Интернет

Искусство и его направления. Искусство задания

Тема: «Искусство и его виды»

Содержание работы

Предполагаемые ответы учеников

« Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем» - деятель французской культуры XX в. Жан Кокто. Французский писатель, художник и режиссёр. Конца 19-1 половины 20 века.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим об искусстве, его видах . А в конце урока попытаемся ответить на вопрос: зачем же обществу необходимо искусство.

Тема урока: «Искусство и его виды».

Сегодня на уроке мы будем работать в опорных конспектах. Тема урока и план в них уже отмечены.

План урока:

1.Искусство, функции ис-ва

2. Виды искусства

3. Особенности искусства

На прошлых уроках мы с вами уже рассматривали такое понятие, как культура. Итак, вспомните, что такое культура в узком и широком смысле?

Хорошо. А теперь скажите, как вы думаете, какое понятие шире: культура или искусство?

Обоснуйте свой ответ?

Правильно. Очень часто эти понятия отождествляют друг с другом. Это не правильно, нужно четко разграничивать понятие культура и искусство, так как понятие культура шире, искусство входит в состав культуры.

Как вы понимаете понятие искусство? С чем оно у вас ассоциируется?

Хорошо. Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество , проявляющееся в различных его видах. Запишите в опорный конспект.

Ребята, художественное творчество – это процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения.

Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром, а также жизнь человека в определенных исторических условиях.

Форма бытия искусства художественное произведение.

Как вы думаете, зачем человеку нужно искусство?

Искусство, также как мораль и религия, выполняет в обществе ряд важных функций.

    Общественно-преобразующая – преобразует общество.

    Художественно-концептуальная – способность анализировать окружающий мир.

    Воспитательная – формирование личности.

    Эстетическая – формирует эстетический вкус человека.

    Утешительно-компенсаторная – снятие стресса, утешение человека.

    Предвосхищение – способность предвосхищать будущее.

    Внушающая – воздействие на человеческую психику.

    Гедонистическая – доставляет людям удовольствие.

    Познавательная – познание с помощью искусства окружающего мира.

В широком: Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а так же все ее результаты.

В узком: Культура – особая сфера жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности.

Культура, так как культура включает в себя понятие искусство, это составная часть культуры.

………………………………………………

Приучает человека к прекрасному, учит человека, является важным историческим источником и т.д.

Искусство проявляет себя в огромном разнообразии отдельных видов художественного творчества. Мы переходим ко второму пункту нашего плана: виды искусства.

На уроках по истории вы уже знакомились с произведениями искусства разных эпох и имеете представление о том, какие виды искусства существуют.

Скажите, какие виды искусства вы знаете?

Запишите в опорные конспекты. Виды искусства : живопись, литература, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино, декоративно-прикладное искусство.

Скажите, какие произведения отечественной живописи вы можете назвать?

Произведения литературы? Скульптуры? Архитектуры? Музыки? Театра? Кино? Декоративно-прикладного искусства?

(Декоративно-прикладное искусство - служит для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия). Примеры на слайд.

Учитель выводит примеры на слайд. Обратите внимание, перед вами представлены следующие примеры видов искусства.

Существуют определенные классификации видов искусств.

Посмотрите внимательно на слайд. Перед вами представлены такие виды искусства, как скульптура, живопись и архитектура – слева. Справа – театр, литература и музыка. Скажите, по какому принципу эти виды искусства разделены на 2 группы?

Хорошо . Отметьте в схеме в опорном конспекте: пространственные и временные виды искусства . Пространственные (понятие): архитектура, скульптура, живопись.

Временные (понятие) : литература, музыка, театр.

Например: например любое здание занимает определенное место – пространство, не двигается и не меняется.

Театральное представление может происходить в любом пространстве, актеры двигаются, сюжет пьесы меняется, двигается, развивается.

Ребята, кроме видов искусств существуют разнообразные стили искусства.

Запишите понятие в опорник: СТИЛЬ - общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания.

Например: перед вами на слайде два архитектурных произведения в стиле классицизм. Обратите внимание, общность образной системы данного стиля проявляется в строгости, сдержанности, минимальной декоративности, светлом цвете, наличие колонн. При строительстве архитекторы использовали идентичные приемы. Единое идейно-художественное содержание – прославление мощи и величия Российского государства.

Какие стили искусства вы изучали на уроках истории и МХК?

Искусство, как специфическая часть культуры имеет свои неповторимые особенности. И мы с вами переходим к третьему пункту нашего плана. Особенности искусства.

Живопись, литература, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино, декоративно-прикладное искусство.

Слева: Пространственные виды искусства - произведения, которые занимают определенную часть пространства, не меняются во времени и не находятся в движении (архитектура, скульптура, живопись)

Справа : Временные виды искусства - произведения, которые меняются на протяжении того времени, пока ими наслаждается зритель или слушатель (литература, музыка, театр).

Романский, готический (В западной архитектуре), модерн барокко, рококо, классицизм.

Сейчас мы с вами вместе постараемся выделить особенности искусства.

1). Посмотрите внимательно на слайд.

Какой вид искусства представлен на слайде?

Правильно. Перед вами картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Скажите, какие чувства у вас вызывает это произведение искусства?

Видите, это произведение вызвало у вас множество разных чувств, эмоций. Это говорит о том, что важной особенностью искусства является чувственное восприятие окружающего мира. Так же как вы чувственно восприняли данное произведение, художники воспринимают окружающий мир. Запишите под цифрой один.

2 .У каждого из вас картина «Иван Грозный и сын его Иван» вызвала разные чувства. Каждый из вас воспринял ее по-своему. Это говорит о такой особенности искусства как субъективное восприятие окружающего мира. Запишите в опорный конспект.

Так же как зритель субъективно воспринимает произведение искусства, так же и художник субъективно воспринимает окружающий мир. Каждый художник видит мир по-своему.

3. Посмтрите на слайд. Какой вид искусства вы видите?

Перед вами на слайде два разных памятника скульптуры.

Скажите, какому государственному деятелю они посвящены?

Правильно. Каждый из художников попытался запечатлеть образ Петра Великого, но у них получились абсолютно разные образы одного и того же человека. Мы можем вывести еще одну особенность искусства – образность. То есть рожденное воображением художника индивидуальное восприятие действительности и запечатление его в определенном образе. Отметьте в опорных конспектах.

4.Каждое произведение искусства является законченным , оно создается раз и навсегда. Так поэт пишет свое стихотворение, и оно остается таким в неизменном виде, хотя трактуется по-разному, художник пишет картину, и она уже не меняется им после этого и т.д. Автор закончил произведение и менять его он уже не будет. Итак, запишите в опорный конспект, законченность произведения .

Таким образом мы убедились, что искусство как особенная часть культуры имеет свои неповторимые особенности, которые отличают ее от других составляющих культуры.

Живопись

Грусть, скорбь, печаль, безысходность, мощь, сила и т.д.

Скульптура

Императору Петру 1.

Итак, ребята, давайте вернемся к высказыванию Жана Кокто: « Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем» .

Как вы думаете, для чего же обществу необходимо искусство?

И в завершение хотелось бы сказать, «Жизнь коротка, искусство вечно» - говорили древнее.

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — .

Искусство как самостоятельная и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в , быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается . Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Авраменко Ю.Ю., МБОУ г.Мценска «Средняя школа №2»

Урок обществознания в 10 классе по теме: «Искусство и духовная жизнь».

Данный урок разработан для учащихся 10 класса. Основная цель урока – подготовка учащихся к ЕГЭ. Изучение нового материала происходит через выполнение заданий, встречающихся в контрольно-измерительных материалах по обществознанию.

Целеполагание : после урока учащиеся смогут:

    назвать определение искусства;

    определить особенности, виды и направления искусства;

Содержательные компоненты : Искусство, его формы и направления.

Ресурсы: учебник «Обществознание (базовый уровень) 10 класс», под редакцией Боголюбова Л.Н., справочная литература (Толковый словарь под ред. Н.И.Ожегова, учебник «Обществознание 9 класс», под редакцией Кравченко А.И., «Справочник по истории Отечества» под редакцией Яковера Л.Б.), материалы Интернет по современным направлениям искусства, дидактический материал, электронная презентация «Искусство и духовная культура».

1 этап. Мотивация

Сегодняшний урок я хочу начать с христианской притчи:

В лавке у Бога.

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.

- Господи! Это Ты? - воскликнула она с радостью.

- Да, это Я, - ответил Бог.

- А что у Тебя можно купить? - спросила женщина.

- У меня можно купить всё, - прозвучал ответ.

- В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
- И это все?! - воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.
- Да, это всё, - ответил Бог. - Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

Вопросы:

Какой переносный смысл у этой притчи?

Как вы можете отнести ее к себе?

Ответы детей.

Действительно, у вас впереди большое будущее, еще не использованные возможности, право выбора. Но вы должны помнить, что многое зависит в вашей жизни от успешной сдачи ЕГЭ. Большинство из вас назвало предметом по выбору обществознание. Я думаю, что готовиться нужно заранее. Итак, начнем.

Тема нашего урока:

«Искусство и духовная жизнь». Запишите в своих тетрадях.

2 этап. Целеполагание:

После урока вы сможете:

    назвать характеристики искусства (определение, виды, особенности).

    привести примеры современных направлений в изобразительном искусстве;

    обсудить проблемы, связанные с современными направлениями в искусстве и сформулировать свое мнение по этому поводу.

3 этап. Исследование нового материала.

План нашего урока:

    Что такое искусство.

    Особенности искусства.

    Виды искусства.

    Современные направления в изобразительном искусстве.

3.1. Что такое искусство.

Работа с определением.

Искусство –

Из истории.

Отражение действительности в художественных образах.

Кравченко. Обществознание, 9 класс, стр. 163.

Художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

Обществознание, 10 класс, стр. 113.

Это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном искусстве.

Задание: Составьте два предложения со словом искусство (задание С5).

Например:

Искусство отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах.

Искусство является особым способом познания и отражения жизни, со своими законами и средствами.

Вы хорошо справились заданиями. Определений у понятия искусства много. На примере одного вида искусства – фотографии, разберем определение, представленное в ответе последним: – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном искусстве. Вы видите фотографию солдата. Давайте подумаем и ответим на вопрос: что хотел передать автор данной фотографии? (Он хотел показать войну в образе солдата).

Войну вымышленную или нет? Свой ответ аргументируйте. (Военные действия представлены реальные. Это, скорее всего, военная операция по ликвидации боевиков в горах. Солдат показан крупным планом. Он очень устал, что видно по выражению его лица, поникшей фигуре и висящим, как плети, рукам).

Какой вывод можно сделать о войне, глядя на данную фотографию? (Война – это трудное, грязное дело, тяжелая работа для тела и души).

Вы четко определили замысел автора фотографии и сделали верный вывод. У войны, как сказал поэт, не женское лицо. Но давайте вернемся опять к определению, зачитанному из учебника: – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном искусстве, и, вновь обращаясь к данной фотографии, постараемся подтвердить данное определение, проанализировав авторскую работу.

(После заслушивания мнений учащихся, учитель обобщает сказанное).

На данной фотографии представлена конкретная реальность: военная операция по ликвидации боевиков в горах. Чтобы донести до нас всю тяжесть и несправедливость войны, автор использовал определенные средства и законы искусства. На фотографии уставший солдат после военных действий показан крупным планом. Он выражает образ всей войны. Мы видим сосредоточенное лицо молодого крепкого парня, видим его душевное опустошение, возможно от тяжелого боя или потери друга. Видим, какие лишения и трудности приносит война: и физические и духовные. Везде грязь, тона в основном коричневые и серо-зеленые. В грязи: и руки, и оружие, и вся одежда солдата, но это не имеет никакого значения для него, ведь у войны свои законы и правила.

Автор в своей работе использует особые средства для передачи замысла, с которыми вы знакомились на уроках изобразительного искусства – композицию, ракурс, усиление определенного цвета, крупный план только одной фигуры, без лишней детализации. Все это вместе воздействует на наши чувства, заставляет сопереживать солдату, задуматься о войне, ненавидеть ее, зримо представить все тяготы и испытания военной операции.

Итак, ребята, дополняя друг друга, мы интересно «прочитали» данное произведение искусства. В своем рассказе, не замечая того, назвали многие особенности искусства.

3.2. Особенности искусства

Задание: используя навыки беглого чтения найдите (стр. 114 – 117) особенности искусства и их характеристику с целью составления схемы.

Вывод: Особенности искусства: чувственное восприятие, субъективизм искусства, образность, законченность авторского произведения, индивидуальное его восприятие.

3.3. Виды искусства.

Представьте, что вы – участник школьной научной конференции. Вам поручено выступить по теме: «Искусство и его виды». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Примерный ответ.

План по теме: «Искусство, его виды и направления».

    Что такое искусство?

определение с точки зрения истории;

определение с точки зрения лингвистики;

определение с точки зрения обществознания.

    Основные виды искусства и принципы их классификации.

по средствам и способам создания художественного образа;

по динамичности;

по способам художественного самовыражения;

по инструменту потребления.

    Направления искусства.

– романтизм;

– экспрессинизм;

– авангардизм;

– модернизм и др.

3.4. Современные направления в изобразительном искусстве.

У известного историка и ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева есть статья «Письма о добром и прекрасном», в которой говорится о том, искусство играет большую роль в жизни человека, участвуя в формировании его нравственности. Для понимания произведений искусства, необходима эстетическая культура, которую развивать надо постоянно, в течение всей жизни. Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека, то есть отображает действительность, реальность, и делает жизнь более человечной. Искусство связано с понятием добра. Оно так же, как и добро, несет в жизнь все самое хорошее: радость, пользу, тепло. Человек, понимающий искусство, обладает широким мировоззрением, он много знает и понимает, с ним интересно и приятно общаться.

Я сейчас предлагаю вам тоже в какой-то степени «прикоснуться к добру». Ваши одноклассники подготовили сообщения о современных видах искусства. Предоставим им слово. (Лихачев Д.С Письма о добром и прекрасном/ Понимать искусство, М., 1989, с. 130-132 .)

Выступления учащихся

Граффити (graffiti – в археологии любые процарапанные на какой-либо поверхности рисунки или буквы, от итал. graffiare – царапать). Так обозначаются произведения субкультуры, представляющие собой в основном крупноформатные изображения на стенах общественных зданий, сооружений, транспорта, выполненные с помощью разного рода пульверизаторов, аэрозольных баллончиков с краской. Отсюда другое название – «пульверизаторное искусство» – Spray art . Его происхождение связывают с массовым появлением граффити в 70-е годы на вагонах нью-йоркского метро, а затем и на стенах общественных зданий, магазинных жалюзи. Первыми авторами граффити были в основном молодые безработные художники этнических меньшинств, прежде всего пуэрториканцы. Поэтому в первых граффити появились некоторые стилистические черты латиноамериканского народного искусства. А самим фактом появления на поверхностях, не предназначенных для этого, их авторы выражали протест против своего бесправного положения. К началу 80-х годов сформировалось целое направление почти профессиональных мастеров. Стали известны их настоящие имена, до этого скрытые под псевдонимами (Crash , Nok 167, Futura 2000, Lee , Seen , Dase ). Некоторые из них перенесли свою технику на холст и стали выставляться в галереях Нью-Йорка. Многокилометровый выставочный зал граффити представляла собой Берлинская стена со стороны Западного Берлина. После ее разрушения 137 сохраненных остатков стены теперь расписаны с обеих сторон. Граффити – это сюжетные, нередко плакатного типа, карикатурные или наивные изображения и надписи, имеющие специфическую стилистику, определяющуюся техникой (аэрозольный баллончик с краской) изображения: спонтанность, скорость, невозможность исправлений, определенный цветовой строй. Тематика изображений бывает социально-заостренной, но чаще повседневной. Нередко авторы Граффити просто стремятся проявить свое «Я», показать техническое умение изображать. Сюжеты поэтому разные, но, как правило, из сферы массовой культуры. Исходя из этимологии термина, к жанру граффити можно отнести и распространенные во всем мире надписи и примитивные рисунки, как правило, нецензурно эротического содержания в общественных туалетах старого образца. Они являются своего рода «кардиограммой» бессознательного самой низовой части общества и, естественно, не могут быть исключены из современной пост культуры.

Нет-арт (Net Art – от анг. Net – сеть, art – искусство). Новейший вид искусства, развивающийся в компьютерных сетях, в частности в сети Интернет. Его исследователи в России, вносящие вклад и в его развитие, Ольга Лялина, Алексей Шульгин считают, что суть Нет-арта сводится к созданию коммуникационных и креативных пространств сети, предоставляющих полную свободу сетевого бытия всем желающим. Поэтому суть Нет-арта, не репрезентация, а коммуникация, и своеобразной арт-единицей его является электронное послание. Различают, по крайней мере три этапа развития Нет-арт, возникшего в 80-90 г.г. ХХ века. Первый, когда начинающие художники сети создали картинки из букв и значков, имеющихся на клавиатуре компьютера. Второй начался, когда в Интернет пришли художники андеграунда и просто все желающие показать нечто из своего творчества. Появилась масса электронных галерей, салонов, кинотеатров, которые внесли в Сеть продукцию внешнего мира. Следующий этап состоял в освоении специальными сетевыми художниками собственно выразительных возможностей сети. Появилась первая сетевая литература. Компьютерные игры также представляют собой один из аспектов Нет-арта. Главной особенностью Нет-арта на сегодня, как и пост-культуры в целом, является принципиальное отсутствие четкого разграничения искусства и неискусства. Основными характеристиками его являются неутилитарность, прямой контакт между художником и реципиентом, интерактивность, свобода бытия в киберпространстве, коммуникационность. Учитывая всеобщую компьютеризацию, представляется, что Нет-арт имеет большое будущее.

4 этап. Практикум

1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «искусство».

Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность .

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. Назовите три особенности искусства и проиллюстрируйте примером одну из них.

3. Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

Характерные черты

Сферы культуры

А) стремление к достоверности

1) наука

Б) обоснованность предположений

2) искусство

В) субъективность

Г) чувственное отражение реальности

Запишите полученную последовательность в таблицу.

А

5 этап. Домашнее задание.

§ 11, документ на стр. 123-124, вопросы и задания к документу.

6 этап. Рефлексия. Заполнение анкет

    Понравился ли вам урок? (нужное зачеркните)

Да. Нет.

    Какое из заданий показалось вам легким?

    Какое из заданий у вас вызвало затруднение?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

    Лихачев Д.С Письма о добром и прекрасном/ Понимать искусство, М., 1989, с. 130-132 .

    Сборник «Лучший опыт – в практику школ», Областной институт усовершенствования учителей, 2009.

    Кравченко А.И. Обществознание, Русское слово, М., 2008.

    Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя/ [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Боголюбова Л.Н.– М.: Просвещение, 2006.

Ресурсы Интернет

    http://wtf.most.ua

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой, деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

Искусство зародилось еще в античную эпоху, однако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называли «искусством» и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т. п. Обособление же собственно эстетической деятельности, т. е. искусства в его современном понимании, раньше всего произошло в области ремесла Это можно отчетливо проследить на примере гон-чарного ремесла. Изготовление посуды, в частности знаменитых греческих ваз, сопровождалось украшением их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов. Ранние греческие орнаменты - меандры - представляли собой изломанную по прямым углом линию, образовывавшую ряд одина ковых, связанных друг с другом мотивов.

Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго наряду с предметным), вымышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) - вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Произведение, создаваемое художником-живописцем, называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет - изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;

б) натюрморт - изображение окружающих человека вещей;

в) пейзаж - изображение естественной или преобразованной человеком природы;

г) бытовой жанр - изображение повседневной жизни людей;

д) анималистический жанр - изображение животных;

е) исторический жанр - изображение исторических событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но ее произведения, как правило, выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещаются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).

3. Скульптура - вид изобразительного искусства произведения которого имеют физически мате риальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф - это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Различают также скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая - это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная - скульптура средних, а монументальная - больших и огромных размеров.

4. Декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.

5. Литература - вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения - легенды, былины, мифы - появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором.

6. Музыка - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют ин-струментальной.

7. Театр - вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

8. Цирк - искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

9. Балет - вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

10. Кино - вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.

11. Фотоискусство - искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.

12. Эстрада - вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций.

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и вос-становлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция показывает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, пра-во, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.


| |

Конспект урока можно использовать как урок, а также для подготовки к ЕГЭ по обществознанию либо как внеурочное мероприятие. Первый слайд выполнен в виде видеоролика как вводно-мотивационный этап урока. Практическая часть: миниисследовательская работа. Домашнее задание: выполнение проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока

Класс 12

Предмет Обществознание

Тема : « Искусство, его виды и формы»

Цель :

Образовательная : раскрыть и осмыслить содержание понятия «искусство», его формах и видах;

Развивающая : помочь обучающимся в осознании непреходящей ценности духовных открытий, выраженных в разных видах искусства;

Воспитательная : способствовать формированию глубокого уважения к культуре прошлого и настоящего, духовным поискам людей, общечеловеческим ценностям, воплощенным в искусстве, веротерпимости и готовности к диалогу с представителями разных культур, отрицательному отношению к культурной изоляции, желания внести собственный вклад в сохранение культурного наследия России.


Задачи

Раскрыть понятие «Искусство»;

Разъяснить его функции;

Рассказать о его видах и формах.

Тип урока : урок обобщения и систематизации полученных ранее знаний с новой точки зрения.

Основные понятия и термины : искусство, предмет искусства, виды искусств, функции искусства.

Необходимое оборудование: Windows7, программа для чтения файлов формата VSP, DVD PAL

ХОД УРОКА

Организационный момент (отметка присутствующих).

Вводно-мотивационный: Презентация слайд 1(видеоролик, выполненный ulead VidioStudio); вопрос учителя: «О чем мы сейчас будем говорить?»

Определяем тему урока слайд 2:

«Искусство, его виды и формы»

Постановка целей и задач слайд 3:

Цель: осмыслить содержание понятия «искусство», его форм и видов.
Задачи для обучающихся:
- понять, что такое «искусство» как познавательная деятельность
- усвоить его функции
- систематизировать знания о его видах

Актуализация опорных знаний: Презентация слайд 4

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей как художественное познание.

Слова учителя: Искусство зародилось еще в античную эпоху, однако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называли "искусством" и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т.п. Обособление же собственно эстетической деятельности, т.е. искусства в его современном понимании, раньше всего произошел в области ремесла. Это можно отчетливо проследить на примере гончарного ремесла. Изготовление посуды, в частности, знаменитых греческих ваз, сопровождалось украшением их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов. Ранние греческие орнаменты - меандры - представляли собой изломанную под прямым углом линию, образовывавшую ряд одинаковых, связанных друг с другом мотивов. (слайд 5)

Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную, а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго, наряду с предметным), вымышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов. (слайд 6)

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) - вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная. (слайды 7 – 9)

2. Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета. (слайды 10 – 16)

Произведение, создаваемое художником-живописцем называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет – жанр, который посвящен изображению человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;

б) натюрморт - жанр, который посвящен изображе нию окружающих человека вещей;

в) пейзаж - жанр, который посвящен изображению естественной или преобразованной человеком природы;

г) бытовой жанр – жанр, который посвящен изображению повседневной жизни людей;

д) анималистический жанр - жанр, который посвя щен изображению животных;

е) исторический жанр – жанр, посвященный изображению исторических событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но её произведения, как правило, выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещ аются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную, газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).

3. Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объект и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптура подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение па камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом, называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф - это высокий рельеф, который, возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф. (слайд 17)

Различают также скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая - это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная - скульптура средних, а монументальная - больших и огромных размеров.

Практическая работа: предлагаю ребятам выполнить мини-исследовательскую работу: раздаю распечатанные изображения скульптур разных форм. Задание: определить какой вид скульптуры изображен на снимке.

4. Декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых разных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно- прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека. (слайд 18)

  1. Литература - вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения - легенды, былины, мифы - появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором. (слайд 19)

  1. Музыка - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной. (слайд 20)
  2. Театр - вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. (слайд 21)
  3. Цирк - искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. (слайд 22)
  4. Балет - вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. (слайд 23)
  5. Кино - вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. (слайд 24)
  6. Эстрада - вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера. (слайд 25)
  7. Фотоискусство - искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. (слайд 26)

Решаем главную задачу, предлагаю ребятам самим выделить функции искусства. В результате разговора определяем:

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций. (слайд 27-29)

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановления в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция - выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы я потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Слова мои: Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего общества, оказывать серьезное влияние на общественное сознание. (слайд 30)

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно- пространственные формы и т.д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, с другими формами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Вывод: Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям. (слайд 31)

Рефлексия (обратная связь)

Определить вид искусства (раздаются распечатанные изображения)

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: Творческое задание составить рассказ и презентацию для демонстрации рассказа о основных стилях искусства: античное искусство, романский стиль, готика, барокко, рококо, ампир, классицизм на примере различных видов искусства.

Учитель Бабина Л.Г.