в 1852 поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856. Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель – пианист и композитор; вскоре Мусоргский познакомился с М.А.Балакиревым , впоследствии главой Новой русской музыкальной школы («Могучей кучки»), и начал брать у него уроки композиции (занятия эти, однако, не были систематическими). В 1858 Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. Вскоре в Петербурге были публично исполнены его первые сочинения: скерцо си-бемоль мажор (сочинено в 1858, исполнено под управлением Антона Рубинштейна в 1860) и хор из трагедии Царь Эдип Софокла (сочинен в 1859, исполнен в 1861). Разорение семьи, вызванное реформой 1861, заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу (с 1863 по 1867 – в Инженерном управлении, с 1869 по 1880 – в Лесном департаменте и Государственном контроле). Тем не менее уже в течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений – замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано; оркестровые пьесы, в том числе Иванова ночь на Лысой Горе (1867; более известна в редакции и инструментовке Римского-Корсакова под названием Ночь на Лысой Горе ); сцены из двух опер – «большой» романтической оперы Саламбо по Флоберу (1863–1864) и реалистической экспериментальной камерной оперы Женитьба по Гоголю (1868). Следующим крупным сочинением Мусоргского, законченным в 1869, стали семь сцен по трагедии Пушкина Борис Годунов , в которых переплетаются и взаимодействуют две тенденции: условно говоря, лирико-романтическая и натуралистическая (от «натуральной» школы, доминировавшей в литературе того времени). Эта первая редакция Бориса Годунова была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в нее целый «польский» акт и новый финал – народный бунт («Под Кромами»), а также во многом изменить и другие сцены. Вторая редакция Бориса Годунова (1872) была поставлена в Мариинском театре 8 февраля 1874.

В период между созданием первой и второй редакций Бориса Мусоргский написал свой первый вокальный цикл Детская (1868–1872); позднее появились два других цикла: Без солнца в 1874 и Песни и пляски смерти в 1875–1877. Еще до премьеры Бориса он начал работу над второй исторической музыкальной драмой – Хованщиной , которую продолжал сочинять вплоть до 1880 (с перерывами). С 1876 (а по некоторым данным – раньше) он принялся также за комическую оперу Сорочинская ярмарка по Гоголю, которую писал урывками. С середины 1870-х годов все более разрушительное влияние оказывало на композитора его пристрастие к алкоголю, и единственным – кроме вокальных циклов – крупным произведением, которое ему удалось закончить в этот период, явилась фортепианная сюита Картинки с выставки (1874; широко известна также в оркестровке Равеля), вдохновленная рисунками и акварелями друга Мусоргского, художника В.А.Гартмана.

Мусоргского не увольняли со службы только благодаря покровительству его начальника в Государственном контроле, крупного чиновника и большого знатока народных песен Т.И.Филиппова, однако в 1880 он все же вынужден был оставить должность и в течение последних 14 месяцев своей жизни существовал на средства Филиппова и других поклонников его таланта. Он работал также аккомпаниатором и преподавателем музыкальной теории на частных певческих курсах своей приятельницы – Дарьи Леоновой. В феврале 1881 после приступа белой горячки его поместили в петербургский военный госпиталь (там, кстати, И.Е.Репин и написал известный портрет композитора).

Критическая оценка.

При жизни Мусоргского была опубликована лишь часть его наследия – Борис Годунов и несколько вокальных произведений; другие вещи остались неопубликованными, а две оперы – незаконченными. Давний друг Мусоргского Римский-Корсаков добровольно взял на себя обязанность привести в порядок и издать все сочинения Мусоргского. Однако, завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. Это коснулось также Бориса Годунова , в котором Римский-Корсаков сделал ряд изменений, сокращений, перемещений, а также полностью переинструментовал оперу. Следует признать, что сначала российскую, а потом и мировую славу эта опера завоевала в редакции Римского-Корсакова, и только в середине 1920-х годов крупный русский текстолог П.А.Ламм опубликовал авторскую партитуру Бориса и приступил к изданию собрания сочинений Мусоргского в подлинных редакциях (оно осталось незавершенным).

Целью Римского-Корсакова было прежде всего придать профессионально безупречный облик остро самобытной и часто неуклюжей, с обычной точки зрения, манере Мусоргского. Но теперь подобное намерение представляется по меньшей мере спорным, поскольку, например, «эмпирическая» гармония Мусоргского гораздо выразительнее, чем более академичный вариант Римского-Корсакова. Идеалом Мусоргского, как и многих других русских художников и писателей 1860-х годов, была не стройность формы, а правда жизни. Лучшие из песен композитора, лучшие страницы его опер представляют собой сцены, непосредственно подсмотренные в действительности и затем с поразительной оригинальностью и убедительностью воплощенные в музыке. Живой струей в произведения Мусоргского вливается лирика, идущая от народной песенности: в песне композитор видел важнейший элемент национального самосознания. Созданию шедевра – оперы Борис Годунов , где стиль Мусоргского достигает гармоничной уравновешенности, немало способствовали замечательное драматургическое чутье композитора. Еще большее значение народная песенность приобретает в сочинениях следующего периода, особенно в опере Хованщина .

Мусоргский, самый яркий представитель русской «Пятерки» – «Могучей кучки», был среди своих товарищей и самым пламенным патриотом. Он хорошо знал и любил народное искусство и стремился создать произведение, проникнутое русским духом, воплощающее черты национального характера. Он широко применял типично фольклорные лады, свойственные старинному крестьянскому песенному многоголосию «пустые» аккорды и унисоны; его метрически свободный, напевный речитатив тоже имеет источником народную речь и фольклорные повествовательные жанры. Оперный оркестр Мусоргского, при большой выразительности, довольно аскетичен и полностью подчинен вокальным партиям. В своей редакции Бориса Римский-Корсаков принес в жертву блестящей инструментовке гибкость и многообразие соотношений голосов и оркестра, образующих в подлинной партитуре своего рода тембровые блоки. Клавир второй редакции оперы был опубликован в 1874, в 1928 стали доступными клавир и партитура, совмещавшие первую и вторую авторские редакции; в наши дни в составе Полного собрания сочинений композитора каждая редакция публикуется отдельно (в виде и клавира, и партитуры).

Немного из биографии

Модест Петрович Мусоргский родился в 1839 г. в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Отец его происходил из старинного дворянского рода. Модест и его старший брат получили домашнее образование, а затем будущий композитор закончил Школу гвардейских подпрапорщиков, служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

М. Мусоргский – офицер Преображенского полка

Молодой офицер Мусоргский был очень образованным человеком: знал иностранные языки, самостоятельно занимался музыкой, имел красивый голос (баритон) и часто пел на вечерах и в музыкальных салонах.

Когда в Петербурге в 1862 г. была основана консерватория, он начал заниматься в классе фортепьяно у профессора А. Герке и стал хорошим пианистом. Но его жизнь резко изменилась с того момента, как он познакомился с М. Балакиревым и вступил в его кружок.

«Могучая кучка»

В конце 1850-х-начале 1860-х годов в Петербурге сложилось содружество композиторов, в которое входили: М. Балакирев, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи и в которое вступил М. Мусоргский, оставив чин офицера и полностью посвятив себя музыке. Своей целью участники кружка ставили воплощение русской национальной идеи в музыке. Идейным вдохновителем кружка был художественный критик и литератор В. Стасов. Музыкальным руководителем фактически являлся М. Балакирев. Члены кружка были разными по возрасту и по роду деятельности (самым старшим был А. Бородин, к тому времени уже выдающийся учёный-химик).

И. Репин «Портрет В. Стасова»

Музыкальный кружок «Могучая кучка» возник в то время, когда в России наблюдался повышенный интерес ко всему народному в связи с революционным настроением, которое охватило к тому времени умы русской интеллигенции и которое закончилось цареубийством в 1881 г. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали русское народное творчество (фольклор) и русское церковное пение, а затем в своих произведениях реализовывали свои изыскания. Особенно это касалось опер, где использовались многие фольклорные традиции. В исторических сюжетах искал ответы на современные вопросы и М. Мусоргский. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача», - писал он.

Опера «Саламбо»

Это первая опера композитора, над которой он работал с 1863 по 1866 гг. Сюжет оперы – из карфагенской истории (по роману Г. Флобера «Саламбо»). Либретто оперы написал сам Мусоргский. Эта опера осталась незаконченной, но её фрагменты композитор использовал в других произведениях, в том числе и в опере «Борис Годунов». Над инструментовкой незавершенной оперы Мусоргского «Саламбо» работал советский композитор В. Шебалин.

Опера «Женитьба»

Сцена из спектакля «Женитьба»

Эту оперу на сюжет Н. Гоголя Мусоргский задумал в 1868 г. Но написаны были только наброски к опере, а сама идея до конца реализована не была. Известны редакции М. Ипполитова-Иванова 1931 г. и Г. Рождественского 1985 г.

Опера «Борис Годунов»

Оперу на сюжет трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» Мусоргский начал в 1868 г., самостоятельно создав либретто. В процессе работы над либретто он использовал и «Историю государства российского» Н. Карамзина. Но первую редакцию оперы к постановке не приняли, найдя в ней недостаток в виде отсутствия значительной женской роли.

Сцена из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»

В 1869 г. Мусоргский создал новую редакцию, введя образ Марины Мнишек и любовную интригу. Эта редакция, понравившаяся всей музыкальной общественности, также была отвергнута. И только в 1874 г. опера была поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге. Однако опера, восторженно принятая публикой, но резко отрицательно – критикой, была снята с репертуара в 1882 г.

В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков пытается возродить оперу, создаёт новую редакцию, а в 1908 г . ещё одну. В 1940 г. оперу редактировал Д. Шостакович.

Но в настоящее время предпочитают использовать авторскую редакцию оперы.

Почему же опера, имеющая сегодня мировое признание, так тяжело принималась современниками? Дело в гениальности как автора текста, так и автора музыки. Современное Мусоргскому музыкальное сознание не смогло оценить новаторство музыки.

Музыкальная драматургия оперы строилась на полном совпадении музыки и драматического действия, точной обрисовке сценических героев и их психологической характеристике. Декламационный характер вокальных номеров, распевные интонации, близкие к старинной крестьянской песне и народному говору – всё это было результатом деятельности «Могучей кучки» и музыкальных исканий Мусоргского, но было далеко от привычных представлений о пении в опере.

Композитору было мучительно осознавать, что его творчество не понимается и не принимается официальной академической средой. К тому же наметился развал «Могучей кучки», который он воспринял как измену русской национальной идее, в которую верил. У него началась «нервная лихорадка», как он сам называл своё состояние, а затем началась тяга к алкоголю.

Опера «Хованщина»

Сцена из оперы М. Мусоргского «Хованщина»

Над этой оперой композитор работал одновременно с переделкой оперы «Борис Годунов». Она была начата в 1872 г. Либретто также написал он сам. В сюжете оперы отражены события 1682 г. – короткий период власти в Москве князя Ивана Хованского, которого царевна Софья назначила начальником стрелецкого приказа после стрелецкого бунта. Хованский пользовался популярностью стрельцов, они даже называли его «батей». Старообрядцы при помощи Хованского и Софьи надеялись вернуть Русь к «старой вере». Но дальнейшие разногласия между Софьей и Хованским привели к их вражде. Она расправилась с ним, казнив его и его сына. В дальнейшем власть перешла к Петру (Петр Великий).

В событиях 1682 г. Пётр участия принимать не мог ввиду своего малолетства. Но в либретто Мусоргского смешаны события 1682 и 1689 гг. Мусоргский хотел показать переход власти от Софьи к Петру и одновременно изобразить враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским; фаворита Софьи князя Голицына; старообрядцев во главе с Досифеем. Князь Хованский стремится к царской власти, его позиция ясна, а вот стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы предстают мужественными людьми, идущими на самосожжение ради веры.

Большая роль в развитии действия принадлежит народу, в большей степени, чем в «Борисе Годунове». Разнообразны хоры. Ярко изображены характеры надменного Хованского, лукавого Голицына; величественного Досифея; сильной и готовой на подвиг Марфы; слабого Андрея Хованского; патриотически настроенного Шакловитого; весёлого молодого стрельца Кузьки; трусливого и корыстолюбивого подьячего.

Задуманную в 1872 г. оперу Мусоргский писал до самого конца своей жизни, так и не закончив её.

М.П. Мусоргский

Впервые оркестровал всю оперу Н. Римский-Корсаков, назвав эту работу обработкой. Он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. Д. Шостакович в 1958 г. сделал новую оркестровку по авторскому клавиру. Собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжения раскольников) написал И. Стравинский совместно с М. Равелем для постановки оперы в 1913 г. в Париже труппой С. Дягилева.

При жизни Мусоргского опера «Хованщина» не исполнялась.

Опера «Сорочинская ярмарка»

Сцена из оперы М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка»

Сюжет оперы – повесть Н. Гоголя «Сорочинская ярмарка». Мусоргский работал над этой оперой в 1874-1880 гг., но не закончил. Работа над оперой шла медленно, композитор был уже тяжело болен.

Первоначально изданы были пять отрывков из оперы, затем по рукописям композитора оперу закончил Ц. Кюи и в этом варианте она была исполнена в 1917 г. Над оперой работали также А. Лядов и В. Шебалин. В редакции Шебалина эта опера ставится в настоящее время.

Последние годы жизни М. Мусоргского

Особенно тяжело композитор переживал непонимание бывших друзей, членов «Могучей кучки», которые не смогли принять его новаторскую музыку.

И. Репин «Портрет М.П. Мусоргского»

Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге в 1881 г. Там за несколько дней до его смерти художник И. Репин написал единственный прижизненный портрет композитора.

Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Памятник на могиле Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский

Одним из особых членов «Могучей кучки» был Модест Петрович Мусоргский . Идейный воплотитель размышлений , он стал самым ярким композитором из всей компании. И, в общем-то, обоснованно.

Его отец происходил из старинного дворянского рода Мусоргских, и до десяти лет Модест со своим старшим братом Филаретом получал очень достойное образование. У Мусоргских была своя история. Они в свою очередь происходили из князей Смоленских, рода Монастыревых. Вот как раз один из Монастыревых, Роман Васильевич Монастырев, носил прозвище Мусорга. Вот он-то и стал родоначальником Мусоргских. В свою очередь, дворянская фамилия Сапоговых также является ответвлением Мусоргских.

Но это было давно. А сам Модест родился в имении не такого уж и богатого помещика. Произошло это 21-го марта 1839-го года, на Псковщине.

Итак, вернемся к его биографии. Начиная с шести лет, его мама взяла на себя руководство музыкальным образованием сына. А потом, в 1849-м году, он поступил в Петропавловскую школу, что располагается в Санкт-Петербурге. Спустя три года он перешел в Школу гвардейских прапорщиков. В то время Модест совмещал учебу в Школе с обучением у пианиста Герке. Примерно тогда же было опубликовано первое произведение Мусоргского. Это была полька для фортепиано под названием «Подпрапорщик».

Примерно в годы своей учебы, то есть 1856-57-м гг. он познакомился со Стасовым и со всеми вытекающими последствиями и для русской классической музыки в том числе. Именно под руководством Балакирева Мусоргский приступает к серьезным занятиям по композиции. Тогда же он решил посвятить себя музыке.

По этой причине в 1858-м году он ушел с военной службы. В то время Мусоргский написал немало романсов, а также инструментальных произведений, в которых уже тогда стал проявляться его индивидуализм. Например, его неоконченная опера «Саламбо», написанная под вдохновением от одноименного романа Флобера, изобиловала драматизмом народно-массовых сцен.

Для описываемого времени это был блестяще образованный молодой офицер. У него был красивый баритон, и он прекрасно играл на пианино.

Модест Петрович Мусоргский – композитор из “Могучей кучки”

Правда, в середине шестидесятых годов он стал больше художником-реалистом. Кроме того, некоторые его произведения стали особенно близки духу революционеров тех времен. А в таких его произведениях, как «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» он стал особенно ярко проявлять себя как талантливый бытописатель. А чего только стоит его, поставленная по мотивам народных сказок, «Ночь на Лысой горе»?!

Не чуждался Мусоргский и экспериментальных жанров. Например, в 1868-м году он закончил работу над оперой, написанной на произведение Гоголя «Женитьба». Там он старательно претворял в музыку живую разговорную интонацию.

В эти годы Модест Петрович словно развивался. Дело в том, что одним из его величайших произведений стала опера «Борис Годунов». Эту оперу он написал по мотивам произведений Пушкина, и после некоторой переработки она была представлена в Мариинском театре Петербурга. Какие же изменения были внесены? Ее попросту сократили, причем весьма существенно.

Тогда композитор работал и над впечатляющей «народной музыкальной драмой», в которой рассказывал о стрелецких бунтах конца семнадцатого века. Его вдохновители остались все те же. Например, идею «Хованщины» подсказал ему Стасов.

В то же время он пишет циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти» и прочие произведения, по которым становится ясно: композитору нынче не до шуток. И действительно, последние годы жизни Мусоргский сильно мучился от депрессии. Впрочем, у этой депрессии были свои, вполне реальные причины: его творчество так и осталось непризнанным, в быту и материальном отношении он не переставал испытывать затруднения. И, кроме того, он был одинок. В конце концов, он умер бедняком в Николаевском солдатском госпитале, а его незаконченные работы завершали за него другие композиторы из « », как, например, .

Как же так случилось, что он писал столь медленно, непродуктивно, да вообще, что, черт возьми, сломало ему жизнь?!

Ответ прост: алкоголь. Им он лечил свое нервное напряжение, в итоге скатился до алкоголизма, а признание все как-то не приходило. Он слишком много думал, сочинял, а потом все стирал и записывал готовую музыку с чистого листа. Он не любил всяческие наброски, эскизы и черновики. Поэтому и работал так медленно.

Когда он уволился из лесного ведомства, то ему оставалось лишь уповать на финансовую помощь друзей, да на собственный кой-какой, весьма случайный, заработок. И он пил. Да и в госпиталь-то попал после приступа белой горячки.

А время лечит все раны. Сейчас над могилой одного из величайших русских композиторов возвышается автобусная остановка. А то, что нам известно как место его захоронеия – на самом деле лишь перенесенный памятник. Жил один и умер в одиночестве. Вот удел подлинного таланта в нашей стране.

Знаменитые произведения:

  • Опера «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1874)
  • Опера «Хованщина» (1872-1880, не окончена; редакции: Н. А. Римского-Корсакова, 1883; Д. Д. Шостаковича, 1958)
  • Опера «Женитьба» (1868, не окончена; редакции: М. М. Ипполитова-Иванова, 1931; Г. Н. Рождественского, 1985)
  • Опера «Сорочинская ярмарка» (1874-1880, не окончена; редакции: Ц. А. Кюи, 1917; В. Я. Шебалина, 1931)
  • Опера «Саламбо» (не окончена; редакция Золтана Пешко, 1979)
  • «Картинки с выставки», цикл пьес для фортепиано (1874); оркестровки различных композиторов, в том числе Мориса Равеля, Сергея Горчакова (1955), Лоренса Леонарда, Кита Эмерсона и пр.
  • «Песни и пляски смерти», вокальный цикл (1877); оркестровки: Э. В. Денисова, Н. С. Корндорфа
  • «Ночь на Лысой горе» (1867), симфоническая картина
  • «Детская», вокальный цикл (1872)
  • «Без солнца», вокальный цикл (1874)
  • Романсы и песни, в том числе «Где ты, звёздочка?», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Сиротка», «Семинарист», «Светик Савишна», Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха («Блоха»), «Раёк»
  • Интермеццо (первоначально для фортепиано, позднее оркестровано автором под названием «Intermezzo in modo classico»).

Родился 21 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Торопецкого уезда (ныне Куньинского района) на Псковщине, умер 28 марта 1881 года в Петербурге), русский композитор, участник «Могучей кучки». Детские годы провёл в имении родителей; в автобиографии Мусоргский писал: «… ознакомление с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления ещё с самыми элементарными правилами игры на фортепиано». Шести лет Мусоргский начал заниматься музыкой под руководством матери. В 1849 поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, в 1852-56 учился в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки музыки у пианиста А. А. Герке. В 1852 было издано первое произведение Мусоргского - полька для фортепиано «Подпрапорщик». В 1856-57 он познакомился с А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым и М. А. Балакиревым, которые оказали глубокое влияние на его общее и музыкальное развитие. Под руководством Балакирева Мусоргский начал серьёзно заниматься композицией; решив посвятить себя музыке, в 1858 ушёл с военной службы. В конце 50 - начале 60-х гг. Мусоргский написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых уже проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. В 1863-66 работал над оперой «Саламбо» (по одноименному роману Г. Флобера, не окончена), отличающейся драматизмом народно-массовых сцен. К середине 60-х гг. складывается мировоззрение Мусоргского как художника-реалиста, близкого идеям революционных демократов. Обращаясь к актуальной, социально заострённой тематике из народной жизни, он создал песни и романсы на слова Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островского и на собственные тексты («Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др.), в которых проявились его дар бытописателя, умение создавать ярко характерные человеческие образы. Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» (1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом явилась неоконченная опера Мусоргского «Женитьба» (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868), вокальные партии которой основаны на непосредственном претворении интонаций живой разговорной речи.

Все эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших его творений - оперы «Борис Годунов» (по трагедии А. С. Пушкина). Первая редакция оперы (1869) не была принята к постановке дирекцией императорских театров. После переработки «Борис Годунов» был поставлен в петербургском Мариинском театре (1874), но с большими сокращениями. В 70-х гг. Мусоргский работал над грандиозной по замыслу «народной музыкальной драмой» из эпохи стрелецких бунтов конца 17 в. «Хованщина» (либретто М., начата в 1872), идея которой была ему подсказана В. В. Стасовым, и комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Гоголя, 1874-80). Одновременно создал вокальные циклы «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875-77), сюиту для фортепиано «Картинки с выставки» (1874) и др. В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжёлую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Умер он в бедности в Николаевском солдатском госпитале. Неоконченная композитором «Хованщина» была завершена после его смерти Римским-Корсаковым, над «Сорочинской ярмаркой» работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи и др. В 1896 Римским-Корсаковым была сделана новая редакция «Бориса Годунова». В советское время Д. Д. Шостаковичем заново отредактированы и оркестрованы «Борис Годунов» и «Хованщина» (1959). Самостоятельный вариант завершения «Сорочинской ярмарки» принадлежит В. Я. Шебалину (1930).

Великий гуманист, демократ и правдолюбец, Мусоргский стремился деятельно служить своим творчеством народу. С огромной силой отразил он острые социальные конфликты, создал могучие, полные драматизма образы восставшего и борющегося за свои права народа. Вместе с тем Мусоргский был чутким психологом, знатоком человеческой души. В музыкальных драмах «Борис Годунов» и «Хованщина» необычайно динамичные, красочные массовые народные сцены сочетаются с разнообразием индивидуальных характеристик, психологической глубиной и сложностью отдельных образов. В сюжетах из отечественного прошлого Мусоргский искал ответа на животрепещущие вопросы современности. «Прошедшее в настоящем - вот моя задача», - писал он Стасову, работая над «Хованщиной». Как гениальный драматург проявил себя Мусоргский и в произведениях малой формы. Некоторые из его песен представляют собой подобие небольших драматических сценок, в центре которых - живой и законченный человеческий образ. Вслушиваясь в интонации разговорной речи и в мелодии русской народной песни, Мусоргский создал глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Творчество его оказало большое влияние на многих композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и др.