Непознанное

Исследовательские работы по творчеству А. Островского

Цель урока. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Символический смысл имен и фамилий. Паратов Сергей Сергеевич. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Карандышев. Идеи творчества А.Н. Островского. Действующие лица. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Анализ драмы «Бесприданница». Что мы узнаем о Паратове.

«Герои «Снегурочки»» - Песни. Холодное существо. Огромная сила. Снегурочка. Какие герои только сказочные. А.Н. Островский. Образ Леля. Утро любви. Герои. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Зимняя сказка. Финал оперы. Персонажи. Пастуший рожок. Идеалы автора. Сцена. Любовь. Стихия русских народных обрядов. Мощь и красота природы. Бережное отношение к культурным традициям народа. В.М.Васнецов. Купава и Мизгирь. Дед Мороз.

«Пьеса «Бесприданница»» - Финальная сцена. «Бесприданница». Но ведь способность увлекаться и мотовство вовсе не отвергают трезвый расчет. Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина - истинно трагическая героиня. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом). Тихон - добрый, искренне любит Катерину. С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти? Почему Катерина остается одна со своим горем? Докажите справедливость слов Н.Добролюбова. При каких условиях? Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством.

«Герои «Грозы»» - Особенности стиля Островского. Портрет Островского. Александр Николаевич Островский. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Н.А.Добролюбов. Общественная деятельность А.Н.Островского. Беседа по восприятию пьесы. Основная тема «Грозы». Смысл заглавия. Поведение лицемерно. Национальный театр. Приём контраста. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Кудряш. Памятник А.Н.Островскому. Протест Катерины. Словарь.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Стихотворные строки. Навыки изложения своих мыслей. Печальная песня о бесприданнице. Проблемные вопросы. Каков Карандышев. Любовь для Ларисы. Что же за человек Паратов. Анализ пьесы. Приобретение навыков анализа текста. Жених Ларисы. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Островский. Выстрел Карандышева. Тайна пьесы Островского. Романс. Жестокий романс. Нужна ли Лариса Паратову. Цыганская песня.

ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е.Жуковского»

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ПЬЕСАХ А.Н.ОСТРОВСКОГО

«СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ!»

И «БЕСПРИДАННИЦА»


Мы теперь стараемся все наши идеалы и типы…изобразить до самых мельчайших бытовых

подробностей, а главное, мы считаем первым

условием художественности в изображении данного

типа верную передачу его образа выражения, т.е.

языка и даже склада речи.

А.Н.Островский





По подсчетам лингвистов, в текстах его пьес насчитывается 307 пословиц и поговорок. Некоторые из них автор вынес в название своих пьес:

Свои люди - сочтемся. Комедия, 1849.

Не в свои сани не садись. Комедия, 1852, публ. 1853.

Бедность не порок. Комедия, 1853, публ. 1854.

Не так живи, как хочется. Народная драма, 1854, публ. 1855.

В чужом пиру похмелье. Комедия, 1855, публ. 1856.

Не сошлись характерами! Картины московской жизни, 1857, публ. 1858.

Кошке игрушки, а мышке слезки, 1858, публ. 1858.

Старый друг лучше новых двух, 1859, публ. 1860.

Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. 1861, публ. 1861.

За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)1861, публ. 1861.

Грех да беда на кого не живет. Драма, 1863.

На всякого мудреца довольно простоты. Комедия, 1868.

Не все коту масленица. Сцены из московской жизни, 1871.

Не было ни гроша, да вдруг алтын. Комедия, 1871, публ. 1872.

Правда - хорошо, а счастье лучше. Комедия, 1876, публ. 1877.

Без вины виноватые. Комедия, 1883, публ. 1884.

Не от мира сего. Семейные сцены, 1884, публ. 1885.

Светит, да не греет, 1880, публ. 1881.


«Свои люди – сочтемся!»

Через всю пьесу проходит мотив счета, точнее, обсчета, который находит свое отражение и в речи героев посредством использования пословиц и поговорок. В этом произведении автор использует, по нашим подсчетам, 32 народные пословицы и поговорки.


Самсон Силыч Большов

«Пустит в одной рубахе по миру»

«Этот народ одной рукой крестится, а другой в чужую пазуху лезет»

«За большим погонишься, и последнее отнимут»

«И богу-то угодить на чужой счет норовят»

«Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю»

«Гусь свинье не товарищ»

«Знай, сверчок, свой шесток»

«У баб да у пьяных слезы дешевы»


Подхалюзин Лазарь Елизарыч

- способность к обману: «Свои люди –сочтемся!»;

- умение приспосабливаться: «В добрый час молвить, в худой промолчать» и «Все перемелется – мука будет»;

- желание унизить тех, кто слабее: «Гром гремит не из тучи, а из навозной кучи»;

- завышенное самомнение: «После меня хоть трава не расти».


«Бесприданница»

Нам удалось обнаружить только 6 подобных единиц в этом произведении.

2 раза их использует Вожеватов: «Всякому товару цена есть» и «На грех и из палки выстрелишь».

2 раза их использует Паратов: «На вкус и цвет образа нет» и «Один любит арбуз, а другой - свиной хрящик».

1 раз - Кнуров: «Дорогой бриллиант дорогой оправы требует».

1 раз - Карандышев: «Не все то золото, что блестит».


«Свои люди – сочтемся!»

«Почудили на своем веку, теперь нам пора»

«Каков туз, а в трубу вылетел»

«Молодость- то не бездонный горшок, да и тот, говорят, опорожняется»

«Малого ребенка пришлете - в луковице не обочтем»


«Бесприданница»

«В любви равенства нет»

«В любви приходится иногда и плакать» «Без хитрости на свете не проживешь»

«Не все злодеи – преступники»


А.Н.Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением резво и живо изображать самые существенные ее стороны.

Н.А.Добролюбов


Литература

1. А.Н.Островский Избранные пьесы. – М.: 1982.

2. Даль В.И.Пословицы и поговорки русского народа.- М.: 1957.

3. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – Санкт – Петербург: 2006.


Александр Николаевич Островский создал целый мир российского купечества и чиновничества. Довольно долго казалось, что мир драматурга безвозвратно ушел в прошлое. Но судьба России в ХХ веке показала, что его обладают удивительной жизненной силой. Характеры, созданные мастером, оказались настолько типичны, как типичны и ситуации, в которых они действуют. Например, брежневское время сделало актуальным вопрос, как в этой реальности существовать интеллигенту, и тогда по-новому зазвучали пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты» и » Доходное место». Сегодняшняя Россия, в которой определенный тип людей представлен «новыми русскими», заставляет вспомнить купцов-самодуров из его пьес, персонажей зарождающейся буржуазии периода первичного накопления капитала.

Реализм героев произведений Островского

Итак, герои пьес драматурга — купечество и чиновники. Островский создает определенный тип купца-самодура, человека, который считает, что, имея деньги, он все может купить. От этого человека, как правило, страдают близкие люди.

Таковы, например, Кабаниха и Дикой в драме «Гроза», они чувствуют зависимость других людей и пользуются ею, они не терпят противостояния, но могут уступить силе (Дикой в столкновении с военным). Более цивилизованны Кнуров, Возжеватов из «Бесприданницы», но и для них главное — деньги, нажива. Они искренне считают, что могут купить все. Недаром Кнуров предлагает Ларисе не любовь, а содержание, которое заставит людей забыть о нравственности.

«Темным царством»

— назвал мир самодуров-купцов.

Типичность образов, индивидуальность характеров

Однако следует сказать, что, создавая тип самодура, Островский в каждом конкретном случае создает индивидуальный характер. Так Кабаниху и Дикого объединяет многое, но Савел Прокопьевич — ругатель, от него достается всем и родным и служащим, он знает это за собой и говорит, что просто иногда не может удержаться. Кабаниха же названа Кулигиным ханжой

(«нищих оделяет, а домашних совсем заела»),

она внешне благочестива, в ее речи много старинных слов, но ее поведение противоречит тому, какой она бы хотела казаться.

Индивидуальность характеров проявляется и тогда, когда в пьесе появляются характеры- двойники. Так похожи Тихон и Борис: оба не могут противостоять силе самодурства, оба любят Катерину, оба не могут защитить ее, но Борис более цивилизован, он умеет говорить о любви так, как не умеет Тихон. А Тихон в конце пьесы восстает против тиранства матери, обвиняя ее в смерти Катерины

(«Это вы ее убили, маменька!»),

Борис же предлагает Катерине смириться.

Авторское отношение Островского

Александр Николаевич в разные времена по-разному относился к изображаемым характерам: ему нравилась независимость этих людей, удаль жизни и размах предприятий, но постепенно драматург осознает, что погоня за наживой вытесняет в человеке человеческое. По-разному проявляется и авторская оценка в разные периоды творчества драматурга. Героини «Грозы» и «Бесприданницы» во многом похожи. Симпатии автора и зрителя на стороне героинь. Но и Лариса живут в разной России, поэтому верный видению мира Островский показывает, как различаются финалы этих пьес. После смерти Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон бросает матери обвинение в смерти жены. Убийство Ларисы не вызывает подобного отклика: поет цыганский хор. Автор как бы утверждает, что настало время коммерческих сделок, эпоха негоциантов, холодных, ищущих свою выгоду.

Сюжеты и композиционные решения

Островского строится на замедленной экспозиции, создании ситуаций, в которых изначально заложена конфликтность.

Так, основан на противостоянии патриархального, домостроевского уклада и веяний нового.

Персонажи делятся на два лагеря:

  • самодуры (Кабаниха, Дикой)
  • и несогласные — (Тихон, Борис),
  • приспособившиеся (Варвара, Кудряш)
  • и бунтующие (Катерина).

Конфликт обостряется признанием Катерины в связи с Борисом. Завершается самоубийством Катерины, которое представляется не смертным грехом (на фоне религиозности героини), а протестом против лжи «темного царства», победой над ним, так как пьеса утверждает близость конца царства Кабанихи и Дикого.

Во всех пьесах Островского велика роль второстепенных и внесценических персонажей, которые вносят дополнительные акценты в развитие действия.

Образ Феклуши, например, является гротескным обоснованием абсурда жизни власть предержащих в городе Калинове. Ее рассказы об огненных чудовищах становятся единственным, что связывает «темное царство» с остальным миром. Судьба сестры Бориса во многом определяет и объясняет его поведение и его отношения с Диким.

Художественные средства драматурга

Для создания сценического образа Островский использует монологи персонажей, которые позволяют не только узнать о прошлом героев, но и узнать о том главном, что волнует их (монологи Катерины).

Каждый из героев говорит своим языком:

  • поэтический язык Катерины противопоставлен купеческому языку Кабанихи,
  • городской язык Бориса языку Тихона,
  • в речи Кулигина много научных слов.

В речи героев много пословиц и поговорок, да и для названия самих пьес автор выбирает пословицы.

Мир этого драматурга — это мир Замоскворечья, мир, ушедший в прошлое.

Пьесы Островского являются прекрасным учебником русского быта второй половины ХIХ века. Но мир Александра Николаевича настолько реален, что в нем можно увидеть настоящее.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н.О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Предварительный просмотр:

Сидорова Светлана Васильевна МБОУ «Еласовская СОШ»

Вопросы к викторине по творчеству А. Н. Островского

  1. Как звали родителей Островского, кем они были по происхождению?
  2. На каком факультете Московского университета учился Островский

С 1840 по 1843 год?

  1. Что помогло Островскому хорошо изучить жизнь русского купечества?
  2. Какой театр посещал Островский во время учебы в Московском университете?
  3. Назовите первое литературное произведение Островского?
  4. Назовите первую пьесу- комедию Островского. Кто, прочитав эту первую комедию Островского, написал: «Напрасно печатано, играть же запретить»?
  5. Назовите первую пьесу Островского, которая была сыграна на сцене театра. Когда и в каком театре состоялась премьера этой пьесы?
  6. Какие пьесы Островского озаглавлены как пословицы?
  7. Как называется знаменитая критическая статья Н. А. Добролюбова, посвященная драме Островского «Гроза»?
  8. По какой пьесе Островского снял художественный фильм «Жестокий романс» режиссер Эльдар Рязанов?
  9. Какой театр сегодня в Москве называется «Домом Островского»?
  10. Кто автор памятника Островскому в Москве около Малого театра?
  11. Где находится могила А.Н. Островского?
  12. Узнайте пьесу Островского по ее финалу
  1. «- Хорошо тебе, Катя! А я- то зачем остался жить на свете да мучиться!» (Падает на труп жены).
  2. «-Нет, нет, зачем!.. Пусть веселятся, кому весело…Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть…Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь…вы все хорошие люди…я вас всех люблю» (Посылает поцелуй).

Громкий хор цыган.

  1. Знаете ли вы пьесу Островского «Гроза»
  1. Как зовут купца Дикого?
  2. Назовите фамилию, имя, отчество Кабанихи?
  3. Как зовут сына Кабанихи?
  4. Кому принадлежат эти слова

«Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем».

Ответы

  1. Отец-Николай Федорович Островский, окончил Духовную академию -человек острого ума, образованный, успешно занимался частной практикой6 он был адвокатом, вел дела купцов.В1839 году в чине коллежского асессора Николай Федорович становится потомственным дворянином.

Мать-Любовь Ивановна Островская, урожденная Савкина, родилась в Москве, ее отец был пономарем Сретенского сорока церкви Св. Николая близ Покровского моста.

2 На юридическом факультете

3 Работа в Московском совестном суде в должности канцелярского служителя, затем в коммерческом суде.

  1. Московский Малый театр
  2. Рассказ «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг» (15 декабря 1843 года)
  3. Пьеса «Свои люди – сочтемся», строки принадлежат императору Николаю 1
  4. Пьеса «Не в свои сани не садись» .14 января 1853 года в Московском Большом театре
  5. «Свои люди – сочтемся» 1849

«Не в свои сани не садись 1852

«Бедность не порок» 1853

«Старый друг лучше новых двух» 1860

«Свои собаки грызутся. Чужая не приставай» 1861

«Не все коту масленица» 1871

«Не было ни гроша да вдруг алтын» 1871

«Правда – хорошо, а счастье лучше» 1876

«Без вины виноватые» 1883

  1. «Луч света в темном царстве»
  2. По пьесе «Бесприданница»
  1. Малый театр
  2. Скульптор Н.А. Андреев
  3. В Щелыково, где ныне находится мемориальный музей А.Н. Островского
  4. а) «Гроза»

Б) «Бесприданница»

  1. а) Савел Прокофьевич

б) Марфа Игнатьевна Кабанова

с) Тихон Иванович Кабанов

d) Купчихе Кабановой (Кабанихе)