Семья и Дети

Истинное искусство мастер и маргарита. Об истории создания романа


Поэт сам выбирает себе тему для своих произведений

А. С. Пушкин

Одной из тем, раскрытых Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», является тема творчества. В чём величие и в чём слабость художника-творца, какие произведения заслуживают славы и бессмертия, а какие обречены на забвение, – эти вопросы, несомненно, волновали писателя и нашли своё отражение в его произведении.

В центре романа – судьба Мастера, написавшего исторический роман о Понтии Пилате, пятом прокураторе Иудеи, подписавшем смертный приговор бродячему философу Иешуа Га-Ноцри.

Чем же провинился нищий философ, которого прокуратор отправляет на казнь? Дело в том, что Иешуа высказал мысль о том, что всякая власть является насилием над людьми и что придёт время, когда всё изменится. Человечество войдёт в царство истины и справедливости, где не нужна будет никакая власть.

Так писатель в своём романе затрагивает самую волнующую тему – тему свободы. Его Мастер был свободен, когда писал свой роман. Историк по профессии, он работал в музее, занимался переводами, когда неожиданно выиграл сто тысяч рублей. Он смог оставить службу и заняться любимым делом, то есть полностью отдаться творчеству. Материальная независимость для писателя – факт немаловажный, и Булгаков на собственном опыте знал об этом. Ему революция принесла не освобождение от эксплуатации, а потерю дома, распад семьи, голод и нищету. Он вспоминал: «Работать приходилось не просто, а с остервенением. С утра до вечера, и так каждый день без перерыва, а иначе не выживешь». В числе погибших Михаил Булгаков быть не хотел.

А для его Мастера наступил «золотой век», когда с ним случилась ещё более удивительная вещь: он неожиданно встретил любовь, мгновенно поразившую его сердце, – прекрасную женщину, по имени Маргарита. Она первая назвала его Мастером, она сулила ему славу и говорила, что в его романе заключена вся её жизнь.

Испытания для героя начались уже после создания его произведения. Он впервые столкнулся с миром литературы, и злобная критика обрушилась на него. Вопросы, которые задавали ему, казались ему сумасшедшими. Его не спрашивали по существу романа, а интересовались кто он такой, откуда взялся, давно ли пишет и кто его надоумил «сочинить роман на такую странную тему». Смех, удивление, потом страх и, наконец, душевная болезнь стали уделом Мастера. Он сжигает рукопись романа и прячется ото всех, даже от любимой женщины.

Отказ от борьбы за истину и любовь сыграли роковую роль в судьбе героя. Сам Булгаков по этому поводу высказывался так: «Писатель должен быть стойким, как бы ни было ему трудно. Без этого литературы не существует».

Страх несовместим со свободой человеческого духа и губителен для творчества. Любое насилие приводит к искажению истины. В процессе творческого созидания человеческая душа как бы озаряется светом, то есть наступает то состояние, которое писатели и поэты называют вдохновением. Но даже самый выдающийся талант гибнет, если он не чувствует себя свободным, если ему указывают о чём и как писать.

На первых страницах романа литератор Берлиоз рассуждает об антирелигиозной поэме, которую по его заказу написал молодой поэт Иван Николаевич Бездомный и которой он остался недоволен. Булгаков с тонкой иронией отмечает при этом: «Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, но Иисус в его изображении получился как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж».

Эти рассуждения Иван Бездомный слушает очень внимательно, не пытаясь их оспорить и соглашаясь с ними «на все сто». К этому времени Иван Николаевич уже достиг определённой известности, его стихи печатаются в «Литературной газете». Однако, попав впоследствии в клинику для душевнобольных и познакомившись с Мастером, Иван вдруг почувствовал необъяснимое отвращение к поэзии, собственные стихи стали казаться ему неприятными. И в конце книги, прощаясь с ним, Иван говорит: Я ведь слово своё сдержу, стишков больше писать не буду. Я другое хочу написать».

Это «другое» суждено написать далеко не каждому, кто берётся за перо. Так, в качестве второстепенного персонажа в романе изображён поэт Рюхин, который доставляет Ивана в лечебницу. «Балбес и бездарность Сашка» – такую характеристику даёт своему коллеге Иван Николаевич. Это «кулачок», сочинивший к Первому Мая заказные стишки («взвейтесь!» да «развейтесь!»). В скверном настроении возвращается Рюхин в Москву. Он вспоминает обидные слова, брошенные Бездомным ему прямо в лицо. И горе заключалось в том, что всё в этих словах было правдой. «Отчего мои стихи дурны? – размышлял Рюхин. – Да, не верю я в то, что пишу».

Грузовик остановился у поворота, и металлический Пушкин, чуть наклонив голову, смотрел на бульвар. «Вот пример удачливости, – думал Рюхин и не мог понять, что же особенного было в пушкинских стихах.

Так в чём же заключается тайна этого чуда, когда самые простые слова звучат так удивительно и неповторимо? Как, рисуя самые скромные картины природы и бытия, великие поэты передают читателю нечто сокровенное и значительное. Возможно, что никто и никогда не скажет об этом со всей определенностью. Одно ясно: только свободное творчество способно достичь успеха, мужество и бесстрашие души необходимы художнику, чтобы его произведение дошло до читателя в первозданном виде.

Именно этого не смог достичь Мастер, и потому заслужил он «не свет, а покой». В подобной ситуации находился сам Булгаков: его роман не был напечатан при жизни. Он не мог в открытую говорить о современных ему событиях и людях, и «Мастер и Маргарита» является примером зашифрованной прозы. Читатели понимают, что автор пишет о том, что произошло в действительности, но при этом придаёт рассказанному форму вымысла, многое скрыв и недосказав.

Так, возможно, что в романе раскрывается факт действительной расправы литературных критиков над конкретным писателем. К примеру, прототипом Мастера мог быть Л. Андреев, очень похожий на него внешне. Он имел юридическое образование, знал несколько языков; его интересовали темы, связанные с пограничным состоянием человеческого духа, одинаково влекомого к подвигу и к преступлению. Другим прототипом мог быть С. Есенин: именно в середине 20-х годов он подвергался несправедливым гонениям и преследованиям. Его поэмы «Страна негодяев» и «Гуляй-поле», в которых он обвинял власть в преступлениях против крестьянства, так и не дошли до читателя. Как и в случае с Мастером, критики не разбирали достоинства его стихов, а «распинали» его как личность.

В своём романе в зашифрованном виде Булгаков намекал на подвиг и других русских поэтов-мучеников, которые в своём творчестве не исказили истину, не запятнали совесть – поэтов, достойных не только «покоя», но и «света». Кроме упомянутого Есенина, писатель вспоминает про Грибоедова (Дом литераторов носил имя Грибоедова) и М. Лермонтова, отдельные факты биографии которого отражены в жизни Иешуа (так, ему было 27 лет, а не 33 года, как Иисусу Христу; кроме того, в момент гибели обоих разражается страшная гроза).

Добро, творчество, свобода – эти понятия неразделимы для художника, и это та истинная гармония жизни, к которой должен стремиться каждый человек. Может быть, и всю жизнь человеческую надо рассматривать как творчество, в котором нельзя совершать роковых ошибок, в котором не должно быть места лжи и предательству.

Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Вот почему эти темы нашли такое живое отражение в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", потому что они близки ему. А еще любимая тема поэтов – это пророчество. М.А. Булгаков правильно рассудил, что «рукописи не горят», и верно напророчил будущее себе и своим книгам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока : 1. Показать мастерство М.А. Булгакова в изображении мира человеческих чувств; роль детали в романе.

2. Уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

3. Проверить знания содержания романа.

Методические приемы : работа с текстом, работа с демонстрационным материалом, лекция с элементами беседы.

Оборудование : экран, проектор для презентации, видеоаппаратура, телевизор для просмотра эпизодов из фильма В.В. Бортко «Мастер и Маргарита».

Ход урока :

(На доске записана тема урока: «Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», сарказм – едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом).

  1. Введение в тему урока. Слово учителя.

Сегодня мы будем разбирать тему, которая была очень важна для многих известных поэтов и прозаиков. Тема поэта и поэзии нашла отражение в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, В.В. Маяковского, С.А. Есенина и многих других известных поэтов и прозаиков. В прозе М.А. Булгакова мы затронем тему творчества, которая в романе «Мастер и Маргарита» будет объединена с темой любви. Обратимся к тексту романа.

  1. Работа с текстом романа.

В романе Булгакова мы встречаем очень подробное описание «святая святых» всех московских писателей того времени – МАССОЛИТА. Найдите его в главе 5 .

(- Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом.)

Какие преимущества дает членство в МАССОЛИТе?

(по членскому удостоверению пропускают в ресторан, можно встать в очередь на получение квартиры или достать путевку на курорт).

Со свойственным ему сарказмом Булгаков пишет в 5 главе романа: «Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было и мечтать овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой, - известным всей Москве билетом».

Кого из писателей, членов МАССОЛИТа, вы запомнили? (Ивана Бездомного)

Кого можно назвать настоящим творцом в романе? (Мастера)

Он член МАССОЛИТа? (Нет)

Получается, чтобы быть писателем, не надо иметь членское удостоверение. По этому удостоверению пропускают в ресторан, но не в Историю. Давайте вспомним эпизод из главы 28 , когда Коровьев и Бегемот пришли в ресторан Грибоедова.

(- Ваши удостоверения? – она с удивлением глядела на пенсне Коровьева, а также и на примус Бегемота, и на разорванный Бегемотов локоть.

Приношу вам тысячу извинений, какие удостоверения? – спросил Коровьев, удивляясь.

Вы – писатели? – в свою очередь, спросила гражданка.

Безусловно, - с достоинством ответил Коровьев.

Ваши удостоверения? – повторила гражданка.

- …Так вот. Чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, у него и удостоверения-то никакого не было!..

Вы – не Достоевский, - сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.

Ну, почем знать, почем знать, - ответил тот.

Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.

Протестую! – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!

Ваши удостоверения, граждане, - сказала гражданка.

Помилуйте, это в конце концов, смешно, - не сдавался Коровьев, - вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!)

Оказывается, вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет. Только не каждый способен трезво оценить то, что он делает. Например, поэт Рюхин, который сопровождал Ивана Бездомного в психиатрическую клинику, был очень обижен на слова о нем товарища по перу: «Сашка-бездарность», «Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочиняет к первому числу! «Взвейтесь!» да «развейтесь!» Найдите в главе 6 отрывок, где Рюхин начинает осмысливать свое творчество. Зачитайте.

(Со слов «Поэт не глядел уже по сторонам…» до слов «…и обеспечил бессмертие…»)

А теперь вспомним эпизод из главы 13 , где Иван Бездомный анализирует свое творчество.

(Просмотр эпизода «Знакомство Ивана Бездомного с Мастером из фильма В.В. Бортко «Мастер и Маргарита»).

Из всех членов МАССОЛИТа Иван Бездомный - единственный, кто соглашается с тем, что он «человек невежественный» и обещает «не писать больше» стихов. Он расстается со своей как будто кем-то навязанной профессией с чувством освобождения, облегчения. Двойником этого героя М.А. Булгаков делает Мастера. Через двойника герой познает себя, а читатель познает героя. Но также двойником Ивана Бездомного является поэт Рюхин, имеющий некоторые отрицательные качества, от которых Бездомный впоследствии откажется.

  1. Лекция с элементами беседы. Просмотр презентации

Мастер рассказывает Ивану свою историю. Это история романа о Пилате и история любви. Так объединяются в романе тема любви и тема творчества.

(Показ слайдов).

Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер в одиночестве поселился в подвальчике и принялся «сочинять роман о Понтии Пилате». Затем наступает весна, «оделись в зелень кусты сирени». «И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», - Мастер встретил Маргариту. С этого начинается раскрытие темы любви. Как часто бывает у Булгакова, герои действуют вод воздействием внезапной вспышки, озарения: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!» - говорит Мастер. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и … деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера «был дописан в августе», и с наступлением осени в природе наступила «осень» и в отношениях героев. «В половине октября» Мастер заболел: ему показалось, что «осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату» и он «захлебнется в ней». Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие люди, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою возлюбленную. Новая встреча происходит только в мае, после бала весеннего полнолуния. Проходит определенный цикл, весна снова дает надежду влюбленным на счастье.

  1. Работа с демонстрационным материалом.

Обратите внимание, как тема творчества и тема любви сочетаются с темой жертвенности: Мастер страдает из-за своего «детища», своего романа, а Маргарита во имя спасения Мастера заключает сделку с дьяволом и этим губит свою бессмертную душу.

(Просмотр эпизода фильма «Возвращение Мастера после бала Сатаны»).

  1. Лекция с подведением итогов по теме.

Булгаков сознательно, порой демонстративно подчеркивает автобиографичность образа Мастера. Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины – все это пережили и сам Булгаков и его герой. Судьба Мастера-Булгакова закономерна. В стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный заказ». Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку. Он перестает бороться, сжигает свой роман, проявляет малодушие и тем самым теряет свое место в Свете, как и его возлюбленная Маргарита, которая тоже не заслуживает места в Свете, потому что она связала свою жизнь с нечистой силой. Но они оба много страдали, отчаянная борьба Маргариты за свою любовь, за спасение Мастера приносит свои плоды: им обоим Высшие силы разрешают поселиться в Покое, чего они хотели и, в конечном счете, и получили.

Образ Мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью «угадать» истину (его роман не выдуман, а угадан: «О, как я угадал! О, как я все угадал!»), прозреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро.

С образом Маргариты связан любимый Булгаковым образ дома, семейного очага. Она своими поступками как бы возрождает в романе разные человеческие ценности: свободу личности, милосердие, честность, правду, веру, любовь, чего так не хватает в московском обществе. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Всем известно, что прототипом Маргариты стала Елена Сергеевна Белозерская, третья жена М.А. Булгакова. Именно она помогала ему стойко переносить период его предсмертной болезни, когда он практически ослеп, читала ему, помогала править текст. Свою роль ангела-хранителя Елена Сергеевна знала твердо, ни разу не усомнилась, в трудный час ничем не выдала своей усталости. «Когда мы стали жить вместе с Михаилом Афанасьевичем, - вспоминала Елена Сергеевна, - он мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».

Значит, любовь, так же, как творчество, второй путь в сверхреальность, она ведет к постижению «третьего измерения». Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Вот почему эти темы нашли такое живое отражение в романе Булгакова, потому что они близки ему. А еще любимая тема поэтов – это пророчество. М.А. Булгаков правильно рассудил, что «рукописи не горят», и верно напророчил будущее себе и своим книгам.

  1. Домашнее задание.
  2. Оценивание ответов.

Тема творчества и судьбы художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тема творчества и судьбы художника интересовала Михаила Булгакова всю жизнь. Но жемчужиной всего творчества писателя стало последнее его произведение - роман «Мастер и Маргарита».

Слово «мастер» не случайно вынесено М.А. Булгаковым в заглавие его знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Мастер действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения. Мастер - историк, сделавшийся писателем. Мастер - человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Его образ некоторые критики считают автобиографическим, отразившим реальные переживания и жизненные коллизии самого Булгакова. Другие же ищут прототип мастера в литературном окружении Булгакова. Но для всех очевидно, что Булгаков нарисовал типичную трагическую судьбу честного писателя в тоталитарном обществе.

Жизнь Мастера, историка по образованию, была бесцветной. Однако была у него мечта - написать роман о Понтии Пилате, воплотить собственное видение истории, произошедшей две тысячи лет тому назад в древнем иудейском городе. Вскоре представилась возможность осуществить эту мечту - он выиграл сто тысяч рублей. Мастер весь отдался работе. Вместе с творчеством приходит к нему настоящая любовь - он встречает Маргариту. Именно Маргарита назвала его Мастером, торопила его, сулила ему славу.

Роман был дописан. Но начинаются испытания: роман не принят к печати, удалось напечатать лишь часть, критика отозвалась на публикацию разгромными статьями. Мастер подвергается аресту, попадает в психиатрическую больницу.

На фоне других писателей МАССОЛИТа Мастер выделяется именно своей подлинностью. М. Булгаков показывает, что у этих так называемых творческих людей совсем не творческие интересы. Они мечтают только о дачах, о творческих отпусках, о том, чтобы вкусно и дешево поесть. Читатель имеет возможность понаблюдать, как проходит лишь один вечер в МАССОЛИТе. Темы произведений писателям навязывают, так же как и исполнение.

Совсем иначе с произведением Мастера. Тему своего романа он выбирает свободно, но с этой свободой не так все просто. Обратим внимание, что текст романа Мастера в булгаковском романе существует как бы помимо Мастера. Вначале мы узнаем этот текст из рассказа Воланда, затем из сна Бездомного и лишь в конце, когда мы знаем, что роман сожжен, - из восстановленной Воландом рукописи. Эта ситуация символична: «рукописи не горят», потому что подлинное художественное творчество существует не только на бумаге и даже не только в сознании художника. Оно существует объективно, как реальность, равноправная жизненной, и писатель ее не столько создает, сколько угадывает.

Едва ли найдётся читатель, который возьмёт на себя смелость утверждать, что нашёл ключи ко всем таящимся в романе загадкам. Но многое в романе приоткроется, если хотя бы бегло проследить десятилетнюю историю его создания, не забывая при этом, что почти все произведения Булгакова родились из его собственных

Переживаний, конфликтов, потрясений. На примере судьбы мастера м. а. Булгаков в романе помещает важнейшие для него мысли, суждения и размышления о месте художника, творческой личности в обществе, в мире, о его взаимоотношениях с властью и своей совестью. М.А. Булгаков приходит к выводу о том, что художник не должен лгать ни себе, ни другим людям. Художник, который лжёт, который не в ладу со своей совестью, теряет всякое право на творчество.

Сделав мастера своим двойником, подарив ему некоторые перипетии своей судьбы и свою любовь, М.А. Булгаков сохранил для себя деяния, на которые у мастера уже не было сил, да и не могло быть по его характеру. И мастер получает вечный покой вместе с Маргаритой и восставшей из пепла рукописью сожжённого им романа. И я с уверенностью повторяю слова всезнающего Воланда: «рукописи не горят…»

Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. А также красной нитью через всю книгу проходит идея подлинной ценности истинного искусства, истинного творчества.

В самом начале романа Булгаков знакомит нас с двумя героями, представителями «пишущей братии», один из которых является председателем правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, редактором «толстого художественного журнала», а другой – поэтом, печатающимся в этом журнале. С первых же страниц произведения Булгаков не скрывает своей иронии по отношению к Михаилу Александровичу Берлиозу: «…и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, - поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного…». Налицо «однобокое» образование этого человека, накопленная информация никак не расширила его кругозор. Это еще допустимо в обыденной жизни, но в сфере литературы… А каков руководитель, такова и организация, и мы сразу же можем себе представить уровень журнала, редактором которого является Берлиоз, и всего МАССОЛИТа в целом. Недаром в дальнейшем эти люди будут главными гонителями гения, написавшего высокохудожественный шедевр, посвященный Понтию Пилату.

Таким образом, Булгаков с самых первых страниц романа медленно подводит нас к одному из главных конфликтов произведения: проблеме истинного и ложного творчества. Для автора эта проблема была особо болезненна, и не случайно многие литературоведы угадывают под маской Мастера самого Булгакова. Для раскрытия темы творчества автор показывает нам членов МАССОЛИТа, жалких графоманов, заботящихся только лишь о набивании своего желудка. Страшна силой своей сатиры и злободневности глава «Было дело в Грибоедове»!.. Большое место в ней отводится описанию ресторана, находящегося на нижнем этаже здания МАССОЛИТа: «…помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки!… А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках?» Вот она, главная достопримечательность «храма культуры»!… Крайне символичен образ «румяногубого гиганта, золотистоволосого, пышнощекого» Амвросия-поэта. Можно считать его живым воплощением всего литературного общества Москвы. И подобные люди должны владеть умами целых поколений! И уже не смешна нам булгаковская сатира, от нее становится страшно, горько.

Но вот на страницах произведения появляется Мастер. Это истинный творец, настоящий художник. И, к сожалению, вполне естественно, что он не может выжить в подобном обществе. Мастер пишет роман о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри, о страхе, трусости и следующей за ней страшной смерти невинного человека, об ужасных муках совести и вечном проклятии… Это произведение выходит в свет, но массолитовские бездарности не могут оценить его по достоинству. Эти обласканные властью халтурщики способны лишь накинуться на гения всей стаей, как шакалы. Они загоняют Мастера в угол, «забивают» его своей необоснованной критикой, доводят до сумасшествия. Вот судьба настоящего художника! Но видимо не все гонители Мастера были настолько бездарны, что не смогли оценить настоящий шедевр: «Мне все казалось, - и я не мог от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Боязнь лишится своего теплого, насиженного места не дает им сказать правду.

Размышляя над судьбой Мастера, мы начинаем задумываться, почему тот не был достоин света? Почему Иешуа, о котором он написал роман, не забрал писателя к себе? Иешуа и Мастер являются явными перекличками в романе, и тот и другой несет свою правду, свою философию. Но Га-Ноцри не отрекся от своего образа мыслей, пошел до конца и, пройдя через нечеловеческие страдания на кресте, был вознесен на небо. Мастер же, столкнувшись с жизненными трудностями, непониманием и гонением, отказался от своего детища. Он не смог пронести свой «крест», не пошел до конца. Поэтому он оказался достоин лишь покоя.

Мастер пытается сжечь свой уже ненавистный роман. Но «рукописи не горят»! И в этой фразе очень четко выражается позиция Булгакова по отношению к творчеству. Он говорит об огромной ответственности, ложащейся на плечи каждого, кто собирается привнести в мир что-то новое путем печатного слова. Ведь ложь, глупость, жестокость, непорядочность, откровенная халтура рано или поздно наказываются. Есть высшие силы, которые видят все и каждому воздадут по его деяниям. Воплощением такой силы у Булгакова являются Воланд и его свита. Любимый прием автора, «дьяволиада», помогает восстановить справедливость. В конце романа сгорает Грибоедов, этот рассадник бездарностей и завистников. Здание охвачено очищающим огнем, в котором исчезает вся ложь, халтура, написанная представителями МАССОЛИТа. Естественно, построится новое здание, в котором будут находить себе прибежище все те же пороки «псевдотворцов», но на какое-то время мир станет чуть чище, у истинных талантов есть немного времени, чтобы вздохнуть спокойно. Потом все это закрутится вновь, но есть вечный Воланд и его свита…

Истинное творчество получило свою награду. Мастер и его возлюбленная заслужили покоя. Все испытания позади, они покидают Москву и это жестокое время навсегда. «Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя». Действительно, что может быть нужно подлинному художнику так, как свобода. Талант не может развернуться во всей своей полноте в душных и сдавливающих горло рамках политической системы. Творчество не должно быть ограничено боязнью оказаться непринятым, непонятым. Писатель, художник слова, должен иметь право на свое мировоззрение, миропонимание. Так считал Булгаков. Так думаю и я.

«Мастер и Маргарита» есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру, утверждением истины, без которой человечество не может существовать.

Подлинный творец, Мастер, не должен никому и ничему подчиняться. Он должен жить с ощущением внутренней свободы, потому что именно несвобода порождает зло в разных его ипостасях, а добро рождается свободой.

Герой романа – Мастер живет в Москве 20–30-х годов. Это время строительства социализма, слепой веры в правильность политики правительства, страха перед ним, время создания «новой литературы». Сам М.А. Булгаков считал самообманом самозваную «новую литературу», к которой относили себя пролетписатели, он говорил, что любое искусство всегда «ново», неповторимо и в то же время вечно. И хотя большевики исключительно мешали Булгакову писать, печатать, ставить на сцене свои произведения, но они не смогли помешать ему чувствовать себя Мастером.

Путь в творчестве героя М.А. Булгакова тернист, как и путь самого писателя, но он честен, добр, он пишет роман о Понтии и Пилате, фокусирующий в себе противоречия, которые обязаны решить свей жизнью все последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность. В его романе живет вера в непреложный нравственный закон, который заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием. Духовный мир Мастера раскрывается такими красивыми, высокими словами, как «любовь», «судьба», «розы», «лунный свет». И вот он соприкасается с реалиями жизни, прежде всего литературной. Ведь им написан роман, он должен найти своего читателя. Словом «ужас» сопровождаются воспоминания Мастера о вхождении в «мир литературы».

Этим миром правят Берлиоз, критики Латунский и Ариман, литератор Мстислав Лаврович, секретарь редакции Лапешникова, которой они прикрылись и которая, «стараясь не попадать своими глазами» в глаза Мастера, сообщила, что «вопрос о напечатании романа «отпадает»». Но если бы роман только не напечатали. Честного, свободного в полете мысли писателя начали травить критическими статьями, предлагается «ударить», и крепко ударить по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить (опять это проклятое слово!) ее в печать. «Что же так раздражало всех этих писак? А то что Мастер не похож на них: не так мыслит, не то чувствует, говорит, что думает, в отличие от критиков, которые «говорят не то, что хотят сказать». Они невольники своего времени, все жильцы «нехорошей квартиры», где «два года тому назад начались необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать». Люди «исчезали», комнаты их почему-то оказывались «запечатанными». А те, что еще не исчезли, не напрасно полны опасений, как Степа Лиходеев или тот же сосед Маргариты, Николай Иванович: «Нас услышит кто-нибудь…» Во всей Москве есть лишь одно заведение, где люди раскрепощаются, становятся сами собой. Это клиника Стравинского, сумасшедший дом. Только здесь они избавляются от наваждений несвободы. Не случайно поэт Иван Бездомный именно здесь излечивается от берлиозовых догматических наставлений и своего занудного стихоплетства. Именно здесь он встречается с Мастером и становится его духовным и идейным преемником. А Мастер? Почему он сюда попал? Разве он был не свободен? Нет, но им овладело отчаяние, нужно было бороться со сложившимися обстоятельствами, защитить свое творение. Но у Мастера на это не хватило сил. И вот рукопись сожжена. В октябре к ее автору «постучали»… А когда в январе он вернулся «в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами», в его квартире уже обитал Алоизий Могарыч, провокатор и доносчик, прямой потомок Иуды из Кариафа. «Холод и страх стали постоянными спутниками Мастера. И ничего иного не оставалось ему, как идти сдаваться в сумасшедший дом».

Несвобода победила свободу? А как иначе могло быть в те дни? Сделав Мастера победителем, Булгаков нарушил бы законы художественного творчества, изменил бы чувству реализма. Но, победив, тирания лжи, насилия, трусости бессильна оказалась уничтожить, растоптать то, чем была полна душа Мастера. Да, герой проявил слабость, не сумел бороться с режимом, однако на поклон к своим душителям не пошел, пощады не попросил. Предпочел другое. «Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, – говорит Мастер, – они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласен искать там». Потусторонняя сила позволила ему не только ощутить свою свободу, но и ощутить ее с особенной, недоступной в реальной жизни полнотой: обрести ученика, своего последователя, получить право освободить от вечных мук Понтия Пилата.

Итак, Мастер вознагражден за свои страдания, ему дарованы вечный покой и бессмертие. Он не в силах физически бороться со злом, но его роман – это уже подвиг, так как несет людям веру в добро, справедливость, любовь, человечность и противостоит злу и насилию. В этом и заключается предназначение настоящего творца.