Разное

Интересно создавать свои вымышленные ситуации. Как придумать сюжет - мастер-класс - каталог статей - литературный портал блик

Возьмите ручку и бумагу. Вот некоторые варианты для поиска идеи:

Ведите журнал или записную книжку. Большинство писателей и сценаристов ведут записи своих мыслей и идей. Со временем у вас накопится отличный сборник идей, к которым вы можете обращаться снова и снова.

Практикуйтесь. Возможно, вам не приходилось годами сочинять что-то необычное. Чем больше времени вы будете браться за придумывание идей, тем больше и лучше они у вас будут появляться.

Записывайте первое, что вам пришло в голову. Сделайте это прямо сейчас. Затем продолжайте писать. Как минимум, в течение 5 минут продолжайте развивать вашу мысль, пишите что-нибудь. Большинство людей сдаются очень быстро... или даже не могут приступить.

Ежедневные газеты. Как минимум, 5 интересных идей можно подчерпнуть из новостных статей любой газеты.

Газетные объявления о чьей-либо смерти, хроники. Часто в газетах можно встретить статьи о неизвестных обществу людях, но проживших интересную и увлекательную жизнь.


Посмотрите мультфильмы. Вспомните те, что содержат ироничные, наивные и изысканные сюжеты. Они могут вдохновить вас на новые идеи.

Послушайте ваших родных. Некоторые забавные и смешные истории из уст ваших стариков могут стать основой к отличной семейной комедии.

Послушайте ваших друзей. Проблемы одного человека, его задачи, способы решения и успехи могут быть интересны каждому.
Ходите на прогулки. В вашем поле внимания обязательно появятся забавные или ироничные жизненные сцены, и обычный шаг за порог вашего дома может открыть глаза на новые вещи.

Принимайте душ. Расслабляющий душ или прием ванной - отличный способ открыть каналы к вашему подсознанию.

Отключите самокритику. Вашей задачей является обнаружение массы идей, большинство из которых, вероятно, будут не так интересны. Однако, если вы потом будете разбираться и сортировать, что звучит хорошо, а что - плохо, вы затем сможете группировать новые идеи.

Уделите этому время и место. Если вы найдете время и место, чтобы уединиться и начать записывать ваши мысли, ваше подсознание автоматически будет переключаться в креативный режим. Постарайтесь выделить некоторое время на собственные нужды. Отключите телефон. Встаньте чуть раньше. Ложитесь чуть позже. Объясните своим близким, что вам нужно немного времени уделить своим делам. Перестаньте заниматься чем-то, что не так важно.


Выключите телевизор. Вам не обязательно смотреть очередную серию или выпуск какого-то развлекательного ТВ-шоу. Навязчивый просмотр телепередач давно промыл мозги большинству зрителей. Настало время перейти из ранга зрителя в ранг создателя.

Пишите слова. Любые слова. Первое слово, которое пришло вам на ум... запишите его. Продолжайте записывать, а потом просмотрите записи и сформируйте образы и направленность идей.

Читайте классику. Проект "Гутенберг" или другие электронные библиотеки хранят десятки тысяч произведений, не защищенных авторским правом и доступных к использованию. Сколько раз сюжеты произведения "Ромео и Джульетта" переписывались и переснимались? Если вы не можете придумать новую идею, скопируйте старую идею. Этот способ всегда актуален.

Посмотрите старое кино. Возможно, вы не добьетесь разрешения на римейк всего фильма, но некоторые идеи взять можно. Вы можете собрать идеи, методы, концепции, сюжеты, типы героев и все что угодно из разных источников. Но только нужно выполнить это в оригинальной форме.

Напишите список 10 самых влиятельных событий в вашей жизни. Что изменило вас? Что сделало из вас человека, коим вы сейчас являетесь? Выберите что-то самое интересное.

Вспомните кого-то, кому вы причинили боль. Возможно, вы сделали это нарочно, или случайно. Поставьте себя на их место. Как бы вы себя повели?

Вспомните кого-то, кто вам неприятен, отвратителен. Это может быть самый ненавистный человек, с кем вам приходилось сталкиваться. Придумайте историю о том, как они стали такими людьми.

Напишите все, что вы знаете. Для вас окружающий мир может показаться скучным, но остальные люди воспримут вашу историю весьма причудливой и занимательной, особенно, если в рассказе будут присутствовать необычные персонажи и ситуации.

Генерируйте идеи. На этом этапе вам пригодится блокнот, чтобы записывать свои идеи. Записывайте предложения, отдельные слова или целые абзацы - все это пригодится вам позже, в процессе составления полноценного сюжета. Чтение тоже очень полезно, так как оно станет источником вдохновения. Той же цели послужат фильмы, телевидение, живопись, и даже другие люди.

Начинайте выстраивать связи между концепциями и идеями. Если вы считаете, что у вас накопилось достаточно идей, приступайте к выстраиванию сюжета. Пользуйтесь схематическими изображениями и диаграммами. Например, если у вас есть ананасы и слоны, пусть ваши слоны едят ананасы.

Задайте себе вопросы. Что будет неожиданным для читателя? Почему он захочет прочитать эту книгу? Заинтересовала бы она вас как читателя? Чего в ней не хватает? Чего люди ждут от хорошей книги?

Кратко набросайте персонажей. На этом этапе они будут незамысловаты и похожи друг на друга. Однако сейчас не стоит беспокоиться о деталях образов и их роли в вашем повествовании. Кто главный герой? Кто злодей? Будет ли он в вашей истории? Если да, то действительно ли он ужасен или просто неприятен? Сейчас важно ответить на эти вопросы.

Выберите тип вашего сюжета. Существуют нелинейные сюжеты, то есть события в них разворачиваются или описываются непоследовательно. Если вы выбрали такой тип сюжета, следите за тем, чтобы каждый фрагмент был хронологически согласован с остальными. Не нужно писать, будто ваш герой сейчас находится в одном месте, а спустя мгновение переносится в другое место в прошлом. В нелинейном сюжете лучше не очерчивать временные границы вплоть до развязки, чтобы не вносить путаницу.

Представьте себе место действия. События, которые вы будете описывать, должны где-то происходить, и место действия не менее важно, чем действующие лица повествования. Если события вашего рассказа разворачиваются в реально существующем месте, вам придется додумать лишь второстепенные детали обстановки. В этом случае вы можете пропустить следующий шаг. Если же ваша история имеет место в полностью вымышленном пространстве, читайте по порядку.

Создайте место действия с нуля. Для этого вам придется продумать каждую деталь. Не упускайте такие незначительные вещи, как место работы героев, или как они прогуливаются по улице, так как эти подробности могут пригодиться вам в дальнейшем. Возможно, не все придуманные вами детали вы будете использовать в тексте, но, как и в любом другом деле, лучше иметь выбор вариантов, чем испытывать недостаток в материале. Например, в научной фантастике стоит уделить внимание тому, какие законы физики действуют в вашем мире, как устроено общество и что из себя представляет жизнь среднего индивида.

Проработайте образы персонажей до конца. На этом этапе начинается основная работа над героями, и здесь нельзя упустить ничего. Как и при создании места действия, не бойтесь сочинить лишних подробностей - они могут пригодиться позже. Поэтому делайте как можно больше записей и сохраняйте их. Задавайте себе вопросы наподобие: «Почему мой персонаж одевается именно в таком стиле?» - и записывайте ответы. Не забывайте о том, что хороший персонаж со временем изменяется, поэтому старайтесь сделать их образы как можно более гибкими. Однако не переусердствуйте, чтобы они не казались нерешительными или непостоянными. Представьте себе возможные взаимоотношения между героями и их семейные и дружеские связи. Старайтесь разработать каждого персонажа как можно детальнее.

Учитывайте причинно-следственные связи. Каждое действие вызывает свои последствия, а значит, никакие события не бывают случайными - если, конечно, вы не планируете умышленно описать их произвольность и хаотичность.

Создайте конфликт. Вероятно, на данном этапе вы уже начнете выстраивать последовательный сюжет, поэтому вам нужен конфликт, или, другими словами, причина поступков ваших персонажей. В начале повествования в конфликте нет необходимости, но в дальнейшем без него вы не сможете развивать сюжет.

Развивайте события. Развитие событий - это последовательность происшествий и поступков персонажей, которая приводит к кульминации сюжета. Обычно эта часть сюжета занимает основную часть повествования и над ней вам придется работать особенно старательно, так как, если написать ее плохо, кульминация может выйти тусклой и неинтересной. В главных событиях рассказа проявляются особенности характеров персонажей, поэтому пусть они сталкиваются с такими проблемами, в которых смогут продемонстрировать весь свой потенциал.

Кульминация. Это тот момент, когда ваш герой встречается со своей главной проблемой. В каждом художественном произведении на том или ином этапе происходит кульминация сюжета, за исключением, разве что, комедийных рассказов, которые нередко завершаются нелепыми поворотами. Не стоит разрешать проблему героя непредсказуемо просто, как, скажем: «Я вышел к дракону с мечом в руке, но он вдруг скончался от рака легких». Если вы хотите придать кульминации драматическую окраску, пусть ваш герой будет почти повержен, и даже близок к смерти, но внезапно соберет последние силы и чудесным образом преодолеет все трудности. Как правило, развязка случается ближе к концу повествования. Но в нелинейном сюжете это может произойти когда угодно, даже в первых строчках.

Развязка. Если пожелаете, вы можете описать постепенное завершение событий и рассказать читателю, что происходило с героями после кульминации. На этой стадии развития повествования все становится на свои места, и жизнь героев нормализуется. К развязке стоит отнестись серьезно, иначе вы можете разочаровать вашего читателя.

Итак, работа уже близка к завершению. На этой стадии у вас уже есть подробный эскиз вашего сюжета. Теперь можно вернуться к началу и упорядочить ваши мысли. Очень хорошо, если вы сохранили все ваши записи и заметки, так как они не раз вам пригодятся. Если вам это нравится, делайте зарисовки, схемы и таблицы, и даже пишите стихотворения о вашем рассказе, так как все это поможет вам пробудить вдохновение и полюбить свое творение. Но не думайте, что на этом работа завершена. Вы лишь подготовили основу, а это не так уж и сложно. Только на следующем этапе основа сюжета становится хорошим сюжетом.

Вопрос, которым задавался каждый начинающий автор. Вроде и теорию знаешь, и идея есть, но как это все оживить? Как из обрывков создать произведение радующее душу? Нужен сюжет, такой, что дух захватывает. Сюжет, от которого читатель не в силах оторваться. Он готов отложить бутерброд и жадно впитывает каждое слово вашей истории. Хотите такой сюжет? В данной статье вы найдете ответ, как придумать сюжет для книги и покорить читателя.
Создание сюжета схоже с намыванием золота. В потоке событий жизни путем упорного труда выискиваются драгоценные крупицы. Этот труд нелегкий, но как старателя выручает добрый совет, так и у писателя есть верные места, где он найдет сюжет достойный хорошей книги.

Обращаемся к опыту жизни

Опыт писателя, его мысли и переживания основа будущего сюжета. Чем интереснее и богаче жизнь писателя, тем ярче и глубже получиться произведение. Сюжет на «крови писателя» всегда будет искреннее других и правдоподобнее.

Писательская жизнь ложиться на бумагу легко и ему остается только записывать ход сюжета, временами делая выводы с помощью героев. В связи с этим важный совет – путешествуйте!

Путешествие бесценный дар впечатлений. Встречаясь в поездке с препятствиями, рождается и закаляется характер.

Новые встречи и люди дают свежие мысли и ходы. Чужая культура обогащает духовный мир писателя, и он сможет его подарить читателям в произведении. Путешествие делает другим писателя, поэтому нужно заниматься этим интересным делом как можно чаще.

Сбор информации

Если вас не сильно била жизнь и опыта в ней у вас маловато, а в путешествии вы не бывали то, возможно, вам подойдёт такой способ поиска сюжета как сбор информации. Многие писателя искали свои гениальные сюжеты в газетах, уголовных хрониках. В таких историях рождается характер настоящего героя. Конфликт из хроники происшествий, что может быть правдоподобнее?

Сейчас нам открылся уникальный мир интернета. С его помощью можно найти такие невероятные сюжеты, которые даже и не снились мэтрам литературы. День, потраченный на интернет серфинг, даст вам основу крепкого сюжета. Даже если у вас и нет большого жизненного опыта, только на реальных событиях жизни можно подарить свету яркий сюжет.

Также вам рекомендую записывать интересные истории, факты, что вываливает на вас жизнь в специальный блокнот. Напишите на нем «в работу» и периодически обращайтесь к нему. Вот посмотрите, как давно забытый факт, вдруг всплывет и станет дорогим бриллиантом истории.

Фантазируйте

Если опыта нет, а информацию собирать лень, то есть другой способ поиска сюжета для книги. Выпустите на волю необузданного мустанга – вашу фантазию. Откройтесь миру через воображение. Возможно, в нем кроется мир гораздо более интересный унылой и грубой реальности. Ваш мир может подарить возможность узнать жизнь и себя с другой стороны.

Воображение — бездонный источник для сюжетов. Тут вы сами творец правил и героев. Только вы своею волею творите невероятный сюжет в рамках вашего мира. Единственно, окунувшись в воображение с головой, не забывайте о том, чтобы ваш сюжет был логичным. Ведь даже самый нелогичный сюжет, если имеет внутреннюю логику, понятен и интересен.

Также героям должно быть комфортно в истории. Какой бы невероятный мир не родила ваша бурная фантазия, герои не должны выбиваться из него. Они не должны быть танком на ледовом побоище, если конечно это не логично в вашем мире. Любой, даже совершенно невероятный герой, должен гармонично смотреться в вашей истории.

При поиске сюжета вы также можете столкнуться с такой проблемой как ощущение, что все уже где-то было. Все сюжеты будто бы уже созданы до вас. Но не переживайте любой сюжет можно оживить и показать по новому. Для этого поможет ваш уровень культуры.

Культура писателя — это волшебная палочка. Если вы её обогащаете новыми книгами, знаниями то, она поможет вам в трудный момент родить неожиданный ход в сюжете. Культура сделает богаче слог. Герои при наличии богатой культуры будут объемнее и живее. Поэтому больше, читайте, смотрите. Станьте человеком энциклопедией – это значительно поможет вам найти хороший сюжет.

В сегодняшней статье мы узнали четыре способа как придумать сюжет для книги: личный опыт, сбор информации, фантазия и создание богатой культуры писателя.

Какие еще способы создания сюжета вы знаете? Что можете сказать о предложенных мною? Давайте порассуждаем в комментариях. Оставляйте после статьи свои мысли и делитесь ими с друзьями в социальных сетях.

Статей о том, как создать интересный сюжет, который оставит и читателя, и автора удовлетворенным, довольно много, но хочется вставить и свое слово. Сюжет зависит от многих факторов, и в этот раз я постараюсь разобрать самые главные из них – композиция или структура сюжета и персонажи на примере одного из самых известных современных фильмов и своих собственных фантазий на тему сюжета.

Часть 1. Теория

В первую очередь, стоит начать со структуры . Неважно, какого размера произведение или фик вы пишете – в каждой истории должны быть завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Эта структура известна всем ещё со времен учебы в школе, но вот детали многие часто забывают. На что стоит обратить внимание в первую очередь, так это на размер каждой из частей. Завязка часто делится на экспозицию и, собственно, побуждающее происшествие . Экспозицией нужно заинтересовать читателя и дать краткое описание того, что происходит в обычной жизни героя. Конечно, экспозицией можно и пренебречь и забросить героя сразу в гущу событий, но тогда автору будет гораздо сложнее показать, как выглядела жизнь героя до завязки. В зависимости от размеров и жанра произведения варьируется размер экспозиции и завязки. Если вы пишете рассказ или мини, то введение в сюжет должно занимать от полутора страниц до примерно 3-4. Можно, конечно, и больше, если ваш рассказ страниц на сорок. В одной книге был такой пример касательно жанра или стиля повествования (это было о кино, но тут тоже очень уместно): «У кинопрокатчиков есть любимая шутка: типичный европейский фильм начинается с показа золотистых, освещенных солнцем облаков. В следующем кадре – еще более прекрасные и пышные облака. Еще кадр и облака становятся поистине роскошными и окрашиваются в красный цвет. Голливудский фильм начинается с показа рваных золотистых облаков. Во втором кадре из этих облаков вылетает «Боинг 747». В третьем он взрывается». Прикидывать должны вы сами и при этом чувствовать, что часть не является затянутой. Автор лучше знает, на чем делать упор. Развитие действия – это основная масса произведения, но об этом всем известно. Концовка должна занимать чуть меньше, чем завязка и экспозиция.

Но для чего я писала всю эту теорию, которую многие знают и без меня? Конечно, для плана произведения ! Почти в каждой статье об этом говорится, но многие продолжают игнорировать этот пункт. Но если у вас в голове вертится история неопределенного размера и с не особенно точным сюжетом, то составление плана может помочь вам выйти из творческого ступора или кризиса. Простой горизонтальный лист бумаги, разделенный на три части (первая и третья небольшие, середина самая объемная) уже позволит вашему подсознанию вписать идею в эти рамки.

Лучше всего привести несколько примеров для наглядности. Мой любимый – «Пираты Карибского моря», и мы возьмем самый первый фильм, «Проклятие Черной Жемчужины». У нас есть три главных героя – Джек, Уилл и Элизабет. Для каждого героя создана своя экспозиция. С самого начала она связывает Уилла и Элизабет и показывает, что фильм будет о пиратах. Даже если убрать название, то после первых минут все станет ясно. Именно так и должно быть в хорошем произведении – намек на то, что будет вести нас через всю историю. Также в самом начале дается интересная и важная деталь – странная монета на груди Уилла – она привлекает внимание зрителя и также является одним из двигателей истории, но об этом я скажу немного позже.

Затем мы видим три кратких предыстории, которые описывают положение героев, как социальное, так и общее место в жизни и их характер. Уилла мы видим талантливым, влюбленным и робким. Элизабет – умна, имеет собственное мнение и не любит идти на поводу у других людей, а Джек Воробей, простите, капитан Джек Воробей неординарно мыслит, обладает чувством юмора и полагается на удачу или свой гениальный план (после всех фильмов все равно трудно понять, гений он, или ему невероятно везет), которому сопутствует доля безрассудства и нежелание думать о последствиях.

Основная часть фильма развивает все то, что было заложено в начале. Герои проходят нелегкий путь не только из-за внешних обстоятельств, но их ждет и внутренний «путь» - они меняются, становятся более смелыми или, наоборот, проявляют трусость, которую от них не ждали. Все это развитие укладывается в основную часть. Кульминация и развязка – это подведение итогов, проверка, как изменившиеся герои пройдут главное испытание или препятствие.
Теперь немного поговорим о теме, которую я уже подняла, о персонажах . Они – двигатель вашей истории и, собственно, то, ради чего вы это пишете. Сюжеты часто стираются из сознания читателей, а вот образы героев остаются. Мало кто сможет назвать каждый сюжетный поворот в «Пиратах Карибского моря», но Джека помнят все. Но перейдем к практике.

Часть 2. Практика

Чем так важен герой? Без него история рассыпается, он - тот клей, который держит сюжетные повороты вместе. Даже если у вас есть собственный продуманный мир или сюжет, этого все равно не будет достаточно, если у вас нет главного героя или нескольких. Почему? Потому что каждый персонаж реагирует на события определенным образом. Допустим, у вас есть часть сюжета – герой выходит из музея и видит, как неподалеку какой-то мужчина грабит женатую пару. Это начало истории? Да. Но оно практически бесполезно без личности главного героя. Текст с нарративом должен создавать собственный мир (даже если это не фантастика и не фэнтези) и населять его персонажами и объектами. Этот мир должен меняться под воздействием причин, вызванных действиями людей. Если наш персонаж – полицейский, который ходил в музей посмотреть на картины, то он бесстрашно бросится помогать, возможно, получит ранение, попадет в больницу… Вот, уже есть развитие истории, но это не особенно интересно. А что если наш персонаж – вор, который только что ограбил этот музей? Что он будет делать?

Поэтому персонажи так важны в истории. Если вы хотите создать интересный сюжет, то вам нужен яркий и многогранный главный герой. Для лучшего рассмотрения возьмем последний вариант и снова обратимся к вопросу завязки. Что такое завязка? Это побуждающее происшествие, которое переворачивает мир героя и заставляет его выйти из зоны комфорта. Герой должен отреагировать на это действие, потому что оно лишает определенного равновесия в жизни. Одна из хороших идей для начала любого сюжета заключалась в том, что во время или немного до побуждающего происшествия герой делает выбор между тем, чтобы пойти простым путем или все-таки сделать то, что выходит за его зону комфорта – с этого и начинается сюжет. В тех же «Пиратах Карибского моря» Джек мог не прыгать в воду, чтобы спасти Элизабет, но он это сделал и попался в руки властей. В седьмом эпизоде «Звездный Войн» Рей могла отдать дроида в руки торговца и получить много продовольственных пайков, но она выбрала сложный путь - и с этого началось её приключение. Если говорить о воре, который видит ограбление на улице, то простой путь для него – уйти, будто он ничего не видел, но так не получится и сюжета. Но он может пойти сложным путем – помочь людям, там вовремя объявится полиция, он будет героем, но и свидетелем. А свидетелю надо дать показания в участке. Но у него же в сумке украденная картина… Что хочет сделать герой? Сбежать от полиции. В этом заключается его осознанное желание – он хочет вернуться в зону комфорта, и попытки достичь ее и становятся нашим сюжетом. Именно так образуется история и интересный сюжет. Но в идеале в истории должен быть не только осознаваемый объект желания, но и неосознаваемый, тот, который герой преследует бессознательно. Это может быть стремление быть любимым, пережить приключение или что угодно еще. Конечно, в некоторых сюжетах подсознательное желание может и не фигурировать. У Джеймса Бонда, например, такого желания нет.

Итак, чтобы придумать начало интересного сюжета нам нужен главный герой с ярким характером, действием, которое даст ему цель и определенное противодействие. На этом строится завязка. Противодействие может идти с разных сторон – это могут быть как внешние обстоятельства (Темный властелин, полиция, непонимание со стороны семьи), так и внутренние – борьба с самим собой, например. Но противодействие может быть не одним. Что мешает Джеку получить «Черную жемчужину», а также достичь подсознательного желания – полной свободы? Две силы – капитан Барбосса, устроивший бунт на корабле (если я не путаю), и правительство островов, которое хочет уничтожить пиратов в принципе.

Идем дальше. Увлекательный сюжет строится на преодолении препятствий. Противодействующие силы (а они должны быть в любом произведении), которые возникают в завязке, набирают мощь, а потом главный герой встречает их в кульминации. Но что же находится между всем этим? Развитие действия представляет из себя возрастающее количество трудностей на пути к цели. Это довольно просто и не требует особых объяснений, но сюжет усилится, если герой несколько раз пройдет «точку невозврата ». Напряжение должно нарастать, ставки увеличиваться, а все события, которые по масштабу похожи на то, которое уже было, должны быть вычеркнуты, иначе читатель начнет скучать. В «Парке юрского периода» динозавр, с которым столкнулись герои, не должен быть похож на предыдущего. Сначала большой травоядный, который может наступить/ударить тяжелым хвостом, потом тираннозавр, большой, хищный, но от него можно убежать, а после этого самый серьезный противник – группа небольших, но самых опасных и умных динозавров, которые могут найти и окружить жертву. Напряжение нарастает, потому что у героев все меньше шансов выжить.

Снова вернемся к нашей «практике» - к вору с украденной картиной. Он попадает в участок как свидетель. Его могут заподозрить, поэтому он порывается уйти. Напряжение начинает расти, но у нашего героя много шансов. Ситуация обостряется, когда персонаж видит собственный портрет на стене участка с надписью, что его надо задержать. Ставки повышаются. Если раньше он мог сказать, что картина – лишь репродукция, а он – художник, то теперь его точно схватят, если узнают. Портрет – это важная деталь истории, как и монета в «Пиратах», она является объектом в мире, окружающем героя и влияет на сюжет. Это не «рояль в кустах», вполне обоснованно, что в полицейском участке будут висеть портреты опасных преступников. Что должен сделать герой теперь? Правильно, сорвать свой портрет, который висит на самом видном месте, но сделать это незаметно. Что должен автор написать дальше?

И сейчас мы подошли к такой сюжетообразующей конструкции, как «действие – брешь между ожиданием и результатом – реакция – действие». Брешь заставляет героя двигаться дальше, потому что его цель не достигается лишь одним шагом. Поэтому автор не должен дать сорвать портрет и создать эту брешь. Потому что если он это сделает, то полицейский его отпустит и история закончится так просто, а это разочарует читателя. Риск должен возрастать до самой кульминации, когда ситуация будет описываться фразой «все или ничего». Так что наш вор подбирается к портрету, всеми силами отвлекая внимание на других, уже срывает, но тут вмешивается кто-то и берет бумагу у него из рук, смотрит на нее и узнает преступника. Брешь, ставки повышаются, ситуация становится все опаснее.
Главный вывод – читателя надо постоянно держать в напряжении и постоянно повышать ставки, не повторяясь. Но как это сделать? Как придумать такие конфликты, которые приведут к нужному развитию героя и создадут необходимые противодействующие силы?

Ответ заключается в главном герое. Именно поэтому важно создать яркого персонажа, реалистичного и глубокого. Такой персонаж сам даст необходимый толчок к созданию многогранного сюжета. Герой должен вступать в конфликт , и именно автор должен определить, какой конфликт станет самым трудным для героя. Конфликты бывают разными. Он бывает внутренним, на этом основываются психологические романы, есть конфликт личностный, когда протагонист борется с антагонистом, человеком, со своими личными целями, а есть внеличностный – это всевозможные боевики и фильмы ужасов. В боевиках герой сталкивается со многими представителями антагонистических сил – приспешниками зла, ордами орков, динозаврами и роковыми женщинами (но не в одном произведении, прошу). Стоит также упомянуть, что антагонизм не обязательно должен быть чем-то опасным или смертельным, ведь во флаффе он тоже может и, на мой взгляд, даже должен присутствовать. Если вы пишете про героя, который готовится к Рождеству, ведь должна приехать его семья, то противодействующими силами вполне может стать время. Он не успевает приготовить ужин, в торговых центрах огромные очереди, елка падает и все игрушки разбиваются – нарастает напряжение, ведь праздник вот-вот будет испорчен окончательно. Вроде ничего опасного, криминального, но конфликт тоже есть. Именно из-за него и возникает интерес.

Автор должен смотреть, что станет самым сложным препятствием для героя в его попытке достичь цели. Это бывает сложно, но автор должен раз за разом задавать себе вопрос: а что самое ужасное может произойти теперь? Мучить своих персонажей нравится не всем, но тогда вы не получите развитие характера. Чем нам не нравятся Мэри Сью и банальные боевики? Тем, что герой напролом идет к своей цели, убивая/покоряя каждого, пока не достигнет главного злодея. Это интересно? Нет, потому что он не проигрывает и не собирается. Это похоже на проверку, как далеко может зайти герой. Но при таком развитии событий все и так знают, что будет дальше. В большинстве Голливудских фильмов мы тоже знаем, что у героев все будет хорошо, но мы за них переживаем, ведь они регулярно терпят поражение и теряют шансы на счастливый конец.

Главный герой - это, конечно, хорошо, но для интересной истории слишком просто. Второстепенные персонажи оттеняют главного героя, вводят новые небольшие идеи и помогают раскрыть основной замысел. Например, при преодолении опасного препятствия один из второстепенных персонажей может и не выжить, что обострит ситуацию и покажет, насколько все серьезно для главных героев. Также второстепенные сюжетные линии помогают разнообразить повествование, дают новых интересных героев.

Например, та пара, на которую напали, собиралась разводиться, и пока мы следим за главным героем, мы также можем видеть, какое развитие отношений происходит у них. Если сначала, пока полиция не знает, кто такой наш герой, опрашивает их всех вместе, то пара постоянно ругается – муж обвиняет ее в том, что она чуть ли не открыто достала на улице деньги и все в таком духе. Потом их конфликт все нарастает, но мы отвлекаемся от них, потому что нашего главного персонажа узнают и пытаются схватить. Что он делает? Паникует, хватает один из пистолетов и берет эту пару в заложники. Новый конфликт! Он не хочет их убивать, но больше никто об этом не знает. Допустим, он смог добраться с ними до какого-то места, где он может контролировать ситуацию и не дать себя схватить или даже убить, но счет идет на минуты – ему надо придумать решение. В ход снова вступает подсюжет, эта пара боится за свою жизнь, и муж, например, просит, чтобы он оставил в заложниках только его, но отпустил жену, потому что он боится за ее жизнь.

Эта сюжетная ветка делает резкий поворот, второстепенные герои реагируют на события. Что произошло в этот момент? Мужчина понимает, что любит свою жену, а деньги и все те проблемы, из-за которых они ссорились, не особо важны. Происходит развитие второстепенных персонажей. Пара мирится, и главный герой решает, что это выход. Так он может показать, что у него нет особенно плохих намерений – ему просто хочется остаться на свободе. Вот и первая победа героя за все время с начала сюжета. Постоянные поражения тоже иногда утомляют читателя, так что стоит чередовать это с небольшими победами.

Можно вставить еще один подсюжет, включив в повествование двух второстепенных героев-полицейских. Один из них, например, «новичок», хоть он служит уже пару лет, но на него никто не обращает внимания (пусть это будет криминальная комедия, а не что-то особенно серьезное). Второй – опытный полицейский, который все время гонялся за крупным делом, желая выслужиться, поэтому он обходил других не самыми честными способами, мало с кем считался, пусть иногда и испытывал угрызения совести за это. Но этот второй полицейский не признает знаменитого вора, это делает «новичок», когда берет портрет в руки. Именно «новичку» участок должен быть обязан за признание преступника, но опытный полицейский забирает всю славу себе и отодвигает первого на задний план. У этих героев тоже образуется конфликт. Для новичка главное препятствие – его опытный начальник, который не дает проявить себя. Для второго – противодействие вора, который не дает попасться, а если он уйдет от них, то полицейский никогда не получит повышения.

Что мы выяснили из этого пункта? Второстепенные герои формируют свои собственные небольшие сюжеты, которые помогают развивать историю, иногда могут пересекаться с главными действиями и влиять на них. Но и тут все двигают персонажи. Важно не просто создавать напряжение, но еще и вызывать у читателей эмоции. Среди положительных – радость, любовь, восторг, трепет, среди негативных – ужас, печаль, унижение, сожаление, стресс и другие. Как и похожих событий не должно быть в сюжете, также стоит поступать и с эмоциями, которые появляются у читателей. Эмоции также стоит чередовать «положительная – негативная –положительная».

В итоге наш сюжет должен подойти к кульминации . Самое главное ее правило – не оставлять кульминацию «за кадром», в критический момент герой должен сделать выбор, как и делал на протяжении всего произведения, на глазах у читателя. В кульминации, в идеале, надо свести все вопросы и истории воедино. Лучшим финалом может стать тот, где автор дает то, что читатель так сильно ждет, но в максимально неожиданной форме. Если мы сочувствуем нашему герою-вору, то хотим, чтобы тот сбежал, но не знаем, как именно. Конфликт продолжает нарастать. Опытный полицейский ведет переговоры, ему ставят в заслугу освобождение одного из заложников, и тот решает, что преступник слишком мягок, так что можно атаковать здание, где он спрятался. Мы подходим к самому важному моменту, где решится все, что было заявлено. При штурме вора могут схватить или убить, так что он потеряет все. Случайно могут убить и заложника, так что восстановленные отношения также могут обернуться трагедией, а если преступник уйдет, то полицейский потеряет свой шанс. У каждого из них на карту поставлено всё, и кульминация должна это решить. Когда читатель доходит до самого конца, ему должно казаться, что иначе и быть не могло, такое развитие событий было предопределено с самого начала и в тот же момент было совершенно неожиданным.

Вот так, на мой взгляд, можно сформировать интересный сюжет. Если подвести итог, то надо взять необычный мир или ситуацию и найти героя, которого это затронет больше всего. Или, если у вас есть герой, то придумать ему такое происшествие. На протяжении всего произведения герой будет развиваться, вступать в борьбу с самыми опасными для него силами, иногда проигрывать, иногда побеждать, а потом он дойдет до кульминации, которая должна быть критичной для любого из участников конфликта, которые «присутствуют» в этом моменте. А дальше – ваша работа как автора. Надеюсь, это статья с многочисленными примерами если не помогла, то хотя бы дала пищу для размышлений. Удачи в творчестве и создании сюжетов!

Сегодня, товарищи, хочу поговорить о сюжете. Что это такое, как его придумать и главное — о чем нужно думать, чтобы он появился на свет.

Сначала небольшая ремарка. На блога, создается несколько произведений сообща. Т.е. некоторые товарищи, которые избрали этот блог в качестве пристанища, создают вместе (со мною включительно) коллективные произведения. Это начинающие авторы. Но к чему я это говорю. Отнюдь не для рекламы форума. Месседж в том, что эти дамы и господа на практике постигают писательскую «науку». Они на опыте уже поняли, что такое , как их создать, сюжет, сюжетные линии, закрутка, кульминация и прочее. Т.е. сколько бы человек не читал теоретической части, нету в мире способа научиться чему-нибудь, не пройдя этапы любой науки на практике. Поэтому, даже если форумчане еще месяц назад и не представляли себе в полной мере, что такое сюжет и с чем его едят, то сегодня уже могут сами рассказать об этом. И даже показать.

Продолжим тему заметки.

Одним из ключевых моментов в написании книги является наличие сюжета. Без него произведение — это набор букв и слов.

Не путайте с идеей книги. Бывает автору придет в голову мысль — о чем будет книга, он кидается набрасывать идею на бумаге и думает, что это сюжет. Это не так. Сюжет, это та «лиана», которая плотно закручивается вокруг идеи и помогает читателю пройти сквозь всю книгу.

Главными моментами в сюжете являются: логика, интересная закрутка, интрига, конец, недосказанность. Сюжет не должен быть статичным, иначе книга будет скучная. Нужен движ и адреналин. Эти компоненты будут держать читателя в напряжении и не позволят оторваться от книги. Если это так, то книга — успешна.

Прежде, чем приступать к описанию сюжета, автор должен набросать его план, который упорядочит возникающие по ходу идеи. Иначе широта мысли заведет писателя в неведомые дали, он запутается и вся работа накроется медным тазом. Нужно расставить на ключевые позиции героев, которые автором ранее были придуманы и отшлифованы. Обязательно все должны взаимодействовать между собой, иначе потеряется логика их присутствия. О я писал в предыдущих заметках.

Кроме этого, сюжет должен быть выдержан в одном жанре. В крайнем случае мейнстриме. Т.е. на грани, где стыкуются жанры. Прыгать из фантастики в детектив, а оттуда в любовный роман неприемлемо. Читателю быстро надоест такая каша.

Автор должен начать изложение сюжета с места действия. Где будут происходить все действия героя. Выдуманный ли это мир или настоящий. наше время, прошлое или будущее. Объясните себе, почему так, а не иначе. Что привлекательно в том или ином месте или времени относительно замысла.

Включайте в сюжет неординарные ситуации, неожиданные и интересные повороты. Это будет держать читателя прикованным к произведению.

Ближе к концу романа (рассказа) должна присутствовать развязка. Причем совершенно неожиданная. Задатки такой развязки должны всплывать в момент кульминации, иначе читатель поймет, чем все закончится и дочитает остаток вашей книги по диагонали за пять минут (в лучшем случае).

Как я уже говорил, сюжет должен быть логичным и привести читателя к логическому завершению. Но имейте ввиду, что конец книги не должен быть однозначным. Оставьте некую недосказанность, чтобы читатель имел пищу для размышления и сам додумывал продолжение окончания. В том русле, в котором ему (читателю) нравится.

В следующих заметках будем продолжать рассматривать нюансы темы «как написать книгу». Если интересно,