Здоровье

Храм николая чудотворца на болвановке. Храм святителя николая на болвановке Церковь николая чудотворца что на болвановке

Новое авторское путешествие по древнейшему поселению Москвы! Гончарная слобода - старейшая из слобод Земляного города, первые упоминания о которой датируются в летописях XII веком, а селились здесь, в основном, гончары. Давно исчезли и гончары, и сама слобода со временем застроилась дворянскими усадьбами и крепкими особняками купцов-старообрядцев, а название улицы, переулков и набережной - сохранилось. А еще сохранились здесь удивительные, ни с чем не сравнимые старинные храмы...

Каждый храм Гончарный слободы – особенный, со своей изюминкой. Мы увидим четыре храма и познакомимся с интереснейшей историей каждого. Начнется наша экскурсия с рассказа о церкви Николая Чудотворца на Болвановке . Мы узнаем, почему храм получил такое название, и как спорил с императором Петром I его архитектор Осип Старцев. Неподалеку от него находится изумительная церковь Успенья в Гончарах. Подобных храмов в Москве всего лишь несколько. Дело в том, что ее особенным украшением являются полихромные изразцы мастеров Государевой палаты под руководством Степана Полубеса. Декор изразцов очень пластичен. Это фигуры евангелистов, Птицы Феникс, цветочный орнамент. Современники мастера не могли поверить, что такое чудо сделал обыкновенный человек, поэтому Степану, по фамилии Иванов, дали прозвище Полубес. Мы увидим особо чтимую икону «Троеручица» - подарок от монахов Афона патриарху Никону в 17-м в. Затем мы полюбуемся церковью Николы в Котельниках, которую строил главный архитектор Москвы 19-го века Осип Бове по заказу князей Голицыных на землях их родственников – баронов и графов Строгановых. Этими землями они владели со времен Ивана Грозного. Храм Николы был родовой усыпальницей Строгановых. В настоящее время сохранилось несколько надгробий, которые мы увидим. Побываем и в самом храме. В 1999 г. храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II и Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Дорофеем. Он является подворьем Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Вы увидите иконы мц. Людмилы Чешской, свв. Петра и Февронии Муромских. А вот подворье Русского Афонского монастыря – это следующий храм нашей экскурсии. Церковь Никиты была построена в 1595 г. Эта белокаменная церковь – редкость даже для Москвы. Строил ее таганский купец Савва Емельянов. На экскурсии вы узнаете, какие родственные связи у этого храма с соборами Московского Кремля. В церковной лавке подворья можно купить не только традиционные религиозные предметы, но и заказать молебен на Афоне.

Особым украшением нашей экскурсии станет посещение Музея русской иконы. Самый крупный в России частный музей восточно-христианского искусства. В музее более 4500 экспонатов, 900 икон. Экспонаты коллекции охватывают период – от XIV до начала XX века. Она включает произведения важнейших художественных центров восточнохристианского искусства, некоторые из которых не имеют аналогов даже в богатейших собраниях государственных музеев.

Первое упоминание о церкви Николая Чудотворца на Болвановке в Москве относится к 1632 году. Тогда на этом месте стояла деревянная церквушка.

Возведение церкви и название местности связывают с временами татаро-монгольского нашествия.

Существует мнение, что именно здесь приносилась дань и подписывались различные договора перед «болванами» (изображениями ханов Золотой Орды, сделанных из войлока). После свержения татаро-монгольского ига, было принято на таких местах возводить церкви во славу освобождения от инородцев.

По другой версии, которая принадлежит П.В.Сытину, район назывался Болвановкой по роду занятий местных мастеровых. Они изготавливали болванки под мужские головные уборы, а их слобода существовала на этом месте еще с XVII века.

Вплоть до 1922 года улица Верхняя Радищевская носило имя Верхняя Болвановка.

История храма Николая Чудотворца на Верхней Радищевской

Но вернемся к Храму Николая Чудотворца на Верхней Радищевской.

Возведение каменной церкви относят к периоду 1702-1712 годов. Зодчим здесь выступил Осип Старцев, один из известнейших «каменных» мастеровых того времени.

Интересно знать, что это было последние творение мастера, т.к. в 1714 году в Москве, по приказу Петра I, запретили строительство церквей из камня. Все средства уходили на возведение северной столицы. Приказ каменных дел упразднили, а Осип Старцев принял постриг и ушел в монастырь.

Строение возвели в допетровском стиле. Ему свойственны пятиглавие куполов, колокольня в виде шатра, пирамида кокошников.

Внутренняя часть храма состоит из двух церквей: нижней (отапливаемой) и верхней (не отапливаемое помещения для летних служб).

В конце XIX века, на средства купца М.П. Коликова, храм Николая Чудотворца обновили под руководством архитектора В.А. Осипова. Роспись внутреннего убранства выполнили М.И. и И.М. Дикаревы.

Во время реставрации восстановили узорчатые кокошники, наличники вытесали из белого камня, покрыли позолотой главы церквей.

В 1944 году, в связи с реконструкцией Таганской площади и строительством станции метро «Таганская», церковь начали демонтировать. Уже снесли верхнюю часть колокольни и купола, когда вновь восстановленное патриаршество вступилось за здание и сумело его отстоять, переведя объект в реестр памятников архитектуры.

Храм восстановили, но с куполов исчезла позолота, а вместо крестов торчали металлические штыри.

В 1992 году Храм был возвращен в лоно Православной Церкви.

Расположен храм (церковь) Николая Чудотворца на Болвановке по адресу: Москва, Верхняя Радищевская, 20 (м. Таганская).

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

C Таганской площади я перешел через ул. Земляной Вал, названную так от оборонительного земляного вала, устроенного в 1592-1593 при Борисе Годунове и вышел на Верхнюю Радищевскую улицу, в начале которой красовался большой старинный храм Николая Чудотворца на Болвановке, известной с 1632 г. Прежнее название улицы - Верхняя Болвановская улица.

Полагают, что здесь в XVII в. существовала Болвановская слобода, где делались болванки для пошива головных уборов. Улица называлась и просто Болванкой (по местности), и Николоболвановской - по рядом стоящей церкви. Переименована улица была в 1919 г. в память об Алексее Николаевиче Радищеве (1749-1802), жившем здесь с 1797 г. Он известен прежде всего как автор книги "Путешествие из Петербурга в Москву". За резкую критику крепостничества в России был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь на 10 лет.

02. Храм Николая Чудотворца на Болвановке.

Эти две старомосковские улицы – Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевские) – отразили и топографические особенности местности, где был высокий Таганский холм, по преданию, один из семи холмов Москвы. Нижняя Болвановка находилась у подножия холма, подле Яузы, а Верхняя – на самой горе. И именно здесь, на вершине этого высокого, крутого холма, суждено было появиться прекрасному православному храму, освященному во имя святого Николая Чудотворца, которого татаро-монголы называли «русским богом».

Храм Николая Чудотворца на Болвановке относительно молодой среди московских церквей. Первый, деревянный, храм известен только с 1632 года и не существовал до Романовых, хотя крайне редко встречается утверждение, что он был основан в 1506 году. Об истории его строительства существует две версии. Согласно первой, в 1682 году патриарх Иоаким благословил возведение каменной Никольской церкви, той самой, что чудом дожила до нашего времени. Однако у прихожан не оказалось достаточно средств, чтобы осуществить дорогостоящее строительство, и деньги собирали очень долго, так что возведение храма началось только в 1697 году. Вторая версия гласит, что в 1682 году на этом месте все-таки появилась маленькая каменная церковь с шатровой колокольней, насколько позволили собранные пожертвования прихожан. А в начале XVIII века ее стали перестраивать и расширять на средства князей Гагариных. Именно это новое здание храма и построил архитектор Осип Старцев - один из известнейших зодчих второй половины XVII века. Осип Старцев известен еще и тем, что построил в Кремле истинное чудо – вызывающий восхищение ансамбль домовых церквей Теремного дворца с 11-тью золотыми куполами на одной кровле, где объединились Верхоспасский собор, церкви Воскресения словущего и Распятская.

04. Колокольня храма.

Красавец-храм построен в традиционном допетровском стиле: пирамида кокошников, пятиглавие куполов, шатровая колокольня, замыкающая храм с запада. Храм оказался о двух этажах. Внизу находилась теплая, то есть отапливаемая в холодное время года церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца для зимних богослужений, а на втором ярусе – летняя, где престол освятили во имя апостолов Петра и Павла, по тезоименитству правившего тогда государя Петра Алексеевича. Были и приделы – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Интересно, что алтарные апсиды нижней церкви более выдвинуты на востоке, чем верхние, ибо, согласно старинному церковному правилу, один храмовый престол не должен перекрывать другой престол, чтобы не мешать молитвам, творимым в алтаре, свободно возноситься к небу.

В августе 1712 года новоустроенный храм освящало духовенство Успенского собора. Храм, воздвигнутый на Таганском холме, был высотной доминантой площади и замыкал на себе перспективу прилегающих улиц, в соответствии с исконной московской традицией, где храмы имели роль градостроительных символов, и получалось, что в перспективе каждая улица Москвы вела к храму.

Спустя два года после освящения Никольского храма, в 1714 году, вовсе было запрещено каменное строительство в Москве. Для православного московского архитектора это было настоящей катастрофой. Известно, что старый мастер принял иноческий постриг в одном из московских монастырей и умер после рокового в его жизни 1714 года. Именно поэтому Никольский храм на Болвановке называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением последнего средневекового архитектора Москвы – «лебединой песнью» в творчестве московского зодчего, его прощанием с Москвой. Но судьба оказалась для его детища благосклонной.

Церковь сильно пострадала во время пожара в середине XVIII века, в частности, был практически полностью утрачен первоначальный белокаменный декор. Он неоднократно восстанавливался и поновлялся на средства прихожан, а в 1900-1905 годах на средства М. В. Коликова под руководством архитектора В. А. Осипова была проведена масштабная реставрация, частично вернувшая храму первоначальный облик. Были возвращены некоторые архитектурные детали, а также поновлены росписи художниками И. М. и М. И. Дикаревыми.

Около 1920 года храм был закрыт, разорён и отдан под учреждения. В 1944 году, при строительстве станции метро «Таганская» и перестройки Таганской площади была предпринята попытка разрушить храм, были уничтожены главы и верхушка колокольни, но от окончательного уничтожения его спасло присвоение статуса памятника архитектуры. Впоследствии храм был восстановлен, не вернули только кресты на куполах. В 1960-х храм покрасили. В 1980-х здесь находился Производственный научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве Госстроя СССР.

С севера-запада от храма была поставлена бензоколонка, которая до сих пор стоит обнесённая забором. В 1990 году церковь была возвращена верующим, с большим трудом отреставрирована и приписана к соседней церкви Успения в Гончарах где находится подворье Болгарской Православной Церкви в Москве. В виду отсутствия достаточного финансирования, по сей день неспешно продолжаются реставрационные работы.

Интерьер храма, конечно, не возобновлен в дореволюционном виде, но вполне прекрасен. Здесь находится очень редкий в Москве образ иконы Богоматери «Прибавление ума», столь важный, столь необходимый людям. Перед этой иконой Богоматери молятся и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разума – духовного и телесного. А слева от иконостаса – дивный образ святителя Николая Чудотворца. Увидев его, так и хочется затеплить перед ним свечу…

Купив в палатке при храме потрясающе вкусные пирожки с курагой, приготовленные в трапезной этого храма, я двинулся дальше вниз по старой Верхней Радищевской (Болвановской) улице. Стоит отметить, что я никогда в жизни не ел подобных пирожков, в которых 80% - это курага и лишь 20% - тесто... и это все за символическую цену...

Именно здесь я начал чувствовать тот самый дух старой Москвы, в поисках которого я и отправился в этот район. С двух сторон небольшой улочки, резво убегающей вниз с Таганского холма, расположились старинные малоэтажные красивые домики, почти не было прохожих и автотранспорта... Я забыл о времени и шел все дальше и дальше...

Незаметно старая Вехне-Болвановская улочка перешла в Яузскую улицу . Свое название улица получила от Яузы – самого крупного притока Москвы-реки. Еще в XIV веке улица была частью дороги в Коломну, в Рязань и другие города. По ней в 1380 году проехал с войском Дмитрий Донской, отправляясь на Куликово поле, по ней же возвращался с него с победой. В честь этого на пересечении Яузской и Николоямской улиц, в небольшом скверике, был установлен памятный крест, извещающий, что вскоре на этом месте будет установлен памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому.

07. Памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому.

На плане 1739 года на современной Яузской улице между Николоямской улицей и Тетеринским переулком было еще пять переулков. В конце XVIII веке они были уничтожены, и на их месте раскинулось обширное владение заводчика Баташева, который в 1798 году построил здесь для своего зятя, генерала Шепелева, великолепный дворец, до сих пор являющийся лучшим архитектурным украшением улицы.

Вскоре я вышел к реке Яуза. Прямо за ней открывался вид на небесно-голубую Церковь Троицы в Серебряниках с колокольней и храмом Иоанна Предтечи, построенную в 1768 г. архитектором К. Бланком.

09. Река Яуза - самый крупный приток Москвы реки.

11. Церковь Троицы в Серебряниках

Слева открывался потрясающий вид на самый известный из семи высотных зданий в Москве - 153 метровый 32-этажный жилой дом, расположенный в 900 м от Кремля, на слиянии Яузы с Москвой-рекой и построенный в начале 50-х годов.

Данная высотка всегда славилась своими именитыми жильцами. Здесь в разное время жили (а некоторые живут и сейчас) великая Фаина Раневская, Людмила Зыкина, Константин Паустовский, Галина Уланова, Александр Твардовский, Нонна Мордюкова, Никита Богословский, Клара Лучко и Лидия Смирнова, Андрей Вознесенский, Василий Аксенов, Александр Ширвиндт, Дмитрий Нагиев и масса других весьма известных людей.

Как писал Василий Аксенов: "Еще в самом начале строительства Яузской высотки по соседству, на Швивой горке, возник и распространился под эгидой гэбэ большой лагерный пункт. Собственно говоря, именно зэки и начинали стройку, и для этого их не надо было гнать издалека; везти вагонами или фургонами; просто открывались ворота в глухом заборе, и из зоны выходило нужное количество рабсилы, чтобы спуститься со Швивой горки в котлован.

Строительство высотки вроде было уже закончено, въехали и расселились высокопоставленные жильцы, а концлагерь по соседству продолжал существовать. Во-первых, не все еще работы были завершены, например, самая высотная часть центрального корпуса, Башня, еще не была доведена до ума, и туда каждое утро из-под земли на спецлифте поднималась отобранная бригада. Во-вторых, за годы строительства в Таганском ОЛПе сформировалась группа самых изощренных на всей планете заключенных строителей небоскребов, и гэбэ не торопилась ее распускать. В-третьих, с лагерями ведь вообще какое дело: построить их гораздо легче, чем разобрать".

14. Кинотеатр "Иллюзион".

На первом этаже находится знаменитый кинотеатр «Иллюзион», в котором показывают отечественную и зарубежную классику из коллекции Госфильмофонда России, проходят ретроспективы фильмов выдающихся режиссёров и актёров и творческие встречи с ведущими деятелями кино. Этот кинотеатр - один из последних бастионов ностальгии по советскому кино. Потрепанная, но солидная касса, билеты с местами, вписанными от руки, кафе-бар с фотографиями кинозвезд XX века. Фильмы, снятые после 1990 года попадают в репертуар нечасто.

С Яузской улицы я решил подняться мимо кинотеатра «Иллюзион» вверх на Швивую горку по Большому Ватину переулку, ведущему на ул. Гончарную к стенам Афонского подворья в Москве. Переулок назван по фамилии (с искажением) C. Е. Вагина, строителя известной в этой местности с XVI века церкви великомученика Никиты, «что за Яузой на Швивой горке».

От начала улицы тянется вереница старинных приземистых домов, есть среди них даже одноэтажный из дерева. А вокруг не видишь ни одного доходного дома, которыми успели до 1917 года подпортить центр города, сломав много особняков, оплаканных Мариной Цветаевой в Замоскворечье.

Но здесь Бог миловал. Сохранились старинные усадьбы внесенные в реестр памятников русской истории и архитектуры XVIII века. Есть и более древние постройки. А за массивной стеной белеют шатер колокольни, стены церквей и часовен. Куполов всех сразу не сосчитать. На просторном дворе каменное крыльцо ведет в храм Никиты, облепленный приделами. Кажется, что это монастырь, но надпись над воротами гласит: "Афонское подворье".

16. Афонское подворье.

Храм впервые упоминается в летописи под 1476 годом. Современный храм построен в 1595 году «торговым человеком Саввой Емельяновым сыном Вагиным по челобитной Бориса Годунова», как написано на сохранившейся «вкладной плите». Бесстолпный одноглавый храм стоит на древнем подклете. К нему с разных сторон примыкают созданные позднее пристройки.

В 1684-1685 годах с юга к храму пристроен придел, освященный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, с трехчастной апсидой и трапезной. Он украшен двумя рядами кокошников. Главка покоится на четырех кокошниках. Сохранился перспективный портал на западной стене и бочковидные наличники стен. В это же время с северо-запада от храма возведена шатровая колокольня.

В середине XVIII века храм был значительно перестроен и получил завершение в стиле барокко. К этому времени относится постройка западного двухэтажного притвора. В 1740 году освятили придел преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского. Перед западным притвором возвели новое гульбище. Церковный участок был обнесен оградой с коваными решетками, возвели арочные въездные ворота со стороны Гончарной улицы.

В 1878 - 1880 годы на средства купцов Кудряшевых и по проекту архитектора А. П. Попова в стиле XVII века был возведен северный придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги с отдельным входом. Церковь закрыли в 1936 году, сломали ограду. Внутреннее убранство храма утрачено. В 1958-1960-х годах была проведена реставрация, во время которой восстановили завершение церквей, открытую паперть с лестницами на два входа. Малиновый цвет, в который были окрашены стены храма, был заменен на белый. Богослужения возобновились в 1992 году.

Церковь является подворьем Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря. Вокруг подворья в 1996 году возведена ограда со Святыми вратами и двумя часовнями - великомученика Пантелеймона и преподобного Силуана Афонского. Святынями храма являются иконы великомученика Пантелеймона с частицей его мощей, преподобного Силуана Афонского с частицей его мощей и святителя Феофана затворника с частицей его мощей.

Осмотрев Афонское подворье я повернул назад к Таганской площади, т.к., к сожалению, мое свободное время заканчивалось. По Нижней Радищевской улице я вышел к метро и вскоре уже ехал на станцию Комсомольская к Ярославскому вокзалу, откуда должен был направиться в город Мытищи.

-----------------
Вам понравился мой блог?

Фото: Церковь Николая Чудотворца на Болвановке

Фото и описание

Болвановка – еще одна московская слобода, которая получила свое название от рода занятий своих жителей. Слобожане зарабатывали себе на жизнь тем, что делали «болваны» - шаблоны для производства головных уборов и, возможно, сами шляпы и шапки. Средства на строительство храма Николая Чудотворца также собирали сами болвановские мастера.

Первый деревянный Никольский храм в Болвановке был упомянут в 1632 году, хотя есть предположения о том, что первая церковь была построена гораздо раньше, в начале XVI века. Во второй половине XVII столетия среди прихожан был начат сбор средств на строительство каменного храма. Правда, сборы затянулись, и нужная сумма была собрана только ближе к концу столетия. Автором проекта храма называют Осипа Старцева, а сам построенный им храм – последней на Москве постройкой средневекового периода.

Никольский храм был возведен в двух этажах: на первом находилась «теплая» (или зимняя) церковь с главным престолом в честь Святителя Николая, а на втором – «холодная» с престолом в честь Петра и Павла. Еще два придела храма были освящены в честь двух церковных праздников – Введения Богородицы во Храм и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Участие в обустройстве храма в конце XVII – начале XVIII веков принимали князья Гагарины.

Храм несколько раз перестраивали: после пожаров в середине XVII столетия и в 1812 году, во второй половине XIX века. В начале прошлого столетия в церкви были проведены реставрационные работы, восстановившие ее изначальный облик.

В советское время храм был закрыт, а перед этим лишен ценностей. В 40-е годы был изменен облик Таганской площади, велось строительство Таганской линии метрополитена, и здание бывшего храма, которое занимали разные учреждения, могло быть снесено. К счастью, этого не произошло, так как здание объявили памятником архитектуры. В настоящее время за зданием закреплен статус памятника федерального значения.

Храм Николая Чудотворца на Болвановке
Адрес: Москва, Улица Верхняя Радищевская, 20
Годы строительства: 1697-1712
Архитектор: Осип (Иосиф) Старцев
Стиль: Древнерусское зодчество, московский стиль

Документально известно о стоявшей на этом месте с 1632 года деревянной церкви, нынешняя каменная выстроена в 1697-1712. Двухэтажный пятиглавый храм с трапезной и шатровой колокольней.Теплая Никольская церковь помещена внизу, вверху холодная церковь Петра и Павла с приделами Введения и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Закрыт не ранее 1929. В 1930-х главы и верхний ярус колокольни сломаны, но восстановлены в 1950-х. Возвращен РПЦ в 1992, ремонтные работы продолжаются. Приписан к церкви Успения в Гончарах.
Первый, деревянный, храм Николая чудотворца известен с 1632 года. Архитектором чудом дошедшей до нас церкви был «подмастерье Приказа каменных дел» Осип Старцев, построивший в Кремле знаменитый ансамбль домовых церквей Теремного дворца об 11 главах на одной кровле, Крутицкий теремок, и трапезную в Симоновом монастыре. Здание пятиглавого храма, построенного в традиционном допетровском стиле с пирамидой кокошников, пятиглавием куполов, шатровой колокольней, замыкающая храм с запада, поделено на два этажа. На первом находилась теплая, то есть отапливаемая в холодное время года церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца, а на втором ярусе - летняя, с престолом во имя апостолов Петра и Павла, по тезоименитству правившего тогда государя Петра Алексеевича с приделами Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Алтарные апсиды нижней церкви более выдвинуты на востоке, чем верхние (по старинному церковному правилу, один храмовый престол не должен перекрывать другой, чтобы не мешать молитвам, творимым в алтаре, свободно возноситься к небу).
В августе 1712 года новоустроенный храм освящало духовенство Успенского собора. Храм, воздвигнутый на Таганском холме, был высотной доминантой площади и замыкал на себе перспективу прилегающих улиц, в соответствии с исконной московской традицией, где храмы имели роль градостроительных символов, и получалось, что в перспективе каждая улица Москвы вела к храму.
Осип Старцев был очень талантливым архитектором, приверженцем московского стиля. Никольский храм на Болвановке - его последнее творение. Построенный в старых традициях, Никольский храм стал выразителем протеста против новшеств петровских реформ. Особенно если учесть тот факт, что в 1703 году появился Петербург и с самого начала своего основания стал центром России. Спустя два года после освящения Никольского храма, в 1714 году, вовсе было запрещено каменное строительство в Москве. Для православного московского архитектора это было настоящей катастрофой. Старый мастер принял иноческий постриг в одном из московских монастырей и умер после рокового в его жизни 1714 года. Никольский храм на Болвановке называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением последнего средневекового архитектора Москвы. Но судьба оказалась для его детища благосклонной.
После пожаров и многочисленных перестроек храм выглядит сейчас не таким, каким он был создан Старцевым. В нем находились бесценные древние иконы - деисус и образ Сергия Радонежского, написанные племянником преподобного Сергия Радонежского - архимандритом Симонова монастыря преподобным Феодором. Иконы были в серебряных ризах, дубовые иконостасы позолочены, паникадила исполнены из дорогой бронзы, а храмовые фасады украшали рельефные херувимы. На рубеже XIX - XX храм был обновлен архитектором В. А. Осиповым на средства купца Михаила Павловича Коликова. Были заново вытесаны наличники из белого камня, восстановлены узорчатые кокошники церкви, главы церкви вызолочены. Внутреннюю роспись выполнили художники М. И. и И. М. Дикаревы (М. И. Дикарев - реставратор Успенского собора).
Никольский храм закрыли около 1920 года, убранство уничтожили, но, к счастью, не снесли, а отдали под учреждения. В 1944 году храм хотели уничтожить, но его удалось тогда отстоять как памятник архитектуры и даже отреставрировать, восстановив в нем почти все, кроме крестов. И только в 1990 году храм отдали верующим. В нынешнее время храм приписан к соседней церкви Успения в Гончарах, где находится Болгарское подворье, и является действующим. Над храмом сияют кресты. Его интерьер полностью отреставрирован, хотя и не в том, дореволюционном виде. Здесь находится очень редкий в Москве образ Богоматери «Прибавление ума», как в Тихвинской церкви на ВДНХ. Слева от иконостаса - образ святителя Николая Чудотворца.