Все вопросы

Переход на площади революции. Площадь революции на карте

Станция имеет два наземных вестибюля. Западный, находящийся на площади Революции и общий со станцией «Театральная», был открыт вместе со станцией 13 марта 1938 года. Восточный вестибюль в Богоявленском переулке открылся 21 декабря 1947 года.

Западный вестибюль

Западный вестибюль «Площади Революции» является общим со станцией «Театральная», его архитектор А. Н. Душкин . Изначально предполагалось, что этот вестибюль в будущем будет встроен в здание Большого академического кинотеатра , планировавшегося к строительству напротив здания Большого театра . Поэтому перед архитектором стояла задача сделать такой вестибюль, чтобы его можно было встроить в большое здание и чтобы при этом он мог существовать самостоятельно. Вестибюль был спроектирован и таким образом, чтобы его не приходилось закрывать на время строительства кинотеатра .

Эскалаторы обеих станций начинаются в большом овальном зале, который задумывался как часть будущего здания кинотеатра. Предполагалось, что вход в метро будет в одной из частей кинотеатра. До сооружения этого здания выход был устроен в отдельном павильоне, который предполагался временным. Входной павильон несколько отдалён от эскалаторного зала и соединён с ним проходом. Это было сделано для того, чтобы работы по сооружению будущего здания не мешали пассажирам . В эскалаторном тоннеле три эскалатора типа ЭТ-3М, установленные в 2004 году , с балюстрадами из нержавеющей стали.

С начала 1970-х годов выход из метро находится в самом эскалаторном зале. До этого выход осуществлялся из кассового зала, там же где и вход, в левых дверях (если присмотреться, можно увидеть следы от креплений букв «Нет входа»). В ходе реконструкции Центрального пересадочного узла к эскалаторному помещению был пристроен блок тамбуров выхода . На вход и на выход установлены турникеты. Сами турникеты на станции были заменены на модели принципиально новой конструкции - с прозрачными открывающимися створками типа УТ-2000 (в 2009 году они были модернизированы).

Архитектура интерьеров западного вестибюля достаточно лаконична . Стены эскалаторного зала облицованы тёмным мрамором «садахло». Потолок обработан рельефными тягами . Пол покрыт гранитом. Стены кассового зала и прохода облицованы тёмно-жёлтым «бьюк-янкоем». Эскалаторный зал освещают круглые подвесные светильники, а кассовый зал и проход - настенные бра. В вестибюле установлен бюст В. И. Ленина . Снаружи павильон решён в виде портика с шестью квадратными колоннами, облицованными тёмным лабрадоритом . Наружные стены павильона покрыты белым подмосковным известняком .

Восточный вестибюль

Внешние изображения
Вход в вестибюль
Интерьер вестибюля. Панорама
Вестибюль снаружи, во дворе 5-го квартала Тверского райна

Восточный вестибюль, встроенный в линию домов в Богоявленском переулке , представляет собой большой полуциркульный зал с кассами и верхней аркой эскалаторного тоннеля . Архитекторы - Ю. П. Зенкевич, А. Н. Душкин, Н. И. Демчинский . Стены с выступающими полуколоннами облицованы серовато-белым мрамором . Напротив эскалатора, над кассами, выложена флорентийская мозаика , аллегорически прославляющая 30-летие Великой Октябрьской социалистической революции : щит с серпом и молотом в окружении алых знамён с датами «1917» и «1947» (художник - В. Ф. Бородиченко). Ниже на мраморе стены высечены строки первой редакции Гимна СССР , принятой в 1943 году.

Зал освещает находящаяся перед аркой эскалаторного тоннеля гигантская висячая люстра с 24 рожками. По сторонам арки на постаментах расположены колоннообразные торшеры , обложенные бронзовыми листами причудливой фигурной чеканки .

Снаружи вестибюль представляет собой неказистое здание во дворе 5-го квартала Тверского района (адрес: Богоявленский переулок, дом 3/5, стр. 1в). В соответствии с Генпланом реконструкции Москвы 1935 года планировалась перепланировка квартала, в том числе надстройка над вестибюлем административного здания и организация второго выхода из вестибюля в сторону Никольской улицы .

Восточный вестибюль был закрыт на реконструкцию 8 декабря 2008 года . Ранее на станции уже проводились плановые капитальные работы помещений и эскалаторов, но комплексная реконструкция вестибюля была осуществлена впервые . После проведения реконструкции восточный вестибюль в полдень 29 марта 2010 года был открыт в рабочем порядке . Из-за терактов в московском метрополитене , произошедших за несколько часов до планируемого открытия восточного вестибюля после реконструкции, торжественная часть мероприятия была отменена . В восточном вестибюле во время реконструкции было установлено три эскалатора типа Э55Т . При реконструкции внешний вид вестибюля - выявленного памятника архитектуры - был искажён. Оригинальные кассы были уничтожены и заменены новоделом, лишь отдалённо напоминающим оригинал .

Станционные залы

Революционная тематика в оформлении станции была выражена архитектором А. Н. Душкиным с помощью средств синтеза архитектуры и скульптуры. Благодаря ложным архивольтам , охватывающим края проходов и прилегающие углы пилонов, архитектор добился зрительного уменьшения размеров опор, так как свободные пространства в углах пилонов относились бы уже к проёмам .

В первоначальном проекте станции, как и в других проектах А. Н. Душкина, световым эффектам уделялась очень большая роль. В пояснительной записке к проекту архитектор писал:

Пилоны больших размеров… при оформлении должны быть обработаны так, чтобы создалось впечатление более лёгкой несущей конструкции. Автор находит приём арок архивольтов по всей длине станции и помещает под архивольтами барельефы, выполненные из бронзы. У основания каждого пилона, между архивольтами, помещается прожекторный рефлектор. Из этой точки выходят лучи, образующие своим рисунком ромбы плафона. При подсвечивании из преображённой игры светотеней [появляется] устремлённость вверх.

Изначально ниши в углах пилонов планировалось украсить барельефами на революционную тему. Результаты конкурса скульпторов не удовлетворили архитектора и руководство Метростроя, и потому было решено обратиться к опытному скульптору М. Г. Манизеру . Однако он предложил вместо барельефов установить объёмные скульптуры. Душкин был против этого, но руководство приняло сторону Манизера .

… перевёл архитектуру в подчинённое скульптуре положение. Вместо принципиальной, сильной, насыщенной изобразительными средствами архитектуры он создал, собственно, оформление скульптурной галереи образов великой революции.

Сам Душкин позже писал:

Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно.

Из-за этого решения акцент в освещении станции пришлось сделать на освещение скульптур. Освещение центрального зала решено в виде двух рядов подвешенных к своду люстр-«тарелок», сдвинутых к пилонам. Аналогично расположены светильники и в боковых залах. Свод станции решён лаконично - простой, белый. Почти весь он гладко оштукатурен, за исключением частей, примыкающих к архивольтам . Там свод обогащается лёгким узором из переплетённых нервюр , начинающихся в междуарочных пазухах .

Пол центрального зала изначально был выложен цельными квадратами из мрамора с чередованием «бьюк-янкоя» и «уфалея» светлого и тёмно-серого цвета . Позднее мрамор был заменён на тёмно-серый жежелевский гранит и чёрный габбро . Покрытие полов перронов - асфальт, также заменённый впоследствии жежелевским гранитом и лабрадоритом, а путевые стены облицованы мрамором серого цвета Уфалейского месторождения, с карнизом из красной «шроши» .

Торцевая стена центрального зала изначально была украшена барельефом «Сталин и Ленин» работы М. Г. Манизера. Сталин был изображён с Конституцией СССР в руке . Барельеф был убран в 1947 году в связи с открытием второго выхода и перенесён в торец станции «Павелецкая » Кольцевой линии . Однако, в 1960-х годах барельеф сняли и оттуда в связи с борьбой с культом личности Сталина .

В торцах платформ у стен расположены оригинальные дубовые скамейки, над которыми установлены бордюры из полупрозрачного, перламутрово-белого и золотисто-жёлтого, облачного и рисунчатого мраморного оникса месторождения Агамзалу. На стенах боковых залов закреплены бронзовые стрелки с надписями «Выход в город». Это старейшие указатели в Московском метрополитене .

Арки были сложены из цельных фасонных камней, которые вырезали из мраморных блоков и обработали по лекалу. Архивольты опираются на цоколи из чёрного с золотыми прожилками мрамора армянского месторождения Давалу , которые являются и постаментами для скульптур. Очертания архивольтов облицованы тёмно-красным мрамором месторождения Шроша, на которых также есть три простые палочки из жёлтой латуни . Между архивольтами расположены лепные картуши, оформляющие вентиляционные решётки и подсвечиваемые сзади . Простенки пилонов облицованы красной «шрошей», серо-голубым «уфалеем», жёлто-розовым мраморовидным известняком «биюк-янкой» .

Скульптурное оформление

На постаментах в углах пилонов установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. Скульптуры были выполнены в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом под руководством видного скульптора М. Г. Манизера (в коллектив скульпторов входили А. И. Денисов, А. А. Дивин , А. А. Пликайс, Л. К. Жданов, Г. Ф. Ветютнев, И. П. Иванов, Е. Г. Фалько, М. А. Владимирская, В. А. Пузыревский). Изначально скульптур было 80, но в 1947 году, в связи с сооружением гермозатвора перед восточным выходом, четыре были сняты. Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а два - дважды) .

В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части - головы, туловища, руки, оружие и другие детали . Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить .

Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937 :

  • Арка I
    • Революционный рабочий (бант на груди) с винтовкой и гранатой (моделью послужил рабочий Пётр Михайлович Брагин).
    • Революционный солдат с винтовкой.
  • Арка II
    • Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие.
    • Революционный матрос с наганом (моделью послужил курсант Ленинградского военно-морского училища им. Фрунзе Алексей Диомидович Никитенко).
  • Арка III
    • Парашютистка ДОСААФ .
    • Матрос-сигнальщик с линкора «Марат » (моделью послужил курсант Ленинградского военно-морского училища им. Фрунзе Олимпий Иванович Рудаков).
  • Арка IV
    • Девушка-«Ворошиловский стрелок » с пневматической винтовкой.
    • Пограничник с собакой.
  • Арка V
    • Стахановец с отбойным молотком.
    • Молодой инженер. В левой руке он держит шестерню, а в правой держал циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует).
  • Арка VI
    • Птичница с курицей и петухом.
    • Хлебороб-механизатор.
  • Арка VII
    • Студент (моделью послужил преподаватель Центрального института физической культуры Аркадий Антонович Гидрат).
    • Студентка с книгой.
  • Арка VIII
    • Спортсменка-дискоболка .
    • Футболист.
  • Арка IX
    • Отец с ребёнком.
    • Мать с ребёнком.
  • Замурованный арочный проход (скульптуры есть только со стороны платформ)
    • Пионеры-авиамоделисты.
    • Пионерки-географы.

Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. В связи с этим говорили, что статуи представляют образ советского народа - «он весь или сидит, или стоит на коленях» . За неестественное положение скульптурных образов они подверглись критике, однако скульптуры одобрил И. В. Сталин .

Все станции Московского метрополитена индивидуальны, а многие из них представляют собой настоящие культуры. Но жители столицы, которые ежедневно куда-то спешат, в основном ценят этот вид транспорта за отсутствие пробок. Они давно уже перестали обращать внимание на красоту архитектурных сооружений, а иностранцев до сих пор водят на экскурсии в московскую подземку.

"Площадь Революции". Самое главное о станции

Одной из часто посещаемых является станция метро по праву может ею гордиться. Находится она на Арбатско-Покровской ветке, как раз между "Курской" и "Арбатской", заработала 13 марта 1938 года. Свое наименование станция получила в честь площади с одноименным названием, расположенной в непосредственной близости на поверхности.

Чем знаменита " Площадь Революции"? Метро это расположено практически в самом центре столицы России и является одним из ближайших к Кремлю, Собору Мавзолею и Большому театру. Также недалеко расположены Казанский собор, несколько знаменитых музеев и выставочных галерей.

Отличительные особенности станции


Что же так сильно отличает от других станций "Площадь Революции"? Метро расположено довольно глубоко, на расстоянии 33,6 м под землей. Диаметр боковых залов составляет 8,5 м, основного - 9,5. Трехсводчатую станцию освещают два ряда плоских светильников круглой формы.

Для оформления пола использовали светлый и черный гранит. Отделка стен куда более разнообразна. Здесь присутствуют армянский мрамор черного цвета, а также и другие породы камней белых, золотистых и серых оттенков.

На территории зала в арочных нишах установлены 76 скульптур из бронзы. Они расположены в строго определенной последовательности происходивших в период 1917-1937 годов событий. По этому признаку люди сразу узнают "Площадь Революции" (метро), фото говорят сами за себя. Фигуры изображают профессии людей советского времени. Причем 2 статуи повторяются всего лишь 2 раза, а остальные 18 - 4 раза. На самом деле изначально фигур было 80, но после построения восточного вестибюля 4 пришлось убрать из зала.

"Площадь Революции" (метро) пользуется огромной популярностью в кругу молодежи. Студенты перед экзаменом приезжают сюда во время сессии, чтобы потереть бронзовый нос собаки, которая является частью скульптуры "Пограничник с собакой". А вот лапу ее трут все те, кому предстоит нелегкий зачет. Пережить разочарование в любви проще, если дотронуться до ноги фигурки "Студентки с книгой".

Вестибюли и переходы

Желающие попасть на Замоскворецкую линию могут воспользоваться переходом, который соединяет "Театральную" и "Площадь Революции". Метро, естественно, имеет выход на улицу. Восточный вестибюль выведет вас на Никольскую улицу и к Богоявленскому переулку, а западный - на площадь Революции. Несмотря на отсутствие прямого перехода со станции "Охотный ряд", Сокольническая и Арбатско-Покровская линии объединены в систему общего пересадочного узла.

Вконтакте

Станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Находится на территории Тверского района города Москвы.

Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.

A.Savin , CC BY-SA 3.0

Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») - «Курская» (вторая очередь строительства).

Станция является работой архитектора А. Н. Душкина и имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название получила по одноимённой площади (до 1918 года она носила название Воскресенская). Имеет переход на станцию «Театральная» Замоскворецкой линии и общий с ней вестибюль.

История

История проектирования станции «Площадь Революции» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле Библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Трассировка Покровского радиуса несколько раз менялась. По планам 1932 года планировалось построить между станциями «Библиотека Ленина» и «Ильинские Ворота» станцию «Красная Площадь», которую предполагалось расположить под одноимённой площадью. Там же проектировался пересадочный узел трёх линий: Арбатско-Покровской, Таганско-Тверской и Дзержинско-Замоскворецкой.

В 1934 году было решено не строить пересадочный узел под . Вместо этого пересадочный узел перенесли к Театральной площади . В том же году в планах впервые появляется станция «Площадь Революции». Её планировалось построить между станциями «Библиотека Ленина» (сооружена как «Улица Коминтерна») и «Ильинские Ворота» и соединить с ответвлением первой очереди («Улица Коминтерна» - «Смоленская»). Впоследствии станцию «Ильинские Ворота» и следующую за ней «Покровские Ворота» исключили из плана.

На конкурсе проектов станции победил архитектор А. Н. Душкин. Строительство второй очереди началось в 1935 году. В январе 1938 года работы на Покровском радиусе были в заключительной стадии. Станция была открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» - «Курская» второй очереди строительства. Поезда поехали по новой линии Московского метрополитена от станции « » до станции «Курская».

В 1946 году построен переход из центра зала по лестницам и коридору в торец станции «Театральная». 21 декабря 1947 года был открыт восточный вестибюль в . В 1974 году был сооружен ещё один, дополнительный переход из торца станционного зала на станцию «Театральная».

После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» - «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищённость этого участка метро, который носил стратегический характер. Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому к 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» - «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года) - «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии.

C 25 июня 2002 года по 25 декабря 2003 года западный вестибюль был закрыт для замены эскалаторов 1938 года выпуска.

С марта 2007 года на станции «Площадь Революции» предоставляется услуга беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi).

С 8 декабря 2008 года по 29 марта 2010 года восточный вестибюль был закрыт на реконструкцию. К открытию вестибюля были выпущены памятные билеты.

Архитектура и оформление

Вестибюли

Станция имеет два наземных вестибюля. Западный, находящийся на площади Революции и общий со станцией «Театральная», был открыт вместе со станцией 13 марта 1938 года. Восточный вестибюль в Богоявленском переулке открылся 21 декабря 1947 года.

Западный вестибюль

Западный вестибюль «Площади Революции» является общим со станцией «Театральная», его архитектор А. Н. Душкин. Изначально предполагалось, что этот вестибюль в будущем будет встроен в здание Большого академического кинотеатра, планировавшегося к строительству напротив здания Большого театра.



Shakko , CC BY-SA 4.0

Поэтому перед архитектором стояла задача сделать такой вестибюль, чтобы его можно было встроить в большое здание и чтобы при этом он мог существовать самостоятельно. Вестибюль был спроектирован и таким образом, чтобы его не приходилось закрывать на время строительства кинотеатра.

Эскалаторы обеих станций начинаются в большом овальном зале, который задумывался как часть будущего здания кинотеатра. Предполагалось, что вход в метро будет в одной из частей кинотеатра. До сооружения этого здания выход был устроен в отдельном павильоне, который предполагался временным. Входной павильон несколько отдалён от эскалаторного зала и соединён с ним проходом. Это было сделано для того, чтобы работы по сооружению будущего здания не мешали пассажирам. В эскалаторном тоннеле три эскалатора типа ЭТ-3М, установленные в 2004 году.

С начала 1970-х годов выход из метро находится в самом эскалаторном зале. До этого выход осуществлялся из кассового зала, там же где и вход, в левых дверях (если присмотреться, можно увидеть следы от креплений букв «Нет входа»). В ходе реконструкции Центрального пересадочного узла к эскалаторному помещению был пристроен блок тамбуров выхода.

Архитектура интерьеров западного вестибюля достаточно лаконична. Стены эскалаторного зала облицованы тёмным мрамором «садахло». Потолок обработан рельефными тягами. Пол покрыт гранитом. Стены кассового зала и прохода облицованы тёмно-жёлтым «бьюк-янкоем». Эскалаторный зал освещают круглые подвесные светильники, а кассовый зал и проход - настенные бра. В вестибюле установлен бюст В. И. Ленина. Снаружи павильон решён в виде портика с шестью квадратными колоннами, облицованными тёмным лабрадоритом. Наружные стены павильона покрыты белым подмосковным известняком.

Восточный вестибюль

Восточный вестибюль, встроенный в линию домов в Богоявленском переулке, представляет собой большой полуциркульный зал с кассами и верхней аркой эскалаторного тоннеля.



Bin im Garten , CC BY-SA 3.0

Архитекторы - Ю. П. Зенкевич, А. Н. Душкин, Н. И. Демчинский. Стены с выступающими полуколоннами облицованы серовато-белым мрамором. Напротив эскалатора, над кассами, выложена флорентийская мозаика, аллегорически прославляющая 30-летие Великой Октябрьской социалистической революции: щит с серпом и молотом в окружении алых знамён с датами «1917» и «1947» (художник - В. Ф. Бородиченко). Ниже на мраморе стены высечены строки первой редакции Гимна СССР, принятой в 1943 году. Слева:

«Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки великая Русь
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский союз

«Славься, Отечество наше свободное!
Славы народов надёжный оплот
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!»

Зал освещает находящаяся перед аркой эскалаторного тоннеля гигантская висячая люстра с 24 рожками. По сторонам арки на постаментах расположены колоннообразные торшеры, обложенные бронзовыми листами причудливой фигурной чеканки.

Снаружи вестибюль представляет собой неказистое здание во дворе 5-го квартала Тверского района (адрес: Богоявленский переулок, дом 3/5, стр. 1в). В соответствии с Генпланом реконструкции Москвы 1935 года планировалась перепланировка квартала, в том числе надстройка над вестибюлем административного здания и организация второго выхода из вестибюля в сторону Никольской улицы.

Восточный вестибюль был закрыт на реконструкцию 8 декабря 2008 года. Ранее на станции уже проводились плановые капитальные работы помещений и эскалаторов, но комплексная реконструкция вестибюля была осуществлена впервые. После проведения реконструкции восточный вестибюль в полдень 29 марта 2010 года был открыт в рабочем порядке. Из-за терактов в московском метрополитене, произошедших за несколько часов до планируемого открытия восточного вестибюля после реконструкции, торжественная часть мероприятия была отменена. В восточном вестибюле во время реконструкции было установлено три эскалатора типа Э55Т. При реконструкции внешний вид вестибюля - выявленного памятника архитектуры - был искажён. Оригинальные кассы были уничтожены и заменены новоделом, лишь отдалённо напоминающим оригинал.

Станционные залы

Революционная тематика в оформлении станции была выражена архитектором А. Н. Душкиным с помощью средств синтеза архитектуры и скульптуры. Благодаря ложным архивольтам, охватывающим края проходов и прилегающие углы пилонов, архитектор добился зрительного уменьшения размеров опор, так как свободные пространства в углах пилонов относились бы уже к проёмам.

В первоначальном проекте станции, как и в других проектах А. Н. Душкина, световым эффектам уделялась очень большая роль. В пояснительной записке к проекту архитектор писал:

«Пилоны больших размеров... при оформлении должны быть обработаны так, чтобы создалось впечатление более лёгкой несущей конструкции. Автор находит приём арок архивольтов по всей длине станции и помещает под архивольтами барельефы, выполненные из бронзы. У основания каждого пилона, между архивольтами, помещается прожекторный рефлектор. Из этой точки выходят лучи, образующие своим рисунком ромбы плафона. При подсвечивании из преображённой игры светотеней устремлённость вверх».

А. Н. Душкин

Изначально ниши в углах пилонов планировалось украсить барельефами на революционную тему. Результаты конкурса скульпторов не удовлетворили архитектора и руководство Метростроя, и потому было решено обратиться к опытному скульптору М. Г. Манизеру. Однако он предложил вместо барельефов установить объёмные скульптуры. Душкин был против этого, но руководство приняло сторону Манизера.

По мнению архитектора С. М. Кравеца, Душкин

«... перевёл архитектуру в подчинённое скульптуре положение. Вместо принципиальной, сильной, насыщенной изобразительными средствами архитектуры он создал, собственно, оформление скульптурной галереи образов великой революции».

С. М. Кравец

Сам Душкин позже писал:

«Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно».

А. Н. Душкин

Из-за этого решения акцент в освещении станции пришлось сделать на освещение скульптур. Освещение центрального зала решено в виде двух рядов подвешенных к своду люстр-«тарелок», сдвинутых к пилонам. Аналогично расположены светильники и в боковых залах. Свод станции решён лаконично - простой, белый. Почти весь он гладко оштукатурен, за исключением частей, примыкающих к архивольтам. Там свод обогащается лёгким узором из переплетённых нервюр, начинающихся в междуарочных пазухах.

Пол центрального зала изначально был выложен цельными квадратами из мрамора с чередованием «бьюк-янкоя» и «уфалея» светлого и тёмно-серого цвета. Позднее мрамор был заменён на тёмно-серый жежелевский гранит и чёрный габбро. Покрытие полов перронов - асфальт, также заменённый впоследствии жежелевским гранитом и лабрадоритом, а путевые стены облицованы мрамором серого цвета Уфалейского месторождения, с карнизом из красной «шроши».



Mikhail (Vokabre) Shcherbakov , CC BY-SA 2.0

Торцевая стена центрального зала изначально была украшена барельефом «Сталин и Ленин» работы М. Г. Манизера. Сталин был изображён с Конституцией СССР в руке. Барельеф был убран в 1947 году в связи с открытием второго выхода и перенесён в торец станции «Павелецкая» Кольцевой линии. Однако, барельеф в 1960-х годах сняли и оттуда в связи с борьбой с культом личности Сталина.

В торцах платформ у стен расположены оригинальные дубовые скамейки, над которыми установлены бордюры из полупрозрачного, перламутрово-белого и золотисто-жёлтого, облачного и рисунчатого мраморного оникса месторождения Агамзалу. На стенах боковых залов закреплены бронзовые стрелки с надписями «Выход в город». Это старейшие указатели в Московском метрополитене.

Арки были сложены из цельных фасонных камней, которые вырезали из мраморных блоков и обработали по лекалу. Архивольты опираются на цоколи из чёрного с золотыми прожилками мрамора армянского месторождения Давалу, которые являются и постаментами для скульптур. Очертания архивольтов облицованы тёмно-красным мрамором месторождения Шроша, на которых также есть три простые палочки из жёлтой латуни. Между архивольтами расположены лепные картуши, оформляющие вентиляционные решётки и подсвечиваемые сзади. Простенки пилонов облицованы красной «шрошей», серо-голубым «уфалеем», жёлто-розовым мраморовидным известняком «биюк-янкой».

Скульптурное оформление

На постаментах в углах пилонов установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. Скульптуры были выполнены в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом под руководством видного скульптора М. Г. Манизера (в коллектив скульпторов входили А. И. Денисов, А. А. Дивин, А. А. Пликайс, Л. К. Жданов, Г. Ф. Ветютнев, И. П. Иванов, Е. Г. Фалько, М. А. Владимирская, В. А. Пузыревский). Изначально скульптур было 80, но в 1947 году, в связи с сооружением гермозатвора перед восточным выходом, четыре были сняты. Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а два - дважды).

скульптор: Матвей Манизер, фото: Monk , GNU 1.2

В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части - головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.

Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937:

  • Арка I
    • Революционный рабочий (бант на груди) с винтовкой и гранатой.
    • Революционный солдат с винтовкой.
  • Арка II
    • Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие.
    • Революционный матрос с наганом.
  • Арка III
    • Парашютистка ДОСААФ.
    • Матрос-сигнальщик с линкора «Марат».
  • Арка IV
    • Девушка-«Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой.
  • Арка V
    • Стахановец с отбойным молотком.
    • Молодой инженер. В левой руке он держит шестерню, а в правой держал циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует).
  • Арка VI
    • Птичница с курицей и петухом.
    • Хлебороб-механизатор.
  • Арка VII
    • Студент.
    • Студентка с книгой.
  • Арка VIII
    • Спортсменка-дискоболка.
    • Футболист.
  • Арка IX
    • Отец с ребёнком.
    • Мать с ребёнком.
  • Замурованный арочный проход. Скульптуры есть только со стороны платформ.
    • Пионеры-авиамоделисты.
    • Пионерки-географы.

Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. В связи с этим говорили, что статуи представляют образ советского народа - «он весь или сидит, или стоит на коленях». За неестественное положение скульптурных образов они подверглись критике, однако скульптуры одобрил И. В. Сталин:

«На эту станцию при открытии прибыл генеральный секретарь И. В. Сталин, одобрил, ходил быстро вокруг скульптур и говорил «как живые, как живые» с грузинским акцентом…»

А. Н. Душкин

Для фигуры матроса-сигнальщика «Марата» позировал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков (в 1953 году, уже будучи капитаном 1-го ранга, он танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день её коронации).

Прототипа революционного матроса Манизер нашёл в Ленинградском Краснознамённом высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе - это был Алексей Никитенко. Во время войны с Японией он командовал монитором, а закончил службу также капитаном 1-го ранга.

Прототипом фигуры студента был Аркадий Гидрат (1911-1941). В 1930-х он учился, а затем преподавал в ГЦИФК; занимался спортом - был многократным чемпионом Москвы и рекордсменом СССР по прыжкам в высоту. Участвовал в Финской и Великой Отечественной войнах. Погиб в 1941 году при обороне Синявинских высот.

Народная молва

Народная молва приписывает скульптурам станции «Площадь Революции» определённые магические свойства, в связи с чем постепенно сложились некоторые поверья. Например, если ранним утром потрогать флажок в руках у сигнальщика с «Марата», день будет удачным.

Впоследствии такое же поверье сложилось и о нагане революционного матроса, поэтому его постоянно воруют.

Тем, кто собирается на свидание, советуют коснуться туфельки бронзовой девушки, однако ни в коем случае нельзя тереть бронзового петуха, а тем более трогать его клюв.

Студенты говорят, что верная примета сдать экзамен - потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой» - в итоге носы и половина морды у всех собак натёрты до блеска, бронзовый слой истончился.

В результате таких суеверий многие скульптуры оказались под угрозой уничтожения.

Переходы

Переход с «Площади Революции» соединяет эту станцию с торцом «Театральной», его архитектор - Н. Н. Андриканис. Он был открыт 9 мая 1946 года, и его оформление посвящено теме Победы.

В барельефах над арками перехода изображения знамён и оружия. В барельефе у глухой стены в начале перехода слова «Наше дело правое - мы победили» (ранее там была ещё фамилия Сталина, но потом её убрали). С

вод перехода украшен лепниной. Его стены облицованы жёлтой и белой керамической плиткой различной формы, имеются металлические вставки. Изначально переход освещали подвесные светильники, но затем их заменили на люминесцентные лампы, размещённые над карнизами. Над аркой в конце перехода есть барельеф с датой его открытия.



Andreykor , CC0 1.0

В 1974 году был построен переход из центрального зала «Театральной» к торцу «Площади Революции». Он начинается в центре зала «Театральной», двумя лестницами и мостиками над платформой в сторону «Тверской» (ширина - 2,9 м), затем коридор вдоль станции, заканчивающийся тремя эскалаторами типа ЛТ-5 (высота -7,8 м) на подъём, и две лестницы на спуск, в торец станции «Площадь Революции».

Пересадочные потоки были разделены. В настоящее время первый переход используется только для пересадки с Арбатско-Покровской на Замоскворецкую линию, второй - только для пересадки в противоположном направлении.

Хотя в состав пересадочного узла также входит станция «Охотный ряд» Сокольнической линии, она не имеет прямой пересадки на «Площадь Революции» (пересадку можно осуществить только через «Театральную»).

Фотогалерея










Полезная информация

Станция метро «Пло́щадь Револю́ции»

Стоимость посещения

билет: 50 руб

Часы работы

  • Западный вестибюль: 5:30–1:00
  • Восточный вестибюль: 6:30–22:30

Адрес и контакты

Москва, Площадь ревлюции

Дата открытия:
Район:

Тверской

Округ:
Тип:

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м:
Количество платформ:
Тип платформы:

островная

Форма платформы:
Архитекторы:

А. Н. Душкин

Архитекторы вестибюлей:

А. Н. Душкин (западный), Ю. П. Зенкевич (восточный)

Скульпторы:

М. Г. Манизер

Инженеры-конструкторы:

Н. А. Комаров
А. Н. Пирожкова
М. В. Головинова

Станцию возвело:

Шахта № 51-52 (СМУ-8) Мосметростроя (рук. Н. Ермолаев, Л. Миткин)

Выход к улицам:

Никольская улица, Богоявленский переулок, площадь Революции

Переходы на станции:

Театральная

Наземный транспорт:

А К, 12ц; Тб 2, 12, 33

Время открытия:

5:30 (западный вестибюль)
6:30 (восточный вестибюль)

Время закрытия:

1:00 (западный вестибюль)
22:30 (восточный вестибюль)

Работающие операторы
сотовой связи:

МТС, Билайн, МегаФон

Код станции:

Техническая характеристика

Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения - 34 метра). Построена по типовому проекту второй очереди Московского метрополитена. Станция состоит из трёх параллельных тоннелей, поперечное сечение каждого из которых составляет 9,5 метра. Обделка из чугунных тюбингов. Каждое кольцо составлено из 18 тюбингов и имеет ширину 60 сантиметров.

Общая ширина платформы составляет 22,5 метра; расстояние между путями - 25,4 метра. Высота свода составляет 5,3 метра. Платформа возвышается над головкой рельса на 1,1 метра. Общая длина платформы составляет 155 метров.

Станционные тоннели соединены между собой проёмами, которые обрамлены рамами из чугунных тюбингов. Таких проёмов по 8 с каждой стороны. Ширина каждого проёма - 3 метра, глубина - 2,8 метра, высота - 3,35 метра.

Под платформой среднего тоннеля расположены служебные помещения. Помещения под платформами боковых залов используются для целей вентиляции.

Эскалаторные тоннели наклонены под углом 30° к горизонту. Они имеют конструкцию из чугунных тюбингов. Диаметр каждого кольца - 7,9 метра, ширина - 75 сантиметров.

В торцах станционного зала, а также в переходах установлены гермозатворы. В северном конце центрального зала стоит колонна экстренного вызова.

Пикет ПК08+25,3. К станции прилегают перегоны: в нечётном направлении - «Курская» - «Площадь Революции», в чётном направлении - «Арбатская» - «Площадь Революции».

Путевое развитие

Обе действующие соединительные ветви, связывающие Арбатско-Покровскую линию с другими линиями Московского метрополитена, находятся вблизи станции. При движении в сторону «Арбатской» можно увидеть двухпутный тоннель, который ведёт к станции «Александровский сад». Эта единственная сохранившаяся в Москве двухпутная служебная соединительная ветвь ранее (в 1938-1953 годах) использовалась для пассажирского движения по линии, объединявшей участки нынешних Арбатско-Покровской и Филёвской линий. Вплоть до 1997 года поезда с пассажирами иногда переезжали с Арбатско-Покровской на Филёвскую линию, так как составы депо «Измайлово» расставлялись на ночь в тупиках за станцией «Киевская» Филёвской линии. С 1997 года пассажирские перевозки по всем служебным соединительным ветвям были запрещены. Другая ССВ ответвляется от перегона «Курская» - «Площадь Революции» и соединяет его с Замоскворецкой линией.

На станции 3 стрелочных перевода. Светофоры полуавтоматического действия ТЛП-69Д, ТЛП-69, ТЛП-67 и ТЛП-65Д управляются с поста централизации станции «Театральная». Управление стрелочными переводами и остальными светофорами полуавтоматического действия осуществляется со своего поста централизации.

Режим работы

Время открытия западного вестибюля для входа пассажиров - 5 часов 30 минут, время закрытия - в 1 час ночи. Восточный вестибюль открывается в 6 часов 30 минут, а закрывается в 22 часа 30 минут.

Расположение

Станция метро «Площадь Революции» расположена в самом центре Москвы. Западный вестибюль выходит на площадь Революции. Здание, в которое встроен восточный вестибюль, расположено на углу Богоявленского переулка и Никольской улицы.

Наземный общественный транспорт

Вблизи северного вестибюля станции на Театральном проезде расположена остановка «Театральная площадь» автобусов № К, 12ц и троллейбусов № 2, 12, 33.

Маршруты автобусов и троллейбусов

авт. К (кольцевой) : «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад»

авт. № 12ц :«Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина»

тр. № 2 : «Багратионовская», «Парк Победы», «Кутузовская», «Арбатская», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город»

тр. № 12 : «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина»

тр. № 33 : «Ленинский проспект», «Октябрьская» (кольцевая), «Октябрьская» (радиальная), «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Кропоткинская», «Боровицкая»

Станция «Площадь Революции» в культуре

Станция «Площадь Революции» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция принадлежит Союзу Советских Социалистических Станций Московского метрополитена, чаще именуемому «Красной линией».

Станция метро "Александровский Сад" на подробной карте Москвы с названиями улиц, номерами домов, достопримечательностями м магазинами

  • М "Арбатская" на карте Москвы . Станция метро "Арбатская" на подробной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, достопримечательностями.
  • М "Бауманская" на карте Москвы . Станция метро "Бауманская" на подробной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, достопримечательностями, кафе и магазинами
  • М "Беляево" на карте . Станция метро "Беляево" на подробной карте Москвы с номерами домов, достопримечательностями, кафе, ресторанами, магазинами, автозаправками
  • М "Библиотека им Ленина" на карте города . Станция метро "Библиотека имени Ленина" на подробной карте Москвы с улицами и номерами домов, достопримечательностями, гостиницами, кафе, музеями и парками
  • М "Боровицкая" на карте Москвы . Станция метро "Боровицкая" на подробной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, достопримечательностями - музеями, соборами, театрами, концертными залами.
  • М "Волгоградский проспект" на карте Москвы . Станция метро "Волгоградский проспект" на подробной карте Москвы с названиями улиц и площадей, достопримечательностями, почтовыми отделениями, автозаправками и торговыми центрами
  • М "Воробьевы Горы" на карте Москвы . Станция метро "Воробьевы Горы" на подробной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, церквями и соборами, почтовыми отделениями, автозаправками, магазинами, гостиницами
  • М "Выхино" на карте города Москвы . Станция метро "Выхино" на подробной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, достопримечательностями, церквями и соборами,кафе и магазинами. Метро "Выхино" слева внизу картинки
  • М "Добрынинская" на карте города Москвы . Станция метро "Добрынинская" на подробной карте города с названиями улиц и номерами домов, почтовыми отделениями, достопримечательностями, ресторанами, кафе и магазинами.
  • М "Дубровка" на карте города . Станция метро "Дубровка" на подробной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, достопримечательностями, церквями и музеями, автозаправками и магазинами.
  • М "Каширская" на карте города Москвы . Станция метро "Каширская" на подробной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, достопримечательностями, кафе и магазинами. М Каширская точно в центре карты.
  • М "Китай Город" на карте города . Станция метро "Китай Город" на подробной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, достопримечательностями, почтовыми отделениями, кафе и магазинами
  • М "Кожуховская" на карте города . Станция метро "Кожуховская" на подробной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, почтовыми отделениями, достопримечательностями, храмами, кафе и магазинами. М "Кожуховская" находится в верхней части карты
  • М "Коломенская" на карте города . Станция метро "Коломенская" на подробной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, достопримечательностями, ресторанами и магазинами, почтовыми отделениями и автозаправками. М "Коломенская" в центральной части карты
  • М "Крестьянская Застава" на карте города . Станция метро "Крестьянская Застава" на подробной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, монастырями и достопримечательностями, ресторанами и магазинами. М "Крестьянская Застава" в центре карты справа
  • М "Кузнецкий Мост" на карте города . Станция метро "Кузнецкий Мост" на подробной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, церквями, гостиницами и достопримечательностями, кафе и магазинами
  • М "Курская" на карте города . Станция метро "Курская" на подробной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, почтовыми отделениями, достопримечательностями, ресторанами и магазинами. М "Курская" в центре карты сверху
  • М "Ленинский проспект" на карте города . Станция метро "Ленинский проспект" на подробной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, достопримечательностями, гостиницами и ресторанами, кафе и магазинами
  • М "Лубянка" на карте города . Станция метро "Лубянка" на подробной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, соборами и церквями, отелями и ресторанами, достопримечательностями и магазинами
  • с названиями улиц и номерами домов, церквями и музеями, ресторанами и отелями, достопримечательностями и магазинами
  • с названиями улиц и номерами домов, храмами и достопримечательностями, почтовыми отделениями и больницами, автозаправками и магазинами
  • с названиями улиц, номерами домов, достопримечательностями, гостиницами, кофе и магазинами
  • с названиями улиц и площадей, достопримечательностями, ресторанами и магазинами
  • с названиями улиц и площадей, достопримечательностями, театрами и выставочными залами, ресторанами и торговыми центрами
  • с названиями улиц и площадей, театрами и концертными залами, достопримечательностями, отелями и торговыми центрами
  • М "Парк Культуры" на карте Москвы. Станция метро "Парк Культуры" на детальной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, почтовыми отделениями и автозаправками, достопримечательностями и торговыми центрами
  • с названиями улиц и номерами домов, почтовыми отделениями с индексами, аптеками и больницами, гостиницами и ресторанами, достопримечательностями и магазинами
  • с названиями улиц и номерами домов, больницами и почтовыми отделениями, достопримечательностями и магазинами
  • с названиями улиц и номерами домов, театрами и достопримечательностями, ресторанами и магазинами
  • с названиями улиц и номерами домов, ресторанами и кафе, достопримечательностями и магазинами
  • М "Проспект Вернадского" на карте Москвы. Станция метро "Проспект Вернадского" на детальной карте Москвы с названиями улиц и площадей, театрами и достопримечательностями, гостиницами и магазинами
  • М "Римская" на карте города Москвы. Станция метро "Римская" на детальной крупномасштабной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, достопримечательностями, автозаправками и магазинами
  • с названиями улиц и номерами домов, достопримечательностями, парками кинотеатрами, ресторанами и магазинами
  • с названиями улиц и номерами домов, храмами и театрами, достопримечательностями и отелями, ресторанами и магазинами
  • М "Спортивная" на карте города. Станция метро "Спортивная" на крупномасштабной карте Москвы с названиями улиц и номерами домов, театрами и достопримечательностями, почтовыми отделениями и магазинами
  • с названиями улиц и номерами домов, достопримечательностями и магазинами