Непознанное

Исчисление налогов при применении специальных налоговых режимов. Особенности применения специальных налоговых режимов

Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 18 НК РФ

Статья 18 НК РФ. Специальные налоговые режимы (действующая редакция)

1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут быть установлены также федеральными законами, принятыми в соответствии с настоящим Кодексом, предусматривающими проведение экспериментов по установлению специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса.

2. К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения;

6) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента).

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 18 НК РФ

Комментируемая статья определяет ключевые понятия такого института налогового права, как специальный налоговый режим.

В Налоговом кодексе РФ закреплено, что федеральные, региональные и местные налоги обязательны к уплате на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципального образования, за исключением случаев использования специальных налоговых режимов, которые могут предусматривать возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Устанавливая баланс между публичными и частными интересами в налоговом праве, формируя благоприятные условия для осуществления отдельных экономически и социально значимых видов предпринимательской деятельности, Налоговый кодекс РФ, наряду с общим налоговым режимом, предусматривает применение специальных налоговых режимов, создающих более благоприятные экономические и финансовые условия для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к малому бизнесу, являются сельскохозяйственными товаропроизводителями или участниками соглашений о разделе продукции.

Специальный налоговый режим может быть определен как совокупность налоговых норм (институт налогового права), предусматривающих особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

В Российской Федерации применяется пять разновидностей специальных налоговых режимов.

Исчерпывающий перечень специальных налоговых режимов содержится в комментируемой статье Налогового кодекса РФ, а правовые характеристики каждого специального налогового режима установлены во второй части Налогового кодекса РФ и в ряде случаев уточнены и дополнены в законах субъектов Российской Федерации и решениях представительных органов муниципальных образований в соответствии с полномочиями, переданными на региональный и муниципальный уровни.

В ранее действовавших редакциях Налогового кодекса РФ упоминались и другие специальные налоговые режимы (система налогообложения в свободных экономических зонах, закрытых административно-территориальных образованиях), впоследствии исключенные из налогового законодательства.

Условия использования налогоплательщиками специальных налоговых режимов перечислены в соответствующих одноименных главах второй части Налогового кодекса РФ. В них определены требования к налогоплательщикам, позволяющие им воспользоваться специальными налоговыми режимами, - допустимые виды предпринимательской деятельности, предельные размеры доходов, численности занятых и т.д. Кроме того, Налоговый кодекс РФ четко определяет суть трансформации налоговой обязанности при использовании специального налогового режима по сравнению с общим налоговым режимом. Например, налогоплательщики-организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, а также не признаются налогоплательщиками по НДС. При этом иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим налоговым режимом, установленным законодательством о налогах и сборах.

Вместо тех налогов, от которых налогоплательщики освобождаются, они уплачивают налоговые платежи, которые рассчитываются по правилам, установленным для данного специального налогового режима. Так, например, индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения, уплачивают налог в размере 6 процентов от налоговой базы, определяемой как денежное выражение потенциально возможного к получению годового дохода, устанавливаемого на календарный год законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Переход на одни специальные налоговые режимы осуществляется по заявлению налогоплательщика (например, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения), а на другие - в императивном порядке, в силу непосредственного указания закона (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до 2013 г.; с 1 января 2013 г. переход на ЕНВД также стал осуществляться по заявлению налогоплательщика).

Особняком среди специальных налоговых режимов стоит система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Действие этого специального налогового режима регулируется Налоговым кодексом РФ вместе с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Этот специальный налоговый режим имеет особое значение для российской экономики, поскольку призван стимулировать приток инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны.18 , 88, 100, 101, 346.25, 346.27, 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации...

  • Решение Верховного суда: Определение N 1-АПГ14-11, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статьи 18 и 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации) В силу статьи 346.47 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности установленный законом субъекта Российской Федерации...

  • +Еще...

    НК РФ. Они предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:

    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
    • упрощенная система налогообложения (УСН);
    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • патентная система налогообложения (ПСН).

    Кто может применять спецрежимы

    УСН, ЕНВД и ЕСХ могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения спецрежимов должны соблюдаться определенные критерии.

    Спецрежимы ориентированы в основном . Относится ли компания к малым или микропредприятиям, зависит от ряда параметров: структуры уставного капитала, средней численности персонала, некоторых показателей (основные фонды, выручка, размер помещений и пр.).

    УСН

    Организация может применять УСН, если выполняются следующие условия:

    • Компания не является бюджетным или казенным учреждением, участником соглашения о разделе продукции, банком, страховщиком, ломбардом, профучастником рынка ценных бумаг, инвестиционным фондом или НПФ.
    • Компания не занимается игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также добычей полезных ископаемых.
    • Доля участия других организаций в ее уставном капитале в совокупности не превышает 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн рублей.
    • Средняя численность сотрудников за год не превышает 100 человек.
    • Доходы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается начать применять УСН, не превышают 45 млн рублей без НДС с учетом , в 2015 году — 51,615 млн рублей (45 млн × 1,147). Общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не должна превышать 60 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. За весь период применения УСН в 2015 году это 68,82 млн рублей, а в течение 2016 года выручка компании (предпринимателя) не должна превысить 79,74 млн рублей (60 млн × 1,329).

    ЕСХН

    ЕСХН предъявляет особые требования к выручке предприятий: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70 %. При этом пределов ни по выручке, ни по численности нет. Исключение — рыбохозяйственные организации, для которых численность работников не должна превышать 300 человек.

    ЕНВД

    При использовании ЕНВД, в отличие от УСН, нет ограничений по величине выручки. Но есть другие условия:

    • Если компания занимается розничной торговлей через магазин или павильон, площадь торгового зала не должна превышать 150 квадратных метров.
    • Средняя численность за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек.

    Кроме того, ЕНВД, в отличие от УСН, применим к строго ограниченному перечню видов деятельности (см. п. 2 ст. НК РФ).

    От чего зависит ставка УСН?

    Налогоплательщики на УСН вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения и ставку:

    • доходы по ставке 6 %;
    • доходы, уменьшенные на величину расходов, по ставке 15 %.

    Первый вариант отличается простотой учета. Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

    Во втором варианте доходы определяются также по кассовому методу. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы должны быть документально подтверждены и строго соответствовать закрытому перечню согласно ст. НК РФ.

    При применении УСН 15 % учитывается минимальный налог 1 % от суммы поступивших доходов. Он уплачивается в том случае, когда рассчитанная сумма налога 15 % в итоге получается меньше суммы рассчитанного минимального налога 1 % от суммы доходов.

    Бухгалтеру на заметку

    Низкая ставка с оборота выгодна при высокорентабельной деятельности. Ставка же 15 % с разницы между доходами и расходами предпочтительна для менее рентабельных видов деятельности. Целесообразность применения спецрежимов также зависит от количества наемных сотрудников и их фонда оплаты труда.

    Особенности перехода на спецрежимы

    Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.

    Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

    А вот совмещение общей системы и УСН запрещено нормой (п. 2 ст. НК РФ). Нельзя также одновременно применять общую систему и ЕСХН (п. 3 ст. НК РФ), а также совмещать УСН и ЕСХН (пп. 13 п. 3 ст. НК РФ).

    Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. НК РФ).

    Региональные особенности

    Практически все спецрежимы имеют свои региональные особенности. Так, для севастопольских налогоплательщиков Законом города Севастополя на 2015-2016 годы установлены налоговые ставки УСН в размере 3 и 7 % соответственно, для плательщиков ЕСХН — в размере 0,5 %.

    Для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2015 установлена налоговая ставка в размере 5 % (Закон г. Севастополя ), для патентной системы налогообложения — в размере 1 % (Закон г. Севастополя ). Ставки для спецрежима в виде ЕНВД прописаны в Законе г. Севастополя .

    Все вышеперечисленные законы можно найти в региональном блоке сайта ФНС. Информация управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации является составной частью разделов федерального уровня. Чтобы ознакомиться с информацией по своему региону, необходимо выбрать его в «шапке» официального интернет-сайта «Ваш регион», например, «92 город Севастополь». После этого на главной странице сайта в адресной строке отразится www.nalog.ru/r92/ . В этом случае налогоплательщику будет доступна к просмотру не только информация федерального уровня, но и информация, имеющая региональные особенности.

    В соответствующих разделах сайта можно ознакомиться с новостями, региональными особенностями налогового законодательства, с графиками проведения семинаров, а также справочной информацией, касающейся работы районных инспекций, и найти много другой полезной информации. На сайте функционирует 39 электронных сервисов — как информационных, так и интерактивных и транзакционных. Обратившись к ним, можно не только ознакомиться с действующим налоговым законодательством, но и проверить надежность контрагентов, получить доступ к «Личному кабинету», подать отчетность, задать вопрос, относящийся к компетенции службы, провести сверку по налоговым обязательствам.

    Предпочтения севастопольских налогоплательщиков при выборе системы налогообложения

    По состоянию на 1 сентября 2015 года в ЕГРЮЛ по г. Севастополю включено 8,8 тысячи юридических лиц. Среди них соотношение предпочитающих общую систему налогообложения и спецрежимы — примерно 50 на 50. А вот «спецрежимники» в основном выбирают для себя УСН. ЕНВД в Севастополе не пользуется популярностью, на сегодняшний день эту систему налогообложения применяют 166 юридических лиц. Из общего числа организаций, перешедших на спецрежимы, ЕСХН выбрали только 19.

    Универсального способа для определения самого выгодного налогового режима нет. Каждый налогоплательщик самостоятельно делает выбор и просчитывает экономический эффект с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому прежде чем перейти на спецрежим с общей системы налогообложения либо избрать специальный налоговый режим с даты постановки на учет, я рекомендую ознакомиться с положениями НК РФ, а также использовать информацию, размещенную на официальном

    Специальные налоговые режимы разрабатываются государством для регуляции отдельных отраслей бизнеса, а также упрощения уплаты налогов. Кроме того, они помогают откорректировать налоговую систему и разработать индивидуальные подходы к разным категориям граждан. Какими бывают специальные налоговые режимы, и какие функции они выполняют – посмотрим далее.

    Понятие и разновидности специальных налоговых режимов

    Специальный налоговый режим (СНР) – это вид налогообложения, имеющий отличительные характеристики от общеустановленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, в котором и прописаны нормы, регулирующие СНР.

    Среди специальных налоговых режимов выделяют пять режимов:

    1. . Упрощенная система уплаты налогов или так называемая “упрощенка”, которая, как правило, используется при ведении бизнеса. Она включает большое количество выплат, которые находятся в рамках медицинского и пенсионного страхования. Такая система не является принудительной, и предполагает две формы, введенные с 2014 года. По УСН, налоговые ставки на доходы составляют 6%. Однако если это доходы, выплачиваемые государству и уменьшенные на размер расходов, ставка составляет 15%.
    2. . Этот вид налогового режима также называют “вмененкой”. Единые налоги на вмененные доходы с 2016 года также стали непринудительными. Такая система, как правило, используется вместе с основной системой налогообложения. Она предназначена для специальных видов деятельности, включая ветеринарные услуги, бизнес по автотранспорту и недвижимостью, рекламу и проч.
    3. . Система налогообложения, регулирующая сельское хозяйство, которая помогает в работе товаропроизводителей сельскохозяйственного типа. Она применяется вместо налога на прибыль, имущество и НДС. С 2017 года ставка с 18% поднялась до 24%.
    4. ПСН . Это патентная система, введенная для регуляции патентной деятельности. Она может быть использована только теми индивидуальными предпринимателями, которые заняты в особых видах деятельности, указанных на сайтах налоговых служб субъектов РФ. Такая система заменяет НДС, налог на имущество физических лиц, НДФЛ. Ставка составляет 6%.
    5. СРП . Такая система применяется редко и актуальна только при уплате налогов во время выполнения соглашения о разделе товаров. Такие правовые отношения возможны, когда заграничные и национальные предприятия занимаются добычей минерального сырья. Ставка рассчитывается индивидуально.

    Какими главами НК РФ регламентируются специальные налоговые режимы, кем могут применяться и на каких основаниях, предлагается узнать из таблицы, которую можно .

    Знать о специальных налоговых режимах обязательно не только для экономиста или бухгалтера, но и для бизнесмена, поскольку это важно для грамотного управления своим делом и оптимизации работы с денежными средствами в рамках предприятия.

    Общая характеристика СНР

    Специальные налоговые режимы представляют собой особенный свод правил, установленных отдельно для определенных социальных групп, видов деятельности и т.д. Среди основных характеристик специальных режимов налогообложения выделяют следующие:

    • За исключением СПР, все виды специальных режимов могут использоваться только представителями малого бизнеса.
    • УНС, ЕНВД и ЕСХН могут быть использованы предприятиями и индивидуальными предпринимателями, а СРП – исключительно предприятиями, ПСН – исключительно ИП.
    • Все специальные режимы (кроме УСН) могут быть использованы только для определенных объектов, которые указаны в НК РФ или установлены местными органами самоуправления. УСН используется крупными представителями бизнеса по условиям, прописанным в главе 26.2 НК.
    • При всех системах (кроме СРП) единый специальный налог оплачивается вместо налога на прибыль, имущество и НДС. Что касается СРП, то в этом случае будут действовать определенная льготная системы и спецналог.

    Налоговый период определяется в зависимости от конкретной системы. Так, декларация по налогам ЕСХН и УНС подается один раз в год, по ЕНВД – в квартал, по ПСН – в год или в течение действия платежа, СРП – в зависимости от периода каждого налога. С этими и другими характеристиками можно ознакомиться в таблице, .

    Условия применения специальных налоговых режимов

    Какие условия существуют и действуют на сегодняшний день для наиболее популярных специальных налоговых режимов, рассмотрим далее:

    ЕСХН

    Это – единый налог на сельское хозяйство. Здесь предъявляются особые требования к доходу предприятия:

    • Доля дохода именно от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не меньше чем 70% от всей выручки. При этом каких-либо пределов в плане выручки нет – они могут быть абсолютно любыми.
    • Если предприятие занимается ловлей и добычей рыбы, тогда количество сотрудников должно составлять не больше 300 человек.

    УСН

    “Упрощенка” может применяться при соблюдении таких условий:

    • Компания не должна быть казенным либо бюджетным учреждением, а также страховщиком, ломбардом или фондом инвестиций.
    • В уставном капитале может содержаться не более 25% участия сторонних организаций или предприятий.
    • Компания не может заниматься игорным бизнесом или добывать полезные ископаемые.
    • Годовое число сотрудников не может превышать 100 человек.
    • За 9 месяцев года, предшествующего году установления УСН, доход предприятия не был выше 45 миллионов. Данная цифра высчитывается с учетом НДС и инфляций.

    ЕНВД

    Он может использоваться как самостоятельный налоговый режим, так и как дополнительный, например, в сочетании с УСН. Для перехода на ЕНВД компании не нужно как-то ограничивать себя в плане выручки, однако стоит принять следующие правила:

    • Если компания занимается продажами на специально имеющейся для этого площади, то эта площадь не должна превышать 150 квадратных метров.
    • Количество сотрудников предприятия за текущий и прошлый год не может быть более 100 человек.
    • Виды деятельности, для которых применим ЕНВД, четко отражены в 2 пункте 346.26 статьи Налогового кодекса РФ.

    При переходе на определенный налоговый режим необходимо учесть как федеральные, также и региональные особенности перехода. Для уточнения данных особенностей потребуется обращение в местную Налоговую службу.

    СНР среди субъектов малого предпринимательства

    Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо “упрощенка”. Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:

    • Для организаций . Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому “упрощенкой”.
    • Для индивидуальных предпринимателей . В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.

    Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.

    Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.

    Видео: СНР для субъектов малого налогообложения

    При общем изучении налогов и налогообложения тщательное внимание уделяют специальным налоговым режимам. Подробная информация о них с яркими примерами – в следующем видеоролике:

    Любой специальный налоговый режим лицо может выбирать полностью самостоятельно. Конечно, важно обращать внимание, какие типы налоговых режимов подходят именно вам, то есть, каким типам вы соответствуете, а каким – нет. В любом случае, это прекрасная возможность, чтобы не уплачивать все или некоторые федеральные налоги.

    Каждая организация или индивидуальный предприниматель должны выплачивать в бюджет страны часть денежных средств со своей прибыли или доходов – налоги. Ко всем плательщикам при регистрации применяется общий налоговый режим – сложная и неудобная для многих система уплаты налогов. Для . Рассмотрим популярные спецрежимы.

    Зачем нужны спецрежимы налогообложения

    Для поддержки и стимулирования развития бизнеса в налоговой системе РФ, помимо предусмотрены еще и пять специальных.

    Спец режимы наиболее распространены в небольших и средних предприятиях, поскольку позволяют значительно упростить систему уплаты налогов и сдачи отчетности, а также сэкономить на платежах.

    Которые действуют в России, максимально полно соответствуют общепринятым мировым стандартам и разработаны на их основе.

    Понятие “специальный налоговый режим” согласно НК РФ

    Понятие “Специальный налоговый режим” подразумевает особую процедуру определения и взимания налогов, а также освобождения от их уплаты при наличии некоторых условий.

    Целью его введения является предоставление начинающим предпринимателям возможности работать в более благоприятных условиях.

    Что предусматривает переход

    Критериями, по которым определяется возможность перехода на одну из специальных систем, может быть:

    • вид деятельности, которым занимается предприятие;
    • численность сотрудников компании;
    • размер получаемого дохода;
    • форма собственности.

    Применение спецрежимов имеет такие положительные моменты:

    • многие приоритетные сферы предпринимательства испытывают меньшую налоговую нагрузку;
    • особые условия уплаты налогов стимулируют развитие малого бизнеса;
    • снижается уровень теневого оборота;
    • в сферах, где используются специальные режимы, повышается собираемость налогов.

    Общим для всех существующих специальных налоговых режимов является то, что они заменяют собой множество сборов общей системы путем введения одного единого налога.

    Конкретная ставка, налоговая база и особенности его расчета зависят уже от конкретного вида специального режима.

    Характеристики и сравнительный анализ видов спец режимов

    В Налоговом кодексе РФ имеется пять специальных режимов, которые могут использовать плательщики при наличии у них для этого оснований. Каждая из систем имеет как свои преимущества, так и недостатки, поэтому проведем сравнительный анализ каждого из популярных видов.

    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

    Этот налоговый режим доступен только для тех предприятий и ИП, деятельность которых связана с сельским хозяйством. При этом доход от этой деятельности должен охватывать минимум 70% от всего полученного совокупного дохода.

    Деятельность, которая попадает под ЕСХН:

    • растениеводство;
    • животноводство;
    • разведение и выращивание рыбы;
    • лесное хозяйство и т. д.

    Чтобы иметь право применять эту налоговую систему, предприниматели должны именно производить такую продукцию, а не заниматься ее дальнейшей реализацией или переработкой.

    Переход на режим ЕСХН осуществляется добровольно и при наличии необходимых для этого условий, путем подачи специального заявления в налоговую.

    Данная система во многом схожа с УСН, с тем лишь отличием, что применяется она для сельскохозяйственных предприятий. Единый налог заменяет для ООО налог на прибыль, а для ИП – подоходный налог, а также для них обоих – налог на имущество и НДС (кроме таможенного). При этом за своих сотрудников НДФЛ будет продолжать выплачиваться – как у ИП, так и у предприятий.

    Налоговая ставка составляет 6%, а в качестве базы выступает прибыль – полученные доходы за вычетом всех документально понесенных расходов. При этом допускается уменьшить размер дохода, отняв от него убытки за прошлые периоды.

    Упрощённая система налогообложения

    Данная система доступна как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц. Чтобы перейти на нее, нужно подать в налоговую специальное заявление. Сделать это можно лишь в течение трех дней после регистрации вновь созданного экономического субъекта или с 1 октября по 30 ноября.

    Для ООО единый налог заменяет:

    • налог на прибыль;
    • налог на имущество.

    ИП не будут платить такие налоги, как:

    • НДФЛ;
    • налог на имущество.

    Также все налогоплательщики освобождаются от уплаты НДС (кроме таможни). Вместе с тем обязательства по уплате страховых взносов в пенсионный фонд сохраняется как у ООО, так и у ИП.

    Единый налог может рассчитываться двумя способами:

    • от полученного дохода – в размере до 15% (конкретная цифра может быть установлена региональными законодательными актами);
    • от полученной прибыли (доход за вычетом расходов) – 6% от суммы.

    УСН доступна не для всех видов деятельности: банковская, страховая, инвестиционная сферы, производство подакцизных товаров и операции с ценными бумагами не попадают под действие этой системы. Для ИП существует также ограничение по численности сотрудников – их не должно быть больше 100. Список ограничений для организаций гораздо шире:

    • доход от реализации за 9 месяцев прошлого года должен быть не более 45 млн. руб.;
    • стоимость имущества не может превышать 100 млн. руб.;
    • должны отсутствовать филиалы и представительства;
    • доля в уставном капитале юрлиц не может быть больше четверти.

    Если за отчетный период стоимость имущества, которое было реализовано, превысит 60 млн. руб., то и организации, и ИП должны будут вернуться к общему режиму.

    Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

    Применение режима ЕНВД также доступно как для ИП, так и для организаций, и с 2013 года является полностью добровольным решением плательщика. Его суть состоит в том, что налогоплательщик выплачивает вместо нескольких разных налогов один, в размере 15% от налоговой базы.

    Особенность режима состоит в том, что налоговая база не зависит от фактически полученного результата деятельности.

    Не имеет значения величина дохода или прибыли, поскольку налог платится с вмененного дохода.

    Вмененный доход – это денежная сумма, которая установлена в фиксированном значении и считается средним показателем доходности того или иного вида деятельности.

    ЕНВД может сочетаться с другими режимами, поскольку эта система применяется только для законодательно установленного перечня видов деятельности:

    • транспортные перевозки (как пассажиров, так и грузов), а также обслуживание различных видов автомобилей;
    • розничная торговля;
    • сфера общественного питания;
    • оказание ветеринарных услуг и т.д.

    В каждом регионе РФ есть свой перечень конкретных видов деятельности, попадающих под этот режим. Существуют ограничения и по масштабам работы предприятия, то есть по таким критериям, как:

    • численность персонала (не больше 100);
    • доля других юрлиц в уставном капитале (меньше 25%);
    • производственная площадь (зависит от вида деятельности).

    Также ООО или ИП не должен являться крупным налогоплательщиком. Если все показатели остаются неизменными, то декларация составляется всего один раз и далее дублируется каждые три месяца.

    При ЕНВД не предусмотрено возможности сдавать нулевые декларации и не платить налог, если деятельность не ведется. Налогоплательщик обязан либо вовремя совершать все отчисления, либо переходить на другой налоговый режим.

    Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

    Этот режим используется в регулировании отношений сторон договора о разделе продукции и заменяет часть необходимых к уплате налогов. Сторонами договора являются:

    1. Инвестор – это предприниматель, который платит определенную денежную сумму за получение права заниматься поисками и добычей минерального сырья на территории, указанной в договоре.
    2. Государство в лице местного исполнительного органа, который и предоставляет инвестору право пользоваться недрами.

    В соответствии с условиями данной системы, в случае добычи ценной продукции она будет разделена между инвестором и государством. Такое разделение заменит часть установленных законодательством налогов и сборов. При этом он должен платить такие налоги, как:

    • страховые взносы;
    • налог на прибыль;
    • акциз;
    • госпошлину;
    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • платежи за использование природных ресурсов;
    • земельный налог;
    • плату за оказание негативного влияния на окружающую среду.

    Практически все данные налоги в дальнейшем инвестору будут возмещены. Разделение произведенной продукции может осуществляться при помощи двух вариантов:

    • 75% и 25% (между инвестором и государством соответственно) – базовый вариант;
    • 68% и 32%.

    – все, что нужно знать про расчет итогового результата деятельности компании.

    Последний вариант используется редко, лишь в исключительных случаях, и может зависеть от технико-экономического обоснования проекта или проведенной стоимостной оценки недр.

    Патентная система налогообложения

    Данный налоговый режим доступен только для индивидуальных предпринимателей и направлен на стимулирование развития малого бизнеса. Его могут применять ИП, которые занимаются ограниченным перечнем видов деятельности, например:

    • оказание парикмахерских услуг;
    • работы по ремонту обуви;
    • пошив одежды;
    • косметические услуги;
    • индивидуальные образовательные услуги (репетиторство или ведение курсов);
    • дизайнерские услуги;
    • ремонт мебели и т.д.

    Предприниматель, занимающийся одним из данных видов деятельности, может применять патентную систему при выполнении следующих условий:

    • он имеет не более 15 сотрудников;
    • его выручка за год составляет менее 64,02 млн. руб.

    Работа осуществляется на основе полученного патента – он действует в течение одного года и лишь на территории того субъекта РФ, где и был выдан. Налог установлен в размере 6% от потенциально возможного дохода.

    Последняя величина прописывается в местных нормативных актах и может составлять от 100 000 руб. до 1 млн. руб. Также, в зависимости от различных факторов, она может корректироваться при помощи специальных коэффициентов.

    В конце года или перед окончанием периода действия патента его необходимо продлевать – без выполнения этого условия предприниматель не сможет далее работать на этой системе.

    Также о спецрежимах налогообложения смотрите в этом видео:

    Сравнение принципов налогообложения

    Применение специального режима должно быть основано на таких принципах:

    1. Упрощение процедуры налогообложения – множество налогов, существующих на общем режиме, заменяются одним. Это делает порядок их исчисления и уплаты более удобным и простым.
    2. Налоговое благоприятствование – спецрежим должен иметь более мягкие и выгодные для плательщика условия, иначе его применение будет бессмысленным.
    3. Добровольность – предприниматель сам решает, оставаться ли ему на общем режиме налогообложения или переходить на специальный.
    4. Избирательность – законодательство устанавливает ограничения по виду деятельности и масштабу налогоплательщика, который имеет возможность перейти на спецрежим.
    5. Сосуществование – все режимы предусматривают применение как единого налога, так и других обязательных взносов (например, страховых).
    6. Замещение – единый налог каждого спецрежима заменяет несколько других из общей системы.

    На данный период времени, в соответствии со ст.18 НК РФ:

    «Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени…».

    Специальный налоговый режим налогообложения устанавливается налоговым законодательством, но в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством о свободных экономических зонах, об инвестиционной деятельности при разделе продукции, и другими отраслями законодательства.

    1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога)

    Представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

    В общем случае организации, начисляющие единый сельхозналог, освобождаются от налога на прибыль и налога на имущество. Индивидуальные предприниматели - от НДФЛ и налога на имущество физлиц. Кроме того, и те и другие не платят налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте).

    Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении.

    Налоговой базой признается сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 346.3 НК РФ.

    Налоговым периодом признается квартал. Ставка налога составляет 6 процентов. Чтобы рассчитать размер налога, нужно определить налоговую базу, то есть разность между доходами и расходами, и умножить ее на 6 процентов. Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который равен одному календарному году. Иным словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.

    Отчитываться по единому сельскохозяйственному налогу нужно один раз в год. Декларацию необходимо предоставить не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом. Отчетность по итогам полугодия не предусмотрена.

    2) Упрощенная система налогообложения (УСН)

    Главой 26.2 НК РФ установлена упрощенная система налогообложения (УСН), применяется организациями и ИП наряду с иными режимами налогообложения, переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется добровольно при подаче заявления в период с 1 октября по 30 ноября, если по итогам 9 месяцев доходы, определяемые в соответствии со ст.248 НК РФ, не превысили 15 млн. руб.

    В связи с применением УСНО, налогоплательщики освобождается от уплаты следующих налогов:

    · организации: от налога на прибыль организаций; налога ни имущество организаций; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности));

    · индивидуальные предприниматели: налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)).

    Производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Для применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

    Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

    · организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

    · страховщики;

    · негосударственные пенсионные фонды;

    · инвестиционные фонды;

    · профессиональные участники рынка ценных бумаг;

    · ломбарды;

    · организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

    · организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

    · нотариусы, занимающиеся частной практикой;

    · организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. рублей.

    Объектом налогообложения признаются:

    А) доходы;

    Б) доходы, уменьшенные на величину расходов.

    Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или ИП, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Если доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов и налоговая ставка – 15%.

    Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст.346.19).

    Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

    3) Единый налог на вмененный доход - ЕНВД.

    Главой 26.3 НК РФ установлена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

    Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.

    Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

    Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке;

    Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода;

    Корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога,

    Уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на доходы физических лиц (полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

    Налогоплательщики ЕНВД уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

    Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика (ст.346.29).

    Уплата производится не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст.346.30). Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода (ст.346.31).

    4) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

    Особенностью данного специального налогового режима является то, что его применение не предусматривает введения какого-либо налога и установления его элементов. Нормы главы 26.4 НК РФ определяют лишь особый порядок учета доходов и расходов при уплате налогов и сборов, относящихся к общему режиму налогообложения.

    Глава 26.4 НК РФ введена в действие с 1 января 2004 года, до этого все налоговые отношения по соглашениям о разделе продукции (далее СРП) регулировались Федеральным Законом № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

    Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного главой 26.4 НК РФ, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с вышеуказанным законом № 225-ФЗ.

    Налогообложение при СРП предполагает замену уплаты части налогов и сборов, установленных российским налоговым законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. Но по договоренности возможна уплата в денежной форме.

    Главой 26.4 НК РФ предусмотрено применение двух вариантов раздела продукции.

    Согласно первому - традиционному (обычному) варианту происходит раздел как произведенной продукции, так и прибыльной. Доля инвестора в произведенной продукции для возмещения его затрат не должна превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе - 90% общего объема произведенной продукции.

    Второй вариант раздела продукции – прямой- используется реже, в качестве исключения. При этом пропорции раздела определяются в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценки участка недр, а также показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора не должна превышать 68% от произведенной продукции, а доля государства должна быть не ниже 32%.

    При первом варианте соглашения инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

    · налог на прибыль организаций;

    · налог на добычу полезных ископаемых;

    · платежи за пользование природными ресурсами;

    · плату за негативное воздействие на окружающую среду;

    · плату за пользование водными объектами;

    · государственную пошлину;

    · таможенные сборы;

    · земельный налог;

    · акцизы.

    При этом установлено, что суммы указанных выше налогов, за исключением налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, должны в дальнейшем быть возмещены инвестору в составе возмещаемых расходов.

    Вместе с тем, налогоплательщик может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного или представительного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.