Здоровье

Хальс портрет молодого человека с перчаткой. Портреты Хальса: Мир искусства

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 01.02.2017 18:23 Просмотров: 2113

Франс Халс – один из представителей Золотого века голландской живописи.

Золотым веком голландской живописи называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи – XVII век.
Самыми известными представителями живописи Голландии этого времени были Рембрандт, Франс Халс, Ян Вермеер, Питер де Хох, Ян Хавикзоон Стен, Герард Терборх, Якоб ван Рёйсдал, Виллем Корнелис Дейстер и другие. Но Золотой век Голландии не ограничивался только искусством. Это период в истории Нидерландов, когда республика Соединённых провинций достигла своего расцвета также в торговле и науке.
В Голландии XVII в. жили и работали около 2000 художников. Большинство из них принято называть «малыми голландцами». Этот термин обозначает небольшой размер и камерный характер их произведений. «Малые голландцы» работали преимущественно в трёх жанрах: пейзаж , натюрморт и бытовой жанр , причём с узкой специализацией. Халс был портретистом и сыграл важную роль в эволюции группового портрета XVII в.

О художнике

Ф. Халс. Автопортрет. Метропόлитен-музей. Нью-Йорк (США)

Франс Халс ((1581/1585–1666) родился в Антверпене в семье ткача. В 1585 г. семья Халса перебралась в Харлем (Гарлем), где художник прожил всю свою жизнь. В Харлеме работает Музей Франса Халса – художественный музей, известный ещё как музей Золотого века голландской живописи, основанный в 1862 г. Здесь выставлены и хранятся полотна многих голландских художников.

Музей Франса Халса

В 1600-1603 гг. молодой Халс учился у Карела ван Мандера. В 1610 г. Халс становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.
Его первая жена умерла очень рано, а со второй он прожил около 50 лет – у них было 11 детей, но семейные неурядицы, болезнь детей, безалаберность самого художника в житейских делах постепенно привели к тому, что жизнь художника становилась всё тяжелей и беспросветней. «В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 г.» (Седова Т.А. «Франс Халс» // Большая советская энциклопедия, 1965 г.)

Творчество Франса Халса

Первый портрет Халс создал в 1611 г., но известность пришла к нему после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия».

Ф. Халс «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616). Хост, масло. 175х324 см. Музей Франса Халса (Харлем)

Это первое монументальное произведение голландской живописи XVII в. Всего за несколько лет до того было заключено перемирие с испанцами, была признана фактическая независимость страны.
Эпоха героической борьбы еще не была забыта, поэтому харлемские стрелки изображены с долей самоуверенности, но с естественным чувством гордости. Они не противопоставляют себя зрителям, доброжелательно обращаясь к ним как бы с готовностью принять их в свою компанию. Хотя это групповой портрет, но отдельные персонажи написаны с яркой выразительностью: одни отличаются чувством собственного достоинства, другие – насмешливостью и т.д.
Композиция портрета тщательно продумана: на общем тёмном колорите выделяются диагонали пёстрых знамен, красно-белые шарфы, белая льняная скатерть, натюрморт на столе.
В 1620-х гг. Халс обращался и к жанровым сценам, и к композициям на религиозные темы.

Ф. Халс «Евангелист Лука» (ок. 1625). Холст, масло. 70х75 см. Музей западного и восточного искусства (Одесса)

Картина изображает евангелиста Луку за написанием Евангелия. За его спиной слева находится символ евангелиста – телец. Пространство комнаты и атрибуты едва обозначены – всё внимание фокусируется на лице и руках персонажа. Полотно выполнено в тёплых коричневых тонах.
Это редкий пример религиозной живописи Хальса.
Картина имеет настоящую детективную историю, рассказанную в художественном фильме «Возвращение «Святого Луки» (1970). Но, конечно, эта кинематографическая история несколько разбавлена вымыслом.

На своих портретах Халс изображал также и простых людей из народа. Эти портреты проникнуты яркой жизненной энергией, весельем, жизнелюбием: «Шут с лютней» (1620-1625), «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак» (все – ок. 1630).

Ф. Халс «Цыганка». Лувр (Париж)

Ф. Халс «Поющий мальчик с флейтой»

Ф. Халс «Смеющийся мальчик»

Ф. Халс «Весёлый собутыльник» (1628-1530). Холст, масло. 78х54 см. Государственный музей (Амстердам)

Щегольски одетый мужчина, счастливый от некоторого градуса принятого спиртного, словно приглашает зрителя разделить с ним его радость, протягивая наполненный вином бокал, и машет рукой. Портрет весёлого собутыльника знаком всем и поныне – это «вечная тема» жизни.

Под стать этой – картина Ф. Халса «Весёлые гуляки»

Любовь к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно, – явное влияние Караваджо.
А вот «Портрет Виллема Хейтхейссена» – единственный портрет Халса, выполненный в полный рост.

Ф. Халс «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630). Холст, масло. 135х205 см. Старая пинакотека (Мюнхен)

Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Особенно это утверждение относится к данному портрету. Этот пафос возник в результате становления национального и социального самосознания всего голландского народа, одержавшего победу над сильнейшим противником в лице Испании, долго владевшей Нидерландами. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы.
«Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка , но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа.
1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. И в это время им написаны многие двойные портреты супружеских пар: муж на левом портрете, а жена – на правом. «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» - единственный портрет, где супруги изображены вместе.

Ф. Халс «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622)

В 1644 г. Халс стал президентом Гильдии св. Луки, а в 1649 г. выполнил портрет Декарта.

Ф. Халс «Портрет Декарта». Дерево, масло. 19x14 см. Государственный художественный музей (Копенгаген)

Рене́ Дека́рт - французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике.
Следует отметить, что люди на портретах Халса привлекают своей жизненной силой, весёлым нравом, раскрепощённостью, добродушием. Но, изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. В его портретах нет психологизма, вдумчивого изучения модели.
Скорее всего, Халса не очень заботило во время работы над портретом Декарта, что за человек сидит перед ним.

Поздние произведения Халса исполнены в очень скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов: «Мужчина в чёрной одежде» (ок. 1650-1652), «В. Крус» (ок. 1660), «Регентши приюта для престарелых» (1664).

Ф. Халс «Регентши приюта для престарелых» (1664)

Ван Гог как-то сказал, что у Халса «27 оттенков черного». И это очень заметно на данном полотне. В поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых преобладает скорбное чувство бренности всего земного. Вялость, старческая апатия, статичность, сумрачность колорита – всё это складывается в трагические образы. На его картинах исчезает чистая радость бытия, которая была характерна для его супружеских портретов и портретов, написанных в ранний период творчества.

Характеристика творчества Франса Халса

У Халса необычайно свободная, размашистая манера письма, уверенность рисунка, сероватый, но энергичный и гармоничный колорит, удивительная виртуозность накладки тонов. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Его произведения находятся в различных музеях мира: в Берлинском музее, в Амстердамской и Кассельской галереях, в Дрезденской, Венской и Лондонской галереях, 3 работы в Лувре.
Есть работы Халса и в России: 4 портрета хранятся в Государственном Эрмитаже в Петербурге.
Его творчество занимает почётное место в голландской живописи. У него было много учеников, среди которых и его сыновья – пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами.

February 21, 2013

Республика Соединенных провинций или, как чаще ее называют, Голландия – самое передовое в XVII веке государство Европы. Народ, победивший в нидерландской революции, сбросивший иноземное иго и покончивший с феодальными порядками, был полон энергии, уверенности в своих силах. Все это способствовало бурному росту национальной экономики и культуры. Высочайшего расцвета достигает живопись, пользовавшаяся огромной популярностью в самых широких кругах голландского общества. Сотни художников, часто мастера с мировым именем, писали картины, как правило, небольшого размера (отсюда термин «малые голландцы»), для украшения обычных комнат горожан и даже крестьян. Почти всегда это были картины светского содержания (протестантизм отвергал иконы) и разных жанров.

Портреты работы Хальса

С искусством выдающегося голландского живописца Франса Хальса (1582–1666) в Эрмитаже можно познакомиться на примере двух картин – «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» и «Мужской портрет». Эти произведения дают представление о тех новых принципах, которые утверждал в своем творчестве Хальс. Художник изображает современников в естественных и непринужденных позах, обычной одежде, раскрывая присущие им национальные черты характера – бодрость, жизнелюбие, уверенность в себе. Отказываясь от статического видения мира, Хальс вырабатывает приемы, позволяющие раскрыть динамичную основу изображения (поясной срез фигуры, приближение ее в сторону зрителя и «разрыв» плоскости холста выдвижением локтя портретируемого вперед, взор, обращенный на нас, мимолетность выражения лица). Этой же цели служит и использование новой техники нанесения красок на холст – характерное для Хальса совмещение рисунка и живописи в едином творческом процессе, а также отсутствие сплавленности мазков и гладкой поверхности, свойственных работам большинства голландских портретистов.

В «Мужском портрете» (исполнен до 1660 г.) сказывается ироническое отношение художника к модели с ее самоуверенностью, преувеличенным апломбом и высокомерием. Картина виртуозно и смело написана свободными, широкими мазками, нанесенными крупной кистью. В ее колорите особенно эффектно сочетание ярких пятен черного и белого цветов.

Франс Хальс сыграл важную роль не только как портретист, но и как мастер бытового жанра. Из его мастерской вышел ряд выдающихся жанристов.


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий


Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену


«Тайная вечеря» - эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы


«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»


Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается


Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была


«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха - большой


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность


(1580 - 1666)

Франс Халс, прославившийся прежде всего как портретист, был выходцем из Фландрии: он родился в Антверпене в семье ткача. С приходом испанцев его родители, подобно тысячам соотечественников, перебрались на север и обосновались в Харлеме. Здесь Халс обучался живописи и в 1610 г. получил звание мастера - стал членом гильдии Святого Луки.

"Мужской портрет" Эрмитаж

В 1612-1615 гг. Халс служил рядовым в стрелковой роте Святого Георгия, а по окончании службы бывшие командиры предложили ему написать их групповой портрет (1616 г.). Художник запечатлел стрелков во время традиционного банкета. Здесь царит порядок. Офицеры - солидные мужчины средних лет, затянутые в чёрные мундиры и с яркими шарфами через плечо, - восседают вокруг стола; рядом стоят трое молодых знаменосцев и слуга. Старшие чины заняты непринуждённой, неторопливой беседой (спешить им некуда, ведь подобные банкеты продолжались по несколько дней), младшие почтительно молчат. Характеры всех персонажей - от толстого благодушного капитана до молодцеватого щеголя знаменосца - переданы Франсом Халсом ярко и глубоко. Особенно оживляют композицию приветливые или недоверчивые взгляды стрелков, обращённые прямо на зрителя.

"Офицеры стрелковой роты Святого Георгия" 1616 г. Музей Франса Халса, Харлем.

"Смеющийся кавалер"

"Портрет мужчины с перчаткой" 1650 Эрмитаж

В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Один изображает неизвестного молодого человека; его исполнение превосходно, но вместе с тем мастер не скрывает, что портретируемый вполне зауряден. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. 1650). Халса по-прежнему влекут к себе сильные, волевые натуры, однако былой подъем сменяется теперь затаенностью внутренней жизни. Выступающее из темной мглы подвижное лицо незнакомца, в котором угадываются жизненный опыт, самоуверенность, усталость, ирония, кажется во многом загадочным, его душевный мир так и остается нераскрытым. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона.

В том же 1616 г. художник написал портрет торговца рыбой Корне лиса ван дер Морсха. Семидесяти трёхлетний старик, представитель знатной фамилии, изображён с корзинкой селёдок. Он бойко расхваливает свой товар. Эта странная, далёкая от бюргерской чопорности композиция говорит не только о его профессии, но и о репутации завзятого острослова (нидерландское выражение «предложить кому-нибудь селёдку» означает «высмеять»). Тёмный фон портрета оживляет задорная надпись: «Кто желает?».

Ряд работ Халса 1б1б-1620 гг. посвящён теме весёлых пирушек и карнавального разгула - сам он определённо был любителем шумных застолий (до наших дней в архивах сохранились счета, предъявленные художнику за съеденных его семьёй жареных быков). Герои его «Весёлого общества» (между 1616 и 1620 гг.) - участники масленичного гулянья. Старый пьяница с ожерельем из цветов, колбас, селёдок, стручкового гороха на шее и молодая бойкая красотка представляют встречу Зимы с Весной. Багровая физиономия старика и пунцовое платье девушки с белоснежными, затейливого плетения кружевами ярко выделяются на фоне беснующихся фигур ряженых с лицами, вы мазанными сажей.

"Весёлое общество"

Халс работал быстро - его живопись однослойная. В те времена художники вначале наносили на грунт линии рисунка, затем покрывали его красочными пятнами и наконец «оживляли» намеченные формы бликами и тенями, выписывали мелкие детали. Халс блестяще справлялся со всеми этими задачами сразу. Кисть мастера безошибочно точна: каждый волосок, ямочка, складка воротника его моделей изображены особым, всегда неповторимым мазком. Он предпочитал неяркие, но тёплые тона: все оттенки коричневого, розовый, жёлтый.

Для заработка Халс нередко писал портреты зажиточных сограждан. Таков «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (около 1622 г.). Купец Исаак Масса был одним из интереснейших людей Харлема: он много путешествовал, долго жил в далёкой России, не раз выступал в роли посредника в русско - голландских дипломатических связях. Муж и жена сидят в парке у подножия дуба, оплетённого вьюнком (аллегория супружества). Чета Масса - истинные голландские бюргеры: они расположились с удобством, ничуть не заботясь о внешнем изяществе.

"Семейный портрет Исаака Массы и его жены" Около 1622 г. Рикс музей, Амстердам

"Исаак Масса" 1635

В 20х гг. мастер снова выполнил на заказ портреты стрелковых гильдий Харлема. По сравнению с героями группового портрета 1б1б г. стрелки роты Святого Адриана, изображённые в 1623-1627 гг., держатся более раскованно, «без чинов». Особое достоинство этой картины заключается в тонкой гармонии красок. Коричневато розовый тон стен объединяет всё: глубокие чёрные пятна камзолов и шляп, сверкающую белизну воротников, пёстрые краски шарфов и знамён.

Другой групповой портрет 1627 г. изображает стрелков роты Святого Георгия. Наиболее выразителен капитан, который сидит вполоборота к зрителю и держит перевёрнутый бокал, требуя новой порции вина. Мы сразу же встречаемся взглядом с этим лихим весельчаком.

"Офицеры стрелковой роты Святого Георгия" 1627 Музей Франса Халса, Харлем.

Иного рода персонажи запечатлены на групповом портрете 1641 г. - регенты (попечители) харлемского госпиталя Святой Елизаветы. Это всё те же бюргеры, но их нрав сильно изменился. Тёмные фигуры образуют вокруг стола замкнутое кольцо. Лица регентов серьёзны и бесстрастны: здесь царит взаимопонимание, но, кажется, почти не звучит живая речь - собравшиеся объясняются взглядами, жестами. Преобразилась и манера письма Халса: она стала более сдержанной и строгой. Мастер чаще использует серый и чёрный цвета. Но и они таят в себе несметные возможности, недаром голландский художник Винсент Ван Гог отмечал, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков чёрного».

"Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме" 1641 Музей Франса Халса, Харлем.

Многочисленным портретам, созданным Халсом в 40е гг., свойственна глубина психологических характеристик. Таков портрет Яспера Схаде ван Веструма, судьи из Утрехта, написанный около 1645 г. На его молодом умном, но вялом лице блуждает печальная улыбка, словно он скрывает опасную болезнь.

"Цыганка" 1628-1630 Лувр, Париж.

Это один из самых обаятельных образов Халса. Портрет безымянной девушки мастер набросал смелы ми и меткими штрихами. Таким образом ему удалось живо передать не только черты лица, но и движения, мимику непоседливой героини.

" Регентши приюта для престарелых в Харлеме" Около 1664 г. Музей Франса Халса, Харлем.

Основная тема позднего творчества Халса - усталость, внутренняя неудовлетворённость, горечь разочарований. Около 1664 г. он написал по заказу правления городского приюта для престарелых два больших портрета: регентш и регентов этого заведения. Силуэты пяти старух в чёрных платьях резко выделяются на фоне шоколадного цвета стен. Художник показывает старость без прикрас: пергаментные лица, запавшие глаза, сухие губы, бессмысленная злоба, печаль об ушедших годах... Его героини уже распростились с красотой, бодростью, желанием жить - со всем тем, что Халс привык ценить в человеке. И всё же они упорно стремятся сохранить свои черты для будущих поколений.


"Регенты богадельни в Харлеме" 1664

На втором портрете фигуры регентов в чёрном почти сливаются с тёмным фоном. Их лица - и старые, и сравнительно молодые - одинаково бесформенны, дряблы и безучастны. Модный наряд одного из регентов выглядит как пародия в этом царстве угасания и распада. Художник писал своих персонажей слабеющей рукой, чудом сохраняя чувство формы.

В старости Франс Халс остался без средств к существованию, поэтому город в память о его заслугах на значил ему пенсию. Когда мастер умер, он был с почестями погребён в Харлемском соборе.


"Офицеры стрелковой роты Святого Георгия" 1639

"Portrait de Jacob Pietersz Olycan"

"Портрет юноши с черепом" 1628

"Женский портрет"

"Поющие мальчики"

"Рortrait of a man holding a skull"

"Портрет стоящей женщины"

"Портрет мужчины"

"Портрет сидящей женщины"

"Portret Stefana Geradsa" 1652

"Jasper Schade"

"Isabella Coymans"

"Jacobus Zaffius"

"Paulus Verschuur"

"Portrait of a seated woman presume"

1625-1630

"Portret van Een Vrouw"

"Весельчак" 1627



"Nicolaes Woutersz van der Мeer"

"Женский портрет"

"Vincent Laurensz van der Vinne"

"Женский портрет"

"Портрет Виллема Хейтхейссена"

"Портрет Виллема Хейтхейссена"

"Паяц с лютней"

"Портрет Хендрика Свалмиуса"

"Мальчик с флейтой" 1626-28

"Кормилица с ребёнком "

"Двое смеющихся юношей с пивным кувшином"

" Мужской портрет" 1660-1666

"Женский портрет"

"Евангелист Лука" 1623-25

"Рaulus van Вeresteyn"

"Портрет Ван Эн Вроу"



"Исаак Масса"


"Сlaes Duyst van Voorhout"



"Семейный портрет на фоне пейзажа"

"Продовец рыбы"

"Продавщица рыбы"

"Малле Баббе" ок. 1630

Мы словно слышим хриплый смех Малле Баббе, прозванной «харлемской ведьмой» (ок. 1630, Берлин, Государственные музеи). Трактирщица со зловещей совой на плече схватилась за тяжелую пивную кружку, но что-то отвлекло ее внимание. Халс видит Малле Баббе такой, какая она есть - порождением темной, порочной, но неистребимо цепкой жизненной силы. В почти монохромной коричневато-серой живописи длинные и короткие, густые и прозрачные мазки нарочито резки, грубоваты, словно колючи.

"Portrait of Pieter van den Broecke" 1633

"Gentleman in White" 1637

"Женский портрет"

"Joueur de rommelpot avec six enfants"



"Frans Post" (Worcester Art Museum)

"Певец с флейтой"

"Лютнист"


"Pieter Tjarck Lacma"

Эпохи золотого века искусства Голландии. Он был очень популярен, у него было много заказов и учеников, однако художник умер в полной нищете в приюте для бедных. Вот так сложилась жизнь гения.

Франс Хальс: биография

От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Но о нем лично известно немного. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Затем семья переехала в Харлем, который находится примерно в двадцати километрах от Антверпена. Во время его рождения не было мира на его родине. осаждали города, брали штурмом, разоряли. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Поэтому, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. Луки, которая в те времена являлась аналогом Академии живописи, молодой Хальс становится для начала реставратором.

Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. А еще через год он женится. В браке родится пять сыновей, и все пойдут по стопам отца - станут портретистами. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620-1640 годы. Но потом его начинают забывать. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Картины почти не заказывают. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. В ней он и умирает. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником.

Портрет неизвестного (1650-1652)

Скупая цветовая гамма, к которой Франс Хальс приходит в эти годы, позволяет полностью сосредоточиться на лице изображаемого человека. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. с длинными завитыми волосами и усами спокойно и уверенно в упор смотрит на зрителя.

Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Его поза естественна и непринужденна. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Художник получает этот эффект динамики за счет того, что модель приближена к зрителю, взгляд обращен прямо на него, а локоть руки, на которую опирается портретируемый, выдвинут вперед. Ею «разорван» плоский холст. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени.

Портрет молодого человека с перчаткой в руке (1650)

Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания, интереса и доброжелательности.

На губах играет легкая улыбка. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Этим достигнуто создание законченного образа.

Портрет Изабеллы Койманс (1689)

Не вдаваясь глубоко в психологизм, художник Франс Хальс пишет молодую круглолицую миловидную, доброжелательную и простодушную женщину. Это состоятельная заказчица, и живописец прикладывает все мастерство, чтобы показать украшения и пышную дорогую одежду. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Сияют атласные банты и ленты, украшающие пояс и воротник модели, а также полупрозрачные ленты в ее волосах.

Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. От атласа платья, которое на подоле украшено светлой вставкой с кружевом, невозможно отвести взгляд. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Богатые нюансы цвета темного платья и игра теней позволяют сделать модель выпуклой, выступающей из плоскости картины. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Он находится в частной коллекции.

«Голова мальчика в берете» (1640)

Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Круг сразу придает законченность портрету.

Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Левая часть лица находится в тени, которая позволяет отчетливее вылепить овал юного лица и подбородок с ямочкой. Правая, освещенная светом, играет румянцем. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Работа находится в частной коллекции в Лондоне.

В этой статье мы постарались поместить известные и малознакомые публике работы мастера. Чувства, эмоции, интеллект, а не парадный костюм прежде всего старался передать живописец. И потому свое внимание художник обращал на мимику, жест, позу. Его художественное наследие, которое в основном находится на родине, далеко вышло за ее пределы.

Живописец героической поры Голландии, Франс Халс принадлежал к тому поколению, руками которого было построено независимое голландское государство. С его именем связан расцвет национальной живописи. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс - великий мастер европейского портрета. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Как ни один другой живописец Франс Халс владел секретом передачи озаряющей лицо живой улыбки, мгновенного жеста, непринужденной позы. Изображал ли художник низы общества, нищих рыбаков, озорных мальчишек, молодцеватых голландских офицеров или писал заказные портреты преуспевающей буржуазии, везде он следовал жизненной правде в раскрытии естественной сущности человека, его характера и эмоций. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Он любил запечатлевать портретируемых в действии, в движении, в конкретной жизненной ситуации. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это».

Блистательное, отражающее свое время творчество Халса резко контрастировало с его во многом прозаической, материально неустроенной жизнью. Она небогата событиями и мало известна.

Халс родился в Антверпене, в семье голландского ткача, который с семьей в 1591 году вернулся на родину. Халс учился живописи у Карела ван Мандера в Харлеме, где затем почти безвыездно жил и работал. Халс пользовался огромной прижизненной славой, но умер в бедности.

Знаменитые работы художника 1620-1630-х годов отличает жанровый подход к портрету, не имевшему у него первоначально четко определенных границ. Он наблюдал этих людей на улицах, в кабачках Харлема, среди участников народных представлений.

Весь в движении насмешливый «Шут с лютней» (1624-1626, Париж, Лувр) - воплощение ловкости, бесстрашия и смекалки. Художник откровенно любуется обаятельной «Цыганкой» (1628-1630, Париж, Лувр). Она не только миловидна, женственна и задорна; в образе девушки, нежное лицо которой светится лукавой улыбкой, угадывается стихийная полнота жизни. В каждом мазке, в мягких коричневато-золотистых, серых, розовых тонах - ощущение легкости, воодушевления.

Мы словно слышим хриплый смех Малле Баббе, прозванной «харлемской ведьмой» (ок. 1630, Берлин, Государственные музеи). Трактирщица со зловещей совой на плече схватилась за тяжелую пивную кружку, но что-то отвлекло ее внимание. Халс видит Малле Баббе такой, какая она есть - порождением темной, порочной, но неистребимо цепкой жизненной силы. В почти монохромной коричневато-серой живописи длинные и короткие, густые и прозрачные мазки нарочито резки, грубоваты, словно колючи.

Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. На полотне из Фонда Тиссен-Борнемиса играющий на скрипке рыбак-левша запечатлен на фоне дюн и облачного неба. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Черная одежда, белый воротник, голубоватая шапка умело сочетаются с коричневатыми, серо-серебристыми оттенками. Однако в этом не лучшем произведении Халса есть что-то поверхностное, не свойственная ему многословность.

Напротив, написанный в схожей гамме черного, белого и золотистого «Веселый собутыльник» (1628-1630, Амстердам, Рейксмузеум) безупречен по композиции, по чувству пластической формы и цветовому ритму. Быстрым и легким касанием кисти передана одежда кавалера из мягкой замши, мелкие черты лица, пушистые волосы, бокал вина в левой руке. Щеголь и сердцеед, он открыто обращается к зрителю и чрезвычайно доволен собой.

С годами портреты Халса становятся строже и сдержаннее, в более сложной и глубокой психологической характеристике появляется оттенок иронии. Художник раскрывает в людях такие стороны, которые, возможно, он не замечал раньше. Из его творчества постепенно исчезают образы детей, музыка, праздничное настроение.

В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Старый художник, обремененный многочисленной семьей, завсегдатай харлемских питейных заведений с его безалаберной жизнью, теряет заказчиков. Поздние произведения Халса - вершина его творческого пути; разносторонние по характеристике портреты подчас беспощадно раскрывают в моделях то самовлюбленное высокомерие, то холодный цинизм, то душевную незащищенность. Живописная манера Халса меняется, развивается в сторону тональной гармонии, изысканного сочетания черного с серебристо-серым; сам черный тон насыщается богатством оттенков от угольного до жемчужно-серого. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Легкие, размашистые, небрежные мазки, словно сдвинутые со своего места, идущие в разных направлениях свободно лепят пластическую форму.

В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Один изображает неизвестного молодого человека; его исполнение превосходно, но вместе с тем мастер не скрывает, что портретируемый вполне зауряден. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. 1650). Халса по-прежнему влекут к себе сильные, волевые натуры, однако былой подъем сменяется теперь затаенностью внутренней жизни. Выступающее из темной мглы подвижное лицо незнакомца, в котором угадываются жизненный опыт, самоуверенность, усталость, ирония, кажется во многом загадочным, его душевный мир так и остается нераскрытым. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона.

Искусство Халса, обогащенное введением сюжетных моментов, создающее впечатление непрерывного жизненного потока, в котором остро очерченные характеры людей взаимодействуют друг с другом, исключительно ярко воплотилось в его непревзойденных групповых портретах.

Как самостоятельный жанр корпоративный портрет сложился в голландской живописи почти столетием раньше. В наивной и скованной композиции изолированные портретные фигуры располагались горизонтальными рядами. Жесткие правила репрезентации долго сохранялись.

Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых рот - военного объединения граждан, своего рода почетной бюргерской милиции. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Праздник отличался размахом и длительностью. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». В Голландии заказывались также групповые портреты старшин различных объединений, попечителей госпиталей, богаделен, врачей, чья профессия уважалась и ценилась.

Создание группового портрета как особого жанра требует от живописца умения добиться единства всей группы при сохранении индивидуальности каждого участника. Не все даже выдающиеся мастера справлялись с этой трудной задачей. Для голландских художников, работавших до Халса и придерживавшихся старых правил, она была просто непосильной.

В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Сцены уже не официального банкета, а дружеского пиршества приобретают здесь свободный и непринужденный характер. Группа офицеров, кажется, увидена художником случайно, их позы разнообразны, жесты красноречивы, солнечный свет играет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах. Принцип пересекающихся диагоналей подчеркивает асимметрию, живописность и динамизм композиции.

Персонажи Халса душевно открыты зрителю, приглашают его разделить их общество.

Быстрая кисть виртуозно передает матовый шелк, глубину бархата, блеск атласа, плотные складки накрахмаленных воротников, сверкающий металл.

С годами групповой портрет Халса также теряет ощущение праздничности, становится более строгим и статичным по композиции.

Но в конце жизни, в восемьдесят три года художник пишет невиданно смелые, резко порывающие с представлением о внешнем благообразии групповые портреты регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме. Уникальные для своего времени произведения - вершина творчества Халса. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Сборище чопорных старух с ханжескими, озлобленными, поблекшими ничтожными лицами и костлявыми кистями алчных рук кажется более организованным, в регентшах еще теплится привязанность к материальной стороне жизни. В портрете же регентов царит атмосфера растерянности, беспокойства, композиционного разнобоя лишенных устойчивости фигур, их неловких поз, хаотичных жестов. Регент, устремивший на зрителя осоловелый мутный взгляд, держит речь, которая кажется бессвязной. В сумрачном колорите единственно сильный цветовой аккорд - розово-красное пятно ткани на колене одного из регентов, обрез книги в руках регентши. Мазок достигает возможного для Халса предела свободы и подвижности, краски - прозрачной текучести.

Недаром Халс впоследствии стал кумиром импрессионистов. Влияние его не современников и учеников было огромным в портрете, бытовом жанре, в развитии принципов колоризма.

Татьяна Каптерева