Интернет

Идейно-художественный анализ стихотворения Ивана Тургенева «Воробей. Анализ произведения Тургенева «Воробей

Ответ оставил Гость

Тезисы. ДОС.
Данная работа – восприятие, понимание художественного текста ученицей 9 класса национальной школы. Особый упор сделан на идею стихотворения в прозе.
Статья. ДОС.
Анализ стихотворения в прозе «Воробей» И. С. Тургенева.
Я недавно прочитала стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей» . Это произведение заставило меня задуматься о многом. В «Воробье» есть два главных героя, которые играют очень важную роль в раскрытии смысла произведения. По-моему, первое главное действующее лицо – это охотничья собака Трезор. Трезор сначала кажется беспощадным, не знающим жалости псом. А оказалось, что он очень глубоко чувствует материнскую любовь. Он ошеломлён тем, что такая маленькая птица такая смелая и гордая. А второе действующее лицо – это мать птенчика, которая не испугалась этой огромной собаки и ринулась на помощь, рискуя своей жизнью ради своего птенчика. Она сразу, не задумываясь, бросилась защищать своего детёныша. Этот поступок показывает, что она очень сильно любит своего птенчика.
Это действие автор передаёт очень ясно и понятно, что на земле нет ничего сильнее, чем материнская любовь.
Мы видим, что в душе собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей, увидевшей добычу, второе – признание силы материнской любви. И Трезор уходит смущённым.
Автор в этом произведении приписывает собаке человеческие качества: Трезор останавливается, пятится, смущается, признавая силу любви.
Идея стихотворения в том, что любовь сильнее смерти и страха смерти, что только её, любовью, держится и движется наша жизнь. Это чувство присуща не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь. Видно, что автор очень любит жизнь, природу, животных. Ведь животные – наши соседи на Земле.
Этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в поучительной, лёгкой и доступной форме. Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо разгадать какую-то загадку. И читателю хочется разгадать её, понять, что хотел сказать и донести до нас автор.
Прочитав произведение, я поняла очень многое. Например, то, что на земле мы не одни, что кроме нас есть и другие живые существа и то, что они тоже знают, что такое материнская любовь. Материнская любовь – это самая сильная и вечная любовь на всём белом свете.

Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883) - один из величайших представителей русской классической литературы XIX века. Писатель, поэт, драматург, публицист. Шесть романов, рассказы, повести, статьи, пьесы и стихотворения составляют его творчество.

Творчество Тургенева

Художественная система, которую создал Иван Сергеевич, оказала заметное влияние на русский и западноевропейский роман второй половины XIX века. Занимался широкой пропагандой русской литературы на Западе. В российской литературе он первым проявил интерес к изучению личности нового человека, современного автору. Тургенев анализирует нравственные и психологические качества человека, пытается разобраться в его отношениях с обществом. Благодаря Ивану Сергеевичу в русский язык проник и стал широко использоваться термин «нигилист».

Стихотворения в прозе

В творчестве Тургенева стихотворения в прозе занимают небольшое, но значительное место. Живые и образные, они не могут оставить читателя равнодушным. Любовь к людям, природе, животным, родной земле пронизывает каждое из них. Одно из таких стихотворений в прозе - «Воробей» Тургенева, анализ которого демонстрирует невероятную силу духа крошечного существа.

Сюжет

Рассказчик идет по аллее, возвращаясь с охоты. Он замечает маленького воробышка, который выпал из гнезда на землю. Воробышек очень мал и совершенно беспомощен.

Собака рассказчика видит птенца. Она чует дичь и готовится наброситься на малыша. Но внезапно другой воробей слетает с дерева на землю. Он заслоняет собой птенца. Со смелостью, порожденной отчаяньем, он пытается нападать на собаку и защитить дитя. Анализ "Воробья" Тургенева показывает силу любви и готовность к самопожертвованию маленького существа. По сравнению с пернатым, собака выглядит огромной. Воробью она наверняка кажется ужасным чудовищем, но это не останавливает его. Собаке ничего не стоит проглотить обоих птиц. Но, к изумлению рассказчика, его собака отступает, словно смутившись.

Анализ "Воробья" Тургенева показывает, что дело именно в силе духа маленькой птицы, которую почувствовала собака. Рассказчик зовет собаку и уходит с ней, благоговея перед мужеством воробья. Человек вновь убеждается во всепобеждающей силе любви.

Характеристика персонажей

В данном стихотворении в прозе четыре действующих лица. Проведя анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, мы видим, что лишь двое из них активны - это воробей и собака. Птенец и человек являются лишь наблюдателями развернувшихся событий.

Собака является олицетворением судьбы. Вначале беспощадная и угрожающая, она надвигается на воробья. Что может противостоять силе судьбы? Перед ней склоняются даже великие мира сего, ей подвластно все. С судьбой остается только смириться и принять ее как данность. Но вызов судьбе бросает любовь. И судьба отступает.

Воробей являет собой жертвенную всепобеждающую любовь. Он видит, что угроза велика, но все равно встает между птенцом и собакой, чтобы защитить свое дитя.

Маленький воробушек - беспомощное существо, которое нуждается в любви и опеке. Он не в силах противостоять собаке.

Рассказчик - охотник. Но он замирает в благоговении, наблюдая за воробьем, защищающим птенца. Человек не считает, что собака проявила слабость, отступив перед нападающей птицей. Он восхищен способностью маленькой птицы принести себя в жертву ради любви. Из анализа «Воробья» Тургенева понятно, что охотник в данном стихотворении в прозе - лишь наблюдатель. Он не пытается вмешаться в события. Кажется, что собака и воробей преподносят человеку важный жизненный урок.

«Воробей» заставляет читателя задуматься: достаточно ли в нем силы духа, сможет ли он защитить своих близких. Произведение учит никогда не отступать перед опасностью, если в беде ближний.

Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств.

Большинство произведений цикла полны грусти, одиночества и размышлений о скоротечности жизни, характерных для пожилого человека. Но миниатюра «Воробей» написана в оптимистичных тонах. В ней звучит настоящий гимн жизни и любви, перед которыми бессильно любое зло.

В нескольких словах Тургенев обрисовывает настоящую жизненную драму. Главные ее герои – животные. Однако читатель ясно понимает, что речь идет о самоотверженной любви вообще, и не только родительской.

Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка. Охотничий пес Трезор вовсе не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок. Собака, подчиняясь инстинктам, хватает дичь. Ее не волнует, что это всего лишь желторотый птенчик. Для маленького воробья пес является «громадным чудовищем» . Птица трепещет от ужаса, но не может «усидеть на высокой, безопасной ветке» и бросается спасать «свое детище» .

Самоотверженность взрослого воробья заставляет собаку пятиться. Трезор ошеломлен героизмом маленькой птицы. Он уважает силу, которая заставила воробья жертвовать собой ради птенца и, пусть с «жалким писком» , наступать на обидчика своего детеныша.

Сбивчивость, взволнованность в изложении, а также прерывистые фразы создают дополнительный накал чувств, придают динамизм действию. Ярко и эмоционально описывает Тургенев состояние птицы при помощи целой серии прилагательных (взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький ) и глаголов (ринулся, заслонил, замирал, жертвовал ).

С момента первой публикации этой трогательной и поучительной истории о храбром воробье прошло 120 лет. Но произведение до сих пор издается отдельной книжкой для маленьких читателей и заставляет задуматься взрослых. Тургенев закончил стихотворение афористично: «только любовью держится и движется жизнь» . Эти слова актуальны и правдивы во все времена.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Урок разработан по тексту из учебника Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (развивающая программа Л.В.Занкова).

Урок проведён в 3 классе

Тема: «ТЕМА САМООТВЕРЖЕННОСТИ И ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И.ТУРГЕНЕВА «ВОРОБЕЙ»

Цели: 1. Познакомить с особенностями жанра стихотворения в прозе.

2. Способствовать формированию умения видеть главную мысль автора в произведении.

3. Способствовать развитию навыка словесного рисования, умения подбирать к рисунку точные образы, выражающие идею произведения.

Ход урока

  1. Целеполагание.

(На доске – рисунки детей по произведению И.Тургенева «Воробей»)

Что было задано на дом?

(Самостоятельно познакомиться с произведением И.Тургенева «Воробей» и проиллюстрировать это произведение.)

Что изобразили на своих рисунках?

(Краткое словесное рисование детей.)

Кого из вас тронуло это произведение? Чем?

(Воробей не побоялся собаки. Храбрость воробья тронула душу.)

О том, храбрость это или что-то другое двигало воробьём, мы поговорим позже.

Итак, тема урока?

(«Иван Тургенев «Воробей»)

(Рассказ)

Докажите.

(Небольшое прозаическое произведение. В нём описывается одно событие с малым количеством действующих лиц.)

Верно доказали, но это произведение по жанру не рассказ. Есть в литературе небольшие по объёму произведения. Эти произведения, как и рассказ, написаны в прозе, но в них прослеживается повышенная эмоциональность, обилие восклицательных и вопросительных предложений, пауз, как в лирическом стихотворении. Главное, что изображает автор в таком произведении, - это не события, а проявление какого-то характера. Такие произведения относятся к жанру стихотворения в прозе.

Итак, что нового на уроке узнаете?

(Признаки жанра стихотворения в прозе. – на доске запись )

Чему будете учиться?

(Доказывать, что произведение «Воробей» является стихотворением в прозе. - на доске запись )

  1. Анализ произведения «вслед за автором».

На доске:

Стихотворение в прозе

  1. Лирическое произведение.
  2. Небольшое по объёму.
  3. Повышенная эмоциональность.
  4. Обилие пауз.
  5. Восклицательные и вопросительные предложения.
  6. Изображение характера.

Что такое лирика?

(Изображение переживаний человека, его душевного состояния, чувств.)

Можно ли назвать данное произведение лирическим?

(В этом тексте описываются переживания, но не человека.)

А какие и чьи переживания описаны в тексте?

(Переживания воробья за жизнь воробышка.)

Разве в этом воробышке мы не можем увидеть человека, переживающего за жизнь своего ребёнка, когда тому угрожает опасность?

Описываются ли в этом тексте чувства? Прочитайте еще раз, чтобы ответить на этот вопрос.

(Чувство страха за жизнь своего детёныша, любовь к нему – у воробья; у пса – смущение; у автора – благоговение.)

Как у пса проявилось чувство смущения?

(…остановился, попятился…)

Что смутило пса?

(Сила этой маленькой птички.)

В чём сила этой птички?

(В её любви к детёнышу)

Как понимаете значение слова благоговение ? Обратитесь к толковому словарю учебника на с.131.

(Благоговение – чувство глубокого восхищения и преклонения.)

(…благоговел перед…маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.)

(Это произведение лирическое, т.к. в нём описаны чувства и переживания.)

Можно ли сказать, что это произведение по объёму маленькое?

(Это небольшое по объёму произведение.)

Чувствуется ли в нём повышенная эмоциональность? Прочитайте ещё раз и проследите, какие эмоции описаны в тексте.

(Воробей ещё не умеет летать. Он выпал из гнезда – его может съесть собака.)

(…сидел…беспомощно растопырив…крылышки. В слове крылышки – уменьш.-ласкат. суффикс –ышк-.)

(4 абзац – отчаяние, страх воробья.)

Опишите внешний вид взрослого воробья.

(Взъерошенный, искажённый.)

Почему так выглядел воробей?

(Переживал за своего воробушка.)

Как вёл себя взрослый воробей?

(…с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.)

Неужели воробей хотел напугать пса?

(Сработал инстинкт защиты своего ребёнка. Воробей, защищая своё дитя, не думал о собственной жизни, о том, что ей тоже грозит опасность.)

Какой писк издал взрослый воробей? Почему?

(Отчаянный и жалкий писк: воробей чувствовал, что смерть рядом.)

Итак, за чью жизнь опасался взрослый воробей?

(За жизнь птенца.)

Объясните значение данных слов.

На доске:

самооборона

самоотверженность

самолюбие

(Самооборона - оборона самого себя собственными силами. Самоотверженность – жертвование своими интересами, своей жизнью ради спасения других. Самолюбие – чувство самоуважения.)

Каким словом можно назвать такой поступок воробья? Выберите.

(Самоотверженность, т.к. взрослый воробей не думал о своей жизни, спасая своего детёныша.)

В каких местах ещё чувствуется повышенная эмоциональность?

(5 абзац – ужас, который испытывал воробей перед собакой; 7 абзац – смущение на морде пса.)

Почему пёс смутился?

(Он не ожидал такого поведения от маленькой птички.)

Как повёл себя пёс? Почему?

(…остановился, попятил: признал эту силу.)

О какой силе идёт речь?

(О силе любви к своему ребёнку.)

В каких местах ещё чувствуется повышенная эмоциональность?

Итак, что мы с вами доказали?

(В этом произведении чувствуется повышенная эмоциональность.)

Есть ли паузы в тексте? Как они обозначены?

(В 5, 6, 7 абзацах - паузы. Обозначены многоточием.)

Какой смысл несёт пауза в 5 абзаце?

(Чтобы читатель ярче смог увидеть картину, как эта маленькая взъерошенная птичка заслонила собою своё детище.)

Какой смысл несёт пауза в 6 абзаце?

(Чтобы мы поняли, насколько сильно этот воробей-родитель любит своё детище, что не смог усидеть на ветке, где был в безопасности.)

Какой смысл несёт пауза в 7 абзаце?

(Чтобы читатель смог разглядеть смущение на морде собаки.)

Итак, что мы с вами доказали?

Встречаются ли в тексте восклицательные и вопросительные предложения?

(В 5 и 6 абзацах – восклицательные предложения.)

Итак, что мы с вами доказали?

(В тексте есть восклицания – для более точного, яркого описания чувств.)

Можно ли сказать, что в этом произведении автор изображает проявление характера? Какого?

Итак, мы доказали, что данное произведение относится к жанру…?

(…стихотворения в прозе.)

Перечислите признаки этого жанра.

III. Формулировка идеи произведения.

Какова главная мысль этого произведения? Что хотел донести до нас писатель на примере этого воробья?

(Главная сила не в физических показателях. Наша сила – в нашей любви к ближним, в самоотверженности. С любовью можно преодолеть многие трудности.)

Если бы Иван Тургенев не дал своему произведению названия, как бы по-другому можно было бы его озаглавить? Какие строчки в тексте выражают главную мысль автора и хорошо подходят для заголовка?

(Маленькая героическая птица.)

IV. Словесное рисование.

Вернёмся к вашим рисункам. Кто изменил бы свой рисунок?

Что, на ваш взгляд, нужно изобразить на рисунке, чтобы передать главную мысль произведения?

(Маленький, взъерошенный, испуганный воробей, с раскрытыми крыльями, а напротив – огромная, ужасная собака.)

На самом ли деле собака была ужасной?

(Такой её видела птичка.)

Итак, какую мысль произведения вы передадите своим рисунком?

(Любовь – это огромная сила, даже если она у такого крошечного создания, как воробей.)

V. Домашнее задание.

Дома проиллюстрировать произведение Ивана Тургенева «Воробей».

VI. Выразительное чтение.

(Чтение 3-4 учеников. Чтение детей оценивают одноклассники, анализируя свою оценку.)

VII. Итог урока.

С каким произведением познакомились?

К какому жанру относится это произведение?

(Стихотворение в прозе.)

Докажите, что произведение «Воробей» - стихотворение в прозе.

(Лирическое произведение. Небольшое по объёму. Повышенная эмоциональность. Обилие пауз. Восклицательные и вопросительные предложения. Изображение характера.)

(Иван Тургенев.)

Иван Сергеевич Тургенев (показываю портрет автора) родился в 1818 году, умер в 1883 году. Этого писателя называют мастером языка: он писал и стихи, и повести, и романы, и мемуары. А в 59 лет стал писать стихотворения в прозе.

Как вы думаете, почему в конце своей жизни Тургенев обратился к этому жанру?

(Это сложный жанр в литературе. Только имея за плечами жизненный опыт, можно писать такие стихи.)

Да, только имея жизненную мудрость, можно создавать такие произведения, в которых – философские рассуждения о разных проявлениях жизни: о любви, дружбе, предательстве, взаимовыручке… Только человек, проживший полную жизнь, может в таких небольших по объёму произведениях так ярко раскрыть разные характеры жизни.

Иван Тургенев

ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.


И.С Тургенев — известный русский писатель-реалист, драматург и лирик. Он известен не только своим бессмертным романом «Отцы и дети», но и сборником «Стихотворения в прозе» (1877-1882гг), который так же затрагивает общественно-политические и нравственные проблемы. Одной из составляющих сборника является лирическая миниатюра «Воробей» (1878г).

«Воробей» был написан в 1878 году, став одним из заключительных произведений знаменитого русского писателя. Стоит упомянуть, что подобные «стихотворения» Тургенев писал тогда, когда к нему приходило вдохновение: писать приходилось на клочках бумаги и собирать отдельные материалы для сбора общего сюжета.

Михаил Матвеевич Стасюлевич — редактор журнала «Вестник Европы», где впоследствии в 1882 году было напечатано произведение — стал первым слушателем «Воробья», напророчив ему дорогу к всеобщему признанию и любви читателей. Мы же вместе с командой «Литерагуру» поспособствуем пониманию глубины смысла, заключённого в строках позднего литературного творения Тургенева.

Жанр, направление

«Воробей» относится к лирическому роду литературы, в который, помимо стихотворения, входят ода, элегия, эпитафия, послание и эпиграмма. В лирике с помощью средств выразительности описываются чувства и эмоциональное состояние главных героев, показывая внутренний мир персонажей произведения. Направление, в рамках которого оценивается «Воробей» — реализм.

И.С. Тургенев для наибольшей передачи лирических переживаний использует такой жанр в литературе, как стихотворение в прозе. Это особая литературная форма, с помощью которой писатель в краткой форме описывает особый смысл и повышенную эмоциональность, не прибегая к рифме и ритмической организации текста. Складный текст без рифмы помогает читателю понять не только идею произведения, но и проникнуть в «тайны», заключенные в творении писателя.

Главные герои и их характеристики

  • Особенностью «Воробья» является наличие в произведении главных героев в роли животных, которые попали в большую жизненную драму. Пёс Трезор , который пытается завладеть дичью в лице маленького беззащитного птенца, олицетворяет не столько само зло, сколько превратность судьбы и трудности жизни. Ведь именно тот факт, что он уступает отважному воробью свою «добычу», говорит о том, что Трезор всего лишь следует «зову животного мира», а не личным побуждениям, что нельзя сказать о главном герое…
  • Взрослый воробей самоотвержен и отважен перед лицом опасности, но именно любовь к своему «птенцу» заставляет его рисковать собственной жизнью. Тургенев пишет о такой «любви», которая свойственна каждому живому существу, она жертвенна и бескорыстна, что и отличает её от обыкновенного природного инстинкта. И если маленький воробушек нуждается в опеке и боится противостоять надвигающейся угрозе, то взрослый воробей не думает о последствиях смерти, для него важна участь его «чада».
  • Сам охотник, лирический герой , предстает перед нами честным и принципиальным человеком, лишенным жестокости и агрессии. Он охотится, но в то же время играет по правилам: берет лишь то, чего смог добиться на равных условиях. Зверь, лишенный возможности сопротивляться и обыграть людей, ему не нужен. Он старается бережно относиться к природе и экономно расходовать ее ресурсы. Его сердце доброе, поэтому охотник оставляет воробьиное семейство в покое, восхищаясь храбростью отважной птицы.

Темы

  1. Основная тема – материнская любовь — чувство, присущее каждому живому существу, отличающее его от бесчувственного камня или металла. Именно тягу к своему чаду и заботу о нем продемонстрировал воробей, пренебрегая жизнью ради спасения птенца. Здесь следует сказать, что Тургенев в сжатой литературной форме смог донести до читателя всю остроту этого чувства, которое ощущают все обитатели нашей планеты. Поэтому человек не должен зазнаваться и считать себе выше братьев меньших, ведь все мы живем одними ценностями, за которые можем и умереть.
  2. Ещё одной темой произведения является понятие «ответственности» . Ответственность за собственное «чадо», за сохранение его безопасности и за его укрытие от всяческих жизненных трудностей и проблем в понимании Тургенева отличает «настоящее», можно сказать, «человеческое чувство», произошедшее от животного инстинкта.
  3. Также автор поднимает тему бережного отношения к природе . Своим поведением он показывает, что человек должен быть скромным и экономным хозяином. Свои возможности нужно ограничивать соображениями этики, морали и бережливости, ведь нам дана одна земля, и мы не вправе ее бездумно расхищать, убивая легкую добычу — животных, которые даже не могут постоять за себя.

Проблемы

  • И.С. Тургенев, описывая вышеуказанные темы, добавляет в своё произведение ещё одну, немало важную, проблему — признания любви. Ведь именно это чувство заставляет смущённого охотничьего пса Трезора отступить от намеченной цели: поимки добычи. Сам автор тоже отзывает пса, дабы окончательно избавить птицу от страха. Он, как и его питомец, признает то, что сила любви родителя к ребенку должна лишь вызывать благоговение, а не провоцировать на агрессию. Увы, люди не всегда считаются с чувствами животных, ошибочно полагая, что зверь не способен любить свою семью.
  • Также читатель может разглядеть проблему нравственного выбора , которая решается у воробья очень просто, благодаря инстинкту и гармонии естественного мира, где он обитает. К сожалению, люди не всегда могут последовать его примеру, ведь их мир наполнен сложностями, противоречиями и фальшью, которые искажают естественную натуру человека. Именно поэтому автор обращает внимание читателя на этот случай на охоте: он учит нас бескомпромиссно защищать то главное, что у нас есть.
  • Смысл

    Автор произведения показывает настоящую силу любви, которая сильнее страха смерти и самой смерти. Такова его основная идея. В понимании Тургенева каждому живому существу присущи такого рода качества, и только глупец не сможет понять, что в одном даже самом маленьком «божьем создании» заключено больше любви и материнской заботы, чем в некоторых людях. Данное произведение – своеобразная притча о том, как надо любить.

    Также писатель учит нас с уважением относиться к любви, где бы мы ее не встретили. Над ней не надо смеяться, даже если ее проявления временами кажутся нам нелепыми. Над нею надо благоговеть, ибо данное качество – великая ценность всех живых существ.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!