Деньги

Художественный промысел палех. История Палеха

Палехская роспись является одной из самых редких и уникальных в мире и, несмотря на сложность процесса, палешане и в наше время расписывают заготовки «дедовским» способом.

Это, прежде всего, лаковые миниатюры (шкатулки, ларцы, сувениры, значки), ювелирные изделия, иконы, панно, портреты и холсты для интерьеров.

Из истории палехской росписи

Этот особый вид росписи зародился еще в Древней Руси. В те времена палехскую роспись использовали для украшения храмов, икон. Обилие золота, мягкие тона и удлиненность фигур, присущие этому виду росписи, как нельзя лучше подходили для создания библейских сюжетов. Но однообразная тематика не давала выхода творческому самовыражению художников, и со временем некоторые мастера отходили от сугубо религиозной темы и вплетали в свои произведения картины русской природы, сюжеты сказок, фольклорные мотивы.

Икона Вседержитель (Пантократор). Дерево, левкас, темпера, масло. 31 х 26,4 см. Государственный музей Палехского искусства. Художник В.В. Жегалов
Кроме икон, стали появляться шкатулки, панно, бытовые приборы (например, приборы для письма, подносы). На их поверхности расцветали пышные цветы, одевались в багрянец леса, плакала у реки Аленушка, нёсся на сером волке Иван Царевич или веселился русский народ, отмечая Масленицу. И каждый сюжет был и остаётся уникальным, ибо пишется вручную и никогда не повторяется.

Посёлок Палех. Шкатулка (1934). Художник И.М. Баканов

Техника палехской росписи

Палехскую технику невозможно спутать ни с какой другой, только ей присуще узорочье, тонкие, изящные линии, удлиненность и тщательная линейная разделка фигур, обилие пейзажных декораций. А передаваемая из древности техника нанесения, закрепления и обработки рисунка придает ему внутреннюю глубину и насыщенность красками. Подобная техника использовалась при написании древних фресок, и аналогов ей нет во всем мире. Современные мастера палехской росписи создают свои произведения вручную от начала и до конца, опираясь только на старые приемы и техники. Художник самостоятельно делает заготовку будущей вещи, специально обрабатывает ее, расписывает, наносит золото и закрепляет результат. Благодаря высокому качеству, изделия палешан ценятся во всем мире.

Изготовление изделий под роспись

Заготовкой для лаковой палехской миниатюры служит картон. Мастер раскраивает его на формы определенного размера и наклеивает их одна поверх другой на деревянную болванку при помощи мучного клейстера. Количество слоев определяется толщиной изделия. Затем заготовка спрессовывается и высушивается в течение нескольких дней. Полученный полуфабрикат необходимо полностью напитать льняным маслом (для этого и применялся мучной клей, который, в отличие от синтетического, льняное масло пропустит сквозь себя и даст ему глубоко впитаться). Заготовку опускают в чан с горячим маслом и выдерживают там сутки. Потом опять сушка в печи (2 суток при 100˚С). Теперь изделие можно шлифовать, обрабатывать напильником, наждачной щеткой. На этом же этапе к изделию крепятся крючки, навесы, шарниры.

Чтобы загрунтовать изделие, готовится специальный состав из масла, сажи и красной глины. Уже на грунтовку наносится несколько слоев лака: с внешней стороны 2-3 слоя черного лака, а с внутренней – масляный лак с киноварью (минерал из ртути и серы). Последний этап получения правильной заготовки – нанесение 7 слоев светлого лака с обязательной просушкой в печи каждого слоя. Светлый лак также изготавливается палехскими мастерами по старинным рецептам. Теперь изделие готово для росписи, которую настоящие художники выполняют только самостоятельно приготовленными красками из яичных желтков, уксуса и минералов. Мастер проходится по поверхности изделия пемзой, чтобы краски не растекались, выводит контуры узора сначала карандашом, потом белилами, а затем расписывает его тонкой кисточкой из беличьей шерсти (которую сам же и изготавливает). Размеры узора бывают настолько малы, что художникам часто приходится прибегать к помощи лупы.

«Три девицы под окном». Шкатулка (1931). Художник П.Д. Баженов
Раскрашенное изделие сушат и закрепляют рисунок лаком. Только после этого мастер приступает к росписи изделия сусальным золотом и серебром. Чтобы драгоценные металлы приобрели блеск, их полируют агатом или зубом волка. Всё изделие опять покрывается несколькими слоями лака, сушится и шлифуется до зеркального блеска.

«Чичиков у Коробочки». Шкатулка (1936). Художник В.М. Салабанов

Сокровища русского искусства.

Палех. Палехская лаковая миниатюра.


стория Палеха уходит в глубокую древность.В XV веке село Палех входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По Духовному завещанию Ивана Грозного 1572 года село Палех было в поместном владении его сына Иоанна. В 1616 году Палех значится поместьем Василия Ивановича Острогубова и вдовы Юрия Ивановича Острогубова. Вскоре оно было пожаловано в вотчинное владение Ивану Бутурлину "за московское осадное сидение королевичево", то есть за участие в войне против польско-литовской интервенции. По писцовым книгам 1628-1630 годов Владимирского уезда Боголюбского стана Палех является вотчиной Ивана Бутурлина и его детей.


1693 году в Палехе была построена и освещена деревянная церковь во имя Воздвижения Креста, в 1696 году был освящен придел в честь иконы Казанской Божьей Матери, а в 1742 году - во имя Святого Николая Чудотворца. В 1774 году на средства прихожан Егором Дубовым был построен ныне действующий Крестовоздвиженский каменный храм.В конце XIX века Палех был небольшим селом. Население, в основном, занималось иконописанием и промыслами: резьбой по дереву, льняным ткачеством, вышивкой,выделыванием овчины. По провославным праздникам здесь устраивались богатые ярмарки.


Баканов И.М. "Село Палех"
1934, шкатулка

Палех - название угро-финского происхождения.Результаты археологических раскопок бескурганного могильника VIII века подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племен.Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо - восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях - Пурех, Палех, Ландех, Сезух, лух, Люлех.


охранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех:
"…Глухие леса стояли, населения никакого не было…случился в лесу большой пожар…от "молоньи". Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились - и с тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Паленой нарекли, а то - Палихой, И село стали Палехом называть".
Есть и легенда - "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когла на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разоренное население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса. "была великая Палиха" - отсюда и пошло название Палех.

The Masquerade

Сказочный мир вымысла, поэзии - искусство миниатюры нового Палеха. Его история как искусства декоративного начинается после Октябрьской революции, когда иконописные мастерские были закрыты, а мастера в поисках средств к существованию растеклись в разные концы страны. Одни стали малярами, другие - декораторами клубных сцен, многие обратились к земледелию и мелкому промыслу: расписывали деревянную посуду, игрушки. Чаще всего роспись представляла собой грубые копии лубка, крестьянских прялок или образцов, взятых из альбома "Орнамент всех стран и народов".

В 1923 г. по инициативе А. В. Бакушинского в Палехе предпринимается несколько опытов росписи деревянных изделий с использованием иконописных традиций. Сохранились шкатулки и тарелки на темы русских песен художников И.В. Маркичева, И.М.Баканова и "Пастушок" А.В.Котухина. В эти же годы в Москве, в бывшей иконописной мастерской палешанина А.А.Глазунова, велись аналогичные поиски. Но работавший там мастер, в будущем известный художник И.И. Голиков, выбрал для применения иконописной техники папье-маше.

Опыты И.И. Голикова поддержал московский Кустарный музей; первые произведения с подписью А.А. Глазунова были показаны в 1923 году на выставке Государственной Академии художественных наук, где они получили диплом 1-ой степени. Вскоре у Глазунова, кроме Голикова стали работать и другие палехские иконописцы - И.П.Вакуров и А.В.Котухин. Затем Котухин поехал в Палех, где с лета 1923 г. вместе сним уже работали на папье-маше лучшие старейшие мастера - И.М.Баканов и И.В.Маркичев.

Для показа на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке в 1923 году палехские мастера И.М.Баканов, И.И.Голиков ("Игра в шашки", "Деревенская гулянка", "Петухи"), А.В.Котухин и И.В.Маркичев выполнили заказы Кустарного музея Всесоюзного совета народного хозяйства произведения, за которые также получили диплом 1-ой степени. В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Пришел успех. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение - прислать четырех мастеров для организации школы. Художники отказались покинуть Родину.

5 декабря 1924 года в Палехе была организована "Артель древней живописи". Первоначально в нее вошли семь человек: И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.И. Зубков, И.И. Зубков, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев. Вскоре к ним присоединились Д. Н. Буторин, А.И. Ватагин и другие. И уже в 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

Март 1935 г. - "Артель" преобразована в "Товарищество художников Палеха" Председатель до 1938 г. - А.И.Зубков.

1940 г. - "Товарищество" закрыто.

1943 г. - восстановлено.

1954 г. - "Товарищество" преобразовано в Художественно- производственные мастерские (ПХПМ). Директор - А.Г.Баканов.

1954 г. - создание Палехского отделения Союза художников РСФСР. Председатель правления - Г.М.Мельников.

В 1989 году Палехские художественно -производственные мастерские были закрыты.


The Couple


"Rapunzel"


"August"


"On The Volga River"


"Twelve Months"


"The Autumn Nocturne"


"The Golden Hair Lady


"Cinderella"


"Cinderella"




"Ruslan & Ludmila"



"Warm Summer"


"Boldino Autumn (A.Puskin)"


"Happy Childhood"



"Autumn. The Holiday of The Last Sheaf"





"The Scarlet Flower"

В 1935 году "Артель древней живописи" была преобразована в "Товарищество художников Палеха", председателем которой до 1938 года был А.И.Зубков.

В 1940 году "Товарищество" было закрыто и восстановлено в 1943 году.

В 1954 году "Товарищество художников Палеха" преобразовано в Художественно - производственные мастерские во главе с А.Г.Бакановым.

В 1954 году создано Палехское отделение Союза художников РСФСР. Председатель правления - Г.М.Мельников.

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские прекратили свое существование.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации:

  • АО "Товарищество Палех",
    председатель правления С.И.Каманин,
  • Кооператив "Объединение художников Палеха",
    председатель правления А.В.Дудоров,
  • Малое предприятие "Мастера Палеха",
    директор М.Р.Белоусов,
  • МП."Традиции Палеха",
  • АОЗТ "Палех"
    директор А.М.Зубков,
  • творческая мастерская Б.Н.Кукулиева "Палешане"

"Fairy-Tale About Tsar Gvidon"




"The Scarlet Flower


"The Miracles Come To Those With Pure Souls"


"Sadko \& The Tsar of The Sea"


"The Winter Spring"





"The Snow Quenn"


"The Spring & The SnowMaiden"


"Under The Apple Tree"





"Tsar Of The Sea"


"Winter Time"




"The Frog Princess"






"Morozko"

"Ruslan & Ludmila"



"Russian Hunting"


"The Greek Tales"


"Meeting of Two Worlds. Aelita (after Belov)"


"Skiing in the Winter Forest"


"After The Work"


"The War Time"


"Ivan Tsarevitch & The Fire-Bird"


"Winter Troika"


"Battle With Swedish Knights"


"Bella (by Lermontov)"


"Alenushka"


"Morozko"


"Near The Bank Of The River"

"The SnowMaiden"


"The Red Hat Fairy-tale"


Публикации раздела Традиции

От иконы - к шкатулке

П алех. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы - сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках. Предлагаем вспомнить 10 фактов из истории промысла с Натальей Летниковой.

В традициях первых мастеров . «Палех - село-академия народная», - говорил в 1863 году Георгий Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты . В основе палехского стиля - традиции многих иконописных школ. Отличаются палехские иконы особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой. Одежды и орнамент блестят золотом - символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре - не просто техника письма. В христианской символике именно свет - прообраз божественной благодати.

Палех, Ивановская область. Фотография: russia-open.com

Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня. Палех, Ивановская область. Фотография: sobory.ru

Палех, Ивановская область. Фотография: venividi.ru

Иконописные корни палехской росписи . В окружении лесов да вдали от больших дорог, вдоль живописной речки Палешки. Жили в селе обособленно, торговцы практически не захаживали. Так иконописцы сохраняли из поколения в поколение свои традиции. Лишь в середине XVII века молва о палехских мастерах добралась до Москвы. А уж затем и сами художники оказались в Белокаменной. Палешане приложили свое мастерство в Грановитой палате Московского Кремля , Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре .

Новое время, новые образы, новый промысел . После Октябрьской революции художникам пришлось оставить на долгое время библейские образы в поисках других тем. Революция иконопись не жаловала. Тогда появился современный палехский стиль и шкатулки из папье-маше по подобию Федоскинских . Расписывали коробочки и ларчики бывшие иконописцы сюжетами из народных сказок , жанровыми сценками, картинками деревенского быта и пейзажами .

«Артель древней живописи» . Перенесли художники темперную живопись на шкатулки и объединились в артель. В 1924 году по инициативе группы талантливых иконописцев при поддержке искусствоведа и профессора Анатолия Бакушинского была образована «Артель древней живописи». Почетным членом объединения стал Максим Горький , который поддерживал художников. Мастера расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы. Сначала заготовки закупали в Федоскино, но вскоре наладили свое производство.

Михаил Парилов. Николай Чудотворец. Конец ХIХ в. ГМПИ

Николай Корин. Иоанн Предтеча в пустыне. 1806. ГМПИ

Иван Сафонов, Михаил Нефёдов. Иоанн Богослов в молчании. Начало XX в. ГМПИ

Таланты и поклонники . Палехскими иконами восхищались Николай Некрасов , Николай Лесков , Антон Чехов . В 1814 году выказывал особый интерес к работам русских иконописцев Иоганн Гёте . Немецкий поэт даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, - «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». В 1930-м большая выставка палехской миниатюры прошла в Государственном Русском музее . Работы палехских мастеров стали статьей экспорта. Расписные шкатулки покупал Внешторг и продавал за валюту.

Династии и секреты промысла . Славилась артель своими династиями . Секреты мастерства - дело семейное. Растили живописцы себе смену сызмальства. Одна из старейших палехских фамилий - Белоусовы. Леонид Иванович Белоусов - художник-иконописец. Начинал работать в артели в 1926 году. Лаковая миниатюра стала делом жизни и для его правнука - Евгения Белоусова. И таких славных фамилий в Палехе немало. Голиковы, Котухины, Сивяковы… История промысла и секреты мастерства когда-то не выпускали за семейный круг. Даже замуж выходили за своих, за палехских, тайны росписи оберегая.

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.narod.ru

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

Мировое признание . Первые же работы палехских иконописцев в новом жанре лаковой миниатюры, выполненные по заказу кустарного музея, получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук . В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы даже попросили прислать мастеров для организации школы. Художники покидать Россию отказались. А уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль.

Краски Палеха не для батальных сцен . Так уж сложилось, что Палех - все больше картинки из сельской жизни и сказочные мотивы . Но это в мирное время. Когда вся страна жила единой мыслью о Победе , Сталинградская битва стала источником вдохновения и для художников: «Народные мстители», «По следам врага», «Атака», «Народная война». Работая в тылу, мастера сохраняли ремесло даже во время войны . Только работали старики и допризывная молодежь. Не закрывалось и художественное училище «села-академии» - как называли Палех.

Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.

История промысла

Изначально художники Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в послереволюционный период, в Палехе создали Палехскую художественную артель, мастера которой стали заниматься росписью по дереву. А в 1925 году работы художников этой артели были выставлены на выставке в Париже и приобрели всемирную известность.

(г. Палех )

Особый бум палехской росписи характерен для конца 1960-х - начала 1980-х годов:

  • выпускалось огромное количество советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской технике;
  • выпускались марки с палехской росписью;
  • сувенирные и подарочные косметические наборы продавались в коробках с палехской росписью и с такими же изображениями на этикетках;
  • большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений, где были изображены не только сюжеты былин и сказок, но и истории достижений советского народа.

Элементы палехской росписи

(рисунок )

Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций - изображений, которые рассказывают определенный сюжет. В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.

Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.

(раскрашенная работа )

Другими важными отличиями считаются:

  • многотональная прокраска теней;
  • несколько вытянутое изображение персонажей;
  • точная прорисовка элементов, например, листва деревьев прописывается в соответствии с натуральным изображением;
  • большое количество прорисованных нюансов и деталей.

Даже сейчас можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов, используют сюжеты, выполненные палехской росписью.

Техника выполнения

Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например - шкатулки.

(Палехская миниатюра )

Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак.

После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.

Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе - это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом.

(Палехские шкатулки )

Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи.

Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло.

В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.

Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.


Палех - маленький поселок Ивановской области, первое упоминание о котором относится к началу XVII столетия. А на сегодняшний день это известнейший в мире центр иконографии и лаковой живописи, не имеющей аналогов ни в одном уголке нашей планеты. Работы палеховских мастеров не оставляют равнодушными никого,
кто их однажды увидел.


На рубеже 16-17 века Палехе появились мастера, которые писали святые образа, расписывали храмы и соборы, восстанавливали старинные фрески. На начало 19 столетия пришелся расцвет палехской иконописи, имеющей огромный спрос не только в России, но и за рубежом.Своеобразное, изящное искусство лаковой миниатюры Палеха объединяет в себе принципы древнерусской живописи и народного творчества.


Если в некоторых городах создание икон имело почти промышленное распространение, то в Палехе долгие годы сохранялось самобытное написание святых образов, написанием которых занимались члены крестьянских семей в свободное от сельскохозяйственных трудов время.


Было примечательным, что в крестьянских семьях иконописцев было разделение труда: рисунок на основу наносил "знаменщик", одежды и палаты писал "доличник", а лица - "личник". Палехские иконы создавались долго и скрупулезно, они были выдержанны по канонам старинных образцов, поэтому их ценность была высокой.


Но к концу 19 века на Руси количество иконописцев сильно возросло, что явилось причиной снижения стоимости и ухудшением качества иконописи, и спрос на палехские иконы резко снизился из-за дороговизны.


А произошедшая в России революция 1917 года изменила не только весь уклад России но и отношение к церкви. Производство икон стало невостребованным и художники-иконописцы вовсе остались без работы.


А вот лаковая живописная миниатюра Палеха является сравнительно молодым направлением, возникшим лишь около двух веков тому назад. Предпосылкой возникновения было то, что в конце 18 века московский купец Коробов основал производство лакированных козырьков для армейских кепок. И когда в моду вошел нюхательный табак, он же стал выпускать лаковые шкатулочки-табакерки.



Со временем эти шкатулки приобрели роскошный и богатый вид, они стали служить для украшения помещений. Используя красочный колорит и русскую народную тематику, палехские мастера в своей работе использовали различные сюжеты сказок, былин и сказаний.





По окончанию гражданской войны палехские мастера возобновили свой промысел, изготавливая теперь уже шкатулочки, брошки, пудреницы и другие предметы из папье-маше. Изображали на них сюжеты из русских народных сказок, сценки деревенской жизни, а также использовали творчество русских писателей и поэтов.




Вторая мировая война также внесла свои сюжеты в палехскую роспись - красочные военные сцены. Во времена Советской власти палех характеризовался пафосом, идейностью, монументализмом. И лишь спустя годы художникам удалось вернуть романтичность и возвышенность, поэтичность и иносказательность.



И по сей день лаковые миниатюры отличаются яркими красками на черном фоне, удлиненностью фигур, тонкостью линий. Декоративность пейзажей и архитектуры, изящный орнамент золотом, обрамляющий композицию – все это делает Палехскую роспись уникальной.


Каждый из мастеров-миниатюристов имеет свой профессиональный почерк. Эта кропотливая работа требует от них не только вдохновение, но и огромную точность и аккуратность, так как вся роспись выполняется вручную, и очень часто для этого требуется увеличительное стекло. Большая часть миниатюр уникальна или же выпускается в очень малом количестве.