Домашний очаг

Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе. Информационные технологии в музейном деле Сетевые информационные технологии в деятельности музеев

рисунком в ярком цветовом спектре колорита. По особенностям изображения выделяем несколько авторских почерков, по всей вероятности представляющих разные иконописные школы. Композиционные основы, иконометрия, символика линий, цвета и атрибутов претворялись в процессе создания произведения, имеющем значение обряда. Как и в иконописи, авторы не подписывали работ, поэтому памятники старокалмыцкого искусства в основном безымянны. Художник-иконописец «зурачи» или бурхан-ный мастер, имея духовный сан священнослужителя, рассматривался в первую очередь исполнителем иконографического канона.

Искусство буддизма,адаптируясь в процессе многостороннего культурного

Примечания

взаимодействия, претерпевает трансформацию, а затем деформацию под влиянием этнической культуры ойратов-калмы-ков. Исторический процесс можно обозначить адаптацией канона в инокультур-ной среде, выражавшейся в этнических особенностях его воспроизведения. Стадиальный статус соотносимых систем определяет сложное многоуровневое взаимодействие традиции и инновации в формировании и развитии старокалмыцкого искусства. Последнее нужно рассматривать как «исторически детерминированный способ видения и упорядочения мира» (5, с. 105), во многом обусловливающий процесс стилеобразования художественной формы искусства буддизма.

1. Музей традиционной культуры имени Зая-пандиты Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук был создан как научное подразделение института по рекомендации Исторического отделения РАН Музейному Совету РАН в 2001 году и финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

2. Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство. - Элиста, 1991; Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство XVII - начала XX вв.: Опыт историко-культурной реконструкции. М.: Наука, 2005.

3. СГОКМ - Ставропольский государственный объединенный музей имени Г.К. Праве; НМИДК - Новочеркасский музей истории донского казачества.

4. Батырева С. Г. К вопросу региональной специфики иконографии Белого Старца. Монго-ло-ойратские и бурятские параллели в живописи буддизма // Abstrakts ofthe 8th International Congress of Mongolists, 5-11 August 2002. - Ulaanbaatar, 2002.

5. Искусство в системе культуры. Л., 1987.

Ю.Э. Комлев

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

Способности организовать эффективную деятельность музея XXI века с применением современных компьютерных технологий относятся к числу базовых умений музейного работника и актуальному направлению в музейной работе.

Развитие компьютерной техники, ее внедрение в социальную практику, происходящие в результате этого изменения деятельности и психологии человека, общества - все это составляет суть процесса компьютеризации, играющего ключевую роль в становлении общества информационного типа. Благодаря изобретению и быстрому совершенствованию электронно-вычислительной техники стали воплощаться многие планы, связанные с развитием художественной, информационной, научной, коммуникационной деятельности музея.

По мнению специалистов в области компьютеризации культуры, компьютер осознается как средство моделирования и демонстрации в миниатюре законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества, как средство создания нового произведения искусства и даже новых видов искусства, а также как еще один перспективный инструмент для всех областей профессиональной деятельности (1).

Некоторые представители точных наук считают информацию всеобщим свойством материального мира, и тогда под ней понимается сумма всех сведений, получаемых человеком об окружающем мире. Таким образом, субъектом информационных технологий является человек, который использует эту информацию. Естественно, что качество информации зависит и от механизмов

передачи, и от технологий, в которых она используется человеком, когда он ее воспринимает и обрабатывает.

Непременная установка на прогресс и инновацию заложена в самой логике развития технологий, она позитивно и стимулирующе воздействует на культуру и на всех, кто активно обращается к их услугам.

Появление в жизни музеев компьютеров, способных в короткое время производить огромное количество операций, актуализировало проблему использования исторических знаний, тем более, что информационные технологии дают возможность более обширно осуществлять сбор, хранение, распространение и обработку музейной информации. Свойство интерактивности в музее присуще и мультимедийному ресурсу, что также является проявлением сложного взаимодействия медиа в пределах формируемого виртуального трехмерного пространства, которое становится непрерывным, бесконечным музейным процессом. Появление новых технических приемов дает возможность передавать содержание музея при помощи различных средств информации, доступных для восприятия разными органами человеческих чувств, да еще и путем интерактивного взаимодействия с аудиторией.

Сформировавшийся в последние годы в науке и различных областях практической деятельности музеев информационный подход учитывает не только количественные показатели (объем) музейной информации, но и качественную ее сторону, для определения которой используется понятие «ценность информации», являющееся основным критерием ее отбора в музей.

По мнению Б.А. Столярова, который является автором первого отечественного учебника «Музейная педагогика: история, теория, практика», в качественном аспекте информация подразделяется следующим образом:

Статистическая - характеризуется только количеством информации;

Семантическая - отображает смысл сообщений с учетом контекстов содержания;

Прагматическая - характеризуется ценностью, содержание которой обогащается вероятностью достижения целей рассматриваемой системы;

Эстетическая - связана с эмоциональной реакцией на сообщение, то есть учитывает субъективное восприятие гармонии и красоты объекта, являющегося источником информации.

В рамках рассматриваемого подхода целевая функция музея и культуры определяется как передача информации об истории и искусстве, процесс которой имеет две формы:

Динамическую - информация передает-сяспомощью сигналов (речь, звуки, музыка);

Структурную - музейные предметы, экспозиция, CD и др. При этом структурная информация может преобразовываться в динамическую (воспроизведение музыки или видеофильма, чтение текста) (2).

Увеличение информации в деятельности музеев происходит с увеличением используемых художником, экспозиционером разнообразных языковых средств, а также благодаря оснащению музеев цифровой техникой, влияющей на все стороны музейной деятельности.

Культура и искусство как информационные, социальные и личностные феномены неотделимы от музея и воспринимающего зрителя. Любые взаимодействия, личные и опосредованные контакты, восприятие музейных памятников, обсуждение экспозиции - все это различные формы передачи информации, равно как и создание новой выставки или экспозиции - это тоже информационный процесс, в результате которого генерируется информация.

Коммуникационные потоки музея представлены на рис. 1.

Внешние коммуникации

Музей < >

< !> внутренние коммуникации

Рис. 1. Внешние коммуникации

Сегодня трудно представить современный музей, который не использует интернет и мультимедийные технологии (3). Отличительной чертой современных информационных, прежде всего мультимедийных, технологий в музее является их способность не только производить некий предназначенный для употребления культурный продукт, но и, что гораздо важнее, оказывать косвенное влияние на пользующегося ими человека, меняя его представление о самом себе. Эту антропологическую

функцию информационные технологии в сфере культуры способны выполнять потому, что в производимом ими цифровом продукте человек, как в зеркале, распознает элементы своей собственной интеллектуальной деятельности. Подобное овеществление событий и явлений «внутреннего мира» заставляет по-новому взглянуть на то, что казалось уже хорошо известным, наметить иные аспекты его культурного осмысления.

Более того, масштаб распространения информационных технологий в музейной деятельности углубляет процесс глобализации и самым серьезным образом влияет на характер культурной жизни общества, открывая широкие возможности для постижения традиционной культуры и создания новых ее форм. При этом следует помнить, что виртуальные реальности музея являются лишь средством моделирования возможных решений, но не заменяют подлинной жизни, равно как и подлинныхпроизведений искусства. Таким образом, речь идет о характере взаимодействия между носителями традиционной и информационной культур.

Формирование этого взаимодействия отражается в педагогической коммуникации музея, так как музей на протяжении своего исторического развития аккумулирует различные формы работы с людьми - такие, как общение, беседа, диалог, лекция и др. С помощью информационных технологий музей в состоянии предоставить потенциальным посетителям информацию по:

О коллекциях и наиболее значительных памятниках музея, наделенных сопроводительной текстовой информацией общего характера;

О формах и содержаниях социально-культурной деятельности музея (новые выставки, образовательные программы, циклы экскурсий и лекций, работа клубов, студий и др.).

Информацию, которую получаетпотре-битель и которая включает его в среду музея, можно назвать внешней. Она имеет расширительный характер за пределами музея и обогащается сведениями по истории создания музейных предметов. В качестве изначального визуального источника главным является сам памятник, а его воспроизведение может быть помещено на специальных электронных носителях. Но в данном случае возникает проблема естественной материальности подлинника, т.е. материал, форма, цвет и другое. И при помощи компьютера и грамотного специалиста возможно размыть эту материальность, трансформировав устойчивое восприятие подлинного музейного проекта, например археологического или этнографического памятника.

Таким образом, на основе электронной презентации музейных коллекций и музейных образовательных проектов у потребителя формируется:

Представление о мировом музейном фонде, что дает возможность представить коллекцию конкретного музея в более широком контексте;

Представления и взгляды о мировой истории и истории конкретного региона;

Отношение к художественному и народному творчеству;

Компьютерная и визуальная грамотность;

Пространственное и логическое мышление и т.д.

Положительные Отрицательные

1. При помощи компьютера посетитель больше информации может получить и обработать. 1. Нарушается активное взаимодействие посетителей музея с музейными сотрудниками и предметами.

2. Используя информационные технологии возможно более детальное рассмотрение и изучение памятников. 2. Отсутствует предварительный настрой и подготовка посетителя в общении с музейной средой.

3. Предоставляется возможность анализа и сравнения в визуальном и компьютерном восприятии предметов. 3. Затрудняется эмоциональная передача музейной информации.

Таблица 1. Влияние компьютерных технологий в музее

При внедрении новейших технологий в деятельность музея необходимо учитывать, что «выбор технологий решающим образом формирует культурные стили будущего», тем самым использование и создание электронных носителей актуально использовать в работе музея (4, с. 475).

Например, музей В. Ван-Гога в Амстердаме, очень эффективно использует в своем экспозиционном пространстве компьютерные технологии, что не только позволяет расширить информационный потенциал музея, но и помогает посетителям музея более ярко и полно коммуницировать с музейным пространством, в результате чего общение посетителя с музеем становится более активным, запоминающимся и более длительным.

Однако можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты использования компьютерных технологий в музее (см. табл. 1).

Сегодня музеи особенно активно стали внедрять в свою повседневную работу современные информационно-коммуникационные центры. Такая форма работы с посетителями позволяет, например:

Организовать детский компьютерный сектор, который обеспечит доступ к лучшим сайтам музеев России и мира, а также другим Интернет-ресурсам;

Начать работу над созданием музейной медиатеки, куда войдут издания музеев на бумажных и электронных носителях;

Организовать интерактивный кинотеатр, где будут демонстрироваться мультимедийные образовательные программы, которые дополнят школьную общеобразовательную программу по биологии, истории, литературе, искусству и др. (данные материалы разработаны Федеральным агентством по образованию ФГНУ «Республиканский мультимедиа центр», сотрудниками издательства «Большая Российская энциклопедия», «Центр ПИК»).

По нашему мнению, такие детские информационно-образовательные центры вызовут большой интерес у жителей России, что позволит привлечь новых посетителей в музей. Таким образом, данный центр будет служить более эффективному взаимодействию музея и школы, а также расширит представления пользователей о музейном пространстве и музейных коллекциях.

В целом использование современных технологий ставит своей целью не заменить общение с музеем, а организовать более качественную и эффективную коммуникацию посетителей с культурными ценностями. По мнению английского исследователя

С. Кина, «музей будущего будет по преимуществу динамической структурой, или опытом, идущим навстречу сообществам и призванным служить во множестве пространств». Действительно, мысль о том, что коллекции играют главенствующую роль в музее, отходит на второй план по мере того, как значение предмета и его историческое прошлое получают все большую значимость, необходимость более глобального подхода к собранию культур, включая как нематериальный, так и материальный. Цифровые технологии отвечают этой задаче, так как концептуально музеи будут представлять собой скорее коллекции знаний, нежели произведений (5, с. 19).

Итак, подведем некоторые итоги, информационная политика музея должна охватывать вопросы интеллектуальной собственности, соблюдения Закона о защите данных (для соответствующей страны) или других аналогичных актов и позицию администрации музея относительно участия в совместных базах данных или других способах распространения музейной информации, особенно изобразительной. Переход к цифровому представлению информации, в том числе и изобразительной, кореннымобразомменяетнаше представление о возможностях репродуцирования. Практические вопросы, связанные с открытием доступа, по крайней мере, к некоторым областям музейных баз данных и сконтролем этогодоступа (если такой контроль возможен или желателен), обсуждаются в настоящее время очень широко. Расширение доступа публики к собраниям музеев, конечно, следует приветствовать, но в связи с ним возникает и риск недобросовестного использования изображений, нарушения авторского права или потери возможного дохода, сейчас или в будущем. Особенно серьезные трудности возникают у музеев современного искусства, поскольку живые и здравствующие художники могут потребовать у них своей доли прибыли от распространения информации или изображений.

Информационная политика должна ясно выражать обязательства музея по ведению точной и всеобъемлющей документации по его собранию, по бессрочному хранению всей необходимой информации и обеспечению доступа к ней, а также по обеспечению приемлемого для данного музея доступа публики к музейной информации. Какая-то информация (например, о стоимости различных объектов хранения и страховых суммах) должна, как и прежде, оставаться конфиденциальной, однако значительные объемы информации другого рода

теперь можно открыть не только исследователям, но и широкой публике, причем не обязательно при личном посещении музея, но и при распространении этой информации с помощью видеокассет, видеодисков, CD-ROM или через Интернет. Стремительно меняются и характер знаний о собраниях (они перестают быть прерогативой хранителей и работников отдела учета и оказываются в принципе доступны каждому), и способы обнародования и распространения этих знаний, так что информационную политику, вероятно, придется постоянно пересматривать по мере возникновения новых технологий, законодательства и развития международного обмена информацией.

Доступ публики к музейной документации и информации - расширяющаяся область применения компьютеров в музее. Все более привлекательным для музеев становится открытое хранение: заинтересованный посетитель может получить доступ к информации каталога о данном объекте с помощью упрощенной клавиатуры или монитора с сенсорным экраном. Объем информации, которая такимобразом становится доступной посетителю, значительно больше того, что можно сообщить посредством подписей, текстов и схем, обычно используемых на тематических или художественных выставках. Мультимедийные программы особенно оживляют данные каталога, привлекая к нему внимание посетителей самого разногоуровня осведомленности в предмете. Приобретя видеодиски или CD-ROM с этой информацией можно работать, не выходя из дома, а Интернет открывает еще более широкие возможности.

Будущее музейной документации и музейных информационных систем представляется весьма многообещающим, хотя и несколько неопределенным. За последние годы в этой области уже произошли существенные и быстрые изменения, темп которых, как ожидается, будет и дальше нарастать. Информационные системыпозволяют создавать музейной базе данных захватывающе интересный для пользователей интерфейс. Разрабатываются и осуществляются «виртуальные

выставки», быстро растут возможности дос-тупак данными изображениямсперсональ-ных компьютеров. Меняется сама природа музея как общественного института. Но желание увидеть «подлинную вещь» тоже не ослабевает. Руководителям музеев придется постоянно следить за новыми возможностями - и опасностями - разворачивающейся на наших глазах эпохи цифровой информации.

Несомненными плюсами компьютеризации процесса в коммуникационной сфере музея можно считать:

Создание моделей поиска и оценки музейной информации, позволяющих собрать достаточно большое количество данных об аудиториях, артефактах и средствах массовой коммуникации;

Возможность сведения полученных данных в вариантные построения по использованию тех или иных сочетаний средств массовой коммуникации;

Возможность оценки эффективности и стоимости различных каналов и музейной коммуникации;

Возможность систематического отбора и преобразования данных, а также их тестирования без использования реальных ресурсов;

Учет различных непредвиденных обстоятельств.

Также необходимо отметить, что интернет-технологии позволяют менеджеру, работающему в коммуникационной сфере, существенно сократить временные затраты на подготовку бизнес-плана, а также совершенствуют процесс обработки и архивирования музейной информации. Компьютеризация в му-зеене только расширила технологические возможности, но и перевела сущность музейных коммуникаций в новое, более высокое качество общения. Все известные до этого факторы ограничения - проблемы скорости передачи музейной информации, доступности, массовости, интерактивности, достоверности и другие - либо существенно снизили порог ограничения, либо, напротив, приобрели характеристики информационного преимущества перед другими учреждениями культуры.

Примечания

1. Канстельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / Пер. с англ., под ред. О.И. Шкаратака. М.: ГУВШЭ, 2000. 630 с.

2. Столяров Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: Учеб. пособие. СПб., 2007. 340 с.

3. Скибб Л. Дж., Хэйфмейстер С., Чеснат А. М. Оптимизация мультимедиа ПК / Пер. с англ. Киев: НИПФ «ДиаСофт Лтд», 1997. 352 с.

4. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001.

5. Кин С. Будущее музея в эру цифровых технологий // Информационный бюллетень ИКОМ России. М., 2004.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ

Информационные технологии широко используются в настоящее время во всех сферах деятельности музея (учетно-фондовой, научной, экспозиционно-выставочной, реставрационной, издательской). Современные информационные технологии позволяют избежать многократного дублирования одинаковой информации и усовершенствовать информационную деятельность музея. Благодаря автоматизированной информационной системе (АИС) в музеях создаются базы данных музейных коллекций, которые постоянно пополняются. Существующие базы данных дают возможность музейным работникам выполнять быстрый поиск музейных предметов по заданным критериям и использовать полученные результаты в соответствии со своими целями (научными, хранительскими, экспозиционными, реставрационными и т.д.). Оформление учётной документации и фиксирование внутримузейного передвижения предметов и их выдача из стен музея также осуществляется с помощью АИС.

В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС, адаптируемые к конкретному музею - система "КАМИС", "НИКА", "АС-Музей". Для совместимости баз данных, создаваемых в различных музеях, необходимо выработать стандартные принципы описания. Общепринятой на государственном уровне классификации музейных предметов, позволяющих осуществить эффективный поиск предметов, пока не существует. Комитет по музейной документации CIDOC, созданный в рамках ИКОМ, занимается c 1970-х годов вопросами совершенствования учета и научной обработки собраний с помощью компьютерных технологий. "Минимальный набор данных, необходимых для создания "информационного ядра"", был выработан Комитетом по документации в 1996 г. и рекомендован музеям.

Новые информационные технологии используются в музее при проектировании экспозиций и выставок. Посетитель может получить углубленную информацию о событиях, связанных с темой экспозиции, об экспонируемых предметах (или получить сведения об аналогичных из базы данных), совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя и пр.

Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, который осуществляется на электронных носителях.

Электронные публикации создаются с применением технологии мультимедиа (основные характеристики - гипертекст и интерактивность, компоненты - текст, звук, видео, анимация) в статичном (CD-ROM, DVD) и динамичном (публикации в интернете) виде. Многие музеи имеют свои представительства в Интернет - веб-сайты, где можно получить информацию об экспозициях и составе фондов, о времени работы музея и новых выставках. Музейные профессионалы находят на сайтах сведения об интересующих их научных изданиях музея и конференциях. В интернет функционируют сайты, объединяющие музеи одного региона (Музеи Татарстана, Музеи Омского Прииртышья)..

Аннотация. Данные рекомендации определяют понятия «педагогические инновации», «педагогические технологии» и содержат систематизированную информацию о наиболее эффективных педагогических инновационных технологиях, применимых в деятельности школьных музеев, структуре планирования музейно-педагогической деятельности.

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации разработаны с учётом основных направлений работы руководителей школьных музеев (музейных педагогов, педагогов-организаторов) на основе Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года . Рекомендации способствуют освоению и внедрению в деятельность музеев образовательных организаций наиболее эффективных и результативных технологий взаимодействия с обучающимися.

Целью данных методических рекомендаций является систематизация знаний руководителей школьных музеев (музейных педагогов, педагогов-организаторов), классных руководителей о наиболее эффективных педагогических инновационных технологиях для внедрения в практику музейной деятельности.

Актуальность связана с необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций руководителей музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы) и классных руководителей, с современным пониманием процесса воспитания и реализацией основных принципов образования, заложенных в Законе «Об образовании в Российской Федерации».

Ожидаемые результаты от использования предлагаемых методических рекомендаций: руководители музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы), классные руководители совершенствуют теоретические знания об инновационных технологиях, возможных в практическом применении при организации музейной педагогической деятельности. Использование данных методических рекомендаций позволит организовать деятельность школьного музея на основе современных педагогических технологий.

Школьный музей является своеобразной платформой, объединяющей культурную и познавательную составляющие образовательного процесса. Сегодня в школьном музее можно изучать учебные дисциплины, реализовывать программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, организовывать исследовательскую деятельность.

Применение педагогических инноваций в работе школьных музеев позволяет создать эффективную мотивирующую образовательную среду для обучающихся, благодаря которой каждый школьник сможет стать полноправным участником и инициатором развития музея.

Под педагогической инновацией понимается совокупность целенаправленных действий, которые способны вносить в образовательную среду преобразования, повышающие характеристики разных частей, а также отдельных компонентов всей системы.

Понятие «педагогическая инновация» тесным образом связано с педагогическими технологиями, под которыми мы понимаем описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Наиболее эффективными для практического применения в музейной деятельности являются личностно ориентированные и информационные технологии, интегрированные и исследовательские занятия, интерактивное обучение и музейная педагогика.

Личностно ориентированные педагогические технологии опираются на создание форм обучения, альтернативных традиционным (работа в малых группах, сотрудничество «учитель-ученик»), выявляют индивидуальные особенности школьников как субъектов познания и предметной деятельности, тем самым обеспечивая саморазвитие личности обучающихся.

Информационные технологии обеспечивают сбор, хранение, обработку и распространение информации через создание интернет-пространства для музея школы (сайт, виртуальные экскурсии, блоги и т. д.).

Интегрированные занятия обеспечивают междисциплинарную связь понятий разностороннего изучения объекта, способствуют осмыслению восприятия окружающего мира, систематизируют знания обучающихся, побуждают их к фантазии и творчеству, формируют позитивный эмоциональный настрой. Реализующим механизмом данной технологии являются игры, виртуальные экскурсии, викторины, дискуссии, дебаты, театрализации, конференции.

Исследовательские занятия развивают умение обучающихся работать с информацией, формируя определённый стиль мышления. Результатом этой деятельности является формирование исследовательских умений, позволяющих работать с информацией, анализируя и обобщая её. Практическая работа в контексте исследовательской связана с организацией деятельности обучающихся, основанной на практическом применении полученных знаний. Инновационными формами практической работы являются проекты, презентации, конкурсы, викторины.

Интерактивное обучение в деятельности школьного музея предполагает диалогические методы общения с обучающимися, развитие школьников через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Формами интерактивного обучения являются: «мозговой штурм», дискуссия, дебаты, театрализация, конференция, музейное занятие.

Музейная педагогика основана на организации процесса совместного поиска на основе экспозиции музея образовательной организации, результатом которого являются самостоятельно полученные школьниками знания. Благодаря особому подходу к посетителю как к участнику диалога, музейная педагогика создаёт условия для развития личности обучающихся посредством их включения в многообразную деятельность школьного музея.

К формам музейной педагогики относятся игра, коллективно-творческое дело, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Практическое применение вышеназванных инновационных технологий способствует расширению образовательного пространства музея, а также обобщению обучающимися знаний о культурно-историческом прошлом России, совершенствованию метапредметных компетенций школьников, привитию базовых национальных ценностей.

В связи с высокой эффективностью инновационных технологий в деятельности музеев образовательным организациям рекомендуется :

  • Руководителям школьных музеев (музейным педагогам, педагогам-организаторам) :

1. При организации музейной деятельности использовать личностно ориентированные технологии, характерными чертами которых являются: дискуссионность, педагогическая поддержка, рефлексивность, создание ситуации выбора и успеха, диагностика (опрос, анкетирование), проектная и творческая деятельность.

2. При создании сценария музейного занятия ориентироваться на следующие критерии: вариативность форм, средств обучения и воспитания; учёт возрастных особенностей обучающихся; особое место экспоната, инсталляции, создание пространства музея как мотивирующей среды; использование приемов интерактивного обучения в соответствии с темой, целью и задачами музейного занятия; отказ от традиционного экскурсионного подхода и минимизация монолога в предоставлении информации.

3. Создавать условия для систематического пополнения музейной экспозиции посредством организации исследовательской и поисковой работы с обучающимися.

4. Использовать информационные технологии для обработки, хранения и поиска информации, а также для презентации материалов в формате онлайн-экскурсии, видеоролика, презентации.

5. Ориентироваться на то, что результатом занятия в музее должен стать продукт деятельности обучающихся с обязательным учётом их личностных особенностей.

  • Классным руководителям:

1. При реализации целей и задач воспитательного процесса использовать ресурс музея образовательной организации.

2. Учесть возможность организации и проведения интегрированных занятий в пространстве школьного музея.

3. Использовать тематические экспозиции музея образовательной организации при проведении игр, виртуальных экскурсий, викторин, дискуссий, дебатов, театрализаций, конференций.

4. Использовать средства музейной педагогики при организации исследовательской деятельности обучающихся.

5. Опираться на инициативу обучающихся при планировании и организации мероприятий воспитательного значения в пространстве школьного музея.

Информационные технологии широко используются в настоящее время во всех сферах деятельности музея (учетно-фондовой, научной, экспозиционно-выставочной, реставрационной, издательской). Современные информационные технологии позволяют избежать многократного дублирования одинаковой информации и усовершенствовать информационную деятельность музея. Благодаря автоматизированной информационной системе (АИС) в музеях создаются базы данных музейных коллекций, которые постоянно пополняются. Существующие базы данных дают возможность музейным работникам выполнять быстрый поиск музейных предметов по заданным критериям и использовать полученные результаты в соответствии со своими целями (научными, хранительскими, экспозиционными, реставрационными и т.д.). Оформление учётной документации и фиксирование внутримузейного передвижения предметов и их выдача из стен музея также осуществляется с помощью АИС.

В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС, адаптируемые к конкретному музею - система "КАМИС", "НИКА", "АС-Музей". Для совместимости баз данных, создаваемых в различных музеях, необходимо выработать стандартные принципы описания. Общепринятой на государственном уровне классификации музейных предметов, позволяющих осуществить эффективный поиск предметов, пока не существует. Комитет по музейной документации CIDOC, созданный в рамках ИКОМ, занимается c 1970-х годов вопросами совершенствования учета и научной обработки собраний с помощью компьютерных технологий. "Минимальный набор данных, необходимых для создания "информационного ядра"", был выработан Комитетом по документации в 1996 г. и рекомендован музеям.

Новые информационные технологии используются в музее при проектировании экспозиций и выставок. Посетитель может получить углубленную информацию о событиях, связанных с темой экспозиции, об экспонируемых предметах (или получить сведения об аналогичных из базы данных), совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя и пр.

Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, который осуществляется на электронных носителях.

Электронные публикации создаются с применением технологии мультимедиа (основные характеристики - гипертекст и интерактивность, компоненты - текст, звук, видео, анимация) в статичном (CD-ROM, DVD) и динамичном (публикации в интернете) виде. Многие музеи имеют свои представительства в Интернет - веб-сайты, где можно получить информацию об экспозициях и составе фондов, о времени работы музея и новых выставках. Музейные профессионалы находят на сайтах сведения об интересующих их научных изданиях музея и конференциях. В интернет функционируют сайты, объединяющие музеи одного региона (Музеи Татарстана, Музеи Омского Прииртышья). Наиболее полно музеи России представлены и на сайтах.

Разделы: История и обществознание

Круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития совершенствования воспитательной и образовательной системы «музей – школа» велик. На музей в этом смысле возложены серьёзные задачи. Характер интереса к музею существенно изменился – музей становится одним из сильнодействующих средств воспитания, так как музей сегодня – не собрание экспонатов, а сложное единство архитектуры, науки, искусства. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, система «музей – школа» требует и от учителей, и от музейных работников соответствующих профессиональных знаний и навыков. Очевидно, что для активизации контактов между школой и музеем крайне важны методические рекомендации и для учителя, желающего использовать музей в учебном и воспитательном процессе, и для научного сотрудника музея, который заинтересован в том, чтобы как можно шире использовать в своей работе опыт коллег. Именно факт слияния некоторых разделов педагогики и музееведения стал платформой для создания «музейной педагогики», необходимость использования которой в работе общеобразовательной школы и современного музея продиктована самим временем.

Некоторые учителя считают, что экскурсия или лекция в музее может заменить урок. Но посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса (приложение 1). Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. Именно предмет является объектом всестороннего изучения со стороны музея, именно через предмет как памятник человеческой культуры, музей общается с посетителем. Поэтому одна из задач музейной педагогики заключается в создании предпосылок и условий для активизации посетителей музеев, в частности для совершенствования контактов с музейными предметами, для организации восприятия заложенной в них информации.

В основе работы любого музея лежит предмет. Он является носителем социальной и естественно-научной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью – частью народного достояния. Важной особенностью музейного предмета, отличающего его от других источников, является способность предмета воздействовать на эмоциональную сферу человека. Неслучайно все исследователи, наряду с другими свойствами музейного предмета, такими, как информативность, репрезентативность (отражение действительности), называют такие: - экспрессивность – способность воздействовать на человека через свои признаки, аттрактивность – привлечение внимания, ассоциативность – чувство сопричастности, сопереживания (1, 89.). Помимо этого, каждый предмет является знаком своего времени, отражением особенности той или иной эпохи.

Одно из основных свойств предмета – информативность. Использование различных предметов в качестве наглядного материала на уроке имеет широкое распространение и силу методического приёма. Главное отличие музейного предмета от обычного наглядного пособия в его подлинности, функции исторической памяти, хранящей опыт прошлых поколений. Музейный предмет должен являться первоисточником социальной информации, быть подлинным, храниться долгое время. Не менее важна нравственная, эстетическая, мемориальная ценность предмета – всё, что делает предмет культурной ценностью.

Работа на базе музея позволяет собрать на одном пространстве самые разнообразные источники: письменные памятники, вещественные реликвии, изобразительные материалы, фотографии, предметы археологии, нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и многие другие материалы. Всё это позволяет не только показать многообразие источников, но и обучать детей языку музейных предметов, давать им основы самостоятельной исследовательской работы с источниками. В современных семьях хранится мало вещей, принадлежавших их предкам, которые бы олицетворяли «связь поколений». Многие дети до посещения музея никогда не имели опыт изучения старинных предметов. Поэтому одна из задач не просто привлечь внимание к музейному предмету, но и раскрыть его характер, особенности, свойства. Это внимание к историческому источнику реализуется через систему занятий, главным героем становится тот или иной предмет.

Одной из основных форм музейной просветительской работы является экскурсия. Основа экскурсии – наличие двух элементов: показа и рассказа. Экскурсия – это золотая середина, где экскурсоводу необходимо устойчивого равновесия между показом зрительных объектов и рассказом о них и событиях с ними связанных. Показ – это наблюдение объекта под руководством квалифицированного экскурсовода. При показе человек воспринимает не только внешний вид предмета, памятника, но и с помощью экскурсовода различает в нем отдельные части, принимает участие в их анализе, с помощью дополнительных материалов: вспомогательных наглядных пособий. Рассказ в ходе экскурсии – это дополнение к анализу зрительного ряда, он особенно необходим в тех случаях, когда зрительный материал плохо сохранился или совсем утрачен. Но рассказами злоупотреблять нельзя. Как правило, всё, о чём идёт речь в экскурсии, должно быть представлено в зрительном ряде, который наблюдают экскурсанты. Если нет объектов, раскрывающих тему, не может быть и самой экскурсии. (2. 144)

Попытка подготовить экскурсию по улице, на которой живет учащийся, или любой другой улице, микрорайону, слободе – прекрасное итоговое задание для закрепления сразу большого объёма полученной на музейных уроках информации. Как вариант и результат интегрированного урока краеведения и информатики с использованием музейных технологий – виртуальная экскурсия в мультимедийном исполнении.

Ещё один способ показать результат исследовательской, краеведческой деятельности ученика через музейные технологии – организация выставки на заданную тему, внесение изменений в экспозиции школьного музея, её обновление и дополнение. Эта работа, как и подготовка экскурсии, требует объёмной подготовительной исследовательской работы и на практике закрепляет полученные знания, кроме того, способствует развитию эстетических навыков у ребят, художественного вкуса.

В настоящее время актуален вопрос о краеведческой работе в школе. Мы рассматриваем решение этого вопроса с точки зрения интеграции краеведения с общеобразовательными дисциплинами (историческое краеведение, географическое и природоведческое краеведение, литературное и пр.). Использование основных музейных технологий позволит эффективно, для многих педагогов по-новому организовать учебный процесс. Нестандартные формы и методы изучения школьной дисциплины, творческие контрольные задания, безусловно, будут способствовать активизации умственной деятельности ученика, развитию его творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса. Но самое главное, совокупность названных инноваций помогает педагогам школы и музея решить одну из первоочередных задач педагогики – воспитание чувства патриотизма, которое достигается через познание истории родного края.

Нельзя упускать из вида внеклассные формы работы. Краеведческие кружки и секции, организация и ведение школьного музея, активное участие в краеведческих конкурсах и олимпиадах – один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с учащимися, основной способ передачи знаний и умений, не предусмотренных школьной программой. Строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, не всегда дают возможность помочь ребёнку усвоить дополнительные приёмы и навыки, необходимые для успеха учебного процесса школьника. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, на которых школьники приобретают необходимые знания.

Деятельность краеведческого, музейного кружка направлена на освоение детьми навыков самостоятельной поисковой, исследовательской работы в архивах, в библиотеках, в музеях, интервьюирования интересующих музей или исследователя людей и т.д. Цикл занятий должен предусматривать экскурсионное посещение вышеуказанных учреждений, самостоятельную работу по поиску необходимой, заданной учителем информации, её обработка, анализ проделанной работы в ходе заседаний кружка, дальнейшее планирование исследования, определение целей и задач. Овладение вышеперечисленными навыками формирует у учащегося чёткую ориентацию в информационном пространстве, что в дальнейшем значительно облегчает работу по подготовке различного рода рефератов, краеведческих исследовательских работ и т.д. Кроме этого, члены кружка, оказывают практическую помощь школьному музею, тем самым, вникая в суть его работы, осознают важность и значимость существования музейного дела, приобщаются к его деятельности.

Самая восприимчивая аудитория – дети, и именно на них, в первую очередь, ориентирована просветительская деятельность музеев; именно с детьми работает школа, давая образование и воспитывая из подрастающего поколения достойных граждан своей страны.

Использованная литература:

  1. Лебедева П.Г. Специфика работы с музейным предметом в Детском историческом музее // Музей ХХI века: мечта и реальность.- С-П.: 1999.
  2. Ивашина Н.Н. Методика подготовки выездной экскурсии.//Белгородский краеведческий вестник. – Белгород, 2001.