Разное

Искусство голландии и фландрии 17 века. Главное здание гмии – vii

.
В начале XVII века, после национально-освободительной революции, находившиеся под властью Испании Нидерланды разделились на две части. Северная часть – собственно Нидерланды, известные также как Голландия – завоевала независимость, там победил протестантизм. Нидерланды благополучно существуют до сих пор. Южная часть, когда-то именовавшаяся Фландрией, осталась под властью Испании. Её официально стали называть Католическими Нидерландами. В стране насильно сохранялось католичество. Фландрия находилась на территории современной Бельгии, занимая её северо-западную часть.

Это страна, в которой работал . Рубенса в то время называли королём художников и художником королей. Мастер получал безумное количество заказов, потому что все европейские короли буквально соревновались, у кого в коллекции окажется больше картин Рубенса. В итоге, прославленный мастер организовал что-то вроде фирмы по производству картин. Он создавал эскиз, намечал основную композицию. Далее его помощники, среди которых выделялись портретисты, пейзажисты, анималисты, натюрмортисты, вместе писали картину. Потом Рубенс сверху проходился своей кистью, создавал некое ощущение единства картины, ставил свою подпись и полотно за внушительную сумму продавалось какому-то королю, деньги делились на мастерскую и все оказывались в выигрыше. И если вы видите полотно Рубенса размером примерно в пол стены, то оно именно так и было написано.

Другое дело, что , безусловно, писал картины самостоятельно. ГМИИ повезло иметь в собрании несколько подлинных картин прославленного мастера. Все реставрационные и рентгенографические документы подтверждают, что полотно от начала до конца написано самим Рубенсом.

Автор изобразил сюжет, связанный с празднествами бога Вакха – сатиров, козлоногих духов леса, входивших в свиту Вакха. Все, в том числе Силен, пребывают в радостном опьянении. На самом деле, эта картина посвящена совсем другой теме. Это тема плодородия, силы Земли, силы природы. Мы видим спящих сатиресс, далее глаз переходит к бодрствующему сатиру в правом верхнем углу композиции, следом, к сатиру, который находится на пике своей активности, и, наконец, к засыпающему Силену. В итоге получается некий круговорот времён года – зимы, весны, лета и осени. Композиция вписывается в единый овал и всё это подчёркивается роскошными формами на переднем плане – беременными сатирессами, виноградными гроздями. То есть речь идёт о плодородии земли, о вечном возрождении природы после зимы. Такова, по мнению большинства исследователей, тема этой картины.

Ещё одна подлинная работа Рубенса – это «Апофеоз инфанты Изабеллы».

Это эскиз для триумфальных ворот. Когда инфант Фердинанд, наместник Фландрии, прибывает из Испании, для торжественной встречи правителя ставят деревянные, может быть даже фанерные ворота и расписывают их под каменные. Новый правитель въезжает в город через такие Триумфальные ворота. Эта традиция существовала на протяжении всего нового времени, по крайней мере в XVII-XVIII веках Триумфальные ворота устанавливались довольно часто.

При создании Триумфальных ворот Рубенс работал с подмастерьями, фактически – малярами. Художник должен был показать им, как расписывать эти ворота. Посмотрите, одна из колонн почти не раскрашена. Дальше, он нанёс чуть больше теней, затем ещё больше, и, наконец, выполнил окончательный вариант. В правой части также просматриваются едва намеченная тень, затем тень, наложенная гуще, и, наконец, готовый вариант.

Фактически, мастер показывал своим помощникам разные этапы работы, он создал некую наглядную инструкцию по установлению Триумфальных ворот.

Центральный же образ Рубенс писал в своей мастерской. На эскизе живописец изобразил триумф почившей инфанты Изабеллы. Она изображена на облаках. Рядом с ней – женщина с тремя детьми, это олицетворение милосердия, символ того, что Изабелла была милосердной правительницей Фландрии. Фландрия – женщина, стоящая на коленях, обращается к ней в молитве, а та отвечает на них, указывает на Фердинанда и говорит: «Вот ваш новый наместник».

Справа видно, как испанский король отправляет нового наместника во Фландрию. «Он будет таким же добрым и милосердным правителем, как и я» – эта мысль читается в жесте Изабеллы. Таким изображением Фердинанда похвалили, польстили ему и намекнули, что от него ждут. Ворота были сделаны замечательно. Это аллегория должна была показать герцогу, каким правителем он должен был быть для Фландрии.

В мастерской Рубенса работал и . работал то под именем мастерской Рубенса, то под своим именем. После смерти Рубенса, Якоб Йорданс стал главой фламандской школы живописи. В коллекции музея есть несколько работ Йорданса.

– изображение античной легенды, басни Эзопа, о том, как однажды зимой Сатир отправился в соседнюю деревню для того, чтобы познакомиться с живущими там крестьянами. Зимой в горах Греции бывает достаточно холодно, крестьянин замёрз и чтобы согреть руки дул на них. Сатир спросил: «Зачем ты дуешь на руки?” Крестьянин объяснил, что таким образом он согревает руки. Затем крестьянин пригласил Сатира в дом на незатейливый обед. Похлёбка оказалась горячей и крестьянин стал дуть на неё. Тогда Сатир спросил: «А зачем ты теперь дуешь на похлёбку, куда же её ещё больше греть, она и так горячая?» Крестьянин удивился и сказал: «Теперь я на неё дую, чтобы остудить». И Сатир решил, что раз из уст человека может исходить и холод и тепло, то человек – существо невероятно двуличное, дружить с ним не стоит и пока не поздно убрался восвояси в лес.

Здесь мы видим тот момент истории, когда Сатир, невероятно смущенный, излагает свои умопомрачительные выводы, а крестьяне очень живо реагируют. Мужчина от удивления поперхнулся похлёбкой, его жена как будто говорит: «Да что ж ты такое говоришь!». Ребёнок от удивления открыл рот. Сосед смеётся, а соседка с иронией смотрит на него с высоты своего жизненного опыта.

В целом сцена выглядит невероятно реалистично. Мифологических античных персонажей Йорданс одевает в современные ему одежды и, по сути, изображает визит Сатира к фламандским крестьянам XVII века. Художник проделывает это для того, чтобы сделать эту сцену более живой, чтобы зритель ещё больше впечатлился и проникся духом этой истории, для того, чтобы произвести на зрителя большее впечатление.

В этом зале представлены и работы художника . – это мастер, который также работал в мастерской Рубенса и был натюрмортистом. В музее хранятся роскошные натюрморты с изображением дичи и всевозможных сортов рыбы – «Рыбная лавка».

Эти фламандские натюрморты говорят об изобилии, о вкусе. Нам они могут показаться несколько жестокими, но для людей того времени это была радостная картина изобилия.

Есть в собрании и полотна художника , в его коллекции находился портрет кардинала Паллавичини, приписываемый Тициану. Сначала к работал в мастерской Рубенса, а затем отправился в Англию. Поехал мастер туда ненадолго, выполнить некоторые заказы, а затем перебрался насовсем и, как не парадоксально это звучит, стал одним из основоположников английской школы живописи.

Прекрасный портретист, основоположник парадного портрета. На экспозиции выставлен портрет Стевенса – фламандского буржуа, купца и портрет его супруги. Они выполнены в сдержанной манере.






Семнадцатый век был временем создания национальной художественной школы Фландрии. Как и в Италии, господствующим направлением здесь стало барокко. Однако фламандское барокко во многом отличается от итальянского, в нем получают развитие реалистические черты. Период расцвета национальной культуры и искусства Фландрии охватывает первую половину 17 в., он обусловлен особенностями ранней буржуазной революции конца 16 в. В начале 17 в. во фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые художественные формы. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический, портретный и бытовой жанры, пейзаж. Вслед за маньеризмом из Италии проникли академизм болонской школы и караваджизм. На основе скрещивания реалистической традиции старонидерландской живописи и караваджизма развивалось реалистическое направление, достиг расцвета монументальный стиль барокко. Крупнейшим художественным центром Фландрии со второй половины 16 в. стал Антверпен.

Главой фламандской школы живописи был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). В его творчестве ярко выражены и мощный реализм, и национальный вариант барокко. Прирожденный живописец-монументалист и станковист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах. Рубенс - создатель барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу его творчества.

Ранние (антверпенский период) произведения Рубенса (до 1611-1613 гг.) говорят о влиянии венецианцев и Караваджо. Рубенс был мастером картин на мифологические и аллегорические темы. В «Вакханалии» (1615-1620, Москва, ГМИИ), изображающей празднество в честь бога вина Вакха, мифологические образы - носители природного стихийного начала, плодородия, неиссякаемого жизнелюбия. Со второго десятилетия 17 в. усиливается драматическая динамика композиций Рубенса. В «Похищении дочерей Левкиппа» (1619-1620, Мюнхен, Старая пинакотека) драматизм страстей, захватывающих героев, достигает апогея. Живописное дарование Рубенса достигло расцвета в 1620-е гг. Цвет стал основным выразителем эмоций, организующим началом композиций. Рубенс отказался от локального цвета, перешел к тональной многослойной живописи по белому или красному грунту, сочетал тщательность моделировки с легкой эскизностью. К этому времени относится создание двадцати больших композиций на тему «Жизнь Марии Медичи» (1622-1625, Париж, Лувр), предназначенных для украшения Люксембургского дворца. В «Автопортрете» (ок. 1638 г., Вена, Историко-художественный музей)- все способствует раскрытию идеала человека, одаренного, умного, уверенного в своих силах. С 1630-х гг. начался поздний период художественной деятельности Рубенса. Пресыщенный славой и почестями, он ушел от дипломатической деятельности, отказался от официальных заказов и проводил большую часть жизни в загородном замке Стэн. Его восприятие мира стало глубже, спокойнее. Композиции приобрели сдержанный и уравновешенный характер. Художник сосредоточил внимание на их живописном совершенстве: колорит утратил многоцветность, стал обобщенным. Эти последние десятилетия творчества Рубенса представляют вершину его художественного развития. Рубенс обратился к изображению народной жизни, писал пейзажи, портреты своих близких, жену, детей, себя в их окружении, особенно удаются ему образы детей: «Портрет Елены Фоурмен с детьми», “Шубка», (1638-1639, Вена, Историко-художественный музей). (1636, Лувр, Париж). Народная основа творчества Рубенса ярко проявляется в «Крестьянском танце» (между 1636 и 1640 гг., Мадрид, Прадо).

Эволюция творчества Антониса Ван Дейка (1599-1641) предвосхитила и определила путь развития фламандской школы второй половины 17 в. в направлении аристократизации и светскости. Художник тяготел к драматическому решению тем и сосредоточивал внимание на психологических аспектах жизни отдельных героев. Это определило обращение Ван Дейка к портретной живописи. В ней он создал тип блестящего аристократического портрета, образ утонченного, интеллектуального, благородного человека. («Семейный портрет», между 1618 и 1626 гг., Санкт-Петербург, Эрмитаж).Последние десять лет жизни Ван Дейк провел в Англии при дворе Карла I. Разработанные им типы портрета оказали влияние на дальнейшее развитие английской и европейской портретной живописи.

Изысканности искусства Ван Дейка противостояло жизнерадостное, искусство Якоба Иорданса (1593-1678), создавшего галерею характерных народных типов. Как и у Рубенса, его искусство пронизано мощным ощущением жизни природы и ее чувственной стихии. Иордане писал алтарные образы, картины на мифологические темы, однако трактовал их в жанровом плане. К числу наиболее характерных относится «Праздник бобового короля» (ок. 1638 г., Санкт-Петербург, Эрмитаж).

В 17 в. натюрморт утвердился как самостоятельный жанр. В нем отразился интерес к материальному миру, зародившийся еще в нидерландской «живописи вещей» начала 15 в. Фламандские «лавки живности» - это полотна, крупные по размерам, яркие по колориту, они служили украшением стен просторных дворцов фламандской знати, прославляя красоту и богатство земного бытия. Крупным мастером монументального декоративного натюрморта и «охотничьих сцен» был Франс Снайдерс (1579-1657). Преувеличенные в масштабах предметы кажутся наделенными необычайной жизненной силой, беспокойные линии, их очерчивающие, порождают динамичный бурный ритм.(Серия «лавок» для загородного охотничьего дворца архиепископа Триста в городе Брюгге (1620-е гг., Санкт-Петербург, Эрмитаж). Демократическую линию фламандской живописи 17 в. представляло творчество Адриана Браувера (1605/06-1638), ученика Франса Хальса. Браувер писал небольшие картины, продолжая в них гротескно-юмористическую традицию жанровой живописи Питера Брейгеля. В отличие от Брейгеля - создателя широких панорам народной жизни, Браувер обратился к конкретным бытовым ситуациям и островыразительным характерам. Он склонен к фиксации психологических конфликтов, изображению сцен попоек, игр в карты и кости, часто переходивших в драки. («В кабачке», 1630-е гг., Мюнхен, Старая пинакотека).

Во второй половине 17 в. содержание фламандской живописи мельчает. Проявляются тенденции идеализации и внешней занимательности. Эти черты характеризуют творчество одного из видных живописцев середины 17 в. Давида Тенирса Младшего (1610-1690). В больших по размерам, но мелкофигурных композициях, красивых по цвету и декоративному решению, он любил изображать веселые трапезы с танцами под открытым небом, крестьянские свадьбы («Деревенский праздник», 1646, Санкт-Петербург, Эрмитаж), создавая в них идиллические картины радостной, беззаботной, исполненной довольства жизни.

Питер Брейгель Младший картины

Питер Брейгель Младший - один из самых известных фламандских художников. Достойный член семьи Брейгелей, великий художник, живописец. Родился в Брюсселе в 1964 или 65 году. Имеет прозвище "Адский ". Является сыном самого известного Брейгеля в своём роду - Питера Брейгеля Старшего . Его братом был не менее известный художник Ян Брейгель Старший.

Его первые картины были копиями произведений отца. Отсюда он выработал основную манеру письма, которая присуща всем Брейгелям. Однако впоследствии он выработал свою стилистику. К тому времени его отца уже не был в живых (Питер Брейгель Старший умер, когда Младшему было всего 4 года), так что ему приходилось воспитывать в себе хорошего художника самостоятельно.

Своё прозвище - Питер Брейгель Адский - он получил благодаря своему увлечению на первых порах живописи Страшным Судом. В своих произведениях он изображал сцены страшного суда, демонов, ужасов адского пекла, колдуний, ведьм и т.д. Впоследствии он отошел от этих тем, но прозвище так и закрепилось за его именем. По мере становления Питера Адского в его живописи всё большее предпочтение отдаётся обыденным и даже повседневным сторонам жизни - праздники, свадьбы, драки, события из сельской жизни и т.д. На его живопись повлияло не только искусство отца, которое так и осталось главенствующим влиянием на всё его творчество, но и картины Иеронима Босха , чьё влияние также ясно просматривается за сюжетами и образами в его картинах. Стоит сказать, что одним из его учеников стал также прославленный художник Гонзалес Кокс.

ЖИВОПИСЬ ФЛАНДРИИ

Фламандское искусство в каком-то смысле можно назвать уникальным явлением. Никогда еще до этого в истории такая небольшая по площади страна, находившаяся к тому же в столь зависимом положении, не создавала такой самобытной и значительной по своим масштабам культуры.

В ходе бурных событий Нидерландской буржуазной революции во второй половине XVII века северная часть Нидерландов (Голландия) завоевала независимость, превратившись в самостоятельную буржуазную республику. Южные же области Нидерландов (под общим названием «Фландрия») оказались во власти испанских Габсбургов. Упорная многолетняя борьба жителей Фландрии против их владычества закончилась поражением, но оставила неизгладимый след в духовной жизни народа, пробудив в нем неиссякаемый источник внутренних сил. Утверждая наиболее передовые гуманистические и демократические идеалы своего времени, лучшие творческие силы Фландрии XVII века нашли свое выражение в искусстве и прежде всего – в живописи.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) является одним из крупнейших европейских мастеров XVII века. Настолько титанична его фигура – живописца, ученого, дипломата, так велик и многогранен его талант, что искусство его далеко выходит за узкие рамки одной национальной школы, самым ярким представителем которой он был. Питер Пауль Рубенс родился в немецком городе Зигене, куда эмигрировала его семья во время очередного обострения политической ситуации во Фландрии.

Молодой человек получил блестящее для того времени гуманитарное образование. С четырнадцати лет он начинает брать уроки живописи, а интерес к Италии и ее искусству приводит его в 1601 г. в Мантую. Находясь на службе при дворе местного герцога Винченцо Гонзаго, молодой Рубенс совершил ряд путешествий по Италии, попутно изучая творения великих мастеров Возрождения.

В 1602 г. художник возвращается в Антверпен, откуда была родом его семья, и сразу получает там признание, в том числе и с в придворных кругах. Слава его так быстро растет, что порой он просто не успевает справляться с огромным потоком заказов, передавая их для доработки своим многочисленным ученикам.

Положение придворного художника эрцгерцога Фландрии ко многому обязывало: Рубенс был вынужден писать помпезные композиции для его дворца, выполнять заказы католических монастырей и др. Уже в этих ранних полотнах проявилось редкое мастерство Рубенса-монументалиста, создавшего новый стиль фламандского барокко, более декоративного, чем итальянское, и в то же время наполненного на редкость жизнеутверждающим, гуманистическим пафосом. В этих картинах впервые заявил о себе и неудержимый фламандский темперамент художника, склонного к драматизации, ярко выраженной во внешнем действии, в позах и жестах персонажей, в подчеркнутой динамике композиций, в резких светотеневых контрастах и звучных цветовых аккордах («Снятие с креста», 1611-1614; «Низвержение грешников», 1618-1620). Приверженность молодого живописца к монументальной героической тематике заметна и в созданных им батальных произведениях, и в сценах охоты, и в сдержанных алтарных композициях. Но, несмотря на то, что персонажи Рубенса всегда сражаются, страдают, любят и скорбят со всей силой присущей им страсти, в целом все его произведения остаются мажорными в своем звучании, поскольку любые проявления пессимизма были чужды искусству великого фламандца с его неиссякаемым жизнелюбием.

Рубенс соединял в своем творчестве гениальную самобытность со всем лучшим, что было унаследовано им от его предшественников. Тщательно изучив в молодости произведения великих итальянских мастеров, он взял от каждого из них и навсегда усвоил себе приемы и качества, достойные подражания: от Тициана и Веронезе заимствовал блеск и жизненность колорита, разыгрывая в своих картинах как бы целые симфонии красок; от Микеланджело – мощность фигур и энергичность движения, по преимуществу драматического; от Леонардо да Винчи и Рафаэля – совершенство рисунка и ясность композиции; от Караваджо – пластичность форм и искусство светотени; а от всех вместе взятых – постоянное стремление к изучению натуры, каков бы ни был сюжет.

Это стремление, вместе с любовью к действительности, и было залогом его стремительных успехов: от ученического копирования старых мастеров и подражания им он быстро перешел к самостоятельному творчеству и, следуя принципам художников эпохи Возрождения, использовал натуру как неиссякаемый источник вдохновения, стал или воспроизводить ее со всей возможною точностью в портретах («Автопортрет», 1638-1639), охотничьих сценах («Охота на львов», 1618-1620), пейзажах («Возчики камней», 1620), или идеализировать ее на почве красоты, религиозного чувства и поэтического вымысла в своих библейских («Снятие с креста», 1611-1614; «Поклонение волхвов», 1624), мифологических («Персей и Андромеда», ок. 1621) и аллегорических («Союз земли и воды», 1618) картинах.

Отсюда – субъективность и жизненность типов лучших работ Рубенса, типов, носящих на себе яркую печать фламандской принадлежности. Отсюда также – его внутренняя сила и внешняя правда компоновки сюжетов. Отсюда, наконец, поразительное богатство, разнообразие содержания и оригинальность его трактовки, какими отличается большинство полотен знаменитого живописца. Он был реалист, но в самом высоком значении слова, отбрасывавший случайные мелочи природы и воспроизводивший только типичные и прекраснейшие ее черты, художник, остававшийся всегда близким к действительности, даже в случаях ее возвышенной идеализации в картинах на религиозные и мифологические темы.

Рубенс прекрасно знал и любил античную мифологию. Но, в отличие от великих итальянских мастеров, он ищет в ней не идеальной гармонии, а полноты и неистовой радости бытия («Возвращение Дианы с охоты», 1618-1620; «Похищение дочерей Левкиппа», 1619-1620). Написанные им сцены вакханалий исполнены мощи и разгула, его Венеры, Андромеды и Магдалины покоряют своей теплотой и женственностью, одновременно являя собой подлинный образец цветущего здоровья и физической силы, свойственных народному типу фламандской красоты («Венера и Адонис», 1615 – прил., рис. 16). Приземляя таким образом мифологический сюжет, подчеркивая чувственную сторону человеческой натуры, Рубенс придает ей столь совершенные формы, что его полотна превращаются в подлинный гимн земному бытию. В то же время жанровые картины мастера приобретают масштабный, почти монументальный характер – столь высока оказывается степень художественного обобщения, сближающего их с классическими мифологическими сюжетами.

Среди огромного творческого наследия великого мастера количество созданных им портретов относительно невелико, но в то же время большинство из них – настоящие шедевры.

Рубенс не имел склонности к глубокому психологическому анализу своих моделей, он написал множество портретов современников, не особенно приглядываясь к их характерам и порой ограничиваясь чисто внешним сходством. Тем не менее, когда модель совпадала с излюбленным человеческим типом художника или была настолько хороша, что становилась одним из таких типов, он создавал портреты, удивительные по своей гармонии, свежести и очарованию. К таким можно отнести портрет его первой жены Изабеллы Брант (ок. 1610), многочисленные портреты второй жены Елены Фоурмен (прил., рис. 15), «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (1625) и т.д.

Живописное мастерство Рубенса не может не восхищать. Мастер эффектной композиции, он, как никто другой, умеет передать своеобразную фактуру каждой вещи, будь то мягкость и блеск ткани, холод и сверкание металла, мерцание водяных струй или глубокая зелень листвы, не говоря уже о нежности и теплоте женской кожи («Вирсавия», 1635; «Шубка», ок. 1638; «Последствия войны», 1638; «Крестьянский танец», 1636-1640). Но, восхищаясь разнообразием материального мира, живописец, однако, не сосредотачивает свое внимание целиком на вещах, как мастера голландского натюрморта, но легко и свободно вплетает их изображения в свои композиции, подчиняя общему симфоническому звучанию колорита.

Богатство языка художественной выразительности у Рубенса – от сияющих пятен открытого цвета до нежнейших переливов многослойных лессировок, полных горячих и холодных рефлексов, пронизанных светом или утопленных в теплой тени, – превращает его картины в настоящее пиршество для глаз. Рубенс – великий колорист, а между тем, как давно было подмечено, он очень ограниченно пользуется красками: «Перечень красок Рубенса невелик, – пишет один из исследователей, – они лишь кажутся такими сложными вследствие умения художника их применить и роли, которую он заставляет их играть».

Творчество Рубенса оказало решающее влияние на формирование фламандской школы живописи и способствовало появлению множества первоклассных художников, среди которых первое место, бесспорно, принадлежит Ван Дейку.

Антонис ван Дейк (1599-1641) был сыном богатого антверпенского купца и получил блестящее образование.

Поступивший в мастерскую Рубенса молодым юношей, он очень быстро занял в ней положение не столько ученика, сколько помощника и соавтора мастера, который доверял ему завершение ряда собственных композиций. Религиозные и мифологические полотна начинающего живописца свидетельствуют о заметном влиянии Рубенса, но уже в эти ранние годы ярко проявилось его мастерство портретиста. И в историю мирового искусства Ван Дейк вошел прежде всего как первоклассный портретист.

«Семейный портрет» (1621) принадлежит кисти совсем еще молодого мастера, но и в этом полотне уже видны характерные черты его творчества. Остро схвачена индивидуальность моделей: привлекательной молодой женщины с мягким и ровным характером, и ее мужа, в котором угадывается натура незаурядная, ищущая, беспокойная. В то же время художник дает почувствовать, что при всем различии характеров их объединяют душевная близость и уважение, теплота взаимного чувства. Очень красив колорит картины с насыщенными тонами красного, золотистого, коричневого.

Ван Дейк стремился лишить образы статичности, скованности, наделить их внутренней экспрессией. В замечательном «Мужском портрете» (ок. 1623) из Эрмитажа одухотворенное лицо мужчины, худое и бледное, с тонкими аристократическими чертами, его блестящие глаза, слегка приоткрытый рот, красивые выразительные руки (так же, как и лицо, выделенные светом) – все это дает ощущение непосредственности изображения: человек как бы ведет диалог с невидимым нам собеседником. Духовная сила и интеллектуальное богатство его личности переданы живописцем просто мастерски.

В 1621 г. Ван Дейк уехал в Италию, стремясь обогатить себя новыми художественными впечатлениями. Здесь он быстро завоевал признание в среде местной знати как мастер парадного портрета.

Модели изображались им обычно на фоне колонн или пышных драпировок. Парадность композиции сочеталась с изысканностью цветового решения («Портрет маркизы Бальби», 1622-1627). Но величественность этих полотен не стандартна, не безлична. Значительность своих героев художник выявляет благородной осанкой, изящными, непринужденными манерами, естественным достоинством, отличающими каждый их взгляд, жест, движение, а порой и возвышенным душевным складом, который выдают задумчивость или легкая грусть, окрашивающая их облик. Живописец воспроизводит натуру с неподражаемым мастерством, воссоздавая формы с истинно фламандским ощущением их жизненности. Этот сплав жизненной достоверности и аристократической рафинированности, острого реалистического видения мира и духовного изящества образа составляет неповторимую особенность его искусства («Портрет кардинала Гвидо Бентивольо», 1623).

Вернувшийся в 1627 г. в Антверпен Ван Дейк пользовался огромным успехом у заказчиков, среди которых, кроме представителей знати, были люди самого различного происхождения – коммерсанты, художники, ученые, юристы и т.д. Характерно, что изображения нетитулованных заказчиков обычно представлены не в полный рост, а по пояс (в соответствии с фламандской традицией), они более сдержанны и психологически просты; мастер обращает больше внимания на теплые тона лиц, чем на внешние атрибуты и аксессуары. Но даже самые «скромные» и непритязательные внешне работы художника всегда точно передают главный «нерв» человека, своеобразие его характера (парные портреты супругов Стевенс, 1628).

В портретах же своих друзей или тех из аристократических заказчиков и коллег по искусству, которые ему внутренне импонировали («Портрет Ф. Снейдерса», 1618), Ван Дейк стремился находить (или хотел видеть) ту духовную избранность человеческой натуры, которая была близка его идеалу прекрасной личности. Показателен в этом отношении «Автопортрет» (конец 1620-х-начало 1630-х) художника – поэтически идеализированный образ, в котором угадываются, однако, и истинные черты его характера.

В 1632 г. Ван Дейк уехал в Англию, где сразу стал любимым живописцем королевской семьи и придворных кругов.

Ван Дейк создал свой тип парадного портрета, в котором человек предстает как бы приподнятым над обыденностью, очищенным от всего преходящего, житейского, приземленного. Его привлекают в модели прежде всего ее душевная утонченность и благородство, интеллект и богатство внутренней жизни. Правда, с годами эти качества все заметнее переходят в изысканность и аристократичность («Автопортрет с сэром Эндимионом Портером», 1632-1641 – прил., рис. 17). По меткому замечанию Э. Фромантена, одного из исследователей его творчества, мужчины у Ван Дейка – это уже не рыцари, а кавалеры. Воины сняли свои доспехи и шлемы. Теперь это – придворные и светские щеголи в расстегнутых камзолах, пышных сорочках, шелковых чулках, небрежно облегающих фигуру панталонах и атласных башмаках с каблуками. Художник словно варьирует некий собирательный тип английского аристократа: гордая, властная осанка, высокомерный взгляд, роскошные костюмы и парадная обстановка («Портрет Джорджа Дигби и Уильяма Рассела», ок. 1633).

Показателен в этом отношении «Портрет Карла I на охоте» (1635). Великолепен созданный им образ короля – ловкого, элегантного кавалера и сибарита, самоуверенного и легкомысленного, в характере которого своеобразно соединились величественность монарха и непринужденная естественность светского человека. Великолепие пейзажа подчеркивает парадность композиции и вместе с тем – романтическую меланхолическую нотку в характере главного героя полотна. В живописи портрета поражают крепкое чувство формы, а также легкость, свобода, воздушность письма.

Идеал человека, воплощенный в искусстве Ван Дейка, стал в дальнейшем общеевропейским аристократическим идеалом, а сформулированные им принципы парадного портрета легли в основу последующего развития этого жанра в европейском искусстве.

Якоб Йорданс (1593-1678) был старшим сыном богатого купца из Антверпена. Хотя непосредственно Йорданс и не принадлежал к школе Рубенса, его искусство является развитием одной, но существенной стороны творчества главы фламандской национальной школы – народного, открыто демократического начала. Заметное влияние Рубенса обнаруживает уже самая ранняя из известных нам картин Йорданса – «Распятие» (1617), а также произведения религиозного содержания, написанные им после 1631 г. – «Иисус среди книжников», «Введение во храм», «Тайная вечеря». Большое воздействие на профессиональное становление начинающего художника оказали и старые нидерландские мастера, а из современных ему живописцев – Караваджо, творчество которого было ему хорошо известно, хотя сам Якоб в Италии никогда не был.

Высокий уровень мастерства демонстрирует живописец уже в ряде своих ранних произведений, например, в аллегорической картине «Сатир в гостях у крестьянина» (1620 – прил., рис. 18) или в композиции на библейскую тему «Поклонение пастухов» (1618), которые принадлежат к лучшим произведениям начального периода его творчества.

При создании картины на сюжет из Библии художнику позировала его собственная жена с ребенком, и мы видим, насколько прочно его воображение связано с впечатлениями действительности. Довольно заурядное, но в то же время наделенное на редкость характерными индивидуальными чертами, лицо Богоматери светится нежным и умиленным чувством. Замечательны по характерности и верности жизненной правде фигуры пастухов и крестьянок, пришедших поклониться младенцу Христу. Они изображены с покоряющей силой реальности, одновременно олицетворяя собой глубокие, искренние и трогательные чувства восторга, благоговения и простодушной радости. Все реальное, земное на этом полотне – начиная от лиц, рук, одежды до медного кувшина и россыпи соломы на первом плане – точно и мастерски воссоздается живописью. Сияющие, насыщенные краски вносят праздничную торжественность.

Лучшее в наследии Йорданса – его жанровые композиции. Темами для них служили фламандские пословицы («Как поют старшие, так щебечут и младшие») или праздники («Праздник бобового короля», до 1656). Один из излюбленных им сюжетов – «Сатир в гостях у крестьянина» – почерпнут из басни Эзопа, но античную легенду художник переосмысляет в национальном духе.

Действие происходит в доме фламандского крестьянина. Персонажи картины – крестьяне – сильные, грубоватые, не отличающиеся внешней красотой; вещи, их окружающие, – стол, кувшин, миски – под стать хозяевам – тяжеловесные, нескладные, но прочные и надежные. Ни мужчины, ни молодая женщина с крепким розовощеким ребенком на коленях, ни старуха на заднем плане – никто из них не удивлен внезапным появлением козлоногого жителя лесов: ведь он словно родственное им существо. Как сатир для древних греков был олицетворением сил природы, так фламандские крестьяне для Йорданса воплощают могучую, первозданную стихию жизни. Он пишет на холсте большого размера, фигуры дает в натуральную величину, выдвигая их на первый план и плотно насыщая ими пространство, от чего картина становится монументальной.

Картины Йорданса лишены той высокой степени обобщения, которая была свойственна Рубенсу. В то же время его мифологические, и в особенности жанровые сцены при всей их нарочитой брутальности, нередко граничащей с грубоватостью, нельзя назвать сугубо прозаическими. У него всегда чувствуется столь характерное для мастеров фламандской школы ощущение праздничности бытия, радостное восприятие жизни во всех ее проявлениях. Отсюда и живописная манера художника – несколько тяжеловесная, но в то же время широкая и размашистая, с сочными пятнами ярких, насыщенных тонов, плотным и жирным мазком, с присущей ей добротностью и основательностью.

Искусство Якоба Йорданса как бы впитало народную стихию фламандской культуры. После смерти Рубенса художник по праву стал считаться главой национальной живописной школы.

Из книги Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона автора Катаев Валентин Петрович

Живопись Мама купила мне нечто вроде альбома, который развертывался как гармоника, зигзагами; на его очень толстых картонных страницах было напечатано в красках множество изображений беспорядочно рассыпанных разных предметов домашнего обихода: лампа, зонтик, портплед,

Из книги Тамерлан автора Ру Жан-Поль

Живопись Из факта создания в Герате Академии книги Шахрухом и его сыном - меценатом Бай Шунгкуром (ум. 1434) явствует, что в начале XV века книга, написанная изящным каллиграфическим почерком, забранная в красивый переплет и иллюстрированная миниатюрами, пользовалась

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Живопись Портрет - эго спор, диспут, Не жалоба, а диалог. Сраженье двух разных истин, Боренье кистей и строк. Потоком, где рифмы - краски, Где каждый Малявин - Шопен, Где страсть, не боясь огласки, Разрушила чей-то плен. В сравненье с любым пейзажем, Где исповедь - в

Из книги Суриков автора Волошин Максимилиан Александрович

I. Историческая живопись Многие ли в наши дни сохранили способность глядеть на многосаженные полотна, изображающие «несчастные случаи истории», без тайной, сосущей тоски?Такую же тоску вызывает в нас и чтение старых исторических романов, ставших, подобно исторической

Из книги Размышления о писательстве. Моя жизнь и моя эпоха автора Миллер Генри

Из книги Моя жизнь и моя эпоха автора Миллер Генри

Живопись Важно овладеть основами мастерства, а в старости набраться храбрости и рисовать то, что рисуют дети, не обремененные знаниями. Мое описание процесса живописи сводится к тому, что ты что-то ищешь. Думаю, любая творческая работа - нечто подобное. В музыке

Из книги Матисс автора Эсколье Раймон

СУДЕЙСКИЕ И ЖИВОПИСЬ Ничто, казалось бы, не препятствовало Анри Матиссу, получившему классическое образование, воплотить отцовские замыслы, а отец хотел, чтоб он стал адвокатом. С легкостью сдав в октябре 1887 года в Париже экзамен, позволявший ему посвятить себя

Из книги Цвет ликующий автора Маврина Татьяна Алексеевна

Городецкая живопись Некрасов написал про Волгу, что она шла - не текла, не бежала, а просто шла. Шла Волга, а за Волгою Был город небольшой… Когда подумаю про Городец за Волгой, обязательно всплывает: «Шла Волга…» - хотя эти строчки

Из книги Великие мужчины XX века автора Вульф Виталий Яковлевич

Живопись

Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай Константинович

Живопись Прежде всего потянуло к краскам. Началось с масла. Первые картины написаны толсто-претолсто. Никто не надоумил, что можно отлично срезать острым ножом и получать эмалевую плотную поверхность. Оттого "Сходятся старцы" вышли такие шершавые и даже острые. Кто-то в

Из книги Рахманинов автора Федякин Сергей Романович

5. Живопись и музыка «Остров мёртвых» - одно из самых мрачных произведений Рахманинова. И самых совершенных. Он начнёт писать его в 1908-м. Закончит в начале 1909-го.Когда-то, в медленной части незавершённого квартета, он предвосхитил возможность подобной музыки. Долгие,

Из книги Джуна. Одиночество солнца автора Савицкая Светлана

Живопись и графика Чтобы научиться рисовать, надо сначала научиться видеть. Малевать могут все, копировать способен и фотоаппарат, и мобильный телефон, но, как считается в живописи, «лицо художника» трудно обрести. Джуна оставила свой след в живописи. Ее картины

Из книги История искусства XVII века автора Хамматова В. В.

ЖИВОПИСЬ ИТАЛИИ В Италии, где в XVII веке окончательно восторжествовала католическая реакция, очень рано формируется, расцветает и становится господствующим направлением искусство барокко.Для живописи этого времени были характерны эффектные декоративные композиции,

Из книги автора

ЖИВОПИСЬ ИСПАНИИ Искусство Испании, как и вся испанская культура в целом, отличалось значительным своеобразием, которое состоит в том, что эпоха Возрождения в этой стране, едва достигнув стадии высокого расцвета, сразу же вступила в период упадка и кризиса, которые были

Из книги автора

ЖИВОПИСЬ НИДЕРЛАНДОВ Нидерландская революция превратила Голландию, по словам К.Маркса, «в образцовую капиталистическую страну ХVII столетия». Завоевание национальной независимости, уничтожение феодальных пережитков, бурное развитие производительных сил и торговли

Из книги автора

ЖИВОПИСЬ ФРАНЦИИ Особое место среди передовых в области художественного творчества стран Европы занимала в XVII веке Франция. В разделении труда среди национальных школ европейской живописи при решении жанровых, тематических, духовных и формальных задач на долю Франции

Образование вместо одного государства Нидерландов двух – на севере Голландии, на юге- Фландрии. Художественные традиции Нидерландов 16 векапродолжили в 17 веке развиваться в искусстве Фландрии и Голландии, легли в основу фламандской и голландской школ живописи. Причиной разделения страны стало движение Реформации. Протестанты не нуждались в церковном искусстве, считали его излишним. Управление Нидерландами находилось в руках жестокого испанского короля Филиппа II, который силой насаждал власть католической церкви. Доведенные до отчаяния люди подняли вооруженное восстание. На севере страны, где протестанты составляли большинство, они победили, и было провозглашено новое государство – Республика Соединенных провинций, где ведущая роль принадлежала Голландии, и вскоре так стали называть всю эту страну.

На юге Нидерландов победу одержали испанцы. Филипп IIпередал эти области любимой дочери инфанте Изабелле. Государство стали называть Фландрией, оно полностью зависело от Испании того времени. Сохранение роли аристократии и богатого патрициата, церкви в общественной жизни страны.Барокко стало господствующим направлением в изобразительном искусстве Фландрии XVII века. При этом проявились характерные черты фламандской живописи – яркая жизнерадостность, реализм, народность, торжественная праздничность образов.

Крупнейшим мастером фламандской живописи был Питер Пауль Рубенс, которому покровительствовала сама испанская инфанта Изабелла, правительница Фландрии.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – гуманист, художник, дипломат, глава фламандской живописи и крупнейший мастер 17 века в Европе. Он родился в Германии, так как его отец-протестант вывез семью от преследования испанцев за границу, где они испытали много лишений. После смерти отца было решено вернуться домой во Фландрию, на родину, перейдя для этого в католическую веру.

Широкий диапазон интересов и разнообразие тематики картин художника. Алтарные картины для церкви Санта Мария Валличелла в Риме (1608):«Мадонна с Младенцем, Св. Григорием Великим и святыми» 1606-07, холст, масло, 477 x 288 см (1)

религиозные картины: триптих «Водружение креста» 1610-1611(2) - принесли известность молодому художнику. «Поклонение волхвов» (1625).

1 2

Серия эскизов декоративных арок. Мифологические картины: «Вакханалия» (1615), «Персей и Андромеда» 1620-1621(1). Картины со сценами охоты: «Охота на львов» 1621(2) и др.

1
2

Известность Рубенса перешагнула пределы Фландрии, французская королева Мария Медичи пригласила его в Париж для создания цикла из 24 больших картин с эпизодами жизни и царствования покойного короля Генриха IV, ее мужа,и самой Марии Медичи. Все картины «Истории Марии Медичи и Генриха IV» (1622-1625) по условиях договорадолжны были быть написаны иключительно рукой одного только Рубенса за два года. Заказ был грандиозным и самым сложным в жизни Рубенса. Кроме того, Мария Медичи красотой не блистала и отличалась склочным характером и строила интриги в борьбе за власть против собственного сына Людовика XIII. Цикл картин был окончен в срок. Мария Медичи была очень довольна. На каждой из них помимо реальных героев множествоперсонажей аллегорических , которые олицетворяют собой те или иные добродетели и качества. В «Представлении портрета Генриху IV» (1) реальной фигурой является только сам король, он знакомится со своей невестой по портрету (личное знакомство до свадьбы царственных супругов не было принято), а восседающие на облаках Зевс и Гера – это аллегория прочного семейного союза, Гименей, подносящий портрет – бог брачующихся, аллегория брачных уз; Амур, божество любви, указывает на зримые достоинства невесты, а женская фигура в военном шлеме (аллегория Франции) шепчет ему на ухо слова одобрения. «Коронация Марии Медичи» (2)

1 2

Портреты кисти Рубенса: «Автопортрет с Изабеллой Брандт» - первой женой художника, умершей впоследствии от чумывместе с дочерью. Ребенс очень тяжело пережил эту утрату(1), В течение нескольких лет он не мог писать картины, и даже жить в Антверпене, где ему все напоминало о любимой семье. Но на эти годы пришелся расцвет дипломатической деятельности Рубенса. В качестве дипломата он побывал в Голландии и Испании, блестяще провел переговоры с английским королем Карлом I.

«Портрет герцога Лермы» 1603(2), «Портрет камеристки эрцгерцогини Изабеллы» 1625(3), «Портрет Елены Фоурмен с детьми» - второй жены, вернувшей радость жизни художнику, 1636-1638 (4)

1 2 3 4

Рубенс был художником состоятельным, к которому успех пришел при жизни. Последние свои годы провел в приобретенном им замке Стен в окрестностях Антверпена, удалился туда и писал пейзажи и крестьянские сцены, не стремясь продавать картины. Жанровые картины: «Деревенский праздник» – «Кермесса» 1630(1), «Крестьянский танец» 1636-1640(2)..

1
2

Человек и природа в творчестве Рубенса. Стал писать реалистические пейзажи. Одним из них стал пейзаж: «Возчики камней» 1620(1). Широко известен его «Пейзаж с радугой» 1630(2).

1
2

Графическое наследие Рубенса, картоны для шпалер.Ученики Рубенса были тоже успешными, они стали известными художниками.Громкие имена фламандского искусства 17 века:Антонисвад Дейк, Якоб Йорданс и Франс Снейдерс, - все они вышли из мастерской Рубенса.

Центральное значение мастерской Рубенса в развитии фламандского искусства 17 века.

Антонисван Дейк (1599-1641) – создатель нового общеевропейского типа репрезентативного аристократического портрета. Итальянский, антверпенский, английский периоды в творчестве художника. Религиозные картины: «Св. Мартин» (1620-1621). Портреты: «Автопортрет» 1620-1630 – гг.(1), «Семейный портрет» 1621(2), «Портрет маркизы Бриньола-Сале» 1622-1627, «Портрет эрцгерцогини Изабеллы» 1628, «Портрет Карла I на охоте» 1635(3), «Портрет Джорджа Дигби и Уильяма Рассела» 1637(4).

1 2 3 4