Психология

Городничего и хлестакова объединяет то что. Что роднит Хлестакова и городничего? Контрольная работа по тексту комедии Н.В

«Гоголь Портрет» - 2 группа работала над темой «Тема Петербурга в повести. Ведь портрет исчезает. Результаты исследовательской работы учащихся. Этапы и сроки проведения проекта. Методические цели. Учебная тема: Н. В. Гоголь «Портрет». Портрет! Презентация Буклет Публикация. Выяснить, каким должен быть истинный художник – по Гоголю.

«Произведения Н.В.Гоголя» - г. Светлый, 2009. План урока: «Ночь перед Рождеством». М.Е. Салтыков-Щедрин. Автограф. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5. Гимназия высших наук (здесь с 1821 по 1828 учился Н.В. Гоголь.). 1842 – 1855гг.- последний период. 3 период. Составить сравнительную характеристику Остапа и Андрия.

«Гоголь Шинель» - Фантастика в повести. Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Выступление группы «художников».) Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека». Ф.М.Достоевский (Подготовила Сигарёва О.И.). Понять Гоголя, а сего помощью нашу жизнь и самих себя. Девиз: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

«Повесть «Портрет»» - Отец художника. Описание внешности ростовщика. Советы отца художника. Проблема выбора. Связь советов. Неудачная попытка. Товарищ Чарткова. Явление Христа народу. Герард Доу. Материал к уроку. Деньги. Гиперссылка. Роль в обществе. Ростовщики. Этимология слова «искусство». Словарная статья. Портрет. Проблема истинного искусства.

«Комедии Гоголя» - Кто из помещиков очень сытно накормил Чичикова? А. По курсу Сбербанка Б. В 2 раза меньше запрашиваемой суммы В. Бесплатно Г. Со скидкой. Как звали одного из детей Манилова? Г. Сколько верёвку ни вить, а концу быть. А. Комедия Б. Роман В. Поэма Г. Повесть. Б Сам Хлестаков проговорился. Кто из помещиков дарил супруге футлярчик для зубочистки?

1 .Род литературы, к которому относится произведение Н.В. Гоголя

А) лирика Б) драма В) эпос

2 . С какой просьбой обратился Гоголь в октябре 1835 года к А.С. Пушкину?

3. Когда и где был впервые поставлен «Ревизор»?

4 . Похожие друг на друга Бобчинский и Добчинский, по замыслу автора, имели отличие в том, что:

А) у них были разные имена и отчества;

Б) Добчинский был серьезнее Бобчинского

В) Бобчинский говорил скороговоркой.

5 .Речь Ляпкина-Тяпкина Гоголь сравнивал:

А) со скрипом открывающейся двери

Б) со старинными часами, которые сначала шипят, а потом бьют.

В) с ударом молота на наковальне.

6 . Хлестаков способен

А) быть логичным Б) удивлять окружающих искрящимся юмором

В) произносить нелепости и врать без остановки

7. В сцене вранья Гоголь использует

8.

А) могут смошенничать

Б) пылкие натуры, романтики

В) находятся на государственной службе

9. Какие указания дает Городничий судье Ляпкину-Тяпкину?

10 .Кто впервые сообщает о приезде в город неизвестного лица?

11. Узнайте героя по описанию: «Говорит серьезно; смотрит несколько вниз, резонер и любит самому себе читать нравоучения для своего барина…Он умнее своего барина, и поэтому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча, плут».

12 . Кому принадлежит выражение: «…человек простой: если умрет, то умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет».

13 .Узнав правду о Хлестакове, Городничий:

А) испугался, что все теперь будут над ним смеяться

Б) негодовал, что не смог увидеть в нем глупого мальчишку

В) обрадовался, что он не ревизор.

14 .Кто брал взятки борзыми щенками?

Контрольная работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1.Когда был задуман и написан «Ревизор»?

2. Сюжет «Ревизора» был подсказан Гоголю:

3.Какую задачу поставил драматург при создании этой комедии?

А) не имеют развития в тексте, так как этот образ статичен и имеет сходство с другими персонажами

Б) не имеет подтверждения в тексте, потому что Земляника ревностно несет службу «для пользы Отечества»

В) подтверждается текстом пьесы, когда Земляника рассказывает Хлестакову всю подноготную жизни города и деятельности чиновников.

5. Хлестаков:

А) всерьез хочет жениться на Марье Антоновне;

Б) хочет набрать как можно больше денег в доме;

В) все делает как бы случайно, ничего не планируя и не думая о последствиях.

6. Хлестаковщина – это

А) беззастенчивое, безудержное хвастовство и неосмысленные, неожиданные для самого героя действия

Б) стремление следовать моде во всем.

В) карьеризм, мошенничество

7. На какие недостатки в работе указывают попечителю богоугодных заведений Землянике?

8.Для чего нужны Хлестакову деньги, которые он берет у чиновников?

9.Почему чиновники боятся ревизора?

10.Узнайте героя по описанию: «Очень не глупый по-своему человек…Ведет себя солидно, довольно серьезен, несколько резонер, говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты его грубы и жестки…»

11. Узнайте героя по реплике: « Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: « Ну, что, брат Пушкин? – «Да так, брат, — отвечает бывало, — так как-то все…»

12.Сколько лет было Хлестакову?

13.Какую оценку дал комедии В.Г.Белинский?

14.Как чиновники узнают, что Хлестаков – мнимый ревизор?

Контрольная работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» В-3

1 .Сколько лет Н.В.Гоголь работал над текстом комедии?

2 . Как восприняли современники постановку комедии?

3. Городничего и Хлестакова объединяет то, что оба:

А) могут смошенничать

Б) пылкие натуры, романтики

В) находятся на государственной службе.

4 .Ухаживание Хлестакова за Марьей Антоновной – это:

А) случайная интрига, которая укрепила его положение в доме городничего

Б) настоящее светлое чувство влюбленного

В) жестокая насмешка над провинциальной барышней

5 . Хвастовство Хлестакова на фоне поклонения и уважения чиновников вызвано прежде всего:

А) детской наивной мечтой побыть государственным человеком,

Б)страхом за свое положение, которое может в любую минуту измениться,

В) глупостью, ветреностью, безнаказанностью Хлестакова в сложившихся обстоятнльствах.

6 .Как городничий исполняет свои обязанности?

7 . Какова проблематика комедии? Почему император Николай 1 сказал: « Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»

8. Узнайте героя по описанию: «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповат и,как говорится, без царя в голове,- один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения… Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно…»

9. Кому принадлежит выражение: « Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!…»

10 .Кто первый предлагал «подсунуть» взятку Хлестакову?

11 . Чем недоволен городничий в благоустройстве города, и какие претензии он высказывает частному приставу Степану Ильичу Уховертову?

12 . Кульминационная сцена в «Ревизоре»:

А) беседа городничего и Хлестакова в трактире,

Б)сцена вранья Хлестакова в доме городничего,

В) мечты городничего и его жены о жизни в Петербурге.

13 . В сцене вранья Гоголь использует

А) антитезу Б) гиперболу В) сравнение

14 . Сюжет «Ревизора» был подсказан Гоголю:

А) В.А.Жуковским Б) А.С. Пушкиным В) В.Г. Белинским

Какую роль иг­ра­ет приведённая сцена в раз­ви­тии сю­же­та пьесы?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Городничий. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений...

Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко) . Да что же делать?.. Я не виноват... Я, право, заплачу... Мне пришлют из деревни.

Бобчинский выглядывает из дверей. Он больше виноват: говядину мне подаёт такую твёрдую, как бревно; а суп — он чёрт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням... Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. Да что ж я... Вот новость!

Городничий (робея) . Извините, я, право не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берёт такую. А если что не так, то... Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

Хлестаков . Нет, не хочу! Я знаю, что значит на — другую квартиру: то есть — в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я...

Городничий (в сторону) . О господи ты боже, какой сердитый! Всё узнал, все рассказали проклятые купцы!

Хлестаков (храбрясь) . Да вот вы хоть тут со всей своей командой — не пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу.) Что вы? Что вы?

Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом) . Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие... не сделайте несчастным человека.

Хлестаков . Нет, я не хочу! Вот ещё! мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!

Бобчинский выглядывает в дверь и с испугом прячется. Нет, благодарю покорно, не хочу.

Городничий (дрожа) . По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния... Сами извольте посудить: казённого жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои: это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.

Хлестаков . Да что? Мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях и о какой-то унтер-офицерской вдове... Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко... Вот ещё! смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки.

Городничий (в сторону) . О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! Разбери кто хочет! Не знаешь, с какой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать на авось. (Вслух.) Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чём другом, то готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.

Хлестаков . Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.

Городничий (поднося бумажки) . Ровно двести рублей, хоть и не трудитесь считать.

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Пояснение.

Каждый из героев комедии «Ревизор», встревоженный известием о возможной ревизии, ведет себя в соответствии со своим характером и своими действиями против закона. Городничий приезжает в трактир к Хлестакову, полагая, что тот - ревизор. В первые минуты оба напуганы: городничий думает, что приезжий не доволен порядками в городе, а Хлестаков подозревает, что его хотят отвести в тюрьму за неоплату накопившихся счетов. Эта сцена раскрывает суть двух характеров: трусливость Хлестакова и многоопытную изворотливость городничего. Комизм первой встречи городничего и Хлестакова в трактире построен на ошибке, которая и провоцирует страх у персонажей, страх настолько сильный, что оба не замечают явных противоречий. С этой сцены завязывается комическая история нелепых взаимоотношений чиновников уездного города с мелким мошенником Хлестаковым.

Что общего между Хлестаковым и городничим в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь представил целую галерею чиновников - мошенников, воров в вицмундирах, но особого внимания заслуживают Хлестаков и городничий, написанные очень ярко и убедительно.

Что же роднит Хлестакова и городничего - этих, казалось бы, совершенно разных людей - разных по возрасту, общественному положению и умственному развитию? Что общее у высокого, упитанного, важного Сквозник-Дмухановского и маленького, тщедушного Хлестакова? У «очень неглупого по-своему» городничего и «приглуповатого» Хлестакова?

Общее то, что оба они, и это главное, представители чиновничьего мира, наделенные всеми свойственными этому миру отрицательными качествами. Они тщеславные и честолюбивые, корыстные и бессовестные, отъявленные лгуны, мошенники и взяточники, не желающие добросовестно трудиться, привыкшие жить обманом. Оба, лакеи по натуре, умеют приспосабливаться к ситуации, угождать, если нужно.

Итак, Сквозник-Дмухановский , и Хлестаков - бессовестные люди, мошенники, взяточники.

Городничий во вверенном ему городе ведет себя как уездный царек. Он не только беззастенчиво обирает купцов и горожан, но и спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные государством на строительство церкви. Он жулик, обманщик, «обманувший на своем веку трех губернаторов». Присваивая казенные деньги, заботится не об исполнении службы, а о сокрытии своих преступлений.

О том, что городничий берет взятки с жителей города и своих подчиненных, мы узнаем еще в самом начале комедии из письма его кума: «… за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки...»

Хлестаков, как только почувствовал благосклонное внимание чиновников к себе, тоже повел себя как царек. Так же, как и городничий, начал беззастенчиво брать деньги , якобы взаймы, все больше наглея, выпросил большую сумму денег, зная, что не вернет ее. Берет деньги и у городничего, и даже после обещания жениться на его дочери.

Еще одна общая черта – высокомерие.

Городничий смотрит свысока и на жителей города, и на чиновников. С теми и другими он часто груб и несправедлив: «Чш! экие косолапые медведи - стучат сапогами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги! Где вас черт таскает?» Чувствуя свою власть и безнаказанность, занимается самоуправством, никого не щадит.

И Хлестаков пренебрежительно относится к людям низшего сословия. Грубо разговаривает с трактирным слугой: «Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на твоего хозяина! Что там такое?», с горожанами, которые пришли жаловаться на городничего, бесцеремонно выпроваживая их: «Кто там еще?.. Надоели, черт возьми! Не впускай, Осип!» В роли директора департамента презирает мелкого чиновника для письма - «эдакую крысу».

С вышестоящими чиновниками и тот, и другой сама любезность и внимательность. Хлестаков вежлив с городничим: «Напротив, извольте, я с удовольствием. Мне гораздо приятнее в приватном доме…»

И городничий, приняв Хлестакова за ожидаемого ревизора, очень вежлив с ним, угодлив. Он старается предугадать малейшее его желание, лишь бы тот остался доволен. Так, при удобном случае умело «ввертывает» ему вместо двухсот рублей четыреста.

Оба лживы.

Наиболее красочное проявление вранья в Хлестакове видим в сцене оправдания перед городничим, когда он всю вину пытается перекинуть на трактирщика и на хозяина заведения, обвиняя их в разных преступлениях: «Он больше виноват: говядину мне подают такую твердую, как бревно…Он меня морил голодом по целым дням…»

И городничий не уступает Хлестакову, рассказывая, как радеет он о делах в городе: «Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало… чего ж мне больше? … и почестей никаких не хочу».

Оба тщеславны и честолюбивы. Поэтому у них есть потаенные мечты, связанные с высоким положением в обществе, собственным величием и властью.

Хлестаков грезит быть «птицей высокого полета», очень значимым лицом, заслуживающим всеобщее уважение, почитание и благоговение : »Мне даже на пакетах пишут: «Ваше превосходительство» … А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели…»

О мечтах городничего мы узнаем, когда Хлестаков просит руки его дочери. Он тут же начинает строить планы о том, как будет жить в Петербурге, как со временем, имея такого зятя, сумеет «влезть» в генералы, ч тобы обладать всеми генеральскими привилегиями, пользоваться уважением и славой: «Ведь почему хочется быть генералом? Потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там, на станциях, никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь…»

Все, что рассказывает Хлестаков о высшем петербургском обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, соответствуют самым заветным мечтам и стремлениям городничего, так как их представления о шикарной жизни совпадают.

А мечтают они потому, что их не устраивает собственная роль в жизни, ведь в обществе культивируется положение о том, что не человек красит место, а место человека. «Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там: стой, городничий! Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!»- слышим мы от городничего.

И, конечно, их объединяет страх перед наказанием за нечестные поступки. Оба они дерзкие в счастье и трусы в беде.

Вспомним, как ведут себя герои при первой встрече: дрожат от страха друг перед другом. Что же вызывает испуг Хлестакова? Он, как известно, по пути домой проигрался «дочиста» в карты и к моменту встречи с городничим уже вторую неделю живет в гостинице в долг. Естественно, он испугался прихода важного лица, поскольку решил, что его арестуют и отправят в тюрьму.

А что вызывает испуг городничего? У городничего причина страха гораздо серьезнее. Уже из первого действия комедии понятно, что высокая должность для Антона Антоновича - средство обогащения, поэтому он очень боится потерять это сладкое место.

Таким образом, оба этих героя - и Хлестаков, и Сквозник-Дмухановский - близки по духу: люди тщеславные и честолюбивые, лгуны и взяточники, корыстные и бессовестные. Они оба представители николаевской России, той аморальной, антидуховной системы, которая уродовала людей, превращала их в ничтожества, способные на любую низость. Эта система убивала в людях душу, делала лакеями по натуре.

Хочется добавить, что и в наше время, к сожалению, встречается немало лживых, надменных и тщеславных людей. Эта типичность характеров убеждает в том, что хлестаковы и городничие еще живы и что произведение Н.В. Гоголя «Ревизор» по праву считается бессмертным.


Казалось бы, трудно представить себе более разных героев, чем Хлестаков и городничий в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Множество их отличий друг от друга сразу бросается в глаза. По своему социальному положению герои далеко отстоят один от другого и при обычном ходе событий вообще не должны бы встречаться. Городничий - «постаревший на службе» человек, он начал карьеру с низших чинов и всю жизнь тяжело, но неуклонно поднимался по служебной лестнице, пока не занял главную должность в уездном городе. На этом посту Антон Антонович утвердился прочно, прибрал к рукам весь городок и никому не собирается в ближайшее время уступать власть. Хлестаков, напротив, имеет маленький чин, «елис- тратишка простой», по выражению его слуги Осипа, да и то не сумел удержаться в одной из петербургских канцелярий и, погуляв на отцовские деньги, вынужден вернуться в деревню. Характеры героев вполне соответствуют их положению. Городничий ведет себя солидно, речь его нетороплива и серьезна, слова значительны. Он человек опытный, умеет изобразить честного и простодушного служаку, так что сразу и не догадаешься, что это большой плут. Городничий хитер и расчетлив, с простыми людьми он не церемонится, но может, если необходимо, выглядеть учтивым. Хлестаков же - «пустейший» человек, «без царя в голове», он абсолютно не думает о последствиях своих слов и мыслей. Хлестаковым движет примитивная жажда наслаждений, о чем он сообщает совершенно открыто: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Гоголь подчеркивал, что его герой совсем не ловкий мошенник, а просто легкомысленный до крайности молодой человек. Внешность персонажей тоже вполне соответствует их характерам. Солидный городничий коротко подстрижен и одет в мундир, а Хлестаков тратит последние деньги на модную прическу и «партикулярное платье», лишь бы пустить пыль в глаза соседям-помещикам. Словом, на первый взгляд герои абсолютно различны и по общественному положению, и по характерам, и по внешности. И все-таки что-то их объединяет, иначе не смог бы Хлестаков поселиться на правах дорогого гостя в доме городничего и на какое-то время словно поменяться местами с «отцом города». Есть, конечно, конкретная причина такого поворота событий - «пренеприятное известие» о том, что в город должен тайно приехать ревизор из Петербурга. Однако Хлестаков так мало похож на важного чиновника, что опытный городничий должен был сразу раскусить его. Ни маршрут из Петербурга в деревню, ни столичный костюм не могли надолго ввести городничего в заблуждение. Причина затянувшегося недоразумения кроется в другом. Вспомним, как ведут себя герои при первой встрече. Они оба дрожат от страха друг перед другом, а у страха, как известно, «глаза велики». Что же вызывает взаимный испуг Хлестакова и городничего? Хлестаков никогда не задумывался заранее об ответственности за свои поступки. В Петербурге он занимался не службой, а развлечениями, за неделю спускал отцовские деньги и потом отправлял Осипа продавать на толкучем новый фрак. По пути домой Хлестаков проигрался дочиста в карты и к моменту встречи с городничим уже вторую неделю жил в гостинице в долг. Естественно, он испугался прихода важного лица, поскольку решил, что его арестовывают и отправляют в тюрьму. Гораздо серьезнее причины страха у городничего. Уже из первого действия комедии нам становится понятно, что высокая должность для Антона Антоновича - средство незаконного обогащения. Городничий беззастенчиво берет взятки, обирает купцов, творит произвол, присваивает казенные деньги и заботится не об исполнении службы, а о сокрытии своих преступлений. Под стать начальнику и остальные чиновники в городе: судья, занимающийся преимущественно охотой, попечитель больниц, где люди выздоравливают «как мухи», почтмейстер, из любопытства читающий чужие письма... Такие подчиненные только добавляют страху, а не успокаивают городничего. В результате всеобщий испуг порождает совершенно абсурдную ситуацию: Хлестаков начинает лепетать какой-то фантастический бред о своей значительности, а чиновники во главе с городничим подыгрывают ему, воображая, что сумели спастись от ревизора. Они даже радуются, когда Хлестаков, все больше наглея, берет от них взятки. Сам Хлестаков плохо понимает, с чего это городничий и чиновники стелются перед ним, горожане обращаются с какими-то прошениями, так что даже Осип вынужден заметить хозяину, что, видно, его приняли за кого-то другого. Послушавшись совета ловкого слуги, Хлестаков покидает город, причем успевает беспечно сделать предложение дочке городничего и получить благословение ее родителей. Подобный тип поведения получил после выхода в свет комедии название «хлестаковщины». Любопытно, что и городничий заражается «хлестаковщиной »: проводив будущего зятя, этот опытный служака вдруг начинает фантазировать о генеральском чине, орденах, светской жизни в Петербурге не хуже Хлестакова. Тем сокрушительнее действует на городничего неожиданное открытие, что Хлестаков не ревизор, а «сосулька», «тряпка». Итак, мы убедились, что, несмотря на явные различия героев в социальном положении и характерах, их объединяет страх перед наказанием за нечестные поступки. Городничего и Хлестакова делает похожими их эгоизм, нежелание добросовестно трудиться, привычка жить за счет других. Гоголь подчеркивает, что подобные типажи не исключение, а правило. Городничий, Хлестаков и все остальные герои комедии лишь подчиняются тем несправедливым порядкам, которые царят в России. Они привыкли жить обманом и поэтому сами часто оказываются обманутыми. Это не Хлестаков перехитрил и напугал городничего и чиновников, а они сами запутались в собственных страхах и лжи.