Разное

Именины максима, день ангела максима. Имя максим

В этом мире нет Максима
Лучше, круче и сильней,
Чем Максим наш очень милый!
Каждый день с ним веселей.

Максимум бери с вершины,
Максимум от жизни всей.
Пусть удача для Максима
Будет первой из друзей!

Пусть победы все красивы
И шикарная судьба.
Сказочных открытий мира,
Чтоб цвела твоя душа!

Максим, тебя мы поздравляем!
Удачи, радости желаем,
Пусть будет в жизни всё прекрасно.
Живи счастливо, безопасно.

Желаем жить тебе с любовью.
И крепким будет пусть здоровье,
Чудесным самым - настроенье,
А нескончаемым - веселье.

С днем рождения, Максим! Пусть у тебя всё и всегда будет по максимуму - в жизни ли, в материальных благах, в достижениях или хобби. Желаю от всего сердца добиться успехов повсюду, где бы тебе хотелось блистать. Пусть удача всегда улыбается, а беды и несчастья обходят десятой дорогой тебя и твоих близких.

Желаем мы тебе, Максим,
Чтоб не было на сердце зим,
Чтобы огонь горел внутри.
Печали, горести сотри.

Будь щедрым, добрым ко всем людям.
Икрой наполнится пусть блюдо,
А кошелек пестрит деньгами,
Ковры лежат пусть под ногами.

А в отпуск - в Турцию, Мальдивы,
Где солнце, пляж, напитки, дивы.
А дома радость и уют
Тебя, Максим, всегда пусть ждут.

И веселый, и задорный
Замечательный Максим.
Рады мы, что с ним знакомы,
Поболтать приятно с ним.

Максу мы желаем блага
И душевного тепла,
Чтоб родные окружали,
Чтоб удача с ним была!

Будь удачлив и успешен,
Ангелом своим храним,
Счастья, крепкого здоровья
Пожелаю я, Максим.

Силы будут пусть и воля
За мечтой своей идти,
Пусть лишь те, кто сердцу дорог
Рядом движутся в пути.

Счастья в жизни я тебе желаю.
Поздравляю с праздником, Максим!
Пусть твои родные будут рядом.
Больше у тебя пусть будет сил.

Жизнь твоя пускай будет прелестной.
Я желаю радости тебе.
Будь здоровым, умным и успешным.
Пусть везёт тебе всегда, везде.

День сегодня необычный,
Он вообще незаменим,
Потому что праздник личный
Отмечает наш Максим.

Счастья, долгих лет, здоровья.
Что еще тебе сказать?
Всех родных своей любовью
И заботой согревать!

Будь всегда прекрасным другом
И трудягой - неплохим,
Будь отличным семьянином,
Будь героем, наш Максим.

Покорить тебе желаем
Все высокие вершины,
В своей честности и силе
Быть всегда непобедимым.

Денег будет пусть прилично,
Дом пусть радует всегда,
Классной будет пусть машина,
В сердце хватит пусть огня.

С праздничком тебя, Максим,
Счастлив будь и будь любим,
Будь прекрасен, будь красив,
Ненасытен и игрив!

Классным будь и сексуальным
Интересным, небанальным.
Главное же - будь здоров
И найди свою любовь!

Он рос в городе Лампаске. Воспитывался при храме Пресвятой Богородицы. Когда ему исполнилось 17 лет, он принял монашеский постриг и стал нести послушание у духоносного старца Марка - духовного наставника Македонии. После того, как старец скончался, преподобный Максим отправился в Константинополь и поселился в притворе храма. Он стал вести подвижнический образ жизни в качестве юродивого. Затем он отправился на Афон, где удостоился видения Пресвятой Богородицы. Об этом чудесном явлении он рассказал одному из местных старцев, чему тот не поверил и обвинил святого Максима в прелести. Подобное недоверие святой Максим смог обернуть себе во благо, так как принялся смиряться с подобным обстоятельством и отправился странствовать. Он не заводил себе постоянного жилища, а все свои каливы - травяные шалаши он сжигал. Вот почему его прозвали Кавсокаливитом (т. е., сжигающим свои каливы).
Когда же Святую гору посетил преподобный Григорий Синаит, он встретился со святым Максимом. В разговоре с ним он был настолько тронут, что удивился святости преподобного Максима Кавсокаливита. Святой Григорий упросил его оставить подвиг юродства и странничества и поселиться в одном месте. Преподобный Максим так и сделал. Он выбрал себе для жительства одну из пещер. Его стали посещать верующие люди, и даже императоры Иоанн палеолог и Иоанн Кантакузен. Перед свое праведной кончиной, святой Максим оставил свою уединенную молитву и поселился близ Лавры, где и отошел ко Господу в возрасте 95 лет.

Имя Максим сейчас находится на третьем месте по популярности среди имен, даваемых новорожденным. Ранее картина была иной; в святцах именины Максима празднуются 39 раз - именно столько святых носило это имя. Зато Иванов было много - они встречаются в месяцеслове около 109 раз. Но помимо Максима в календаре встречается также Максимиан (дважды) и Максимилиан (четыре раза), и всех их в обиходе называют Максимами.

Имя Maximus встречается в качестве преномена и номена еще в древнем Риме. В переводе это слово означает «величайший». Соответственно, Максимиан получался при усыновлении - при переходе в другой род человек добавлял к своему имени суффикс -ан-. Максимилиан - результат сложения имени Максимус и Эмилиан, что можно перевести как «величайший противник».

Судя по всему, в империи это имя было в ходу - часть святых с этими именами появились еще в то время. Они были родом как с Апенинского полуострова, так и других провинций - Африки, Малой Азии, Сирии, Греции, Фракии.

Интересный факт: уменьшительная форма этого имени в разных странах одинаковая - Макс, хотя в России существуют и ласкательный вариант - Максимка.

Именины Максима по церковному календарю

В году у Максимиана и Максима день ангела (именины) бывает в следующие даты:

Максимилиан имеет четыре дня именин - 18 августа, 25 октября, 8 февраля, 27 октября, 17 августа и 4 ноября. Поскольку ребенка не называют полным именем, можно сказать, что день ангела Максима по церковному календарю может быть в один из дней, в который чтят святого с именем Максим, Максимиан и Максимилиан.

Все даты даны по новому стилю (Григорианскому календарю).

О святых покровителях

По традиции у человека покровителем будет тот святой, день памяти которого приходится на 8−40 дни после рождения. Когда-то это было вызвано тем, что ребенка крестили рано; если он рождался слабым , Таинство Крещения могло быть совершено в день рождения. В остальных случаях крестили на восьмой день, а имя выбирали в диапазоне недели до и после крещения. В крайнем случае крестины затягивали до 40-го дня после рождения.

Человеку, решившему креститься в сознательном возрасте, или родителям, которые крестят ребенка не сразу после рождения, стоит присмотреться когда чествуются святые с именем Максим. Именины по православному календарю можно будет справлять в этот день.

Святой покровитель в христианстве не пустой звук и не повод лишний раз выпить. Это человек, житие которого должно служить руководством в жизненном пути нареченного его именем. Не следует принимать это прям: не каждому дано стать мучеником, чудотворцем или принять сан. Но зная о житии святого, можно извлечь полезные уроки для себя.

Святые с именем Максим представлены:

  1. церковными деятелями;
  2. мучениками;
  3. юродивыми.

Ниже стоит представить несколько святых с этим именем .

Преподобный Максим Грек

Этого человека, действительно, грека по национальности, считают первым русским интеллигентом. Он родился в 1470 году в греческом городе Арта, учился на острове Корфу, а затем в Падуе, Милане и Флоренции. Он был прекрасно образован, разбирался в греческой философии, был знаком с аббатом Савонаролой, гуманистами Мануцием и Ласкарисом.

В 1505 году он приезжает на Афон, в Ватопедский монастырь, где принимает постриг сименем Максим (его звали Михаил Триволис) в честь Максима Исповедника. Через десять лет Великий князь Василий III просит игумена Ватопедского монастыря прислать ему сведущего монаха для перевода богослужебных книг, и вместо старого монаха Саввы в Москву отправляют Максима.

Он работал переводчиком и корректором церковных книг при дворе, благодаря чему в Москве появилась княжеская библиотека.

Русское духовенство в ту пору было расколото на два лагеря. Одни были сторонниками Иосифа Волоцкого, отстаивавшего право Церкви на землевладение и финансовую деятельность, а другие поддерживали Нила Сорского, настаивавшего на нестяжательстве. Позже и Иосиф, и Нил будут канонизированы, а при жизни Максима Грека конфликт между иосифлянами и нестяжателями был в самом разгаре. Максим, будучи человеком скромным, поддерживал последних.

В дальнейшем эти взгляды, а также отрицательное отношение Максима к разводу Василия III с женой привели к тому, что его отправили в Иосифо-Волоцкий монастырь и отстранили от причастия. Позже он был переведен в Тверь, где продолжил писать. И только в конце 40-х годов XVI века его перевели в Троице-Сергиеву Лавру, и московский митрополит Макарий внес его труды в Четьи-Минеи. За свою жизнь он создал около 365 текстов духовного содержания.

Святитель Максим, митрополит Киевский

Максим прибыл на Русь из Греции и стал преемником Киевского митрополита Кирилла. В то время Русь находилась под монголо-татарским игом, и Киев совсем опустел. Максим сперва переезжает в Брянск, но затем он был удостоен внушения Пресвятой Богородицы и переехал во Владимир. Он приложил все усилия для того, чтобы сплотить паству и князей. Он посадил на великокняжеский престол князя Тверского Михаила Ярославича, который позже попадет в плен в Орду и примет мученическую смерть.

Святитель Максим всячески заботился о духовной жизни паствы, сам подавая пример. Так, он установил новые посты - Успенский, Рождественский и апостольский. Именно в то время, когда он занимал митрополичью кафедру, люди стали венчаться в церкви - до этого правило венчания соблюдалось нечасто. Узам брака для простого человека он придавал большую ценность.

Скончался Святитель в 1305 году, и похоронен в Успенском соборе Владимира. Над его надгробием была поставлена Максимовская икона Божией Матери, написанная по видению самого Максима.

Преподобный Максим Исповедник

Этот монах и философ жил в VI-VII вв. еках на территории Византии в очень сложное время. Страна находилась в состоянии религиозного и национального конфликта.

В империи тогда бытовала доктрина монофизитства, когда признавалась только одна природа Христа - божья. Императоры, чтобы не допустить раскола в стране, пошли на уступки и решили проводить политику объединения с монофизитами на базе другого течения - монофелитства, признававшего одну волю в Христе. Доктрина была удобной для властей: монофелиты были сторонниками царепапизма, когда монарх является главой церкви.

Максим происходил из знатного семейства и начал было карьеру секретаря при дворе, но постригся в монастырь. Вскоре он был отправлен в западную Африку, куда прибыло много христиан с востока после захвата персами и арабами западных провинций империи. Там он благодаря своему скромному образу жизни и дару убеждения стал уважаем всеми - от родственника императора до простого народа.

В своих трудах преподобный отстаивал как божественную, так и человеческую природу Христа, и делал это открыто, даже несмотря на императорский указ, запрещавший всякие споры по этому поводу.

В итоге его судили в Константинополе, где он не признал верховенства императора над Церковью и отказался «Типоса», нового образца вероучения. В заключении Максим и его ученики были подвергнуты пыткам - им отрезали правую руку и язык. Затем Максима сослали в Колхиду, и Бог явил чудо - человек без языка и руки заговорил и стал писать. Будучи в ссылке, Максим предсказал свою кончину.

Умер Максим в Сванетии, где до сих пор есть монастырь, посвященный исповеднику. После себя он оставил большое количество богословских трудов. Через какое-то время его мощи были перенесены в Константинополь, и над его могилой ночью творились чудеса: являлись три светильника и люди ходили к могиле преподобного исцеляться.

Империю еще долго потрясали политические и религиозные конфликты, и реабилитирован Максим был спустя более чем через сто лет после смерти. Дней памяти у Преподобного Максима Исповедника два - 3 февраля и 26 августа.

Мученики, носившие имя «Максим»

В святцах есть чуть менее двадцати мучеников, погибших за веру во времена Римской империи. Это было тяжелое время. Христиане подвергались гонениям со стороны властей, поскольку отказывались поклоняться императору. И если иудеи, которые также были не в чести у римлян, жили обособленно и не занимались проповедью, то христиане проявляли активную позицию, проповедуя веру в единого Бога и вовлекая в свое учение множество людей.

Их секли, морили голодом, выкалывали глаза, отдавали на растерзание зверям, обезглавливали, но при этом они не только не проклинали своих мучителей, но и молились за них в последние минуты своей жизни. Среди них были люди с именем Максим. Именины по православному календарю в их честь празднуются в следующие дни:

  1. 12 февраля, 19 февраля - М. Кизический;
  2. 4 марта - М. Адрианопольский;
  3. 23 апреля - М. Африканский;
  4. 11 мая - М. Доростольский, 13 мая, мученик максим, 27 мая - М. Азийский;
  5. 12 августа - М. Перс Кордульский, 24 августа - М. Римский;
  6. 2 сентября - М. Фракийский, 18 сентября - М. Антиохийкий, 28 сентября - М. Маркианопольский;
  7. 8 октября - М. Дамасский, 22 октября - М. Антиохийский;
  8. 5 ноября, 10 ноября; 12 ноября - диакон М., мученик; 20 ноября - М. Мелитинский;
  9. 5 декабря - М. Римский, страж темничный, мученик.

Помимо этого, в святцах отмечены дни памяти церковных деятелей, а также новомучеников и исповедников российских с этим именем.

Как отмечать именины

Считается, что в день своего святого покровителя следует сходить в церковь, где нужно исповедоваться и причаститься.

Раньше именины справляли с большим размахом - стол готовили с вечера, делали пряники, варили пиво. Иногда именины справляли дважды. Так получалось, когда у одного святого два дня почитания - обычно это день обретения мощей или какого-либо события, связанного со святым. Такие именины назывались малыми. день ангела Максима по православному календарю тоже может встречаться дважды в году.

Иконку с изображением своего покровителя многие имели при себе. Считалось, что святой оберегает своего тезку от болезней и неприятностей.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Пре-по-доб-ный Мак-сим Ис-по-вед-ник ро-дил-ся в Кон-стан-ти-но-по-ле око-ло 580 го-да и вы-рос в бла-го-че-сти-вой хри-сти-ан-ской се-мье. В юно-сти он по-лу-чил раз-но-сто-рон-нее об-ра-зо-ва-ние: изу-чил фило-со-фию, грам-ма-ти-ку, ри-то-ри-ку, был на-чи-тан в древ-них ав-то-рах и в со-вер-шен-стве вла-дел бо-го-слов-ской диа-лек-ти-кой. Ко-гда пре-по-доб-ный Мак-сим по-сту-пил на го-судар-ствен-ную служ-бу, зна-ния и доб-ро-со-вест-ность поз-во-ли-ли ему стать пер-вым сек-ре-та-рем им-пе-ра-то-ра Ирак-лия (611-641). Но при-двор-ная жизнь тя-го-ти-ла его, и он уда-лил-ся в Хри-со-поль-скую оби-тель (на про-ти-во-по-лож-ном бе-ре-гу Бос-фо-ра - ныне Ску-та-ри), где при-нял ино-че-ский по-стриг. Сво-им сми-рен-но-муд-ри-ем он вско-ре при-об-рел лю-бовь бра-тии и был из-бран игу-ме-ном мо-на-сты-ря, но и в этом сане по сво-ей необык-но-вен-ной скром-но-сти он, по соб-ствен-ным его сло-вам, "оста-вал-ся про-стым мо-на-хом". В 633 го-ду по прось-бе од-но-го бо-го-сло-ва, бу-ду-ще-го свя-ти-те-ля Иеру-са-лим-ско-го пат-ри-ар-ха (па-мять 11 мар-та), пре-по-доб-ный Мак-сим оста-вил оби-тель и уехал в Алек-сан-дрию.

Свя-той Со-фро-ний стал из-ве-стен к то-му вре-ме-ни как непри-ми-ри-мый про-тив-ник мо-но-фе-лит-ской ере-си. По-сле то-го, как IV Все-лен-ский Со-бор (451 г.) осу-дил мо-но-фи-зи-тов, ис-по-ве-до-вав-ших од-ну (Бо-же-ствен-ную) при-ро-ду в Гос-по-де Иису-се Хри-сте, ере-ти-ка-ми-мо-но-фе-ли-та-ми бы-ло вве-де-но по-ня-тие еди-ной Бо-же-ствен-ной во-ли и еди-но-го (Бо-же-ствен-но-го) дей-ство-ва-ния, что при-во-ди-ло к при-зна-нию от-верг-ну-то-го мо-но-фи-зит-ско-го лже-уче-ния. Мо-но-фе-лит-ство на-шло мно-го-чис-лен-ных сто-рон-ни-ков в Ар-ме-нии, Си-рии, Егип-те. Ересь, уси-ли-ва-е-мая на-цио-наль-ной враж-дой, ста-ла се-рьез-ной угро-зой цер-ков-но-му един-ству Во-сто-ка. Борь-ба Пра-во-сла-вия с ере-ся-ми осо-бен-но ослож-ни-лась тем, что к 630 го-ду три пат-ри-ар-ших пре-сто-ла на пра-во-слав-ном Во-сто-ке ока-за-лись за-ня-ты-ми мо-но-фи-зи-та-ми: Кон-стан-ти-но-поль-ский - Сер-ги-ем, Ан-тио-хий-ский - Афа-на-си-ем, Алек-сан-дрий-ский - Ки-ром.

Путь пре-по-доб-но-го Мак-си-ма из Кон-стан-ти-но-по-ля в Алек-сан-дрию ле-жал через Крит, где и на-ча-лась его про-по-вед-ни-че-ская де-я-тель-ность. Там он столк-нул-ся с епи-ско-па-том, при-дер-жи-вав-шим-ся ере-ти-че-ских взгля-дов Се-ве-ра и Несто-рия. В Алек-сан-дрии и ее окрест-но-стях пре-по-доб-ный про-вел око-ло 6 лет. В 638 го-ду им-пе-ра-тор Ирак-лий вме-сте с пат-ри-ар-хом Сер-ги-ем, стре-мясь умень-шить ве-ро-ис-по-вед-ные раз-но-гла-сия, из-дал указ, так на-зы-ва-е-мый "Эк-фе-сис" - "Из-ло-же-ние ве-ры", ко-то-рый окон-ча-тель-но по-веле-вал ис-по-ве-до-вать уче-ние об од-ной во-ле при двух при-ро-дах Спа-си-те-ля. За-щи-щая пра-во-сла-вие, пре-по-доб-ный Мак-сим об-ра-щал-ся к лю-дям раз-лич-ных зва-ний и со-сло-вий, и бе-се-ды эти име-ли успех. "Не толь-ко клир и все епи-ско-пы, но и на-род, и все мир-ские на-чаль-ни-ки ощу-ща-ли в се-бе ка-кое-то неодо-ли-мое вле-че-ние к нему", - сви-де-тель-ству-ет его жи-тие.

В кон-це 638 го-да умер пат-ри-арх Сер-гий, а в 641 го-ду - им-пе-ра-тор Ирак-лий. Им-пе-ра-тор-ский пре-стол за-нял же-сто-кий и гру-бый Кон-станс II (642-668), от-кро-вен-ный сто-рон-ник мо-но-фе-ли-тов. Уси-ли-лись на-пад-ки ере-ти-ков на пра-во-сла-вие. Пре-по-доб-ный Мак-сим ушел в Кар-фа-ген и про-по-ве-до-вал в нем и окрест-но-стях еще 5 лет. Ко-гда ту-да при-был пре-ем-ник пат-ри-ар-ха Сер-гия пат-ри-арх Пирр, по-ки-нув-ший Кон-стан-ти-но-поль из-за при-двор-ных ин-триг, по убеж-де-ни-ям мо-но-фе-лит, меж-ду ним и пре-по-доб-ным Мак-си-мом в июне 645 го-да про-изо-шел от-кры-тый дис-пут, на ко-то-ром Пирр все-на-род-но при-знал свои за-блуж-де-ния и по-же-лал да-же вру-чить па-пе Фе-о-до-ру пись-мен-ное от-ре-че-ние от них. Пре-по-доб-ный Мак-сим вме-сте с Пир-ром от-пра-ви-лись в Рим, где па-па Фе-о-дор при-нял по-ка-я-ние быв-ше-го пат-ри-ар-ха и вос-ста-но-вил его в сане.

В 647 го-ду пре-по-доб-ный Мак-сим вер-нул-ся в Аф-ри-ку. Там на со-бо-рах епи-ско-пов мо-но-фе-лит-ство осуж-да-лось как ересь. В 648 г. вме-сто "Эк-фе-си-са" вы-шел но-вый указ, со-став-лен-ный по по-ру-че-нию Кон-стан-ти-на Кон-стан-ти-но-поль-ским пат-ри-ар-хом Пав-лом - "Ти-пос" - "Об-ра-зец ве-ры", ко-то-рый за-пре-щал вся-кие рас-суж-де-ния рав-но как об од-ной во-ле, так и о двух во-лях при при-зна-нии двух при-род Гос-по-да Иису-са Хри-ста. То-гда пре-по-доб-ный Мак-сим об-ра-тил-ся к сме-нив-ше-му па-пу Фе-о-до-ра рим-ско-му па-пе Мар-ти-ну I (649-654) с прось-бой вы-не-сти во-прос о мо-но-фе-лит-стве на со-бор-ное об-суж-де-ние всей Церк-ви. В ок-тяб-ре 649 го-да был со-бран Ла-те-ран-ский Со-бор, на ко-то-ром при-сут-ство-ва-ло 150 за-пад-ных епи-ско-пов и 37 пред-ста-ви-те-лей пра-во-слав-но-го Во-сто-ка, сре-ди ко-то-рых на-хо-дил-ся и пре-по-доб-ный Мак-сим Ис-по-вед-ник. Со-бор осу-дил мо-но-фе-лит-ство, а его за-щит-ни-ки, Кон-стан-ти-но-поль-ские пат-ри-ар-хи Сер-гий, Па-вел и Пирр, бы-ли пре-да-ны ана-фе-ме.

Ко-гда Кон-станс II по-лу-чил опре-де-ле-ние Со-бо-ра, он при-ка-зал схва-тить и па-пу Мар-ти-на, и пре-по-доб-но-го Мак-си-ма. Этот при-каз был вы-пол-нен через пять лет, в 654 го-ду. Пре-по-доб-но-го Мак-си-ма об-ви-ни-ли в из-мене оте-че-ству и за-клю-чи-ли в тюрь-му. В 656 го-ду он был со-слан во Фра-кию, а за-тем сно-ва при-ве-зен в кон-стан-ти-но-поль-скую тюрь-му. Пре-по-доб-но-го вме-сте с дву-мя его уче-ни-ка-ми под-верг-ли же-сто-чай-шим пыт-кам: каж-до-му от-ре-за-ли язык и усек-ли пра-вую ру-ку. За-тем их со-сла-ли в Кол-хи-ду. Но тут Гос-подь явил неиз-ре-чен-ное чу-до: все они об-ре-ли спо-соб-ность го-во-рить и пи-сать. Пре-по-доб-ный Мак-сим пред-ска-зал свою кон-чи-ну († 13 ав-гу-ста 662 го-да). В гре-че-ских про-ло-гах 13 ав-гу-ста ука-зы-ва-ет-ся пе-ре-не-се-ние его мо-щей в Кон-стан-ти-но-поль; оно мог-ло быть при-уро-че-но к кон-чине пре-по-доб-но-го. Воз-мож-но, что уста-нов-ле-ние па-мя-ти на 21 ян-ва-ря свя-за-но с тем, что 13 ав-гу-ста празд-ну-ет-ся от-да-ние празд-ни-ка Пре-об-ра-же-ния Гос-под-ня. Над мо-ги-лой пре-по-доб-но-го Мак-си-ма но-ча-ми воз-жи-га-лись три чу-дес-но яв-лен-ных све-тиль-ни-ка и со-вер-ша-лось мно-же-ство ис-це-ле-ний.

Пре-по-доб-ный Мак-сим Ис-по-вед-ник оста-вил Церк-ви боль-шое бо-го-слов-ское на-сле-дие. Его эк-зе-ге-ти-че-ские тру-ды со-дер-жат объ-яс-не-ния труд-ных мест из Свя-щен-но-го Пи-са-ния, тол-ко-ва-ния мо-лит-вы Гос-под-ней и 59-го псал-ма, схо-лии к со-чи-не-ни-ям свя-щен-но-му-че-ни-ка († 96; па-мять 3 ок-тяб-ря) и свя-ти-те-ля († 389, па-мять 25 ян-ва-ря). К эк-зе-ге-ти-ке от-но-сит-ся так-же объ-яс-не-ние бо-го-слу-же-ния, оза-глав-лен-ное "Ми-с-та-го-гия" ("Вве-де-ние о та-ин-стве").

К дог-ма-ти-че-ским тру-дам пре-по-доб-но-го от-но-сят-ся: из-ло-же-ние его дис-пу-та с Пир-ром, несколь-ко трак-та-тов и пись-ма к раз-ным ли-цам. В них со-дер-жит-ся из-ло-же-ние пра-во-слав-но-го уче-ния о Бо-же-ствен-ной сущ-но-сти и ипо-ста-си, о Бо-го-во-пло-ще-нии и об обо-же-нии че-ло-ве-че-ской при-ро-ды.

"Ни-что в обо-же-нии не есть про-из-ве-де-ние при-ро-ды, - пи-сал пре-по-доб-ный Мак-сим в пись-ме к сво-е-му дру-гу Фа-лас-сию, - ибо при-ро-да не мо-жет по-нять Бо-га. Един-ствен-но лишь ми-лость Бо-жья об-ла-да-ет спо-соб-но-стью да-вать обо-же-ние су-ще-ствам... Че-ло-век (об-раз Бо-жий) в обо-же-нии упо-доб-ля-ет-ся Бо-гу, он ра-ду-ет-ся изоби-лию все-го, что при-над-ле-жит ему по при-ро-де, по-то-му что бла-го-дать Ду-ха тор-же-ству-ет в нем и по-то-му что Бог дей-ству-ет в нем" (пись-мо 22). Пре-по-доб-но-му Мак-си-му при-над-ле-жат и ан-тро-по-ло-ги-че-ские тру-ды. Он рас-смат-ри-ва-ет при-ро-ду ду-ши и ее со-зна-тель-но-лич-ное су-ще-ство-ва-ние по-сле смер-ти че-ло-ве-ка. Сре-ди нрав-ствен-ных со-чи-не-ний осо-бен-но важ-ны "Гла-вы о люб-ви". Пре-по-доб-ный Мак-сим на-пи-сал так-же три гим-на в луч-ших тра-ди-ци-ях цер-ков-ной гим-но-гра-фии, ве-ду-щих на-ча-ло от свя-ти-те-ля Гри-го-рия Бо-го-сло-ва.

Бо-го-сло-вие пре-по-доб-но-го Мак-си-ма Ис-по-вед-ни-ка, ос-но-ван-ное на ду-хов-ном опыт-ном зна-нии ве-ли-ких от-цов-пу-стын-ни-ков, ис-поль-зу-ю-щее ис-кус-ство диа-лек-ти-ки, вы-ра-бо-тан-ное до-хри-сти-ан-ской фило-со-фи-ей, бы-ло про-дол-же-но и раз-ви-то в тру-дах пре-по-доб-но-го († 1021; па-мять 12 мар-та) и свя-ти-те-ля († ок. 1360; па-мять 14 но-яб-ря).

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Максиму Исповеднику

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ мона́шествующих богодухнове́нное удобре́ние,/ Макси́ме прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная.// Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Православия наставник, учитель и чистоты, светильник вселенной, архиереев украшение, Максим премудрый, учениями твоими ты всех просветил, лира духовная; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Максиму Исповеднику

Свет трисия́нный, все́льшийся в ду́шу твою́,/ сосу́д избра́н показа́ тя, всеблаже́нне, явля́юща Боже́ственная конце́м,/ неудобопости́жных разуме́ний ты сказу́яй, блаже́нне,/ и Тро́ицу всем, Макси́ме, возпропове́дуяй я́сно,// Пресу́щную, Безнача́льну.

Перевод: Свет Трисиянный, вселившийся в душу твою, явил тебя, всеблаженный, избранным сосудом: ты открываешь Божественное концам земли, непостижимое для разума излагая, Максим , и всем провозглашая ясно, Сверхсущественную, Безначальную.

Ин кондак преподобному Максиму Исповеднику

Тро́ицы рачи́теля и вели́каго Макси́ма,/ науча́юща я́сно ве́ре Боже́ственней,/ е́же сла́вити Христа́, во дву́ естества́х, во́лях же и де́йствах су́ща,/ в пе́снех досто́йных, ве́рнии, почти́м, взыва́юще:// ра́дуйся пропове́дниче ве́ры.

Перевод: Троицы ревнителя великого Максима, научающего ясно вере Божественной, которая состоит в прославлении Христа в двух природах, волях и действиях, достойными молитвенными песнопениями, верующие, почтим, взывая: «Радуйся проповедник веры».

Величание преподобному Максиму Исповеднику

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Макси́ме,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.

Молитва преподобному Максиму Исповеднику

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Макси́ме! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Канон святому преподобному Максиму Исповеднику

Пе́снь 1

Ирмо́с: Пои́м Го́сподеви, прове́дшему лю́ди Своя́ сквозе́ Чермно́е мо́ре, я́ко Еди́н сла́вно просла́вися.

Припев: Преподо́бне о́тче Макси́ме, моли́ Бо́га о на́с.

Всю́ мне́ богодухнове́нную от медото́чнаго и сла́дкаго твоего́ иска́пай язы́ка, боже́ственный Макси́ме, благода́ть Ду́ха.

Огнь горя́щь яви́лся еси́ на е́реси, блаже́нне: я́ко бо тро́стие, сия́ изнури́л еси́ ре́вностию Ду́ха.

Безслове́сное предложи́ся от злочести́вейшаго произволе́ния единово́льное уче́ние, словесы́ же твои́ми, о́тче, обличи́ся.

Богоро́дичен: Ве́сь жела́ние, из утро́бы Твоея́, Богоневе́сто, благоизво́ливый роди́тися, и Сла́дость е́сть, и Све́т незаходи́мый.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.

Велича́йший Макси́м, благочести́выя Христо́вы ве́ры всеи́стинно пропове́дник же и му́ченик показа́ся кро́вию.

Макси́ме блаже́нне, ты́ поще́нием бы́л еси́ боголе́пное любому́дрия и чи́стое жили́ще.

Излия́ язы́к тво́й реку́ Христо́вых уче́ний благоче́стне, Макси́ме всеблаже́нне, прему́дрости пита́тель.

Богоро́дичен: Да стезю́, Влады́ко, ко святы́ни веду́щую, пока́жеши на́м, во утро́бу всесвяту́ю всели́лся еси́.

Конда́к, гла́с 8

Тро́ицы рачи́теля и вели́каго Макси́ма, науча́юща я́сно ве́ре Боже́ственней, е́же сла́вити Христа́, во дву́ естества́х, во́лях же и де́йствах су́ща, в пе́снех досто́йных, ве́рнии, почти́м, взыва́юще: ра́дуйся, пропове́дниче ве́ры.

Седа́лен, гла́с 5

Гоне́ния претерпе́в за ве́ру, отгна́л еси́, о́тче, вся́ку е́ресь, отсе́чен же с руко́ю язы́к, Макси́ме, испове́дания благоле́пный от руки́ Творца́ прия́л еси́ вене́ц, блаже́нне. Его́же ны́не непреста́нно моли́ поми́ловатися душа́м на́шим.

Богоро́дичен: По Бо́зе в Тво́й, Богоро́дице, прибе́г смире́нный покро́в боже́ственный, припа́дая, молю́ся: поми́луй, Пречи́стая, я́ко превзыдо́ша главу́ мою́ греси́, и бою́ся, Влады́чице, му́к, и трепе́щу. Моле́ние сотвори́, Чи́стая, к Сы́ну Твоему́ от си́х изба́вити мя́.

Крестобогоро́дичен: Из Безнача́льнаго Отца́ рожде́ннаго, напосле́док Тя́ пло́тию Ро́ждшая, на Кресте́ ви́сяща зря́щи, Христе́, — увы́ Мне́, любе́знейший Иису́се! — вопия́ше, — ка́ко сла́вимый я́ко Бо́г от а́нгел, от беззако́нных ны́не челове́ков, Сы́не, хотя́, распина́ешися? Пою́ Тя́, Долготерпели́ве.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.

Земноро́дных тя́ почита́ют, и небе́сных чи́ни чудя́тся, любо́вию бо му́дрости показа́лся еси́, о́тче, я́ко безпло́тен.

Су́ров у́бо мучи́тель, но терпе́ние твое́ непрекло́нно, те́м ты́ у́бо ублажи́лся еси́, вселука́вый же изве́ржеся.

Состра́ждет тебе́, Макси́ме, ученико́в дво́ица преблаже́нная, твои́м страда́нием приобщи́вшеся, те́мже и по́честей ра́вно получи́ша.

Тече́нием твоея́ кро́ве напая́ема, Це́рковь Христо́ва прозяба́ет оте́ческаго преда́ния Боже́ственное се́мя твои́м уче́нием, преподо́бне.

Богоро́дичен: Изба́вльшеся Рождество́м Твои́м грехо́внаго до́лга, Всенепоро́чная, ра́достное пе́ние возсыла́ем Тебе́, Богоневе́сто.

Пе́снь 5

Ирмо́с: У́тренююще, вопие́м Ти́: Го́споди, спаси́ ны, Ты́ бо еси́ Бо́г на́ш, ра́зве Тебе́, ино́го не ве́мы.

Ра́зум земноро́дных собра́в и небе́сных, впра́вду филосо́ф имену́ется Макси́м.

Прему́дрости безме́рным жела́нием Христа́ твоего́ подо́бник изря́днейший яви́лся еси́, сла́вный Макси́ме.

Гне́вом изгна́н бы́л еси́ мучи́теля, обре́л же еси́, блаже́нне, Иису́са утеше́ние.

Богоро́дичен: Тя́ Богоро́дицу неве́дущии, Богома́ти, Све́та да не у́зрят, ро́ждшагося из Тебе́, Пречи́стая.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Ри́зу мне́ пода́ждь све́тлу, одея́йся све́том, я́ко ри́зою, многоми́лостиве Христе́ Бо́же на́ш.

Непреста́нно прино́сиши Бо́гу, богому́дре, мольбу́, душе́вных же и теле́сных страсте́й и тле́ния мя́ изба́вити.

Изсуши́ся ересе́й исто́чник му́тный ве́сь, сла́вне Макси́ме, загражда́емь шу́мом язы́ка твоего́.

Очи́сти мя́, Еди́не Бла́же, и исто́чник благода́ти, Христе́, се́рдцу моему́ Твоего́ преподо́бнаго моли́твами источи́.

Богоро́дичен: Красне́йший па́че все́х челове́к Сы́н Тво́й, Всечи́стая, добро́тою Божества́, а́ще и пло́ть на́с ра́ди бы́сть.

Конда́к, гла́с 6

Све́т Трисия́нный, все́льшийся в ду́шу твою́, сосу́д избра́н показа́ тя, всеблаже́нне, явля́юща Боже́ственная конце́м, неудобопости́жных разуме́ний ты́ сказу́яй, блаже́нне, и Тро́ицу все́м, Макси́ме, возпропове́дуяй я́сно, Пресу́щную, Безнача́льную.

И́кос:

Подража́тель яви́вся Спа́совых страсте́й и Того́ в души́ твое́й име́я, всеблаже́нне, восхожде́ния в се́рдцы твое́м возложи́л еси́, пребога́те. То́й же тебе́ подаде́ благода́ть с небесе́, сопроти́вил бо ся еси́ мучи́телем, му́дре, му́жески, Безнача́льную, и Боже́ственную, и Единосу́щную Тро́ицу пропове́дуя и облича́я злосла́вныя и богобо́рныя. Безчи́сленныя претерпе́л еси́ напа́сти, всехва́льне, язы́ка отре́зание богосло́внаго, преподо́бне, и твоея́ руки́ вку́пе. Не преста́л же еси́ ты́, со дерзнове́нием глаго́ля и утвержда́я ве́рныя боже́ственными твои́ми уче́нии, Тро́ицу все́м лю́дем пропове́дуя я́сно, Пресу́щную, Безнача́льную.

Пе́снь 7

Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше, о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Еди́но естество́ Тро́ицы, еди́но хоте́ние ре́кл еси́, еди́но де́йство, Бо́га же, вопло́щшагося во двою́ естеству́, хоте́нию же и де́йству пропове́дал еси́. Отце́в на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Не во́ли две́ разделя́емыя ра́зума проти́вностию, ка́чеством же па́че пропове́дал еси́, о́тче, есте́ственным ра́знствующия. Отце́в на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Сто́лп правосла́вия боже́ственная твоя́ словеса́, о́тче, держа́ще, Еди́наго от Тро́ицы во дву́х существа́х и во́лях почита́ем. Отце́в на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Богоро́дичен: Ю́наго нося́щи Младе́нца, пре́жде все́х веко́в Бо́га, Всенепоро́чная, из Тебе́ вопло́щшагося, не преста́й моля́щи спасти́ пою́щия: отце́в на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Пе́снь 8

Ирмо́с: Победи́тели мучи́теля и пла́мене благода́тию Твое́ю бы́вше, за́поведем Твои́м зело́ прилежа́ще, о́троцы вопия́ху: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Весьма́ возлюби́в Превозлюби́вшаго ро́д челове́ческий, кре́ст Тво́й взя́л еси́ и Тому́, блаже́нне, сраспя́лся еси́, — благослови́те, — поя́, — дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Устрани́вся вся́кия сла́сти, блаже́нне, смертоно́сныя, тебе́ соде́лал еси́ всего́ нескве́рно зерца́ло боже́ственное, поя́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Живоно́сну зарю́ от Еди́наго Божества́ Триипоста́снаго прие́м, яви́лся еси́ су́щим во тме́ со́лнце заблу́ждшим, — благослови́те, — поя́, — вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богоро́дичен: Жи́зни Тя́ Ма́терь и Бо́га Роди́тельницу позна́вше, правосла́вною ве́рою вси́ блажи́м, Богороди́тельнице, благосло́вяще ку́пно Рождество́ Твое́, Чи́стая, и превознося́ще во ве́ки.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Проявле́нное на горе́ законополо́жнику во огни́ и купине́, Рождество́ Присноде́вы, в на́ше ве́рных спасе́ние, пе́сньми немо́лчными велича́ем.

Еще́ твоя́, я́ко А́велева, кро́вь и во ве́ки богодохнове́нныя догма́ты гла́сом я́сным Христо́ве Це́ркви пропове́дует, Макси́ме всеблаже́нне и превели́кий.

Отсече́ся рука́, пи́шет же боже́ственным пе́рстом, я́ко тро́стию и черни́лом, отре́занным язы́ком и твое́ю кро́вию честно́ю ве́ру в сердца́х правосла́вную.

Ста́л еси́ пред престо́лом Боже́ственным с му́ченики, и́хже ре́вности и ве́ры приобщи́лся еси́, о́тче, и на́с усво́й Влады́це и твоя́ подража́тели соде́лай.

Богоро́дичен: Ты́ еси́, Богоро́дице, ору́жие на́ше и стена́, Ты́ еси́ заступле́ние к Тебе́ прибега́ющих, Тя́ и ны́не на моли́тву предлага́ем, да изба́вимся от враго́в на́ших.

Свети́лен

Труба́ яви́лся еси́ прему́дрости, благогла́сным язы́ком твои́м проти́вных ужаса́я полки́, Макси́ме, све́т мона́шествующих, те́мже, твои́ми пита́ющеся словесы́, ра́зум познава́ем су́щих.

Богоро́дичен: Све́т мы́сленнаго весе́лия возсия́ла еси́ в ми́ре, Богороди́тельнице Де́во, Изба́вителя и Влады́ку, те́мже помоли́ся души́ моея́ зе́ницы просвети́ти све́том све́тлости Боже́ственныя.

Имя Максим образовалось от слова латинского происхождения «максимус» – превеликий, самый большой, величайший.

Хорошее и нежное имя, однако, немного холодное. Медлительность и малоподвижность, присущая его звучанию, характеризует Максима как человека надежного и спокойного.

Его святым покровителем является преподобный Максим Кавсокаливит , воспитывавшийся в Лампсаке при храме Пресвятой Богородицы. В семнадцать лет он покинул родительский дом и, приняв монашество, стал послушником старца Марка – лучшего в Македонии духовного наставника. После смерти наставника Максим подвизался чрезвычайно строгой жизни. А для сокрытия своих постнических и молитвенных подвигов, он решил вести себя как юродивый. Постоянно переходя с места на место, он сооружал себе каливу – шалаш из травы. Покидая это место, он сжигал ее, за что и был прозван Кавсокаливитом – сжигателем калив.

Познакомившись с ним и послушав его умные речи, преподобный Григорий Синаит попросил святого Максима покончить с юродством и поселиться на одном месте, чтобы христиане смогли оценить его духовный опыт. Прислушавшись к словам святого Григория, преподобный обосновался в пещере. Узнав о его таланте прозорливости, византийские императоры Иоанн Кантакузен и Иоанн Палеолог не раз посещали святого Максима, поражаясь исполнению пророчеств.

Современный Максим – это уравновешенный холерик. Порой может казаться, что он вот-вот готов взорваться, однако этого не происходит. Наделен достаточной гибкостью ума и выносливостью.

Являясь довольно решительным человеком, способен убедить в чем угодно кого угодно. А если речь зайдет о любви и чувствах – он становится просто незаменимым, поскольку обладает редким талантом манипулировать людьми. Максим чрезмерно горделив и заносчив. У него удивительная память, превосходное чувство юмора и живое воображение. Очень часто Максимы ощущают себя хозяевами жизни – и у них на это есть масса причин!

:
4 марта – мученик Максим Адрианопольский.
27 мая – мученик Максим Азийский.
18 сентября, 22 октября – мученик Максим Антиохийский.
23 апреля – мученик Максим Африканский.
3 февраля – преподобный Максим Грек.
11 мая – мученик Максим Доростольский, Озовийский.
3 февраля, 26 августа – преподобный Максим Исповедник.
19 февраля – мученик Максим Кизический.
4 мая – патриарх Максим Константинопольский.
28 сентября – мученик Максим Маркианопольский (Мизийский).
26 августа, 24 ноября – юродивый Максим Московский.
10 ноября, 13 мая – Максим Мученик.
12 августа – мученик Максим Перс, Кордульский.
5 декабря – мученик Максим Римский.
24 августа – мученик Максим Римский.
29 января – иерей Максим Тотемский.