Все вопросы

Необучаемый. Что делать, если ребенок не может освоить школьную программу. О многообразии форм

У моей бывшей одноклассницы Людмилы - сын-второклассник.Людмила, до этого восемь лет просидевшая с частоболеющим ребенком дома, с огромным трудом недавно нашедшая работу и отработавшая едва ли полгода, собралась увольняться. Не смотря на то, что деньги вообще-то нужны, работа нравится, и на дворе кризис.

Увольняется Людмила из-за ребенка. Точнее, из-за его учебы в школе. Оказывается, бабушка, взявшаяся сидеть с внуком в отсутствие родителей,

абсолютно «не тянет» школьную программу второго класса, о как. И не только английский, но даже элементарный русский. Всякие там схемы-палочки, подчеркивания второстепенных членов, фонемы-морфемы, суффиксы и префиксы - для бабушки темный лес. И это еще только второй класс! Да и, кроме русского, куча других проблем - окружающий мир, математика, чтение…

Ребенок скатился на тройки, выглядит сильно уставшим, и Людмиле искренне жаль сына. Усаживать его за уроки вечером и сидеть до поздней ночи, как, по уверениям Людмилы, делает большинство работающих мам, она не готова. Но и «забить» на учебу во втором классе не готова тем более. Это что же, единственный ребенок - в дворники потом пойдет? Ну уж нет…

А на собрании еще обрадовали - со следующего года, мол, родители, готовьтесь делать проекты. Какие? А вот такие. Презентации в PowerPoint. На разные темы, смотрите учебник, если интересно, тренируйтесь уже сейчас… Потому что каждый современный ученик обязан. Посмотрите программу.

В общем, Людмила увольняется.
Летом будет сидеть с сыном на даче, заниматься, учить впрок таблицу умножения, стихи, которые по программе, писать диктанты, чтобы в третьем классе - ух! - наверстать упущенное. Ничего, полтора-два часа в день - это не страшно. А потом начнется сентябрь, и Людмила «впряжется» в учебу уже по-настоящему. Уроки по всем предметам, поделки, рисунки, эти самые неведомые пока проекты и дополнительные задачи по математике - ну а что делать, если по-другому никак. Всех денег не заработаешь, и ребенок дороже…

Ситуация кривая, как ни посмотри. И кто виноват? Школа? Конкретный учитель? Родители? Ребенок? «Наше сложное время»? Хотя ведь, если вспомнить, и раньше этой дурости хватало. И всем понятно, что надо что-то менять, но вот как?

Попытку придумать что-то новое в образовании делают в Иркутске. В 2018 году здесь появится «Умная школа» - первое в России учебное заведение, где детей будут обучать по индивидуальным программам, но так, что в результате каждый сможет на приличном уровне сдать и ГИА, и ЕГЭ. Впервые в России программа будет разрабатываться под конкретного ученика. Для школы построят комплекс из 26 зданий: детский сад, культурно-досуговый центр с административным блоком, спортивный центр и учебные мастерские. Проект инициировала Тина Канделаки. Сейчас она является членом Наблюдательного совета "Умной школы". Руководит проектом небезызвестный Марк Сартан. Еще одна изюминка: в "Умной школе", наряду с самыми обычными ребятами, будут обучаться и дети-сироты из приемных семей - поселок для них построят рядом.

Между прочим, в международном конкурсе на архитектурное оформление "Умной школы" приняли участие 49 архитектурных команд из 37 стран мира. Такого состава участников не собирал ни один архитектурный конкурс в России! Оно и не удивительно, школа будет довольно большая, рассчитанная на 1000 учеников (детей-сирот из них будет 150). Учебная программа для школы разрабатывалась в течение двух лет. Специалисты из Москвы обучили уже иркутских педагогов, которые будут преподавать в этой школе.

В любом случае, обещают комфортные условия, развитие личности, индивидуальный подход. Может быть, родителям учеников «Умной школы» не придется нанимать троих репетиторов к второклашке, или увольняться с работы, потому что «шестиклассник не тянет», или корпеть с ребенком за уроками до позднего вечера, или ваять в ночи очередную презентацию в ppt…
Ну что ж, в теории выглядит неплохо. А вы что думаете?

Мурашова, сядешь с Тарасовым! - распорядилась учительница математики где-то ближе к концу седьмого класса.

Это почему?! - по-подростковому ощерилась я. Спорить и препираться с учителем нам было не положено. Но вопросы задавать системой разрешалось и даже официально поощрялось ("на местах" по большей части лицемерно, разумеется): обязательно спрашивайте, если вам что-то непонятно.

А вот потому! - ответила учительница. - Иди и садись.

Даже самые бойкие из нас на открытые протесты решались крайне редко. Действовали методом тихого, но упорного саботажа. Каждый раз, приходя на урок, учительница математики видела меня на прежнем месте - у окна, рядом с моей подружкой Светкой.

Мурашова, пересядь! - приглушенно рычала она.

Я подчеркнуто медленно собирала вещи в портфель и так же медленно, нога за ногу, плелась к последней парте, где в одиночестве, опустив голову, сидел Сережа Тарасов.

Лично против Сережи я ничего не имела. Он был крупным, рыхлым, тихим двоечником и никогда не только не делал мне ничего плохого, но даже, кажется, ни разу со мной и не разговаривал. Появился он у нас то ли в четвертом, то ли в пятом классе, оставшись на второй год.

Общался он... А с кем он, собственно, общался? - задумалась я, в очередной раз оказавшись рядом с Сережей и исподтишка разглядывая его большие, уже почти мужские руки с обведенными траурной каймой ногтями. Сережа всегда находился вне сферы моего внимания, поэтому я не вспомнила и решила, что он, наверное, общается с двумя такими же безнадежными и тихими двоечниками (у нас еще были идейные двоечники-хулиганы, а это совсем другое дело!) - Кириллом и Игорем. С кем же еще?

После звонка, когда мы всей гурьбой ринулись в коридор, учительница раздраженно приказала: Мурашова, останься!

Мурашова, я могу поговорить с тобой как со взрослым человеком? - спросила учительница. Это был с ее стороны беспроигрышный ход.

Да, конечно, Марья Петровна, - ответила я.

Мне, всей школе нужно, чтобы ты сидела с Тарасовым и помогала ему. Он совершенно ничего не понимает в математике и других предметах, и никогда уже, по всей видимости, не поймет. Но нам нужно, чтобы он выпустился из школы с аттестатом за восьмой класс...

Короче, школе нужно от него поскорее избавиться, а за справку вас в РОНО не похвалят? - подростки часто понимают взрослость как открытый цинизм.

Марья Петровна тяжело вздохнула и окоротила себя.

Тарасов и так старше тебя и твоих одноклассников, его пребывание в нашей школе лишено смысла, переводить его в другую, специальную школу уже поздно, чем раньше он окажется в жизни, тем больше у него будет шансов найти себе в ней хоть какое-то место. На экзаменах ему помогут, но нужно, чтобы он эту помощь смог понять и правильно использовать.

Все так плохо? - удивилась я.

Ты умная, хотя и неприятная девочка, - признала математичка. - Смотри сама.

Исследовательские задачи привлекали меня с раннего детства, а эмпатия была откровенно снижена. Я собиралась стать ученым и открывать тайны природы.

Да, - сказала я. - Я попробую посмотреть.

Через два дня я выяснила, что Сережа не знает таблицы умножения. Это не показалось мне особой проблемой. Я принесла в школу свой старый железный пенал, на обратной стороне которого эта таблица была напечатана, и велела Сереже смотреть по пеналу. Еще неделя ушла у меня на открытие того, что Сережа не понимает саму суть действия умножения. В этот момент мы проходили, кажется, разложение квадратных трехчленов.

Я велела Сереже списывать все у меня, а сама продолжала наблюдать. Еще через неделю, ковыряя ногтем краску на парте, глядя в сторону и тщательно стараясь не вкладывать в свой вопрос вообще никаких эмоций, я спросила:

Умею, конечно, ты чего! - горячо воскликнул Сережа. - В учебниках, конечно, не понимаю ни бельмеса, но вообще умею! Я даже журналы могу! Вот Кирилл...

Я посидела молча, укладывая в голове новую информацию. Пейзаж вырисовывался поистине безумный.

Послушай, Сережа, а вот ты на уроках-то, когда Марья Петровна говорит, хоть что-нибудь понимаешь?

Да что ты! Конечно, нет! - Сережа махнул рукой. - Вообще ничего не понимаю. Ну вот как будто мотор работает - и все.

И давно так? - я сама услышала дрожь в своем голосе.

Да всегда так было... Ну класса с третьего - точно.

И ты вот так ходишь в школу каждый день восемь лет, сидишь шесть уроков за партой, и... и... шум моторов?! Как же ты это выдерживаешь?!

Да не журись ты! - добродушно усмехнулся Сережа. - Я приспособился уже давно. Сижу, думаю о чем-то, вспоминаю, как с отцом на рыбалку ходили, когда я маленький был...

А где сейчас твой отец?

Умер, когда мне десять лет было. Выпил дрянь какую-то и траванулся.

Это был уже запредельный для нас тогдашних уровень откровенности. Я испугалась и быстро вернула разговор к школьным делам.

И что же - ни одного учителя не понимаешь?

Ну почему? На труде все понимаю и делать могу. На рисовании или физкультуре - что ж там не понять? Только я это не люблю. А вот еще... помнишь, в пятом классе у нас училка по ботанике была? Недолго. Вот что она говорила, я все понимал, даже сам удивлялся.

Я уронила голову на руки, сложенные на парте, и долго так сидела. Потом взглянула на своего соседа:

Ну что ж, Сережа, давай, по крайней мере, попробуем.

В тот день моя картина мира значительно изменилась. И именно эти изменения я актуализировала 40 лет спустя, когда ко мне на прием привели четвероклассника Сережу и он сказал:

Учительница на уроке что-то говорит - бу-бу-бу! - а я вроде и слышу, но совсем-совсем не понимаю. Как будто в голове мотор.

Рассказала родителям про Сережу Тарасова. Про десятки, сотни, тысячи детей, которые вот так, ничего практически не понимая, годами сидят в самых разных школах - от престижных гимназий до самых простеньких. Про американского мальчика, который, не умея читать, умудрился закончить колледж, стать учителем английского языка и 17 лет проработать в школе (потом он читать все-таки выучился и написал книгу о кошмарах своего безграмотного детства и взросления).

Родители и сам Сережа глядели на меня круглыми глазами. Кажется, они никогда не рассматривали свою проблему с этой стороны.

И что же, - осторожно спросила мать. - Все вот эти дети... Они что же, по сути больные? С нарушениями? Это врожденное? Ну вот я читала же про все это: дислексия, дисграфия, дискалькулия... Одни говорят: это лечится, надо лекарства пить, другие говорят - заниматься много, а мы и так только и делаем, что занимаемся, он уже волосы начал себе выдирать и на той неделе сказал: зачем я вообще родился! А третьи - приходите в нашу удивительную школу, и за ваши большие деньги мы обеспечим вашему ребенку индивидуальный подход. У нас знакомые с похожей проблемой пошли в такую - работают только на эту школу, а толку чуть, там класс четыре человека, после каждого урока - игровая пауза на полчаса и кормят пять раз, и просто ничего не требуют, что сделал - то и хорошо, это такой гуманистический способ обучения. А четвертые говорят: вот они такие, и ничего не поможет. Тогда, может, просто отстать от него? Вот ваши же эти Кирилл с Сережей как-то сами приспособились. И тот американский мальчик.

Отличные оценки - основание для родительской гордости. Если ребенок не отличник, а хорошист, то к этому, как правило, в семье относятся с пониманием. Но около 20% учащихся имеют успеваемость ниже среднего и причиной тому отнюдь не нежелание ребенка хорошо учиться. Иногда малыши уже с младших классов не проявляют себя как способные ученики, а порой неуспеваемость проявляется в старшей школе. Существует несколько факторов, под влиянием которых дети плохо усваивают материал школьной программы. Задача родителей - выяснить, почему их чадо плохо учится, предпринять все возможные меры для улучшения его успеваемости.

Хорошие отметки не показатель успешности в будущем

И действительно, не все отличники становятся успешными людьми. Даже напротив, многие талантливые и известные личности, выдающиеся научные, политические и культурные деятели имели определенные трудности с освоением школьной программы. Так, единственным предметом, в котором имел высокую успеваемость Альберт Эйнштейн, была математика. Известного естествоиспытателя Карла Линея преподаватели гимназии рекомендовали родителям отдать в ремесленники. Мэрилин Монро на письме совершала множество грамматических ошибок, прекрасно осознавая свою проблему. Изобретателя Томаса Эдисона в школьные годы считали умственно отсталым. Основатель Facebook Марк Цукерберг заработал миллионы, хотя никогда не был особо успешен в школе. Билл Гейтс тоже никогда не был отличником или даже круглым хорошистом, но основал многомиллионную транснациональную компанию Microsoft Corporation. Учитывая сказанное, не стоит полностью сосредотачивать внимание (свое и ребенка) на одной лишь учебе в школе. Но, к сожалению, двоечники не всегда достигают успеха. Гениев среди них не так уж много, поэтому следует помочь ребенку освоить школьную программу, скорректировав причины, которые ему мешают учиться.

В чем причина плохой успеваемости?

Существует масса проблем, которые являются препятствием на пути к освоению школьного материала. Постараемся сформулировать основные из них:

  • Задержка развития . В 20% случаев причинами плохой успеваемости становится дисфункция мозга или задержка психического развития. Так, умственная отсталость может наблюдаться у детей пьющих матерей (алкогольный синдром плода), стать результатом черепно-мозговой травмы, психологического потрясения (в том числе разлука с матерью, например, у детдомовских малышей), перенесенного инфекционного заболевания, которое протекало тяжело и долго.

Иногда задержку вызывает применение наркоза в процессе операционного вмешательства, особенно если требуется проведение нескольких операций подряд. Не всегда удается выявить отставание в развитии на ранней стадии, поскольку маленькие детки по своей природе любят учиться, они любознательны, а посему старательно заучивают стихи, выводят буквы, чертят, рисуют. Но впоследствии у них возникают трудности с запоминанием и анализом сложных правил правописания, алгебраических, физических, химических формул, им трудно строить логические цепочки.

  • Различные заболевания и расстройства . Существует множество нарушений, способных повлиять на получение, восприятие и обработку информации. Так, самой распространенной из них является плохое зрение.

Второй по популярности проблемой является плохой слух . Слабослышащие дети не всегда верно могут понять объяснения или вопросы преподавателя. Если нарушено восприятие информации, то получение знаний затруднено. Детки, страдающие аутизмом, например, не обделены интеллектуальными способностями, но они не могут сконцентрироваться, одни предметы могут их интересовать больше других. При таких расстройствах, как дислексия, дисграфия, дискалькулия, ребенок просто не видит разницы между буквами, словами, цифрами, его мозг не обрабатывает информацию должным образом.

Полезно знать: случается, что обычное инфекционное заболевание становится источником проблем в школе, так как ребенок много пропустил за время болезни. Даже может стать причиной плохой успеваемости, поскольку детский организм болезненно реагирует на любые неполадки, как следствие у ребенка повышается утомляемость, снижается концентрация внимания.

  • Проблемы в семье . Дети очень впечатлительны, поэтому любые конфликтные и трагические ситуации (смерть близкого человека, к примеру) в семье они воспринимают близко к сердцу.

Полезно знать: если родители постоянно ругаются и ребенок все это видит и слышит, то ему потом очень сложно сосредоточиться на выполнении уроков.

И даже в школе тревожные мысли не покидают таких малышей, поэтому им трудно воспринимать объяснения материала, которые дает учитель, отвечать на вопросы. Их мысли заняты совершенно другим, невзгодами, связанными с семейными дрязгами и конфликтными ситуациями. Неизбежно сказываются на успеваемости финансовые трудности семьи, карьерные проблемы родителей, насилие и алкоголизм в семье.

  • Плохая дошкольная подготовка . В раннем детстве формируются особенности поведения, закладываются подходы к обучению, осознание его необходимости, поэтому дошкольная подготовка играет особую роль в школьной успеваемости. Особенно если родители выбирают для своего чада не обычную школу, а лицей, то к повышенным нагрузкам, которые будут предложены в этом учебном заведении нужно подготовить ребенка заранее.

  • Завышенные родительские требования . Нередко родители пытаются реализовать свои амбиции за счет родного чада. Ребенок для них нечто вроде проекта, который просто не может быть неудачным. Поэтому взрослые проявляют повышенную требовательность к отметкам малыша хотя они зачастую являются лишь числовым, а не объективным отражением его знаний.
  • . Пытаясь вырастить всесторонне развитого ребенка, многие родители водят свое чадо на различные дополнительные занятия, кружки и так далее. В результате у малыша создается настолько плотный учебный график, что не остается времени на отдых, игры с друзьями, любимые игрушки.

Такие дети могут совершенно не уставать физически, но большая превращает обучение в каторгу, против которой они восстают. Как результат - плохая успеваемость.

  • Отсутствие склонности к изучению предмета . Все дети разные. С этим никто не станет спорить. Поэтому требовать от них одинаковых успехов по всем предметам абсурдно. Одни детки проявляют склонность к изучению гуманитарных наук, им хорошо дается освоение литературы, языков, географии, истории. Другие делают успехи в точных науках, им легко дается изучение физики, математики, информатики, химии, черчения. Другое дело, что постоянные неудачи по какому-то одному предмету могут подавить интерес к учебе в общем и целом.
  • Психологические сложности . Умение выстраивать взаимоотношения формируются с самого раннего детства. Если ребенок был ограничен в общении, то при поступлении в школу он неизбежно столкнется с массой трудностей. Детки, которые не посещали детский сад, часто не умеют строить отношения со сверстниками. Когда родители не уделят достаточно внимания своему малышу, то он не учится находить общий язык с взрослыми. Более того, и сверстники, и педагоги тоже люди, со своими проблемами и характером. Как результат у ребенка складываются напряженные отношения с одноклассниками и преподавателями, что не способствует хорошей успеваемости.


  • ребенка и другие индивидуальные особенности . Случается, что ребенок изучил тему и все знает, но получает плохую отметку, так как не смог ответить. Это случается, если он в силу своего характера слишком застенчив или у него есть страх перед аудиторией. Другие дети, напротив, могут проявлять излишнюю самоуверенность и не готовить домашнее задание. Как результат они получают низкие оценки, тогда как регулярные занятия могут исправить ситуацию. Бывает и так, что на малыша с детства навешен ярлык неумехи, поэтому он продолжает ему соответствовать и в школьные годы, хотя его интеллект позволяет учиться хорошо.

Полезно знать: школьная программа не рассчитана на индивидуальный подход, поэтому если ребенок от природы медлительный или невнимательный, то у него возникают трудности с обучением.

Задача родителей - помочь своему чаду овладеть навыками эффективной работы с информацией и развить способности к самообразованию.

  • Лень . Пожалуй, банальная лень и отсутствие мотивации являются самыми распространенными причинами неуспеваемости в школе. В этом случае способный ребенок, который теоретически имеет достаточно времени для выполнения домашних заданий, подготовки к урокам, отдает предпочтение просмотру телевизора, компьютерным играм и другим развлечениям. Причиной такого поведения может быть плохой родительский пример , возможно, школьник просто копирует привычки взрослых членов семьи. С другой стороны, если ребенку скучно на занятиях и его ничто не подстегивает к приобретению знаний, то и оценки он будет получать низкие.

Чем помочь ребенку?

Не только родителей волнует плохая успеваемость их детей, сами школьники тоже переживают по этому поводу, хотя внешне могут проявлять показное безразличие. Ученики младших классов наиболее склонны к переживаниям по поводу плохих отметок, поскольку учеба в школе имеет особое значение в их жизни. У таких деток страдает самооценка, они становятся неуверенными в себе, а давление со стороны родных в этом случае может только усугубить ситуацию.

Но подобные проблемы, как следует из сказанного выше, не материализуются из неоткуда. Память и способности к обучению у детей развиваются постепенно.

Важно: для того чтобы развитие этих функций проходило нормально с дошкольниками нужно регулярно заниматься, одновременно ограничивая поток информации.

При этом нужно следить за тем, чтобы питание чада было полноценным, так как для развития организма необходимы витамины и прочие ресурсы. Деткам, отстающим в развитии, может потребоваться посещение специальных занятий.


Объемы учебных материалов, которые предстоит осваивать ребенку уже с первого класса, просто колоссальны, поэтому особое внимание следует уделить дошкольной подготовке.

Полезно знать: в первую очередь необходимо сформировать у ребенка навыки самодисциплины, желание к самообучению, самостоятельной работе, приучить его соблюдать режим дня.

Для этого нужно интересоваться достижениями и успехами своего чада, стараться закрепить его новые умения, пройденный материал. Хотя переусердствовать в дошкольном образовании тоже не стоит, так как малыш, которому все слишком легко дается в начальных классах, может испытывать трудности в учебе в последующие годы. Или можно подумать о переводе в следующий класс.

Если ребенок плохо учится, то для начала нужно выяснить, нет ли у него проблем со здоровьем. Заподозрить ухудшение зрения можно понаблюдав за ним во время подготовки домашнего задания (если он наклоняется к тетрадке) или попросив прочитать какую-нибудь вывеску во время прогулки. Слух малыша можно проверить с помощью шепотной речи просто прошептав у него за спиной что-нибудь (например, слово конфета). Если у ребенка плохое зрение или слух, то можно попросить преподавателя пересадить его на первую парту. Вычислительные способности, смекалку можно проверить, предложив ребенку решить логические задачки, поиграв с ним в настольные игры. Если с этими задачами школьник справляется легко, то, скорее всего, проблема неуспеваемости в школе не в его здоровье или интеллекте, а в отсутствии мотивации и лени.


По отношению к ребенку, который ленится, можно предпринимать жесткие меры. Например, лишить его компьютера, запретить смотреть телевизор до тех пор, пока он не сделает уроки. Но заставить ребенка учиться невозможно, зато можно мотивировать его к обучению с помощью системы поощрений.

Важно: нужно отмечать достижения малыша, хвалить за хорошие отметки, а вот наказаний, напротив, нужно избегать. Такое проявление негатива не имеет ничего общего с мотивацией.

Абсолютное табу накладывается на сравнение собственного чада с другими более успешными учениками. Сравнительный прием можно использовать, только чтобы показать, как ребенок превзошел собственные результаты.

Также следует провести с дочкой или сыном разъяснительную беседу, в которой заметить, что приобретенные знания могут пригодиться в определенных сферах жизни, расспросить ребенка, какой выход он сам видит из сложившейся ситуации. Из двоечника сделать отличника у родителей, скорее всего, не получится, но он сможет стать уверенным середнячком, ведь к старательным и трудолюбивым ученикам преподаватели проявляют определенную снисходительность. Кроме того, в качестве разовой меры можно перевести закоренелого двоечника в новую школу. Вполне возможно, что смена учительского состава и детского коллектива мотивирует его на смену собственного амплуа на более достойное.

Если ребенок, который в детском саду проявлял себя способным учеником, в школе вдруг стал плохо учиться, то, вполне возможно, что переход от игровой формы обучения к общеобразовательной ему плохо дается или преподаватель непонятно объясняет. В этом случае можно попробовать изучать пройденный материал дома привычным способом - с помощью игры . Случается, что детки, которые в садике опережали своих сверстников во всем, в школе вдруг оказываются далеко не первыми. В этом случае нужно позаниматься с ребенком дополнительно. Нивелировать отставание в изучении школьного материала наняв репетитора можно и если он болел.

Совет: для того чтобы ребенок добился успеха в учебе очень важно создавать для него ситуации успеха.

Нужно постараться найти такую сферу деятельности, где он сможет себя проявить. Это может быть спорт или искусство. Если малыш почувствует себя победителем хоть в чем-то, то непременно начнет преуспевать и в других сферах жизни. Не следует родителям забывать и о своем поведении. Дабы не стать плохим примером для своего малыша нудно откорректировать свои привычки. К примеру, вместо просмотра телевизора можно пойти всей семьей в парк или найти какое-нибудь хобби.

Почему ребенок плохо учится? Видео

Существует несколько причин плохой успеваемости детей.

1. Излишняя самостоятельность.

Следует разобраться, все ли вы сделали, чтобы ваш ребенок хорошо учился. Очень часто родители, начиная с первого класса, пускают на самотек как учебу детей, так и досуг. Это неправильно — ребенок не готов к самостоятельной жизни, ему нужны помощники. В классе более двадцати человек, не всегда малыш слушает и слышит, что говорит учитель, имеет смысл сидеть с маленьким учеником и помогать ему в каждом предмете, детально разбирая, закрепляя пройденный материал. Не у всех родителей есть такая возможность — работа, младшие дети и прочее, но все-таки нужно постараться.

2. Семейная ситуация.

Конфликтная ситуация в семье часто приводит к плохой успеваемости. Ребенок запуган ситуацией, чувствует себя заброшенным, лишним и даже виноватым. Ребенок переживает, тревожится — это мешает ему учиться.

3. Адаптация.

Адаптация к школе идет как психологическая, так и физическая. После детского сада ребенку очень тяжело войти в режим школьной жизни. Старайтесь чаще разговаривать с ним, разбирайте накопившиеся за день вопросы, организовывайте сон, давайте пить витамины.

4. Чрезмерная требовательность.

Многие родители предъявляют к ребенку большие претензии, возлагают надежды, которые ему не по силам. Амбиции родителей не имеют никакого отношения к новоиспеченному ученику, у него свои возможности и способности, не надо путать его с собой. От предъявляемых претензий, с которыми ребенок не справляется, он начинает чувствовать себя неудачником, плохим, не достойным родительской любви. Вы можете быть известным математиком, а ребенок не способен запомнить таблицу умножения на два, и в этом нет ничьей вины. Но от ваших претензий он будет учиться еще хуже, чем учился, потому что перестанет верить в свои способности.

Это основные причины, по которым ребенок не успевает по школьной программе. Конечно, есть еще проблемы со здоровьем, психикой, но это уже отдельная история. Что касается лени, за этим словом чаще всего скрываются какие-то другие причины. К примеру, чтобы не заниматься с ребенком в дошкольном возрасте, родители усаживали его за компьютерные игры или мультфильмы, поэтому к школьному возрасту у ребенка не выработалась привычка интеллектуально трудиться. К занятиям приучать следует с самого раннего возраста, по 10−15 минут, но чтобы ребенок понимал — будет урок, тогда к более старшему возрасту у него уже не возникнет вопросов «для чего» и «когда это кончится».

Напоследок хочется добавить — не кричите на ребенка во время занятий и принимайте своего малыша таким, какой он есть, сколько бы лет ему ни было. Поверьте, родительская любовь творит чудеса!