Интернет

Готовые конспекты индивидуального занятия логопеда. Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми со стертой дизартрией

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: звук «Ш»

Программное содержание:

Автоматизировать звук (ш) в слогах, словах, тексте.
Учить согласовывать существительные с числительным.
Закреплять названия диких животных и их детенышей.
Развивать мелкую моторику (учить сопровождать речь с движением рук).

Оборудование:

Фланелеграф: дикие животные на магнитах; два листа бумаги; два фломастера; две лягушки (игрушки).

Ход занятия:

Логопед:

Здравствуй. Сегодня будем продолжать учиться красиво, произносить звук (Ш). Сначала нужно подготовить язык к занятию и выполнить артикуляционные упражнения: Заборчик, трубочка, широкий язычок, подуй на широкий язычок, лошадка, грибок, гармошка, чашечка, чашечка на верхние зубы, пошипи как змея.

Пальчиковая игра «Игра на пианино»

При произнесении слогов ша - шо - шу - ши - шэ ребенок имитирует игру на пианино, прижимая поочередно к поверхности стола каждый пальчик, начиная с большого и наоборот.

Пальчиковая игра «Здравствуй пальчик»

(Левая рука - ашка - ошка - ушка - ышка - , правая рука - ошта - ушто - ишты - ашты), каждый палец дотрагивается до большого пальца.

Логопед:

Повтори слова за мной: шкаф, школа, шкатулка, штопор, штаны, штык, штаб, штопать, штора, шмель. Закончи слово одинаково: Бабу - шка; деду -; ми -; пу -; кату -; поду - ; ко - ; мо - ; пы - ; опу - … .

Логопед:

Плюшевому мишке мама штопает штанишки.
Игра: «Я - ты - он - мы - вы - они»
Штопаю штанишки
Плюшевому мишке.

Логопед:

Отгадай загадку.
Скачет зверушка -
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
Кто это?
Ребенок.
Лягушка.

Логопед:

Правильно лягушка.
Посчитай сколько их сидит в болоте?
А теперь скажи о двух лягушках.

Ребенок:
В болоте живут -
Мы увидели -
Дети подошли -
Они любовались -
Цапля подкралась к -
Она хотела съесть -
Дети рассказали о -
Учитель - логопед.
А давай и мы с тобой поиграем нашими лягушками.

Разыгрывается диалог между ребенком и учителем - логопедом.

Откуда идешь ты,
Лягушка квакушка?
- С базара домой,
Дорогая подружка!
- А что ты купила?
- Всего понемножку:
Купила квапусту, квасоль и квартошку.

Логопед:

Представь, что это болото в лесу. Посмотри, в лесу у зверей случилась беда. Они растеряли своих детенышей. Помоги детенышам отыскать своих родителей.

Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Проводится дидактическая игра. Молодец. Сейчас мы с тобой друг другу сделаем подарок. Возьмем фломастер и лист бумаги. Повторяй все, что я говорю, и рисуй точно так же как я (правой рукой).

Логопед:

Жили, были два брата. Одного звали Мишка, другого Тимошка. Вырыли они колодец. Обложили соломой, чтобы не замерз. Обнесли его забором. Из-за забора торчали две трубы. Печка есть, топить нечем. Едет Мишка в лес за дровами. Едет, едет, бух в ямку, едет, едет, бух в ямку. Заблудился. Полез вверх на дерево. Смотрит: две трубы видны. Слез с дерева и поехал домой. Здравствуй, Тимошка. Вот тебе кошка.

Итог занятия:

Расскажи, что ты делал на занятии? Большое тебе сегодня спасибо, ты молодец!

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

Тема «В гостях у клоуна Лоло. Автоматизация звука [Л]»

Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в слогах и словах

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • формирование правильного произношения звука [Л];
  • уточнение акустического и артикуляционного образа звука [Л];
  • автоматизация звука в изолированном виде, в прямых слогах, словах со звуком в начале слова.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие артикуляционной и мелкой моторики;
  • развитие плавного длительного выдоха;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие силы голоса и интонационной выразительности речи.

3 . Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
  • формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: картинка с изображением клоуна, буратино, незнайки; шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, картинки с изображением самолета, мыльные пузыри, картинки мячей, часы с клоуном и картинками со звуком [Л], зеркало.

Ход занятия:

Этапы занятия

1. Организационный момент

Логопед:

“- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:

Любит всех смешить чудак

Попадает он впросак,

Много разных шуток знает

В цирке часто выступает”.

Как ты думаешь, кто это?

Покажи среди героев.

Ребенок показывает клоуна.

2. Сообщение темы

Логопед:

“- Правильно, это клоун. Его зовут Лоло. Он пришёл к нам в гости, чтобы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво”.

3. Развитие длительного и плавного выдоха

Логопед:

“- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит?

Ребенок:

Мыльные пузыри.

Логопед:

Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри?

Ребенок:

Да.

Логопед:

Давай попробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались”. Молодец!

4. Артикуляционная гимнастика

Логопед:

“- Давай представим, что мы в цирке. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё в нашем цирке есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть качели, на которых выступают акробаты – давай покажем качели. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй”. Молодец!

Ребенок вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения, используя картинки.

5. Произнесение изолированного звука

Логопед:

“- Ты, наверное, знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие?

Ребенок:

На автобусе, на поезде, на корабле, на самолете.

Логопед:

Наш клоун гастролирует на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт, когда он взлетает”. Губы растянуты в улыбку, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”.

Ребенок совместно с логопедом произносит звук [Л].

6. Анализ артикуляции

Логопед:

“- Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? Ребенок:

В улыбке.

Логопед:

А где находится язычок?

Ребенок:

Язычок между передними зубами.

Логопед:

Звук [Л] он какой гласный или согласный?

Ребенок:

Согласный.

Логопед:

Давай еще раз изобразим как гудит самолет.

Логопед:

Когда самолет взлетает, мы слышим сильный звук, и чем дальше он улетает, тем звук становится тише. Давай изобрази это.

И наоборот. Когда самолет где-то далеко летит, мы слышим тихий звук, приближаясь звук становится сильнее.

Ребенок совместно с логопедом произносит тихо-громко звук [Л].

8. Развитие фонематического слуха

Логопед:

“- Давай поиграем. Сейчас я буду произносить различные звуки, ты возьмешь свистульку и посвистишь, когда услышишь звук [Л], слог со звуком [Л], слово со звуком [Л].

Молодец!

Ребенок показывает клоуна, когда услышит звук [Л], слог со звуком [Л], слово со звуком [Л].

9. Автоматизация звука в слогах

Логопед:

Клоун любит жонглировать. Посмотри, сколько у него разноцветных мячей.

Произнеси слог ЛА столько раз, сколько у клоуна красных мячей. Произнеси слог ЛЫ столько раз, сколько у клоуна синих мяча. Произнеси слог ЛО столько раз, сколько у клоуна зеленых мяча. Произнеси слог ЛУ столько раз, сколько у клоуна желтых мячей.

Ребенок произносит слоги.

10. Физкультминутка Логопед:

Жил-был клоун Лоло
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел (наклоны головы вправо-влево)
И танцевал вприсядку. (приседания)
Плечами уши доставал
(поочередно пожимать плечами)
И сильно нагибался,
(наклон туловища вперед)
Он руки к небу поднимал,
(ноги на носочках, руки тянуть вверх)
И солнцу улыбался.
(улыбнуться)

Ребенок повторяет за логопедом упражнения.

11. Автоматизация звука в слогах.

12. Автоматизация звука в начале слова

Логопед:

Клоун любит жонглировать. Он предлагает нам поиграть в игру. Я буду произносить слоги, а ты повторяй за мной и кидай мячики в шляпу клоуна.

Логопед произносит слоги, ребенок повторяет слоги и кидает су-джок шарики в шляпу клоуна.

Ла-ла-ло ло-ло-ла лы-лы-лу лу-лу-ло ла-лы-ла

Логопед:

“- Просмотри на эти часы. Клоун предлагает нам поиграть. Он будет показывать картинку, а ты называй ее”.

Ребенок называет картинки.

Логопед:

- «А теперь вспомни и назови картинки, которые тебе показывал клоун.»

Ребенок называет картинки с опорой на контурное изображение предметов.

13. Развитие мелкой моторики посредством шнуровки

Логопед:

“- Мы с тобой так заигрались и не заметили, что у клоуна оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить”.

Ребенок с помощью шнурка привязывает пуговицу клоуну.

14. Итог занятия

Логопед:

Клоуну очень понравилось с тобой играть. Ты сегодня старался.

Тебе понравилось занятие?

Ребенок:

Да.

Логопед:

Как звали клоуна?

Ребенок:

Лоло.

Логопед:

Какой звук мы учились произносить?

Ребенок:

Звук [Л]

Логопед:

Клоун тебе на память о занятии дарит воздушный шарик.


МБДОУ детский сад №56

Конспект

индивидуального занятия

«Идём на помощь в страну Фруктилию»

(старшая логопедическая группа)

Подготовила и провела:

Таран Татьяна Михайловна,

учитель – логопед

г. Новочеркасск 2015г.

Тема: «Фрукты»

Тип: « Индивидуальное занятие»

Приоритетное направление (образовательная область) в соответствии с ФГОС ДО: «Речевое развитие» (РР),

Интегрируется с направлениями:

Познавательное развитие (ПР);

Художественно – эстетическое развитее (ХЭР);

Физическое развитие (ФР);

Цель: Создание условий для эмоционального благополучия,интереса к логопедическому занятию, подготовка ребёнка к длительной коррекционной работе посредством развивающих игр и упражнений .

Задачи:

Образовательные:

Активизировать словарь по теме «Фрукты»

Совершенствовать лексико-грамматической стороны речи,

умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, образовывать существительные и прилагательные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Коррекционные:

Формировать правильное дыхание два коротких вдоха и длительный ротовой выдох, артикуляционную, мимическую, моторику,умение соотносить темп, ритм речи с движением,поподражанию педагогу, в играх и упражнениях.

Развивающие:

Развитие зрительного,слухового восприятия и памяти, конструктивного праксиса, тонкой и общей моторики и координирования речи с движением.

Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, формируя связную речь.

Развитие у детей навыка работы в режиме презентации в процессе коррекционной работы.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, умение слушать друг друга.

Воспитывать чувство сопереживания, умения прийти на помощь.

Предполагаемый результат:

С помощью игр и упражнений сможет взять правильно два коротких вдоха, удлиняя ротовой выдох, соотносит темп, ритм с движением и речью по подражанию, улучшится работа тонкой и общей моторики, слуховой и зрительной памяти.Расширится словарь по теме «Фрукты», речь станет грамматически правильной.

Правильно дифференцирует «Фрукты и Овощи».

Отвечает на поставленные вопросы полным ответом.

Методы:

Наглядный:

просмотр иллюстраций, слайдовой презентации, здоровье сберегающие технологии, использование ИКТ.

Словесный: проблемные вопросы, побуждающие речевую и познавательную активность ребёнка, использование художественного слова.

Практические: совместные действия педагога и ребёнка.

Игровой: создание воображаемой ситуации в развёрнутом виде. Игры и упражнения на развитие дыхания, чувства темпа ритма, мимики,жестов, артикуляционной, мелкой моторики, координации речи с движением.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная познавательная.

Приемы: здоровьесберегающие технологии, использование ИКТ.

игровая мотивация,речевой образец, повторение, объяснение, словесное упражнение. Информационно - наглядные приемы, косвенные приемы (совет, подсказка, напоминание, исправление).

Индивидуальная работа: Оказание помощи в процессе продуктивной деятельности, ребёнку, имеющему затруднения. Использование вопросов разной трудности с учётом индивидуальных возможностей ребёнка. возможность выбора ребёнком материалов , поддержка инициативы и самостоятельности .

Оборудование : Компьютер, слайдовая презентация по теме «Фрукты».

Материал: Маленькая ширма, листья, музыкальный молоточек, ножницы,руль машины, бумага, два конверта с письмами, картинки для артикуляционной гимнастики, стихи, цветные кораблики, сливы, корзина, 4пробки синего цвета, мяч, два мячика Су - Джока.Магнитная доска, картинки: яблоко, сливы, фрукты, пачка с соком, банка, кусочек пирога, маркеры,3 цветные корзинки, свежие овощи и фрукты.

Предварительная работа:

Ознакомление с окружающим по теме «Фрукты»

Рассматривание иллюстраций и презентаций по теме «Фрукты»

Чтение рассказа «Как яблоки собирают» Б. Житков

Чтение стихов «В саду», «Персик» К.Тангрыкулиев «Сад» С. Капутикян

Разучивание, отгадывание загадок потеме «Фрукты».

Беседы по теме «Фрукты»

Разучивание упражнения «Компот»

Разучивание упражнений на координацию речи с движением « С веток яблоки снимаем», «Садовник ».

Слушание различных не речевых звуков.

Используемая литература:

1.«Логоритмические занятия в детском саду» М. Ю. Картушина Творческий центр пресс Москва 2005

2.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет

М. Ю. Картушина Творческий центр пресс Москва, 2008

3.Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий

подготовительной к школестаршей группе детского сада для детей с ОНР ДЕТСТВО – ПРЕСС 2008

4.Артикуляционная гимнастика Е.А. Пожиленко Издательство КАРО Санкт – Петербург 2007

Ход занятия

Логопед: С добрым утром, Кира!

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Один, два, три, четыре, пять приглашаю поиграть. Принимаешь приглашение?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Звуки разные слышны, ты послушай и скажи, какие звуки слышишь ты слушай внимательно это обязательно.

Игра на слуховое внимание «Скажи, что ты слышишь?»

( за ширмой шумы: шорох листьев, стук молотка, сигнал машины, стук ножниц.шелест бумаги).

Логопед: Ты была внимательна и отгадала всё верно.

Кто- то бросил к нам в оконце,

Посмотри-ка, письмецо

Ну-ка, Кира посмотри, что за вести там внутри?

(Читает письмо педагог)

«Дорогой друг, в стране Фруктилии случилась беда: налетел злой волшебник и всё вокруг перепутал, заколдовал. Одной мне не справиться и порядок не навести, мне нужна твоя помощь, очень жду тебя»(Хозяйка страныФруктилия)

Как ты думаешь, что это за страна такая?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Что же нам делать?

Ребёнок: (Даёт ответы)

Логопед: Ты добрая и отзывчивая девочка, но ведь в стране нас ожидают трудности, ты готова к ним?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: На чём мы можем добраться в эту страну?

Ребёнок : (Даёт ответы)

Логопед: Верно, мы можем отправиться туда на корабле.

Но вот на корабле могут плыть только сильные и смелые ребята.

Чтобы силы нам набраться

Надо зарядкой заниматься,

Все ребята по порядку утром делают зарядку,

Язычок наш тоже хочет,

На детишек быть похожим.

Артикуляционная гимнастика с картинками и стихами

(перед зеркалом выполняем 3 – 5 раз)

«Окошко»

Рот открылся как окно,

стало в домике светло,

Язычок лежит свободно

Не толкая никого

«Лягушки»

Подражаем мы лягушкам

Тянем губки прямо к ушкам,

«Заборчик»

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

«Дудочка»

На дудочку губы похожи

И даже сыграть на ней сможем» - Ду–ду –ду

«Обезьянка»

Появилась обезьянка и кривлялась, как могла

«Накажи непослушный язычок»

Язычок твой озорник

он не слушает тебя,

накажи его скорее:

«пя – пя, пя–пя, пя – пя – пя!

«Лопатка»

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи,

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать

Один, два, три, четыре, пять

Язык можно убирать.

«Орешки»

Словно белки мы без спешки

Ловко щёлкаем орешки

«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник

Узким, узким стал язык,

Язык в иголку превращаю

Напрягаю и сжимаю

Острый кончик потяну

Один, два, три, четыре, пять

Убери его опять.

Силы мы набрались много, нам пора теперь в дорогу.

Логопед:

Упражнение «Ветер»

( Понюхаем воздух шумно, быстро, как собачки.Нюхаем по два раза «нюх- нюх» и отдыхаем, ветерок свой плавный на кораблик пускаем.)

Ребёнок: (Выполняет 3 раза)

Логопед: Ветерок осенний дует, поддувает и кораблик Киры в порт уж прибывает.

Логопед: Чтоб злодея победить и страну освободить, загадки надо отгадать. Слушайвнимательно, ошибаться нельзя.

В шкуре жёлтой

Кислый он

Называется ………..

Ребёнок: Даёт ответ.(На экране после того, как отгадает ребёнок загадку

появляется лимон).

Логопед: Как ты догадалась, что это лимон?

Ребёнок: ( Даёт ответ)

Логопед: Круглое румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Ребёнок: Даёт ответ (на экране появляется яблоко)

Логопед: Как ты догадалась, что это яблоко?

Ребёнок: ( Даёт ответ)

(На экране появляется страна Фруктилия)

Логопед : Где же мы оказались?

Логопед: Ты правильно отгадала загадки и мы с тобой на верном пути.

Упражнение «Волшебник злой»

(показываютмимикой,жестами, передают голосом интонации, подражая педагогу)

В страну пришёл волшебник злой,

Он ужасный и большой,

Он руками замахал,

Всё вокруг заколдовал,

Но пришли друзья детишки

Озорные шалунишки.

Стали думать и гадать,

Как хозяйкепомогать?

(Под деревом лежат сливы)

Логопед: А вот и беспорядок. Что надо сделать, чтобы был порядок?

Ребёнок: предполагаемые ответы (собрать, поднять, сложить) и.т.д.(Собирают в корзину)

Темпо – ритмическая игра «Слива раз, слива два»

Логопед: сливы приглашают тебя поиграть.

Слива раз, слива два, сливы медленно сперва (Стучат пробками сидя на полу, в медленном темпе, произносят слова шепотом)

Затем стали поспевать слива сливу догонять (темп убыстряется,говорить тихо)

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом (темп быстрый слова произносить громко).

Кира, ты добрая и отзывчивая девочка, поможем в стране Фруктилии яблоки собрать пока они все не упалина землю?

Координация речи с движением «С веток яблоки снимаем»

(выполняют действия в соответствии со словами)

С веток яблоки снимаем,

Ив лукошко собираем,

Яблок полное лукошко!

Я попробую немножко,

Я поем ещё чуть - чуть,

Я поем ещё и сливки

Сколько яблочек в корзинке?

Один, два, три, четыре, пять.

Логопед: Хозяйка страны говорит тебе спасибо за уборку яблок и просит тебя,

рассказать злому волшебнику о том, что можно приготовить из фруктов, чтобы он стал добрее.

Ребёнок: предполагаемый ответ(компот)

Упражнение «Компот»

(Самомассаж кистей рук, колючим мячиком Су - Джук)

Будем мы варить компот, (круговые движения)

Фруктов нужно много вот,

Будем яблоки крошить, (перекатывание мячика между руками, вверх,вниз)

Грушу будем мы рубить,(зажать мяч обеими руками и делать движения как топором)

Отожмём лимонный сок,(зажимать мяч, то в одной, то в другой руке)

Слив положим и песок, (зажимать мяч, как щепоткой, пальцами попеременно)

Варим, варим мы компот (круговые движения)

Угостим честной народ. (Развести руки в стороны)

Логопед: Молодец! Кира ты справилась с этим очень хорошо.

Хозяйка Фруктилии приготовила для своих гостей угощения, а злой волшебник

всё перепутал и смешал. Посмотри внимательно, из чего что, ты можешь

приготовить для угощения.

Игра «Из чего что можно приготовить?»

(На магнитной доске картинки; яблоко,сливы, фрукты, пачка с соком, банка,

кусочек пирога, маркеры).

Ребёнок: (соединяет нужный ему фрукт с предметом маркером)

Предполагаемые ответы: (Я приготовлю яблочный пирог, сливовое варенье, фруктовый сок)

Логопед: Хозяйка Фруктилии очень любит в своей стране, маленькие фрукты и называет их всегда очень ласково, но злодей их заколдовал. Расколдовать сможем только мы.

Игра «Назови ласково»

Сейчас я буду бросать тебе мяч, и называть фрукт, а ты будешь ловить мяч и возвращать его мне, называть фрукт ласково. Будь внимательна ошибаться нельзя.

Логопед: Жёлтый лимон.

Ребёнок: Жёлтенький лимончик.

Логопед: Большой банан.

Ребёнок: Маленький бананчик

Логопед: Сладкая слива.

Ребёнок: Сладенькая сливка.

Логопед: Зеленое яблоко.

Ребёнок: Зелененькое яблочко.

Логопед: Вкусный мандарин.

Ребёнок: вкусненький мандаринчик.

Логопед: ты Кира молодец, всё сделала верно.

Логопед: Кира посмотри, кажется это корзинка хозяйки, что там, внутри?

Ребёнок: (даёт ответ)

Логопед: Как ты думаешь, что здесь лишнее?

Ребёнок: предполагаемый ответ (лишние овощи)

Логопед: как ты думаешь почему?

Ребёнок: ( потому что, овощи растут в огороде, а фрукты в саду)

Логопед: ты всё правильно говоришь.

Игра «Поможем хозяйке»

Помоги хозяйке разложить овощи и фрукты по разным корзинкам, в зелёную корзинку нужно положить фрукты, а в красную корзинку овощи. Бери овощ или фрукт клади его внужную корзинку и рассказывай, какой он, будь внимательна ошибаться нельзя.

Ребёнок: Рассказывает.

Логопед: Предлагает понюхать апельсин и произнести:Ах-----------; Ах----- пахучий;

Ах------ пахучий апельсин.

Логопед: Кира ты молодец, всё выполнила правильно.Но чтобы больше никто не перепутал что это,назови одним словом.

Ребёнок: («фрукты»; «овощи»)

(Находят письмо)

Дорогой друг!

Я очень рада, что ты помогла мне в трудную минуту не оставила меня в беде.

Благодаря твоим стараниям исчезла сила злого волшебника навсегда.

Спасибо тебе за всё.

Давай с тобой дружить? Вот тебе на память обомне и моей стране корзина с фруктами, угощайся,пожалуйста.

Логопед: Что надо говорить в таких случаях?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Кира хозяйка страны хочет знать, что тебе понравилось в стране Фруктилии?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Что было для тебя самым трудным?

Ребёнок: (Даёт ответ)

Логопед: Пойдем, расскажем ребятам, что с нами приключилось, и угостим их фруктами.

Домой отправимся опять, будем весело шагать(садятся дуют на кораблики) вот мы и дома.

Виктория Пудова
Открытое индивидуальное логопедическое занятие «Скажем вместе правильно»

«Скажем вместе правильно » .

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Приключения Жужжалочки и Шипелочки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида 2 категории №22 «Зайчик»

Учитель – логопед : Пудова В. Ю.

Цель :Дифференциация звуков ш – ж

Задачи :

Образовательные :

Развивать фонематические способности ребёнка : различать звуки по звонкости и глухости (Ж – Ш)

Коррекционно-развивающие :

Автоматизировать и дифференцировать звуки Ж и Ш в слогах, словах и фразах.

Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата.

Развивать фонематический слух, восприятие, память, воображение, зрительное восприятие.

Расширять словарный запас детей (шлемофон, этажерка, абажур) .

Учить согласовывать прилагательное с существительным в соответствии с числом и родом имени существительного.

Учить составлять предложения.

Развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитание отзывчивости, заботливости, желание сделать приятное.

Развитие стремления качественно выполнять задания.

Методы и приёмы :

Игротерапия

Элементы телесной терапии

Сказкотерапия

Оборудование :

«Волшебная палочка» , картонные фигурки Жужжалочки и Шипелочки, д/игра «Чаепитие» , д/игра «Коллекция, простой и цветные карандаши» , д/игра «Живое- неживое, д/игра «Путаница» , пластилин, доска для пластилина.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Доброе утро. Птицы запели.

Добрые люди вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам

Солнце встаёт и идёт по домам.

«Доброе утро!» и солнцу и птицам

«Доброе утро!» улыбчивым лицам.

Здравствуй, Ксюша! Ты любишь сказки? Приглашаю тебя в сказку! Для этого у меня есть специальная волшебная палочка. Закрой глаза и… .

Налево вокруг себя повернись

И в сказке волшебной окажись.

Логопед делает взмах «волшебной палочкой» .

2. Основная часть

Сказка начинается.

В одной волшебной стране жили-были две сестрёнки : Жужжалочка и Шипелочка. - Они, как и ты, очень любят делать зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Язычок знаком нам, дети, широко улыбнуться

Мы его улыбкой встретим. растянуть губы

Это язычок пришёл. высунуть язык

Вправо он сейчас пошёл . тянуться кончиком

Всё, что нужно, увидал языка вправо

И налево зашагал. тянуться кончиком

Погулял совсем немножко, языка налево

Широко открыл окошко . широко открыть

Он окно не закрывает, рот

Кверху кончик поднимает. кончик языка

Он окно не закрывает, тянется к носу

Книзу кончик опускает. к подбородку

Ротик свой не закрывает,

Индюков он приглашает. «Индюки»

Поиграл наш язычок, закрыть рот

Лёг поспать он и молчок

Ксюша, как ты думаешь, какой звук больше всего любит Шипелочка? Почему? Где мы слышим звук Ш в слове Шипелочка? А Жужжалочка? Почему? Где мы слышим звук Ж в слове Жужжалочка? А ещё есть звук Ж в этом слове? Что мы знаем про звуки Ш и Ж? (Они согласные и всегда твёрдые.) Чем отличаются эти звуки друг от друга? (Звук Ш –глухой, а звук -Ж- звонкий) Сегодня мы будем продолжать учиться различать эти звуки.

Развитие фонематического слуха.

Послушай, как они разговаривают. Повтори, делая шаг вперёд на каждый слог.

Ша-ши-шожи-ши-жижи-шо-жу

Жи-жу-жаша-жа-шаша-жо-ши

Д/игра «Чаепитие»

Однажды Шипелочка и Жужжалочка мыли посуду, но Жужжалочка мыла свою посуду неосторожно, и все чашки со звуком Ж треснули. Если в них налить чай, то чай вытечет и будет лужа. Прочитай слоги на чашках. Если в слоге звук и буква Ш, то чашка целая- нарисуй в чашке чай и над ним пар. Если в слоге звук и буква Ж, то чашка разбитая - рисуй трещину и лужу.

Наши пальцы разомнём.

Рисовать сейчас начнём.

Сжали пальцы и разжали

Карандаш мы в руки взяли (прокатать карандаш между ладонями)

Ребёнок выполняет задание, комментируя свои действия. Оценка выполнения задания.

Д/игра «Коллекция»

Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах

Шипелочка и Жужжалочка очень любят ходить в магазин и делать покупки. Но злой волшебник перепутал все товары и теперь они не знают, как быть… .

Для Жужжалочки выбери все товары в названии которых есть звук Ж, а для Шипелочки – товары в названии которых есть звук Ш и помести их в джип или в машинку. В джип мы соберём товары для кого? Почему? А в машинку для кого? Почему? (Ребёнок выполняет задание, комментируя свои действия.)

Сестрёнки в лес гулять пошли, они там ёжика нашли. Наша физкультминутка так и называется «Ёжик»

Физкультминутка с элементами гимнастики для глаз

По сухой лесной дорожке- идём мелкими шажками, кисти рук

Топ-топ-топ –топочут ножки. согнуты вниз перед грудью

Ходит, бродит вдоль дорожек ходьба, резкие движения руками вверх,

Весь в иголках серый ёжик. в стороны, вниз (пальцы разомкнуты)

Ищет ягодки, грибочки глазами водим направо- налево

Для сыночка и для дочки. приседаем, «срываем» грибочки

Если подкрадётся волк- смотрим вдаль

Превратится ёж в клубок. присели, закрыли глаза, наклонили голову вниз

Ощетинит ёж иголки- одна рука у головы другая за спину

Не достанется он волку. поменять положение рук 2 раза

Ёж не тронет никого, указательным пальцем рисуем дугу, следим

Но и ты не тронь его. глазами за кончиком пальца, грозим пальчиком

Д/игра «Живое - неживое»

Однажды Шипелочка и Жужжалочка, рассматривая картинки, поспорили, что на картинке нарисовано не живое, а кто – живой. Ребенок размещает всё неживое в домик, а всё живое в беседку с бабочками и птичками. Объясняет свой выбор; согласовывает прилагательное с существительным.)

Дифференциация звуков Ш и Ж во фразах

Д/игра «Путаница»

Шипелочка и Жужжалочка знают, что ты очень любишь сказки и на прощание попробовали сочинить сказку для тебя, но перепутали все слова в предложениях. Исправь , пожалуйста, их ошибки, в этом тебе помогут картинки.

Они написали :

У мышки в лапах кошка.

Маша надела голову на шапку.

Лужайка летает над шмелём.

Шлем надел Женю.

У шеи шарфик на мишке.

Пожар тушит пожарника.

Паша обводит жабой карандаш.

Гимнастика для глаз «Радуга»

В небе гром, гроза. (движение глаз вправо- влево )

Закрывай глаза! (закрыть глаза на 30 секунд)

Дождь прошёл, (широко открыть глаза )

Трава блестит, (взгляд вниз)

В небе радуга стоит. (рисовать рукой дугу и прослеживать движения взглядом)

3. Заключительная часть

Чтобы Шипелочка и Жужжалочка очень любят подарки. Мы для них приготовили золотые сумочки. Они совершенно одинаковые, как наши звуки. Но чтобы они не путали свои сумочки, мы сделаем на них пластилиновую аппликацию в виде букв Ш и Ж.

Наши пальцы разомнём,

Мы сейчас лепить начнём.

Сжали пальцы и разжали

Пластилин мы в руки взяли.

Изготовленные сумочки накладываем на фигурки наших героев - «вешаем сумочки на руки сестрёнкам» .

Картинки, которые мы с тобой сегодня рассматривали, Шипелочка и Жужжалочка дарят тебе. Из них мы сделаем книжку (с помощью степлера) .

А чтобы она была более красивой и интересной, дома разукрась все картинки и правильно произнеси все слова .

Возвращаемся из волшебной страны. Закрывай глаза (взмахнуть «волшебной палочкой» , звучит музыкальное сопровождение)

Направо вокруг себя повернись

И обратно возвратись.

4. Итог занятия :

Где мы побывали сегодня с тобой?

Каких сказочных персонажей мы там встретили?

Какие звуки и слова с ними любит Шипелочка? А Жужжалочка?

Чем звук Ш отличается от звука Ж?

Понравилось тебе в сказочной стране?

Молодец! Со всеми заданиями ты сегодня справилась .

Разработала учитель - логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ "Детский сад "Теремок"

комбинированного вида"

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;

Закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Формировать умение образовывать множественное число имен существительных;

Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, речевое дыхание;

Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;

Развивать общую и мелкую моторику;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;

Воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование: пазлы «Совунья», шкатулка с картинками, предметные картинки: лиса, собака, весы, оса, кактус, сова, сумка, ананас, мясо, миска, фикус, снеговик, носки; картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

Ход занятия

1.Организационный момент

Здравствуй, Маша! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому догадайся. Послушай загадку:

«Всех лечит вареньем и чаем,

Зарядку для всех назначает.

Энергичная болтунья,

Догадалась, кто это? »

Правильно, это Совунья. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно.

2. Артикуляционная гимнастика

Но сначала давай покажем Совунье какие упражнения для язычка ты можешь делать.

«Заборчик»

Зубки ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Горка»

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз!

«Качели»

А сейчас качели вверх-

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт-

И никто не отстаёт.

«Загнать мяч в ворота»

Мы в футбол с тобой играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку посильней,

Гол забей поскорей!

«Улыбка»

Наш Дениска - озорник

Тянет губки к ушкам.

Посмотрите, — говорит,

Я теперь — лягушка!

«Часики»

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

«Вкусное варенье»

«Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе -

Язычок я подниму

И, остатки оближу».

Молодец! У тебя все отлично получилось.

3. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять-

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).

4. Дыхательное упражнение «Подуй на бабочку».

Посмотри, как много цветов растет на полянке у Совуньи. И на них любят прилетать разноцветные бабочки. Давай подуем на бабочек.

5. Автоматизация звука [С] в слогах.

Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давай споем их вместе с ней.

са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс

сы-са-су-со ыс-ас-ус-ос

су-со-сы-са ус-ос-ыс-ас

со-су-са-сы ос-ус-ас-ыс

Как красиво у тебя получилось. Совунья очень довольна!

6. Автоматизация звука [С] в словах.

Посмотри, какая красивая шкатулка у Совуньи. И там очень много картинок. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [С] и назови их.

Картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

(Ребенок выполняет задание).

6. Игра «Скажи ласково»

Сад-садик

Лес-лесок

Пояс-поясок

Сын-сыночек

Самолет-самолетик

Сумка-сумочка

Носок-носочек

Сундук-сундучок

7. Игра «Что с чем?»

Лиса с хвостом

Лестница со ступеньками

Сом с усами

Краски с кисточкой

Сахарница с песком

Куст с листьями

Автобус с колесами

Совок с мусором

Скамейка со спинкой

Кастрюля с рисунком

8. Автоматизация звука [С] в предложениях.

Совунья любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние словечки.

Динь-дон, динь-дон

В переулке ходит… (слон)

И рыщут по дороге

Слоны и … (носороги)

Эй, не стойте слишком близко -

Я тигренок, а не … (киска)

На дне реки усатый сом

Сладко спит и видит… (сон)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле).

9. Образование притяжательных прилагательных.

Совунья очень любит готовить. И она решила приготовить вкусный сок из фруктов и ягод. А ты скажи, какой сок у нее получился?

Сок из слив? - сливовый

Сок из ананасов? - ананасовый

Сок из абрикосов? - абрикосовый

Сок из смородины? - смородиновый.

10. Физкультминутка.

Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе с Совуньей.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук,

Повернись скорей вокруг.

11. Формирование навыка звукового анализа

Игра «Где спрятался звук [С]?»

Совунья приготовила для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука [С] в словах: в начале, в середине или в конце слова?

(лиса, собака, весы, оса, кактус, сумка, ананас, мясо, киска, миска, фикус, компас, ступеньки, санки, лестница)

12. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игра «Один-много»

Совунья любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.

Полоса- полосы

Колбаса-

Оса-

Касса-

Салют-

Сахар-

Сундук-

Сова-

Сад-

13. Развитие мелкой моторики.

Послушай стихотворение про сову и выучи наизус

В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

Если соберешь правильно пазлы, то получится протрет Совуньи. Давай соберем и подарим ей.

(Ребенок собирает).

14. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [С]».

Совунье очень понравилось, как ты выполняла задания.